Что означает цифра в названии парашюта
Что означает цифра в названии парашюта
7 каверзных вопросов от десантника, ответы на которые лучше знать в День ВДВ
Их защитники Родины порой задают прохожим после праздника
Каждый год 2 августа в России отмечается День ВДВ (Воздушно-десантный войск). На улицы городов выходят тысячи тех, кто служил в десантуре, чтобы вместе со своими товарищами отметить этот праздник.
Нередко так случается, что ВДВшники спрашивают случайно проходящих мимо них людей о воинской службе. Дабы не опростоволосится, подскажем нашим читателям ответы на 7 наиболее популярных и, пожалуй, самых каверзных вопросов от десантников.
Сколько строп у парашюта Д-6?
Не пытайтесь подойти к этому вопросу логически. Здесь работают только знания. Зазубрите эти цифры: 30 строп, длина каждой девять метров. И в догонку — площадь купола парашюта равно 83 «квадратам».
Сколько полосок на тельняшке?
Нет, снова логику отбросьте прочь. Полоски все две.
Куда десантник прыгает: в стену, в двери и в рампу?
Тут, конечно, не обойтись без помощи друга или 50 на 50. Но лучше объясним суть ответа. Смотрите — десантник прыгает в рампу вертолета и в двери самолета.
РД-54 — лучший парашют? Правда или нет?
Нет. Ведь это совсем не парашют. Вопрос о рюкзаке десантника.
На ребре ладони у десантника три точки. Что они означают?
Это количество транспортных средств, с которых ВДВшник десентировался. Таким образом, три точки — это самолеты АН-12 и Ил-76 и вертолет МИ-8.
У парашюта есть кольцо. На какой счет его следует дергать?
Называйте 503 и не ошибетесь. У десантника три секунды свободного падения. Для того, чтобы их точно посчитать, он вместо «один», «два» и «три» проговаривает 501, 502 и 503. После чего правой рукой дергает кольцо.
Звено ручного раскрытия. Что это такое?
Звучит сложно, а ответ прост — это как раз то самое кольцо, за которое дергает во время полета на парашюте десантник.
F-22 + F-35 = Су-57 или что означают цифра «57» в названии российского истребителя!
На протяжении долгого времени новейший российский истребитель 5-го поколения имел заводской индекс «Т-50» и был известен под аббревиатурой «ПАК ФА» (то бишь перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Однако в августе 2017 года серийным модификациям самолёта было присвоено название, известное сейчас даже школьнику — Су-57!
Вот интересно, а почему именно «57»? Давайте разбираться!
На самом деле версии существует две: одна шуточная, вторая — более правдоподобная.
Начнём с первой!
Как известно, основными потенциальными противниками нового российского истребителя будут являться такие зарубежные истребители 5-го поколения, как F-22 и F-35, с которыми ему, возможно, предстоит побороться. Если мы просуммируем цифры «22» и «35» из названий истребителей противника, то получим заветное число «57«! То бишь арсенала Су-57 должно с головой хватить для уверенной борьбы с американскими «невидимками»!
Формула проста для запоминания:
F-22 + F-35 = Су-57
Вторая версия
Возможно, речь идёт о семействе истребителей Сухого, которые имеют некоторую общую черту в названии.
Су-7, Су-17, Су-27, Су-37, Су-47 — все эти самолёты существовали и все они являлись истребителями. Примечательно, что многие «сушки», не являющиеся истребителями, имеют в названии числа, не оканчивающиеся на «7» (Су-24 или Су-25, например). Также замечу, что самолёты Су-26, Су-28 или Су-29, например, являются исключительно учебно-тренировочными.
Хочется думать, что Су-57 назван так именно по правилам вышеназванного списка (где название всех истребителей оканчивается на «7»), однако здесь есть пара нюансов.
Во-первых, Су-17 — это истребитель-бомбардировщик, а не чистокровный истребитель, во-вторых, а где же в этом списке знаменитое переходное звено между истребителями 4 и 5 поколения — самолёт Су-35 или тот же Су-30? Какая-то нестыковка. Однако здесь можно заявить, что все эти самолёты являются лишь глубокими модификациями Су-27.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите об этом в комментариях!
Что означает цифра в названии парашюта
Это неправильный знак. Но продается на каждом шагу.
Утвержденный вариант такой:
Но в большинстве случаев носят все же советские:
Хочу заметить, что в войсках могут и запретить носить знак. Мотивируя тем, что он должен быть записан в военном билете.
Цитата |
---|
Оборотень пишет Благодарю, я так и думал, что это все таки они. Такие у нас только Отличники и Инструктора. А цифра снизу что обозначает, на висюльке? Прыжки или разряд? То есть у меня 3 прыжка и 3 разряд. НА подвеске должна быть тройка? |
В старые, добрые времена, в ДОСААФе выдавали ромбовидный ( не штатный ) знак парашютиста.
