Что нового появилось во внешней политике ссср после окончания войны
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Изменения на международной арене
Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.
В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии. Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).
Начало холодной войны
Одной из форм проявления холодной войны стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
СССР и страны Восточной Европы
Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.
Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1945-1953 ГОДАХ
Внешнеполитический курс Советского Союза в послевоенные годы, ознаменовавшийся переходом к политике «холодной войны» и формированием социалистического блока государств.
Начало «холодной войны» и гонки вооружений
В феврале 1947 года американский президент Гарри Трумэн развил позицию Черчилля в своем послании к конгрессу (оно получило название «доктрины Трумэна»). В нем определялись две стратегические задачи по отношению к СССР: задача-минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советов и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), задача-максимум – заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Каковы же были конкретные шаги для достижения этих целей? Была определена необходимость оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их тем самым в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (блок НАТО появился в 1949 году, туда вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия); разместить у границ СССР сеть военных баз США; поддержать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; в крайнем случае, использовать свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран социалистического лагеря.
Создание социалистической системы государств
Действия СССР по созданию социалистического блока государств были адекватными мерам, предпринимаемым США. Советский Союз по окончании войны способствовал утверждению социалистических порядков в Польше, Болгарии, Югославии (хотя та вышла из-под контроля СССР в 1948 году благодаря своему лидеру Иосифу Броз Тито), Албании, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул широкомасштабную помощь странам «народной демократии», для чего в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Уже после смерти Сталина, в 1955 году СССР объединил часть этих стран в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). Советы активно помогали компартиям в капиталистических странах, способствовали росту национально-освободительного движения и созданию стран «социалистической ориентации».
Противостояние двух систем
Противоборство двух систем капитализма и социализма проявилось на судьбе побежденной Германии: в 1949 году произошел окончательный раскол страны на ФРГ (Западная Германия), куда вошли зоны оккупации США, Великобритании и Франции, и ГДР (Восточная Германия), куда вошла советская зона оккупации.
Так начиналась эпоха «холодной войны», продолжавшаяся до распада СССР в 1991 году.
В чём вы видите причины ужесточения внешней политики сталинского руководства после окончания войны?
1. В чём вы видите причины ужесточения внешней политики сталинского руководства после окончания войны?
2. Что стало кульминацией обострения отношений между Востоком и Западом в 1945—1952 гг.?
3. Как можно охарактеризовать отношения между СССР и странами народной демократии? Почему?
4. Что нового появилось во внешней политике СССР после войны?
5. Как вы оцениваете международное положение СССР к моменту смерти И. В. Сталина в марте 1953 г.?
Обсуждение вопроса:
1. СССР было обеспокоено ядерной монополией США. Доктрина Трумэна и «план» Маршалла, которые могли ослабить влияние СССР в Восточной Европе, ослабить позиции коммунистической партии.
2. План Трумэна по «спасению Европы от советской экспансии» и «план Маршалла», который предполагал помощь разоренным после войны государствам. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО). А СССР провел первое испытание ядерной бомбы. Корейский конфликт начала 50-х гг. Берлинский кризис.
3. Во многих странах после окончания войны количество членов коммунистических партий увеличилось в несколько раз. При осуществлении «плана Маршалла» СССР оказало давление на союзные страны, которые в результате отказались от помощи. Также в некоторых странах установились коммунистические режимы: Югославия, Северный Вьетнам, Албания, Болгария, Польша, Северная Корея, Венгрия, Румыния, Чехословакия. В Румынии коммунисты пришли к власти в результате давления СССР на короля Румынии. Насаждение в этих странах сталинской модели управления государством.
4. Активная экономическая помощь странам советского блока в виде займов. Создание СЭВ, Организации Варшавского договора.
5. Сталин переосмыслил ведение внешней политики и заявил. Пришло осознание того, что все может закончится военными действиями.
