Что означает термин реабилитация в инклюзивном образовании
Статья «Социальная реабилитация в рамках внедрения инклюзивной практики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Дубовикова А.В., преподаватель
г. Красноярск, КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий»
С развитием инклюзивного образования определяются основные принципы содержательных и организационных подходов и методов в образовательных учреждениях. Одним из первых выступает социальная реабилитация ребенка, как в образовательном учреждении, так и вне его. Это означает, что образовательное учреждение должно обеспечить реабилитацию ребенка, начиная с микросоциума в своих стенах, а затем и обществе в целом.
Сегодня под реабилитацией понимают комплекс разноплановых мероприятий, где каждая из составляющих решает определенные задачи. Но каждая из них не является обособленной, они взаимосвязаны и не имеют четких границ. Выделяют медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую реабилитации, направленные на восстановление здоровья, адаптацию, восстановление социального статуса личности, на овладение необходимыми умениями и навыками.
Социальная реабилитация обеспечивает социальную адаптацию личности в условиях общества, и достигается это, чаще всего, посредством культуры и искусства. Именно поэтому можно говорить о социокультурной адаптации.
«Социокультурная адаптация личности» – это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности. [3]
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд. [1]
В связи с этим выделяют метод игротерапии – терапии игрой. В игре воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Воссоздаваемые в игре объекты помогают ребенку познать окружающий мир, способствуют развитию воображения, мышления, памяти, речи, эмоций. Ролевая игра готовит детей к будущим жизненным ситуациям. Дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой.
Социальное исследование в рамках проекта «Инклюзивный кластер», который осуществлял ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», помогло выстроить возможности организации игротек со специально организованными настольными играми таким образом, чтобы дети с ОВЗ тренировали свои навыки невербальных коммуникаций в игровой форме, не задумываясь о том, что именно они делают. Параметры, оцениваемые при работе с детьми, были следующими:
Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцирования.
Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации.
Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения.
Результатом стал набор игр, последовательное включение которых увеличивал коммуникативный потенциал всех участников, позволяя им почувствовать важность собственных коммуникативных навыков, в особенности особенностям невербального межличностного взаимодействия. [4, с. 82]
В последние годы возможности лечебного воздействия различных видов искусства активно используются всевозможными арт-терапевтическими направлениями в медицине, психиатрии и специальном образовании. [4, с. 73]
Арт-терапия – это терапия искусством. Причем диапазон так велик, что каждый сможет выбрать занятие по душе. Именно поэтому на базе любого образовательного учреждения в рамках внедрения инклюзивной практики возможно и необходимо использование арт-технологий, тем более что с их помощью будет проходить реабилитация не по одному направлению.
Арт-технологии рассматриваются как средство «изменения в трех личностных аспектах:
— психологическом (коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций);
— социальном (гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность – восприимчивость к социуму; гармонизация внутрисемейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме);
педагогическом (раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора)». [5, с. 5]
Рассмотрим виды арт-терапии и их воздействие:
Изотерапия позволяет понять самого себя, непроизвольно выразить мысли и чувства, освободиться от сильных переживаний, развить эмпатию ( сопереживание). Включает все виды изобразительного искусства.
Музыкотерапия используется для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.
Библиотерапия применяется в целях нормализации или оптимизации психического состояния, восполняет недостаток собственных образов и представлений, развивает фантазию с помощью чтения специально подобранной литературы.
Сочинение историй используется для оживления чувств, чтобы внутреннее беспокойство вылилось в конкретный образ. Сочинение позволяет найти адекватные способы разрешения конфликтов, которые вызывают нарушения поведения. Основано на самовыражении через творческое «писание», сочинение. Терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой всегда – автор.
Сказкотерапия развивает творческие способности и расширяет сознание, создает ситуацию общения и взаимодействия с окружающим миром. Сочинение сказки по кругу способствует групповой сплоченности, взаимопониманию и укреплению взаимоотношений. Этим методом можно выявить сильные противоречия, но следует предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Танцевальная терапия используется при эмоциональных расстройствах, нарушениях общения и межличностного взаимодействия. Танец развивает навыки общения и взаимодействия, создает позитивный образ собственного тела.
Драматерапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для детей с ОВЗ, чтобы они укрепляли свое здоровье и справлялись с расстройствами и проблемами. Она включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца.
Куклотерапия используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. Основана на процессах идентификации с любимым героем и с любимой игрушкой.
Цветотерапия позволяет добиться результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся агрессии. Лечение цветом основано на влиянии света различной длины волны на мозг.
Фотоколлаж применяется для снятия тревожности и страха, помогает выявить проблемы, нераскрытые в вербальном общении.
Создание композиции позволяет ощутить чувство защищенности, дает возможность отстраниться от сильных эмоциональных состояний. Выполнение задания помогает выразить и осознать свои чувства и раскрыть творческие способности.
Еще один метод реабилитации – экотерапия. Экотерапия – это природная терапия, позволяющая восстанавливать отношения с собой, другими людьми и окружающим миром в активном общении с природой. Здесь важную роль играют: получение позитивных эмоций и заряда энергии через зрительные образы, звуки, запахи, тактильные контакты.
Между составляющими экотерапии бывает сложно провести четкую границу, а правильно созданный сад терапии дает возможность использовать все виды экотерапии в разное время года.
Активно используемые сегодня виды экотерапии:
Гарденотерапия (садовая терапия) улучшает концентрацию внимания и развивает память, помогает уменьшить стресс и снять агрессию, воспитывает чувства ответственности, любви и веры. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая их взаимодействие как процесс постоянного сопереживания, дает возможности для социализации при групповой работе. Помимо всего перечисленного, обеспечивает физическую активность, получение начальных рабочих навыков, улучшает координацию движения рук. Гарденотерапия имеет успешный отечественный опыт на базе Ботанического сада Иркутского государственного института.
Песочная терапия используется как способ общения с миром и самим собой, для снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе за счет развития, восстановления своей психической целостности. Терапия песком позволяет собрать свой уникальный образ и картину мира. Стандартной терапией считается использование деревянного подноса размера (50 х 70 х 8 см), обычно выкрашенного в голубой цвет для моделирования воды и неба; песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя всевозможные объекты, которые встречаются в окружающем мире. Также используются интерактивные игры и упражнения.
К экотерапии также относятся: фитотерапия, ароматерапия, климатотерапия и другие.
Посредством перечисленных технологий реабилитации достигаются п оложительные эффекты в четырех областях:
1. интеллектуальной – улучшение навыков общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса, пробуждение любопытства, улучшение способности проводить наблюдения, улучшение способности планировать и принимать решения.
2. социальной – взаимодействие внутри группы (участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества), взаимодействие за пределами группы, общение с другими, передача навыков и эмоций другим людям.
3. эмоциональной – усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки, возможность уменьшения проявления агрессии приводит к появлению социально адаптированного поведения, формирование позитивного взгляда в будущее, возможности для выражения положительной творческой энергии.
4. физической – развитие и улучшение основных моторных навыков, улучшение мышечной координации и тренировка неиспользуемых мышц, развитие хватательных навыков и гибкости пальцев, восстановление и развитие сенсорных каналов. [4, с. 117-118]
Следует отметить, что наибольший эффект любой терапии достигается при работе в группах. Групповая работа предоставляет возможность пережить и осознать любую жизненную ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка. Развиваются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству.
Работа помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. Сам процесс терапии выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка.
При многих видах терапии происходит развитие сложных движений кистей рук и тактильной чувствительности, производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
Именно групповая терапия способствует максимально эффективной социализации и адаптации детей.
Все перечисленные направления призваны сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с окружением, способствовать созданию условий включения всех детей в образовательную среду. Многие из них являются недорогими и доступными способами реабилитации.
Для более успешной социальной адаптации обучающихся планируется создание более широких групп реабилитации по перечисленным методам и технологиям. Проводится ознакомление коллектива с технологиями; определение основных направлений работы.
Подключение педагогического коллектива, во-первых, поможет в развитии компетентности педагогов в области социальной адаптации, толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса; во-вторых, снимет вопрос о наличии организаторов групп, которые будут подготовлены психологами и приглашенными специалистами в области инклюзивного образования.
Вся работа групп должна и будет вестись под руководством психологов.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
Влияние комплексной реабилитации на оптимизацию развития детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.Н. Ищенко, Р.Р. Гатиатулин. – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – 124 с.
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25-26 сентября 2014 г./ отв. ред. Т.Н. Ищенко – Красноярск: ЛитераПринт, 2014. – 268 с.
Психолого-педагогические технологии в инклюзивной практике: методическое пособие / под общ. ред. Т.Н. Ищенко. – Красноярск: Литера-Принт, 2014. – 100 с.
Инклюзивное образование как фактор педагогической реабилитации 1768
Шевелева Д.Е.
Институт теории и истории педагогики РАО, Москва, Россия
На протяжении многовековой истории человечества отношение к людям, имеющим отклонения физического и психического здоровья, изменялось от отвержения и ненависти к состраданию и терпимости. Во времена раннего христианства на фоне повсеместного распространения предубеждения против людей с явно выраженными физическими и психическими заболеваниями церковь, проповедуя милосердие и сострадание, впервые привлекает внимание общества к жизни страдающих недугами. В XII—XIII веках в странах Европы появляются первые приюты для воинов, потерявших здоровье на поле битвы. До 70-х годов XX века в странах Западной Европы и США люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляли собой обособленную группу, исключительно объект заботы социальных служб.
Призренческо-патерналистская политика в отношении людей с отклонениями физического или психического здоровья противоречит провозглашенному многими развитыми странами курсу на гуманизацию социальных отношений: оказывая людям с ОВЗ исключительно материальную и медицинскую помощь, государство продолжает действовать в рамках политики сегрегации, не признавая тем самым право людей с нарушениями здоровья на полноценную жизнь, удовлетворение потребностей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям. Решить возникшую проблему может переход к «инклюзивному обществу», т. е. к такому типу социальных отношений, при которых различия между людьми рассматриваются не как угроза стабильности, а как ресурс для взаимного обогащения. Стратегические задачи инклюзивного общества — создать безбарьерную среду (архитектурную, образовательную, культурную), предоставить каждому человеку возможность реализовать свои способности, быть включенным в социальные, политические, экономические процессы.
Один из компонентов инклюзивного общества, — инклюзивная система образования, рассматривается не как статичное образование, с трудом поддающееся изменениям, а как динамический процесс, направленный на постоянную адаптацию условий обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося. Обучение в общеобразовательной школе по месту жительства совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования. Обучаясь в специальной школе, ребенок вынужден много времени тратить на дорогу или проживать в интернате, что лишает его привычного окружения. Он испытывает дефицит общения со здоровыми сверстниками. Значимость инклюзивного обучения возрастает при рассмотрении его роли в полноценном проживании нескольких возрастных периодов — школьного детства, подросткового и раннего юношеского возрастов.
Часто ситуация развития ребенка с психическим или физическим отклонением радикально отличается от ситуации развития его здоровых сверстников. Все усилия родителей, врачей и педагогов направляются на лечение, коррекцию имеющегося дефекта; ребенку отводится единственная социальная роль — пациента. Обучение в специальной школе также ставит перед собой задачу: выстроить всю коррекционно-педагогиче-скую работу таким образом, чтобы максимально приблизить физическое и психическое развитие учащегося к «норме». Вместе с тем, как замечает Н. Н. Мало-феев, никто не задумывается, что «особый» ребенок имеет право на полноценное проживание детства — общение со сверстниками, игры и развлечения, заботу и внимание родных, не преследующих ежеминутно коррекционные цели [4].
В общеобразовательной школе могут быть созданы условия не только для включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников и последующей успешной социализации, но и для раскрытия и развития всех его потенциальных возможностей. В. И. Слобод-чиков замечает, что образование нельзя рассматривать с точки зрения социального тренинга; образование призвано обеспечить целостность духовно-душевной жизни личности [1].
Как пишет З. И. Лаврентьева, система образования располагает большими возможностями для социально-психологической реабилитации учащихся с ОВЗ. При этом автор отказывается от узкого понимания реабилитации как процесса восстановления трудовых, бытовых, образовательных, социальных и других деятельностных навыков, придерживаясь ценностно-смыслового понятия реабилитации. При таком понимании педагогическая реабилитация должна быть направлена на внутреннее преобразование человека, ведущее к пробуждению и раскрытию способностей с целью максимально полной реализации индивидуума как личности. Методологическим основанием педагогического изучения современного состояния реабилитации выступает принцип холистического антроподинамизма, вытекающий из системного и комплексного триединства антропологического, аксиологического и культурологического подходов.
Антропологический подход, базирующийся на принципе целостности, рассматривает нарушение развития только как одну из составляющих физического, психического и духовного образа человека. В этом случае дефект не является преградой для полноценного личностного становления, так как любой человек располагает внутренними ресурсами, в качестве базиса для адекватного личностного восстановления в возможно полном объеме.
Содержательно неразрывным с антропологическим подходом выступает аксиологический, согласно которому ценность человека определяется не его актуальными или потенциальными производственными возможностями, а самим фактом его существования. Аксиологический подход утверждает идею самоценности человека, в том числе и с ограничениями.
Отношение общества к людям с ОВЗ определяется уровнем развития культуры — в современном культурном поле им отводится неизымаемое и неотчуждаемое место. Сущность культурологического подхода заключается в том, что введение в пространство культуры — и предпосылка, и результат педагогической реабилитации ребенка с отклонением развития.
Принцип холистического антроподинамизма исключает дефект психического или физического развития из факторов, препятствующих духовному становлению человека. Данный принцип представляет собой целостный способ рассмотрения человека, позволяет видеть в нем ценность, вносящую вклад в общее развитие человечества, ориентирует реабилитацию на необходимость постоянных изменений динамического характера.
Педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ должно быть направлено не только на коррекцию имеющегося отклонения, но и на помощь в нахождении путей постоянного духовно-нравственного развития, обучение действовать даже в ситуации ограничения, «инаковости». Холистический антро-подинамизм вводит понятие «реабилитация» в общепедагогическое поле, так как представляет собой комплексную, целенаправленную педагогическую деятельность, ведущую к общему развитию человека [2].
Для построения педагогической практики инклюзивного обучения в соответствии с принципом холистического антродинамизма необходимо переориентировать работу общеобразовательной школы на иные цели и методы работы. Гипертрофированная ориентация на академическую успеваемость приводит к умалению значения социального развития учащихся, недооценке потенциальных возможностей каждого человека к постоянному духовному становлению. Цель инклюзивной школы — создать образовательное пространство, обеспечивающее каждому учащемуся интеллектуальное, социальное, личностное и духовное развитие.
В заключение отметим, что хорошая успеваемость учащегося с ОВЗ, посещающего общеобразовательную школу, не может являться достаточным критерием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса. О соответствии результатов заявленным целям — социализации и самоопределения посредством образования — можно говорить лишь в том случае, если в самосознании учащегося с отклонениями развития произошел переход от дефектоориентирован-ной позиции к позиции, включающей в себя знание и позитивную оценку своих способностей и потенциальных возможностей, потребность постоянного самосовершенствования.
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
Наталья Сидорова Бондарева
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования
Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную для детей и комфортную среду <25,339>.
В настоящее время по закону любое образовательное учреждение должно создать условия для обучения детей с особенностями развития. В связи с этим в сфере образованияиспользуются два термина: «интеграция» и «инклюзия», а также такие понятия, как «инклюзивное образование», «инклюзивное пространство», «инклюзивная среда» и т. п. Оба термина применяются при работе с детьми, имеющими особенности развития. Но эти два понятия имеют существенные различия.
Интеграция заключается в том, что ребёнок должен адаптироваться к системе образования, тогда как инклюзия заключается в адаптации образовательной системы к потребностям ребёнка.
Так как не все дети с инвалидностью нуждаются в специальных условиях, значение имеет термин «ребёнок с ОВЗ».
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2. п. 16.: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Более точным аналогом «ребёнку с ОВЗ» является понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями (ООП, то есть ребёнок с нарушением развития или с имеющейся инвалидностью, нуждающийся в особом образовании <24,96>.