Цитата |
---|
bakhus пишет Это неправильный знак. Но продается на каждом шагу. |
Но в большинстве случаев носят все же советские:
Хочу заметить, что в войсках могут и запретить носить знак. Мотивируя тем, что он должен быть записан в военном билете.
Цитата |
---|
Оборотень пишет Скорпион, я и имел ввиду, что проблемно подвеску найти, на мой взгляд:) |
Десант не погибает. Он уходит в небо навсегда.
Умереть не строшно. Страшно не жить!
Цитата |
---|
*тит* пишет А у меня вот какая незадача, в военном билете ни одной записи о знаках нет. В учебке не удосужились записать парашютиста, в дивизии гвардию, а ШП я закончил с отличием по специальности ВОЗДУШНО ДЕСАНТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. То есть мне теперь нельзя носить ни парашютиста ни Гвардию? |
Цитата |
---|
Vlad-USSR пишет Всем привет! Вопрос, за один год, примерно сколько совершается прыжков с парашютом? Реально ли сейчас, за один год службы, выполнить 10 прыжков (парашютист- отличник)? |
Для получения «Парашютиста-отличника» мало совершить 10 прыжков.
нужно выполнить определённые требования. Их уже обсуждали. Поищите в разделе «Воздушно-десантная подготовка»
В этом разделе обсуждаем не нормативы, а собственно сам знак.
Парашют Д6. Описание. Характеристики
Первый раз самостоятельно прыгают с парашютом, потому что адреналин, круто, что-то новое и т.д. Несколько минут в воздухе проносятся быстро. Для первых самостоятельных прыжков чаще всего используют парашют Д-6.
Парашют Д-6 используется для выполнения прыжков из военных и гражданских самолётов. Применяется для обучения курсантов, а так же выполнения специальных задач военными и гражданскими специалистами.
Когда, кем был изобретён парашют и кто произвёл первый в истории прыжок точно не известно. В различных странах существует множество легенд на эту тему. Что же касается подтверждённой информации то известно, что сам принцип приспособления, с помощью которого человек мог бы безопасно опуститься с большой высоты, был впервые сформулирован известным гуманистом Роджером Беконом, жившим в тринадцатом веке.
Именно такую схему использовал в 1597 г. хорват Фауст Вранчич во время прыжка с колокольни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
22 октября 1797 г. французский аэронавт Андре-Жак Гарнерин впервые совершил прыжок с воздушного шара, находящегося на высоте 400 м. над парижским парком Монсо. После этого прыжка на парашютах появились небольшие отверстия в центре купола для снижения эффекта раскачивания парашюта.
Парашют Д-6 является одним из самых распространённых и надёжных парашютов, используемых в России.
ПАРАШЮТ Д-6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПАРАШЮТ Д-6. ОСНОВНОЙ СОСТАВ ПАРАШЮТА
ПАРАШЮТ Д-6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СРАБАТЫВАНИЯ СИСТЕМ.
Перед прыжком карабин стабилизирующей системы крепится непосредственно за трос или другое приспособление, расположенное в самолёте.
После отделения парашютиста от самолета звено стабилизирующей системы вытягивается на полную длину и приводит в действие парашютный прибор. Из камеры стабилизирующей системы последовательно выходят стабилизатор, стропы и купол стабилизирующей системы. Сама камера стабилизирующей системы остается в самолете. Под воздействием воздушного потока раскрывается купол стабилизирующей системы. Начинается стабилизированное снижение парашютиста со скоростью около 35 м/с. По истечении заданного времени стабилизации либо парашютист самостоятельно выдергивает кольцо ручного раскрытия, либо срабатывает парашютный прибор. В результате раскрывается двухконусный замок и стабилизирующая система вытягивает из раскрытого ранца камеру с уложенным в нее куполом основного парашюта а затем стаскивает и камеру с купола основного парашюта. Купол основного парашюта Д-6 раскрывается под действием воздушных потоков. Далее снижение парашютиста происходит уже со скоростью не более 5 м/с. Стабилизирующая система со своим звеном и камерой основного парашюта остаются на вершине раскрытого купола парашюта Д-6, не мешая его нормальной работе. Во время полёта парашютист имеет возможность управлять парашютом Д-6, при помощи строп управления. При натяжении левой стропы купол разворачивается влево, при натяжении правой ─ вправо.
Опробовать такой надежный парашют всегда можно самостоятельно. Прыжки проводятся еженедельно на аэродроме Логиново.
То там, то тут
Виды парашютов: классификация, типы и характеристики
Виды парашютов по цели использования
В соответствии с назначением выделают следующие виды:
Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.
Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.
Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.
Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:
Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.
Виды парашютов для десантирования людей
Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:
Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.
Десантные
Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.
Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:
Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:
Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.
Тренировочные
Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.
Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360°C за 18 с. Он хорошо управляем.
Средние скорости снижения (м/с):
Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.
Спортивные
Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.
Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:
Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.
Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.
Эллиптичные конструкции характеризуются:
Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.
Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:
Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.
Отличительные черты:
Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.
Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).
Спасательные
Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).
Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте:
При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.
Запасные
Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.
Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:
Специального назначения
В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.
Оптимальная высота для прыжка с парашютом
Теоретически прыгать с парашютом можно с любой высоты, вопрос лишь в целесообразности и безопасности данного мероприятия. Исходя из этих соображений и установлены минимальные и максимальные ограничения. Обусловлены они в первую очередь конструкцией парашюта, а также подготовленностью парашютиста и видом прыжка, который он совершает.
Начинающие парашютисты обычно прыгают с десантным парашютом Д-5 или Д-6. Иногда также предлагается парашют Д-1-5У. Преимуществом последнего является его управляемость, о чем свидетельствует буква «У» в названии модели. Прыжки с таким парашютом осуществляются с высоты 700-900 метров. Раскрытие купола происходит практически сразу после отделения от самолета.
В качестве альтернативы десантным нередко используются парашюты типа «Крыло». В отличие от первых, они имеют не круглый, а прямоугольный купол. Для управления ими требуется более серьезная подготовка, однако они отличаются высокой маневренностью и хорошей подъемной силой. Прыжки с парашютом типа «Крыло» новички совершают с высоты примерно 1200 метров.
Профессиональные спортсмены, имеющие хорошую подготовку, обычно прыгают с высоты не менее 2000 метров. В этом случае у них есть возможность испытать все прелести свободного падения, которого обычно лишены новички. Если парашютист планирует выполнение каких-либо акробатических элементов, высота, с которой совершается прыжок, должна быть не менее 3000-4000 метров. Новички могут прыгать с такой высоты лишь в одной парашютной системе инструктором. В этом случае ответственность за раскрытие парашюта, управление и мягкое приземление полностью лежит на тандем-мастере.
Зачем нужны ограничения и каков критический минимум
Ограничения по минимальной высоте прыжка придуманы не случайно. Дело в том, что для наполнения воздухом парашюту требуется некоторое время. Если пренебречь указанными требованиями, высока вероятность того, что парашют попросту не успеет раскрыться до конца, а парашютист при приземлении получит серьезные травмы. Критический минимум для полного раскрытия десантного парашюта составляет 250-300 метров.
Существуют также небольшие парашюты, которые используются для прыжков с фиксированных объектов (мосты, скалы, высокие здания). Данный вид спорта называется бейсджампингом и из-за высокой травматичности относится к крайне экстремальным. Минимальная высота для прыжка с таким парашютом составляет 100-150 метров.
Однако в парашютном спорте есть немало рекордов, в том числе и по минимальной высоте прыжка. Рекорд, который пока никому не удалось побить, установлен Тереке Спенсером, который во время Второй мировой войны, в 1945 году, выпрыгнул с парашютом из подбитого истребителя с высоты, немногим превышающей 10 метров. Однако вряд ли стоит испытывать судьбу и повторять его подвиг в мирное время при отсутствии острой необходимости
Максимальная высота прыжков с парашютом
Главный фактор, который ограничивает высоту прыжка, — транспортное средство. Самолеты, используемые для транспортировки людей, не способны подняться выше 26 км. И даже на такой высоте самолету приходится лететь очень быстро, чтобы люди смогли выпрыгнуть из него. Конечно, космические корабли поднимаются выше, но скорость их движения еще выше, так что чтобы парашютист мог выжить, покидая корабль, ему понадобится жаропрочный костюм.
Кроме космического корабля и самолета, единственным транспортным средством, которое способно перевозить пассажиров, является воздушный шар. 34 668 м — рекорд высоты подъема воздушного шара, установленный офицерами ВМФ США Малкольмом Россом и Виктором Пратером 4 мая 1961 года. Но они не прыгали.
Максимальная высота прыжка с парашютом с воздушного шара – 31 333 м. Этот рекорд был установлен 16 августа 1960 г Джозефом Киттингером, офицером ВВС США. Он находился в свободном падении в течение 4 минут 36 секунд. Средняя скорость составляла 1150 км/час, а парашют раскрылся на высоте 5 500 м.
14 октября 2012 г Феликс Баумгартнер смог совершить самый высокий прыжок с парашютом из стратосферы в истории, его высота составляла 39 450 м.
В свободном падении австриец разогнался до 1 342,8 км/ч, превысив скорость звука. Так, Баумгартнер стал первым, кто сумел развить гиперзвуковую скорость.
Обычная высота прыжков с парашютом
Все прыжки с парашютом разделяются на 2 категории:
Прыжок-тандем или прыжок с инструктором — безопаснее, он практикуется на начальных этапах подготовки парашютистов либо как развлечение для людей, которые хотели бы прыгнуть с парашютом.
Такой прыжок совершается на высоте 3500–4000 метров, а время свободного падения – 40–50 секунд.
