Что означает термин идентификация в социальной психологии
Идентификация (психология)
Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты. [1]
Содержание
Описание
Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.
Как защитный механизм
Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.
Как адаптивный процесс
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма. [1]
Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект. [3]
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию. [1]
Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — что это простыми словами. Идентификация в психологии
Идентификация. Дети хотят быть похожими на родителей или супергероев из фильмов. Подростки хотят быть такими же, как их кумиры. Взрослые, как правило, тоже на кого-то равняются, но чаще в этом случае речь идет о собирательном образе успешного, счастливого человека. Все это примеры идентификации – стремления личности подражать кому-то, быть таким же, как он.
Что такое идентификация: определения
Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».
Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.
Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:
Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.
Значение слова «идентификация»
Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.
Понятие идентификации
Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:
В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.
Виды идентификации
Бывает первичной и вторичной. В первом случае речь идет об идентификации ребенка с матерью, а позже с родителем того же пола, что ребенок. Во втором случае подразумевается отождествление ребенка с другими людьми, группами в процессе взросления. Она, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов. Рассмотрим подробнее.
Ситуативная
У детей это хорошо заметно во время игр, у взрослых – на совещании, при знакомстве с новым человеком и т.д. В общем, в какой-то конкретной ситуации, условиях индивид пытается стать таким же, как значимый для него человек.
Групповая
Это устойчивый тип. Подразумевает приверженность индивида ценностям, целям какой-то группы. За ее пределами субъект живет по тем же правилам. Однако иногда групповая идентичность имеет ситуативный, поверхностный характер. Человек не принимает цели, интересы группы как свои собственные. Стоит ему выйти за пределы этой группы, как он будет вести себя по-другому.
Культурная
Это процесс отождествления, приспособления к культуре общества. Человеку нужно найти баланс между внутренним и внешним. Например, между традициями и новаторством, целями и средствами. Субъекту предстоит осознать собственный потенциал в рамках конкретного общества. Принять нормы, ценности этого мира.
Социальная
Это процесс отождествления человеком себя как важного, активного участника общества. Он воспринимает себя как социального агента, чувствует свою принадлежность к какой-то социальной группе, может с полной уверенностью произносить «МЫ».
Личностная
Это уподобление человеком самому себе, то есть сохранение своей уникальности. Подразумевает единство целей, интересов, взглядов, убеждений, мотивов, смыслов. К какой бы группе не относил себя человек, при этом он всегда сохраняет набор устойчивых характеристик.
Поиск баланса между личным и общественным – одна из сложнейших проблем психологии. Иногда человек настолько уподобляется другим, что теряет себя. Он растворяется в других людях. Он забывает о своей сущности, теряет единство своего Я, перестает понимать себя, забывает свою историю жизни.
Коллективистская
Формируется в процессе общей деятельности. Переживания одного человека передаются другим, становятся мотивами общей деятельности. Коллективистское отождествление проявляется в соучастии, сочувствии. Каждый участник коллектива разделяет неудачи, успехи другого. То есть человек чувствует других как самого себя.
Половая
Процесс осознания принадлежность к одному из полов. Особенно остро интерес к телу заметен у детей 2–3 лет.
Гендерная
Процесс осознания к какому гендеру (собирательный образ мужчины и женщины) человек относит себя. Он не всегда совпадает с полом. Гендерная идентичность дает ответ на вопрос «Кем я себя ощущаю: мужчиной или женщиной?». При этом человек отлично понимает, к какому полу он принадлежит. Например, мужчина может признавать свой пол, но при этом быть ранимым, чувствительным, нежным, то есть иметь набор черт, которые в общем представлении характерны для женщин. Так же женщина, несмотря на пол, может ощущать себя «мужиком в юбке».
Идентификация в психологии
Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.
Идентификация и имитация
Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.
Идентификация и идентичность: в чем разница
Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.
Видео: Идентификация (психологическая защита)
Что означает идентификация в криминалистике
Это определение соответствия личности по общим и частным признакам, например, по отпечатку пальцев, почерку. Кроме определения личности криминалисты занимаются отождествлением объектов:
А также проводится отождествление целого по отдельным частям.
Методы идентификации
Для определения личности криминалисты используют статические и динамические методы. К первым относится анализ биологических, физиологических особенностей индивида:
Чаще всего используют дактилоскопию (анализ отпечатков пальцев) и идентификацию человека по признакам внешности:
К динамическим методам относится анализ всего, что связано с поведением:
Стадии идентификации
Процесс отождествления в криминалистике проходит в несколько этапов:
Итоги фиксируются в письменном акте. В противном случае результаты опознания нельзя считать действительными. Заключение эксперта состоит из нескольких частей: введение, исследование, заключение.