Международное положение СССР до и после войны
Сравнивая проблемы внешней политики СССР довоенного времени, с послевоенными международными реалиями, следует учитывать разницу общемирового статуса страны в эти периоды. Вопросы современного международного положения России, кажутся исчерпанными в контексте событий. Однако, при ближнем рассмотрении, заметна связь с событиями поворотных моментов исторического развития, каковыми являются внешняя политика Советского Союза до войны и его международное положение в послевоенную эпоху.
Трансформация статуса СССР
Советский Союз в довоенный период имел неустойчивое международное положение. Минимальная вовлеченность в решение мировых проблем ограничивало его возможности влияния на международную ситуацию, складывавшуюся накануне большой войны. В послевоенной обстановке, характер решаемых советской внешней политикой проблем существенно расширился. Трансформация послевоенного международного статуса СССР в «мировую державу» хорошо просматривается в сравнении событийной линии на обеих стадиях развития внешнеполитической ситуации.
Задачи внешней политики Советского Союза до и после войны
Известно, что СССР в довоенные годы и Советский Союз послевоенного периода, в международных отношениях имели разный статус. Отсюда вытекали разные задачи, которые должна была решать страна в эти этапы своего развития.
Уклонение от участия в военных и иных международных конфликтах.
Совместные действия с западными государствами для сдерживания германской и японской агрессии
Стремление сохранить единство социалистического лагеря
Борьба за организацию системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке
Борьба за социалистическую ориентацию стран третьего мира
Сравнение задач внешней политики СССР до и после войны, характеризует коренное изменение международного положения страны.
Сопоставление событий регионального и мирового уровня
Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз был огромной региональной державой, опосредованно решавшей проблемы безопасности вблизи своих границ, в условиях взаимного недоверия в отношениях и с потенциальными врагами, и с вероятными союзниками из числа европейских стран и США.
Определение нового внешнеполитического курса СССР, в условиях возрастания угрозы Мировой войны.
Выстраивание СССР внешней политики в соответствии с новой расстановкой сил на международной арене, по итогам Второй мировой войны
Специфичная дальневосточная политика помощи Советским Союзом Китаю в борьбе против японских агрессоров.
Советский Союз расширил всестороннее влияние в мире, а особенно в восточной Европе и Китае.
Мероприятия по основанию единого антифашистского фронта, после того как к власти в Германии пришел Гитлер.
Перерастание разногласий со странами-лидерами «капиталистического мира» в Холодную войну, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выдвижение и крушение идеи о создании системы коллективной безопасности на европейском континенте.
Упрочение международного положения в обстановке деления мира на две антагонистических системы: социалистическую и капиталистическую.
Участие в испанской Гражданской войне 1936 – 1939 годов, в виде помощи республиканскому правительству.
Начало формирования «социалистического лагеря», образование Совета Экономической Взаимопомощи в восточной Европе.
Попытки нивелировать негативные последствия «Мюнхенского сговора» для Советского Союза.
СССР, в числе стран-победительниц, вложил решающий вклад в создание и разработку принципов Организации Объединенных Наций.
Создание всемирного, постояннодействующего форума коммунистических и рабочих партий – Коминформа.
Внешнеполитические меры укрепления обороноспособности СССР: от мирного присоединения Прибалтики, Западных регионов Украины и Белоруссии, Бессарабии до войны с Финляндией.
Поддержка национально-освободительной борьбы в слаборазвитых странах. Участие в корейской войне, демонстрация готовности применить силу в разрешении международных проблем.
Преодоление негативных международных реакций на внешнеполитические шаги советского правительства на отдаление рубежа возможной агрессии от политических и промышленных центров СССР.
Обострение и разрыв дипломатических и политических отношений СССР и Югославии на почве разногласий по формам, методам и роли лидерства в ходе строительства социализма.
После потрясающей победы в Великой Отечественной войне, Советская страна стала «мировой державой», в новой системе координат международных отношений.
Достижения внешнеполитических курсов СССР до и после войны
Изменчивый баланс сил и интересов на международной арене часто способствовал неудачам и провалам в советском внешнеполитическом курсе обоих периодов истории Советского Союза, однако, в целом советская дипломатия добилась впечатляющих успехов.