Высота самостоятельного прыжка зависит от вида парашюта:
При затяжном прыжке в нижних слоях атмосферы скорость падения растет только на протяжении нескольких сотен метров, в первые десять секунд. Сопротивление воздуха настолько значительно повышается с увеличением скорости, что довольно скоро приходит момент, когда скорость перестает изменяться. Из ускоренного движение становится равномерным.
Чтобы защититься от низкого давления в стратосфере, Киттингер надевал специальный костюм. Но самое сложное в подобных прыжках — это поддержание устойчивого положения в свободном падении.
У Киттингера был небольшой стабилизирующий парашют, однако он оказался бесполезным. Неполадки парашюта не позволили ему раскрыться, и Джозеф угодил в штопор.
Скорость вращения его тела составляла 120 оборотов/мин, перегрузки – 22 g, и Киттингер потерял сознание. Раскрыться основному парашюту позволил прибор автоматического раскрытия.
Парашюты для бейсджампинга
Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.
При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.
Что такое бейсджампинг
Бэйсджампинг (от англ. BASE Jumping) – это прыжки с парашютом со стационарных и относительно невысоких объектов. Это нашло отражение в названии: BASE можно перевести, как «основа», однако в данном случае – это еще и осмысленно звучащая аббревиатура от английских слов: постройка (building), антенна (antenna), перекрытие (span), земля (earth).
Объекты этих четырех типов высотой от 40 до 1000 м и становятся базой, основой для прыжка. Менее 5 сек прыгун просто падает, затем раскрывает парашют. Занимающиеся бэйсджампингом экстремалы называют себя бейсджамперами, бейсерами либо джамперами.
Бэйсджампинг – это такое занятие, где сложность и, следовательно, опасность прыжка зависит от высоты базы. Чем ниже объект, тем меньше времени на приведение парашютной системы в рабочее состояние и больше риск неудачного приземления. Соответственно, максимум подготовки и мастерства требуется от джампера, прыгающего с минимальной высоты – 40 м.
Есть еще одна особенность, делающая бейсджампинг рискованным – спортсмену обычно приходится приземляться на ограниченной небольшой территории. Для этого потребуется не только быстро раскрыть купол, но и умело управлять парашютом в полете.
Появление и распространение
Революционными для прыжков с фиксированных объектов стали 1979 и 1080 годы, когда все больше скайдайверов пробовали свои силы в прыжках, для совершения которых не требовалось подниматься на летательном средстве в воздух.
В 1979 году экстемалами Джоном Ноаком, Дейвом Блаттелом, Робином Хейдом и Карлом Бенишем был совершен прыжок с моста Royal George в Колорадо. В 1980 году были проведены некоторые эксперименты со скоростью потока воздуха при отделении. Родившаяся идея была сродни прыжкам на лыжах с трамплинов, когда прыгуна уносило так далеко, что это приравнивало их к прыжкам с самолета.
Но, несмотря на постоянные эксперименты, в целом, оставались близки к прыжкам с самолета. Исключение было лишь в наличии жестких временных рамок, отделении без потока и открытий парашютов точно по направлению прыжка.
Конец 1980 года знаменовался окончанием многочисленных экспериментов и открытий в прыжках с неподвижных объектов и началом дальнейшего развития бейсджампинга как самостоятельного и полноценного вида экстремального спорта. Популярность прыжков с фиксированных объектов медленно, но верно росла, чему способствовали и СМИ, представлявшие бейсджампинг как поиск острых ощущений. На тот момент численность любителей прыжков насчитывала около 500 человек по всему миру.
В январе 1981 года было введено четыре возможных категории неподвижных объектов для прыжков: здания, антенны, балки и земля. Была создана американская ассоциация Base-jumping`а, которая позиционировала бейсджампинг именно как спорт, а не простое трюкачество. Ассоциация стала информационным и мультимедиа-центром, обеспечивающим информацией спортсменов и всех заинтересованных лиц.
Снаряжение
В 1980 и 1981 годах все еще использовалось обычное снаряжение для прыжков с самолетов. Но в то же время было разработано специальное снаряжение, подходящее для объектов относительно небольшой высоты. Главным фактором была скорость открытия парашюта, очень важная для человека, совершающего прыжок с неподвижного объекта. Поэтому на основе обычного скайдайверского ранца был создан первый липучечный контейнер, который эту скорость мог обеспечить.
Высота, с которой осуществляются прыжки, варьируется от 40 до 1000 метров. Чем ниже объект, тем опаснее считается прыжок и тем выше считается мастерство джампера. Основная сложность бейсджампинга, которая и добавляет опасности прыжкам, заключается в том, чтобы быстро раскрыть парашют. Сделать это надо за несколько секунд в самом начале прыжка. Поэтому для бейсджампинга используют специально разработанные парашюты, которые принципиально отличаются от обычных. Запасного парашюта тоже нет, так как на такой небольшой высоте, если не откроется главный парашют, запасным воспользоваться просто не получится из-за нехватки времени. Вообще, в бейсджампинге никаких страхующих приборов нет.