Идентификация: суть понятия
Идентификация в психологии понимается сразу в нескольких значениях. Но в общем, простыми словами, идентификация – это процесс отождествления себя с группой, другим человеком или образом. Значения, в которых рассматривается этот психологический процесс в науке, зависят только от целей процесса.
Значение слова «идентификация» происходит от латинского «identificatio», что означает «отождествляю». Идентификация личности человека происходит с профессией, с полом, с народом. Она может являться как позитивной, так и негативной.
Благодаря идентификации человек присваивает какие-то аспекты других людей или идеальных образов. По сути, изменения происходят бессознательно, но выбор объекта, с которого человек берет пример, вполне сознателен. Во многих случаях отождествление становится основной адаптивных изменений.
Развитие
С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.
Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.
Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.
Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым. При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы».
Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.
Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.
На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.
Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.
Конкретные аспекты
Методы идентификации, или, точнее, механизмы, благодаря которым она происходит, можно разделить на сознательные и бессознательные. Для рассматриваемого психологического процесса характерны:
При помощи идентификации мы усваиваем необходимые модели поведения, этические нормы, формы реагирования на происходящее. Позитивное влияние ясно, но есть и негативное, выраженное в опасности выхолащивания индивидуального. Этот психологический процесс помогает нам расширить наш опыт, эмоционально обогатиться.
Профессия также накладывает свой отпечаток на личность. Отождествление с профессией не может считаться чисто негативным, но и не всегда оказывает позитивное влияние. Оно проявляется в том, что человек начинает оценивать реальность и людей с профессиональной точки зрения, пользуясь теми приемами и навыками, которые обычно применяет в своей профессии. Благодаря этому человек часто может расти как профессионал не только на работе. С другой стороны, остается открытым вопрос: а хорошо ли это, полезно ли для индивидуальности и восприятия мира?
Идентификация личности человека по признакам внешности натыкается на множество курьезов. Так, понять другого человека исходя из внешних признаков часто оказывается невозможно. Мы приписываем красавцам положительные качества, незнакомцев воспринимаем похожими на себя.
Психология использует понятие в разных контекстах. Так, с одной стороны, идентификация – способ перенять какие-то свойства иных людей, с другой – это способ понять людей в процессе межличностного взаимодействия.
Сознательная работа по пониманию того, как другие люди чувствуют и думают в зависимости от своего опыта, попытки поставить себя на место другого человека – второй случай. Осуществить переход от себя к другому чрезвычайно тяжело, и такие попытки редко заканчиваются полным успехом.
Разобравшись с тем, что такое идентификация, определение её роли не составит труда. Субботина вполне убедительно называет её основой для формирования личности. Культурная идентификация помогает нам соответствовать времени, окружающим людям, при этом не уничтожает индивидуальности.
Профессиональная – способствует становлению специалиста. Идентификация помогает нам понимать других и становиться лучше, если мы выбираем достойные примеры для подражания. Автор: Екатерина Волкова
Идентификация и идентичность в социальной психологии
В отличие от идентификации как процесса, с точки зрения социальной психологии личности идентичность рассматривают прежде всего как определенное состояние, которое приобретается в процессе социализации. В этом случае пользуются также термином «самоидентичность».
Содержанием самоидентичности является непрерывное построение Я-образа, самоконструирование, «примерка на себя» определенных понятий, осознание себя частью группы, сообщества, этноса, государства, общества, постижения собственного своеобразия, неповторимости. Понятно, что человек при этом отталкивается от сравнения с теми, кто его окружает. Трудно представить себе сознательную, самостоятельную, автономную личность, которая не имела бы идентичности.
Если создание собственной положительной идентичности затрудняется, человек вырабатывает предвзятое отношение к группе, с которой себя сравнивает.
Стратегиями достижения позитивной идентичности являются:
Наиболее известной концепцией личностного самоопределения, самоидентификации является концепция Э. Эриксона. Возможно, многолетний интерес к этой проблеме стимулировался его собственными проблемами с поисками устойчивой идентичности, как этнической, так и профессиональной. Имея отца-датчанина, он воспитывался отчимом — немецким евреем. Получив образование художника, позже стал психоаналитиком, так и не получив необходимого на тот момент медицинского образования. Это постоянно мешало ему чувствовать себя своим в профессиональной среде. Вынужденный переезд в Соединенные Штаты, связанный с приходом нацистов к власти, и необходимость привыкать к новым социокультурным условиям снова усилили поиски им собственной идентичности.
