Что означает танзихан макрух
Что означает танзихан макрух
Al-Faraid | Полезные заметки запись закреплена
МАКРУХ(ПОРИЦАЕМОЕ) В ХАНАФИТСКОМ МАЗХАБЕ
Вопрос: Что означает макрух в ханафитском мазхабе?
Ответ: «Макрух» в языке означает нежелательное. Терминологическое значение – это нечто нежелательное в Шариате.
Существует два вида макруха:
а) макрух танзихан;
б) макрух тахриман.
Макрух танзихан или карах танзихия – это действие, о нежелательности которого сообщает Шариат, но за совершение его не будет наказания. Такое действие ближе к дозволенному (мубах), чем к запретному (харам).
1) расходовать слишком много воды при омовении;
2) употреблять в пищу конины;
3) не произносить «бисмиллях» в начале омовения;
4) не использовать сивак при омовении.
Правило:
Кто не делает этого, тот будет вознагражден, но на том, кто так поступает, не будет греха.
Макрух тахримах
Макрух тахримах или караха тахримия – это требование отказаться от того, что основано на умозаключении (далиль зонни). Это ближе к запретному. [Такое действие] можно описать как противоположное ваджибу.
1) выполнять намаз Аср слишком поздно, когда солнце изменит свой цвет;
2) слишком быстро совершать некоторые составляющие молитвы, например, два земных поклона (сажда) или сидение между ними;
3) поститься в день «ид аль-фитр»;
4) использовать предметы из золота и серебра (как для мужчин, так и для женщин);
5) покупать или продавать после азана на джуму.
Правило:
Если человеку не удалось воздержаться от совершения такого рода действий, он впадает в грех, но наказание за такое действие меньше, чем за совершение запретного. За отстранение от совершения подобного действия ждет награда. Те же, кто отвергает нежелательность таких действий, не выходят из Ислама, в отличие от тех, кто отрицает категорию харам.
Примечание: когда в книгах по ханафитскому мазхабу употребляют слово «макрух» без уточнения, к какому именно виду он относится, то обычно имеют в виду «макрух тахриман». Это общий принцип, хотя бывают и исключения.
Разъяснение дано на основе примечания великого шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, рахимахуллах, из введения к книге «Фатх баб аль-Инаях шарх китаб аль-Нуфаях».
Что такое макрух?
Макрух с точки зрения ислама
Вопрос от Валентины:
В лексическом значении слов «макрух» означает нечто нежелательное, неприятное и нехорошее. В терминологии фикха слово «макрух» означает те действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом.
Все то, что не нравится Аллаху Всевышнему и Его посланнику, а также аннулирует вознаграждение, полученное за совершение поклонения, является макрухом. Как известно харам – это то, совершение чего категорически запрещено в исламе.
Тогда как макрух, это так же запрещенное действие, но данный запрет не столь категоричен, как в случае с харамом, и опирается косвенные доказательства. Совершение действий, считающихся макрухом, считается грехом.
Между харамом и макрухом существуют точки соприкосновения. Оба этих понятия обозначают запрещенные или как минимум отвратительные и мерзкие поступки. Однако к категории харам относятся те действия, которые категорически запрещены Аллахом Всевышним.
В качестве примера можно привести следующий аят: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4/23).
Тогда как запретность макруха не столь категорична. То, что то, или иное действие является макрухом, следует из некоторых выражений содержащихся в аятах и хадисах. Например, в следующем хадисе можно видеть разделение действий на харам и макрух: «Поистине, Аллах Всевышний запретил неуважительное отношение к матерям; закапывание живьем ваших дочерей; и требование того, на что у вас нет прав. Так же Аллах Всевышний считает отвратительным (макрухом) злословие, задавание большого количества вопросов, а так же порчу имущества» (Бухари, Рикак, 22).
Макрух делится на два вида:
Что означает «макрух» в ханафитском мазхабе?
Вопрос:
Что значит «макрух» в ханафитском мазхабе? Какие у него виды? Что это за виды? Как это выводится из источников Шариата? Например, если мы возьмем хадис: «Выравнивайте ряды, или Аллах разведет ваши сердца», – здесь речь о нежелательности, запретности или о чем?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Макрух (или караха) в языке означает «не любить», «испытывать неприязнь». И этим словом обозначают действие, которое не одобряется в Шариате.
Есть два вида макруха:
Макрух танзихан
Макрух танзихан, или караха танзихийя, обозначает действие, которое не одобряется в Шариате, однако наказание за этот поступок не полагается. И это ближе к дозволенному (мубах), чем к недозволенному (харам).
Примеры:
1) Использовать слишком воды при совершении омовения или, наоборот, использовать слишком мало воды.
3) Не делать гусль по пятницам.
4) Не читать тасмийю (бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим) в начале омовения.
5) Не пользоваться сиваком в начале омовения.
Правило:
Тому, кто воздержится от такого поступка, полагается награда, однако тот, кто совершает его, не будет наказан. Тем не менее, совершать такие действия регулярно – возмутительно.
