Что означает уметь читать
Что означает уметь читать
Меня спросили: а что значит уметь читать и быть правильным читателем. Изучив по этому вопросу обширные материалы доктора психологических наук Александра Михайловича Лобка, душой заболевшего за не умеющих читать книги современных детей, я сделала «выжимку» самого главного из его рассуждений и личного опыта как ученого, добавила своего педагогического опыта как учителя-словесника, ратующего за чтение, и предлагаю в статье ответ на этот вопрос.
В первую очередь, умение читать – это желание читать.
Если у вас нет желания читать – значит, вы не умеете читать. Значит, то «чтение», которому вас научили – это имитационное чтение. Человек читающий – это человек, в котором каким-то образом оказался зажжен «огонь чтения». Это человек, в котором сформирован читательский драйв. Он поймал какую-то особую тайну, особую «фишку» чтения, которая делает это чтение самым увлекательным процессом на свете, который не может быть заменен никакими аудио или видеоисточниками. Подлинное чтение – это когда книга почему-то становится важнее еды, компьютерных игр и даже общения со сверстниками. Когда книга наполняет вас переживаниями, образами и мыслями, которые продолжают жить долгие дни, а то и месяцы после того, как закрылась последняя страница. Когда к книге хочется возвращаться. Когда уже прочитанную книгу хочется перечитывать снова и снова. Когда с книгой происходит внутренний диалог. Когда книга становится внутренним партнером, другом и собеседником, учителем и воспитателем. Когда книга становится зоной сокровенного.
Во-вторых, умение читать – это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинами своего воображения.
Увлеченное чтение – это искусство порождения своих собственных картин, визуализирующих читаемый текст в сознании. Самое удивительное при этом то, что у каждого читателя будет своя картинка. Текст – один, а картинок столько, сколько читателей, и все картинки совершенно разные. А степень подробности, степень детализированности воображаемых картинок – важнейший показатель вовлеченности в процесс чтения. Затем, по мере развития в читателе умения порождать собственные образы добавляется умение порождать собственные чувства, собственные мысли и смыслы, а так же собственные интерпретации в процессе чтения. Все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я в читаемом тексте как подлинный фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».
В-третьих, умение читать – это искусство свободно путешествовать в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом. Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия по книге. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое, он произвольно меняет темп и скорость чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. Читающий человек как бы «играет» с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк, «методом тыка».
Именно таким «методом тыка» мы пользуемся, когда выбираем книгу в книжном магазине. Открывая ее наугад в разных местах, читаем произвольные фрагменты и на этом основании принимаем решение, стоит ли эту книгу брать.
В-четвертых, умение читать – это еще и умение слышать спрятанного за текстом собеседника. Это умение понимать читаемый текст, т.е. быть адекватным читателем. Например, умение адекватно воссоздавать то, что находится «за» текстом – умение «считывать» спрятанные в тексте смысловые и художественные образы. Умение не просто выхватывать из текста отдельные слова и предложения или даже отдельные фрагменты и понимать их как душе заблагорассудится, а искусство чувствовать, воспринимать и дешифровывать целостную ткань текста, искусство воспринимать текст как некую целостность и обнаруживать автора, с которым можно вступать в диалог.
В-пятых, умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст. Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения, и он начинает искать книги не с точки зрения сюжета или жанра, а с точки зрения художественного стиля и качественности языка. Он начинает отличать художественно «вкусные» книги от художественно безвкусных, он формирует в себе то, что можно назвать «художественным навигатором» или «художественным чутьем», что позволяет ориентироваться в море литературы с позиций вкуса. Сформированность такого внутреннего художественного навигатора можно бы рассматривать как высший результат школьного литературного образования.
А если у человека оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий, будет готов к встрече с новыми книгами и непривычными художественными мирами, будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что так же является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий – это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.
В-шестых, умение читать – это искусство «рыться» в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, создавать свою персональную, или «внутриличностную», библиотеку как зеркало своей личности.
Это наша невидимая библиотека, в которой постоянно происходит перекладывание и пересортировка книг. На мысленных стеллажах этой библиотеки находятся, в первую очередь, книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга этих книг. Что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины… Человек читающий – это человек, который все время занимается (как правило, неосознанно!) упорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем самое главное в этой библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. «Длина» таких стеллажных полок и их наполнение являются важнейшим показателем образованности человека.
Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более активно происходит упорядочивание этого книжного богатства, тем более живым является его внутреннее пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения человека. Но несомненным остается одно – пространство и жизнь этой внутриличностной библиотеки являются важнейшими показателями культурного и образованного человека.
Что значит «уметь читать»?
Задания по литературе для 5 класса 3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».
«Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его… «(Н. В. Гоголь)
В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.
Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.
Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.
Объяснение слов по толковому словар ю Ожегова:
Переплет
Обложка
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
Титульный лист
Компьютерный толковый словарь
Входные данные
Родители братьев, старик и старуха были пахарями или хлеборобами, в тексте мы находим слова о том, что они вместе с сыновьями пахали землю и сеяли хлеб.
Но случилась беда. Собралось на это царство войной злое Чудо-Юдо, которое хотело не просто пограбить или захватить царство, а уничтожить всех его жителей.
Вот и пришлось собираться братьям в путь-дорогу, чтобы спасти родную землю от чудища.
А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:
Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.
Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.
Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.
Пересказ сказки «Царевна-лягушка» от лица Иван можно выполнить по плану:
ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЧИТАТЬ?
Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…
Вы умеете читать? «Конечно, – скажете вы, – научились еще в начальной школе!» Тогда ответьте на несколько вопросов.
Объясните, зачем Пушкин так выразился: «И синего моря обманчивый вал / В часы роковой непогоды, / И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы».
Может, лучше было бы просто сказать, что князь не утонет в море и не погибнет в бою или от руки предателя? Тем более что сам же Пушкин в статье 1822 года «О прозе» критиковал писателей, которые, вместо того чтобы сказать рано поутру, «пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее». Если вы скажете, что поэт употребил тропы, потому что это художественное лирическое произведение, то это неверно. Сам же Пушкин в статье «Отрывки из писем,
мысли и замечания», напечатанной в альманахе «Северные цветы» за 1828 год, писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Есть немало лирических произведений, где никаких тропов (слов в переносном значении) нет или почти нет, например пушкинское «Я вас любил…». А вместе с тем слова в переносном значении можно встретить и в научном тексте: склонение существительных, наклонение глагола, корень слова. Значит, чтобы объяснить смысл приведенных выражений из «Песни о вещем Олеге», надо понять, в чем их сообразность, почему для выражения определенной мысли поэту понадобились такие метонимии. И тогда они станут для вас художественными образами.
Почему торжествует крестьянин и что он делает: «Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»?
Какое время суток изображено в строках поэмы «Руслан и Людмила»: «Уж утрохладное сияло / На темени полнощныхгор»?
Отчего Пушкин написал: «Навстречу северной Авроры…»? Что это – ошибка? Ведь наречие навстречу требует слова в дательном падеже – «Авроре».
Почему у Пушкина сказано: «Златая цепь на дубетом…» – а в народной песенке: «Сидит ворон на дубу»? Почему Пушкин пишет: «Из темного лесанавстречу ему / Идет вдохновенный кудесник…» – а Некрасов: «Однажды в студеную зимнюю пору / Я из лесувышел…»? В каком-то из текстов ошибка или употребление разных форм падежных окончаний имеет определенный смысл?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо глубоко проникнуть в смысл произведения, то есть уметь читать. Читать не как гоголевский Петрушка, которому нравился сам процесс чтения, когда «из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».
Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. А для этого необходимо почувствовать красоту и выразительность поэтического языка: не просто отметить эпитет, а восхититься его точностью, которая помогает представить предмет; не просто обнаружить удачную метафору, а понять, почему именно ее автор использовал, какую мысль передал благодаря этому тропу. Ведь все образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов, соединенных в предложения. И задача читателя – научиться проникать через словесную ткань в глубину смысла.
Но это не простое дело. Такому чтению надо учиться. Как учиться? На опыте! Не только следить за сюжетной линией, но и обращать внимание на языковые средства, посредством которых автор стремится быть максимально выразительным. А чтобы это видеть, надо знать законы словесности.
И вот один из важнейших законов. Уже приступая к чтению, мы по-разному настраиваемся на восприятие рассказа, стихотворения или пьесы, по-разному относимся к произведениям незнакомого автора или классика. Чтобы лучше понять произведение, важно знать, кто его автор (реалии его жизни и творчества), в какую эпоху и в какой стране оно написано, и судить о произведении по тем законам, по которым оно создано. Если же вы будете искать в лирике острого сюжета или попытаетесь читать поэта XVIII века, не учитывая реалий того времени, то не увидите в них самого главного. Поэтому компетентное чтение – это восприятие произведений в их жанрово-родовой и историко-литературной специфике.
Другой закон: в искусстве слова чрезвычайно важна стилистическая окраска. Сравните две фразы: «Прекрасный рыцарь низвергся с колесницы и получил жестокую рану» и «Красивый парень сверзился с повозки и расквасил рожу». Чем они различаются? Стилем, а следовательно – смыслом!
Вполне возможно, что речь идет об одном и том же событии, но рассказывают о нем разные люди: первую фразу мог сказать рыцарь или дама, а вторую – простолюдин, слуга или крестьянин. Одно высказывание принадлежит к высокому стилю, другое – к низкому, в одном слова книжные, в другом – разговорные и даже просторечные. Значит, высказывание приобретает смысл не только благодаря предметному значению слов, но и посредством их стилистической окраски.
И третий закон: поскольку мы имеем дело с явлением искусства слова, в котором язык служит «материалом» (как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор), то в художественном произведении все языковые средства служат раскрытию идеи. Поэтому здесь все имеет значение: стихи это или проза, интонация и используемая лексика, выбор средств художественной изобразительности, то как организован текст и многое другое.
Очевидно, что понять смысл произведения можно только через слово. При этом необходимо учитывать род и жанр, место произведения в литературном процессе, замечать стилистическую и эмоциональную окраску слов, которые отобрал автор для выражения своего отношения к изображаемому, понимать, какое значение имеет то или иное языковое средство для создания картины жизни. Словом, чтобы получить наслаждение от чтения, глубоко проникнуть в смысл произведения, необходимо научиться грамотно читать.
Так что же, читатель должен заниматься этой тяжелой работой? А где же увлечение интересной книгой, потрясение от стихов? Но дело в том, что умелый и грамотный читатель замечает языковые средства и вдумывается в значение слов и предложений непосредственно во время чтения, интуитивно. Хотя слово «анализ» и означает «разложение», это не значит, что надо раскладывать текст по полочкам, препарировать его, будто скальпелем, рассматривать под лупой каждое слово, каждое предложение. Нет, анализ, который совершает умелый читатель, – особый, образный, в нем соединяются эмоциональная реакция и работа мысли.
Мы говорим об умелом читателе. Есть люди, от природы наделенные таким талантом. Но что делать остальным? Научиться! Это доступно почти каждому. И в первую очередь надо много читать. Затем, уже на конкретных примерах, увидеть, как анализируется произведение, и, наконец, самому проделать такую работу. Это напоминает обучение письму: в первом классе вы писали сначала палочки и крючочки, потом – буквы, а теперь свободно владеете навыком письма, уже не вспоминая, из каких элементов состоят буквы. Так же и с процессом чтения: сначала вы будете овладевать приемами анализа, а потом,
знакомясь с новым произведением, прямо во время чтения почувствуете значимость используемых автором художественных средств и проникнете в его замысел.
В одном стихотворении вы заметите, как точны и выразительны эпитеты, и в возникшей перед вами картине откроется красота мироздания, в другом – мысль автора выявится благодаря антитезе, и вы почувствуете, как сложна и противоречива жизнь, в третьем – образ станет понятен через игру слов, и вы восхититесь свободой и виртуозностью языка автора, в четвертом – важно сопоставление картин, в пятом – несовпадение стиховых и синтаксических пауз и т. д.
Единого пути, пригодного для анализа любого произведения, не существует, в каждом случае мы заново торим дорожку от слова к смыслу. Искусство анализа как раз и состоит в выборе оптимального способа проникновения в идею произведения через его словесную ткань.
Выбор способов анализа определяется конкретным текстом, однако есть общие этапы, которые проходит каждый читатель при знакомстве с лирическим произведением. Прежде всего – имя автора, которое создает определенные ожидания: знакомство с новым поэтом или встреча с известным. У компетентного читателя с именем автора связаны представления о личности поэта, о времени создания произведения, о литературном направлении. Некую установку на понимание дает определение жанра и заглавие стихотворения или его отсутствие: по-разному вы будете воспринимать дружеское послание и эпиграмму, стихи под названием «Весна» и «Осень».