В настоящее время выделено несколько категорий детей с ООП:
— с нарушениями слуха (неслышащие или слабослышащие);
— с нарушениями зрения (незрячие или слабовидящие);
— с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
— с тяжёлыми нарушениями речи;
— с задержкой психического развития;
— с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
— с нарушениями поведения;
— со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения
Все представленные категории детей в той или иной степени имеют выраженные характерные особенности:
— более низкий уровень развития восприятия;
— недостаточная продуктивность произвольной памяти;
— отставание в развитии всех форм мышления;
— своеобразное поведение;
— бедный словарный запас;
— низкий навык самоконтроля;
— незрелость эмоционально-волевой сферы;
— ограниченный запас общих сведений и представлений <13,10>.
Таким образом дети с ООП представляются своего рода дефективными, имеющими особый недостаток в своём развитии.
Так как признанным родоначальником научной дефектологии в нашей стране является Л. С. Выготский <3,256>, именно на его позициях основывается российская модель инклюзии.
В наше время существует восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека <4,374>.
Цель инклюзивного образования – создание равных возможностей, для всех обучающихся; создание условий, способных удовлетворять особые образовательные потребности всех детей без исключения <15>.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Возможность получения образования независимо от состояния здоровья гарантировано ст. 5 Закона РФ №Об образовании», так же в данной статье утверждено повышенное внимание к особым детям.
Таким образом инклюзия воспринимает ребёнка именно таким, какой он есть, тем самым подстраивает под него систему образования.
Сущность инклюзивного образования заключается в том, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя изгоем, оторванным от общего коллектива детей, как это обычно бывает при помещении такого ребёнка в специальное образовательное учреждение <27,60>.
В вязи с тем, что в России прогрессирует рост числа детей с различными проблемами в развитии, просто необходимо создание системы «образование для вех» <14>.
Система современного образования активно модернизируется, но для решения проблем интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду необходимо решить ряд основных вопросов,среди которых:
— несоответствие учебных планов;
— отсутствие специальных условий <27,70>;
— отсутствие ранней диагностики, от года до трёх лет <27,49>;
— недостаток знаний, нехватка информации, страх, предубеждения <8,18>;
— отсутствие специалистов (психолог, логопед, тьютор и т. д.) <27,70>;
— некомпетентность педагогического коллектива образовательного учреждения; и др <27,282>.
Следует заострить внимание на повышении квалификации педагогов, занимающихся с группой детей, в которой присутствует хотя бы один ребёнок с ОВЗ. Большинство педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений не обладают даже минимумом знаний, необходимых при работе с особыми детьми.
Так как инклюзивное образование всё больше внедряется в современные образовательные учреждения, всем педагогам и воспитателям, вне зависимости от их специализации, просто необходимо пройти спецкурс по основам коррекционной педагогики и специальной психологии.
Педагог-психолог при работе с детьми с ОВЗ обязан изучить правовой аспект, касающийся образования указанных лиц.
Нормативно-правовая база инклюзивного образования :
• Конвенцией о правах ребенка.
• Закон Российской Федерации от24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации».
• Закон Российской Федерации от24 июля1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации».
• Письмо Министерства образования инауки РФ от18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий дляполучения образования детьми сограниченными возможностями здоровья идетьми-инвалидами».
• «О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.
• ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
• Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.
• Сан Пи Н 2.4.1.3049-13.
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.
• Декларации «О правах умственно отсталых лиц» (1991).
Помимо этих документов в образовательном учреждении существуют локальные акты (документы,среди которых:
— Правила приёма детей в ДОУ, в котором прописаны правила о зачислении детей с ОВЗ в общеобразовательную группу;
— положение о ПМПК учреждения;
— положение об организации коррекционной работы с детьми по ИОМ (программам, и др.
Как следует из всего описанного, инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, создание «безбарьерной» среды. Инклюзивное образование подразумевает создание тесных, близких, дружеских отношений между образовательными учреждениями и обществом.
Инклюзия касается всех категорий детей, а не только тех, кто имеет проблемы в развитии. Если люди сейчас научатся принимать детей такими, какие они есть, со всеми имеющимися проблемами, а также научат этому своих детей, то в будущем Россию ожидает общество толерантного и гуманного отношения.