Что означает таврида в крыму слово
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что такое Таврида и почему это название предложили для Крыма?
Герб Российской империи Таврической губернии с официальным описанием в Гербовнике Бенке. Утверждён Императором Всероссийским Александром Вторым. 1856.
Депутат фракции ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил спикеру крымского парламента Владимиру Константинову предусмотреть для Республики Крым второе название — Таврида. Так полуостров назывался во времена Российской империи.
По мнению парламентария, возвращение старого названия восстановит связь между разными периодами истории Крыма.
Откуда произошло название «Таврида»?
В древности территорию Крыма населял народ «тавры». Первые упоминания о нём встречаются в трудах греческих историков в VI веке до н. э.
Карта Таврической губернии. Атлас Российской империи. Пядышев. 1821
Южный берег Крыма древние Греки назвали Тавридой (или Таврикой, Таврией) — землёй тавров. Во времена раннего Средневековья (примерно до XV века) это название распространилось на весь полуостров.
По одной из версий, в вавилоно-египетскую эпоху, проходившую под знаком Тельца, полуостров стал именоваться Тавридой от греческого слова «тавр» — «бык». Согласно преданию, это название он получил, когда бог Дионис запряг двух быков и вспахал здешнюю землю, после чего живущие на ней люди стали называться таврами.
Крымский полуостров в России именовался Тавридой вплоть до 20-х годов ХХ века. В апреле 1919 года Таврическая губерния была преобразована в Крымскую советскую социалистическую республику.
Откуда произошло название «Крым»?
В XIII веке полуостров перешёл во владение Золотой Орды. Административной столицей ханства стал город Старый Крым.
Историки не пришли к общему мнению о том, кто первым — город или полуостров — получил название «Крым».
Слово «Крым» впервые упоминается в сообщениях арабского историка Ибн-Абдез-Захыра в XIII веке для обозначения города Старый Крым.
Страна Крым упоминается позже: в 1321 году другой арабский историк Абу-ль-Фида пишет: «Крым есть имя страны, заключающей 40 городов». Далее он же подмечает: «Это же имя прилагается, в частности, к городу Солхату как столице».
Споры ведутся и относительно происхождения слова «Крым». Считается, что оно могло прийти из монгольского, тюркского, арабского, джагатайского, телеутского, туркменского, каракалпакского и даже русского языков.
Профессор В. Д. Смирнов предположил, что название «Крым», возможно, происходит от монгольского слова «кырым» — ров. В пользу этой версии говорит и то, что Старый Крым в древности был окружён глубокими рвами.
Происхождение наименования города искали и от русских слов «крома» (граница) и «кремень».
Крепость, стена
Ряд учёных полагает, что слово «Крым» произошло от турецкого «кормам» — крепость, так как город Старый Крым был окружён высокой крепостной стеной.
По другим версиям, слово «Крым» татарского происхождения обозначает:
Крым сверху хотят назвать Тавридой. В чем подвох?
Сверху нежданно-негаданно крымчанам спустилась инициатива по введению дополнительного названия к Республике Крым — Таврида. В России, когда неактуальная инициатива исходит от властей, всегда ждешь подвоха.
Заместитель председателя Совета министров республики — постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов одобрил идею о введении второго названия Республики Крым — Таврида. Соответствующее обращение, по его словам, поступило от греческой общины полуострова. «Но появление этой приставки — в скобочках, через тире или еще как-то — должно общественностью поддерживаться. Если общественность не будет предлагать, требовать, настаивать, то и правительство Крыма делать этого не будет», — сказал Мурадов.
Он напомнил, что в России есть Республика Саха (Якутия) и Республика Северная Осетия — Алания. «Это историческое название крымского полуострова, которое было 2 тыс. лет. Помните, и Александр Пушкин тоже писал «к берегам Тавриды» — не Крыма», — сказал Мурадов.
«Я считаю, что подобные вопросы необходимо рассматривать всем крымчанам, ориентироваться на их мнение. Также следует ознакомить людей с исторической справкой, и если сейчас возникла такая необходимость — предложить несколько вариантов (не только Тавриду)», — написала депутат Госдумы Наталья Поклонская в своем Telegram-канале. Депутат подчеркнула, что в прошлом году получила ответ от крымских властей о невозможности переименования улиц, не говоря уже о полуострове в целом.»Таврика» («Таврида», «Таврия») — древнее название Крыма.
Заметим, что японцы, претендующие на Южные Курилы, называют их острова Хабомаи, так же как аргентинцы Фольклендские острова — Мальвинскими. В этом есть некий психологический воспитательный эффект: наша земля — наше название. Можно предположить, что инициатива преследует целью «назвать корабль» таким именем, с которым он никогда не «поплывет» назад на Украину. Отчего есть сомнения? Они бывают тогда, когда у населения есть разочарование от прошедших 5 лет крымской «перестройки» и ностальгия по прежним временам.
Как сказал «Правде.Ру» декан исторического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, археолог Александр Герцен, «понятно, почему Якутия — Саха и почему Южная Осетия — Алания». «В этих двух субъектах ситуации моноэтничная. В Саха основное население — это якуты. В Осетии осетины ощущают себя потомками средневековых алан, то есть это относительно гомогенные в этническом отношении территории», — пояснил эксперт.
В Крыму же ситуация другая, продолжил он. «Для Крыма же с его исконной полиэтничностью любые движения в отношении этно обусловленных добавлений, вряд ли будут способствовать общественному спокойствию. Наверняка возникнут какие-то противотечения», — отметил Александр Герцен. Такие вопросы, конечно, надо выносить на широкое обсуждение, добавил он.
Эксперт, не знает, есть ли в этой инициативе политический подтекст, «то есть, если переименовать, то по-другому поплывет яхта». «Это хорошо для детской литературы, а для серьезной политики — не знаю», — сказал он.
У названия Таврида, добавил Александр Герцен, «историческая глубина не очень серьезная». Крым был Таврикой в античную эпоху, вплоть до XIV века. Потом возникает название Крым от города Крым, «из-за того что он стал своеобразным мостом межцивилизационной торговли». А «Таврида» стали употреблять в романтически акцентированной литературе, поэзии, с конца XVIII века. Название широко использовали Державин, Пушкин и иже с ними. И это было «русская Таврида», у Медведевой была книга, подчеркивалось ее значение (книга «Таврида» Ирины Николаевны Медведевой-Томашевской- Ред.).
«Но менять нынешнее название, вошедшие во все атласы, справочники, в сознание не только россиян, но и значительно более широко… Не знаю, очень деликатный вопрос», — резюмировал Александр Герцен.
Напоминаем, что изначально «Таврикой» древние греки называли южный берег Крыма, а в период раннего Средневековья это название использовалось для всего Крыма. «Таврида» — название Крымского полуострова после его присоединения к России в 1783 году. Полуостров назывался «Тавридой» до 20-х годов ХХ века, до создания Крымской советской социалистической республики.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Почему византийцы называли древних тавров Крыма – русами? Кто истинные автохтоны Тавриды?
Крым, Таврида! Эти территории, оказавшиеся на стыке путей миграции древних племен, вызывают неубывающий ажиотаж и среди современников.
Этот полуостров, в силу своего стратегического положения не мог не стать местом столкновения интересов самых разных фигурантов. Его исконное заселение каким-то одним народом бесконечно оспаривается многочисленными последующими случайными «гостями» этой территории. В числе которых и новообразованное в 1990-е годы государство Украина, случайно оказавшаяся более двух десятков лет обладателем упавшего с неба подарка от Никиты Сергеевича Хрущева. Так, кто же издревле обитал в Тавриде? Кто истинные автохтоны полуострова Крым?
Карта Крымской автономной республики (АССР) 1922 года
Истории известны коренные обитатели Крыма тавры. От них пришло и имя полуострова Таврида. Кто эти тавры? И куда подевались, если подевались?
Немного греческой мифологии.
По словам Льва Диакона со времен Троянской войны (около 1260 г. до н. э.) активного ее участника Ахилла называли тавро-скифом. В ряде источников не без оснований полагается, что Ахилл имел к предкам славянам не самое последнее отношение. Какую-то часть русов, а позже и славян греки без обиняков звали «скифами».
Он был скифом из города Мирмикиона, у озера Меотиса (ныне Азовское море). Известно, что скифы изгнали его за необузданность, вспыльчивость и жестокость.
Греки в своих источниках неизменно связывали имя Ахилла именно с черноморским побережьем. И еще во времена Овидия (1 век до н.э. – I век н.э.) Северное Причерноморье продолжало называться Ахилловой землей. Там также почитались Аполлон и Артемида.
Интересно упоминание у Льва Диакона Калойского о том, что руссы приняли от товарищей Ахилла некие эллинские таинства. Об этом шла речь в его рассказе о русско-византийской войне Святослава. Что за таинства? Так, в «Илиаде» описано погребение Гектора. Там говорится о тризне и погребальном костре. Это действие до мелочей согласуется со славянскими погребальными обрядами, имевшими место вплоть до Х-ХII веков н.э. Где тризна у славян – это было поминовенье усопших, и пиршества при этом. Наиболее известно это действо в описании Ибн-Фадлана IX века, где описано погребение «русса» в войске Святослава под Доростолом. Там то же трупосожжение с жертвами и возлияние вина. Тризной при погребении воина известны были и скифы.
Откуда пришло имя «тавры», давшие впоследствии название Таврида? Куда ни кинь взгляд, безапелляционно – из греческого «tauros (таурос)»! Но греки в Тавриде были пришельцами и имя местных обитателей, обозначавшее поклонников быка, переписали на свой лад – tauros (тавры). Да и названия Таврида – греческое. А как его называли коренные обитатели Крыма? Да просто, по-русски «тур»! Название, очевидно, восходит от местного, не греческого корня.
Да, и Владимир Даль в своем словаре, не дает на эту тему долго фантазировать:
ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. «Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод».
Кстати, в Европе, где только у латинян «тавры» были «tauras», именно доисторическое имя дикого быка – Тур вошло в местную топонимию. Например, город Тур во Франции, да и итальянский Турин – из той же серии. Села Тур в Смоленской области, и на Волыни. Или две древние деревни Тур в Польше, упоминающиеся еще в 14 веке. Причем, поляки это объясняют также: «Название деревни происходит от тура – вымершего млекопитающего, ранее жившего в окрестных лесах».
До сих пор в Беловежской пуще еще сохраняют это животное под именем «зубр».
А вот, например, имеем горную цепь на юге Анатолийского полуострова (Турция) по названием Тавр, так же, как горы Крыма. В латинском написании Taurus. А на турецком название звучит как Toros Dağları или Торосские горы. И в это названии также мы видим древнейшее имя Тура – дикого горного быка. А не получили ли горы это название от изначальных обитателей Малой Азии – ариев (индоевропейцев), в языке которых такое обозначение дикого быка, как ТУР, имело значение? И горы были Туровы, жители изначально – «туры», и страна изначально – Турия.
Горы Тавр (Toros Dağları ) на Анаталийском полуострове
Вернемся к Крыму. Значительно более поздние византийские авторы, упоминая о населении горного Крыма, не мудрствуя лукаво, называли его «скифским» или «тавроскифским». Но также широко было распространено и имя «русы», или «россы». Значит ли это, что им было что-то известно на этот счет?
Видимо, византийцы с «росами» соприкасались непосредственно. Более того, по словам А.Г. Кузьмина в ряде источников «росы» упоминаются даже до «призвания» варягов-руси.
«Так, византийский писатель XIV в. Никифор Григора упоминал о «русском» князе при дворе Константина Великого (IV в.). В эпоху Константина Великого «русским» князем могли титуловать кого-то из ругов или росомонов, которые перемешивались в движениях с северо-запада на юг и юго-восток и с востока на запад. Поэт Манасия (XII в.) называет русов в числе участников нападения под эгидой аварского кагана на Константинополь в 626 г.» [А.Г. Кузьмин. Начало Руси].
В истории сложилось традиционное представление о коренном населении Крыма, таврах, как о народе «хорошо известном, в высшей степени диком и грубом». А поэт Манасия собственно тавров и отождествлял с русами. Прямыми наследниками тавров Георгий Амастридский в «Житии» также называет русов.
Византийские авторы, называя Русь (Рос) таврами, тавроскифами, скифами, отмечали, что народ «рос» дикий и грубый. Имели, видимо, опыт общения с этим народом при нападениях, позволяющий убедиться в своей правоте.
Так, у хронистов Скилицы и Кедрина в связи с событиями середины XI в. сообщается, что «на все, находящееся внутри Эвксинского понта, и на все его побережье нападал русский флот (народ же рос — скифский, живущий у северного Тавра, дикий и грубый), и на самый царствующий град навлекли они страшную опасность». [А.Г. Кузьмин. Начало Руси]
Глубокие археологические и источниковедческие исследования приводили еще советских ученых к логичному выводу о том, что руссы были обитателями Тавра. В этом плане показания византийских и восточных источников являлись достаточно убедительными. Например, византиец Лев Диакон прямо отождествлял воинов русского князя Святослава с потомками тех росов, которые жили у Боспора Киммерийского в Крыму.
Так, А.Н. Насонов [История русского летописания XI – начала XVIII века. М., 1969] писал:
«Не подлежит сомнению, — заметил он, — что в IX в. как у византийцев, так и у арабов с представлением о «руссах» связывалось представление о Тавриде: руссов они представляли себе обитателями Тавра….
…в IX в. как у византийцев, так и у арабов с представлением о «руссах» связывалось представление о Тавриде: руссов они представляли себе обитателями Тавра».
Еще один советский историк и археолог Д.Л. Талис в 1974 году в журнале Советская Ахеология писал:
«В соответствии с греческими и арабскими письменными источниками и данными топонимики можно утверждать, что не позднее во всяком случае первой половины X в. в Западной и Восточной Таврике, а также в Северном и Восточном Приазовье обитал многочисленный и известный своим соседям народ, который византийские авторы называли росы, тавроскифы, скифы или тавры, а арабские писатели — русы». [Росы в Крыму. Сов. Арх. 1974. №3].
Так что, отождествление «руси» во многих памятниках X–XII веков с таврами или тавроскифами не может не обратить внимания на реальной древнейшей их преемственности. Но это и период, когда на сцену уже вышли многочисленные славянские племена. Под именем «скифы» они, по словам А. Кузьмина в VII веке противопоставляются «неистовым тавроскифам».
Так или иначе, имя тавров в истории не затерялось. Их увязывание современниками-византийцами с русами или россами может подчеркнуть только то, что земли Крыма были с далекой древности освоены теми, кого греки звали таврами и скифами, а византийцы русами.
Тавры оказались замеченными и на восточной стороне Альп, но уже под именем «тавриски» и там же, совместно со славянами нориками, они входили в состав государства Норик. Это еще раз подтверждает, что и те, и другие, были не чужими друг другу. Но это уже другая история.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
От Крыма к Таврии!
Таврия (Таврика, Таврида), которую нас приучили называть Крымом, — земля исключительно древняя и ставшая пересечением путей многих народов. Кто были тавры, давшие название полуострову, мы не знаем. Впрочем, в мировой истории это не редкость. Кроме тавров на полуострове проживали киммерийцы и скифы, сарматы и греки — древние и византийские, римляне и понтийцы, готы. Среди прочих, были славяне и русы — в I тысячелетии н. э. еще разные, хотя и довольно близкие народы. Что это означает? А то, что Таврия — славянская земля на всем протяжении всей славянской истории, в I веке н. э. еще единого славянского народа, а не языковой группы многих народов, как теперь. Это — наша земля, у нас на нее двухтысячелетние права. Есть только один народ, который исторически мог бы претендовать на часть этой земли: это — греки. Однако оные, как известно, того не делают.
Таврия, кстати сказать, не только исконно славянская, но и исконно христианская земля. Есть знаменитое предание, сохраненное древнерусской литературой, о миссионерской деятельности в Тавроскифии святого апостола Андрея Первозванного, правдоподобность которого подтверждают и археологические исследования. Среди первых христиан в Таврии имелись и славяне, чему также есть ряд исторических подтверждений. Скажем, русы, по византийским и арабским сведениям, в VIII веке совершают поход на Сурож (нынешний Судак), в IX веке — на районы современной Северной Турции и Дербента. Откуда они делали набеги? Из Киева? Далековато. Легко предположить, что это были причерноморские русы и славяне. В 860 году киевские славяне и русы под предводительством Аскольда и Дира осаждают Константинополь. Не взяв город, они заключают с империей договор и принимают крещение. Опять-таки, откуда они совершают поход? Явно с причерноморской территории. В X веке кто-то, неупомянутый в хрониках, берет Тмутаракань, находящуюся рядышком с Таврией. Этот кто-то, скорее всего, князь Святослав Игоревич. Тмутаракань была взята очень странно: стены города не были тронуты, зато стены цитадели — разрушены. Отсюда напрашивается гипотеза: Святослава впустили местные славяне, крепость он не брал, зато цитадель, где засели хазары, брать пришлось. Подобный вариант повторится несколькими десятилетиями позже с сыном Святослава — Владимиром, который возьмет Херсонес с помощью местного священника по имени Анастасий. Представить себе, что византийский грек-священнослужитель изменил империи и впустил в город, с его точки зрения, «дикаря», невозможно. Зато легко предположить, что Анастасий был славянином, подданным Византийской империи. Он знал, что Владимир примет крещение, и потому ему, соплеменнику, сотрудничать с владимирским войском было отнюдь не зазорно.