А дальше – главное: текст. Необходимо его внимательно прочесть, вникнуть в значение слов, услышать ритм стихотворных строк – музыку стиха – и вообразить нарисованную словами картину. При этом вы вспоминаете собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами, и сами создаете из них цельную картину, поэтому неудивительно, что у каждого читателя рождается своя, непохожая на другие ассоциация. Но в лирическом произведении все же главное – внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного. И вы постараетесь проникнуться этим состоянием, осмыслить переживание, научитесь сопереживать.
И наконец, не менее существенное: знакомясь с произведением искусства слова, вы испытываете особое эмоциональное состояние – эстетическое переживание. Вас не оставят равнодушными красота чувств и глубина мысли автора, а также совершенство языка, посредством которого выражаются эти мысли и чувства, – меткость и точность слов, стройность стихотворных строк и многое другое.
Но и это еще не все – это лишь описание вашего восприятия. А нужно еще дать истолкование(то есть объяснить, прежде всего самому себе, смыслстихотворения) и его оценку(то есть понять, что значит произведение для вас лично). Для этого надо внимательно вчитаться в текст, вдуматься в значение слов и предложений, вслушаться в интонацию. Ведь настоящий читатель, если стихи ему понравились, нередко вновь перечитывает их, даже заучивает наизусть, и потом стихотворные строки будто живут с ним, и при этом возникает все более глубокое понимание произведения.
Стихи сотканы не из простых слов, а из слов поэтических, особым образом организованных. Они рождены особым мировосприятием поэта, его талантом, а потому приобрели новые свойства, новые значения. Восхищаясь красотой художественного слова, читатель все глубже проникает в смысл произведения.
А сейчас давайте выйдем за пределы школьного учебника и поучимся понимать стихи: и те, которые не изучались на уроках литературы, и те, которые вы «проходили», но часто в буквальном смысле проходили мимо, потому что еще не обладали достаточным опытом и соответствующей подготовкой.
Сначала на примерах рассмотрим некоторые способы анализа лирического произведения. Это, конечно, не весь перечень «подручных средств», используемых при анализе стихотворения. Но вы убедитесь, что при чтении одних произведений важно внимание к особенностям языка, а для понимания других – нужно обратиться к своеобразию композиции или стиха. Выбор зависит прежде всего от текста стихотворения, но в немалой степени и от читателя – компетентный это человек или невежда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как правильно читать книги и получать максимум пользы
Чтение книг даёт человеку очень многое, но этот эффект можно усилить многократно, если научиться правильно читать книги. Пробегая глазами страницу за страницей, большинство из нас так и не в силах вникнуть в глубины авторского замысла. А ведь очень часто именно в сложных и запутанных мыслях высказываниях автора и кроется подлинное великолепие и ценность читаемой книги.
Читать книгу — значит с головой погрузится в ее содержимое. Именно литературные издания расширяют наш кругозор, пополняют копилку нашего словарного запаса, открывают перед нами удивительные порталы в новые и неизведанные миры! Поэтому, чтобы процесс чтения приносил максимум пользы и удовольствия, необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство читателя. Любая работа всегда требует много сил, усердия и времени. Но если узнать несколько простых секретов того, как правильно читать книги, то польза от чтения увеличится в разы. Вы готовы? Тогда начинаем прямой сейчас!
Какую ценность представляет для нас чтение?
Неважно, предпочитаете ли вы художественную литературу, или же вам ближе научные сведения. Любая информация имеет неоспоримую ценность, будь то подробное описание исследований в области военной техники, или наполненная романтизмом биография творческого гения. Как правило, наибольшую пользу приносит чтение литературы, связанной с профессией или специальностью человека.
Уметь правильно читать очень важно, ведь объем и качество впитанной нами информации напрямую влияет на наш личностный рост. Но неоценимость чтения имеет и множество других проявлений! Давайте вместе с Вами вспомним, какую пользу приносит чтение книг каждому из нас:
Чтение закаляет память. Чем больше времени человек проводит за чтением книг, тем легче и быстрее он запоминает любую информацию. В ходе исследовательского эксперимента американской неврологической академии, участие в котором приняло около 300 добровольцев пожилого возраста, было установлено: чтение более чем на 33% замедляет ослабление памяти, вызванное старением.
