Что означает точка в круге
1. 0. 6 Символы круга, точки, диаметра
Что же символизирует круг, точка и линии в нём?
Из Тайной Доктрины:
(Стр. 59 т.1) «Первая символическая фигура даёт простой диск (круг). Вторая в этом архаическом символе являет диск с точкой в нём (круг с точкой в центре), указывая на первую дифференциацию в периодических проявлениях извечной Природы, бесполой и бесконечной – «Адити в ТОМ» (Разоблачённая Изида. II. 264) или потенциальное Пространство внутри отвлечённого Пространства. В третьей фазе точка превращается в диаметр (круг с горизонтальным диаметром), символизируя этим божественную, действенную Матерь-Природу внутри всемещающей, абсолютной беспредельности».
Я понимаю это, как точка в круге рисует линию. Круг – это Проявленная Вселенная. Точка символизирует возникновение вибрации, а линия возникновение движения (волна).
«Когда горизонтальный диаметр пересекается вертикальным (круг с крестом внутри), он становиться крестом мира».
Движение распространяется в глубину (волна распадается на несколько волн), возникает пространство материи с разными уровнями материальности.
Что же происходит при создании человека?
«Человечество достигло состояния Третьей Коренной Расы; это знак зарождения человеческой Жизни. Когда же окружность исчезает, оставляя лишь крест +, это знаменует, что падение человека в материю совершилось, и Четвёртая Раса началась. Крест внутри круга есть символ чистого Пантеизма. Когда же окружность исчезает, крест становиться фаллическим; то же значение, кроме ещё других, он имел, как Тау, вписанный в круг (круг разделённый горизонтальным диаметром, с радиусом проведённым из центра вниз к окружности), или как Молот Тора, так называемый Крест Джайна, или же Свастика в круге.
Как я понимаю, что там произошло? Трудности возникли при создании человека. Процесс пошёл не так, как был задуман. Человеческая монада не должна была входить в физическое тело животного. Для неё планировалось создать особое тело. Но из-за того, что в физические тела людей Третьей Расы, тех кто из-за своего невежества поддался животным страстям, стали входить сущности из низших миров, произошло падение человеческих монад в эти ещё неготовые физические тела. Вследствие чего разум подчинился инстинктам. Творчество создания (творение мыслью) заменилось воспроизведением себе подобных через половое совокупление. Связь с высшими мирами была потеряна, человек лишился Высшего Разума.
Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.
gelena_eva
gelena_eva
Кроме проанализированной выше связи каббалы со структурой ордена, существует и другая, менее очевидная при чтении источников и требующая реконструкции. Речь идёт
о символе точки в круге как символе масонского ордена в целом. Точка в круге — это традиционный символ масонского ордена, часто заменяющий слово «орден» и в текстах русских масонов. Этот символ получал в масонстве самые разные толкования. Так, в книге Альберта Маккея приводятся следующие толкования: 1) точка — обозначение отдельного брата, круг — его обязанностей в отношении человека и Бога;
2) точка и круг — символы мужского и женского начал, активного и пассивного принципа, которые вместе формируют вселенную, универсум, а также совершенного божественного
человека — андрогинна, те же силы существуют и в самом Боге, сотворившем человека по своему образу в мужской и женской испостаси; 3) точка и круг — солнце и природа в
масштабах вселенной, Мастер и Ложа в масштабах Ордена. Идея андрогинного Бога могла бы привести нас к некоторым каббалистическим концепциям, однако эта линия не прослеживается в интерпретациях символа точки в круге, соотносясь скорее с символикой колонн Иахин и Боаз.
Русские масоны придавали символу точки в круге различные значения. Так, этот символ несёт в себе идею творения как эманации, соотношения проявленного и непроявленного аспектов божества: В Геометрии точка есть совершенное ничто, из которой однако же всё произошло, и всё видимое истекает, из точки составляется и круг, заключающий в себе всё совторенное; но что за кругом, того ни описать, ни понять невозможно. Троичность божества также отражена в этом символе: Древние изображали всемогущаго Отца точкою, Сына радиусом, а Духа святаго кругом.
Точка в круге могла быть и символом природы: древние представляли себе природу точкой в круге. Это и символ человека: Человек в теперешнем состоянии уподобляется кругу, в коем центр потерян и радиусы искривлены. Всё дело в том, чтобы отыскать центр, и тогда радиусы выпрямятся.
Наконец, этот же символ обозначает троичного Бога: Линия происходит из точки. Начало и конец всякой линии есть точка, а середина оной есть продолжение той же точки, соединяющей сии концы. В ней видна А и О, и вся триединица. Круг состоит также из трёх: во-первых, из пункта (центра),во-вторых, из отверстия или радиуса и, в-третьих, из описания Циркуля (окружности), и сии три составляют целое.
Иными словами, точка в круге являлась символом Ордена и трёх важнейших аспектов его доктрины — учения о Боге, Натуре и Человеке. На мой взгляд, этот символ имел для русских братьев и некоторый каббалистический подтекст. Попробую это показать.
