Что означает термин развитие информационных процессов
Информационный процесс, понятие
Определение информационного процесса
Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1]. Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем. В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.
Информационный процесс как научное понятие
Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли. Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов. Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.
Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так. «Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:
ИСТОЧНИК | ИНФОРМАЦИЯ | ПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИК | ДАННЫЕ |
Звезда ХХХ | Световые, радио и прочие волны | Телескоп и ЭВМ | Температура, яркость, размер, дальность и т.д. |
Иностранец | Речь на непонятном языке | Переводчик | Речь на понятном языке |
Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику. Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.
В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать голосовой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные. В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:
ВОСПРИЯТИЕ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | ЭФФЕКТ | |
Человек | Да | Да | Полный |
Собака | Да | Да | Частичный |
Змея | Да | Нет | Нет |
Растение | Нет | Нет | Нет |
Основные элементы информационного процесса
Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:
Основные виды информационных процессов
Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью. Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.
Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников. При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды». Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».
Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс. Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект. Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.
Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации. Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков. Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.
Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома. Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей. Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.
Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса. В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта). Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.
Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией. Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс. Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.
Итоговый тест для 11 класса
Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ» для 11 классов
a.робществом и государством;
b.формирование единого информационного пространства;
c.вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность личной информации для общества и государства;
d.организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
a.целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой де современных информационных и коммуникационных технологий;
b. циркулирующей в обществе;
c.массовое использование компьютеров в жизни общества;
d.введение изучения информатики во все учебные заведения страны.
a.необоснованная политика правительств наиболее развитых стран;
b.объективная потребность в увеличении скорости обработки информации, рост стоимости бумаги вследствие экологического кризиса;
c.погоня за сверхприбылями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере информационных технологий;
d.политика производителей компьютеров с целью подавления конкурентов.
a.уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в социуме;
b.увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;
c.увеличение информационных ресурсов страны;
d.увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных видов деятельности человека.
5. Современную организацию ЭВМ предложил:
6.Под термином «поколения ЭВМ» понимают:
a.все счетные машины;
b.все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических принципах;
c.совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации;
d.модели ЭВМ, созданные одним и тем же человеком.
7. Назначение процессора в персональном компьютере:
a.обрабатывать одну программу в данный момент времени;
b.управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;
c.осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;
d.руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.
8. Адаптер – это:
a.программа, необходимая для подключения к компьютеру устройств ввода-вывода;
b.специальный блок, через который осуществляется подключение периферийного устройства к магистрали;
c.программа, переводящая языки программирования в машинные коды;
d.кабель, состоящий из множества проводов
9. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – это память, в которой:
a.хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает;
b.хранится информация, присутствие, которой постоянно необходимо в компьютере.
c.хранится информация, независимо от того работает компьютер или нет;
d.хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.
10. МОДЕМ – это устройство:
a.для хранения информации;
b.для обработки информации в данный момент времени;
c.для передачи информации по телефонным каналам связи;
d.для вывода информации на печать.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест для 11 класса »
Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Среди негативных последствий развития современных информационных и коммуникационных технологий указывают:
реализацию гуманистических принципов управления обществом и государством;
формирование единого информационного пространства;
вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность личной информации для общества и государства;
организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
Термин “информатизация общества” обозначает:
целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и коммуникационных технологий;
увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;
массовое использование компьютеров в жизни общества;
введение изучения информатики во все учебные заведения страны.
Причиной перевода информационных ресурсов человечества на электронные носители является:
необоснованная политика правительств наиболее развитых стран;
объективная потребность в увеличении скорости обработки информации, рост стоимости бумаги вследствие экологического кризиса;
погоня за сверхприбылями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере информационных технологий;
политика производителей компьютеров с целью подавления конкурентов.
Термин “развитие информационных процессов” означает:
уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в социуме;
увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;
увеличение информационных ресурсов страны;
увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных видов деятельности человека.
5. Современную организацию ЭВМ предложил:
Под термином «поколения ЭВМ» понимают:
все счетные машины;
все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических принципах;
совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации;
модели ЭВМ, созданные одним и тем же человеком.
7. Назначение процессора в персональном компьютере:
обрабатывать одну программу в данный момент времени;
управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;
осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;
руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.
программа, необходимая для подключения к компьютеру устройств ввода-вывода;
специальный блок, через который осуществляется подключение периферийного устройства к магистрали;
программа, переводящая языки программирования в машинные коды;
кабель, состоящий из множества проводов
9. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – это память, в которой:
хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает;
хранится информация, присутствие, которой постоянно необходимо в компьютере.
хранится информация, независимо от того работает компьютер или нет;
хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.
10. МОДЕМ – это устройство:
для хранения информации;
для обработки информации в данный момент времени;
для передачи информации по телефонным каналам связи;
для вывода информации на печать.
11. Периферийные устройства выполняют функцию…..
ввод и выдачу информации;
управление работой ЭВМ по заданной программе.
12. Во время исполнения прикладная программа хранится…
в оперативной памяти
13. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав…
прикладного программного обеспечения
системного программного обеспечения
системы управления базами данных
14. Имя раскрытого объекта в ОС Windows отображает…
15. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.BMP. Укажите расширение файла, определяющее его тип.
16. Информационный объем сообщения «binary digit» равен:
17. Информационные технологии это:
Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;
технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;
процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества;
система для работы с программами, файлами и оглавлениями данных на ЭВМ.
18. Свойством алгоритма является …
возможность изменения последовательности выполнения команд
возможность выполнения алгоритма в обратном порядке
19. После выполнения фрагмента программы
Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса СПО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Карпинская.doc
Автор: Карпинская Татьяна Витальевна
Должность: преподаватель информатики
Образовательное учреждение: КГБОУ СПО «Дивногорский гидроэнергетический техникум»
г. Дивногорск, Красноярский край
Название работы : Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса СПО
Предмет: Информатика и ИКТ
Аннотация: работа содержит 50 тестовых заданий с ответами по дисциплине «Информатика и ИКТ», предназначенных для итогового контроля знаний студентов 1 курса.
Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса СПО
a. р еализацию гуманистических принципов управления обществом и государством;
b. формирование единого информационного пространства;
c. вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность личной информации для общества и государства;
d. организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
a. целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой де ятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и коммуникационных технологий;
b. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;
c. массовое использование компьютеров в жизни общества;
d. введение изучения информатики во все учебные заведения страны.
a. необоснованная политика правительств наиболее развитых стран;
b. объективная потребность в увеличении скорости обработки информации, рост стоимости бумаги вследствие экологического кризиса;
c. погоня за сверхприбылями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере информационных технологий;
d. политика производителей компьютеров с целью подавления конкурентов.
a. уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в социуме;
b. увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;
c. увеличение информационных ресурсов страны;
d. увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных видов деятельности человека.
5. Современную организацию ЭВМ предложил:
6. Под термином «поколения ЭВМ» понимают:
a. все счетные машины;
b. все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических принципах;
c. совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации;
d. модели ЭВМ, созданные одним и тем же человеком.
7. Назначение процессора в персональном компьютере:
a. обрабатывать одну программу в данный момент времени;
b. управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;
c. осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;
d. руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.
a. программа, необходимая для подключения к компьютеру устройств ввода-вывода;
b. специальный блок, через который осуществляется подключение периферийного устройства к магистрали;
c. программа, переводящая языки программирования в машинные коды;
d. кабель, состоящий из множества проводов
9. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – это память, в которой:
a. хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает;
b. хранится информация, присутствие, которой постоянно необходимо в компьютере.
c. хранится информация, независимо от того работает компьютер или нет;
d. хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.
10. МОДЕМ – это устройство:
a. для хранения информации;
b. для обработки информации в данный момент времени;
c. для передачи информации по телефонным каналам связи;
d. для вывода информации на печать.
11. Периферийные устройства выполняют функцию…..
a. хранение информации;
b. обработку информации;
c. ввод и выдачу информации;
d. управление работой ЭВМ по заданной программе.
12. Во время исполнения прикладная программа хранится…
c. в оперативной памяти
d. на жестком диске
13. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав…
a. прикладного программного обеспечения
b. системного программного обеспечения
c. системы управления базами данных
d. систем программирования
14. Имя раскрытого объекта в ОС Windows отображает…
b. Панель инструментов.
c. Строка заголовка.
15. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.BMP. Укажите расширение файла, определяющее его тип.
16. Информационный объем сообщения «binary digit» равен:
17. Информационные технологии это:
a. Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;
b. технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;
c. процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества;
d. система для работы с программами, файлами и оглавлениями данных на ЭВМ.
18. Свойством алгоритма является …
c. возможность изменения последовательности выполнения команд
d. возможность выполнения алгоритма в обратном порядке
19. После выполнения фрагмента программы
значения переменных а и b равны:
a) монтажная плата для ПК;
b) функциональная схема ЭВМ;
c) схема размещения блоков на плате;
d) графическое написание алгоритма;
21. К основным типам алгоритмов относятся:
a) вспомогательные, основные, структурированные;
b) линейные, разветвляющиеся, циклические;
c) простые, сложные, комбинированные;
d) вычислительные, диалоговые, управляющие.
22. Программой-архиватором называют
a. программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов
b. программу резервного копирования файлов
23. В текстовом процессоре MS Word основными параметрами при задании параметров абзаца являются:
b. гарнитура, размер, начертание
c. выравнивание, отступ, интервал
d. шрифт, выравнивание
24. B MS Word абзац – это :
a. Произвольная последовательность слов между двумя точками
b. Произвольная последовательность символов, ограниченная с обоих концов маркером конца абзаца (непечатаемые символы)
c. Произвольная последовательность символов между левой и правой границы строки
d. Произвольная последовательность символов, начинающаяся с отступом первой строки
25. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
b. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
c. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
d. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.
26. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
a. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
b. преобразуются в зависимости от длины формулы;
d. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
27. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
При копировании формулы из ячейки С2 в ячейку С3 будет получена формула:
29. Ввод последовательностей чисел или дат в столбец или строку, путем перетаскивания указателя мыши вдоль столбца или строки осуществляется с помощью команды:
30. Для поиска данных или записей в списках электронных таблиц используются пользовательские фильтры, которые отображают на экране:
b. записи, не удовлетворяющие заданным требованиям;
c. только записи, соответствующие определенным условиям, а записи, не удовлетворяющие заданным требованиям, процессор скрывает;
31. Группа символов ###### в ячейке MS Excel означает:
a. Выбранная ширина ячейки, не позволяет разместить в ней результаты вычислений
b. В ячейку введена недопустимая информация
c. Произошла ошибка вычисления по формуле
d. Выполненные действия привели к неправильной работе компьютера
32. В Microsoft Access таблицы можно создать:
a. В режиме конструктора, при помощи мастера, путем введения данных
b. В режиме проектировщика, мастера, планировщика
c. В режиме планировщика, конструктора, проектировщика
d. В режиме мастера таблиц, мастера форм, планировщика заданий
33. Основным, обязательным объектом файла базы данных, в котором хранится информация в виде однотипных записей является:
34. Запросы MS Access предназначены:
a. для хранения данных базы;
b. для отбора и обработки данных базы;
c. для ввода данных базы и их просмотра;
d. для автоматического выполнения группы команд.
35. В MS Access фильтрация данных – это:
a. отбор данных по заданному критерию
b. упорядочение данных
c. редактирование данных
d. применение стандартных функций
36. Сети, объединяющие компьютеры в пределах одного помещения называются ….
a. Единица информации, передаваемая межсетевым протоколом
b. Имя пользователя
c. Коммерческая служба, обеспечивающая своим клиентам доступ в Internet
d. Системный администратор
38. Программы для просмотра Web – страниц называют:
b. Редакторами HTML
d. Системами проектирования
39. Адрес страницы в Internet начинается с …
40. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru Укажите имя владельца этого электронного адреса….
41. Формальное исполнение алгоритма – это:
a. Исполнение алгоритма конкретным исполнителем с полной записью его рассуждений,
b. Разбиение алгоритма на конкретное число команд и пошаговое их исполнение,
c. Исполнение алгоритма не требует рассуждений, а осуществляется исполнителем автоматически
d. Исполнение алгоритма осуществляется исполнителем на уровне его знаний
42. Скорость работы компьютера зависит от:
a. Тактовой частоты обработки информации в процессоре;
b. Наличия или отсутствия подключенного принтера;
c. Объема внешнего запоминающего устройства;
d. Частоты нажатия клавиш
a. расположении информации на технических носителях;
b. информации, ее хранении и сортировке данных;
c. информации, ее свойствах, способах представления, методах сбора, обработки, хранения и передачи;
d. применении компьютера в учебном процессе.
44. База данных представлена в табличной форме. Запись образует…
c. строку в таблице
45 . Электронная почта (e-mail) позволяет передавать …
a. только сообщения
c. сообщения и приложенные файлы
46. Объединение компьютерных сетей с собственным уникальным именем
называют:
a. линия связи, пространство для распространения сигналов, аппаратура передачи данных
b. программа, позволяющая преобразовывать информацию в коды ASCII
c. количество передаваемых байтов в минуту
d. набор правил, обусловливающий порядок обмена информацией в сети.
48. Особенность поля «счетчик» в базе данных состоит в том, что оно:
a. служит для ввода числовых данных;
b. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;
c. имеет ограниченный размер;
49. АСУ (автоматизированные системы управления) — это:
a. комплекс технических средств, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни;
b. комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни;
c. система принятия управленческих решений с привлечением компьютера;
d. комплекс технических и программных средств, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни.
50. ГИС (геоинформационные системы) — это:
a. информационные системы в предметной области — география;
b. системы, содержащие топологические базы данных на электронных картах;
c. глобальные фонды и архивы географических данных;
d. компьютерная программа для построения изображений рельефов местности.
Ключ к тестовым заданиям
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
. Орфография и форматирование автора материала.
Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,
учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:
Организационные, методические и нормативные документы,
MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),
лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,
экзамен, проектная деятельность, презентации.
Все в свободном доступе! Без регистрации!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.