Книги делают нас счастливей. Именно к такому выводу пришли ученые мужи из Ливерпульского университета. Опросив более 4000 человек, они установили: люди, посвящающие свободное время чтению, — обладают хорошей самооценкой, легко преодолевают жизненные препятствия и отличаются ярким позитивным мышлением.
Книги развивают интеллект. На эту тему профессорами Королевского колледжа Лондона и университета Эдинбурга был проведен эксперимент, доказывающий: чтение непосредственно сказывается на личностном развитии человека, улучшает аналитические способности.
Литература учит нас широко мыслить. Книги распахивают перед нами двери в иные фантазийные миры, рождая в нашем разуме различные картины, героев и сюжеты, о которых мы и помыслить не могли.. Регулярно предаваясь чтению, мы раздвигаем рамки привычного, снимаем оковы с нашего воображения. Нестандартное мышление — хороший навык, который бывает весьма кстати в ситуации, требующей особой сообразительности.
Книги расширяют кругозор. Благодаря огромному многообразию жанров: история и фантастика, ужасы и приключения, детективы и юмор — книги являют собой безмерный кладезь самых разнообразных и ценных познаний.
Каждый из нас способен развить в себе эти гениальные стороны и поразительные качества! Однако, подобные перемены возможны лишь при условии, что мы умеем правильно читать книги. Чтение не должно быть бесцельным, ради «галочки». Мы должны переместиться в сюжет, погрузиться в замысел автора, прочувствовать все переживания и радости, описанные на страницах книги. Двигаемся дальше.
Классификация способов чтения
В своей научно-исследовательской работе 1940 года, М. Адлер — американский философ, выделил и подробно описал 4 способа чтения:
Знание этой классификации способов чтения нужно для понимания того, что различным книгам подходит различный способ чтения. Всегда помните об этом, начиная новую книгу — попробуйте определить, какой из способ чтения будет для этой книги наиболее подходящим. Это первый шаг к тому, чтобы научиться правильно читать книги. Двигаемся дальше.
Советы, повышающие результативность и увлекательность чтения
Научиться правильно читать книги не сложно. Необходимо лишь сосредоточиться на тексте, оттолкнуться от реальности и полностью перейти во власть написанных строк. Но чтобы погрузиться в суть и вникнуть в смысл написанного было проще, можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
Подходите ответственно к выбору каждой книги
Не стоит читать все, что попадется в руки. Прежде чем приступить к чтению — ознакомьтесь с отзывами и рецензиями, тщательно изучите содержание, убедитесь, что на страницах издания вы обнаружите именно то, что придется вам по душе. Так, за пару минут вы сможете выстроить представление о книге, понять, стоит ли она вашего внимания и будет ли вам интересно ее читать. Поверьте, отбирая лишь стоящие материалы из кучи авторской лепнины, вы сэкономите массу времени, которое можно потратить на более увлекательные и полезные материалы. Придерживайтесь только качественной литературы.
Читая, вооружитесь карандашом
Карандаш — отличный помощник не только в рисовании, но и в чтении. Обязательно выделяйте в тексте непонятные моменты, чтобы позже вернуться к ним и более досконально обдумать. Так, даже, казалось бы, непостижимо запутанный фрагмент откроется вашему взору в совершенно новом свете! Не лишним будет запастись парой закладок и блокнотом для наиболее значимых заметок.
Преследуйте конкретные цели
Многие из нас совершенно бесцельно перелистывает страницы книги. Но чтобы научиться читать литературу правильно — необходимо выстроить перед собой ряд целей. Заранее подумайте, что именно вас интересует, на какой вопрос вы хотели бы отыскать ответ? Какую пользу Вы хотели бы извлечь из книги? Возможно, путем прочтения романа вы преследуете решение конкретной дилеммы? Тогда вы должны максимально навострить все свое внимание, постараться ни упустить ни одной строчки. Помните о своей цели, пока не дочитаете книгу до конца.
Не забывайте подводить итоги
Правильно читать книгу — значит разложить полученную информацию по полочкам в голове. Мысленно составьте отчет о прочитанном, выделяя самое важное: «О чем я прочитал?», «Что произошло?», «Что послужило причиной такой развязки?», «Чему меня научили случившиеся события и были ли они интересны?», «Согласен ли я с точкой зрения автора?», «Какие выводы я могу сделать?».
Регулярно тренируйте свое мастерство
Постарайтесь читать каждый день. Этот «ритуал» должен стать для вас таким же обыденным делом, как приготовление пищи. Читайте, вникайте в суть замысла, погружайтесь в книгу с головой. Вскоре вы сами увидите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону! Вы научитесь концентрироваться на процессе чтения, не отвлекаясь ни на что другое. Ваш кругозор станет намного богаче, речь представительней. А всякого рода жизненные невзгоды перестанут вас пугать. Если Вы хотите узнать, как приучить себя к постоянному чтению книг, прочитайте эту увлекательную статью.
Не зацикливайтесь на конкретном жанре
Существует достаточно много жанров книг — от художественной литературы до научных изданий. Каждый конкретный жанр развивает какую-то отдельную сторону личности. Если вы хотите научиться правильно читать книги, вам необходимо тренироваться на разных жанрах. Не бойтесь открывать для себя новую информацию, которая доселе казалась скучной или же чересчур заумной. Расширяйте кругозор, это непременно скажется на эффективности обучения.
Перечитывайте непонятные моменты
Если во время чтения вам попадаются сложные моменты, не зацикливайтесь на них. Продолжайте чтение книги привычным для вас способом, не вдаваясь в сложные слова, метафоры и высказывания. Но не забывайте помечать их. Когда книга будет полностью прочитана, вернитесь к озадачившему фрагменту и уделите ему максимум внимания. Используйте дополнительные источники, перечитайте спорный или непонятный момент еще несколько раз, включите всю свою логику. Вы должны досконально изучить материал, понять его также точно и правильно, как его понимал сам автор. В книге не должно остаться ни слова, посыл которого остался для Вас не понятен. Не ленитесь проработать материал, пусть даже это займет много времени. Иначе, вы так и не научитесь правильно воспринимать литературу.
Делитесь эмоциями от прочитанного
Самый лучший способ формулировать своё мнение — это письменное изложение мыслей. Сядьте, выпейте чаю и тщательно проанализируйте сюжет книги, оцените полезность сведений, вспомните впечатления, нахлынувшие на вас после прочтения произведения. Выделите наиболее полезные мысли.
Если вы чувствуете, что готовы, то смело приступайте к написанию рецензии. В современном мире для этого подойдет практически любая соц сеть. Прекрасно, если вы ведете свой личный блог. При написании, обязательно используйте понравившиеся цитаты из книги, формулировки, ценные мысли. Возможно на помощь вам придет ранее прочитанная литература, с которой вы можете провести параллель.
Делиться своими мыслями с другими читателями — очень полезный опыт. Вы можете совместно обсудить волнующую вас деталь, или же найти ответ на мучающий вопрос.
Тренинг
Друзья, советы из данной статьи безусловно помогут Вам улучшить эффективность чтения. Но если Вы хотите совершить настоящий прорыв — увеличить скорость чтения в несколько раз, развить внимание и улучшить память — записывайтесь на курс «Скорочтение» от Викиум — проверенного и надежного сервиса по развитию способностей. Этот курс поможет Вам:
Чтобы лично убедиться в эффективности тренинга, можете прямо сейчас пройти 1 урок бесплатно.
Заключение
Ну что же друзья, мы с Вами разобрали наиболее эффективные способы научиться читать книги с максимальной пользой. Давайте подведем небольшой итог, представим полученные знания в виде удобной таблицы, чтобы ничего не забыть:
Цель научиться правильно читать книги должна стоять перед каждым человеком, который ценит литературу и хочет извлекать из нее максимум пользы, удовольствия и авторского вклада. Только представьте, сколько вы упускаете из-за того, что просто-напросто не вчитываетесь в текст, не углубляетесь в замысел, не пытаетесь понять сложные авторские композиции. Ведь книги — самое прекрасное, что было создано рукой человека.
Спасибо за чтение, желаю Вам успехов и процветания!