Что означает термин география 5 класс

Изучение географии

Что изучает география

«География» — греческое слово, которое означает «землеописание». «Ге» — это Земля, «графо» — пишу, «Гея» — имя греческой богини Земли.

География — это комплекс естественных и общественных наук, изучающих природу планеты Земля, ее основные закономерности, а также взаимодействие человека с окружающей средой.

С самого рождения науки ее объектом была территория со взаимодействующей системой природы, людей и результатов их деятельности. С течением времени усложнялись методы исследования, увеличивался объем информации, совершенствовались представления людей об объектах исследования, но все равно в центре внимания оставалась природа, человек (индивид) и созданное им хозяйство. Совокупное рассмотрение этого триединства и предопределяет суть географии и ее место в ряду фундаментальных наук.

Итак, основными объектами изучения географии является земная поверхность (географическая оболочка) со всеми ее природными компонентами.

Геосистема: ландшафты, природные зоны и т.д.

Географическая наука занимается не только изучением и описанием компонентов географической среды, сложных процессов (явлений) на Земле, но и их объяснением (выявлением закономерностей), а также составлением прогнозов на будущее.

Многочисленность и сложность объекта исследования стала причиной дифференциации единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук, в рамках которой выделяют естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) науки.

География одна из древнейших наук. Еще во втором тысячелетии до н. э люди собирали различные сведения о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях и записывали эти данные на костях, камнях, скалах, а древнегреческие ученые обращали внимание на зависимость человека от природной среды.

Отцом географии называют древнегреческого ученого Эратосфена Киренского (около 276-194 гг. до н. э), написавшего книгу «Географика». Он первым употребил термин «география» и предложил название науке. Эратосфен измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, а также выделил климатические пояса и создал географическую карту населенном части Земли.

А Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и др.

Первыми страноведческими документами в древнегреческой письменной литературе были периплы — описания берегов, периэгезы — описания суши, периоды — объезды земли.

Интересно, что еще с античных времен мореплаватели и путешественники знали, что Полярная звезда поможет им ориентироваться среди огромных пространств.

Попытки объяснить природные явления, описать природу и погоду — все это предпосылки развития современной географической науки. В результате расширялся кругозор людей, осваивались, с затем заселились новые земли, собиралась важная информация об исследованных территориях.

Важнейшие достижения в географии

Начало эпохи важнейших географических открытий европейских путешественников (XV-XVII века), положили первопроходческие дальние путешествия моряков Португалии и Испании в поисках альтернативных торговых путей на Восток. Необходимо отметить, что далекие путешествия по освоению новых земель в эпоху Великих географических открытий стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретению нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).

Выделим основные предпосылки (причины) географических открытий:

Итак, перечислим главные географические открытия, совершенные европейцами в течение трех веков (XV-XVII в. н.э).

Испания

Ключевой фигурой эпохи великих географических открытий, безусловно, является Христофор Колумб, который в 1492 г. в поисках западного пути в Индию, открыл Америку («Вест-Индию»).

Колумб был уверен, что открыл путь в Индию. Только экспедиция Америго Веспуччи доказала, что это — новый материк. Новую часть света назвали Америка.

В дальнейшем путешественники совершили многочисленные экспедиции к землям, открытым Х. Колумбом.

Так, его последователи Алонсо де Охеда и Америго Веспуччи в 1499 г. открыли берег Гвианы, устье реки Ориноко и бухту, названную за сходство с Лагуной «малой Венецией».

Фернан Магеллан и Себастьян дель Кано (1519-1522 гг.) осуществили первое кругосветное путешествие. Впервые было доказано, что Земля имеет форму шара, а также были получены первые сведения о ее размерах.

Португалия

Бартоломеу Диаш в 1487-1488 гг., переплывая западное побережье Африки, достигнул ее южного края, вследствие чего сделал возможным дальнейший путь через Индийский океан в Индию.

