Что означает церебральный сортинг
Церебральный сортинг: от каждого по способностям
Мало кто из людей одинаково склонен к разным дисциплинам. Кому-то в школе лучше даются математика и физика, кому-то — литература и иностранный язык. А кто-то любым общеобразовательным предметам предпочитает спорт. Однако согласно школьной программе приходится и задачки решать, и сочинения писать, и подтягиваться на турнике во время уроков физкультуры. А нужно ли это?
Известный российский профессор, доктор биологических наук Сергей Савельев разработал теорию так называемого «церебрального сортинга». В случае её практической реализации, обещает учёный, нам удастся построить гармоничное общество, в котором каждый сможет заниматься тем, что ему по душе.
Любимое и нелюбимое
Ни для кого не секрет, что лучше всего в жизни устраиваются зачастую не те, кто обладает различными талантами — к науке, искусству, музыке, литературе и проч., а те, кто умеет приспосабливаться к ситуации. При этом под предлогом разностороннего развития с нас ещё в детстве требуют, чтобы мы занимались нелюбимыми предметами. Считается, что надо уделять больше внимания тем вещам, которые у тебя не получаются, а не тем, в которых ты хорош.
К тому же нередко ребёнок имеет способности в сфере, где сложно заработать большие деньги. Например, прекрасно рисует или пишет стихи. Но родителям хочется для него «лучшей доли», и они заставляют его зубрить математику, чтобы он стал экономистом и нашёл денежную работу. Или мог открыть свой бизнес. Но если такой ребёнок вырастает и начинает заниматься «не своим» делом, то вряд ли он будет счастлив, даже хорошо зарабатывая.
Сортировка мозгов
Профессор Савельев предлагает производить естественный отбор соответственно способностям того или иного человека.
Дело в том, что способности не рождаются сами по себе. Они зависят от строения нашего мозга. Мозг каждого из нас обладает своей уникальной нейронной структурой. Её можно незначительно скорректировать в течение жизни, но радикально изменить нельзя. И именно от этого нейронного «рисунка» зависит наша склонность к тому или иному виду деятельности.
Именно по причине разного устройства мозгов люди часто не понимают друг друга. Предприниматель не может уразуметь тонкостей мышления творческого человека и считает его чудаком и эксцентриком. А тот, в свою очередь, может считать его бездушным прагматиком.
Сегодня учёные уже знают, какие области мозга отвечают за научное мышление, какие за творческое, какие за социальное взаимодействие и т. п. По мнению Савельева, методы компьютерной томографии высокой точности вполне могут выявить потенциал индивида ещё в раннем возрасте. Скажем, если будет выявлена склонность к математическому анализу, следует отдать такого ребенка в математическую школу или класс (а учебные заведения все надо сделать профильными). А вот у другого хорошо развиты речевые центры, пусть изучает филологию или журналистику… В итоге все люди будут заняты именно своим делом и получать от этого удовольствие.
Насколько это реально?
Конечно, тут имеется масса нюансов. Во-первых, а что, гуманитариям точные и естественные науки вообще не понадобятся? Ну вряд ли так категорично. Наверное, всё же придётся изучать и математику, и физику, и химию, и биологию, но поверхностно — лишь те вещи, которые могут реально пригодиться в жизни.
Во-вторых, кто гарантирует общественную потребность в тех или иных специалистах? Вот учителя, или врачи, или менеджеры нужны всегда. А поэты или художники? Возможно, надо обучать каким-то прикладным дисциплинам в рамках этих творческих сфер, чтобы будущий творец смог заработать себе на жизнь. Скажем, копирайтера или дизайнера.
В-третьих, всё-таки мир, где людей подвергают селекции путём церебрального сортинга, это утопия. Или, скорее, антиутопия. Выходит, если, согласно сортингу, человек должен стать рабочим, ему уже не стать, к примеру, лётчиком? А как же права, а как же этика?
