Что называется именем прилагательным 6 класс
Имя прилагательное как часть речи
Всего получено оценок: 2879.
Всего получено оценок: 2879.
Русский язык – очень богатый. Немалую роль в этом играет такая часть речи, как прилагательное, которое указывает на характерный признак предмета. В этой статье вы узнаете, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает и какую роль играет в предложении.
Что такое имя прилагательное как часть речи?
Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).
В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).
Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.
На какие вопросы отвечает прилагательное?
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое?), Чей? (Чья? Чье?) и Каков?, а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слово (например: выпал снег (какой?) белый, найти нору (чью?) лисью).
которые читают вместе с этой
Что обозначают прилагательные?
В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:
Какие бывают прилагательные?
В русском языке прилагательные представлены двумя рядами форм:
Морфологические признаки прилагательных
Имена прилагательные имеют постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые) морфологические признаки.
К постоянным морфологическим признакам прилагательных относятся:
Непостоянными морфологически признаками прилагательных являются:
Как определить прилагательное?
Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи ( Какой? Чей?, Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, изменяемость по родам, числам и падежам и др.).
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (зеленый, птичий, холодный, добрый).
Имя прилагательное указывает на следующие признаки предмета:
Классификация имён прилагательных.
По значению имена прилагательные делятся на три разряда:
— качественные имена прилагательные;
— относительные имена прилагательные;
— притяжательные имена прилагательные.
Морфологические особенности имён прилагательных.
Имена прилагательные склоняются по числам, родам и падежам. Начальной формой имени прилагательного является именительный падеж единственного числа мужского рода.
Имя прилагательное имеет степени сравнения, а также имеет полную и краткую формы.
Имя прилагательное всегда согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
Разряды имён прилагательных.
Как уже говорилось выше, имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Качественное имя прилагательное указывает на признак предмета, который доступен для восприятия органами чувств человека (зрение, осязание, слух и др.).
Существует целый ряд параметров, по которым имя прилагательное указывает на признак предмета:
Особенности качественных имён прилагательных.
Качественные имена прилагательные имеют целых список особенностей и признаков, среди которых можно выделить следующие:
яркий – ярче – ярчайший – самый яркий.
Веселый – весел, добрый – добр, толстый – толст, холостой – холост.
Примечание. Имена прилагательные не склоняются по падежам в краткой форме.
Весёлый – весело, хороший – хорошо, плохой – плохо.
Веселый – веселье, добрый – добро, злой – зло, молодой – молодёжь.
Добрый-добрый, сонный-сонный, грустный-грустный.
Относительные имена прилагательные.
Относительное имя прилагательное указывает на признак, который косвенно выражает отношение к другим параметрам:
Также существует множество других параметров, по которым относительные прилагательные указывают на отношение к другим предметам.
Особенности относительных прилагательных:
1. Они не образовывают степени сравнения: стул не может быть более или менее деревянным или ложка – более или менее оловянной.
2. Относительные прилагательные могут заменяться синонимическими словосочетаниями: куриный суп – суп из курицы, пуховая перина – перина из пуха.
Притяжательные прилагательные.
Притяжательное имя прилагательное указывает на принадлежность кому-то и отвечает на вопрос «чей?» (чья? чьё? чьи?):
Волчий мех, собачий хвост, мамина юбка, девичья коса.
Склонение имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных – это изменение прилагательных по падежам, числам и родам. Как мы уже говорили, прилагательное неразрывно связано с именем существительным, на признак которого указывает, соответственно, управляется им же. Это значит, что с данным существительным прилагательное согласуется в числе, роде и падеже.
Это правило не распространяется на прилагательные в краткой форме – они не склоняются по падежам, только по числам и родам.
Имена прилагательные мужского рода единственного числа, имеющие окончания –ой, склоняются так же, как прилагательные на –ый:
Добрый, заводной – доброго, заводного – доброму, заводному и т.д.
Что такое имя прилагательное в русском языке?
Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи. Укажем, что обозначает имя прилагательное, какие имеет характерные грамматические признаки, отличающие его от слов других частей речи.
Прилагательное как часть речи
Слова русского языка образуют стройную систему частей речи. Каждое слово что-то обозначает, например имена существительные называют предметы (дорога, яблоко), глаголы обозначают действия и состояния (гулять, придумать), местоимения указывают на предметы, признаки и количества (кто, наш, столько) и т. д.