Васко да Гама в 1497 г. открыл морской путь из Европы в страны Востока вокруг Африки и дальше через Индийский океан, достигнув в 1498 г. западного побережья Индии.

Англия

Френсис Дрейк 1577-1580 гг. осуществил второе кругосветное путешествие.

Генри Гудзон 1607-1611 гг. в поисках северо-западного и северо-восточного проходов из Атлантического в Тихий океан осуществил четыре экспедиции в арктические моря. А также он открыл в Северной Америке реку, залив и пролив, которые были названы его именем.

Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

Открытие Антарктиды произошло позже (в 1819 г) в результате русской экспедиции 1819-1821 гг. под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

Результаты Великих географических открытий схематично можно представить следующим образом:

Роль географии в жизни человека

Благодаря географии мы можем видеть образ мира во всем его многообразии: наблюдать, как меняется мир, понимать причины этих изменений, прогнозировать будущее и тем самым, делать жизнь на планете лучше.

Каждая наука ставит перед собой задачи, которые выполняет с помощью определенных методов исследования.

Основные задачи географии:

Также можно выделить вспомогательные задачи, например, проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами: строительство городов, заводов, водохранилище, каналов и др.

Можно выделить общенаучные и географические методы географической науки.

Несмотря на то, что эпоха глобальных географических открытий закончилась, изучение условий жизнедеятельности населения планеты, как части природы, происходит до сих пор. Теперь под географическими открытия и понимают не столько территориальные, сколько теоретические открытия, установление новых географических закономерностей.

С каждым годом человек все больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан. Поэтому эта удивительная наука играет важнейшую роль в современном мире и, отвечая на многие актуальные вопросы, она, прежде всего, учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и ценить, беречь их и преумножать ради будущего поколения.

Как современные географы изучают Землю

Сейчас в распоряжении человека для изучения природных объектов и явлений имеется широкий спектр инструментов и приборов. Помимо традиционных вариантов (компас, барометр, термометр, рулетка), появились и современные: навигаторы, радары, электронные глубиномеры и дальномеры и т.д. С их помощью географы описывают новое явление и фиксируют результаты исследований различными методами (географически, в виде текстового файла, 3Д формата).

Специалисты в разных областях географии получают сведения от различных геологических экспедиций, метеостанций, космических спутников и т. д. С помощью этой разнообразной информации, они создают современные электронные карт; предсказывают развитие различных природных явлений (процессов), например, таких катастроф, как землетрясения, цунами, тайфуны, наводнения и т.д; ищут способы решения проблем, связанных с потепление климата и загрязнения окружающей среды; открывают новые виды животных и растений.

Источник

География – наука о Земле

Урок 3. География 5 класс ФГОС

Что означает термин география 5 класс

Что означает термин география 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что означает термин география 5 класс

Что означает термин география 5 класс

Что означает термин география 5 класс

Конспект урока «География – наука о Земле»

География – одна из древнейших наук. Название «география» дословно означает «землеописание» (от греч. «гео» – Земля и «графо» – пишу, описываю).

И действительно, география как описательная наука возникла на ранних этапах развития человека. Греческий учёный Эратосфен, живший в III веке до нашей эры, впервые применил термин «география» и использовал его для описания вида Земли.

Что означает термин география 5 класс

Вам уже известно, что древним людям необходимо было ориентироваться в окружающем их пространстве, чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё. Они создавали первые схемы-рисунки географических объектов, которые и служили им путеводителями.

Географические исследования и открытия на этом этапе были не главной целью, а средством расширения территорий для жизни. Происходили завоевания земель. Человек попадал на новую территорию и начинал её осваивать, таким образом и приобретались неосознанные географические знания.

Чем быстрее развивалось человеческое общество, тем больше становилось его владений. Люди стали искать и открывать новые земли с целью поиска новых источников сырья. Происходили походы, путешествия и войны. Так в средние века были организованы и совершены путешествия с целью поиска несметных сокровищ Индии, пауза первое плавание вокруг света, пауза открытие Америки. Географические открытия этого времени были фактически случайными. Постепенно мир становился всё более известным, всё меньше «белых пятен» оставалось на составляемых попутно картах-схемах. Наступало время научных экспедиций для исследования, изучения неизвестных и труднодоступных районов.