В одном из текстов встречаем следующий фрагмент: «Золото (точка в круге — рисунок. — Прим. авт. ) есть совершенный металл, в коем все стихии в равенстве находятся. Сердце
уподобляется точке в круге. В Св. Писании часто говорится о сердце окаменелом, но обещано плотяное. Точка в круге служит ясным доказательством всеобщаго лекарства». Итак, орден уподобляется в приведённом тексте золоту, сердцу и философскому эликсиру (всеобщему лекарству) как символам совершенства. К этому ряду можно добавить и солнце: «Орден (нарисована точка в круге. — Прим. авт.), Сердце, Солнце, Золото означаются одним знаком, следовательно, обо всех почти равно судить можно»
Однако эти же символы имеют и каббалистический характер: «сердце в том (первообразном человеке. — Прим. авт.) Тиферет, в сем (звёздном человеке) солнце». Точка в круге получает каббалистическое значение и в другом тексте: «Точка в круге (рисунок. — Прим. авт.) есть всесвятой Дух Божий, изображающий всесвятейшее божественное единство, в неизречённом величестве вечности, как бы центр в своём собственном круге, от коего, через коего, в коем и к коему суть и обращаются всяческия, яко к вечному и таинственному началу всего».
Кроме названия данного текста и уверения в том, что точка в круге — это один из десяти каббалистических знаков, коими изображаются тайны божества и творения, каббалистический характер этому знаку придаёт буква йуд, сопоставленная этому изображению как божественное имя. Возможно, коль скоро это изображение первое из десяти, оно относится к первой сефире Кетер. Всё это, конечно, уже спекуляции, тем более что оба приведённых «каббалистических» фрагмента относят точку в круге к разным сефирам, и вообще связь буквы йуд с одной из десятью божественных
эманаций достаточно косвенная даже в масонских источниках, а уж в еврейских мистических текстах не находит аналогий и подавно. Тем не менее важно, что точка в круге как символ ордена осознается русскими масонами также и как каббалистический знак, и включается в символический ряд, в котором место себе находят не только астрология (солнце),алхимия (золото, эликсир), но и каббала.
Юрий Халтурин
Точка в Круге
ВОПРОС — Значит, Первый Логос — это первая точка в круге?
ОТВЕТ — Это точка в круге, который не имеет ни границ, ни пределов, а также не может иметь никакого имени или атрибута. Это Первый Непроявленный Логос одновременен с линией, прочерченной по диаметру Круга. Первая линия или диаметр — это Матерь-Отец; от нее исходит Второй Логос, который содержит в себе Третий — Проявленное Слово. К примеру, в Пуранах опять же говорится, что первым производным Акаши является Звук, а Звук в данном случае означает Слово, озвученное выражение мысли. Это тот самый проявленный Логос греков, платоников и Св. Иоанна.
Точка в Круге есть Непроявленный Логос, Проявленный Логос — Треугольник. Пифагор говорит о никогда не проявляющейся Монаде, которая пребывает в одиночестве и темноте. Когда пробьет час, она испустит из себя первое число — Один. Нисходя вниз, это число производит второе число — Два, а Два в свою очередь производит Три, образуя Треугольник, первую завершенную геометрическую фигуру в мире форм. Этот идеальный, или абстрактный, Треугольник и есть Точка в Мировом Яйце, которая после созревания, с третьим перемещением, выйдет из Яйца, чтобы сформировать Треугольник. В индусской философии это Брама-Вирадж, а в Зогаре — Кетер-Хокма-Бина. Первый Проявленный Логос — это Потенциальность, или Непроявленная Причина; Второй — все еще латентная мысль; Третий — Демиург, или активная воля, порождающая из своего Вселенского Я активное следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на низшем плане.
Круг с точкой.
Статья к семинару «Знаки и символы».
В предыдущем посте мы обсуждали картину. На этот раз я предлагаю вам изучить то, что скрывают более простые, на первый взгляд, изображения. Изучим круг с точкой внутри.
Круг и точка могут быть как знаками, так и символами, все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в них, как воспринимаем, линейно или символически. Линейное восприятие даст однозначное определение, символическое – наполнит глубиной понимания и многозначностью.
Аналогичное восприятие у человека, как окружающего его мира, так и себя, кто-то заперт в коридоре «только так и никак иначе», а кто-то может позволить себе выдержать сингулярность многозначности окружающего его мира. Для кого-то неулыбчивое лицо продавщицы может означать лишь то, что его не рады обслуживать, а для кого-то то, что она:
— грустит, из-за низкой зарплаты, которую ей опять задержали;
— поругалась накануне с мужем и сейчас прокручивает их диалог в голове;
— страдает из-за зубной боли, а к врачу ее не отпустили, потому что подменить некем;
— только что пообщалась с грубым покупателем, и он ее расстроил;
— находится в депрессии уже много лет из-за детских травм психики;
— и т.д. и т.п.
Надо ли людям уметь мыслить и тестировать реальность в таком объеме и многообразии? Может дать волю эмоциям и нахамить продавцу, зачем думать, если можно по- простому? Тому, кому не хочется думать, нет смысла читать этот пост дальше, а тех, кому надо, приглашаю к прочтению.
Мир вокруг нас наполнен символами, например «круг», это часы, колесо, роговица глаза, солнце, полная луна, мяч, большое количество посуды при взгляде на нее сверху и т.д Круг издавна считается символом целостности и законченности, неделимости и совершенства.
Как только в круге появляется точка, этот символ изменит свое значение.
Точка, с геометрической точки зрения – это абстрактный объект, не имеющий измерительных характеристик, она как бы есть, но показать она может лишь место расположения, начальность или конечность чего либо. Точка – это основа геометрии, линия состоит из точек, а в нашем исследовании круг как раз и является линией, замкнутой, завершенной в форме окружности.
То есть у нас появился центр, и пустое пространство круга наполнилось смыслом нахождения там точки.
Интернет в изобилии наполнен информацией об этом символе. Этот символ, например, обозначает зачатие, в котором точка это сперматозоид, а круг яйцеклетка, в момент их объединения появляется новая жизнь.