Хотя кто знает, может, в будущем эти принципы и впрямь в том или ином виде будут применяться — как минимум в системе профессиональной ориентации. Во всяком случае, сбрасывать церебральный сортинг со счетов пока точно не стоит.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Я уже давно хотел написать несколько слов о концепции профессора Савельева. Кое-что написал, но получилось о расизме и ксенофобии. Поэтому напишу снова, возможно в чём-то повторюсь
Первое. Отчего зависит структура мозга человека пока совершенно не ясно. Нет, ясно, что базу даёт наследственность, но как она её даёт – нет никаких представлений. Поскольку гении рождаются у полных идиотов, а у блестящих родителей часто получаются и/или идиоты/моральные уроды. Есть исключения (например, в местечках черты еврейской оседлости до 1941 года количество гениев явно зашкаливало), но как они получились – тоже вопрос.
Вопрос и в том, как влияет на развитие мозга воспитание. Точно влияет, но как – неизвестно. Одних нужно нещадно пороть, других – только хвалить, одни в результате травли усиливаются, другие – ломаются. По мнению Профессора, с какого-то возраста можно, изучив структуру мозга, понять некоторые предпочтения. Тут я умолкаю, поскольку не знаю. Но знаю другое.
Нужно знать и не путать, или Noblesse oblige 5.3
Общество развивается только если у него в элите количество людей талантливых и конструктивных выше среднего. Или, иначе, если есть позитивный отбор. К сожалению, как только ситуация устаканивается, исчезают внешние угрозы, элита выходит на чисто родо-племенную модель, «позитивный» отбор исчезает и, как следствие, толковых людей становится столько же, сколько и в популяции в целом. Но поскольку люди деструктивные более эффективны в коллективе, чем конструктивные (по банальной причине, деструктивные думаю только о карьере и безопасности, конструктивные на это тратить время не любят), то нейтральный отбор сменяется на «негативный».
И всё, система за одно поколение уходит вразнос. Ну, а результаты известны, вон, посмотрите на нынешний Запад. Так вот, профессор Савельев любит эпатировать публику (а чтобы думала!), но суть его мыслей следующая. То, что он называет «церебральным сортингом», на самом деле, выделение для каждого молодого человека областей работы, в которых он заведомо может достичь высокого результата, а в каких почти наверняка нет. Желающие могут прочитать рассказ Азимова «Профессия» (собственно, это одно из моих любимых произведений и молодёжи я его рекомендую прочитать обязательно).
Путь приватизации
И был ещё советский рассказ. Ученые научились на стадии раннего развития ребенка со 100% вероятностью узнавать его предрасположенность и предлагают сферы работы, в которых этот человек в будущем проявит себя на все 100% и достигнет самых лучших результатов. Рассказ идет о молодом человеке, которому предрекли судьбу архитектора. Уговаривали его, умоляли пойти по этому пути, но он грезил стать капитаном корабля дальнего плавания. И вопреки всей этой теории он стал очень хорошим капитаном, даже капитаном-инструктором пароходства. И вот он идет после очередного похода по городу мимо новых великолепных зданий и слышит голос экскурсовода, который говорит, что построил его мальчик, с которым он вместе был на профориентации и у которого рейтинг был чуть-чуть ниже, чем у него… Кстати, никто не вспомнит, кто его написал и как он называется?
Так вот, суть идеи Профессора в том, что нужно проводить анализ и нельзя назначать на высокие аппаратные должности людей с низкими показателями профессионального и аппаратного рейтинга. Независимо от их происхождения. Даже если папа у тебя генерал, а мама у тебя – прокурор, а способности у тебя к рисованию, иди в художники! А вот власть – не надо!
Кроме Путина, плана ни у кого нет
И расизма во всей этой истории нет ни на йоту! Напротив, это попытка создать объективную оценку, которая позволит разрушить «местническую» и «национальную» дискриминацию. Но, правда, как мы знаем, в реальности профессиональные рейтинги будут покупаться за деньги… Так что всё это, скорее, мечты!
Что означает церебральный сортинг
Для чего нужно внедрить в общество церебральный сортинг? И почему этому противится политическая система?
Разумного и рассудочного в нас очень мало, в основном имитационные формы. От этого надо избавляться. Для этого нужно избавить человечество от феноменальной способности всех приматов врать. Убрать ту самую субъективную оценку человечества, которая существует постоянно.
