Что названо в честь дрейка на карте
Пролив Дрейка: «Форточка Ревущих 40-х Ветров»
Пролив Дрейка (англ. Drake Passage), «перемычка» между Атлантическим и Тихим океанами, является самым широким проливом: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Основное направление течения: северо-восток. Средняя скорость движения воды: около 2 км/ч. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега Аргентины, Чили и Антарктиды (не принадлежащей ни одному государству).
Погода в этом районе крайне неустойчива, часты сильные штормы. До 25% южной части пролива с апреля по ноябрь покрыто льдом, летом там много айсбергов.
Дрейфующие льды достигают Южноамериканского материка.
«Нечаянное» географическое открытие
До официального открытия Панамского канала (1920 г.), основными морскими путями из Атлантического океана в Тихий были проливы Магелланов, Бигля и Дрейка. Бесспорно, проливы Магеллана и Бигля значительно сокращают путь и намного безопаснее пролива Дрейка, особенно у мыса Горн, прозванного моряками мысом Дьявола. Но парусникам сложно было лавировать в этих узких проливах, а зимой они часто скованы льдами. Поэтому корабли, на свой страх и риск решившие обогнуть Южноамериканский материк со стороны Атлантики, невзирая на плотные туманы, дожди, на постоянную угрозу шторма и встречи с айсбергом, вынуждены были идти по широкому, никогда не замерзающему проливу Дрейка.
Пролив получил свое имя в честь английского пирата и работорговца (позже вице-адмирала) Френсиса Дрейка, обогнувшего коварный мыс Горн в 1578 году во время совершения кругосветного путешествия, которое, в сущности, являлось пиратским рейдом по побережью Тихого океана. Но моряки и географы той эпохи обязаны именно этому «властному, жадному, мстительному человеку с бешеным нравом» (по свидетельству современников) многими важными уточнениями карты мира.
В погоне за драгоценными камнями, золотом, серебром, пряностями и рабами, мимоходом, случайно было совершено много великих географических открытий. Так и встреча с проливом, получившим имя Дрейка, произошла по воле случая. Сэр Френсис Дрейк, официальный его первооткрыватель, шел через Магелланов пролив, на выходе из которого корабли расшвыряло бурей. Одному из трех кораблей, флагману «Пеликан», удалось прорваться к Тихому океану, но его отбросило далеко на юг, где за безымянным утесом открывались бескрайние океанские просторы. На радостях «Пеликан» был переименован экипажем в «Золотую лань», которая, после мародерства и разбоя на тихоокеанском побережье, вернулась домой, нагруженная золотом и пряностями.
Пролив Дрейка — «Форточка» для западных ветров
Условная линия границы между Атлантическим и Тихим океанами проходит в проливе Дрейка, от мыса Горн до о. Снежный (Южные Шетландские о-ва).
Сильнейшие западные ветры (превалирующие между 40° и 55° ю. ш.), известные как «ревущие сороковые», дойдя до Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену Анд. Единственным проходом для них становится пролив Дрейка, где возникает грандиозный «сквозняк», осложненный встречными ветрами и циклонами, спускающимися с Анд.
Эти ветры порождают циркумполярное Антарктическое течение, называемое течением Западных Ветров, – исполинскую «реку», опоясывающую Антарктику.
Мировая ассоциация океанологов ведет изучение гидрологии в проливе с 1993 года, потому что в этом районе удобнее всего наблюдать за могучим Антарктическим течением, которое по расходу воды превышает Амазонку почти в 600 раз!
Природные достопримечательности
Пролив Дрейка. Где находится на карте мира, какие океаны соединяет, описание
В начале XX века на карте мира появился названный именем знаменитого английского авантюриста, работорговца, капера, естествоиспытателя и вице-адмирала – пролив Дрейка.
Расположение пролива
Он разделяет Южную Америку и Антарктиду (точнее, архипелаги Огненная Земля и Южные Шетландские острова). Это незамерзающий проход из Атлантического океана в Тихий. До постройки Панамского канала это был единственный проход для парусников.
Происхождение названия
Сэр Френсис Дрейк считался первым мореплавателем, чей корабль прошёл через этот пролив. Назвать его в честь пирата предложил сэр Шеклтон, командовавший британской географической экспедицией в Антарктику в 1914–17 гг.