К тому же, приземление в бейсджампинге обычно осуществляется на ограниченные поверхности, что требует от прыгуна большого опыта и большого мастерства пилотирования парашюта. Пытаться самостоятельно совершать бейс-прыжки, без соответствующего оборудования и навыков — чистой воды самоубийство. В лучшем случае, вы останетесь инвалидом. Но, к сожалению, статистика такова, что ошибки во время бейс-прыжка чаще заканчиваются летальных исходом.
Краткий экскурс в историю
Вы можете подумать, что подобная дурь пришла лишь современникам. Прыгать с высотного здания не во всех странах звучало дико, даже в древности. Примером такой страны является Китай, где прыгать с высоких по меркам XI зданий не считалось чем-то ужасным и страшным. Даже тогда использовался древний аналог парашюта, который подстраховывал спортсмена и не давал обычной вылазке завершиться ужасным происшествием.
Спустя восемь веков изменилось практически всё, от техники спортсменов до оборудования. Не изменились лишь страхи и сомнения. Действительно, в период бума бейсджампинга, который пришёлся на XIX век, оборудование со специальным парашютным механизмом являлось неотъемлемой частью любого прыжка, но вот вопросы перед прыжком мучили каждого спортсмена.
В наше время, когда всех желающих по десять раз проинструктируют, проверят здоровье и предоставят подробную схему путешествие, отважившихся прыгнуть становится гораздо больше. XXI век можно считать веком расцвета бейсджампинга.
Как выбрать экипировку?
В экстремальном спорте не бывает мелочей – экипировку нужно выбирать сразу после окончания обучения, чтобы можно было посоветоваться с инструктором. Идти в магазин и надеяться, что консультанты посоветуют подходящую модель, не стоит – бейсджампинг не настолько распространен, чтобы бренды начали выпускать отдельную линейку. Если парашют для бейсджампинга вам предоставят, то об остальной экипировке нужно позаботиться самостоятельно:
Покупайте экипировку ярких расцветок – она способна спасти вашу жизнь, облегчив поиски для спасателей. Вас увидят издалека и не пройдут мимо – какие еще аргументы нужны в пользу красного или желтого цвета?
Бейсджампинг в России
Российские бейсджамперы ничуть не обделены высотками, предназначенными для экстремальных прыжков. Вернее, строили их для других целей, но любителей пощекотать нервы это ничуть не волнует. Откуда же можно спрыгнуть?
Самый высокий бейсджампинг в мире
Рисковые люди имеют практически безграничный выбор мест, где можно прыгнуть бейсджампинг – это башенные краны, высотки, ТЭЦ, антенны компаний связи. Главное требование – конструкция должна быть стабильной, а приземление осуществляется на безопасную площадку. Какие же самые высокие места для бейсджампинга существуют в мире? Где мечтает побывать и новичок, и профи?
К слову, есть и более страшные места, например, скала Эль-Капитан в Калифорнии высотой 900 метров. Официально тут прыгать запрещено, но кого отпугнут запреты? Также бейсджамперы едут в Норвегию к Стене Троллей – здесь реально опасно, а многочисленные уступы способны привести к трагедии. А вот с башни Бурдж-Халифа в Дубаи можно прыгать вполне официально – власти разрешили это развлечение и даже пригласили на работу персонал, обслуживающий спортсменов.
Положительные стороны и особенности бейсджампинга
Конечно, требования для участников экстремального туризма остаются те же — вы не должны иметь явных проблем со здоровьем. Детям также не рекомендуется пробовать бейсджампинг.
Несмотря на то, что повышенное давление и проблемы с кровеносными сосудами по прежнему остаются насущной проблемой для потенциальных любителей бейсджампинга, он имеет шикарные плюсы:
Чем впечатляет бейсджампинг?
Бейсджампинг это довольно опасный вид спорта, являющийся, однако, одним из самых древних. Что такое бейсджампинг? Его можно сравнить с прыжком с парашютом, но это не совсем является правдой. Под бейспджампингом понимается использование фиксированных высоких объектов для резкого спуска после прыжка.
Несмотря на кажущуюся опасность данного вида туризма, практически каждый начинающий бейсджампер после первого прыжка задаёт себе довольно странный вопрос: «Почему я не прыгнул раньше?». Представляете, бедный человек переосмыслил всё своё прошлое, уже приготовился к самому худшему, и приходит к выводу, что прыгнуть нужно было гораздо раньше. Великий спорт, вам так не кажется?
Конечно, этот спорт не всегда был таким доступным для всех классов населения и по сей день в некоторых странах мира официально запрещён, а в России до определённого времени считался хулиганским. Но табу есть табу, они снимаются через некоторое время. Теперь бейсджампинг официально признан спортом, существуют федерации и школы беймджампинга, в которых происходит процесс обучения.
Заниматься на профессиональном уровне бейсджампингом может не каждый. Для этого нужен определённый опыт, например, у вас должно быть не меньше двух сотен прыжков с парашюта. Прыжок с парашюта априори является более лёгкой затеей, чем прыжок с высотки по типу бейсджампинга.
Опасно ли заниматься бейсджампингом?
Бейсджампинг – это, безусловно, опасный вид спорта, трагедии в котором – не редкость. Причина проста: длительность полета минимальна, поэтому человек просто не успевает решить возникшие трудности, у него слишком мало времени для концентрации внимания. Статистика показывает, что:
Снизить вероятность негативных последствий поможет ответственный подход к делу – помните, что продемонстрировать свою смелость перед друзьями, конечно, приятно, а вот разбиться – уже нет. Поэтому забудьте о «показных выступлениях» и прыгайте только в свое удовольствие, прислушиваясь к советам опытных «коллег».
Есть ли противопоказания?
Как и в любом спортивном направлении, здесь есть перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых от прыжка стоит отказаться или перенести его на более благоприятное время:
Минимальный возраст для прыжков – 18 лет, несовершеннолетних ребят не возьмут, так как это дополнительные риски для организаторов. А вот верхняя планка ограничена только здоровьем и самочувствием.
Бейсджампинг – это спорт для отчаянных и бешеных парней и девушек, которые грезят острыми ощущениями, не боятся рисковать, хотят доказать себе, что могут больше. Если жизнь кажется слишком пресной, будни серые, ничто уже не радует, просто прыгните в пропасть с парашютом за спиной и будьте уверены: после такого эмоционального разряда любые невзгоды и тяготы судьбы покажутся просто смешными или, хотя бы, уйдут на второй план. Это стоит того, чтобы попробовать!
Особенности вида спорта
Профессиональные спортсмены, занимающиеся бейсджампингом, совершают прыжки не только с различных высоких строений и природных объектов, но и применяют при этом различный инвентарь, который используется в различных видах спорта. Например, могут спрыгнуть на велосипеде или со сноубордом.
Так как присутствует большой риск, этот вид спорта для детей не подходит.
Как любительский вид экстремального спорта, бейсджампинг был создан 1978 году. Именно в это время были совершены первые прыжки со скалы Эль-Капитан, заснятые на специально подготовленные видеокамеры. Для первых прыжков использовался парашют типа «крыло».
Конечно, прыжки с высоты предпринимались и ранее, но все они были бессистемными и больше одноразовыми, что не могло способствовать привлечению любителей острых ощущений, а значит зарождению нового вида спорта.
И только заснятые на видеокамеру прыжки, смогли привлечь к себе внимание экстремалов, что неизбежно привело к развитию сообщества профессиональных джамперов.
И хоть бейсджампинг в чем-то похож на парашютный спорт, все же будет от него отличаться. И этому есть несколько причин:
Такое отличие от парашютного спорта, делает ощущения более острыми, да и спортсмены могут ощущать себя избранными, ведь мало кто рискнет прыгать, например, в центре города.
Причем стоит понимать, что не смотря на отсутствие запретов, данный вид спорта может стать причиной к привлечению по административному делу, ведь очень часто проникновение без разрешения на различные объекты, в том числе и находящиеся в частной собственности, будут приравниваться к хулиганству.
Да и нарушение правил техники безопасности так же карается штрафом. Именно по этой причине, профессиональные спортсмены, занимающиеся бейс-прыжками, стремятся получить все необходимые разрешения на официальном уровне.
История возникновения
Единичные бейс-прыжки фиксировались с 1700 по 1970 год – их выполняли конструкторы-изобретатели, спортсмены и каскадеры. Несмотря на формальное соответствие условиям бейсджампинга, эти прыжки нельзя называть разновидностью экстремального спорта.
При этом первые «парашютисты» на самом деле были бейсджамперами – ведь исходно парашюты испытывали, прыгая с неподвижных и невысоких (по сегодняшним меркам) объектов – статуй, обсерваторий, соборов.
В 70-х годах 20 века начались эксперименты по парашютным прыжкам с трамплина – но их техника слишком напоминала привычные прыжки с самолета, чтобы называться бейсджампингом.
Почти в то же время американец Карл Бениш на основе своего парашютного опыта и расчетов доказал, что прыжок с парашютной системой с зафиксированной основы возможен – при грамотном отрыве от базы поток воздуха будет относить прыгуна в сторону.
Днем рождения бейса считают 8 августа 1978 года, когда Бениш зафиксировал с помощью видеосъемки прыжки своих друзей со скалы Эль-Капитан. Тогда был в первый раз применен прямоугольный парашют («крыло») и трекинг – прием, когда прыгун летит горизонтально, находясь в свободном падении. Именно Карл Бениш и считается «отцом» бейса, ему же принадлежит авторство акронима BASE.
В конце 1980 года проводятся многочисленные эксперименты в прыжках, а журналисты активно представляют бейсджампинг как источник невероятного адреналина.
