При страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем (застрахованным лицом) причиненного им вреда личности или имуществу третьих лиц. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Аналогичные нормы о возмещении вреда содержат нормы права практически всех стран мира.
Основанием для освобождения от ответственности за причиненный ущерб может быть только доказательство лицом, причинившим вред, того, что вред причинен не по его вине (например, в результате умышленных действий потерпевшего либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
Страхование помогает в ряде случаев значительно упростить эти отношения по поводу возмещения вреда путем заключения договора страхования ответственности. При страховании ответственности различают следующие виды ущерба:
При определении размера ущерба учитывается соучастие и совиновность других лиц в причинении ущерба. Часто при страховании ответственности применяется франшиза.
В зависимости от того, кто нанес вред и каким образом будет определяться размер возмещения за причиненный ущерб, различают следующие основные виды страхования ответственности.
1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Транспортные средства, и в первую очередь автомобиль как самое распространенное транспортное средство, являются источником повышенной опасности для окружающих. Статистика показывает, что ущерб, связанный с эксплуатацией автомобильного транспорта, огромен. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает свыше 300000 человек, около 2,5 млн. человек получают травмы и увечья. Огромный ущерб наносится имуществу граждан, предприятий и организаций. Как же возмещать такие ущербы? За счет каких средств? По закону виновник обязан возместить ущерб. А если виновник аварии неплатежеспособен? Ответ на эти вопросы дает практика страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, получившая широкое распространение во всех странах мира.
Наиболее распространенным в мире видом страхования ответственности является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое в большинстве стран (в том числе и в России) является обязательным.
Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не является собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызванные страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмотренной договором страхования.
Поскольку страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. Таким образом, в распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которыми он может воспользоваться по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпевший уже не может обратиться к другому должнику. Если сумма действительного ущерба превышает страховую сумму, то разницу согласно закону возмещает виновник ущерба.
Несмотря на обязательность страхования ответственности владельцев автомобиля и процедуру допуска и контроля управления автомобилем, казалось бы, исключающую проблемы возмещения ущерба, иногда бывают случаи, когда виновник аварии или не установлен, или совершил аварию умышленно, или срок страховки закончился. Для защиты жертв аварии в таких случаях производятся выплаты возмещения за счет специальных фондов, создаваемых страховыми организациями, занимающимися страхованием ответственности.
Особенностью страхования ответственности владельцев автомобилей является то, что тарифные ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя автомобиля, местности, где зарегистрирован автомобиль, стажа безаварийной езды застрахованного и других факторов. При построении страховых тарифов страховые компании учитывают влияние различных факторов на показатели убыточности страховых сумм и исходя из этого предлагают различные скидки и коэффициенты к базовым страховым тарифам.
Cтрахование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время международное значение. Международная система страхования этого вида ответственности, широко известная под названием «система Зеленой карты«, вступила в силу 1 января 1953 года. Получила название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего заключение данного договора.
Наряду со страхованием ответственности владельца автомобиля существуют также другие виды страхования ответственности владельцев транспортных средств: ответственности авиаперевозчика, ответственности судовладельца или перевозчика в морском страховании, ответственности автоперевозчика и другие.
2. Страхование гражданской ответственности на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности
Хозяйственная деятельность нередко также сопряжена с вероятностью причинения вреда третьим лицам. Неожиданные претензии по возмещению ущерба могут создать серьезную угрозу финансовому положению предприятия. Страхование гражданской ответственности устраняет финансовые риски, связанные с неожиданными выплатами, поддерживая тем самым непрерывность хозяйственной деятельности. В этой подотрасли выделяются следующие виды страхования ответственности.
Страхование гражданской ответственности предприятий
В данных видах страхования под ответственностью понимается установленное законом обязательство по возмещению ущерба (вреда), причиненного владельцами предприятий и их работников третьим лицам. Застрахованным по данному виду страхования является владелец предприятия как лицо, ответственное за свое предприятие. Таким образом, субъектом является личность (статус) страхователя как носителя гражданской ответственности, вытекающей из его роли на предприятии. В ряде стран это страхование проводится в обязательной форме для предприятий, занимающихся отдельными видами деятельности.
Страховщик гражданской ответственности предприятия берет на себя те задачи, которые владелец предприятия (страхователь) и его работники (совместно с ним застрахованные) иначе должны были бы выполнять сами, а именно:
По страхованию гражданской ответственности предприятия застрахованным считается в основном личный и имущественный ущерб.
Для конкретизации страховой защиты необходимо описание особенностей предприятия, которое дается страхователем в специальном бланке-заявлении. Заявление на страхование дает возможность страховщику правильно оценить риск и определить объем страхования. Как правило, в договоре страхования, оговорено, что все, что конкретно не указывается в заявлении, страхованием не покрывается. Поэтому полный ответ на поставленные вопросы отвечает интересам страхователя. Из данного вида страхования, как правило, исключаются риски, связанные с использованием предприятием автомашин, которые страхуются по правилам страхования автогражданской ответственности.