В 1578 г. капитан Дрейк на пяти превосходно снаряжённых кораблях пришёл к Южной Америке в поисках несметных сокровищ, поскольку королева Елизавета поддержала грабительские планы пирата-адмирала. Испанские колонии Нового света казались лакомым и беззащитным куском.
На выходе из Магелланова пролива сильнейшая зимняя буря (июль – самый ветреный и холодный месяц) разметала флотилию, а флагманский трёхмачтовый галеон «Пеликан» забросила намного южнее. Стихийность этого события не смутила Железного Пирата, и он объявил первооткрывателем пролива себя.
Пролив Дрейка на карте мира
Вероятно, не он был первым европейцем, побывавшим в этих грозных водах. За 50 лет до него здесь проходил испанский «Сан Лесмес», которым командовал Франсиско де Осис, направлявшийся к Молуккским островам. Так же, как корабли Дрейка, его судно попало в шторм, и было унесено к югу. Сохранились записи, в которых капитан упоминает, что матросы видели «край земли», то есть отрытое водное пространство.
Пролив Дрейка на карте мира в испаноязычных странах называется морем Осиса. В остальном мире победила британская точка зрения на историю великих географических открытий.
Капитан Дрейк отправился на север вдоль тихоокеанского берега обеих Америк. Есть исторические записи, которые позволяют предположить, что сэр Френсис отправился к северу, потому что пожелал совершить ещё одно великое географическое открытие, а именно, проход из Тихого океана в Атлантику вокруг северного побережья Америки.
На широте штата Вирджиния, где берег круто сворачивает к западу, он передумал, и отправился домой через Тихий океан. Таким образом пиратский рейд превратился в первое для английских мореплавателей кругосветное путешествие.
История пролива Дрейка
Теория движущихся литосферных плит объясняет возникновение проливов, морей и океанов тем, что некогда существовавший сверхматерик разделился на части. Они стали континентами, которые привычны на карте мира.
Исследования химического состава зубов ископаемых рыб, найденных в осадочных породах в проливе Дрейка, подтвердили, что 41 млн. лет назад пролив Дрейка не существовал. Антарктида была огромным полуостровом, и климат там был намного теплее, до умеренного.
Разрыв между Америкой и Антарктидой произошёл около 40 млн. лет назад, когда остальные части света уже имели почти современные очертания.
Географические особенности пролива
Уникальность географического положения пролива Дрейка заключается в том, что он является самым узким участком Мирового океана, чем-то вроде «форточки», через которую дует непрерывный «сквозняк». Пролив Дрейка на карте мира – самый глубокий, широкий и опасный: береговая линия обрывистая, скалистая, сильно изрезана узкими заливами-фьордами.
Глубина, м | 276–5269 |
Ширина, км | 820–1150 |
Длина, км | 460 |
Средняя скорость течения, км/ч | 2 |
Скорость движения воды, м/с | 0,4–1 |
Рельеф дна неровный; к востоку глубина уменьшается. Подводный хребет продолжает Анды, и вместе с Кордильерами они образуют единую горную систему.
Отложения на морском дне южнее Огненной Земли – песчаный и глинистый ил. Ближе к берегам Антарктиды повышается содержание материала, подвергшегося ледовому расплавлению (сброшенного айсбергами). Дополнительный компонент отложений – остатки планктона.
Гидрометеорология пролива
Пролив Дрейка на карте мира в прежние времена считали частью Южного океана. Позже это название вышло из научного оборота, но во второй половине 20 в. вернулось, потому что особенности циркуляции воды и воздушных масс в южных частях Индийского, Атлантического и Тихого океанов (выше 60 параллели) позволяют рассматривать их как единую систему.
Здесь походит мощное (расход воды 125 млн куб. км) течение. На старых картах оно носило поэтическое имя «Западных ветров», что связано с другой климатической особенностью – здесь почти всегда дует сильный ветер с запада.
Современное название – Антарктическое циркумполярное течение – отражает движение воды по окружности, вокруг полюса. Его появление после разделения материков связывают (не вполне обоснованно) с падением крупного метеорита, след которого обнаружен геофизическими методами в море Росса у берегов земли Виктории.
Направление течения совпадает с вращением Земли, что даёт течению дополнительный импульс. Возможно, именно поэтому оно существует до сих пор.