С 1981 года аббревиатура обретает смысл – Карл Бениш учреждает список для бейсджамперов, прыгнувших хотя бы однажды с каждого из 4 объектов, и начинает издавать журнал «BASE Magazine». В этом же году бейс оформился как вид спорта, а в Америке появилась Ассоциация бейсджампинга.
В 80-х годах число бейсджамперов растет, достигая сотен. В 2001 году в столице Малайзии прошел первый мировой бейс-чемпионат – в нем участвовали 50 джамперов из 16 государств, среди которых были и россияне.
Сравнение с парашютным спортом
Бейсджампинг – это (такое занятие требует не только опыта, но и сильной психики) вид экстремального спорта, прародителем которого считается парашютизм. Однако в реальной жизни общих черт у них немного, несмотря на то, что в обоих случаях полет/падение происходит по вертикали, а для приземления применяют парашют.
Принципиальные различия между бейсом и парашютизмом представлены в таблице:
Классические прыжки с парашютом | Бейсджампинг | |
Тип базы для прыжка | Движущийся на большой высоте (1000 м и более) летательный аппарат | Неподвижные объекты, высотой от 40 до 1000 м, а чаще – до 600 м |
Скорость падения спортсмена | Ввиду большой высоты парашютист успевает разогнаться и падает с высокой скоростью – около 20 км/ч | Скорость падения не столь высока, что обусловлено небольшой высотой |
Время нахождения в прыжке | Порядка 15 сек | Менее 5 сек |
Наличие времени и условий для стабилизации положения тела в процессе падения | Парашютист падает дольше, но с более высокой скоростью – поэтому воздушный поток помогает спортсмену стабилизировать положение тела, даже если исходно оно было некорректным | При неверном исходном положении очень велик риск запутаться в парашюте или спровоцировать отказ снаряжения. В бейсе такое может привезти к серьезным телесным повреждениям или гибели |
Применяемое оборудование | Обычная парашютная система, которой для ввода в работу требуется 100–200 м (раскрывают купол, конечно, намного раньше) | Особая парашютная система, начинающая «работать» через 15–40 м |
Место для приземления | Даже если проводятся испытания на точность приземления, сама территория довольно обширная. Если прыгун «промахнется», каких-либо критичных последствий не будет | Как правило, место для приземления не готовится специально. Вдобавок, падая, приходится умело управлять парашютом, чтобы попасть на относительно небольшую площадку |
Наличие страховочного оборудования | Запасной парашют + страховка | В запасном парашюте нет необходимости – если первый не раскроется, на «вторую попытку» не будет времени. Страховка также не предусмотрена |
Общие условия прыжка | Спортсмена поднимает на нужную высоту самолет | Бейсеру приходится подниматься или даже лезть в гору, чтобы попасть на базу для прыжка. Это восхождение само по себе может стать экстремальным. Кроме этого, «городские» прыжки часто можно осуществить только в ночное время |
Бейсджампинг часто называют в большей мере «испытанием нервов», противопоставляя его парашютизму, где главную роль играет физическая подготовка и умение обращаться со снаряжением.
Чем отличается бейсджампинг от вингсьюта?
Бейсджампинг и вингсьют имеют общего «предка» – это классический парашютный спорт. Однако общим у них является только приземление при помощи парашюта. В вингсьюте применяют костюм особой конструкции, позволяющий человеку обрести аэродинамическое равновесие, и придающий полету сходство с полетом птицы – бейсеры же «летают» в обычной одежде.
Прочие различия этих разновидностей экстремального спорта приведены в таблице:
Бейсджампинг | Вингсьют | |
Основное снаряжение | Парашют | Сконструированный особым образом костюм-вингсьют – для полета и небольшой парашют – для посадки |
Принцип движения | Свободное падение плюс замедленное движение с парашютом – для приземления | Планирующий полет с преобладанием движения по горизонтали со снижением скорости по вертикали. Некоторые костюмы даже позволяют набрать высоту в полете. Парашютную систему используют только для приземления |
Время в полете | До 5 сек | До 5 мин – при стандартной выброске из самолета на высоте 4 км, и до 15 мин – при выброске на максимальной высоте (11 км) – так называемые высоковысотные прыжки |
Снаряжение | Один основной парашют | Вингсьют и парашюты – основной и запасной плюс страховка |
Групповые полеты | Бейс в группе создает больший риск и подходит только для опытных спортсменов | Вингсьют-полеты в «стае» при определённых условиях, напротив, уместны для новичков в пилотировании |
Регистрация в качестве вида спорта | Бейсджампинг признан спортом лишь в некоторых странах – там имеются ассоциации бейса и официальные школы | Вингсьют признан Международной авиационной федерацией и включен во Всероссийский реестр видов спорта |
Есть у бейса и вингсьюта общий «потомок» – проксимити-полеты, когда спортсмен в вингсьюте прыгает со скалы и летит, будто огибая ее по спирали не небольшом расстоянии (от proximity – соседство). Когда приходит время раскрывать парашют, вингсьют-пилот отлетает от склона.
