Что означает телевизионная сетка
СпецАвтоматика – Интернет
Сетка вещания: основные принципы построения, особенности и программирование телевещания
Сетка вещания: основные принципы построения, особенности и программирование телевещания
Сетка вещания – это документ, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир телепрограмм, отображающий основные направления программной концепции вещания телеканала на конкретный период времени. Другими словами, сетка вещания – это конкретизированная в телевизионных произведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки.
Процесс построения сетки вещания очень важен для телеканалов, она является стратегическим документом. Она отражает политику телеканала, при ее построении необходимо свети воедино отдельные части контента, учитывая при этом политические, эстетические, познавательные, образовательные, возрастные характеристики аудитории.
Формированием и распределением контента в сетке вещания называют телевизионным программированием.
Телевизионное программирование бывает двух видов: активное и пассивное. Активное программирование – создание сетки вещания без учета размещения программ на конкурентных каналах и направлено на формирование новых предпочтений аудитории с учетом изменений на медийном пространстве. Поэтому активное программирование могут позволить себе только каналы с сильной позицией на рынке и большими ресурсами.
Пассивное программирование – создание сетки вещания с ориентацией только на существующие особенности телесмотрения и на устоявшийся формат. Такой метод характерен для новых телеканалов, выходящих на медиа рынок, либо каналов, ориентированных на узкую аудиторию – они не формируют новые предпочтения телезрителей.
Важными особенностями при составлении сетки вещания служат приемы программирования. О них подробно рассказано в журнале «Broadcasting. Телевидение и радиовещание»:
– Группировка (несколько сильных программ одного типа последовательно ставятся друг за другом для удержания единой для них аудитории);
– Подвешивание (когда между двумя успешными программами помещается новая, малоизвестная или менее популярная программа);
– Подпирание (когда одна сильная программа окружается слабыми, для возможности проекции зрительского внимания с сильной программы на слабые);
– Контрпрограммирование (если у конкурирующего телеканала идет рейтинговая программа, в этот же слот ставится аналог программы-конкурента, чтобы привлечь зрителей конкурентного канала на свое телевизионное поле);
– Бесшовный переход (между следующими друг за другом программами не помещают межпрограммных вставок, за время которых зрители могли бы переключиться на другой канал);
– Перетекание (плавный переход от одной программы к другой – например, ставить после мультипликационного фильма аналитическую программу нельзя, поскольку аудитория этих программ кардинально разная; если такой переход неизбежен, необходимо использовать межпрограммные заставки);
– Естественное течение (считается, что после предыдущей программы большая часть аудитории остается на телеканале, а не переходит с других каналов, поэтому важным является момент удержания аудитории именно на своем телеканале).
Так же телеканалы при составлении сетки вещания учитывают: объем аудитории в тот или иной момент времени (количество телезрителей в прайм-тайм и в ночное время по будням очень разнится) и варианты размещения программ в телевизионном эфире, которые бывают вертикальными (программа ставится в сетку один раз в неделю), линейными (размещение программы ежедневно в одно и то же время с исключением в выходные дни) и блоковыми (одни и те же программы формируются в блоки по четыре-пять часов и повторяются несколько раз в течение суток, что характерно для кабельных телеканалов).
Вопрос о покупке контента или производстве собственных программ, решается, исходя из следующих принципов: целесообразность, необходимость влияния на социум, возможности использования аналогов популярных программ. Современное программирование обязательно учитывает данные мониторинга аудитории: динамику, размер, её структуру по социально-демографическим признакам и поведение зрителей. Проводится изучение миграции аудитории с канала на канал.