В психоанализе его тоже часто используют, для того, чтобы изобразить схему психики, где точка является Самостью, а круг вокруг нее, обозначает различные аспекты психики, например Эго.
Предлагаю вам «игры разума», в которых мы будем перемещать точку в пространстве.
Если же мы напротив, переместим точку вниз, то у нас получится конус, уходящий в глубину. И тут мы также можем обнаружить противоположные аспекты. Это может быть глубиной познания сути и одновременно опусканием вниз, то есть деградацией. Это может символизировать взгляд, перемещенный внутрь себя, но в тоже время это может быть закрытость и замкнутость в себе.
Посмотрите, как многое зависит не только, от ракурса нашего взгляда, но и от значения и смысла, которым мы наделяем этот ракурс.
Давайте еще немного поэкспериментируем с нашим восприятием. Представим, что точка подвижна и для того, чтобы она остановилась, нам надо расположить круг так, чтобы он был горизонтальным поверхности. А сейчас усложним задачу и представим, что нахождение точки в центре – это наше душевное равновесие, состояние баланса и покоя внутри. Наша психика стремится к равновесию и поэтому если внутри возникает патологический симптом, то она обязательно создаст уравновешивающий его механизм, к сожалению тоже симптом или же выключит всю систему, погружая ее в ступор и бесчувствие. Для этого она использует функцию отупления. Думаю, мы все знакомы с ней, когда от усталости взгляд устремляется в одну точку и голова «пуста», мыслей нет. Чем больше крен в круге, чем больше точка центра смещается к одной из сторон, и тем труднее психику вернуть в норму. Например, такое происходит при состоянии, которому дали название «биполярное расстройство», когда период эйфории и мании, сменяется депрессией и апатией.
Помимо ракурса многое зависит и от величины смещения от нормы, нулевой точки отсчета. Если смещение велико, то для любой системы, стремящейся к равновесию, вернуть ее первоначальное положение будет труднее. Так, например, в первом эксперименте «игр разума», при перемещении точки вверх, наш конус устойчивее, если он будет не слишком вытянут в длину, иначе он упадет от дуновения ветерка. Во втором эксперименте также, при смещении горизонта, точка может упасть в один край и чтобы ее от туда вернуть, надо будет создавать такой же по величине, но противоположный по направлению угол наклона.
Надеюсь, вы не утомились от этих мыслительных экспериментов.
Когда человек начинает символически мыслить, его сознание кодирует полученную информацию в символы, содержание которых может быть в любой момент разархивировано. При навыке символизации, высвобождается пространство психики, которое человек может использовать для своего развития. Если процесс символизации не происходит, ум такого человека похож на кладовку, доверху набитую информацией, которая не связана между собой и поэтому как память, так и понимание имеет весьма небольшой объем вместимости, замедляется способность обрабатывать и запоминать новую информацию.
Спутанность мышления является противоположностью чистоты сознания. Переполненный переживаниями и необработанными внутренними психическим содержимым человек, похож на жонглера, которой стоит на шатающихся цилиндрах и при этом пытается еще манипулировать шариками на высоте. На это идет много сил, ведь на ровной поверхности, при точке расположенной в центре, при устойчивом равновесии, задача будет не такой сложной, и можно развить лучше навыки жонглирования.
Дабы не перегружать уважаемых читателей, не буду более приводить примеры о вариантах восприятия точки в круге. Остальное обсудим на семинаре.
April Journal
Точка в Круге
Альберт Пайк « Точка в Круге»
Собратья, если масонство и вправду есть наука, сокрытая от взоров профанов, как оно заявляет, то в таком случае наши знаки и символы, наши церемонии и легенды означают нечто большее, нежели просто тему и повод для праздных умствований.
Сегодня я намереваюсь проиллюстрировать эту истину несколько необычным и удивительно простым способом. Я предлагаю вам обсудить лишь один символ из тех, которые во множестве украшают здание Масонства, тем самым показав вам также все те покровы аллегории, которые обычно закрывают истинный Свет от всех, кроме должным образом приуготовленных кандидатов, достойных и заслуженных, потому что в глубину смысла этих символов способен проникнуть лишь тот исследователь, который сумеет их верно прочесть. Также вы определенно заметите, что символы рассеяны по различным степеням не хаотически, но напротив – составляя четко выверенную геометрическую последовательность, явно являющуюся плодом разума истинного Мастера, и если толковать их как нечто целое, они раскрывают нам философскую сис-тему, столь совершенную и возвышенную, что она вполне заслуживает эпитета «Божественная», которым ее обычно наделяют.
Все масонские символы настолько тесно связаны между собой, а их значения и оттенки значения настолько тесно взаимно переплетены, что в целом они составляют удивительно причудливую сетку, подобную тем, что украшают капители храмовых колонн. Она воплощает крепость связующей нас братской любви, лежащей в основе всего нашего Братства.
Отсюда со всей очевидностью следует и причина, по которой масоны с незапамятных времен признавали Точку символом Бога – Великого Архитектора Вселенной.
Слово «точка» по-латыни (если ограничиться этим пределом древности) звучит как «punctum» и буквально означает укол, или тычок, заостренным орудием. Всякий вольный каменщик должен хорошо помнить свой первый шаг на порог масонского Храма, и следовательно, осознавать все значение этого термина. Далее, в третьем градусе, ему снова напомнят об этом символе, показав меч, приставленный к обнаженному сердцу.
Также мы говорим, что пункты масонского учения каждый масон должен вырезать на сердце своем, и символически это означает, что разум вольного каменщика, его память и душа суть хранилища для тайн и таинств нашего цеха. Символ сердца, таким образом, может использоваться в качестве замены Точке, и мне даже доводилось видеть английские медали с такой символикой.
Точка невидима, как незрим и Бог масонов. Однако путем одной-единственной замены мы получаем другой символ – зримый знак незримой милости, Точку в Круге. И тем проще нам понять эту символику, чем скорее мы усвоим, что само название – Точка (Dot) – есть искаженное имя древнееврейской литеры Йод, обычно передаваемой в латинской азбуке буквами «Y», «I» или «J».
В системе древнееврейского доквадратического письма буква Йети напоминала маленький масонский наугольник. Это первая буква Священного Имени ЙХВХ, которое обычно произносят как «Иегова», но которое правильнее записывать как «Яве», что подтверждается и древнеримской традицией называть своего верховного бога «Iove» (произносится как «Йово»), равно как и греки именовали высшее божество «Йо», «Йао» или «Йе».
В англоязычных странах вместо буквы Йод часто используется буква «G», первая буква слова «God» (Бог), но это фактически то же самое, потому что само английское слово «God» является одним из имен древнего готского Отца богов Альфадира, взятым на вооружение христианскими проповедниками и через них дошедшим до нас.
До изобретения арабами цифр, которыми мы пользуемся повсеместно в наши дни народы древности пользовались для счета буквами. Любая буква могла служить цифрой и, соответственно, обладала определенным числовым значением. Слова могли превращаться в числа, а числа – в слова, и на этом основывались многие шифры. Отсюда и ведет свое происхождение примечательная система, породившая мистические писания, известные под собирательным названием «Каббала», что означает «полученная, обретенная», ведь именно путем устной передачи от посвященных к посвященным она дошла до нас от Мистерий древних Египта и Израиля.
По сути своей, что ясно из названия, Каббала включает в себя, в основном, неписаную, устную традицию, передававшуюся из поколения в поколение из уст в уста. Здесь я упоминаю о ней лишь для того, чтобы подчеркнуть, насколько обширна может быть область значений простой Точки как символа буквы Йод.
Йод часто используется в качестве замены для Точки и, в сущности, он и есть Точка, пусть чаще и изображается в виде запятой. Воплощая Единого Бога, он, естественно, также обозначает число Один и центр всего сущего. В Круге Вселенной существуют мириады точек, и все они теоретически могут громоздиться одна на другую в центре бытия, но все равно он останется одним, единым и неделимым центром. Так все сущее происходит от Бога и к Нему же возвращается.
Если буква Йод используется в качестве цифры, ее числовое значение определяется как 10. Пифагор называл число 10 «Небесным числом», или «числом Совершенства». Завершив круг своих странствий по девяти первым числам, мы снова возвращаемся к единице, добавив к ней круг – то есть ноль. Пифагор называл их «колонной» и «кругом».
Для математика число 10 означает круг и его диаметр, а между тем именно древняя теорема о соотношении диаметра окружности и ее длины помогла вывести столько важных математических правил и вообще помогла древним архитекторам в обретении способа ведения точных расчетов при возведении зданий. В наши дни это соотношение называется числом π и соответствует величине 3,14156. Это не новшество, ведь даже в одном из древнейших храмов Индии среди прочих символов каменщиков можно найти эту величину, начертанную в священном круге: треугольник, прямую, квадрат, прямую, пятиконечную звезду и шестиконечную звезду.
1. Начертание на стене древнего индийского храма
2. Расшифровка
3. Метка степени Царственного Свода
Действительно, этот круг с его символами поразительно похож на окружность со священными Именами, используемую в степени Святого Царственного Свода.
Каждая буква древнееврейского алфавита носила название предмета, якобы давшего ей свою форму. Ошибочность этого утверждения можно доказать хотя бы на примере литеры Йод, буквальное значение названия которой – «рука». Действительно, во все времена протянутая открытая рука служила символом дружбы, братства и верности.
1. Масонский символ верности, он же древнеримский символ «божьей веры».
2. Древний майянский фартук, найденный на Юкатане надетым на статую жреца, или Мудреца (на языке майя – Х‘Мен).
3. Древнеегипетский церемониальный посох, увенчанный рукой с пальцами, сложенными для благословения; эта комбинация пальцев позднее стала называться «апостольским благословением».
В вашем толковании ритуала написано, что римляне воздвигали храмы в честь Фиду, богу Верности, почитавшемуся в образу двух сцепленных в рукопожатии рук. Ясно, что две руки воплощают число 10, потому что на двух руках, сцепленных в рукопожатии, 10 пальцев. Буква Йод также означает число 10 и является первой буквой Имени Господня Иегова, но в то же время каменщики древнего Израиля чаще почитали Господа, используя для этого литеру Хей, первую букву Имени Хева, а ее числовое значение – 5, то есть число пальцев на одной руке, число Руки.
1. Индуистский символ элементов Творения.
2. Египетский символ каких-либо уз.
3-4. Масонская метка, которой пользовались оперативные каменщики.
5. Масонский символ, также иудейская «Звезда Давида» с точкой (или буквой Йод) в центре. Также использовалась в качестве метки оперативными каменщиками.
1. Древняя и современная метка Мастера-каменщика.
2. Полный геометрический и масонский символ древней метки Мастера-каменщика вместе с толкованием согласно степени Подмастерья.
4. Астрономический знак Близнецов (Кастор и Поллукс)
5. Vesica Pisces, или пузырь рыбака, древний опознавательный знак первых христиан; также использо-вался каменщиками Царственного Свода в качестве тайны их ремесла. На рисунке две окружности пересекаются, и их диаметры соединены отрезком.
6. Геометрическая конструкция астрономического знака Рыб, содержащая те же элементы, что и мандорла Vesica Pisces.
7. Печать Великой Ложи Кентукки, а также общемасонский символ Братства, соответствующий знаку Близнецов.
Также можно заметить, что эти люди стоят прямо, подобно вертикальным чертам, а их сцепленные руки формируют горизонталь, что делает всю фигуру вместе похожей на литеру «Н».
Буква Н, известная нам по нашему алфавиту, означает придыхание, или знак, озвученный выдохом, в отличие от звука, произнесенного без придыхания. В наш язык этот звук пришел от греков, из греческого алфавита, где он обозначается буквой Ηη (Эта), которую можно возвести к древнееврейской букве ה (Хей), первой букве имени Евы (Хавы), о которой только что шла речь.
В связи с точкой, или литерой Йод, первичное значение которой – Один, важно отметить, что в латинском алфавите Йод становится буквой «I», которой римляне пользовались для обозначения числа 1. Арабы до сих пор пользуются для обозначения числа 1 прямой вертикальной линией. По-гречески эта буква также называется Йотой, а в староирландском древнее название вообще фактически не менялось – Йодх.
Изучение этого названия может быть безумно интересно. Например, средневековые алхимики называли Одом, или Одической силой ту вселенскую силу, которую мы в наше время зачастую именуем магнетизмом или электричеством. Но об одном этом можно рассуждать бесконечно.
Точка же, если считать ее числовым значением Один, воплощает Бога до совершения Им акта Творения. Природа при этом пассивна, пребывает в покое. Это мать-восприимица, женский принцип. Один – это первичный атом, неделимая частица, вселенский эфир, всё, что было до Начала. Это несотворенная Единица, которую атеист назвал бы Ничем, потому что он не в силах доказать ее существование. Это неявленная Единица, поскольку в ней покоятся материя и сила, и они остаются незримы и нечувствительны для человека. Они чисто духовны и пребывают за пределами нашего понимания.
Однако когда Точка, которая покоится и содержит в себе силу и материю вместе, еще не разделенные, но при этом движется за счет применения силы к материи, она начинает двигаться и этим создает первое измерение, прямую линию, которая похожа на диаметр круга. Так она становится явленной Единицей, той же самой, что раньше, но при этом активной. Эта фаза развития Единицы, или Точки, воплощает Творца, Великого Архитектора за работой, Верховный Разум, явленный в Его собственной мысли. Таково начало Творения нашего мира, нашего собственного развития, и в этом состоит закладка краеугольного камня нашего Храма.
Некоторые результаты движения точки
Если точно человек создан по образу и подобию Божьему, как нам о том говорят, если точно каждый человек, и в особенности каждый вольный каменщик, является пропорционально меньшим воплощением своих представлений о Боге, только подумайте, насколько многозначительно это и важно для всех нас. Все мы суть точки во Вселенной. И все мы бы оставались лишь пассивными точками, и ничем больше, если бы мы не двигались и не были бы активны, и не творили бы, если бы мы не закладывали краеугольный камень своего духовного Храма духа, а потом не завершали бы своих над ним трудов. Жизнь вольного каменщика должна протекать деятельно. А каждым действием своим должен он доказывать приверженность и верность своим убеждениям.
Итак, этот активный, могучий, мужской аспект Единицы, Отеческий первопринцип Природы, знак Мастера Архитектора, открывает целое новое поле творения, дабы мы с этого момента начинали узнавать на нем целый ряд символов – в сочетаниях, чисел – в последовательностях, наук и искусств – выстроенных в дисциплины.
Знак Творца и Творения, в центре которого располагается точка, а вокруг нее завиваются линии активного и пассивного принципов (вертикальная и горизонтальная), указывая направление неизменного вращения, или движения. Концы этих линий загнуты в том же направлении, также передавая идею движения, вращения, творения, работы, прогресса, деятельности и т.д. Этот символ называется Свастикой, Филфотом, Янтрой, Гаммадионом, Стопой Друида и пр.
В старину каббалисты изображали природные процессы в виде простого и совершенного зрительного образа. Они писали, что, дабы стать Двумя, Единица позволила себе отразиться в водах нижнего мира, и именно этот смысл таится в древних канонических строках: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И Сказал Бог: Да будет Свет! И стал Свет».
Если Единица приобретает активность, она порождает двойственность, поскольку здесь Сила начинает свое действие над Материей. Число Один здесь активно и воплощает мужской животворящий принцип, в то время как число Два пассивно и воплощает женский природный принцип. Эти два принципа можно считать противоположными концами одного и того же отрезка, являющегося диаметром круга. И через эти два конца проходят вертикально пересекающие отрезок перпендикуляра, о которых я скажу далее.
Продолжая эту образную цепочку, скажем, что полюса двойственности воплощают все стадии примечательного природного феномена, чаще известного нам под видом множества всем известных оппозиций: добро-зло, прошлое-настоящее, пассивность-активность и т.д., в зависимости от окружающих обстоятельств.
Двойственность, в частности, становится проще представить, если придать диаметру, или прямой, или горизонтали, или Первому измерению, значение Один, а перпендикуляру – значение Два. В совокупности они составляют Крест или Квадрат, и в этом случае любая вершина Квадрата будет воплощать Точку начала, иначе говоря, пересечение перпендикуляра и горизонтали, и то же самое в случае с Крестом.
