Что означает тонированная бумага
Методичка по реставрации книг
Тонирование бумаги
Бумага, выбранная для реставрации и тонирования, должна быть ровной, без заломов, загибов, пятен плесени (даже малозаметных), не захватана руками. Любые повреждения бумаги, даже невидимые следы потных пальцев, могут стать причиной брака при тонировании.
При погружении проклеенной бумаги в раствор красителя окрашивается только поверхностный слой бумаги. При реставрации по месту отрыва обнаруживается внутренний неокрашенный слой бумаги (он заметен больше на бумагах, окрашенных более интенсивно). Б результате по линии соединения реставрируемой и реставрационной бумаг образуется светлый кант. Чтобы бумага прокрашивалась на всю глубину листа, выбирают слабопроклеенную бумагу или увеличивают ее впитывающую способность обработкой раствором соды, органическим растворителем, добавлением в раствор красителя спирта или ацетона (до 20% от количества воды) или немного поверхностно-активно-го вещества.
Как правило, для реставрации старых бумаг требуются реставрационные бумаги, немного подкрашенные (тонированные) в коричневый цвет с желтым или серым оттенком. Раньше для этой цели использовали настои или отвары коры или веток некоторых растений, чай, кофе.
Растительные красители преимущественно коричневого о разными оттенками цвета хорошо, равномерно окрашивают бумагу. С их помощью белой бумаге легко придать цвет состарившейся, пожелтевшей бумаги.
Растворы растительных красителей можно приготовить двумя способами.
Четыре-шесть столовых ложек сырья насыпают в эмалированную кастрюлю, заливают литром кипящей воды, закрывают кастрюлю крышкой и оставляют на ночь. На следующий день раствор фильтруют через плотную ткань.
Если окраска настоя недостаточно интенсивна, готовят отвар: сырье заливают кипящей водой и продолжают греть на кипящей водяной бане 15-20 минут, после чего охлаждают, фильтруют.
Некоторое растительное сырье, например, кора дуба, орешника, кофе, чай содержат дубильные вещества, которые экстрагируются вместе с красителями. Дубильные вещества нестойки, на воздухе постепенно окисляются, приобретают коричневую окраску. При повышенной влажности дубильные вещества реагируют с солями железа, содержащимися в бумаге, в результате чего бумага приобретает серый оттенок. Дубильных веществ содержится мало в шелухе лука, соплодиях ольхи, стеблях ромашки, березовых листьях. Растительное сырье содержит, кроме красителей и дубильных веществ, белки, сахара, слизи, алкалоиды и другие компоненты, некоторые из них нестойки, могут окисляться на воздухе изменять цвет. Поэтому более широкое распространение получило тонирование синтетическими красителями.
Синтетические красители представляют собой индивидуальные вещества, они доступны, хорошо изучены, известна их светопрочность. Среди них можно выбрать пригодные для тонирования реставрационных бумаг.
Тонирование бумаг производят прямыми красителями (красители для хлопка), а также кислотными красителями для крашения бумаги в целлюлозно-бумажной промышленности.
Виды и сорта бумаг
С бумагой связана вся сознательная жизнь человека, в некотором смысле вся история современного человека. Первые промокашки и прописи в школе, красивые тетради, письма в конвертах, бесконечное множество книг в различных переплетах, газеты, журналы. Этот список можно продолжать бесконечно. Бумага и сейчас является неотъемлемой часть жизни каждого человека, а в рекламной полиграфии выступает главным и важнейшим инструментом. И мы кратко расскажем об основных видах и сортах бумаг, с которыми работаем в нашей типографии.
БУМАГА — материал в виде тонкого листа (толщина 4-400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой. В зависимости от способа изготовления и последующей отделки выделяют огромное количество сортов бумаги. В процессе производства бумага протягивается через бумагоделательную машину, в результате чего бумажные волокна, располагаясь беспорядочно, все же имеют некоторое выделенное направление (вдоль движения). Направление волокон играет важнейшую роль в печатных и переплетных процессах. Бумага лучше сгибается и рвется вдоль основного направления волокон.