Советский Союз приобрел немалый ресурс времени для укрепления обороноспособности страны.
СССР в послевоенной международной системе занял место мировой державы, находящейся на противоположном Западу полюсе биполярного мира.
Линии соприкосновения с вероятным противником были отодвинуты на Запад.
Формирование социалистической системы, как фактора упрочения международного положения СССР в условиях холодной войны.
Были расстроены планы западных государств, вовлечь СССР в губительную войну с Германией.
Организационное объединение коммунистических и рабочих партий, а также вовлечение в борьбу против империализма национально-освободительных движений по всему миру.
Война с Финляндией укрепила обороноспособность СССР? Что-то новое! Потери Красной армии (по самым скромным подсчетам) — 333 тыс. Финнов (по самым завышенным данным) — 94 тыс. За войну с Финляндией СССР исключили из Лиги Наций. США запретили своим компаниям поставлять «советам» авиационное оборудование.
Анна, а на ваш взгляд, какие отрицательные и положительные последствия Советско- финской войны?
СССР до войны и после нее, это «две большие разницы». Если в довоенный период Советский Союз был региональной державой, то после войны стал одним из двух центров биполярного мира и это факт.
СССР после великой отечественной войны
Победа во второй мировой войне сулила СССР значительные перемены. Этих перемен ждали и граждане, многие из которых при освобождении Европы, увидели буржуазную жизнь, от которой раньше их отгораживал железный занавес. Жители СССР после великой отечественной войны рассчитывали, что изменения коснутся экономики, сельского хозяйства, национальной политики и многого другого. При этом подавляющее большинство было лояльным к власти, поскольку победу в войне считали заслугой Сталина.
В сентябре 1945 года в СССР было отменено чрезвычайное положение, а также было объявлено о роспуске Комитета по Обороне.
В послевоенный годы в СССР начались массовые репрессии. Прежде всего, они коснулись тех, кто побывал в немецком плену. Кроме того, репрессии были направлены против народов Прибалтики, западной Украины и Белоруссии, население которых активнее всего выступали против Советской власти. Таким жестоким образом в стране наводился порядок.
Как и в довоенные годы репрессии советской власти коснулись военных. На этот раз это было связано с тем, что Сталин опасался популярности высшего военного командования, которое пользовалось общенародной любовью. По приказу Сталина были арестованы: А.А. Новиков (маршал авиации СССР), генералы Н.К. Кристаллов и П.Н. Понеделин. Кроме того, были арестованы некоторые офицеры, которые служили под командованием маршала Г.К. Жукова.
В целом репрессии послевоенных лет затронули практически каждое сословие страны. Всего за период с 1948 года по 1953 год в стране было арестовано и расстреляно приблизительно 6,5 миллионов человек.
В октябре 1952 года состоялся 19 съезд партии ВКП(б), на котором было принято решение о переименовании партии в КПСС.
СССР после великой отечественной войны кардинально изменило свою внешнюю политику. Победа СССР во второй мировой войне привела к обострению отношений СССР с США. В результате этого обострения началась холодная война. Советская власть, в послевоенный годы, усилила свое влияние на мировой арене. Многие страны мира, особенно те, которые были освобождены красной армией от фашизма, стали управляться коммунистами.
США и Англия всерьез переживали о том, что рост влияния СССР может привести к снижению их влияния на мировую политику. В результате было принято решение о создании военного блока, функцией которого будет противодействие СССР. Этот блок получил название «НАТО» и образовался в 1949 году. Американцы больше не могли тянуть с созданием НАТО, поскольку в том же году Советский Союз успешно провел испытание первой атомной бомбы. В результате обе стороны были ядерными державами. Холодная война продолжалась вплоть до смерти Сталина 5 марта 1953 года. Главным итогом послевоенных лет стало понимание сторонами того, что вопросы нужно решать мирным путем, поскольку холодная война при упорстве сторон может перерасти в вооруженную.