Прямая есть производное первой стадии активности Точки, ее Первое измерение, первая степень, согласно толкованию 24-дюймового шаблона как рабочего орудия степени Ученика.
Второе измерение, или вторая стадия активности, начинается, когда прямая изменяет направление под прямыми углами относительно себя самой, тем самым производя на свет первое зримое измерение – поверхность, или геометрический Квадрат. Поэтому Наугольник, воплощающий данную мыслеформу, и является одним из основных рабочих орудий степени Подмастерья.
b. Сфера: точка движется и испускает лучи одновременно во всех направлениях, как в геометрии.
c. Сотворение Прямой (24-дюймовый шаблон)
d. Сотворение Поверхности (чертежная доска)
e. Сотворение Тела (Совершенный Камень)
f. Все три движения, объединенные в одном древнейшем символе:
древние греки обозначали им имя Зевса. Этот символ используется в
степени Царственного Свода и в Шотландском Уставе.
Отец–Один и Мать-Два произвели на свет все сущее, как учат нас древние философы. Посему все сыны Природы воплощены в числе Три, равно как и завершение акта Творения. В действительности Точка в центре круга часто заменялась в старину на литеру «Y» в знак завершения и совершенства. Довольно часто этим знаком обозначается Масонская Триада.
Различные примеры использования треугольников и трех точек в древних традициях:
индуистский тройной треугольник со Словом в центре и древнееврейский двойной
треугольник с литерой Йод.
Человек – Дитя Божье, посему вполне достоин изображения в виде Треугольника. Так его действительно изображали на протяжении многих столетий. Здесь также уместно будет заметить, что литера «Y» была изобретена и помещена в алфавит для отображения первичного звука, произносимого при озвучивании буквы Йод, или Йоты, в сочетании с другой гласной, как, например, в слогах ЙА и ЙО, служивших в разное время и у разных народов Именами Господними.
Распространение и изменения символов и чисел
b,b2,c. Происхождение Трискелиона, символа триединства, от свастики.
d. Пифагорейский, древнекитайский и масонский геометрические Трискелионы
f. Квадрат – 4 точки
g. Треугольник – 3 точки
h. Двойной треугольник – 6 точек
i. Древняя масонская метка Мастера (оперативного и спекулятивного)
j. Общепринятый астрономический символ Юпитера
k. Индийский астрономический знак Юпитера
Теперь на время оставим числа и займемся самим кругом. Хотя всякому начитанному вольному каменщику здесь и так практически все ясно. Круг есть бесконечная линия, обычно воплощающая Вечность. Мы начинаем первое странствие по кругу, только впервые переступив порог масонского Храма. В центре его мы снова видим Точку, воплощенную в Слове, или, скорее, в Книге, используемой в качестве символа Слова.
Как Солнце, великое дневное светило, движется по кругу, так и мы движемся по кругу, и так делали все люди, жившие в мире до нас. Все мы движемся по нашему Пути в поисках Света, который воплощен для нас в Малых Светочах. Завершив движение по кругу, мы оказываемся в его центре и сами воплощаем Точку, испытывая те самые благородные чувства, которые необходимы испытать всякому человеку, тщащемуся следовать Господним Путем
При этом Свете, коль скоро довелось нам его удостоиться, мы должны изучать эти параллельные, перпендикулярные и тангенциальные линии по обеим сторонам круга, раскрывающие нам таинства любви к братьям нашим. Однако если мы при этом остаемся лишь пассивными точками, мы ничего не увидим в них, хотя стоит только вытянуть вперед руки, чтобы составить мистическую литеру «Н», о которой говорилось выше.
Оглянувшись назад и внимательно изучив две колонны, пройдя меж которыми, мы «рождаемся вновь», мы снова видим, что они представляют собой параллельные линии. О них напоминает нам все убранство нашего Храма, и учение их становится нам все яснее.
При разрыве Круга и Квадрата в Кардинальных точках образуется Свастика: Бог в процессе Творения, являющий Себя в Своих творениях.
Две параллельные линии, упомянутые ранее, суть перпендикуляры, возведенные на концах диаметра. Для математика или электрика они могут означать плюс и минус, а для теолога – добро и зло, свет и тьму. Однако они все равно остаются одни и те же, потому что в действительности воплощают основополагающую вселенскую двойствен-ность. Очевидно, что вместе с диаметром они составляют букву «Н», или двойное Тау, состоящее из четырех прямых углов и легко могущее трансформироваться в Крест или геометрический Квадрат.
Путем добавления третьего Тау мы получим символ степени Царственного Свода, о котором, однако, здесь не следует более распространяться.
a. Тройное Тау степени Царственного Свода
c. Египетский знак Рыб
d. Греческий знак Рыб
e. Vesica Pisces – христианский производный символ тройного Тау
Эту двойственность можно рассматривать с нескольких точек зрения и изображать на разных ее стадиях в виде одних и тех же параллельных линий.
Комментарии к ритуалу гласят, что Точка в Круге поддерживается двумя параллельными линиями, воплощающими Святых Иоаннов, покровителей масонства.
Никто не сомневается в том, что Точка в Круге сама по себе является древнейшим из символов, ведь ее изображение встречается практически на всех известных нам руинах всех времен и народов, и сами ее внешний вид и символика определенно происходят еще из Каменного века. Ее можно обнаружить в могильниках Строителей курганов (Mound builders) в обеих Америках, на доисторических скальных росписях в Шотландии, Индии, Полинезии, по всей Европе, Азии, Африке, в Австралии и Америке, не говоря уже об островах семи морей.
a. Масонский символ
b. Египетский символ
c. Индуистский символ – отметина на лбу Вишну
d. Символ из Каменного века
Однако многие масонские ученые выражали определенные сомнения в древности двух параллельных линий как элемента этого символа. У древних египтян действительно был идентичный символ, круг со священными литерами внутри, поддерживаемый по сторонам двумя священными змеями. Точно такой же круг, или диск, с поддерживающими его параллельными линиями, был изображен на лбу индийского бога Вишну. И по сей день древнее искусство геральдики пользуется фигурами щитодержателей, который в основе своей имеют эти две параллельные линии, или змей.
Главная идея, которая выражается здесь, состоит в двойной поддержке, которую обретает главный символ через силу, им воплощаемую. Двое Святых Иоаннов определенно принадлежали к древнеиудейским посвященным ордена Ессеев, представлявшего то течение мысли, которое в наше время именуется масонством. Их образы более всего подходят для использования в христианских ложах, поскольку именно христиане подставили их имена на место гораздо более древних имен, использовавшихся ранее, какими бы ни были эти имена. Святой Иоанн Креститель воплощает начало христианской эры, а Святой Иоанн Евангелист – окончание времен апостольских.
Однако сделано это было отнюдь не для того, чтобы внести в масонство элементы сектантских или напротив, ортодоксальных, учений, о чем наглядно свидетельствует обычай ранних христиан именовать себя «братьями Святого Иоанна», под каковым именем также существовали в средневековой Европе, и странствовали по ней, гильдии каменотесов. Ранние отцы христианской Церкви говорили: «То, что мы именуем христианством, существовало всегда». В те времена христианство еще не распалось на сотни враждующих между собой группировок. Оно было тогда продолжением под новым именем гораздо более древней традиции, Пути Мудрости, в наше время называемого Масонством. Это был Гнозис, или Знание, Религия Мудрости, Джняна индуистов.
В древних заповедях каменщических гильдий говорилось, что их члены обязаны повиноваться законам и почитать религию той страны, где живут. Как говорилось ранее, они были прямыми преемницами римских ремесленных коллегий, а у римлян в течение года было два великих празднества, которые вольные каменщики нашего времени отмечают в дни Солнцестояний, которые называют праздниками Святых Иоаннов.
c-e. Падение Духа в Материю
f. Масонские праздники
g. Йод в центре Мироздания
Итак, астрономически говоря, две параллельные линии отмечают точки Солнцестояний на солнечной орбите – дни главных празднеств Масонского Братства.
Однако для использования имени «Иоанн» существует и еще одна, гораздо более возвышенная, причина. Первым из мифических латинских царей был бог Янус, известный этрускам под именем Инуса, грекам – под именами Иао, Ион или Оаннес, халдеям – под именем Оа (Хоа), кенитянам и иудеям – под именем Йах, друидам – Иту, египтянам и индийцам – Ду (Дху) и Дьяус, а также под именем из семи гласных звуков, китайцам – Яо и т.д.
В греческом и латинском языках падежные и родовые окончания превратили эти именные корни в слова «Он», «Янус», «Иесус» и другие подобные им.
Римский Янус изображался с двумя лицами и считался богом астрономического года, а иногда – месяца, недели и даже дня. Вообще он был богом установленного людьми Времени, жизни и сознания, богом настоящего и прошлого. Он открывал и закрывал течение года, а также известен миф о его побратимстве с греческим богом Кроном, Отцом Времени, которого он сделал равноправным себе правителем, ведь символика их во многом сходна.
Янус присутствовал при начале и при конце всего происходящего в мире и считался хранителем и стражем дверей года и каждого дня. Отсюда и крайне примечательный вид посвященных ему храмов, которые представляли собой лишь две колонны, создававшие между собой проход и устанавливавшиеся перед дверями в любой ремесленный цех, или коллегию. Именно меж этих двух колонн должен пройти всякий каменщик во время церемонии своего «второго рождения», а также меж ними он должен пройти и после смерти своей, во время настоящего второго рождения – в новом, духовном мире, в доме нерукотворном, вечном в Небесах.
Сходство этих имен, а в действительности – их идентичность, заставила масонов-христиан заменить имя Януса на имя Иоанна, и эти двое Святых Иоаннов стали покровителями и хранителями двух годовых празднеств, воплощавшихся ранее в двух ликах Януса и двух посвященных ему колоннах.
Ведь точно так же обстоит дело со всеми масонскими символами. Все они в той или иной форме раскрывают нам учение о загробной жизни. Две колонны у входа в ложу суть две колонны Света. Среди финикиян и греков они носили название Геркулесовых Столпов – колонн Силы и Света. А имя Геркулеса означает «Слава Геры». У египтян они назывались колоннами Тота, или Мудрости. Но как бы они ни именовались у разных народов, это в любом случае колонны врат к иной, новой жизни. И в этом же значении они используются в наше время.
Практически неподъемным стал бы труд по сбору данных обо всех упоминаниях одного-единственного этого масонского символа в мировой литературе, в притчах, хрониках, легендах, поэзии и мифологии.
Однако и приведенных здесь примеров вполне достаточно для демонстрации способа толкования символов Точки, Круга и Параллельных Прямых в свете общей философии человеческой жизни и человеческих представлений о Боге, Вселенной и природных явлениях. Вне зависимости от того, в терминах какой из семи вольных наук или какого из семи искусств проводится это толкование, смысл остается одним и тем же.
Существует лишь Один Бог, одна Наука и один Гнозис, или Познание. Все прочее суть лишь эманации и толкования. Все науки и искусства суть лишь субъективные попытки отделить частное от целого – от Высшего Искусства, или Высшей Науки, которые суть Мудрость Господня. И уделяя должное внимание указаниям, передаваемых нам символами нашего Искусства, изучая смысл наших знаков и церемоний, всякий вольный каменщик способен стать воистину способным Мастером Архитектором.
Осмыслив символ Точки, он просто обязан сам попробовать поместить себя в центр бытия и изо всех сил постараться уподобить свои мысли и действия Божественным Мысли и Действию. Движение этой точки означает совершение работы. А работа неизменно производит результат. Построив прямую – диаметр своего Круга, каменщик обретает 24-дюймовый шаблон, который ему впредь надлежит использовать для измерения самого себя и разумного подразделения своего времени и своей деятельности. А если ему хватит усердия и мудрости, он даже сможет вычислить отношение своего диаметра к Кругу Жизни – число геометров, число Пи.
Итак, измерив себя самого, он затем предпринимает следующий шаг, а именно применяет молоток к своей природе, стесывая с нее все пороки и иные вредные наслоения, чтобы превратить себя для начала хотя бы в Грубый Камень. В этом состоит линия его поведения. И если поведение его и его работа удовлетворяют братьев, ему разрешают поворачивать эту линию под прямыми углами, тем самым формируя его собственную плоскость, на которой ему впредь надлежит работать, начертывать свои планы и измерять далее свой Грубый Камень, и стараться сделать его равноугольным и прямым, что соответствует образу праведного человека и истинного Вольного Каменщика.
И наконец он получает в результате своих трудов гладкий камень, достойный принятия в кладку Храма. Тогда его допускают к приему в последний и высший градус, где ему уже даруют право пользоваться всеми орудиями труда оперативного Мастера-каменщика, но в особенности – мастерком, которым он разравнивает цемент Братской Любви, и свой совершенный камень укладывая в стену Храма, и помогая братьям свои сделать то же самое. Мастерок также воплощает Точку в Круге, потому что он по форме своей напоминает сердце.
a-b. Построения с использованием точки в круге и его частях
c-d. Треугольники, вынесенные из круга
e. Индейский символ Огненного сердца
f. Египетский символ тайны
g. Масонский мастерок
h. Меч, приставленный к обнаженному сердцу
У североамериканских индейцев треугольник с рукоятью в форме Тау-креста обозначает «огненное сердце», рвение и любовь. Древние египтяне в качестве знака тайны использовали черный мастерок. Точно так же масонский мастерок напоминает нам слова Писания о том, что наша левая рука не должна ведать, что делает правая, а острие обнаженного меча, упирающееся в обнаженное сердце – о клятве хранить тайну, молчать и пребывать в тени.
Зная это, всякий понимает, что этот крайне важный символ, на каждом шагу встречающийся в масонских церемониях, в первую очередь, служит вольному каменщику постоянным напоминанием, что наша жизнь в этом мире имеет определенную цель, преследовать которую – долг всякого масона, если он намерен возвести в себе Храм Духа. Однако правда и то, что многие каменщики с готовностью отказываются нести личную ответственность за что бы то ни было, пребывая в благой уверенности, что даже не творя блага за недостатком времени, а просто не творя зла, они все равно будут спасены.
С некоторой, пусть малой, долей уверенности, я могу сообщить вам, что такое логическое заключение ложно, а одной из моих непосредственных задач является внушить вам понимание той ответственности, которую каждый из нас берет на свои плечи, становясь вольным каменщиком. О ней нам в простой и понятной форме сообщают эти символы. Сам по себе символ – ничто, всего лишь буква, но из таких букв складываются слова, а слова составляют учение Истины. Дух символа наделяет нас Светом и Знанием, и это открывалось всем шедшим этим Путем до нас, тем, кто передал нам эти Знания сквозь века.
Изучение тщательно разработанного иероглифического толкования этой Мудрости и называется Масонством, и оно открывает нашему взору совершеннейшую систему нравственности из всех известных людям. Это не религия, но это религия, наука и философия, взятые вместе и доведенные до высшей степени совершенства. Вместо сотен законов и разрозненных правил здесь нам предлагается последовательный курс наставлений в должном человеческом поведении, разработанный с точки зрения науки и стройного метода, избавляющий от оков разум и душу и тем самым открывающий их устремлениям все высочайшие высоты и глубочайшие глубины.
В разное время неоднократно уже говорилось, причем, людьми, которые явно знали, о чем говорят, что этический кодекс масонства есть научная структура, порожденная несколькими веками научных исследований как физической, так и духовной материи, и, следуя этой структуре, человек способен настолько усовершенствовать свои тело и дух, что душа его научится действовать синхронно и гармонично в физическом и духовном мирах, а сам человек в своем физическом теле будет отдавать себе в этом полный отчет. Так он станет истинным Мастером, хозяином самому себе, ибо он научится управлять своими страстями; хозяином природным законам, поскольку он усовершенствовался в познании Масонства и обрел понимание, как правильно применять эти законы к своим ближним, справедливо и милосердно. Таких истинных Мастеров мало, ибо мало людей, которые были бы совершенно справедливы, осмотрительны, умеренны и отважны.
a. Женская горизонталь
b. Мужская вертикаль
c. Крест Кардинальных Добродетелей
d-e. Свастики – варианты Креста в движении