Офсетные бумаги
Это бумаги без покрытия, применяются для однокрасочной и многокрасочной печати иллюстрированных изданий, календарных блоков, книг, фирменных бланков, конвертов, блокнотов, тетрадей и журналов. При производстве этой бумаги используется поверхностная проклейка — тонкий слой проклеивающих веществ наносится на поверхность бумаги для обеспечения высокой прочности, предохраняет ее от выщипывания отдельных волокон липкими красками, а также уменьшает деформацию бумаги при увлажнении, что необходимо для обеспечения точного совпадения красок в процессе многокрасочной печати.
При подготовке оригинал макетов необходимо учесть, что из-за отсутствия мелованного слоя на офсетной бумаге сложно получить яркое и насыщенное изображение: краска «падает» или «проваливается».
Мелованные бумаги
Мелованные бумаги, глянцевые и матовые, чистоцелюлозные, многослойного двухстороннего мелования, обладают отличными печатными свойствами, имеют высокую степень непрозрачности.
Используются в основном для создания рекламной полиграфии. Это наиболее широко применяемый в этой области материал для печати каталогов, брошюр, буклетов, листовок, плакатов.
Дизайнерские бумаги
Дизайнерские бумаги и картоны, обладающие оригинальной фактурой, как правило, применяются при создании нестандартных, привлекающих внимание изделий. Они могут использоваться в производстве практически любой продукции, от фирменного бланка и визитки до подарочной упаковки и открыток.
Очень часто эти материалы имеют рыхлую структуру, поэтому работа с ними требует особого внимания.
Самоклеющиеся бумаги
на обратной стороне имеют клеевой слой. Подложка большинства сортов самоклеющихся бумаг покрыта специальной антиадгезивной бумагой, на ней выполнена надсечка для легкого снятия. Это покрытие отделяется от основы при наклеивании.
Существует несколько разновидностей самоклеящихся бумаг:
по виду поверхности — матовая, полуглянцевая, глянцевая;
по типу клея — со съемным (полупостоянным) клеем (бумага легко снимается с поверхности, на которую она наклеена) и с несъемным (постоянным) клеем;
по цвету основы — белая, цветная, флуоресцентная.
Самоклеющаяся бумага пригодна для печати офсетным способом и используются для производства рекламных наклеек и этикеток.
Несмотря на то, что самоклеющиеся бумаги — композитный материал, по своим печатным свойствам они не отличаются от обычных мелованных бумаг.
Бумаги, тонированные в массе
Цветная, или тонированная в массе, бумага окрашивается непосредственно в процессе изготовления, то есть буквально тонируется в массе. В бумажную массу вводятся красители, что делает цвет бумаги стойким и одинаковым как на поверхности, так и на срезе. В последнее время все чаще создают коллекции, в которых главный акцент ставится именно на цвет. Бумаги таких коллекций обычно довольно просты сами по себе; главное, чем они привлекательны, — их цвет.
Калька
Существует множество разновидностей кальки, отличающихся друг от друга как прозрачностью, так и текстурой. Также выпускаются сорта, тонированные в массе.
Картон
Картон — это бумага с большой плотностью и/или жесткостью, четкой границы между бумагой и картоном нет. Картоном также считается многослойная бумага. В качестве сырья для производства картона чаще используют вещества с более грубыми и жесткими волокнами — бурую древесную массу, полуцеллюлозу, сульфатную целлюлозу и макулатуру. Внутренние слои многослойного картона обычно отливают из более дешевых композиций, наружные слои — из более прочного и дорогого волокна.
Мелованные картоны с превосходным глянцем производятся из целюлозы и древесной массы с оптимальной пухлостью и жесткостью, чем обеспечивается высокая гладкость поверхности, ее белизна и прочность. Мелованный слой картона позволяет добиться высокого качества печати. Этот вид картона является одним из наиболее распространенных материалов в рекламной полиграфии и широко применяется при производстве упаковки для промышленных товаров, фармацевтических препаратов, коробок различного назначения, в том числе для упаковки подарков, сухих продуктов и одежды.
Тонируем бумагу в домашних условиях
Сегодня поделюсь с вами способом тонирования бумаги, который за непродолжительное время позволяет покрасить большое ее количество. Такая бумага очень эффектно выглядит в блокнотах и кулинарных книгах. Книга совсем новая, а уже будто имеет свою историю.
Я тонирую обычную офисную бумагу плотностью 80 г/м. Начну с кофе, именно с помощью него бумаге можно придать красивый винтажный тон. Пробовала чай, разные травы, результат получается разный — и по цвету, и по запаху. Но именно кофе насыщает бумагу тем неповторимым теплым и вкусным ароматом.