Церебральный сортинг, о котором мы начали говорить в прошлый раз, т.е оценка человеческих способностей по структуре мозга, является единственным ключом, развивая которые мы можем выйти на индивидуальные особенности.
Что является морфологической основой церебрального сортинга?
Дело в том, что головной мозг человека является локализационной системой. Т.е каждая конкретная функция нашего головного мозга представлена в нем специальной структурой, содержащих некоторое количество нейронов. Даже сложные функции интегрирующие работу мозга тоже находятся в специальных областях, где они представлены неким числом нейронов.
Чем больше этих нейронов для выполнения конкретной функций используется, тем больших способностей в данной области обладает человек.
Циторохонические исследования показали, что разница в количестве нейронов может быть в сорок с лишним раз. А это значит, что у одного может быть например 100 млн. нейронов, а у другого 4 млрд. А если учесть, что таких структур в мозге около 300, отсюда рождается идея, что желательно было бы все это исследовать.
Например слуховые функции, там целая цепочка. Начиная с ядер ствола, слуховые кохлияры, потом оливы, потом латеральная петля, четверохолмие, медиальное коленчатое тело и потом только слуховая кора и там несколько полей. Т.е там больше двух десятка структур.
Таким образом конструкция мозга предполагает не только нашу индивидуальную непохожесть друг на друга, трудности переговоров друг с другом, этнические, государственные и расовые проблемы.
Индивидуальные проблемы настолько велики, что они перекрывают все выше перечисленные.
А есть еще кора, которая покрывает бороздами и извилинами наш мозг и она несет память в том числе социальную, личный опыт, этническое воспитание, образование и прочее. Это рассудочная деятельность, которая противостоит лимбическому хочу.
Иначе говоря любое решение человек принимает минимум из двух вариантов. Как бабуин, что обычно и происходит или как принято в человеческом обществе, это случается редко, поскольку энергетические затраты очень дороги.
А гению к этим двум явлениям прибавляется еще выраженная одаренность, те самые структуры, которые и так существуют в лимбической системе и картикальной. А тут они добавляют еще и некие функции особые поскольку они выражены, то они подчиняют себе поведение. У него три вида структур одаренность, гениальность выраженных больших структур и кортикальных структур социальное и рассудочное поведение, а третье животное.
Ломбразо вообще считал гениальных людей сумасшедшими, у него даже книжка есть «Гениальность и помешательство». Но он был не прав, если все было так то все бы гении были в тюрьмах.
К чему же это все приведет? Есть масса вопросов.
У очень многих развивается жидкий стул. Почему?
Да потому, что уровень некомпетентности такой, что многие люди его осознают, особенно не лишенные мозгов. Они прекрасно понимают, последствия будут катастрофическими.
Вполне естественно, когда это начнется, вдруг окажется много людей занимающихся не своей работой.
Причем занимающихся так плохо, что всех их надо давно попросить с этой работы. Но как то не получалось. Потому что имитация, которая пронзает все наше бытие.
Например недавно западные ученые взяли и написали несколько липовых выдуманных из головы.
Но поскольку они находятся в тренде в научном, но если вы пишите чушь полнейшая ахинея.
Будет в тренде происхождение птиц, о которых я недавно делал доклад. Ну т.е она будет соответствовать идиотизму, который поддерживают на западе. Не важно, что вы не врете.
Вас опубликуют в выдающихся журналах. Это и сделали наши коллеги, показав что цена научных исследований опубликованных в высоко рейтинговых журналах, стоит 3 копейки. Почему? Потому что они являются и могут быть любого уровня фальсификации, лишь бы соответствовали представлениям умозрительным, полуграмотных редакторов и общей парадигмы. Таким образом наука имитирует.
Потому что на всех уровнях происходит имитация. И что бы эту имитацию прекратить, то надо объективировать человеческие способности.
Да тогда произойдет масса неприятностей и будут последствия. Последствия какие?