Кстати, земля полуострова, многократно переходя из рук в руки, всегда сохраняла свое название — Таврида. «Крымом» же полуостров начал называться только в XVI веке — по Крымскому татарскому ханству, которое к тому времени им овладело, но само принадлежало Турции. До этого же история развивалась следующим образом.
Византийская империя ослабела, перестав контролировать свои владения. В XIV веке политическая карта полуострова выглядит так: южный берег со сказочным климатом, с прикрытыми от северных ветров горными хребтами сдан в аренду генуэзцам. Жили на южном берегу и перешедшие к оседлому образу жизни татары, армяне, которых было так много, что в некоторых армянских источниках XIV века Таврия называется Приморской Арменией; потомки греков; огреченные язык потомки готов, славян, русов. Западная часть полуострова принадлежала последнему православному государству до татарского захвата — княжеству Манкупскому (княжеству Феодоро). Причем связь Москвы с последним была столь тесной, что даже рассматривалась возможность брака сына Иоанна III с манкупской княжной.
Крымское татарское ханство владело северо-восточной, преимущественно степной, частью полуострова. Татары появились на полуострове в XIII веке вместе с ордынским нашествием на Русь, то есть на двенадцать-тринадцать веков позже славян. Довольствуясь небольшой территорией, они имели своей столицей городок Крым — нынешний Старый Крым. Генуэзцы были малотерпимы и крепко их недолюбливали. Княжество же Манкупское становилось все крепче и мощнее. Казалось, что рано или поздно оно вышвырнет генуэзцев, а Крымскому татарскому ханству придется стать вассалом православных манкупских князей. Но все произошло иначе. В 1453 году пал Константинополь, в 1461 году — Трапезунд, еще один осколок Византийской империи на южном побережье Черного моря. В 1475 году огромный турецкий десант высадился в Таврии.
Генуэзские колонии пали сразу. Манкуп, крепость в то время совершенно неприступную, взяли измором через полтора года. На этом кончилась история православных княжеств Таврии. Крымское татарское ханство получило весь полуостров. Однако, побыв не более 20-25 лет независимым, оно, в свою очередь, стало вассалом Османской империи. Последнее — самое важное для понимания нынешней ситуации на полуострове. Стоит еще раз подчеркнуть: отношения крымских татар и обретающей все большее могущество Руси были самыми благожелательными. Но, до турецкого вмешательства. Затем крымское ханство становится инструментом османской политики. В XVI-XVIII веках чуть ли не ежегодно проходят хотя бы маленькие военные операции, маленькие крымские набеги. Триста лет русских людей угоняют и продают на невольничьих рынках Константинополя. Уже одно это, думается, навеки вечные лишает крымских татар каких-либо прав на автономию, не говоря уже о владении полуостровом.
Для военных действий против Крыма коммуникации были слишком растянуты. С этим, прежде всего, оказались связанными неудачи двух крымских походов князя Василия Голицына в период правления царевны Софьи Алексеевны и малолетнего Петра. Устранить досадный фактор Россия, впрочем, попыток не оставила — два серьезных военных похода последовало во время правления Анны Иоанновны. Походы, в целом, провалились, хотя и доказали, что Перекоп может быть взят и можно форсировать Сиваш. И лишь в правление Екатерины II совершились две победные русско-турецкие войны. В рамках Кючук-Кайнарджийского мирного договора Крымское ханство признается независимым и лишается права самостоятельных сношений с Константинополем. Впоследствии, когда этот пункт договора был нарушен, русские войска просто заняли Таврию и упразднили ханство. По результатам второй русско-турецкой войны, Ясского мирного договора это было признано и Турцией, с интересной, правда, выговоренной турками оговоркой: Таврия переходит к России, но не может ни при каких обстоятельствах отойти к третьей державе. Если Россия отказывается от владения полуостровом, он должен вернуться к Турции!
Было учреждено название Таврической губернии и Таврической епархии Русской Православной Церкви. Потемкин становится светлейшим князем Таврическим. Знаменательно, что фельдмаршал Долгоруков, взявший Крым в первую русско-турецкую войну, получил титул Крымского. Это справедливо: тогда была победа над ханством. Во втором случае — с Потемкиным — восстановление исторической славянской православной земли.
После первой победы над Турцией Екатерина пригласила таврических греков (а среди них, несомненно, и потомков славян) переселиться в Российскую империю. Многие покинули Крым. Когда Таврия стала российской, проблема населения резко обострилась: православного люда на полуострове оказалось слишком мало. Екатерина приглашает в Таврию переселенцев — греков с Балкан, болгар и немцев. Стоит подчеркнуть, что при этом крымских татар никто с полуострова не вытеснял.
В начале двадцатых годов XX века татарское население составляло на полуострове 170 тысяч, в то время как русское — свыше 400 тысяч (остальные 100 тысяч — армяне, греки, болгары, немцы, караимы, евреи-крымчаки). Но большевицкий режим взял курс на заигрывание с турками. В период правления Мустафы-Кемаля с Турцией был заключен договор о дружбе, в результате чего политика по отношению к Таврии претерпела существенные изменения.
Что же происходило?
Оказывается незавершенным процесс восстановления исторических названий. Наименования греческого корня были заменены на татарские. Таврическую губернию упразднили. Появляется любезное как туркам, так и татарам имя «Крым». Впрочем, особой любви к новому режиму это у крымцев не пробудило. Турция откровенно ориентируется на Германию, и только страх перед вторжением на ее территорию нескольких союзных военных контингентов удержал ее от вступления во Вторую Мировую войну на ее стороне.
Когда Крымская область была оккупирована немцами, последние сформировали местную администрацию исключительно из крымских татар. Что любопытно, даже немцам приходилось сдерживать ее чересчур «усердствовавшую» по отношению к нетатарскому населению полуострова. История Крыма того времени — это история цепи крупных погромов (несколько населенных пунктов были просто вырезаны). Например, трагедия села Лаки — результат чудовищных действий крымских татар против греков, где немцы несут лишь косвенную ответственность. Детей и стариков заперли в церкви и сожгли. Чем это кончилось, известно: крымских татар депортировали. Замечу, что речь тут не идет о каком-либо оправдании сталинского режима: тот умудрился вместе с крымскими татарами выселить и уцелевших греков и болгар (немецкая община была депортирована еще в начале войны). Причем, если возвращение крымских татар, а им возвращение их имущества более поздними коммунистическими правителями так или иначе имело место, то греки и болгары ничего хорошего так и не увидели. Вот так получилось: к своим историческим недругам мы проявили благоволение, а нами же приглашенных в Россию практически постарались изничтожить.
Уверен, что современным посткоммунистическим лидерам, как в Москве, так и в Киеве, может быть поставлено в вину уже сохранение самого топонима «Крым». Неприятно, что в своей антирусской, антимосковской политике в первой половине XX века киевское правительство чрезвычайно активно способствовало развитию сепаратистских амбиций крымских татар, проявившихся вместе с нарастанием турецкого влияния. Политика Киева поощряет рост исключительно татарского населения, например, посредством выплат ощутимых валютных премий татарским семьям за каждого рожденного ребенка. Зачем это ему нужно? Трудно сказать. Возможно, это происходит по недомыслию украинских политиков, но, возможно, они надеются получить нечто за проведение подобного курса от Турции. Хотелось бы напомнить им о глупости большевиков, ставивших на Турцию при разжигании «пожара мировой революции». Турки тогда получили то, что хотели, а затем дали большевицкому правительству от ворот поворот. Есть желание наступить на исторические грабли?! Особая ответственность в проблеме лежит, разумеется, и на Москве.