Что означает табличка под капотом
Какое значение несет странная наклейка с фарами и процентами?
Под капотом есть несколько знаков, на которые смотрят далеко не все автомобилисты, а зря. Производитель не зря же их там разместил. Эти сведения могут помочь водителю во время эксплуатации машины. Знаете ли вы, что означает изображение процентов рядом с передней фарой?
Если заводская оптика стала хуже светить, это не значит, что ее нужно срочно менять — возможно, она настроена неправильно. Разумеется, все моменты прописаны в «мануале» к автомобилю, но кто же его читает?! Об этом знает и производитель, поэтому размещает в разных частях машины разные наклейки-напоминалки. Но и их значение знают далеко не все автомобилисты.
Обычно в желтом знаке значатся цифры от 1 до 1.5 процента. Число может быть разным, всё зависит от конструкции оптики. Оно обозначает снижение луча света головной оптики. В современном автомобиле можно отрегулировать свет фар, исходя из того, груженый автомобиль или нет, и какое время суток и видимость на улице. Так, если машина загружена, тогда перед чуть поднимается, это нужно учитывать и при настройки освещения, иначе фары могут светить не на дорогу, а выше. Поэтому нужно откорректировать угол направления света от оптики. Это очень важно особенно при движении в ночное время или вечером.
Наклейка может помочь вам определить, нормально ли работают фары на вашей машине. Если на желтом фоне рядом с изображением фары стоит 1,3 процента, тогда верхняя граница света должна быть на 13 см ниже нити накаливания при удаленности от стены, которая будет выполнять функции экрана, в 10 м. Если корректор неисправен или фары повреждены, показатели могут измениться.
Так вы можете проверить, корректно ли работает оптика на вашей машине и попробовать использовать корректор.
Поиск
Новое на сайте
Наши друзья
Маркировка транспортных средств.
Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия. Дополнительная маркировка ТС является рекомендуемой и осуществляется как производителями ТС, так и специализированными предприятиями.Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:
— грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специ-альных на их шасси, тягачах с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;
— легковых автомобилях, в том числе специализированных и специ-альных на их базе, грузопассажирских;
— автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;
— троллейбусах;
— прицепах и полуприцепах;
— автопогрузчиках;
— двигателях внутреннего сгорания;
— мототранспортных средствах;
— шасси грузовых автомобилей;
— кабинах грузовых автомобилей;
— кузовах легковых автомобилей;
— блоках двигателей внутреннего сгорания.
Содержание и место основной маркировки
Кроме того, что ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828, а изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, производится специальная маркировка ТС и его составных частей.
Б. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:
— VIN;
— индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);
— допустимую полную массу;
— допустимую полную массу автопоезда (для тягачей);
— допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси;
— допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.
VIN имеет следующую структуру: WMI VDS VIS
За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.
Маркировка составных частей ТС
Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS VIN.
Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабине грузового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.
Двигатели маркируют на блоке двигателя в одном месте.
Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, разрешается не указывать.
Содержание и место дополнительной маркировки
Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).
Технические требования к маркировке
Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.
В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.
Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.
Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.
Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.
При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.
Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.
При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:
Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.
Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При вы-полнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.
Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей. Способы нанесения маркировки не оговорены стандартами и могут быть как ручными так и механизированными.
При ручном способе нанесения марки-ровки ударом молотка по клейму получают вдавленное изображение цифры, буквы, звездочки или иного знака на панели или площадке. При этом порядок нанесения знаков выбирается рабочим. В результате ручной набивки знаки смещаются по горизонтали и вертикали, происходит отклонение вертикальных осей, для исключения этого может использоваться шаблон. В этом случае неодинакова глубина цифр маркировки.
Механизированное нанесение маркировки осуществляется двумя способами: ударным и накаткой. Оба способа имеют свои особенности. Так, при микроскопическом исследовании маркировки, выполненной на-каткой, видны следы входа рабочей части клейма с одной и выхода ее с другой стороны знака. При ударном способе рабочая часть клейма перемещается строго по вертикали.
Довольно часто при механизированном способе нанесения марки-ровки, особенно на алюминиевых блоках, происходит «недобивка», в результате чего знаки маркировки слишком мелки либо еле заметны. В таких случаях выполняется ручная добивка или повторная механизиро-ванная. При ручной добивке появляются сопутствующие ей признаки. При повторном механизированном нанесении могут быть видны сдвоенные очертания с одинаковым сдвигом знаков.
При комбинированном способе нанесения маркировки часть знаков наносится механизированным способом, а остальные добиваются вручную. Для такого варианта характерны признаки обоих способов.
Дополнительная маркировка наносится, как правило, пескоструйной обработкой или фрезерованием деталей автомобиля, выполненных из стекла, либо нанесением обозначений специальным, содержащим люминофоры, составом на элементы интерьера салона автомобиля. В первом случае маркировка наблюдается визуально без помощи специальных приборов, во втором для ее обнаружения требуется применение ультрафиолетовой лампы.
Примеры маркировки ТС отечественного и зарубежного производства
В настоящем разделе приведены примеры расположения маркировки агрегатов автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Пежо. Автомобили выпуска начала 80-х годов и ранее могут иметь маркировку, отличающуюся от приведенной ниже, что было обусловлено отсутствием единых требований к ней. В этом случае необходимо обращаться к специальной справочной литературе. Расположение мест маркировки некоторых автомобилей зарубежного производства приведено в приложении 3.
Волжский автомобильный завод.
Структура и содержание идентификационного номера
Структура и содержание маркировки двигателя
Маркировка двигателя наносится на специальные фрезеровочные площадки блоков цилиндров двигателей. Блок отливается из специального серого чугуна. Процесс маркирования механизирован.
На двигателях моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083 маркировка наносится на верхней части задней стенки блока со стороны маховика слева по ходу движения автомобиля ударным способом в одну строку шрифтом ПО-5. Она содержит обозначение модели и порядковый семизначный номер двигателя, заключенный между двумя звездочками и являющийся сквозным для данных моделей. Звездочки вписываются в круг диаметром 3,0 мм.
Блоки цилиндров, поставляемые в запасные части, не маркируются.
В случае ошибочного нанесения знака маркировки перебивка про-изводится вручную с помощью клейм и оправки. Знак забивается специальным штифтом и набивается новый. В случае ошибочного нанесения всего номера (или нескольких знаков) он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (зна-ков), то его не отобразившуюся часть, набивают вручную. Не отобразившиеся знаки технологического номера не набиваются. Маркировка кузовов наносится с помощью маркиратора ударным способом. С 1 октября каждого года в идентификационный номер вносится буквенное обозначение следующего календарного года.
Горьковский автомобильный завод.
Приведем пример маркировки для моделей ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и их модификаций.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на брызговике правого переднего крыла.
2. Код года выпуска и номер кузова (указательная часть VIN) выбит в желобе водостока капота справа.
3. Модель, номер и год выпуска двигателя выбиты на приливе в нижней части блока цилиндров слева.
Структура и содержание идентификационного номера
Завод ПЕЖО (Peugeot).
Способы и признаки изменения маркировочных данных
В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.
Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.
Способы и признаки изменения маркировки кузовов
Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.
Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.
К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
— нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
— следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
— различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
— несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
— сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.
Способы и признаки изменения маркировки двигателей
Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
— спиливание с помощью напильника вручную;
— удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
— забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
— наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
— термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.
К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
— следы механической обработки площадки;
— следы первичной маркировки;
— отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
— отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).
Средства исследования маркировки
Способы подделки маркировочных данных обусловливают методы поиска и анализа «посторонних дефектов» в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия (ЛКП), таких, как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т.п.
Вихретоковые дефектоскопы
Одним из первых вихретоковых приборов, разработанных специально для решения задач ГИБДД, является прибор «Контраст-М» (г. Воронеж). Прибор предназначен для оперативного выявления признаков маркировочных данных на кузовных деталях автотранспортных средств. Прибор позволяет выявлять изменение толщины лакокрасочного покрытия, напайку, наклейку или вварку металлических фрагментов с измененными маркировочными данными. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов и регистрации отклонений вторичного электро-магнитного поля, создаваемого этими токами, вследствие изменения мар-кировочных данных.
По результатам испытаний хорошо зарекомендовал себя и малогабаритный вихревой дефектоскоп МВД-2 (3) (г. Казань). Его функциональные возможности можно улучшить с помощью датчика, который имеет малую, практически точечную рабочую поверхность (поверхность соприкосновения с контролируемым образцом). Поэтому с помощью МВД-2(3) можно, например, определить наличие заливки отдельных элементов знаков при исправлении знаков со схожей конфигурацией.
В Московском энергетическом институте (МЭИ) разработан вихретоковый индикатор ВИ-96Н. Приборы МВД-2(3) и ВИ-96Н имеют практически одинаковые технические возможности, но в отличие от прибора «Контраст-М» позволяют выявлять:
— имитации точек сварки (заклепками из стальных и цветных металлов, кернением, механической выработкой, нанесением шпатлевки);
— места крепления деталей методом сварки, клепкой (из стальных и цветных металлов), скрытых последующим нанесением ЛКП;
— уменьшение толщины маркируемой детали;
— «зачеканивание» отдельных элементов знаков;
— наличие включений в отдельных элементах знаков: металлических (как правило, цветных металлов), неметаллических (эпоксидная шпатлевка, полимерные соединения и т.п.).
Прибор ВИ-96Н более удобен в эксплуатации (имеет автоматическую настройку на контролируемую поверхность, настройку порога чувствительности). ВИ-96Н рекомендован ГУГАИ МВД России сотрудникам ГИБДД для оперативной проверки зоны расположения маркировочных обозначений кузовов автотранспортных средств и сотрудникам экспертных подразделений как техническое средство предварительной проверки способом неразрушающего контроля.
Вихретоковые дефектоскопы позволяют обнаружить изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с иной маркировкой, заменой части панели, наложени-ем на первичную маркировку фрагмента панели со вторичной маркировкой.
Если дефектов в зоне, прилегающей к маркировочной площадке, обнаружить не удалось, проверяется наличие (отсутствие) сварного шва по всей длине полки коробки воздухопритока. Такой шов может появиться в результате замены части панели.
Работая с вихретоковыми дефектоскопами необходимо помнить, что срабатывание сигнализации может быть вызвано трещинами, возникшими в процессе рихтовки (ремонта, выправки) исследуемой панели. Как правило, эти трещины располагаются в хаотическом порядке, а потому их дифференциация не вызы-вает особых затруднений.
Опыт эксплуатации указанных технических средств показывает, что они наиболее приемлемы для нужд практических работников (портативность, возможность работы в полевых условиях, универсальность и др.).
Магнитопорошковые дефектоскопы
Использование данного метода предполагает наличие постоянного магнита определенной конфигурации и суспензии железного порошка с водой (расход порошка 20-30 г на 1 л воды). Портативные образцы оборудования типа МДЭ-20Ц, разработанные в ЦНИИТМаше, включают выпрямитель, соединительный кабель и электромагнит. Габаритные размеры прибора 150х150х100 мм, масса до 5 кг.
Для обнаружения возможного изменения маркировки кузова достаточно небольшое количество суспензии нанести на исследуемый участок, где создается магнитное поле. При наличии на панели сварных швов или иных аналогичных дефектов, образовавшихся при изменении маркировки, магнитные частицы четко обозначат контуры этого повреждения.
Рентгеновские дефектоскопы
Стационарный рентгеновский комплекс «Рентген-30-2» (МНПО «Спектр») позволяет выявлять изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с новой маркировкой, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой, может эксплуатироваться в стационарных условиях или монтироваться на шасси грузовых автомобилей-фургонов, имеет значительные массу и габаритные размеры.
Переносные рентгеновские дефектоскопы типа МИРА-2Д (или аналогичные импортные) позволяют решать аналогичные задачи, но имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу.
Для исследования панели переносными рентгеновскими дефектоскопами прибор помещают над исследуемым участком (обычно начинают с маркировочной площадки), а снизу, под панелью, помещают рентгеновскую пленку. После просвечивания пленку обрабатывают стандартным способом, а полученные снимки анализируют. Достоинством таких приборов является то, что в ряде случаев с их помощью можно выявить первичную маркировку кузова (если она не была уничтожена в процессе ее изменения). Приборы данной группы используются в экспертно-криминалистических подразделениях.
Магнитные толщиномеры
Магнитный толщиномер МТ-41НУ конструкции МНПО «Спектр» предназначен для измерения толщины немагнитных покрытий (шпатлевка, олово, латунь и др.), нанесенных на ферромагнитные основания; имеет габаритные размеры 127х200х280 мм и массу 3,5 кг.
С использованием данного прибора можно выявить изменения маркировки, связанные с нанесением поверх первичной маркировки слоя шпатлевки, олова, латуни или иных диа- и парамагнитных покрытий (например, эпоксидная смола).
Установление факта изменения маркировки кузова в данном случае производиться путем измерения толщины немагнитного покрытия, нанесенного на стальную панель, в месте расположения маркировки и в нескольких точках, удаленных от нее. Реализация предлагаемого метода возможна благодаря тому, что толщина слоя вещества, нанесенного поверх маркировочной площадки, в результате произведенных манипуляций становиться значительно больше его толщины в отстоящих местах. Практика исследования маркировочных данных ТС сложилась таким образом, что объектами исследования являются только маркировочные площадки, с нанесенными на них обозначениями, и заводские таблички. Подобное необоснованное сужение круга объектов исследования снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных ТС необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования. Такой комплексный подход предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль. Как уже было отмечено, это:
— исследование регистрационных документов;
— установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
— осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
— определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
— исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
— исследование дополнительной и скрытой маркировки;
— исследование целостности маркируемых деталей;
— исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
— исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и. т. п.);
— выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
Результатом исследования должно быть решение о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и (в необходимых случаях) составление запроса для проверки ТС по учетам угнанных и похищенных ТС.
Основные варианты выводов представляются следующими:
— маркировочные данные подлинны (не изменялись);
— маркировочные данные изменены на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка;
— маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка (полностью или частично);
— маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, первичная маркировка уничтожена (не поддается выявлению), составляется ориентирующая информация.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Распределение первых двух знаков WMI, характеризующих зону и страну-производителя (согласно SAE)
Приложение 2
Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств
СНГ и страны Балтии
ХТА ВАЗ
XIR БЕЛАЗ
XTB АЗЛК
XIS КОВРОВСКИЙ З-Д
XTC КАМАЗ
XIT П/Я 7204
XTD ЛУАЗ
XIV КРАСНОДАРСКИЙ З-Д
XTE ЗАЗ
XIW СТАВРОПОЛЬСКИЙ З-Д
XTF ГОЛАЗ
XIX МИНСКИЙ ТУРТРАНС
XTG ХЕРСОНСКИЙ З-Д
XSA БАКИНСКИЙ З-Д
XTH ГАЗ
XSB КИРОВАБАДСКИЙ З-Д
XTJ СЕРПУХОВСКИЙ З-Д
XSC ОРСКИЙ З-Д
XTK ИЖМАШ
XSD ТУЛЬСКИЙ З-Д
XTL КЗКТ
XSE ИРБИТСКИЙ МОТОЗАВОД
XTM МАЗ
XSF БАЗ
XTN ШУМЕРЛЯНСКОЕ ГКСБ
XSG ОДЕССКИЙ З-Д
XTP ММЗ
XSH РИЖСКИЙ МОТОЗАВОД
XTR МОЛДАВ. РЕФРИЖЕРАТ. З-Д
XSK МИНСКИЙ МОТОВЕЛОЗАВОД
XTS ЧЕЛЯБИНСКИЙ З-Д
XSL ЛЬВОВСКИЙ МОТОЗАВОД
XTT УАЗ
XSM КИРГИЗАВТОМАШ
XTU ЗИУ
XSP КИЕВСКИЙ МОТОЗАВОД
XTV ВОРОШИЛОВГРАДСК. З-Д
XSR ЛИПЕЦКИЙ З-Д
XTW ЛАЗ
XSS АССОЦИАЦИЯ АВТОКАМ
XTX ОДАЗ
XST АССОЦИАЦИЯ АВТОКАМ
XTY ЛИАЗ
XSW КИЕВСКИЙ АВТОРЕМ. З-Д
XTZ ЗИЛ
XSX СП АЛЬТКАМ
XIA ГОРЬКОВСКИЙ З-Д
XSY АО “КОНТЕС”
XIC КРАЗ
XSZ СЕРПУХОВСК. ТОО “ЭМОС”
XID РАФ
XVA РУБЦОВСКИЙ З-Д
XIE КаВЗ
XVB АО “ЗАЩИТА”
XIF НЕФТЕКАМСКИЙ З-Д
XVC КУРГАНСК. З-Д ДОР. МАШИН
XIG МоАЗ
XVD СЕМЕНОВСКИЙ АО “СЕМЕР”
XIH СЕРДОБСКИЙ З-Д
XVE АО “КРАСНОПАХОРСКИЙ”
XIJ КРАСНОЯРСКИЙ З-Д
XVF КУРГАНСКИЙ МАШИН. З-Д
XIK ШУМЕРЛЯНСКИЙ З-Д
XVG МИЧУРИНСКИЙ З-Д
XIL ТАВДИНСКИЙ З-Д
XVH МИНСК. З-Д КОЛЕСН. ТЯГАЧЕЙ
XIM ПАЗ
XVK ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ
XIN ИШИМСКИЙ З-Д
XVL АРЗАМАССКИЙ З-Д
Приложение 3
Цифры и буквы, используемые в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства
Год Код года Год Код года Год Код года Год Код года 1980 А 1988 J 1996 T 2004 4 1981 B 1989 K 1997 V 2005 5 1982 C 1990 L 1998 W 2006 6 1983 D 1991 M 1999 X 2007 7 1984 E 1992 N 2000 Y 2008 8 1985 F 1993 P 2001 1 2009 9 1986 G 1994 R 2002 2 2010 А 1987 H 1995 S 2003 3