В русском языке имя прилагательное является самостоятельной частью речи, которая имеет общее грамматическое значение признака:
Признаки и качества могут также обозначать имена существительные (белизна, краснота, упрямство), но обозначаемые ими признаки мыслятся отвлеченно от предметов, которым они принадлежат. Имена прилагательные обозначают такие признаки, которые обязательно принадлежат какому-либо предмету:
Итак, прилагательное имеет общее грамматическое значение признака. Чаще всего оно характеризует имя существительное.
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным. В связи с этим указанные грамматические категории полностью зависят от существительного, которое прилагательное определяет:
Род, число и падеж — это непостоянные признаки у слов этой части речи. В форме множественного числа у прилагательных род не определяется.
Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет прилагательное.
Разряды прилагательных
По своему значению и по морфологическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда:
Разряд является постоянным грамматическим признаком прилагательных.
Качественные прилагательные
Слова этого разряда обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Степени сравнения прилагательных
Качественные прилагательные образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень
Прилагательные в сравнительной степени обозначают, что свойственный данному предмету признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов либо в сравнении с качествами, которыми обладал предмет ранее.
Составная форма сравнительной степени образуется при участии слов «более», «менее» и начальной формы прилагательного:
Превосходная степень
Составная форма образуется несколькими способами:
1. присоединением к начальной форме прилагательного слов «самый», «наиболее», «наименее»
2. с помощью присоединения к простой сравнительной степени слов «всего» или «всех»
Краткая и полная форма прилагательных
В русском языке большинство качественных прилагательных употребляется в двух формах:
Прилагательные в полной форме обозначают постоянный признак предмета. Они изменяются по родам в единственном числе, числам и падежам:
В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в форме мужского рода имеют окончание -ый/-ий (твердый, громкий), в женском роде — -ая/-яя (большая, синяя), в среднем роде — -ое/-ее (круглое, жгучее).
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные называют постоянные качества, признаки, выражая их не непосредственно, а через отношение к другим предметам:
Часто относительные прилагательные употребляются в переносном значении и приобретают значение качественности признака:
Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей?
Склонение прилагательных
Имена прилагательные в зависимости от конечного согласного основы (твердого или мягкого) при склонении имеют разные окончания:
Понаблюдаем, какие окончания имеют прилагательные в падежных формах.
Морфологические признаки прилагательных
Подытожим наблюдения за самостоятельной частью речи прилагательным и укажем его постоянные и непостоянные признаки.
I. Постоянные признаки
Синтаксическая роль прилагательных
Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже. В предложении такие слова выполняют синтаксическую роль согласованного определения:
Городской поселок возник на месте древнего славянского селения.
Прилагательное в полной форме может быть частью составного именного сказуемого:
Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения — это сказуемое:
С утра она весела и настроена благодушно.
Видеоурок
Разряды имен прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение разряда прилагательного
В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.
Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.
Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.
В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.
Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.
Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.
Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».
Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.
Разряды | Признаки | Примеры |
Притяжательные | Указывают на принадлежность некому человеку или животному. | Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий. |
Относительные | Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д. Образованы от существительных, глаголов и наречий. | Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер). |
Качественные | Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. | Краткий, легкий, высокий. |
Имеют степени сравнения. | Кратчайший, легчайший, высочайший. | |
Образуют краткую форму. | Краток, легок, высок. | |
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. | Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий. |
Качественные прилагательные
Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:
У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:
Для усиления эффекта также используется повторение:
Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.
Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:
Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:
Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.
Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.
Относительные прилагательные
Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:
В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).
Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.
Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.
Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:
Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.
Притяжательные прилагательные
Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.
Вопросы | Примеры |
Чей? | Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник. |
Чья? | Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет. |
Чье? | Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло. |
Чьи? | Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы. |
Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.
У этого разряда есть свои особенности правописания:
Как определить разряд прилагательного?
Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:
Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.
Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.
Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.
Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:
На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.
У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:
Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:
От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:
Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).
О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.
Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.
В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.
Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:
В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.
Урок по русскому языку на тему «Имя прилагательное» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цели и задачи урока: углубить и расширить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении; закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, совершенствовать навыки употребления в речи имён прилагательных; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; воспитывать любовь к природе, способствовать развитию творческих способностей учащихся,
Форма урока : проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка, урок-творчество учащихся.
1. Эмоциональный настрой на работу.
— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада встрече с вами и думаю, ребята, что сегодняшний урок принесёт вам новые открытия, а наше общение будет полным и интересным.
— Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная .
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше
эмоциональное настроение именно сейчас.
Красный – вы полны энергии, готовы активно работать.
Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
(дети поднимают карточки )
— Итак, не будем терять времени и перейдём к работе. Запишем сегодняшнее
число, «Классная работа» и тему урока.
Я надеюсь, что сегодня, ребята, вы будете работать, как всегда, добросовестно и активно.
Давайте поработаем с эпиграфом к нашему уроку.
Перед вами ряд слов. Из этого ряда слов учащиеся должны составить единое предложение. ( ученик вслух читает слова)
Это высказывание известного русского писателя Леонида Леонова и будет эпиграфом к нашему уроку.
Задание № 1 (на альбомных листах)
Главные, начинаются, над, победы, жизни, в, победы, огромной, с, собой.
— записать полученное высказывание на доске и в своих работах, подчеркнуть все члены предложения ( работа у доски )
СЛАЙД № 2 (цели и задачи урока)
— Как вы понимаете данное высказывание? (раскрыть его основную мысль)
Так давайте сегодняшний урок мы проведём под этим девизом.
а)Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма:
1) думать про друга; *
2) добиться успехов; +
4) не хватает время *
б) Ударение правильно поставлено в словах:
III. Основная часть урока.
1.Постановка учебных задач.
Итак, перейдём к теме нашего урока
Мы побываем в гостях у части речи, которая вам уже известна. Но мы будем сегодня исследователями, маленькими учёными и глубже познакомимся с этой частью речи.
(ученик читает стих)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (Имя прилагательное)
Цель нашего урока сегодня:
1)расширить знания об имени прилагательном как части речи;
2) исследовать его морфологические признаки и синтаксическую роль;
3)уметь отличать имена прилагательные от других частей речи;
4)выяснить роль имён прилагательных в речи и правильно употреблять их в связном тексте.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Ученики: Приложенное, добавленное, прилагается к чему-то.
Итак, ребята, мы с вами сегодня маленькие учёные, исследователи. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. СЛАЙД № 7
Открывать схему мы будем постепенно.
1. Итак, мы начинаем с вами путь к новым знаниям и к новым открытиям.
Мы в царстве природы, на станции открытий
а) Сейчас мы проведём исследовательскую работу с двумя текстами.
— Этот же текст, но уже с изменениями и по-иному звучащий, прочитает автор.
— О чём рассказывается в двух текстах? Какая основная мысль здесь звучит?
-Как изображается капелька росы в 1-м и во 2-м тексте?
-Какой текст вам больше всего понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся яркая, образная картина во втором тексте?
— Что обозначают прилагательные этого текста? ( признаки предметов)
б) Обобщение знаний о прилагательном
-А чтобы доказать, что перед нами прилагательные, давайте вспомним, что называется именем прилагательным (ответы детей)
+ заполняем схему (значение, вопросы, синтаксическая роль + возвращаемся к эпиграфу на доске)
Вывод: Каким членом предложения чаще всего являются имена прилагательные?
2.Продолжим нашу работу и выполним задание к тексту по вариантам.
+2 ученика работают у доски по карточкам
Перевести словосочетания с украинского языка на русский. Над прилагательными в обоих языках указать род и сделать вывод.
Сделаем вывод : Чаще всего в русском и украинском языках род прилагательных совпадает. Но встречаются близкие по звучанию слова, в которых наблюдается разный род.
Записать, подчеркнуть члены предложения. Сделать вывод о синтаксической роли имени прилагательного.
Сделаем вывод : Имена прилагательные в предложении также бывают сказуемыми. Это чаще всего краткие прилагательные.
Задание № 2 (на листах) по вариантам.
I вар.- из второго абзаца
II вар.- из четвёртого абзаца
Выписать имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, в той же форме, что в тексте. Над именами прилагательными указать род, число, падеж
-Какая часть речи помогла вам определить род, число, падеж имён прилагательных? (существительное) Вывод : прилагательные и существительные согласуются в одном и том же роде, числе и падеже.
— А во множ. числе мы можем определить их род? Нет ( алых роз, весёлые ребята )
+ заполняем схему на местах ( морфологические признаки – род, число, падеж)
. Проверка работы у доски по карточкам!
Итак, ребята, яркую образную картину мы увидели (?) во втором тексте. А как называются в художественной литературе выразительные средства, которые помогают создавать такие яркие картины? ( эпитеты )
(Эпитеты – это образные определения)
А представьте себе стихотворение без единого имени прилагательного. Я думаю, что такой поэтический текст не впечатлит никого.
4.Задание: выписать эпитеты из стихотворения А.С.Пушкина
Задание № 3 (на листах)
(стих + ответы учащихся)
-Для чего поэт использует в стихотворении эпитеты?
