Что означает термин адаптация

Значение слова адаптация

Политическая наука: Словарь-справочник

процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, политической экономической; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Современный экономический словарь. 1999

приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников, к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.

Словарь Военных Терминов

приспособление человеческого организма к воздействию новых раздражителей нлп к изменившимся условиям деятельности н жизни в целом. К основным видам А. относят биологическую, физиологическую, психологическую п социальную. А, имеет свою специфику и широко проявляется в воинской деятель» ностн.

Словарь лингвистических терминов

(лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание). Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей (например, «облегчение» текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. adaptare — приспосабливать, позднелат. Adaptatio — приспособление) — приспособление функций и строения организма к условиям существования в результате комплекса морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида. Адаптацией называют и сам процес выработки приспособлений. Различают две группы приспособлений — аккомодацию (например, аккомодацию глаза к ясному видению предметов, находящихся на разных расстояниях) и эволюционную адаптацию (обусловленную естественным отбором).

Антропологический толковый словарь

Функциональное приспособление организма или популяции к окружающей среде. Адаптация является результатом эволюционных изменений (в особенности, результатом естественного отбора).

Педагогический терминологический словарь

В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см. Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка.

Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11-12)

способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака:

во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде,

во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой,

в-третьих, результат приспособительного процесса.

процесс и результат становления индивида социальным существом.

приспособление личности к изменениям образовательного процесса.

См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная

Словарь социолингвистических терминов

Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной социальной, этнической, культурной и языковой среды, обычно при смене места проживания. Имеет следствием развитие индивидуального и (или) коллективного билингвизма, смену языка, смену или формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков поведения, в том числе речевого. Соотв. различают языковую, социальную, культурную (то же, что и аккультурация) адаптацию, в зависимости от того, на каком именно из аспектов изменения сознания и поведения индивида (коллектива) ставится смысловой акцент. Напр., адаптация русских эмигрантов к условиям новой страны проживания.

См. также: Аккультурация, Ассимиляция, Инкультурация, Натурализация, Языковой сдвиг

Словарь антонимов русского языка

Словарь экономических терминов

приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.

Военно-морской Словарь

приспосабливаемость организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Понятие адаптация распространяется и на сложные технические системы автоматического управления.

Словарь экологических терминов и определений

приспособление организма к определенным условиям среды за счет комплекса признаков — морфологических, физиологических, поведенческих. В результате А. возникают экологические группы организмов: влаголюбы гидрофиты и «сухотерпцы» ксерофиты; растения устойчивые к затенению и требующие для нормального развития полного солнечного света; животные, которые обитают в лесах или на болотах, ведут ночной или дневной образ жизни. А. объясняется различный состав биоты экосистем разных экологических условий. Наиболее важны А. к переживанию неблагоприятных условий. Так, у животных существуют три основных направления А.: уход от неблагоприятных условий (миграция птиц, кочевка оленей и других копытных в поисках корма, зарывание в песок, почву или снег и др.); переход в состояние анабиоза — резкого снижения активности процессов жизнедеятельности (покоящиеся стадии у беспозвоночных животных, прекращение активности рептилий при низких температурах, зимняя спячка млекопитающих и др.); развитие приспособлений для жизни в неблагоприятных условиях (шерстный покров и подкожный жир у животных, экономное использование воды у животных пустынь и т. д.). Растения ведут прикрепленный образ жизни и потому у них возможны лишь два варианта А.: снижение интенсивности процессов жизнедеятельности в неблагоприятные периоды (сбрасывание листьев, перезимовывание в стадии погребенных в почву органов — луковиц, корневищ, клубней, а также семян и спор) или повышение устойчивости к неблагоприятным факторам (см. Патиент, Эксплерент). У организмов развиваются А. к влиянию биотических факторов (см. [ref]Взаимоотношения «хищник — жертва»[/ref], [ref]Взаимоотношения «паразит — хозяин»[/ref]). Как результат А. рассматриваются положительные взаимоотношения организмов — мутуализм и комменсализм (см. также Коадаптация). А. у разных групп организмов вырабатываются с разной скоростью. Наиболее быстро А. возникают у насекомых, которые за 10—20 поколений могут приспособиться к действию нового инсектицида, чем объясняются неудачи химического контроля плотности популяций насекомых-вредителей. В настоящее время в селекции растений и животных широко используется принцип адаптивного подхода, при котором повышается А. организмов к неблагоприятным условиям среды.

Толковый сельскохозяйственный словарь

приспособляемость пород и сортов к почвенно-климатическим условиям.

Глоссарий суицидологических терминов

Для человека специфической формой адаптации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая его личностное развитие путем направленного, активного взаимодействия с природными и социальными условиями существования.

Словарь терминов МЧС

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Изменение того, что поддается изменению, при столкновении с тем, что изменению не поддается. Например, учит Декарт, легче изменить свои желания, чем существующий миропорядок. Умный марксист сказал бы, что легче изменить общество, чем человеческую природу.

Энциклопедия «Биология»

приспособление организма, популяции или биологического вида к условиям окружающей среды. Включает морфологические, физиологические, поведенческие и др. изменения (или их совокупность), обеспечивающие выживание в данных условиях. Адаптации подразделяют на обратимые и необратимые. Первые более кратковременные и не влияют на процесс естественного отбора (напр., временное усиление интенсивности сокращения сердца человека или животного во время бега, увядание листа при недостатке влаги и возвращение его в прежнее состояние при насыщении ею). Вторые, наследственные, закреплённые естественным отбором, становятся видовой или популяционной характеристикой (напр., хобот сайгака, фильтрующий пыль при быстром беге, видоизменённый лист кактуса – колючка, уменьшающий транспирацию в условиях пустыни). К наследственным адаптациям относятся также различные типы окраски – покровительственная, предупреждающая и др.

Толковый переводоведческий словарь

1. Прием для создания соответствий путем изменения описываемой ситуации с целью достижения одинакового воздействия на рецептора.

2. Под адаптацией понимается обычно разнообразная обработка текста: упрощение его содержания и формы, а также сокращение текста в целях приспособления его для восприятия читателями, которые не подготовлены к знакомству с ним в его подлинном виде.

3. Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей. Например, «облегчение» текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки.

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

(лат.: adaptatio – приспособление

)Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка.

1) семантической;

2) графической;

3) фонетической;

4) орфоэпической;

5) орфографической;

6) словообразовательной;

7) грамматической и т.п.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: приспособление, привыкание

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

АДАПТАЦИЯ, и, ж.

1. Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей.

| прил. адаптивный, ая, ое (к 1 знач.) и адаптационный, ая, ое. Адаптивная система автоматического управления (перен.: самоприспосабливающаяся; спец.). Адаптационные способности организма.

Источник

АДАПТАЦИЯ

Полезное

Смотреть что такое «АДАПТАЦИЯ» в других словарях:

Адаптация — внесение в ИР ЕГКО г. Москвы изменений, осуществляемых исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя, без согласования указанных изменений с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия

АДАПТАЦИЯ — (от позднелат. adaptatio приспособление), процесс приспособления организма (адеквация), популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды; соответствие между условиями окружающей среды и способностью организмов процветать в ней.… … Экологический словарь

Адаптация Пчёл — Основная информация Жанр … Википедия

АДАПТАЦИЯ — [лат. adaptatio прилаживание, приноровление] 1) приспособление организма к условиям среды; 2) переработка текста с целью его упрощения (напр., художественного прозаического произведения на иностранном языке для тех, кто недостаточно хорошо… … Словарь иностранных слов русского языка

адаптация — адаптирование, приспособление, приспосабливание, прилаживание, привыкание, коадаптация, упрощение Словарь русских синонимов. адаптация см. приспособление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов

АДАПТАЦИЯ — (от лат. adaptare приспособлять), приспособление живых существ к окружающим условиям. А. процесс пассивный и сводится к реакции организма на изменения физ. или физ. хим. условий среды. Примеры А. У пресноводных про стейших осмотич. концентрация… … Большая медицинская энциклопедия

адаптация — Процесс приспособления к изменившимся условиям среды. [РД 01.120.00 КТН 228 06] адаптация Приспособление к новым условиям, здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.… … Справочник технического переводчика

АДАПТАЦИЯ — (Adaptation) способность сетчатой оболочки глаза приспособляться к данной силе освещения (яркости). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Адаптация приспосабливаемость организма … Морской словарь

адаптация — АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio приспособление) форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В процессе А. человека можно выделить два аспекта… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

АДАПТАЦИЯ

Смотреть что такое АДАПТАЦИЯ в других словарях:

АДАПТАЦИЯ

процесс в истории развития индоевропейских языков, допускаемый немецким ученым А. Людвигом, по мнению которого первоначально суффиксы не имели никакого. смотреть

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

адаптация 1. ж. Упрощение текста для малоподготовленного читателя, для начинающих изучать иностранные языки (в лингвистике). 2. ж. Приспособление организмов или их отдельных органов к изменившимся условиям существования (в биологии).

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

Адаптация — процесс в истории развития индоевропейских языков, допускаемый немецким ученым А. Людвигом, по мнению которого первоначально суффиксы не имели никакого определенного значения, но только демонстративный характер. Но с течением времени, когда надо было обозначать в языке все новые отношения предметов и абстрактные идеи, суффиксы эти стали получать известные постоянные оттенки значения, напр. падежных или личных окончаний. Это мнение Людвига не нашло себе фактического основания и уступило место более рациональной и теперь общепринятой теории агглютинации (см.).

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

IАдапта́ция (лат. adaptatio приспособление: синоним: приспособление, приспособительные реакции)развитие новых биологических свойств у организма, популя. смотреть

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от позднелат. adaptatio — приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в хо. смотреть

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

от лат. adapto — приспособляю), процесс и результат приспособления (установления и поддержания оптимальных параметров) самоорганизующихся систем к воздействию новых факторов окружающей среды или к изменившимся условиям деятельности. Выступает одним из важных механизмов сохранения и развития индивидов, социальных общностей и институтов, поддерживающих их безопасность. В процессе А.происходит усвоение господствующих ценностей и норм (социальной группы, класса, государства, общества, международного сообщества) и изменение среды в соответствии с новыми целями и задачами. Существует большое количество видов, способов и форм А. По характеру выделяют добровольную и вынужденную, позитивную и негативную А. В зависимости от сферы жизнедеятельности различают экономическую, политическую, трудовую, профессиональную, социально-психологическую и другие адаптации. Основные виды А. человека — биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. В последнем случае речь идет о социализации индивида. В зависимости от степени и качества выделяют устойчивую и неустойчивую, глубокую и неглубокую, полную и неполную, высокую или низкую А. Формы социальной А. аккомодация (пассивное приспособление к среде), аккультурация (взаимное влияние субъектов и взаимное усвоение ценностей и образцов поведения в ходе их прямого контакта), амальгамация (объединение разрозненных частей в единое социальное целое — индивидов, групп, массы), ассимиляция (взаимное или одностороннее поглощение субъектами социальных отношений друг друга). Положительный эффект А. — относительное соответствие состояния и поведения новым условиям. Различают 3 уровня А.: частичная, достаточная и полная. В социологии выделяется несколько типов А.: конформизм, или пассивное принятие человеком господствующих в данной социальной среде норм и правил, при котором наблюдается гипертрофированная зависимость субъекта от социальной группы, к которой он принадлежит; сознательное и активное включение в утверждающуюся новую систему общественных отношений; отклоняющаяся А., для которой характерно категорическое неприятие социальных норм, что выражается в одном случае в криминальном или девиантном поведении, в другом — в разных формах протестных действий, вплоть до повстанческих акций или революционной борьбы; принудительная А., при которой под давлением массовой культуры, средств массовой информации и других институтов социальной коммуникации происходит неразборчивое усвоение низкопробных образцов культуры, появляются асоциальные группы беспризорников, бомжей, наркоманов и т. п. А. социума находит свое проявление во множестве разнообразных явлений — от изменения моды до освоения новых источников энергии, от образования групп взаимопомощи до преобразования общественного и государственного строя. Наиболее четким видом А. социума или его отдельных сторон, отражающейся в целенаправленных мерах по модернизации организации и жизнедеятельности общества, является реформа. Для переходного общества, каким является Россия, особое значение приобретает экономическая А. — активное приспособление человека к рыночным условиям хозяйствования. Специфическую сторону А. составляет изменение систем национальной безопасности и международной безопасности, их институтов применительно к новым условиям и задачам. При этом не только меняются процедуры и механизмы обеспечения безо-пасности, но и вырабатываются новые принципы и нормы. Так, в начале XXI в., с одной стороны, в практическую область стал вопрос о создании глобальной системы безопасности. С другой стороны, в этой системе центр тяжести переносится с военной безопасности и военных методов обеспечения безопасности на политические, дипломатические, информационные и другие невоенные средства. Лит.: Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. М., 1992; Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социо. 1995. № 9; Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997; Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социо. 1999. № 4; Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социо. 2002. № 3. Адаптация мигрантов, приспособление новоселов к новой социально-демографической и природно-географической среде района вселения. А. м. связана с ослаблением старых и установлением новых родственных, земляческих, имущественных, трудовых и иных отношений, а в определенных случаях и с необходимостью приспособления к природной среде (акклиматизации, естественной иммунизации) и географическому положению места нового проживания. Она затрудняется, когда мигрант попадает в населенный пункт с другим социально-экономическим статусом, например, при переселении из сельской местности в городскую или из поселков городского типа в средние и большие города. Наиболее сложно процесс адаптации протекает, когда мигранты оказываются в иной социально-политической, социально-демографической и социально-этнической среде. Адаптация политическая, 1) приспособление индивида, группы к существующему политическому режиму, которое выражается либо в сервильном принятии порядка и правил, установленных им, либо в активных попытках изменения своих социально-политических ролей и преобразования среды своего функционирования как политического актора; 2) изменение политической системы общества или ее отдельных элементов под воздействием природных, экологических, технологических, социальных, международных и других факторов. Выражается в изменении функций и правил деятельности существующих или формировании новых политических институтов и установлений. Адаптация психологическая, перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру, выработка индивидом или группой модели поведения, наиболее отвечающей реально складывающимся условиям их жизнедеятельности. Адаптация социальная, приспособление индивида, группы к социальной среде. Своим результатом имеет обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. В процессе А. с., с одной стороны, ин-дивиды вырабатывают способы и средства своего включения в социальные связи и деятельность; с другой стороны, общество поддерживает и развивает материально-вещественные и социокультурные условия, определяющие и облегчающие процесс их социализации. Адаптация социально-психологическая, оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций. Адаптация трудовая, приспособление индивида к новым условиям труда, возникающим при смене места работы, профессии, характера трудового законодательства или производственных отношений. В обычных условиях А. т. занимает, по оценке специалистов, от 1 до 3 месяцев, что предусмотрено трудовым законодательством и учитывается при определении испытательного срока для вновь принимаемых на работу. смотреть

АДАПТАЦИЯ

(от ср.-век. лат. adapta-tio — приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. условиям внеш. среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. среды (т. н. гомеостаз). А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. условиях окружающей среды. Приспособительные реакции (реакции А.) подразделяются на быстрые и медленные. Быстрые реакции (врождённыеформируются в процессе эволюции организма) обеспечивают т. н. срочную А. (напр., отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение, усиление дыхания при физич. нагрузке, возрастание чувствительности глаза к свету в сумерках). Они весьма экономичны: полезный для организма результат достигается с минимумом затрат. Медленные реакции направлены на долговременную А. и формируются постепенно, в условиях длит. воздействия факторов внеш. среды (А. к недостатку кислорода с сохранением работоспособности в условиях высоты, А. к ранее непосильным физич. нагрузкам и т. д.). Среди разл. систем организма, осуществляющих реакции А., ведущее место принадлежит центр. нервной системе, к-рая координирует процессы А. организма в целом; важную роль в этом играют также эндокринная и вегетативная нервная системы. В процессе А. можно выделить 3 фазы (стадии): ориентировочно-приспособительную (сопровождается врем, нарушением функций), неустойчивого, неполного приспособления (активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям) и относительно устойчивого приспособления. Возможности (пределы) А. конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, к-рая приобретает особенно важное значение. Напр., у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности А. к физич. нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие нагрузки быстро утомляют. Расширить возможности А. можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т. д. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма, т. к. неадекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья. Адекватный для каждого организма режим физич. и биол. совершенствования следует устанавливать по совету врача. У школьников важно добиться оптимальной А. к условиям обучения и воспитания. Рациональный режим дня, закаливание организма, оптимальный уровень двигат. активности способствуют наиб. благоприятному течению процессов А. И. О. Тупицын. Социальная А. — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психол. механизмов социализации личности. В пед. практике важное значение имеет учёт особенностей процесса А. ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в обществ. уч.-воспитат. учреждения (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, к-рые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в дошк. воспитат. учреждение связано с включением ребёнка в группу сверстников, каждый из к-рых наделён своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в к-рой им предстоит наладить взаимоотношения. До этого момента практически весь опыт общения для ребёнка сводился к отношениям с близкими взрослыми, к-рые выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех жизненных вопросов и эталона для усвоения речи и навыков поведения. Если ребёнок был в семье единственным, то нередко он обладал «монополией» на внимание и поддержку взрослых (в многодетных семьях наличие братьев и сестёр смягчает эту ситуацию). Перемена обстановки приводит к утрате «монополии»: для воспитателя дет. сада каждый ребёнок — один из многих. Далеко не всякое желание может теперь быть немедленно удовлетворено. Наоборот, возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Ситуация несколько осложняется, если ребёнок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в к-рой сложился определённый стиль взаимоотношений. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. е. А. проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организац. требования дет. учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. Отставание в развитии поставит его в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву. Облегчение процесса А. во многом зависит от родителей, к-рые должны активно способствовать физич. и психич. развитию ребёнка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения. При поступлении в школу жизнь ребёнка вступает в качественно новый этап, когда на первый план выступает его участие в учебной деятельности. Требования к дисциплине ещё более регламентируются. Обновляется коллектив сверстников. На этом этапе решающее значение имеет готовность к школьному обучению, как интеллектуальная, так и личностная. Заранее освоив нач. навыки уч. деятельности и имея опыт общения со сверстниками, ребёнок, как правило, нормально адаптируется к условиям систематич. шк. обучения. В этом отношении дети, не посещавшие дошк. учреждения, иногда имеют нек-рые интеллектуальные преимущества, но обычно сильно проигрывают в плане налаживания взаимоотношений и дисциплины. Проблемы в умственном и личностном развитии препятствуют нормальному вхождению в новые условия, обрекают ребёнка на роль отстающего, а это в свою очередь может обусловить возникновение хронич. психич. травмы и нарушений поведения. От педагогов в критич. ситуациях дезадаптации ребёнка требуется повышенное внимание к его ин дивидуально-психол. особенностям, индивидуальный подход в обучении и воспитании, а иногда и психокоррекционная работа совм. со специалистами др. областей. Лит.: Адаптация человека, Л., 1972; Человек и среда, Л., 1975, Б о б и с в а М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипко-вой и М. В. Антроповой, М., 1982. смотреть

АДАПТАЦИЯ

– приспособление человека к окружающему миру. Психоаналитическое понимание функционирования психики человека основывалось на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется внутренними механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, появляются невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсации. Так происходит приспособление человека к внешнему миру. Помимо этого направления деятельности Я существует, по мнению З. Фрейда, другой путь адаптации. Со временем Я может найти иной путь приспособления к миру, дающий возможность удовлетворения влечений человека. Оказывается, можно вторгаться во внешний мир, изменять его и тем самым создавать такие условия, которые способны привести к удовлетворению. Поэтому перед Я возникает задача по определению наиболее целесообразного для человека пути адаптации, заключающегося или в сдерживании бессознательных влечений перед требованиями внешнего мира, или в поддержке их с целью оказания сопротивления этому миру. По инициативе венгерского психоаналитика Ш. Ференци (1873–1933) первый путь адаптации был назван в психоанализе аутопластическим, второй – аллопластическим. В связи с этим З. Фрейд привел в своей работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) следующее высказывание: «Сегодня в психоанализе это принято называть аутопластической или аллопластической адаптацией в соответствии с тем, происходит ли этот процесс посредством изменений собственной психической организации или изменением внешнего (в том числе и социального) мира». Успешная адаптация к окружающему миру способствует нормальному развитию человека, поддержанию его состояния здоровья. Однако, как считал З. Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимаемым по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой адаптацией человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я. Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем, чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением человека к окружающему миру. Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, включая Х. Хартманна (1894–1970), Э. Фромма (1900–1980) и других. Так, в работе австро-американского психоаналитика Х. Хартманна «Психология Я и проблема адаптации» (1939) данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящих человеком или в окружающей его среде (аллопластический способ адаптации), или в собственной психической системе (аутопластический способ адаптации), но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений. В книге американского психоаналитика Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941) ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация – это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация – приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги». В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Э. Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом, когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, но такая адаптация не служит причиной изменения его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка. С точки зрения Э. Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности, наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также демонстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям. смотреть

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект А. — общий для человека и животных — включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А. сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.

Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего, в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866-1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.

Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У. Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию А. к новой (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология). (Б. М.)

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio — приспособление) — форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *