Что означает указательный жест у ребенка
В каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы?
Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша, а потому родителей часто интересует, в каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы и почему этот жест может отсутствовать.
Что означает указательный жест и почему он так важен?
Итак, ребенок тычет пальчиком в незнакомую игрушку или соседскую собаку, привлекая ваше внимание вопросительными звуками. Это означает, что предмет его заинтересовал, он хочет познакомиться с ним поближе.
Designed by Lars Plougmann from United States/commons.wikimedia.org
Более того, малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.
В каком возрасте появляется указательный жест у детей?
Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п.
Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.
Почему важно стимулировать указательный жест у детей
Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.
Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.
Designed by gpointstudio/Freepik
Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи.
Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.
У ребенка отсутствует указательный жест в 2 года: это плохо?
Родители, замечая, что у ребенка нет указательного жеста, тут же начинают подозревать самое худшее – как правило, расстройство аутистического спектра. Этим термином обозначают искажение процесса развития, при котором у ребенка начинаются проблемы с коммуникацией и нередко неспособность усваивать новые знания. Диагностируют аутистические заболевания как раз в возрасте 2–2,5 лет.
Однако, как показывает практика, одни младенцы постоянно тычут во всё вокруг пальцами и учатся этому практически сразу. Другие предпочитают «отмалчиваться». Более того: некоторые дети, указывая на игрушку, требуют её принести или вместе поиграть с ней. А некоторые предпочитают сами отвести взрослого к желаемому предмету.
Вам стоит определенно показать малыша психологу в том случае, если:
Помимо отсутствия указательного жеста он не говорит, или говорит очень плохо;
Не интересуется предметами и не пытается обратить ваше внимание на что-либо;
Плохо понимает ваши команды и слова, не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия;
Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно;
Испытывает трудности с игрой различными предметами;
Не выказывает понимания вашей речи и вопросов. Это можно проверить во время игровой коммуникации;
У него частые и беспричинные истерики во время игры, рисования, взаимодействия с предметами;
Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.
Указательный жест – это по сути первый способ коммуникации в жизни вашего ребенка. В возрасте 12 месяцев он должен им пользоваться уверенно и четко, а вы в свою очередь должны всячески его поощрять.
Впрочем, если у ребенка отсутствует указательный жест или он им пользуется редко, это само по себе нестрашно. Пока малыш контактен, охотно играет с вами и остальными членами семьи, понимает, что вы ему говорите, с его развитием всё в порядке.
Указательный жест
Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.
Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.
Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).
Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца [5].
Исследования указательного жеста
Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).
В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.
В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.
Барон-Коэн [2] показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.
В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают [7].
Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев [3; 4].
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
Как понять малыша по его жестам. Правила расшифровки
Конечно, родители интуитивно понимают своего ребенка. Но все же существует ряд расшифровок, призванных помочь наладить эту коммуникацию еще лучше. Вот несколько общих «говорящих» жестов, которые присущи почти всем детям.
Активные движения ногами
В сочетании с улыбкой — это сигнал того, что ребенок в хорошем настроении, рад видеть кого-то и готов к общению. Если же малыш капризничает, значит, его что-то беспокоит. Как минимум проверьте подгузник.
Хватает себя за уши
В покое часто означает исследование окружающего мира, в том числе и себя самого. Если же малыш при этом капризничает, стоит проверить уши на чистоту или воспаление.
Изгибает спину назад
Если это происходит во время кормления, то чаще всего малыш так реагирует на боли в животе или изжогу.
Отворачивает лицо
Это пункт никого не удивит. Сыну или дочке не нравится, что кто-то вторгается в его пространство или мешает.
Подтягивает колени к животу
Указывает на проблемы с пищеварением (запор, газы). Мягкое поглаживание живота, положение «столбиком» после кормления облегчат состояние малыша.
Открытые ладошки
Верный признак любопытства, готовности к играм и чему-то новому. Ребенок явно сыт и чувствует себя хорошо.
Сжатые кулачки
Это обычная привычка новорожденных, примерно до 3-4 месяцев. Но иногда такое состояние может означать, что ребенок напряжен, так как испытывает голод или стресс.
Сосет пальцы
Если вы не так давно кормили ребенка, а он теперь тащит кулачки в рот, то не спешите опять готовить еду. Скорее всего, это он делает для успокоения в преддверии сна.
Рано или поздно у вас с младенцем сформируется своя система общения, которую бы будете распознавать за секунды без какой бы то ни было помощи.
А какие жесты часто демонстрирует ваш малыш?
Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям
Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
Елена Орехова:
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?
Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам
КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС
Кандидат педагогических наук М. ШОХОР-ТРОЦКАЯ.
В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ( мама, дай ).
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой первых.
К полутора годам возникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ
Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.
Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.
Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или пазлами, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунком на ту или иную тему. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.
Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа.
Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: «Кто летает?», «Кто бегает?», «Кто плавает?» и т.д. Например: «Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?». Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела.
К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «Угадай загадку», «Чьи это ноги?» (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), «Узнай, кто я» (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку.
С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его «почему?».
Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции. Героями ведь были не только три мушкетера.
Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.
В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом «клетка» обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что «в клетку» бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, «путь» и «дорога») и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, «светлый» и «темный»). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному «быстрый» мальчик извлек из памяти слова «скорый», «стремительный», «проворный», «бойкий», «резвый», а после непродолжительной паузы добавил: «шустрый». Мама дополнила список словами: «шибкий», «рьяный», «прыткий». Антонимов оказалось меньше: «медленный», «тихий», «черепаший», «неторопливый», «неспешный». Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.
В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.
И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.
Вейн А. Мозг и творчество // Наука и жизнь, 1983, №№ 3, 4.
Драпкин Б., Синицына Н., Успенская Л. Школа домашнего логопеда // Наука и жизнь, 1962, №№ 10-12.
Мозг человека // Наука и жизнь, 1962, № 4.
Николаенко Н. Возвращение из небытия // Наука и жизнь, 2001, № 8.
Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь, 1984, № 6.
Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, № 8.