Согласно взглядам Э. Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении человеком собственного развития и охватывает три аспекта.
Активные поиски собственной идентичности характерны для юношеского возраста, когда молодой человек апробирует на собственном опыте различные общества, стили жизни, карьерные планы. К концу юношеского возраста в идеале процесс самоидентификации стабилизируется, и человек чувствует себя естественно со своей приобретенной идентичностью. Если же этого не происходит, молодой человек переживает отчуждение от общества, например, в связи с трудностями профессиональной ориентации, создания семьи или этническими проблемами.
Кроме индивидуальной, выделяют также групповую идентичность, благодаря которой человек уподобляет себя определенной группе или сообществу, получая, таким образом, общее, совокупное прошлое, настоящее и будущее, чувствуя свою тождественность большинству, надежность, защищенность и имея возможность лучше увидеть на этом фоне свою неординарность.
Виды идентичности
Идентичность также разделяют на социальную и личностную. В течение жизни человек принадлежит к многочисленным большим и малым группам, осознает себя членом многих сообществ, сравнивает себя с референтными для него общинами, усваивает новые социальные роли, обеспечивающие достижение соответствующей социальной идентичности.
Социальная идентичность возникает также благодаря осознанию собственной принадлежности к определенным социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, религия, гендер, профессия и т.д.).
Согласно теории социальной идентичности А. Тэшфела, личность, приобретая социальную идентичность, дифференцирует социальные объекты на те, с которыми она себя идентифицирует, и такие, которые ее не касаются.
С каждой идентичностью, по мнению А. Тэшфела, связаны оценки человеком себя, что передает его положительный или отрицательный статус в соответствующем сообществе. Социальная классификация с целью поддержания собственной позитивной идентичности сопровождается процессами сравнения, сопоставления себя с другими.
Осознание своего группового членства реализуется последовательно:
В последнее время говорят также о самости.
Самость понимается как социально определенная идентичность, точнее ее чувства, полусознательное воспроизведение собственного бытия. В отличие от Я-концепции, которая охватывает только осознанные аспекты внутренней сущности человека, которые являются ориентирами саморазвития и самооценки, самость вмещает в себе совсем неосознанные аспекты собственной сущности.
Выделяют также ролевую идентичность, обусловленную социальными ролями личности. Ее можно рассматривать как форму социальной идентичности. По мнению Ч. Гордона, ролевая идентичность как важная составляющая Я-концепции состоит из таких ее видов:
Человек с детства следует значимым для него взрослым. Позже он хочет быть похожим на некоторых сверстников и других ярких личностей из своего окружения. Иногда он копирует также литературных героев, популярных певцов, политиков, другие образцы, благодаря чему складывается его личная идентичность.
Сначала ребенок осознает, к какому полу он может себя отнести. Позже происходит осознание своего возраста, некоторых индивидуальных особенностей, на которые обращают внимание родители. В зрелом возрасте человек идентифицируется с представителями своего этноса, профессии, религии, социального слоя, жителями своего поселка или города, гражданами страны.
Легкость приобретения идентичности во многом зависит от общества, в котором личность развивается. Выявлено, что большое количество степеней свободы, которую предоставляет юношеству общество, вызывает больше сложностей в самоидентификации. В жестко нормированной культуре, которую, например, можно наблюдать в мусульманских странах, проблем в приобретении молодым человеком идентичности практически не возникает, поскольку выбор будущего не очень широкий и мало зависит от самого молодого человека. А в обществе, в котором главными принципом становится «сделай себя сам», а не «делай как я», проблем с самоидентификацией молодежи хватает.
На основе эмпирических исследований идентичности Дж. Марсиа выделил следующие ее варианты:
В постструктурализме Ж. Лакана идентичность в целом более проблематична. Иллюзии автономности, индивидуальной свободы, по его мнению, обязательно должны быть устранены. Идентичность следует с позиции человека, с его оценки собственной жизненной ситуации, по расшифровке и предсказания реакций других на собственные действия. Ядра «Я» вообще не существует, что компенсируется «мнимым Я», «фантазией», где идентичность выступает защитным механизмом.
М. Шанталь, одна из последовательниц классика постмодернизма Ж. Дерида, считает, что ни одна идентичность не является естественной или заранее заданной — она конструируется. Конкретизация идентичности происходит только через исключительные связи с другими: создание идентичности «Мы» всегда требует конструирования идентичности «Они». Каждая из идентичностей всегда остается незавершенной и указывает на что-то вне себя.
Современные исследователи отходят от эссенциалистских подходов, от поисков какой-то устойчивой гомогенной сущности человека. Понятие идентичности не указывает на стабильное ядро, которое, несмотря на все превратности истории, от начала до конца остается неизменным.
Идентичность в современном понимании не является сущностью, а скорее относится к сфере целенаправленной деятельности и позиционирования.
Идентичность является сегодня сконструированной под влиянием историко-культурных факторов, и изменения в ней происходят вследствие действия различных дискурсивных практик.
Стадии и методы идентификации в психологии
Идентификация в психологии — механизм восприятия чувств, эмоций, мнений, убеждений, знаний, мировоззрений от авторитетов, кумиров. Наиболее активно она проявляется в детстве. С этапами становления личности он замедляется. Понятие имеет множество трактовок, обозначений, особенностей, которые были отмечены за время изучения данного термина, его развития.
Понятие и суть
Идентификация — отождествление одного человека с другим или несколькими особями из одной социальной группы. Один индивид уподобляется другому, перенимает некоторые его привычки, особенности поведения, мировоззрение, убеждения.
История открытия и изучения
Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:
В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.
С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:
Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.
Механизм развития
Идентификация — единственный механизм формирования личности. Его называют способом отождествления объектов. С его помощью человек присваивает разные мотивы, отношения, чувства, присущие другим. Объектом для подражания могут быть только кумиры.
С помощью данного механизма один индивид перевоплощается в другого. При взрослении развивается ответвление от этого механизма. Происходит личностная идентификация.
Структура и функции
Среди всех видов идентификации можно выделить первичную и вторичную. Первая относится к взаимодействиям ребенка с матерью, с родителем того же пола, что и он сам. Второй подразумевает связь ребенка с окружающими, который находятся рядом с ним. Существуют и другие виды идентификации.
Ситуативная
Проявляется у взрослых при проведении совещаний, знакомстве с новыми людьми и детей во время игр со сверстниками. Индивид хочет временно стать похожим на человека, который важен для него в конкретной ситуации.
Групповая
Устойчивый тип идентификации. Индивид придерживается ценностей, взглядов, убеждений определенной группы людей. Он продолжает их придерживаться и находясь далеко от группы. Иногда групповая идентичность проявляется ситуативно, поверхностно. Индивид не желает принимать интересы, убеждения группы, считает свои собственные суждения преобладающими. При выходе за границы группы, его поведение резко изменяется.
Культурная
Отождествление человека с культурой общества. Для индивида важно найти баланс между своим внутренним и внешним миром. Человек должен осознать собственный потенциал в рамках окружающего мира, действующих законах общества. Он должен принять ценности, нормы окружающего мира.
Социальная
Восприятие индивида себя как важного элемента общества. Он думает, что является неким социальным агентом, ощущает собственную принадлежность к какой-либо социальной группе, чувствует свою важность там, может говорить от лица участников сообщества.
Личностная
Отождествление индивида самому себе. Он старается сохранить личную уникальность, чтобы выделяться из толпы. Идентификация характеризуется единством взглядом, интересов, убеждений, целей и т. д. Человек может принадлежать к любой социальной группе, но набор личных качеств остается неизменным.
Коллективисткая
Формируется во время работы в коллективе. При совместном выполнении обязанностей проблемы, переживания, эмоции одного человека передаются его коллегам. Постепенно они становятся общим мотивом. Данный тип идентификации проявляется в сочувствии, соучастии. Участники одного коллектива стремятся разделить неудачи и успехи других членов рабочей группы.
Половая
Проявляется в раннем возрасте. Ребенок начинает осознавать, что он относится к определенному полу. Пик проявления интереса к собственному телу наблюдается в возрасте 2–3 лет.
Гендерная
Осознание гендерной принадлежности. Часто случаются ситуации, когда гендер не совпадает с полом. С помощью такой идентичности индивид может ответить себе, кем он себя ощущает — мужчиной или женщиной.
Стадии
Этапы отождествления со стороны криминалистики:
Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.
Методы
Чтобы определить соответствие личности по определенным признакам (частным, общим), криминалисты применяют разные методики, которые можно разделить на динамические и статические. Последние объединяют физиологические и биологические особенности определенного человека:
Эффективный метод идентификации личности — дактилоскопия. Следующая после нее — сравнение по признакам внешности:
Динамические методики включают изучение проявлений личности, связанных с поведением:
Для быстрого получения результата методики комбинируются.
Механизм идентификации свойствен незрелой личности. Запускается он с раннего детства. С его помощью ребенок осознает свой пол, выбирает гендер, задает первых кумиров, у которых будет перенимать основные черты характера. С возрастом формируется личное Я и процесс идентификации останавливается.