Попробуйте их найти, это огромная проблема. У нас проблема даже с подбором инженеров. Т.е надо решать проблему социальных лифтов с одной стороны, квалифицированных специалистов с другой. Если у вас есть способности и вам могут предложить определенный уровень подготовки, вы можете стать специалистом с выдающимися способностями.
Впервые появятся объективные критерии, а не папа-мама, родственники, приятели. А впервые по способностям.
Т.е социальный лифт и индивидуальная справедливость в оценке человеческих способностей. Есть это сейчас-нет. И чем дальше тем подлее общество, которое естественно выбрасывает лучших из своей среды.
А неспособные занимаются неспособными вещами. Посмотрите по всему миру, людям которые не могут решить какие- то социальные проблемы, им заменяют верой. Это прекрасный способ, людям которым трудно разобраться в чем-то, найти свое место под солнцем.
А наличие гениев решит наши вами проблемами. Потому что они могут решать эти проблемы, т.к нахрапом, деньгами, навалом не решить.
И последнее что хотелось бы сказать, это то что использование такого подхода, т.е церебрального сортинга и оценка людей по их реальным способностям, она и создаст то человеческое счастье о котором люди мечтают.
А теперь прочтем несколько сообщений.
Вопрос: Профессор, вы конечно правы про сортинг, но вы слишком идеализируете, так как с помощью правильного обучения можно создать столько синапсов в нужных областях мозга одного человека, что они могут компенсировать необычное количество, значительно большего числа нейронов, у второго которого так не обучали.
Наш мозг был бы на троллейбус, если бы он был похож на то что рисуют западные мультипликаторы. Эту чушь всю не надо смотреть.
Синапсы увеличиваются в детстве. Но как только вы перестаете вбивать в ребенка некий набор информации он начинает так же исчезать. Синапсы разрушаются, а не только образуются. Поэтому у нас существует метаболическая активность мозга, которая меняется в два с половиной раза.
Никакими тренировками, никаких способностей вы не получите.
Вопрос: Возможно ли какими-нибудь способами создать функционально другие зоны в мозге или увеличить соответствующий что бы стать гением?
Ответ: За 40 лет, я не разу не получил от государства, ни от частных лиц, ни от фондов ни копейки на эмбриологические исследования. Хотя 20 лет назад, предлагал технологию диагностики различных патологий эмбриональных, которые предотвращали бы появления детей с серьезными нарушениями. Это никому не интересно.
Можно воздействовать экспериментально на мозг? Можно.
Я занимался этим на экспериментальных моделях, но сейчас таких инструментов нет, что бы изменить структуру мозга.
Индивидуальные различия генетически детерминирована. Она зависит от того какие гены, как перемешались гены родителей. И кто из них используются в меньшой или большей степени в развитие мозга ребенка. Это данность, которая дана генетически.
Вопрос: Почему природа не полностью подчиняет нас биологическому детерминированию?
Ответ: Тут вопрос насколько у вас нервные ткани находятся для того, что бы вы могли справиться с этими самыми обезьянами началами.
Например молодые шимпанзе. С ними выступают в цирке, они там показывают всякие фокусы. А когда шимпанзе становятся старыми, они понимают, что и так будут кормить хорошо, можно ничего и не делать.
У нас тоже самое происходить среди людей. Когда молодой, их используют всячески, а когда стареете начинает разбираться, то перестает выступать в цирке по заданию.
У нас масса людей, которые полностью подчинены природе. Но есть которые и нет. Из-за чего?
Но при этом, когда дети созревают, то проходят фазу гормонального созревания. Тогда у них выпучиваются глаза и краснеют крылья носа. И они ничего не хотят, кроме как изготавливать себе подобных. Это момент полного подчинения рассудочной деятельности инстинкту размножения.
Ну а с возрастом, когда гормонов становится меньше и неокортекс может справиться с этими объединениями, то человек начинает давать результаты. Думать о чем то неожиданно для себя.
Из материалов авторской программы профессора Сергея Вячеславовича Савельева «Вынос мозга» (выпуск №59 от 06.10.2018)
ПАВЕЛ КОЖЕВНИКОВ: «ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ СОРТИНГ – МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УНИКАЛЬНОСТИ»
Наблюдения за населением, изучение способностей человека – это часть современного естественного отбора. Это происходит потому, что человеческий мозг постоянно эволюционирует, причем быстрее, чем тело.
Нехватка кадрового резерва в мире начала становиться все более важной проблемой, которую обсуждают многие известные ученые мира. В исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенном The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures, сообщается, что Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую и творческую работу. К 2025 году нехватка специалистов может достигнуть 10 миллионов человек.
Одно из изобретений будущего, которое может решить эту проблему, предложил российский учёный, заведующий лабораторией развития нервной системы ФГБНУ «Научно-исследовательского института морфологии человека» ФАНО Сергей Вячеславович Савельев. У него появились соратники, которые поддерживают его метод и понимают перспективы, которые могут открыться для России и в целом для всего человечества, решив острые социальные вопросы.
Среди них член Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России, финансовый эксперт, генеральный директор МФК «Парса Компани Групп» Павел Николаевич Кожевников, который в рамках третьей ежегодной конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», прошедшей в Москве 24-25 октября 2017 года, выступил с темой: «Оцифровка и анализ индивидуальных человеческих способностей методом церебрального сортинга в рамках финтех-разработок».
Церебральный сортинг
В секции № 4 «Трансформация ОПК в эпоху цифровой экономики», модератором которой выступил Олег Викторович Кривошеев, заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по информационным технологиям и управлению жизненным циклом изделий, всего было 12 докладов. Павел Кожевников выступал последним, благодаря чему его материал стал неким подведением итогов, а нюансы вызвали своевременные вопросы.
— Павел Николаевич, расскажите, пожалуйста, что означает церебральный сортинг? Почему в рамках конференции по ОПК эта тема вошла в список самых актуальных?
— Оба дня конференции, среди разных тем, обсуждались важные вопросы кадрового обеспечения, потенциала, увеличения производительности труда. Церебральный сортинг – это эксклюзивная разработка, которая позволит выявить уникальные способности каждого конкретного человека, оцифровать их и получить объективную картину человеческого потенциала, о котором идет речь. Метод разрешит вопросы актуальности занимаемой должности того или иного человека, его продуктивных или непродуктивных возможностей, относительно совершаемого процесса рабочей деятельности
— Путем анализа возможностей и способностей человека по размерам некоторых зон его мозга.
— Еще в древние времена вставал вопрос как изучить индивидуальную уникальность каждого человека. Высказывались разные мнения, среди которых и совсем неоднозначные. Например, считалось, что мозг давит на череп, поэтому человек умен, а бугорки, имеются в виду извилины, говорят об определенных предрасположенностях индивида. Конечно, это не так. Далее ученые исследовали мозг по количеству извилин, изгибов, но гипотеза также не подтвердилась. Затем исследования коснулись массы мозга. То есть выбирались известные и одаренные люди, посмертно взвешивался их мозг и снова мимо. Оказалось, что от массы мозга не зависит какая-либо уникальность человека.
— Вы можете привести примеры?
— Возьмем ученого, первого русского нобелевского лауреата Ивана Павлова, его мозг весил 1457 граммов или физика – Эмилия Ленца — 1636 граммов, писателя Максима Горького – 1420 граммов. У революционера Владимира Ленина 1340 граммов. В некоторых случаях масса доходила до 1070 граммов, а это очень маленький показатель. Таким образом, не было однозначных результатов. Поэтому ученые постоянно думали над вопросом: «В чем же истинная уникальность человека, о которой может сказать его мозг?». В нашем веке встал вопрос об оцифровке такой уникальности.
Карты головного мозга
— Как в итоге был решен этот вопрос?
— Однажды немецкий невролог Корбиниан Бродман проводил исследования и выяснил, что при срезах головного мозга можно наблюдать определенные структуры в строении. Он пришел к выводу, что функции в нем локализованы в определенных местах, то есть их внешние признаки не размазаны по всему органу. Он увидел, что клетки располагаются в разной упорядоченности. Бродман стал основоположником карт головного мозга. Были выделены вплоть до миллиметров зоны, которые отвечали за определенные функции или действия человека. Особенно людей уникальных, которые отличились своими достижениями.
— Это дала понять именно структура их мозга?
— У человека в мозге 15 миллиардов клеток. От 100 тысяч до 1 миллиона связей. И каждые три дня возникают новые. Это говорит об очень сложной структуре. Встает вопрос: «Каким образом можно достичь конкурентных преимуществ в разных сферах путем оцифровки и понимания конкретных качеств тех специалистов, которые работают над теми или иными задачами?».
— Что конкретно было доказано учеными?
— То, что различные поля и подполя имеют большую или меньшую площадь или объем, вплоть до того, что у каждого человека они явно отличаются. У одного человека – 500 квадратных мм, а у другого 1000 квадратных мм одного поля. Индивидуальные особенности полей и подполей коры головного мозга были доказаны на аутопсийном материале –это когда забор производится во время патологоанатомического вскрытия. Именно эти неврологические критерии отличают предрасположенность людей к тем или иным навыкам и задачам.
— Получается, что различия в два-три раза?
— Да, индивидуальные различия полей и подполей коры полушарий составляют 4131% (это различия в 40 раз), а подкорковых структур — 369% (различия в 3,69 раза), то есть структуры отличаются друг от друга строением, объемом, площадью. Более того, подполя лобной и теменной долей могут присутствовать у одного человека и вовсе отсутствовать у другого — по неврологическим критериям. Индивидуальная изменчивость по поведению отличается размерами структур мозга, их комбинациями. Она предопределяет таланты, особенности. И это врожденное свойство. Новые нервные клетки в развитии не появляются.
— О чем это все говорит?
— Чтобы люди занимали свои должности, свои посты, работали на максимальном уровне, необходимо использовать данный алгоритм. Если мы берем гениев оборонно-промышленного комплекса: специалиста в области ракетно-космической техники Владимира Уткина или авиаконструктора и конструктора в области ракетной техники Петра Грушина, мы понимаем, что это примеры уникальных людей. Встает вопрос, как измерить и оцифровать такую уникальность, и появляется ответ. Через вот эти показатели полей и подполей.
— Что это за показатели, если говорить условно?
— Условно говоря, у человека может быть 300 различных переменчивых структур. Например, чтобы сделать копию картины, необходимо, чтобы совпадало 25-30 областей и они должны быть выстроены по определенному порядку. А вероятность их наличия очень маленькая. Так и получается, что количество людей на планете у нас не меняется, а церебральный сортинг позволяет выявить гениев и наша продуктивность растет.
Цифровизация
— Каким образом использование церебрального сортинга возможно совместить с цифровыми технологиями?
— Еще в 90-е годы XX века об этом думали, но не было технических средств. А в наши дни появилась вычислительная томография — это область математики, занимающаяся разработкой математических методов и алгоритмов реконструкции внутренней структуры объекта, в нашем случае мозга, через цифровые системы.
— Как планируется проведение такой работы?
— Методом аутопсии проверяются структуры мозга уникальных индивидов — нарабатывается материал. А методом вычислительной томографии готовятся слепки строения мозга людей при жизни. Информация сравнивается, анализируется через цифровые данные и делается вывод об уникальных способностях человека. Сразу можно получить ответы на вопросы: «Тем ли делом он занимается по жизни? Подходит ли ему его работа?». Мы должны уже в ближайшем будущем решить этот важный вопрос обеспечения кадрами оборонно-промышленного комплекса.
— Неужели вопрос настолько срочный, что решить его необходимо именно в ближайшем будущем? К 2025 году нехватка специалистов может достигнуть 10 миллионов человек. Вдумываешься в эту цифру и становится страшно! По каким причинам это может произойти?
— По разным, но одна из основных — существующая система оплаты труда. К примеру, в России разница в оплате труда водителя и врача — всего 20 процентов, в то время как в Германии — 174 процента, в США — 261 процент, в Бразилии — 172 процента. Вопрос срочный и нам нужно сформировать системный подход к развитию человеческого капитала. И решение есть — использование метода церебрального сортинга!