Вместе с постоянными ветрами течение создаёт преграду для более тёплых вод умеренных широт. С ним связывают глобальные изменения климата Антарктики. До образования пролива там было намного теплее, что подтверждается многочисленными находками остатков ископаемой жизни.
Циркумполярное течение, пересекающее все меридианы, постепенно превратило окружённый им материк в планетарный «холодильник».
Климат пролива Дрейка
Погодные показатели обычно не выходят за пределы, соответствующие умеренному климату. В южной части климат приближается к субантарктическому. Географическое положение пролива порождает ряд важных особенностей многолетних изменений погоды, которые имеют решающее значение для судоходства.
Скорость воздушных потоков резко возрастает, когда они, наталкиваясь на Анды, огибают их с юга и проходят через узкий просвет в проливе Дрейка. Поэтому здесь находится самый «штормовой» регион планеты.
Штормы налетают 1–2 раза в неделю, а зимой почти ежедневно. Самые сильные ветры (с порывами до 40 м/с) зафиксированы к северу от мыса Горн. Ветер такой силы называется ураганным и соответствует максимальному значению по шкале Бофорта – 12 баллам. Высота волн в шторм может достигать 12–15 м (примерно с пятиэтажный дом).
Показатель | min | max |
Температура воздуха в декабре-апреле, град. Цельсия | -2 | +14 |
Температура воздуха в апреле-декабре, град. Цельсия | -5 | +7 |
Температура воды на поверхности, град. Цельсия | -1 | +5,9 |
Max скорость ветра, м/с | 35 | |
Осадки, мм/год | 1000 | 1500 |
Средняя солёность воды, % | 35 |
Граница плавучих льдов находится между 35 и 56 параллелями, поэтому в проливе, особенно в южной его части, встречаются айсберги, дрейфующие вслед за течением к востоку. В 2011 г. появились сделанные из космоса снимки гигантской ледяной глыбы. Площадь её видимой поверхности была сравнима с размерами княжества Люксембург.
Пролив находится в зоне конвергенции, которая может считаться границей Южного океана. Здесь встречаются холодные антарктические воды с более тёплыми течениями умеренных широт.
Эта полоса проходит между северной границей плавучих льдов и линией наибольшего оледенения, в среднем на 53 градусе ю. ш. Граница эта невидима, но вовсе не воображаема. Она разделяет акватории с различными составами воды, флорой и фауной, климатическими условиями.
Несмотря на свою грозную и заслуженную славу «кладбища кораблей», пролив Дрейка может быть тихим в течение двух дней, которые нужны, чтобы пройти через него. Погода здесь меняется часто и резко. Это отражено в поговорке моряков: «drake maybe shake or lake» («Дрейк может быть трясучкой или озером»).
Около 25% водной поверхности покрыто льдом. Зимой граница замерзания смещается к северу, изредка, в самые холодные годы, доходя до Патагонии. В конце лета (февраль) пролив обычно освобождается от льда. Здесь часто бывают густые туманы и фантастически прекрасные кратные радуги.
Природные особенности
Растительность на берегах скудная. Кроме небольших лесов антарктического бука, флора представлена в основном несколькими видами лишайников.
Воды пролива Дрейка богаты планктоном. Особенно много здесь мельчайших ракообразных, называемых крилем. Он имеет огромное значение в питании синих и плавниковых китов, кальмаров, императорских пингвинов, тюленей-крабоедов. Из рыб самый массовый вид – антарктическая треска.
Здесь обитают удивительные хладнокровные виды, «ледяные рыбы». Их называют бескровными, потому что в их крови нет гемоглобина. Встречается несколько видов дельфинов.
Многочисленные острова в проливе служат приютом для птичьих базаров (буревестники, поморники, альбатросы, фрегаты). Морские котики и другие тюленеобразные (например, морской леопард, который умеет прогрызать полынью в ледяном покрове) часть года проводят здесь, потому что холодные антарктические воды, богатые планктоном, обеспечивают им надёжную кормовую базу.
Пингвины (антарктический, Адели, золотоволосый) делят холодные пляжи с тюленями. Отмели на побережьях пролива заселены и более мелкими животными. Здесь обитают осьминоги, мидии, баланусы, крабы, креветки.