Кофе тоже пробовала разный и заметила разницу. Взяла недорогой — бумага пахла очень слабо и аромат ушел уже через месяц, кофе более высокого качества не только сам вкусный, но и бумагу тонирует по-особому 🙂 Так вот, аромат от страничек, покрашенных именно в нем, держится до сих пор (а прошел уже почти год). И какой это аромат?! Мягкий, тонкий, без примеси запаха от самой бумаги. Очень хороший, приятный цвет бумаги получается при разведении 1 столовой с горкой ложки кофе в 650-700 мл. воды.
Итак, берем две прямоугольные емкости (у меня это два противня). В одну наливаем раствор кофе, в другую кладем то, что будет впитывать лишнюю влагу. Я беру полотенце, сложенное в несколько слоев.
Процесс не очень чистый, поэтому рекомендую перчатки и дежурную тряпочку для пола, хотя если бумага достаточно полежит и лишняя влага впитается, практически ничего капать не будет.
Идеальное приспособление для сушки бумаги — сушилка для белья. Мне в этом плане повезло втройне. У нас их целых три 🙂 И очень длинная застекленная веранда, на которой в солнечные дни бумага сохнет мгновенно.
По одному листу погружаем в раствор листов 20-30, проверяя, чтобы каждый лист полностью намок. Не стоит надолго оставлять листы в растворе, так как после длительного их пребывания в воде, бумага может начать раскисать и на ней образуются катышки.
После того, как все листы полностью намокнут, из раствора их можно аккуратно вытащить целой пачкой. Дать чуть стечь на весу, и положить на впитывающую поверхность. На ней бумага окончательно равномерно прокрасится и стечет лишняя жидкость. Листы, конечно, склеиваются вместе, но их легко отделить друг от друга, взяв за уголок.
Развешиваем листы, перегнув пополам. Посередине и на высушенных листах будет виден перегиб, поэтому складывать нужно стараться точно посередине.
Во время сушки остатки влаги еще могут стекать на края листов. Их нужно удалить.
Если этого не сделать, на высушенный бумаге останутся темные линии или пятна. Хотя здесь зависит от того эффекта, который вы хотите получить в итоге. Кто-то оставит, да еще и добавит. Решать вам.
По мере высыхания, листы будут чуть деформироваться, и высохшую бумагу нужно будет отутюжить.
Важно дать высохнуть бумаге полностью, чтобы она нигде не осталась влажной, иначе при глажении в этих местах она может растянуться и пойти сильной волной.
Уже отутюженную стопку бумаги нужно положить под пресс на пару дней.
Конечно, количество очень зависит от скорости высыхания бумаги, поэтому теплых вам дней и легкого творчества!
Как просто затонировать бумагу
Возьмем бумагу для принтера, и положим ее в емкость, где будем тонировать бумагу. Сделаем крепкую заварку, добавим в заварку кофе. Смесь можно процедить, а можно взять кусочек ткани и им обрабатывать поверхность бумаги. В емкость с бумагой выльем смесь кофе и чая, или тканью смоченной в смеси начинаем обрабатывать поверхность бумаги, смачиваем поверхность. Смочим с одной стороны и с обратной стороны.
В емкость нальем немного бальзамического уксуса и возьмем кусок ткани.
Бумагу смоченную раствором кофе разложим на ровной поверхности.
Подождем пока бумага не полностью высохнет, а станет влажной, но не сухой.
Возьмем и будем тонировать бальзамическим уксусом края бумаги. Бумага приобретает очень красивый цвет, и за счет того, что мы делаем касательные движения тряпочкой с уксусом на влажной поверхности, тон получается размытым и естественным.
Бумага немного подсохла, осталась влажной, затонируем еще уксусом.
Вот что получилось, бумага еще влажная, и цвет бальзамика немного посветлел, на этом этапе.
Почти сухая бумага. Края бумаги хочется сделать еще темнее. Почти по сухой бумаге проводим еще уксусом.
Думаю достаточно темные края, ждем окончательного высыхания бумаги.
В результате получилась такая бумага.
В этом способе бумага тонируется разными смесями и в несколько этапов. Когда бумага окончательно высохнет, запаха уксуса не будет.