Макрух тахриман
Макрух тахриман, или караха тахримийя, содержит в себе повеление воздерживаться от некого поступка, что выведено на основе размышления (далиль занни). Это ближе к запретному (харам). И можно сказать, что макрух тахриман – полная противоположность ваджибу.
Примеры:
1) Откладывать намаз аср до того времени, когда солнце меняет цвет.
2) Совершать различные составляющие намаза слишком быстро, например, быстро исполнить два земных поклона с коротким промежутком между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр.
4) Пользоваться золотыми и серебряными приборами (как для мужчин, так и для женщин).
5) Продавать и покупать во время азана на пятничную молитву.
Правило:
Если человек не воздерживается от совершения таких поступков, это грех – и за него положено наказание в вечной жизни, однако это наказание меньше того, которое полагается за совершение запретного (харам). Если человек не совершает таких поступков, ему полагается награда за это. Тот, кто отрицает недозволенность этого действия, не выходит из Ислама, в отличие от человека, который отрицает недозволенность харама.
Примечание:
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» употреблено без пояснения (мутлакан), обычно это означает макрух тахриман. Это общий принцип, из которого есть исключения.
Все вышесказанное, главным образом, взято из книги великого ученого, шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды (да помилует его Аллах), – из введения к его трактату по ханафитскому фикху «Фатх баб аль-инайя шарх Китаб ан-Нукайя».
А Всевышний Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
Что нужно знать о хараме и макрух?
Харам — это запрещённые действия, а макрух — нежелательные. Запреты в Исламе определены аятами и хадисами в твёрдой и категоричной форме.
По мнению большинства учёных-правоведов, кроме ханафитов, харамность допускается и в случае, если имеются лишь предположения («хабару вахид»). Ханафиты называют тахриман макрух те действия, которые в категоричной форме указаны в «хабару вахид». Понятие танзихан макрух у ханафитов подразумевает поступки, которые указаны не столь категорично. Запреты Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) имеют различную форму.
1. Прямое повеление в Коране.
В аятах запрет передан в категоричной форме с помощью слова «харам»: «Запретны вам в качестве жён ваши матери, дочери, сёстры, тётки со стороны отца, тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сёстры, матери ваших жён, падчерицы — ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны [вам также] жёны ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если это не случилось прежде, — воистину, Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 23).
«Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, — если только вы не заколете её по предписаниям, — и то, что заколото на [языческих] жертвенниках. Запрещено вам также предсказывать будущее. И всё это — нечестие. Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «аль-Маида», 5 / 3).
2. Если разрешённое спустя некоторое время стало запретным.
В качестве примера можно привести аят: «Отныне и впредь тебе не дозволено [брать новых] жён, а также заменять [прежних жён] другими, если даже ты очарован их красотой, за исключением твоих невольниц. Аллах ведь следит за всем сущим» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 52).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Верующему запрещается пользоваться имуществом другого мусульманина без позволения» (Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», 5 / 72).
3. С использованием глагола повелительного наклонения: «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно — мерзость и мерзкий путь» (Сура «аль-Исра», 17 / 32).
4. Используя выражения, содержащие предупреждение.
Например, в аяте глагол «воздержитесь» запрещает совершение действий (харам): «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).
Виды харама
Причиной запрета является вред или опасность, которые имеются в вещи или в действии. В зависимости от явного или косвенного проявления, харам делится на два вида:
Харам лизатихи — действия, которые изначально запрещены Аллахом и Его Посланником (салляллаху алейхи ва саллям), без условий и указания временных рамок. Например, прелюбодеяние, кража, употребление падали, заключение брака с родственниками. Эти запреты введены для сохранения пяти основ существования человечества: жизни, имущества, разума, религии и продолжения рода.
Запрещенные действия считаются незаконными, но не влекут за собой никаких юридических последствий. Например, прелюбодеяние не может быть причиной для установления кровного родства или права наследства. Также кража не даёт права владеть имуществом, приобретённым незаконным путем. Все виды харама (если не наступит безвыходное положение) не могут быть дозволенными.
Харам лигайрихи — дозволенные действия, которые в силу обстоятельств стали запретными. Например, видеть аурат женщины является харамом, так как это может привести к прелюбодеянию. Однако после заключения брака позволяется смотреть на любую часть тела супруги.
Также мусульманам запрещено совершать куплю-продажу во время джума-намаза: «О, вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» (Сура «аль-Джума», 62 / 9). Но этот запрет распространяется лишь на ограниченное время, чтобы не удерживать людей от посещения мечети.
При острой необходимости дозволено нарушение этого вида харама. Например, eсли возникла острая необходимость во врачебном осмотре, и нет врача-женщины, то доктору-мужчине разрешается провести осмотр.
Синонимами слова «харам» являются «масият» (ослушание) и «грех». Человек, отрицающий запреты Всевышнего, считается вероотступником (Газзали, «аль-Мустасфа», «Булак», 1322, 2/31; Паздави, «Усуль», на полях «Кашфуль-асрар», Стамбул, 1308; 1 / 66; Ибн Хумам, «Ат-Тахрир», Каир, 1316—1317; 1/329; Абу Захра, стр. 432; Закиуддин, «Шабан», стр. 215).
Макрух
В эту категорию попадают действия, запретность которых установлена повелениями Аллаха и Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) не в категоричной форме или в неоднозначных выражениях. Между харамом и макрух есть нечто общее: и то, и другое означает неприглядные и предосудительные действия. Однако, согласно мазхабу Ханафи, существует ряд отличий.
Харам — действия, которые чётко и ясно запрещены повелениями Аллаха, а также мутаватир— или машхур-сунной, тогда как макрух — это запрещённые действия, основанные на тех же доказательствах, но выраженные в более мягкой форме. Макрух делится на два вида: тахриман и танзихан.
Макрух тахриман — запреты на определённые действия, выраженные не в категоричной форме. Если повеление основывается на предположительных доказательствах (слабее машхур), то оно считается макрух тахриман — близким к хараму. В качестве примера можно привести хадис: «Пусть никто без позволения брата по вере не перебивает чужие торги и не сватается к помолвленной девушке» (Бухари, «Никах», 45; Муслим, «Бую», 8; «Никах», 38, 49, 52, 54, 56).
Запрет в хадисе носит категоричный характер. Исходя из формы выражения, эти действия должны быть харамом, но так как хадис является лишь предположительным, то его положения относятся к группе «тахриман макрух». Заслуживает наказания тот, кто совершит указанные поступки, но не считается вероотступником тот, кто не признаёт положений этого хадиса.
Макрух танзихан — запреты Аллаха и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), носящие не столь категорический характер. Например, употребление чеснока или лука перед посещением мечети. Известно, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) велел: «Если вы поели чеснок или лук, то сидите дома и не ходите некоторое время в мечеть!» (Бухари, «Азан», 160; Абу Давуд, «Атима», 41).
Этот хадис учит людей правилам поведения в обществе — не доставлять неудобств другим. Сюда же можно отнести и другие запахи, которые вызывают отвращение: грязных носков, пота или немытого тела.
Совершение поступков, относящихся к танзихан макрух, не влечёт за собой наказания или порицания, но противоречит общественным нормам. Похвально поведение человека, который стараетося избегать совершения обоих видов макруха. Имамы всех мазхабов, кроме ханафитов, относят все действия макрух к разряду харам. Нежелательными они считают только те поступки, которые не запрещены.
Для ханафитов тахриман макрух является синонимом ваджиба, а танзихан макрух — мандуба (Ибн Рушд, «Бидаятуль-муждтахид», Каир, 1952, 2 / 167, 168; Аз-Зухайли, 1 / 53, 2 / 263—264, 4 / 240; Абу Захра, стр. 45, 46; Закиуддин, «Шабан», стр. 217).
Понятие «макрух» или «карахат» в ханафитском мазхабе
Вопрос:
Не могли бы вы раскрыть понятие «карахат» (нежелательное, порицаемое) согласно ханафитскому мазхабу? Каким образом его выводят из определенных текстов? Например, какое решение выводят из хадиса: «Соедините ряды (во время молитвы), иначе Аллах произведет раскол в ваших сердцах» — означает ли это карахат, тахрим или что-то иное?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Макрух или (карахат) лингвистически означает «неприязнь» или «ненависть». Практически это относится к действиям, которые нежелательны в шариате.
Есть два виде действий макрух:
1) Макрух танзихан,
2) Макрух тахриман.
1) Макрух танзихан или карахат танзихийя относится к действиям, которые считаются порицаемыми в шариате без обещания наказания за их совершение. Оно ближе к дозволенному (мубах), чем к запретному (харам).
Примеры таких действий:
1) Тратить лишнюю воду во время совершения омовения (или наоборот, проявлять скупость в отношении нее).
2) Употребление в пищу конины,
3) Не произносить «бисмиллях» в начале совершения омовения.
5) Не использовать сивак во время совершения омовения.
Решение в отношении этих действий:
Тот, кто воздерживается от их совершения, будет вознагражден, кто, совершает его, не будет наказан. Однако, будет считаться грехом, если превращать это в привычку.
Макрух тахриман
Макрух тахриман или караха тахримийя является повелением воздержанием от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.
Примеры таких действий:
1) Задержка молитвы аср, пока солнце не начинает менять цвет.
2) Торопиться в совершении различных частей молитвы, таких как два земных поклонов (саджда) или сидение между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр,
4) Использование золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин,
5) Покупка или продажа во время призыва к пятничной молитве (азана) в день джума.
Решение в отношении него:
Совершение таких действий является грехом и заслуживает наказания в будущей жизни, хотя наказание будет в меньшей степени, чем для тех, кто совершает харам, а воздержание от него заслуживает вознаграждения. Тот, кто отвергает обязательность этого, не выходит из ислама, в отличие от совершающих харам.
Примечание:
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» или «карахат» употребляется в общем (мутлакан), это, как правило, относится к макрух тахриман. Это общий принцип, из которого существуют и исключения.
Вышеприведенная статья была основана на трудах великого шейха Абдульфаттаха Абу Гудда (да помилует его Аллах) и взята из введения к его трактату по ханафитскому мазхабу «Фатх баб аль-инайя шарх китаб ан-нукайя».