Длительное время считалось, что география – это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель.

Однако к началу 19 века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменились и цели изучения географии. Теперь география превратилась в науку, которая не только описывает земли, но и объясняет причины расположения.

На протяжении ста последних лет человеческое общество потребительски относилось к природной среде. Она изучалась как природный ресурс, который можно использовать в жизни человека. И если внешняя среда не соответствовала потребностям человека, он изменял её. Например, при недостатке посевных площадей активно осушались болота, вырубались леса, распахивались плодородные земли без учёта их способности к восстановлению, создавались огромные водохранилища для получения дешёвой электроэнергии на гидроэлектростанциях. Географические исследования обслуживали эти проекты. Таким образом, человек, опираясь на географические знания преобразовывал природную среду. Однако время показало, что это «преобразование» носило агрессивный по отношению к природе характер. И она ответила на варварское вмешательство стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, показав, что вмешиваться в систему без знания её законов чревато гибелью самого человека.

Задача современной географии как науки, заключается в том, чтобы рассматривать человеческое общество как один из компонентов географической среды, который строит своё взаимодействие с ней по её законам.

А теперь мы с вами разберёмся, из каких разделов состоит география. Обычно географию разделяют на 2 больших раздела: физическую и социально-экономическую, которые, в свою очередь, также разделились на целый ряд направлений.

Социально-экономическая география изучает население, его хозяйственную деятельность, закономерности его размещения, взаимодействие с окружающей средой.

Физическая география делится на целый комплекс наук, мы сегодня более детально рассмотрим следующие разделы: землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, также науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, география почв, биогеография. И так начнём.

Землеведение изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли.

Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах разного ранга. От оврага и холма до равнины и материка.

Палеогеография исследует природные условия, существовавшие в древние геологические эпохи, изучает из чего состоят где залегают горные породы.

Геоморфология – наука о рельефе суши и дне океана.

Климатология – наука о климате, его формировании и изменении во времени.

Гидрология суши изучает поверхностные воды суши: реки, озёра, болота и водохранилища.

Океанология – наука об океане и его составных частях: морях, заливах.

Гляциология – наука о природных льдах во всех их разновидностях.

География почв изучает закономерности распространения почв на поверхности Земли.

Биогеография исследует закономерности распространения животных, растений и микроорганизмов на Земле.

Общим объектом, который позволяет объединять все направления в одну науку, является планета Земля, развивающаяся в результате проявления физических(природных) процессов.

Социально-экономическая или общественная география состоит из экономической, социальной, исторической и культурной. Также к общественной географии часто относят страноведение и военную географию. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Страноведение даёт общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий.

Военная география изучает военные аспекты географии, и возможность их применения в военном деле.

Экономическая география делится на географию сельского хозяйства, которая занимается размещением посевных площадей и развитием ферм для животных, географию промышленности (изучающую предприятия, фабрики и заводы, их местоположение и взаимосвязь между собой), географию транспорта (изучающую различные виды транспорта, дороги, их протяжённость и обеспеченность ими различных территорий).

Социальная часть делится на: географию населения (изучающую численность, рождаемость и смертность, расово-этнический состав населения, образ и качество жизни людей, связь размещения населения с размещением производства), рекреационную географию (отдых и оздоровление человека), медицинскую географию, которая изучает распространение болезней и общий уровень здоровья населения на территории.

Человек – главный объект исследования социально-экономической географии.

Источник

Презентация по географии для 5 класса на тему «Что такое география»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что означает термин география 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Что такое география?
Выполнила учитель географии МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово Ломиворотова Дарина Игоревна

Описание слайда:

Цель: формирование представления о естественных науках,процессах,объектах и явлениях, изучением которых занимается география.