Компью А рт
Сегодня рынок печатных бумаг настолько богат, что зачастую бывает непросто предпочесть тот или иной сорт. Каждая из этих бумаг представляет собой, неповторимый продукт, изготавливаемый эксклюзивным способом. Эта статья рассказывает об изготовлении различных видов популярных на нашем рынке бумаг дизайнерских и многих других.
Кальки
Технологии изготовления кальки хранятся в строжайшем секрете всеми производителями. Однако известно, что эффект прозрачности, гладкости поверхности и жесткости достигается благодаря свойствам различных связующих смол, применяемых при изготовлении кальки. В отличие от бумаги калька более однородна по своей структуре, а плотность ее выше. Большинство видов кальки матовые и примерно на 75% прозрачны.
Синтетические бумаги
Выпускаемая в настоящее время синтетическая бумага подразделяется на две основные группы: бумага из синтетических волокон и бумага на основе синтетической пленки. К первой группе относятся различные виды электро и теплоизоляционной бумаги, картографическая бумага, особо прочные упаковочные виды, различные нетканые материалы.
Полупрозрачные кальки Cromatico: элемент корпоративного стиля американской дизайн-студии Nassar Design
Вторая группа служит в основном для замены писчих и печатных видов бумаги при использовании в регистрирующих приборах и в электронновычислительных машинах. Бумага этой группы изготавливается не на обычном бумагоделательном оборудовании, а получается либо непосредственно в результате процесса экструзии (при формировании листа на полотне, на которое из дозатора наносится слой полимера заданной толщины), либо путем последующей поверхностной обработки пленки. Производство подобной синтетической бумаги получило наибольшее распространение в Японии; изготавливается она также в США, Англии, Германии. Для придания бумаге требуемых свойств в ее состав вносятся разнообразные специфичные добавки, проклеивающие и красящие вещества.
Тонированная в массе бумага сегодня производится в огромных масштабах
Сырье
Как правило, для производства бумаги используют волокнистые материалы растительного происхождения, выделенные из древесины хвойных и лиственных пород деревьев; стеблей, листьев и некоторых растений. Иногда в бумажную массу добавляют волокна шерсти, хлопка, синтетическую органику.
Помимо целлюлозы, массовым полуфабрикатом в производстве бумаги является древесная масса: белая, бурая, термомеханическая и химикотермомеханическая. Древесная масса — основной продукт в производстве газетной бумаги — широко используется в композиции печатных видов бумаги, а также при изготовлении обойной, мундштучной бумаги и картона. Древесную массу нередко вырабатывают в беленом виде — с целью использования в качестве замены беленой целлюлозы для удешевления бумаги и придания тонкопечатным бумагам повышенной непрозрачности. Однако включение древесной массы ограничивает использование такой бумаги для изготовления изданий длительного срока службы, поскольку вызывает ускоренное старение и пожелтение бумаги.
Макулатуру в больших количествах используют в производстве гофрированного и коробочного картонов, упаковочной, туалетной и других видов бумаги. На Западе она все чаще применяется в композиции газетной и некоторых видов бумаг, предназначенных для печати, в том числе мелованных. Кроме того, в состав любой бумаги входят так называемые оборотные макулатурные волокна — отходы бумажного производства.
Синтетические волокна органического происхождения и минеральные волокна в последнее время начали применяться для изготовления специальных видов бумаги, отличающихся высокой прочностью на разрыв, химической стойкостью, стабильностью размеров при изменении относительной влажности окружающего воздуха, светостойкостью, долговечностью, термостойкостью.
При использовании синтетических волокон, например винола, капрона, нитрона, лавсана, связь между волокнами осуществляется либо введением в композицию соответствующих связующих, либо включением в качестве добавки более легкоплавких волокон, которые плавятся в процессе сушки и горячего каландрирования, связывая между собой тугоплавкие волокна.
Бумаги, тонированные в массе
Цветная, или, как ее еще называют, тонированная в массе, бумага окрашивается непосредственно в процессе изготовления, то есть тонируется в массе. В бумажную массу вводятся красители, что делает цвет бумаги стойким и одинаковым как на поверхности, так и на срезе. В последнее время все чаще создают коллекции, в которых главный акцент ставиться именно на цвет. Бумаги таких коллекций обычно довольно просты сами по себе; главное, чем они привлекательны, именно цветом.
Дизайнерские металлизированные бумаги
Способы изготовления большинства дизайнерских металлизированных бумаг многие производители сохраняют в тайне. Один из наиболее распространенных способов изготовления такой бумаги добавление металлической крошки в бумажную массу. Еще один известный метод изготовления металлизированных бумаг использование минеральных наполнителей, которые и придают бумаге металлизированный эффект. Благодаря непростой технологии изготовления и зачастую дорогому сырью (например, в бумагу «Золотой коллекции» производства немецкой фабрики Gmund входят частички золота) дизайнерские металлизированные бумаги стоят в несколько раз дороже не только обычных, но и других элитных бумаг.
Этикеточные металлизированные бумаги
Наиболее распространенный способ изготовления металлизированных бумаг это так называемая прямая металлизация. Речь идет о нанесении лака на бумажную или на пленочную основу со специальным покрытием, после чего основа подвергается обработке в вакуумной камере. Внутри этой камеры на поверхность основы подается распыленный алюминий, оседающий тончайшим слоем (около 2060 нм). В завершение, для придания металлизированной бумаге особой гладкости, возможно лакирование ее поверхности. Лакирование цветным лаком позволяет получить эффект золотой металлизации.
Древесная масса — один из основных видов сырья для производства бумаги
Золотые бумаги драгоценной «Золотой коллекции» от фабрики Gmund
Бумаги с защитными свойствами
Методики изготовления защитных бумаг принципиально отличаются от производства обычных сортов. Используется специальное оборудование, применяются особые способы обработки бумаги, а также эксклюзивные технологии внедрения в бумажную массу защитных элементов, которые недоступны обычным производителям. Расскажем более подробно о различных сортах бумаг с защитными свойствами и о способах их изготовления.
Пожалуй, наиболее распространенные защитные бумаги это бумаги с водяными знаками. Водяные знаки, по сути, это не что иное, как локальное изменение толщины бумаги, что и создает визуальный эффект скрытого изображения, узора или текста. Однако на обычной бумаге добиться этого невозможно. з аказ на изготовление бумаги с водяными знаками может взяться только компания, имеющая лицензию Министерства финансов. При этом ведется строгий учет каждого произведенного листа. Водяные знаки формируются во время процесса изготовления бумаги с помощью специальных каландрирующих цилиндров из особого сплава с тиснением или отметиной в определенных местах. Водяные знаки самого высокого качества создаются на цилиндровых или круглосеточных бумагоделательных машинах. Кроме того, водяные знаки изготавливают при помощи машин с плоской сеткой, правда такой способ не подойдет для воспроизведения сложных полутоновых изображений.
Добавление цветных волокон или нитей тоже довольно распространенный способ защиты бумаг и банкнот от подделок. Защитные волокна бывают различной длины и цвета и могут быть либо видны невооруженным глазом при обычном освещении, либо невидимы, люминесцируя при ультрафиолетовом освещении. Главное отличие поддельных защитных нитей от настоящих заключается в том, что подлинные волокна отделяются от бумаги пинцетом, в то время как на поддельных документах или банкнотах защитные нити либо рисуются, либо отпечатываются полиграфическим способом. Их невозможно воспроизвести ни одним способом печати, ни с помощью копировальной техники. Защитные волокна вводятся в мягкую бумажную массу в процессе создания бумаги, причем они не обязательно должны иметь строго круглую форму в месте сечения. Напротив именно защитные нити необычной, несимметричной или переменной формы невозможно подделать обычными способами. Объединение «Гознак» использует такие нестандартные волокна при создании бумаг с защитными свойствами. Это так называемые ступенчатые волокна, представляющие собой цепь из цилиндров, различных по диаметру и цвету. При этом каждая из таких ступеней либо бесцветна, либо имеет насыщенный цвет либо пассивна к ультрафиолетовому излучению, либо люминесцирует в ультрафиолетовых лучах. Идентифицировать подобные волокна можно с помощью обычной лупы или с применением ультрафиолетовой лампы. Подделать их полиграфическим способом невозможно.
Как и защитные волокна, специальные защитные металлизированные (а также пластиковые и металлические) полоски вводятся в мягкую бумажную массу в процессе ее изготовления. Часто их можно обнаружить невооруженным глазом когда, например, такая полоска выходит на поверхность денежной купюры или ценной бумаги с лицевой стороны. С помощью специальных технологий защитные полоски иногда могут быть окрашены в различные цвета, что и позволяет идентифицировать подлинность изделия оптическими методами.
В процессе отлива бумаги в нее могут вводиться планшетки, или, как их еще называют, конфетти. Они представляют собой небольшие круглые или квадратные включения небольшого диаметра (12 мм) с различными оптическими эффектами. Как и защитные волокна, планшетки можно вынуть из бумаги с помощью пинцета, в то время как подделки либо отрисовываются вручную цветными карандашами или красками, либо воспроизводятся печатными способами. Поскольку изготовить бумагу с внедренными в нее планшетками невероятно сложно и дорого, это весьма эффективный способ защиты бумаги и денег от подделки. Планшетки бывают цветными, бесцветными и даже радужными.
Кроме того, для придания бумаге защитных свойств в процессе обработки в нее могут быть введены химические составы. Определить подлинность бумаги можно посредствам ее химического анализа. Часто данные свойства бумаги служат хорошей защитой при попытке скопировать или просканировать отпечатанный на ней документ. Такие бумаги могут проявлять скрытую надпись или засвечиваться целиком, приобретая при копировании или сканировании черный цвет.
Еще один довольно распространенный способ защиты ценных бумаг и денежных банкнот введение в бумажную массу в процессе ее отлива специальных флюоресцентных частиц.
Технология производства на бумагоделательной машине
Бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра, наката и привода машины. К бумагоделательной машине традиционно относят и вспомогательное оборудование: мешальные бассейны для аккумулирования массы, регуляторы и контрольно-измерительные приборы, аппараты для очистки массы (очистители и узлоловители), насосы для подачи массы и воды, вакуумные насосы, аппаратура для переработки брака, компрессоры, оборудование для циркуляционной смазки, подачи воздуха для вентиляции и т.д.
На сеточной части машины происходит отлив и формирование бумажного полотна, что связано с удалением из бумажной массы основного количества воды. Бесконечная сетка, которая проходит по поддерживающим ее регистровым валикам, выполняет функцию быстродвижущегося бесконечного фильтра. с лой волокон почти мгновенно оседает на сетку, превращаясь в тонкий фильтр, задерживающий остальные волокна. Сухость бумажного полотна после сеточной части — 18-22%.
После сеточной части бумажное полотно поступает на прессовую часть, состоящую, как правило, из
2-3 прессов, на которых оно последовательно обезвоживается до сухости 27-40%. Сеточную и прессовую части машины называют мокрой частью. Дальнейшее обезвоживание (сушка) полотна бумаги происходит на сушильной части машины.
Сушильная часть состоит из тонкостенных чугунных сушильных цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Они расположены в шахматном порядке, обычно в два яруса. По сушильным цилиндрам проходит бумажное полотно, поочередно соприкасаясь с нижними и верхними цилиндрами то одной, то другой своей поверхностью. Сухость бумажного полотна после прохождения сушильной части составляет 92-95%. Для охлаждения бумаги до 50-55 °С и поверхностного увлажнения с целью придания бумаге большей пластичности и улучшения каландрирования в конце сушильной части установлены холодильные цилиндры.
Далее бумажное полотно пропускают через каландр, предназначенный для уплотнения бумаги и повышения ее гладкости и лоска. Каландр состоит из 3-10 тщательно отшлифованных чугунных валов, расположенных друг над другом. Бумажное полотно поочередно огибает валы каландра и проходит между ними при постоянно растущем давлении. Приводным является нижний вал каландра, остальные валы приводятся в движение посредством трения (каждый верхний активируется нижележащим). Пройдя каландр, бумажное полотно поступает на накат, где непрерывно наматывается на тамбурный валик в рулоны.
После бумагоделательной машины почти все виды бумаги подвергают отделке. Для достижения более высоких показателей плотности, гладкости и лоска большинство видов бумаг для печати, писчей и технической бумаги пропускают через суперкаландр. Затем бумагу направляют либо в продольно-резальный станок (где она разрезается на рулоны заданной длины), либо на бумагорезальную машину (где бумага разрезается на листы заданных размеров). Рулонную бумагу после продольной резки упаковывают на рулоноупаковочной машине. Листовую бумагу сортируют, а затем на прессах упаковывают в кипы.
Бумаги с текстурной поверхностью
Начальные процессы изготовления текстурных бумаг такие же, что и у бумаг с гладкой поверхностью. После отливки бумажное полотно подвергается каландрированию. Каландры прессуют бумагу, сушат ее и делают бумажное полотно гладким, превращая его в собственно бумагу. Затем наступает черед финального каландрирования или отделки. Именно на этом этапе производства бумага приобретает свои поверхностные свойства. Бумага каландрируется так же, как и при каландрировании бумагиосновы. Однако в зависимости от производимого сорта применяются различные наборы валов. Для того чтобы придать поверхности бумаги или картона фактуру, осуществляется дополнительное каландрирование и бумага пропускается между специальными профильными валами. Таким образом можно достичь выпуклого, вдавленного либо даже прозрачного рисунка или узора на поверхности бумаги.
Вариантов тиснения великое множество, и каждый производитель может создавать неповторимые бумаги с оригинальными фактурами. Однако существует несколько наиболее популярных видов тиснения так называемая классика жанра. Первое место в этом списке устойчиво занимает тиснение «верже» тонкие, едва заметные вертикальные полоски. Пожалуй, фактурные бумаги с таким тиснением встречаются чаще других. Не менее популярно «микроверже» разновидность тиснения «верже» с более тонкими полосками. Довольно широко распространен такой вид тиснения, как «лен». Поверхность бумаги с этим тиснением действительно напоминает льняную ткань.
Проклейка
Во время проклейки в бумагу вводятся различные вещества, придающие ей специфические свойства в зависимости от ее назначения. В числе этих свойств могут быть чернило- и водонепроницаемость, сомкнутость структуры, увеличение механической прочности и сопротивления истиранию поверхностного слоя. В некоторых случаях в бумагу вводятся вещества, препятствующие проникновению в нее молока, масла, различных жидкостей. Процесс проклейки осуществляется двумя способами: введением проклеивающих веществ в бумажную массу или поверхностной обработкой готовой бумаги соответствующими веществами. В первом случае обеспечивается как бы склеивание между собой растительных волокон, из которых состоит бумага. Благодаря этому силы связи между волокнами возрастают и бумажный лист становится более прочным. Во втором случае при поверхностной обработке на поверхности бумаги образуется тонкая пленка, препятствующая проникновению чернил или воды в толщу листа. Вследствие этого бумажное полотно приобретает прочную поверхность. Такая бумага «не пылит». Поверхностная проклейка бумаги в настоящее время широко применяется в тех случаях, когда требуется придать поверхности бумаги те или иные конкретные качества.
Бумаги с микровключениями
Как правило, структура бумаг с микровключениями задается еще в процессе изготовления бумажного полотна, хотя бывает и так, что структурные вкрапления наносятся на поверхность бумаги путем напыления.
Пожалуй, наиболее часто встречающийся вариант включений разнообразные волокна. Такие включения встречаются в сортах дизайнерских бумаг, имитирующих тот или иной вид ткани, в этих случаях в состав бумаги включаются натуральные тканевые волокна: шерсть, хлопок и др. Благодаря такому составу, бумаги не только обретают внешнюю схожесть с тканью, но и часто оказывают воздействие на тактильном уровне, напоминая на ощупь тканевую фактуру.
Микровключения «соль», «сыр» и «перец» бумаг Freelife Picnic
Жемчужное сияние перламутровых бумаг Evansecent
Бумаги ручного отлива могут содержать самые разнообразные включения
Бумаги с тактильными свойствами
В последнее время среди дизайнерских бумаг становятся все более популярными сорта, которые воздействуют не только на визуальном, но и на тактильном уровне. Держа в руках такую бумагу, нельзя не удивиться тому, насколько точно изделие из целлюлозы способно передавать фактуру совершенно иного материала.
Особая обработка поверхности таких бумаг создает имитацию самых разных материалов: кожи, замши, ткани и многого другого. Технологии изготовления подобных сортов различаются в зависимости от тактильных свойств, которыми разработчики наделяют подобные бумаги. Так, для создания визуального и тактильного ощущения мягкости и теплоты у роскошной бумаги «Бархат» из коллекции «Кашемир» (Kaschmir) производства фабрики Gmund в процессе производства бумажные волокна выводятся наружу.
Или возьмем, например, бумаги из коллекции «Кириус. Тач» от Arjo Wiggins. Пожалуй, это одни из самых необычных в своем роде бумаг. Эти материалы изготовлены с использованием микросфер, меняющих свой объем под давлением, что при прикосновении создает очень необычное ощущение. Еще одно направление коллекции «Кириус. Тач» бумаги «Кириус Софт», обладающие очень специфичной фактурой. При прикосновении к ним ощущается необычайная мягкость, эти картоны невероятно нежные, словно живые. А их особая фактура напоминает бархатистость персика.
Довольно необычен подход к изготовлению дизайнерских бумаг Daniel Original с флокированной поверхностью производства французской компании Sef. В отличие от уже представленных на рынке аналогов, основой материалов из коллекции Daniel является бумага, уже прошедшая необходимую обработку латексом. о сновой этих материалов также могут служить чистоцеллюлозный картон (белый или окрашенный в массе), самоклеящаяся бумага, хлопковое полотно, пленка PVC, полистерен.
Газетные бумаги
Процесс изготовления газетной бумаги начинается еще с лесной биржи, или, как ее иначе называют, с древесноподготовительного цеха. Оттуда на бумажный комбинат поступают древесные блоки довольно большой длины, где они распиливаются на более короткие балансы, освобождаются от коры (окариваются) сухим способом в окорочных барабанах. После этого древесина подается в древесномассный цех либо измельчается до получения технологической щепы в специальных рубительных машинах. В дальнейшем технологическая щепа проходит особую химическую и термическую обработку. Пропаренная щепа подвергается двухступенчатому размолу, затем особым образом сортируется, очищается и отбеливается. В результате получается так называемая древесноволокнистая термомеханическая масса.
Очищенные от коры короткие балансы используются для производства древесной массы. Чтобы получить белую древесную волокнистую массу, древесину подвергают механическому истиранию в дефибрерах. В шахту дефибрера загружаются балансы и по всей длине прижимаются к вращающемуся керамическому камню, в результате чего происходит разделение древесины на волокна. Как и древесноволокнистая термомеханическая масса, древесная масса проходит сортирование, очистку, сгущение и отбелку. к омпозиция бумажной массы составляется из полученных полуфабрикатов (термомеханической массы, древесной массы и распущенной и подмолотой беленой сульфатной целлюлозы). И уже из полученной композиции производится газетная бумага. Бумажная масса поступает на бумагоделательную машину, в сеточной части которой формуется бумажное полотно. Оно обезвоживается под давлением прессовых валов, проходит через сушильные цилиндры, а в целях повышения гладкости через каландровые валы. Готовая газетная бумага наматывается на вал наката, а затем на продольнорезальном станке разрезается на рулоны необходимого формата. После этого газетную бумагу можно упаковывать и складировать.
именно так выглядит целлюлоза (фото: Stora Enso Image Bank)
Бумаги ручной выделки
Главный компонент в производстве бумаги ручной выделки это, конечно же, целлюлозные волокна, которые, связываясь, формируют бумагу. Эти волокна могут быть различного происхождения. Источником их может быть и ткань, и сырое волокно, и частично обработанное волокно, и целлюлоза, и даже различные фрукты, например бананы или апельсины. Все эти материалы пригодны для производства бумаги, однако каждый из этих видов сырья требует соответствующей предварительной обработки и собственной технологии. Таким образом, помимо различных визуальных и осязательных свойств, выбор волокна для бумажного производства зависит от вида оборудования, а также от усилий, которые готов затратить производитель на изготовление того или иного вида бумаги ручной выделки.
Мастера бумажного дела работают и с частично обработанным волокном различного происхождения. Это может быть специальным образом очищенный хлопок, абака либо любой другой материал, сформированный и спрессованный в листы. Работать с такими листами намного проще, поскольку волокно в них уже переработано до той кондиции, которая позволяет превратить его в однородную массу при помощи блендера (миксера), специальной центрифуги или так называемого гидропульпера (водоразбивателя), взбалтывающего волокно вместе с водой.
Самый важный инструмент для изготовления бумаги сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой; можно сказать, что это стержень всего процесса ручного литья. От сетки во многом зависит конечный вид продукта.
Кроме того, бумага ручной выделки может декорироваться самыми разными включениями. Это могут быть и различные цветы, крупные и мелкие, и бамбуковые палочки, и бусинки, и многое другое.