Какие бывают прыжки
1. «Пайлот-шут-ассист» (или просто «ассист»). Для выполнения прыжка нужен ассистент, который будет держать вытяжной парашют в руке до полного вытягивания строп, стоя на месте совершения прыжка. Есть разновидность «ассиста» — когда парашют прикрепляется к чему-либо на месте совершения прыжка обрывной стропой. Применяется при прыжках с небольших высот или в том случае, когда необходимо быстрое открытие парашюта. Так же, такой прыжок практикуется на начальном уровне обучения бейсджампингу.
2. «Фрифол». Самый распространенный вид бейс-прыжков. Джампер самостоятельно раскрывает парашют после отделения от площадки: прыгун выбрасывает вытяжной парашют либо из специального кармана на парашютном ранце, либо из руки.
3. Групповые бейс-прыжки. Это очень зрелищный трюк. Но при его выполнении уровень риска сильно возрастает. Поэтому подобные прыжки выполняются только очень опытными спортсменами.
4. «Макконки» (или «Ролл овер»). Для этого прыжка купол свешивается с площадки перед джампером, прыжок совершается через переднее сальто. Главное в прыжке — не упасть в купол после сальто. Практикуется прыжок в штиль. Есть разновидность такого прыжка, известная как «ютадроп», когда парашют раскачивается рукой или при помощи ветра, а джампер прыгает между куполом и объектом.
5. Бейс-акробатика. Очень опасный трюк, требующий большого профессионализма. Это выполнение разнообразных акробатических упражнений в свободном падении до момента раскрытия парашюта. Выполняется обычно на максимальных для бейс-джампинга высотах.
6. «Вронг вэй». При выполнении этого прыжка парашютный ранец надевается не на спину, а на грудь. Соответственно, после раскрытия парашюта джампер летит спиной вперед.
7. Вингсьют. Это прыжки в специальном костюме, который моделирует форму птичьего крыла, создающего подъемную силу. Это не вертикальные прыжки. В вингсьюте джампер может пролетать довольно большие расстояния, в зависимости от высоты прыжка.
Оборудование
Бейсджампинг – это такое занятие, которое на фоне вингсьюта и классического парашютизма выглядит почти «бюджетным». Здесь не требуется ни самолета, из которого прыгает парашютист или пилот вингсьюта, ни самих «крыльев», ни страховочных приспособлений.
Однако к оставшемуся снаряжению предъявляют жесткие требования, в частности:
К парашютной системе (ранец плюс купол) для бейса предъявляют еще одно важное требование – она не должна быть тяжелой. Часто бейсеру приходится самостоятельно восходить или даже лезть в гору для того, чтобы прыгнуть. Тяжелое снаряжение измотает спортсмена и ухудшит концентрацию перед полетом.
Бейсджамперы уделяют повышенное внимание укладке купола – в сравнении с классической парашютной системой на укладку бейс-ранца требуется больше времени.
Разновидности бейс прыжков
В бейсджампинге есть базовые прыжки и усложненные трюки для опытных (и исключительно рисковых) спортсменов.
Среди популярных приемов выделяют:
Также к бейсу часто относят фри-бейс-соло – альпинизм, где вместо страховки применяют не веревку, а парашютную систему.
С чего начать новичку – полезные советы
Начинающему спортсмену придется многое изучить и освоить – помните, что это развлечение не прощает халатного отношения и спешки. Идеально, если вы пройдете обучение и примкнете к группе опытных бейсджамперов, клубы которых работают во многих городах. Если вы новичок и только готовитесь к первому полету, следуйте полезным советам:
Также будет полезна акробатика и умение контролировать свое тело. Не помешает страховой полис, если за границей вы получите травму, сможете рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание.
Самые популярные места в мире среди бейсджамперов
Бейсджампинг – это такое занятие, которое предполагает не только расходы на снаряжение, но и на поездки по различным уголкам мира. Принято считать, что на территории одного города или даже страны долго прыгать не захочется – каждый прыжок должен быть уникальным, нести для спортсмена особую атмосферу.
Среди популярных у джамперов мест:
Сакральными для бейсеров местами можно назвать гору Эль-Капитан (910 м) в Америке и Стену Троллей (вертикальные участки высотой до 1000 м) в Норвегии. Эль-Капитан – это место, где родился бейсджампинг, а Стена Троллей с ее опасными выступами требует от бейсера огромного мастерства – здесь в 1984 году погиб Карл Бениш.
Прыжки с обеих «достопримечательностей» запрещены законом, но привыкших к полулегальному проникновению на объект спортсменов это не останавливает.
Появление и развитие вингсьютинга
При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году погиб при испытании «плаща-парашюта» собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.
Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.
Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.
К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.
Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.
В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:
Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.
Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:
В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.
Правила вингсьютинга
Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.
Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.
Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.
Итоги
Мы рассмотрели такой экстремальный вид спорта, как бейсджампинг что это и кто такие эти бесстрашные спортсмены