Описание слайда:

Задачи:
1.Рассмотреть спектр наук о природе
2.Познакомить обучающихся с географическими науками.

Описание слайда:

География- это наука о Земле. Название её в переводе с греческого языка означает «землеописание».

Описание слайда:

Ученый Эратосфен написал книгу, в которой говорил о природе стран

Описание слайда:

Древние книги по географии скорее напоминают приключенческие романы, наполненные рисунками, сделанными в других странах
В ту пору не было высоких технологий, а потому первые карты были очень приблизительными
Истоки географии

Описание слайда:

К концу XIX века почти вся Земля оказалась полностью описанной
На карте почти не осталось «белых пятен»
Современная география уже не занимается землеописанием. Она рассматривает более сложные вопросы

Описание слайда:

Она устанавливает, как связаны между собой отдельные компоненты природы
По каким законам функционирует природа
Что должен делать человек, чтобы не нарушать эти законы
Современная физическая география – наука о законах, по которым живет наша планета

Описание слайда:

Первоначально сведения о нашей планете люди получали от путешественников
С XIX века в разные участки Земли начали отправляться научные экспедиции
В новом веке большой популярностью пользуются изображения планеты, сделанные из космоса

Источники географических знаний

Описание слайда:

По горизонтали
2. Наука, описывающая Землю
7. Время в году, когда продолжительность дня и ночи одинаковы
10. Притяжение, всемирное тяготение
11. Чертеж земной поверхности
12. Зародил будующее страноведение
По вертикали
1. Отрезок времени в истории Земли (криптозой)
3. Путь движения небесного тела
4. Система наблюдений и прогноза изменений окружающей среды
5. Способ картографического изображения
6. Метод географических исследований
8. Излучение энергии каким-нибудь телом
9. Географическая координата в ряде систем сферических координат
12. Единственная звезда Солнечной системы

Описание слайда:
Описание слайда:

Домашнее задание
Параграф 1, от теории к практике:
Составьте схему наук о природе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что означает термин география 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что означает термин география 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что означает термин география 5 класс

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по географии для 5 класса на тему «Что такое география» состоит из 12 слайдов. На слайдах представлены такие задания, как кроссворд, работа по учебнику, изучение новой информации и домашняя работа.

Общая информация

Похожие материалы

КТП по географии 10-11 классы

Рабочая программа по географии 10-11 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Контрольная работа по географии 9 класс

Контрольная работа по географии 8 класс

Контрольная по географии 7 класс

Контрольная работа по географии 6 класс

Анализ работ ВПР 9 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5390933 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что означает термин география 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означает термин география 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что означает термин география 5 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что означает термин география 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что означает термин география 5 класс

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что означает термин география 5 класс

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»

Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.

— осознавать необходимость изучения географии;

— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.

— ставить учебную задачу;

— планировать свою деятельность;

— оценивать работу одноклассников;

— умение работать с текстом, выделять в нем главное.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

— учиться критично относиться к своему мнению;

— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)

— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.

— объяснять специфику географии как науки;

— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.

— знать основные правила работы в кабинете.

Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.

Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.

Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).

Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.

Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)

Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)

Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)

Формулировка темы, запись на доске, в тетради.

Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)

— Что является главным объектом изучения географии? (земля)

— Какие другие науки изучают Землю? (геология-строение ЗК, экология-биол.наука о взаимосвязях организмов с окр.средой, геоденезия-наука, из-я формы и размеры З.)

— Зачем человеку необходимо изучать Землю? (т.к.ЗК –источник ПИ)

А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:

— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? (гео-земля,графия-пишу) Сформулируйте сами это определение, что такое география? (совокупность наук о планете Земля)

— Когда возникла география как наука? (в Греции,2 тыс лет назад. 276-196 гг до н э)

— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).

А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.

Кто дал название науки география? (Эратосфен) Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.

А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)

А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?

Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?

Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.

Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.

Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)

— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)

( можно использовать вопросы на стр. 8)

— я узнал на уроке______________

— мне было трудно___________________

— я не понял_________________________

— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *