Что означает технология управления проектами
Что такое управление проектами: экспресс-гид для начинающих
Мы пообщались с экспертами и подготовили гид по управлению digital-проектами. Если вы новичок в профессии, читать обязательно.
Управлять проектом сложно, особенно в первый раз. Есть много тонкостей, в которых без опытного проводника не разобраться.
Что такое управление проектами?
Управление проектом — процесс. Каким он будет, зависит от типа и сложности будущего продукта. Например, процесс создания сайта отличается от создания высоконагруженного ПО.
Процессы разные, но есть элементы, без которых не выживет ни один проект. Чтобы все получилось, нужны команда и менеджер, который будет направлять и руководить. Еще в процессе участвуют пользователи, если вы делаете b2c-продукт. И заказчик, если мы говорим о заказной разработке.
Простите, а вы тут цель не видели?
Чтобы собрать подходящую команду и спланировать проект, нужно разобраться, какой результат вы хотите получить. Поэтому начните с цели, чтобы знать, куда и как двигаться.
Первый вопрос, который нужно задать прежде, чем начинать проект: зачем его делать? Какая цель? Если проект — пожелание заказчика, то пытаемся понять цели бизнеса и как их достичь.
Зачем проекту менеджер?
Цель нашли, что теперь? Тут начинается самое интересное для менеджера-новичка. Нужно собрать все силы в кучу, успокоиться, осмотреться и начать планировать проект.
Менеджер проекта — это тот человек, который отвечает за результат всего происходящего. Он должен построить рабочий процесс так, чтобы все собрались вместе и продуктивно работали. Это не тот случай, когда руководитель раздает задания и уходит на обед. Менеджер не только организует процесс, но и участвует в нем, как никто другой.
Руководитель проекта — не тот, кто делает, что написано в ТЗ, а тот, кто помогает определить проблему, понять, что работа идет корректно. Следит за тем, чтобы все понимали процесс и задачи правильно.
Чтобы эта история работала, менеджер проекта должен обладать определенным набором качеств и навыков. А если таких нет, то их придется наработать. Без этого хорошего проекта не получится.
руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Важный навык для менеджера проекта — умение планировать: рисовать у себя в голове картину того, как и что должно быть. Нужно уметь сформулировать правила игры и донести их до команды.
Команда: одна голова — хорошо, но не в этот раз
Менеджер проекта — руководящая должность, где нужно плотно работать с людьми. От того, какие люди работают в команде, зависит успех проекта. Поэтому менеджер либо сам собирает классную команду, либо обучает людей в процессе.
Качества идеальной команды:
Где найти или как вырастить таких бойцов — это тема для отдельной статьи. Поэтому мы по умолчанию считаем, что у нас таких много. И наша задача — просто собрать их вместе и научиться с ними ладить. Да, даже с очень крутой командой может быть непросто. Но нужно уметь договариваться в любых ситуациях. Как? Искать точки пересечения.
тренер и консультант по гибким методологиям, компания ScrumTrek
Хорошо помогает общий опыт работы. Например, я отлично ладил с командами, которые разрабатывали веб-приложения (сайты, личные кабинеты), потому что сам начинал как разработчик и разбирался во всех тонкостях профессии и процесса.
Какую методологию брать будете?
Команда есть, руководитель проекта тоже. Цель определили. И что с этим всем делать? Как работать-то?
При выборе методологии важно смотреть на контекст проекта. Бывают типовые проекты, где хорошо себя показывает классический подход проект-менеджмента (водопадный). В современном бизнесе, например, если говорить про банковскую сферу, классического подхода недостаточно. Его здесь хорошо дополняют agile-методологии.
Оцениваем имеющиеся ресурсы и характер проекта и выбираем методологию, которую будем использовать.
руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Госзаказчик — выбираете водопадный подход. Динамическая или конкурентная среда, неустаканившиеся требования, нет времени и смысла заниматься формализацией — берем Agile. Для разработки продукта — Scrum. Для поддержки и маркетинга — Kanban.
Все вокруг горит, но это нормально
С опытом вы поймете, что и как правильно делать. Какие процессы и инструменты работают, а какие — нет. А пока, чтобы ваша менеджерская жизнь была чуточку проще, вот вам простой чек-лист по управлению проектом от Владимира Завертайлова, руководителя scrum-студии «Сибирикс».
Проект закончился, но это еще не конец
Просто завершить проект в срок — мало. Менеджер проекта должен уметь оценить не только работу команды, но и свою. Это дает возможность совершенствоваться.
Для меня показатель успеха — реакция заказчика в конце проекта. Если клиент доволен результатом, значит, менеджер справился с поставленной задачей.
Нет единых критериев оценки. Все зависит от ситуации, типа и целей проекта.
тренер и консультант по гибким методологиям, компания ScrumTrek
Когда закрываешь проект, то, как правило, чувствуешь, что сделал на отлично, а что можно сделать лучше в следующий раз. Таким образом я считаю, что основной критерий успеха — это внутреннее состояние руководителя проекта. Все остальное — вторично.
Подведем итоги: что самое важное в управлении проектами?
Быть или не быть… менеджером проекта
Если вы дочитали до этого момента, то точно хотите попробовать или уже начали менеджерить проекты. Тогда вот вам основные плюсы и минусы профессии: почему круто быть руководителем проекта, но иногда не очень.
Первый и очень жирный плюс — можно расти. Нет никаких пределов. Это тот самый случай, когда появляется возможность прыгнуть выше головы, причем своей собственной.
И как бонус — успокоительное, мятный чай и сертификат на йогу входят в набор молодого менеджера проектов. Потому что минусы у этой работы тоже есть: слишком нервно, что очень выматывает. Если вы не владеете своими эмоциями и настроением, то можете внезапно начать ненавидеть людей или просто захотеть в санаторий на годик-другой.
Хочу управлять проектами: что делать?
Мы подошли к самому главному: что делать, чтобы стать крутым руководителем проекта. Надо учиться, практиковаться, нарабатывать опыт и быть готовым к тому, что каждый день будет похож на непрерывный бег с препятствиями.
Методы управления проектами
В последние годы набирает популярность проектный менеджмент. По сути, это проектный подход к достижению целей. В рамках этого подхода компании разной величины, работающие в разных сферах бизнеса, создают проектные команды для решения тех или иных задач (выполнения проектов). Для координации действий сотрудников, работающих над этими задачами, используют разные методы управления проектами. В статье упоминаем самые популярные из них, а также рассказываем об их особенностях.
Понятие методов управления проектами
Чтобы уяснить, что представляет собой термин, надо знать его определение и определения других близких понятий, которые к тому же часто путают:
Существует много методов проектного управления, но на практике ни один из них не позволяет решать глобальные цели компании (лишь задачи), поэтому руководитель должен знать хотя бы основные, чтобы уметь выбирать из них подходящие для разных ситуаций.
Краткая история проектного управления
Проектное управление использовалось ещё во времена строительства египетских пирамид, хотя данные о применяемых тогда способах или системах управления не сохранились. Поэтому принято считать, что зародился проектный менеджмент в 50-е гг. ХХ века в США, когда там разработали методики сетевого планирования в рамках работы над Polaris Missile Project. Проект предполагал создание одноимённых баллистических ракет для атомных подводных лодок, причём сначала надо было провести научные исследования, а потом уже наладить производство.
В общем, было задействовано больше 3800 подрядчиков, но они управились с задачами даже раньше срока. Опыт управления ими и координации их работы впоследствии взяли за основу большие корпорации, чтобы сохранять конкурентоспособность в условиях изменчивого рынка. Так стал развиваться проектный менеджмент. Методики сетевого планирования, использованные в проекте Polaris Missile Project, стали базой для разработки методов проектного управления.
Сегодня существуют также системы управления проектами, которые используют разные компании, чтобы ускорять, контролировать и координировать работу нескольких специалистов по достижению целей.
Базовые термины проектного управления
Популярные подходы и методы управления проектами
Прежде всего следует описать вышеупомянутую каскадную модель, поскольку это наиболее простой способ управления. Работы по продукту разбиваются на этапы, а те выполняются последовательно.
Каскадная модель — это базовый подход, но сегодня он используется не так часто и преимущественно в строительстве и разработке инженерных систем, поскольку не даёт возможности изменять требования к проекту (если они изменятся, надо всё начинать сначала). Другое дело — Agile.
Agile
Это методология управления проектами, которая позволяет разбивать проект на инкременты (подпроекты) и работать над ними. Если нужно, можно вносить изменения, чтобы сделать продукт, отвечающий требованиям заказчика.
Agile широко используется при разработке инновационных продуктов, поскольку позволяет подстраиваться под изменяющиеся требования. На его основе был разработан ряд гибких методов, фреймворков, в том числе Scrum.
Scrum
Это методика управления проектами, помогающая организовать совместную работу. Чаще всего используется при разработке IT-продуктов, хотя её можно адаптировать под любые условия. Она, так же как и Agile, подразумевает деление проекта на части и определение самых важных частей, по которым в первую очередь будут проводиться работы. В ней есть спринты — временные отрезки на выполнение работ. Перед каждым из них можно ещё раз обсудить требования и, если нужно, внести изменения. Также есть ежедневные обсуждения задач членами команды.
Это метод управления проектами и философская концепция для экономии ресурсов и получения наилучшего результата. Также предполагает деление проекта на подпроекты, но является более гибким, чем Scrum и используется там, где важно качественно реализовать все этапы задуманного. Это достигается ещё и за счёт того, что в этом методе нет чётких временных отрезков, что позволяет более скрупулёзно проработать все задачи.
Kanban
Это метод, предполагающий деление работы на этапы, которые изображаются в виде столбцов. Задачи прописываются на карточках, а те — перемещаются по этапам. При этом ограничений по времени нет, важно просто завершить процесс. Если надо, количество задач можно менять, выполняя их по принципу приоритетности.
Kanban — один из основных методов управления проектами, которые широко используются в разных компаниях. Но у него есть существенный недостаток — отсутствие жёстких дедлайнов, из-за чего он может не подойти некоторым командам.
Six Sigma
Это методология, которая по большей части позволяет управлять процессами. Её основная задача — исключить брак производства (её разработал инженер «Motorola»).
К слову, у Six Sigma есть ряд инструментов (регрессионный анализ, кривая Парето и т. д.).
PRINCE2
Это методика управления проектами, которая широко используется во многих странах. И всё благодаря тщательному планированию, грамотной организации работы на каждом из этапов проекта и своевременному устранению недоработок.
Основной недостаток — отсутствие инструментов для проектной работы.
Другие методы
Чаще всего используются:
Как выбрать метод управления проектами
Следует отметить, что универсальной методологии не существует, её надо выбирать индивидуально под каждый проект. При выборе ориентируйтесь на цели, масштаб проекта, сложность, сроки выполнения, поскольку одни методологии позволяют ускорить работу, в то время как другие — сделать её более основательной, исключить риск возникновения неполадок, брака.
Также может иметь значение индустрия, ведь есть методологии, которые применимы только в программировании. Ещё один момент — профессионализм команды и её дисциплинированность.
Выводы
Есть разные методы, методологии и методики управления проектами, у каждой из которых свои задачи и возможности. Хорошо, если руководитель будет разбираться хотя бы в основных методах, чтобы выбрать оптимальный для того или иного проекта. Это может быть методология Agile и её фреймворк Scrum (последний незаменим там, где нужны быстрые результаты), Lean (позволяет выдерживать стабильно высокое качество и экономить ресурсы), Kanban (применяется, если не так важны дедлайны) и др.
Что такое управление проектами
Конкуренция на рынке постоянно растет: чтобы компания могла привлекать и удерживать клиентов, нужно подстраиваться под растущие требования аудитории, оперативно выполнять задачи и решать проблемы. Один из способов эффективно организовать работу внутри компании – проектный менеджмент. В статье расскажем, что такое управление проектами и как система помогает улучшить показатели бизнеса.
Что такое проект и его управление
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Чем отличается проектное управление от традиционного менеджмента
Рассмотрим отличия разных систем управления наглядно.
Традиционный менеджмент: | Управление проектами: |
ориентирован на ход событий | ориентировано на достижение цели |
важен процесс работы | важен результат |
нет дедлайнов | работа связана с соблюдением сроков |
распределяются позиции | распределяются ресурсы |
монотонная регулярная работа | разнообразные задачи |
постоянный персонал, занимающий определенные позиции | проектные команды разных специалистов |
Зачем нужно управление проектами
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Теперь эти задачи можно решить с помощью сервиса Предикт от Calltouch. Система позволяет проанализировать разговор без участия менеджера, промаркировать и упорядочить обращения, чтобы найти сильные и слабые стороны скрипта и определить эффективность рекламных кампаний.
Предикт
Стандарты управления проектами
Это рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:
Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Это руководство по управлению проектами, где есть вся терминология и базовые принципы. Его применяют в более 160 странах мира.
Роли в проекте
Роль в проекте – это набор функций и полномочий для разделения обязанностей между членами команды. Стандарт PMBOK выделяет следующие роли:
Важный вопрос – организация работы внутри коллектива исполнителей. Чтобы создать эффективную команду, руководитель учитывает навыки, опыт, личные качества сотрудников и распределяет роли внутри команды. Какие виды ролей бывают:
Состав идеальной команды зависит от специфики и целей проекта: можно привлекать дополнительных специалистов или наоборот, исключать лишних.
Кто такой руководитель проекта
Руководитель проекта или проект-менеджер – это человек, который несет ответственность за достижение поставленных целей. Он полностью отвечает за построение рабочего процесса: составляет план, формирует команду и распределяет обязанности, контролирует ресурсы и бюджет, а также корректирует ход работы и следит за соблюдением сроков.
Требования к проект-менеджеру
Какие компетенции понадобятся руководителю проектов в работе:
Преимущества проектного метода управления и его недостатки
Плюсы проектного управления:
Основные этапы управления проектом
Управление проектом – это комплекс действий. Количество и сложность задач, их последовательность зависят от вида проекта: например, строительство дома сильно отличается от работы над разработкой мобильного приложения. Но все проекты, вне зависимости от специфики, проходят примерно одинаковые этапы развития. Их называют жизненным циклом. Рассмотрим основные этапы управления проектом.
Инициирование проекта
На этой стадии определяют суть и цели проекта, выбирают руководителя, рассчитывают предварительный бюджет и ресурсы. Инициация – первичное содержание проекта, которое уточняют и дополняют в процессе. Чем крупнее проект, тем тщательнее прорабатывается этот этап.
Планирование проекта
Теперь нужно определить, как именно будет выполняться проект:
Планирование – это не только создание плана на старте, но и способность подготовиться к будущим проблемам, правкам и изменениям требований.
Исполнение проекта
Следующий шаг – запуск операций по плану. Здесь важно качественно выстроить работу внутри коллектива: всех познакомить, четко объяснить функции и задачи, продумать мотивацию для сотрудников.
Мониторинг и контроль проекта
Нужно контролировать каждый этап работы, а не только итоговые результаты. Аналитика позволяет выявить ошибки и проблемные места, быстро их исправлять и повышать эффективность.
Контролировать работу легче с помощью автоматизированных систем: CRM и других сервисов. Например, сквозная аналитика от Calltouch поможет проанализировать эффективность интернет-рекламы. Система объединяет данные со всех площадок в одном окне. С помощью наглядных отчетов можно сделать выводы об эффективности, оптимизировать затраты и выстроить полноценную воронку продаж.
Сквозная аналитика
Закрытие проекта
На этом этапе оформляют документы и передают результаты заказчику, либо инициируют фазу нового проекта. Важно получить обратную связь от заказчика: это поможет глобально оценить итоги работы и сделать выводы, чтобы не допускать ошибок в будущем.
Подходы к управлению жизненным циклом проекта
Жизненным циклом можно управлять: от этого зависит результативность проекта. По подходам к управлению жизненные циклы делят на:
Какую выбрать методологию
Для реализации задач проектного менеджмента используют различные методы. Методология, в отличие от стандартов – это не просто набор терминов и рекомендаций, а конкретный план действий, задающий направление. К числу основных методов можно отнести следующие варианты.
Waterfall
Эту модель еще называют каскадной или водопадной. Главный принцип метода – последовательное и четкое соблюдение всех этапов по заранее продуманному плану. Например, этапы разработки IT-продукта по методологии Waterfall:
В рамках подхода влияние непредвиденных факторов сводится к минимуму: каждый шаг предварительно продумывают и фиксируют. Подходит для проектов, где все требования заранее известны, без необходимости вносить изменения и риска ошибиться.
Agile
В отличие от Waterfall, Agile – целый набор гибких методик. Его главная ценность – это качество продукта, поэтому agile-команды постоянно поддерживают контакт с заказчиком и готовы к любым изменениям и доработкам. Обычно методология используется в IT-сфере при работе небольших групп сотрудников, занятых творческой работой.
Scrum
Scrum – это часть методологии Agile. Здесь тоже в приоритете результат и удовлетворение запросов заказчика, поэтому его максимально вовлекают в процесс. Работа состоит из коротких периодов – спринтов. В рамках спринта создается часть продукта, которую тестируют демонстрируют клиенту. По обратной связи от клиента команда улучшает эффективность.
Kanban
« Kanban » переводится как «доска объявлений». Это тоже часть Agile-философии, включающая ее базовые принципы. Методологию используют для равномерного распределения обязанностей между сотрудниками, чтобы не перегрузить команду.
Инструменты для управления проектами
Чтобы руководителю было проще выстраивать и контролировать процессы, разработчики создают специальные сервисы и ПО, которые автоматизируют часть работы. Самые популярные:
Заключение
Проектный менеджмент – это один из самых прогрессивных методов управления в компании. Его применяют для решения задач в любой сфере: бизнесе, общественной деятельности или госуправлении. Проектный подход позволяет заранее обозначить важные цели и максимально эффективно использовать бюджет и другие ресурсы. Однако сама по себе система не решит проблем. Чтобы выстроить управление в соответствии со спецификой и задачами конкретного бизнеса нужен грамотный менеджер.