По отдельным договорам страхуются также гражданская ответственность владельцев средств водного транспорта и гражданская ответственность авиаперевозчиков.
Из страховой защиты, как правило, исключаются:
Страхованием гражданской ответственности предприятия не покрываются и должны страховаться по дополнительным договорам риски, связанные с:
При расчете тарифных ставок учитываются: сумма оборота предприятия, годовая сумма заработной платы, численность занятых на производстве лиц, работа на чужой территории, тип предприятия и другие факторы.
Отдельно согласовываются вопросы собственного удержания страхователя (франшиза). Не существует единого собственного удержания по всем видам страхования гражданской ответственности. Страховщик может согласовывать со страхователем вид собственного удержания (по всем ущербам, по определенным видам ущерба, для определенных рисков), а также способ (в виде определенной суммы, в виде процента с ограничением или без ограничения по минимуму или максимуму и т.д.).
Разновидностями страхования ответственности предприятия являются специальные виды страхования:
Страхование ответственности производителей товаров
Страхование гражданской ответственности производителей товара является одним из видов страхования ответственности. Законами большинства стран предусмотрена ответственность производителя товара (продавца, посредника) за возможный ущерб личности или имуществу лица, которое использует или употребляет данный товар.
Причем изготовитель товара (продавец, исполнитель) освобождается от ответственности только в том случае, если он докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы либо вследствие нарушения потребителем правил использования и хранения.
Объектом страхования гражданской ответственности производителя товара является его ответственность за возможный ущерб личности или имуществу, который возник в результате использования произведённого им товара. Страховым случаем является факт наличия такого ущерба. В этом случае ущерб возмещает страховая компания из фондов, образованных за счет сбора страховых взносов производителей товара.
Кроме того, страховая компания, специализирующаяся на этом виде страхования, может организовать экспертизу, консультационное или иное обслуживание. Активное вовлечение страховщика в эти процессы объясняется тем, что он не менее страхователя заинтересован в уменьшении или предупреждении убытков, которые придется ему оплачивать. Предприятия, фирмы-эспортеры должны предусматривать страхование ответственности, которая может возникнуть в результате продажи их продукции в третьих странах.
Страхование профессиональной ответственности
Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления претензий к лицам, занятым выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Основанием для предъявления претензий могут служить небрежность (халатность), ошибки и упущения, допущенные со стороны страхователя.
По страхованию профессиональной ответственности может быть застрахована ответственность как за имущественный, так и за личный ущерб. Объектом страхования профессиональной ответственности являются ошибочные действия профессионалов, в результате которых могут возникнуть события, которые приведут к ущербу.
Ответственность страховщика по всем убыткам, возникшим в течение действия полиса, не может превышать определенного лимита. Обычно по этому виду страхования также устанавливается франшиза, к которой по требованию страховщика могут быть добавлены расходы, связанные с работой независимых экспертов для установления убытка.
Факты нечестного поведения, обмана, уголовных преступлений, умышленных действий страхователей (или их служащих) исключаются из объема страховой ответственности страховщика, поскольку страхование профессиональной ответственности защищает от небрежности и ошибок при добросовестном, благоразумном и компетентном исполнении своих обязанностей страхователем, застраховавшим свою ответственность.
Ставки премии по этому виду страхования зависят от профессии, возраста, стажа работы, даты получения квалификации и т.д. К основной ставке премии могут применяться скидки или надбавки, если в предыдущие годы были страховые случаи, по которым состоялись выплаты, или если профессионалы только начинают работать в соответствующей области деятельности.
Некоторые виды профессиональной ответственности подлежат обязательному страхованию (например, профессия нотариуса в РФ).
3. Другие виды страхования гражданской ответственности
В страховании индивидуальной гражданской ответственности страхователями выступают отдельные граждане, которые страхуют свою гражданскую ответственность за возможный ущерб, который они могут принести третьим лицам. Часто страхование индивидуальной гражданской ответственности называют также страхованием семейной ответственности, так как оно защищает не только страхователя, но и установленную законом ответственность его/ее супруги/супруга и несовершеннолетних детей за ущерб, который они могут нанести в результате совершения событий, происходящих в их частной жизни.
По данному виду страхования считается застрахованной ответственность страхователя за ущерб, который, возможно, будет нанесен им третьим лицам практически в любом случае за исключением тех рисков, которые либо вообще не страхуются, либо страхуются по специальным договорам страхования ответственности.
По отдельным договорам, как правило, страхуются следующие виды ответственности:
Я считаю, что лучший оберег для машины — полис ОСАГО.
Он не уберегает от ДТП, но экономит деньги. Теперь я точно знаю, что ущерб до 400 тысяч рублей из своего кармана оплачивать мне не придется.
Я расскажу, что такое ОСАГО и как оно позволяет сэкономить деньги, если вдруг вы окажетесь виновником ДТП. А еще поясню, как можно экономить на покупке полиса и не стать жертвой мошенников.
Что такое ОСАГО
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.
Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.