( эпитеты помогают раскрыть чувства и настроение лирического героя – они помогают противопоставить красоту и свежесть зимнего утра картине злой вьюги с мрачными тучами )
5. Работа по рядам + в парах
К употреблению имён прилагательных в речи мы ещё вернёмся. А пока мы продолжаем нашу исследовательскую деятельность.
Предлагаю вам поработать в парах. Каждый ряд получает индивидуальное задание.
I ряд Задание: В данных именах прилагательных вставить пропущенные буквы, подобрать к ним существительные и записать. На какие вопросы отвечают прилагательные?
II ряд Задание: Заменить словосочетания «сущ. + сущ.» словосочетаниями «прилагат. + сущ.». Одно полученное словосочетание просклоняйте по падежам.
III ряд Задание: В данных сочетаниях слов вместо пропусков вставить нужные по смыслу слова и объяснить (устно) их лексическое значение. Сделать вывод.
Задание № 4 (на листах) ( работа учащихся, после чего они отвечают)
— Докажите, что первые слова в словосочетаниях – имена прилагательные!
-На какие вопросы отвечают прилагательные? ( Чей? Каков?Какова? )
I II ряд + тоже СЛАЙД № 13 Вывод: Чтобы правильно употреблять в речи имена прилагательные, надо знать их лексическое значение.
6. СЛАЙД № 14 Нас окружают разные части речи. Необходимо научиться отграничивать имена прилагательные от других частей речи.
Цифровой диктант. Задание № 5 ( на листах). В данном ряду обвести в кружок те цифры, под которыми я назову имена прилагательные.
1-ИЗВЕСТНЫЙ, 2-ВЕСЕЛО, 3-ЗАЯЧИЙ, 4-ВЕСЕЛЮСЬ, 5-ИЗВЕСТИЕ, 6-ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, 7-УТРЕННИЙ, 8-КРАСОТА, 9-КРАСИВ, 10-ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ, 11-ДОБРЕЙШИЙ
Сверим ответы СЛАЙД № 15
Учитель : А сейчас я попрошу всех закрыть глаза и представить образ своей мамы. Вспомните её красивые глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и тёплый взгляд. Проведите ладошкой по её щекам, погладьте мягкие шелковистые волосы, крепко обнимите её. Скажите ей, какая она красивая, единственная, неповторимая. Любите её, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте. Спасибо всем! Откройте глаза и продолжим работу.
-Ребята, что вы сейчас представляли во время отдыха?
-Какая часть речи помогла вам представить образ дорогого человека?
8. А мы продолжаем открывать для себя Имя Прилагательное
-Когда же чаще всего и где мы используем эту часть речи?
Вывод : Что помогло вам разгадать загадки? какова роль прилагательных в загадках? Вывод: С помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.
СЛАЙД № 19 Прочитайте вслух отрывок из рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца».
— С какой целью здесь используются прилагательные?
Цель: раскрыть портретную характеристику героев, их внутренние качества (доброта, ласка, хозяйственность)
Вывод: щелчком на СЛАЙДЕ № 19 выводится на экран
СЛАЙД № 20 Перед вами картина русского художника Ал. Герасимова «Пионы». Учащиеся класса получили индивидуальное задание на дом – описать картину, используя яркие и выразительные имена прилагательные. Послушаем их сочинения.
Вывод: какую роль играют здесь имена прилагательные?
9. Творческая работа учащихся. Сочинение-миниатюра. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы ещё раз обратимся к поэтическому слову.
( ученица читает стихотворение «Волшебные мгновения» )
+ Учитель: Декабрь уже вступил в свои права. Впереди зима. Зима прекрасна и сказочна по-своему так же, как и любое время года. Вы уже описывали зимнюю природу с помощью красок. Я предлагаю вам, ребята, окунуться в зимний пейзаж и нарисовать его словесную картинку. А поможет вам в этом опять же какая часть речи? ( имя прилагательное )
Задание № 6 (на листах) : описать по картине зимний пейзаж(5-7 предложений), используя яркие и образные имена прилагательные. СЛАЙД № 22 Познакомимся с порядком работы над сочинением
10. Сделаем выводы СЛАЙД № 24
11. СЛАЙД № 25 Сравнительная работа со схемой. А теперь посмотрим, как вы исследовали имя прилагательное, как заполнили схемы и сравним с главной схемой. Что нам ещё неизвестно об имени прилагательном?
(учащиеся до конца заполняют схему)
V. СЛАЙД № 28 Запись домашнего задания
Опишите своего одноклассника (одноклассницу), подчеркните в его портрете индивидуальность так, чтобы по описанию внешности можно было его узнать.