Интересные факты о проливе
Ураганный ветер и сильное течение препятствуют в проливе судоходству. Дрейк, пусть и случайно, нашёл новый путь из океана в океан. На карте мира появился проход, не ограничивающий размер судна (как Панамский канал) или его тип, или сезон.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о проливе Дрейка
Пролив Дрейка — самое штормовое место на земле:
Пролив Дрейка: где находится, что соединяет, история открытия
Между Огненной Землёй – архипелагом, входящим в континентальную систему Южной Америки – и Антарктидой лежит водное пространство, которое было названо проливом Френсиса Дрейка. Этот пролив служит перемычкой, соединяющей воды Тихого и Атлантического океана в их южной оконечности.
Он является наиболее просторным и самым глубоким проливом на планете: его ширина в самой узкой части составляет 820 км, а глубина превышает 5500 м.
Происхождение пролива Дрейка
Современные исследования позволили достоверно установить, что 41 миллион лет назад никакого пролива между Южной Америкой и Антарктидой не существовало. Однако постоянное расширение земной коры приводит к разбеганию материков, которые всё дальше и дальше отодвигаются друг от друга. Последним крупным разломом, который произошёл из-за всплеска тектонической активности, стало появление трещины, отделившей Антарктиду от Южной Америки и сделавшей их отдельными континентами. Как утверждают учёные, это произошло примерно 40 миллионов лет назад. Именно поэтому пролив Дрейка получил столь внушительную глубину.
Существует гипотеза, что появление трещины было спровоцировано падением гигантского метеорита, оставившего в дне Тихого океана кратер диаметром не менее 50 км. Учёные предполагают, что реальный размер небесного тела, врезавшегося в нашу планету, был намного большим. Возможно, Земля испытала целую серию ударов, так как аналогичные следы остались и в других местах – к примеру, в американском штате Вирджиния, в Сибири и т.д.
История открытия пролива
Знаменитый пират Френсис Дрейк вовсе не собирался исследовать побережье Америки. Пролив, впоследствии получивший его имя, был обнаружен совершенно случайно. Отправившись в набег на испанские колонии Нового Света, Дрейк выбрал для грабежа города, расположенные на тихоокеанском побережье. Их жители не опасались нападений, так как добраться до них было крайне сложно. Для этого необходимо было пройти через Магелланов пролив между Южной Америкой и Огненной Землёй – другого пути тогда не знали, считая, что Огненная Земля является частью другого материка.
Однако при входе в Магелланов пролив небольшую эскадру, состоящую из трёх кораблей, разметал шторм. Флагманский корабль, на котором находился сам Дрейк, был отнесен далеко к югу. Когда шторм стих, Дрейк обнаружил, что к югу перед ним лежит чистое водное пространство. Он обогнул Огненную Землю с южной стороны и продолжил намеченное плавание. Поход оказался чрезвычайно удачным, Дрейк собрал на своём корабле несметные богатства. Испанцы не могли смириться с грабежом и снарядили в погоню целую эскадру.
Тогда пират принял нетривиальное решение и вместо Магелланова пролива отправился дальше на север вдоль побережья Америки, повернув на запад примерно в районе границы нынешних США и Канады. Чтобы достичь берегов Британии, Дрейку пришлось пересечь Тихий, а затем Индийский океан. Таким образом, он стал вторым после Магеллана мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, а попутно открыл пролив, впоследствии названный его именем.
Что собой представляет пролив Дрейка?
Поскольку пролив разделяет воды Атлантики и Тихого океана, спокойным это место назвать нельзя. Западные ветры, господствующие над Атлантикой, на Южноамериканском континенте наталкиваются на непреодолимое препятствие – горный массив Анды, протянувшийся вдоль всего побережья. Пойманные в ловушку воздушные массы устремляются в свободное пространство пролива Дрейка, из-за чего здесь всегда свирепствуют сильнейшие ветры.
Мыс Горн, крайняя точка Огненной Земли, считается самым опасным для мореплавателей местом на планете. Здесь триста дней в году идут дожди, а температура никогда не поднимается выше +14 градусов. Постоянно бушуют штормы, возникающие не реже одного-двух раз в неделю, а ветры нередко достигают скорости 35-40 м/с. Сильное течение, направленное с запада на восток, достигает скорости 15 км/ч и переносит в течение года около 125 миллионов кубических километров воды.
Моряки, преодолевшие пролив Дрейка, пользуются огромным уважением и получают право носить в ухе серьгу: за первый проход – медную, за второй – серебряную. После третьего прохода мыса Горн моряк получает право на золотую серьгу. Разумеется, в наши дни плавание не представляет такой сложности, как во времена пирата Дрейка, однако до сих пор пролив остаётся довольно опасным и непредсказуемым для мореплавателей местом.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Круизные лайнеры здесь не ходят, да и грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?
Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов нашей планеты.
Во-первых, пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Вторая особенность пролива Дрейка — это его глубина. Это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними 5 километров воды. Ну и третья особенность этого сурового места — это постоянные ветры.
В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения.
Но течение не так страшно, как штормовые ветры. «Неистовые пятидесятые» — именно так прозвали моряки океаническое пространство между 50° и 60° южной широты. Здесь постоянно дуют сильные западные ветры, нередко достигающие 25-30 м/с, то есть показателей 10-балльного шторма. По этой причине моряки, плавающие здесь под парусами в XVII-XIX веках, и прозвали это место «неистовыми пятидесятыми».
Помимо штормовых ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Ну а летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсбери, а дрейфующие льды достигают берегов Огненной Земли.
Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.
Ну а по проливу Дрейка ходят крупные грузовые суда, контейнеровозы и нефтяные танкеры, а также тяжелые военные корабли. А вот так выглядит проход через пролив Дрейка в штормовую погоду.
Самое штормовое место на Земле: почему пролив Дрейка — опаснейший путь в Антарктику
Даже грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?
Читайте «Хайтек» в
Где находится пролив Дрейка?
Пролив Дрейка — это межконтинентальный пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов (в случае выделения Южного океана может полностью или частично относиться к нему). К северу от пролива расположена самая южная точка южноамериканского материка и всего американского континента — острова Диего-Рамирес (архипелаг Огненная Земля) и легендарный мыс Горн, а с противоположной стороны — Южные Шетландские острова (Антарктида). Является самым широким (из имеющих собственное название) проливом на Земле: в самой узкой части его ширина составляет не менее 820 км. Он же является и самым глубоким, с глубинами более 5000 м.
Мар-де-Осес, как на испанском языке называют пролив Дрейка, предположительно впервые встретил мореплавателя в начале 1500-х годов. Тогда известный испанский морской исследователь Франсиско де Осес отправился изучать южное направление: он стремился увидеть конец континента Южная Америка. Несколько десятилетий спустя известный британский исследователь, адмирал и морской капитан Фрэнсис Дрейк прошел этот пролив в 1578 году во время второго в мире после Магеллана кругосветного путешествия на единственном из оставшихся от своей многочисленной флотилии фрегате «Пеликан» (позднее переименованном в «Золотую Лань»), водоизмещением 150 тонн.
В итоге, пролив получил свое сегодняшнее название благодаря Шеклтону Эрнесту во время Имперской трансантарктической экспедиции в честь английского мореплавателя.
Дрейк был легендарной фигурой в британской экспансии, и именно от него произошло английское название пролива.
Испанцы, однако, считают его пиратом. И не просто так — Дрейк имел склонность захватывать их заполненные сокровищами корабли. Именно поэтому в большинстве испаноязычных источников по сей день пролив Дрейка все еще упоминается как Мар-де-Осес.
Сближение морей и кладбище кораблей
Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты штормы, причём здесь они являются одними из самых сильных на планете — постоянный западный ветер, иногда достигающий 35 м/с (126 км/ч), сочетается с течением с запада на восток, местами достигающим скорости в 15 км/ч, также нередки волны высотой более 15 метров. Преимущественно в южной части пролива встречаются айсберги, движущиеся вслед за течением с запада на восток. В целом климат умеренный, в южной части переходящий в субантарктический.
Пролив Дрейка простирается чуть менее чем на 1000 км. В этом месте сходятся океаны.
Что делает пролив Дрейка таким печально известным? Мощнейшие течения на этой широте не встречают сопротивления ни с одной частью суши. В сочетании со склонностью этого района к сильному ветру, переход через пролив Дрейка может быть довольно авантюрным делом. К счастью, в настоящее время экспедиционные суда оснащены стабилизаторами, которые поглощают большую часть колебаний.
Исторически пролив является кладбищем значительного числа кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времён Магеллана и до открытия Панамского канала, который оттянул на себя практически все каботажные маршруты Южной Америки. Безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения (например, танкеров и контейнеровозов класса «Панамакс»), крупных военных кораблей (например, крейсеров и авианосцев), а также подводных лодок.
Почему это одно из самых опасных мест на планете?
Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов Земли.
Пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Также это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними бурлят 5 км воды. Также он отличается постоянными ветрами.
В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения, пишет Travelask.
Но течение не так страшно, как штормовые ветры. Здесь постоянно они нередко достигают 25-30 м/с, то есть находятся на отметке показателей 10-балльного шторма.
Помимо мощнейших ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсберги.
Экстремальное пересечение пролива Дрейка
Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.
Однако в конце 2019 года команде из шести человек впервые в истории удалось на гребной лодке пересечь пролив Дрейка на обычной гребной лодке в конце 2019 года.
Участники экспедиции родом из США, Исландии, ЮАР и Шотландии. Путь, начавшийся с южной оконечности Южной Америки, занял у них тринадцать дней. Чтобы лодка не перевернулась, три человека должны были все время оставаться на вёслах, в то время как еще у троих была возможность отдохнуть в стесненных условиях девятиметрового судна.
Угрозу жизни представляли сильные ветра, 12-метровые волны и киты, которые могли легко перевернуть лодку. Как рассказал один из участников экспедиции, вода в проливе Дрейка настолько холодная, что при попадании за борт у человека остается на выживание от двух до пяти минут.
Помимо угрозы для жизни, мужчины работали в тяжелых условиях. Их 9-метровая гребная лодка под названием Ohana должна была находиться в постоянном движении, чтобы не опрокинуться. Это означало, что трое мужчин будут грести по 90 минут, в то время как трое других будут отдыхать, все еще холодные и мокрые.
«Вы гребете в открытом трюме, 40-футовые морские волны плещутся вам в лицо, почти ледяная вода попадает в нос», — рассказывает 34-летний Колин О’Брэди из Джексон-Хоул, штат Вайоминг, один из шести участников экспедиции.
«Это было довольно мучительно,— рассказал О’Брэди Associated Press в своем первом интервью после поездки — К концу мы все сильно похудели и были в бреду от недосыпания».
Самой сложной задачей для товарища по гребле О’Брэди, Джейми Дугласа-Гамильтона из Эдинбурга, Шотландия, были постоянные бомбардировки со стороны стихии.
«Мы были поражены ветрами со всех сторон … и море здесь очень сильное, ведь это самый бурный океан в мире — поделился 38-летний мужчина — Мы много раз почти опрокидывались, и проблема в том, что вода настолько холодная, что если вы упадете в неп, у вас есть от двух до пяти минут на то, чтобы выбраться».
Зачем ученые наблюдают и исследуют пролив?
На протяжении более 20 лет пролив Дрейка является наиболее тщательно наблюдаемой частью Южного океана. Он обеспечивает связь между Тихим и Атлантическим океанами и ограничивает Антарктическое циркумполярное течение (АЦТ) узким географическим регионом. В итоге, эир делает его лучшим местом для измерения свойств АЦП. С 1993 года каждое антарктическое лето проводятся высококачественные гидрографические измерения на полной глубине в проливе Дрейка. Эти межконтинентальные измерения уникальны: ни один другой океанский бассейн не имеет такого хорошего разрешения в течении такого долгого периода времени.
Объем воды, переносимой АЦТ, затмевает даже Гольфстрим. Именно поэтому даже небольшие изменения его свойств в будущем могут оказать глубокое влияние на остальные океаны мира. Чем больше у ученых будет записей об этом экстремальном месте, тем лучше будет их способность обнаруживать постепенные долгосрочные изменения в естественной изменчивости океана.
Южный океан не похож ни на один другой на планете из-за непрерывного плавания вокруг Антарктического континента. Это канал, по которому тепло и пресная вода, а также биогеохимические свойства переносятся между бассейнами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Он также играет важную роль в циркуляции океана за счет образования водных масс вокруг Антарктиды. Таким образом, это чрезвычайно важная часть глобальной системы океан-атмосфера-криосфера, которая одновременно очень чувствительна к климатическим воздействиям и активно участвует в них.