Обязательно ли оформлять ОСАГО
Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.
Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.
Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.
Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.
Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.
Разница между ОСАГО и каско
ОСАГО
Каско
Что страхует полис
Только гражданскую ответственность
Автомобиль от ущерба и от других рисков
Условия страхования
Указаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению
Страховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхования
Нельзя. Иначе — штраф от 500 Р
Полис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплат
Устанавливает государство
Зависит от страховой компании
Кто получает выплаты
Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может
Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полис
Нет
Да
Зачем нужен полис ОСАГО
Проще всего это объяснить на примере.
Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.
Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.
Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.
При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.
От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.
От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.
За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.
Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:
Условия страхования по ОСАГО
По закону условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России.
Основные условия обязательного страхования такие:
Стороны договора страхования
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.
Как и когда оформлять ОСАГО
В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.
Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.
Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.
Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.
Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.
Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.
Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.
Документы для оформления полиса
Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:
Что такое диагностическая карта. Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки технического состояния автомобиля. Выдают его операторы технического осмотра. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы и могут проводить техосмотр.
В ней содержится следующая информация:
Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.
Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.
Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.
Машины в возрасте от трех до семи лет проходят техосмотр раз в два года. Автомобили старше семи лет — ежегодно. А легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов — проходят ТО раз в шесть месяцев.
Правила оформления е-ОСАГО
Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.
С 1 января 2017 года все изменилось: теперь полис оформляют через интернет. Е-ОСАГО имеет такую же силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Стоимость электронного полиса не отличается от полиса, который оформили на бумажном бланке.
Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.
Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.
Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.
Как не купить фальшивый полис ОСАГО
Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.
Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.
Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.
Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.
Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:
Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.
Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция тут еще серьезнее — от штрафа до 120 000 Р до ограничения свободы на срок до двух лет.
А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.
Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.
Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.
Что делать с ОСАГО после покупки
Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.
Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.
Как формируется цена на ОСАГО
Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.
Базовые ставки страховых тарифов
Минимальная базовая ставка
Максимальная базовая ставка
Мотоциклы и мопеды
694 Р
1407 Р
Легковые машины, принадлежащие юридическим лицам
2058 Р
2911 Р
Легковые машины, принадлежащие физическим лицам и ИП (это 90% автопарка граждан России)
2746 Р
4942 Р
Легковые такси
4110 Р
7399 Р
Грузовики массой до 16 тонн
2807 Р
5053 Р
Автобусы с числом мест до 16
2246 Р
4044 Р
Автобусы с числом мест более 16
2807 Р
5053 Р
Коэффициенты зависят от следующих условий:
Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, по КБМ устанавливается надбавка. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.
Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 50%.
КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.
С 1 апреля 2020 года поменяется порядок подсчёта года для КМБ. Это будет не год действия конкретного полиса, а период с 1 апреля одного года по 31 марта следующего.
Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году. В 2019 году стоимость ОСАГО уже менялась — базовые тарифы и коэффициенты увеличились с 9 января 2019 года. В текущем году изменения больше не планируются. Если они будут в следующем году — мы обязательно об этом расскажем.
Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для кого-то полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий.
А для кого-то дороже — если попал в ДТП по своей вине, приобрел более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.
Как сэкономить на ОСАГО
Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:
Отправляйте детей получать права как можно раньше
С 2019 года можно сэкономить на ОСАГО, учитывая коэффициент возраста, — стажа, или КВС. Работает это так. Чем старше водитель и чем больше у него водительский стаж — тем дешевле полис.
А еще подорожала открытая страховка с неограниченным количеством водителей. По ней отменили все скидки. ОСАГО на легковую машину в Санкт-Петербурге с неограниченным числом водителей теперь обойдется дороже 20 тысяч рублей.
Мой совет: если есть возможность, откажитесь от оформления открытых страховок, и вписывайте в полис только тех, кто реально пользуется машиной.
А еще отправляйте детей учиться в автошколу как можно раньше — водительский стаж считается не с того момента, когда человек сел за руль, а с даты выдачи первого водительского удостоверения. Например, если заранее отправить ребенка в автошколу, он может уже получить права с 18 лет. Когда он вырастет и сможет приобрести автомобиль — полис для него обойдется дешевле.
Что делать, если случилось ДТП
Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.
Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.
На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.
Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.
Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.
Порядок возмещения по ОСАГО
Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.
Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:
С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.
Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.
Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.
Как получить деньги по ОСАГО
С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.
В каких случаях выплачивают деньги. Денежная выплата будет положена в следующих случаях:
Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.
Ремонт автомобиля за счет страховой компании
Можно ли выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может самостоятельно выбрать автосервис или организовать ремонт.
В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.
Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.
А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.
Отказ от компенсации по ОСАГО
Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:
Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.
Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным. Иногда его называют финансовым омбудсменом.
На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.
Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.
Он может рассмотреть следующие вопросы:
По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.
Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:
Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.
Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.
Продление ОСАГО
Чтобы продлить ОСАГО, обратитесь в свою страховую компанию. При необходимости не забудьте пройти технический осмотр и возьмите с собой водительское удостоверение и документы на машину.