Что означает статус операции отменен
Как отозвать платеж Сбербанк Онлайн
Совершая операции в системе Сбербанк онлайн, пользователи не всегда проверяют правильность реквизитов платежа. В некоторых случаях возникает необходимость отмены операции или платежа. Независимо от того, в каком направлении был совершен платеж, его аннулирование производится по определенным правилам, не предусматривающим исключения. Подробности — только на Бробанк.ру.
Пошаговая инструкция по отмене платежа или операции
В большинстве случаев необходимость в аннулировании платежа возникает по вине самих же клиентов банка. Причинами могут быть: неправильно введенные реквизиты, изменение решения на счет какой-либо покупки / сделки, мошеннические действия, повторное совершение транзакции, и другие.
Если в реквизитах получателя допущена ошибка, и деньги отправлены на несуществующий счет, то общая сумма “замораживается” на специальном банковском счете. Автоматический возврат суммы производится на счет клиента в течение 10 банковских дней. В отдельных случаях система сразу обнаруживает ошибку и возвращает деньги клиенту.
Пользователь, увидевший ошибочно сделанный платеж, должен реагировать немедленно. Банк не может самостоятельно распознавать, какая операция верная, а какая — нет.
Чаще всего необходимость в аннулировании платежа возникает из-за действий клиента
Поэтому вероятность возврата средств зависит от реакции держателя карты или владельца счета. Для начала следует разделить операции на те, которые находятся в обработке и исполненные. Действовать в обоих случаях клиенту придется по разным алгоритмам.
Если платеж в обработке
В системе Сбербанк онлайн статус платежа каждый пользователь может уточнить в личном кабинете. Для этого нужно войти в систему под своими регистрационными данными. Далее пользователь переходит на главную страницу личного кабинета и открывает раздел “История операций”. В этом разделе отображаются все операции, совершенные пользователем с момента получения карты. Для удобства можно подобрать определенный временной промежуток или воспользоваться поисковой строкой.
После того, как нужная операция будет найдена, следует кликнуть по ее отображению на экране для уточнения реквизитов. Здесь будет отмечен статус операции — “в обработке”. Сейчас в системе Сбербанк онлайн подавляющее большинство операций совершается моментально. На счета в некоторых банки платеж может обрабатываться до 5 дней. В этом случае клиенту нужно:
Если платеж находился в обработке, и клиент успел обратиться в банк до его исполнения, то с большей долей вероятности он будет отменен. Списанные средства будут возвращены назад на карточный счет. Главное, чтобы отмена операции не нарушала права третьих лиц. К примеру, если клиент аннулирует оплату за уже полученный товар, то такие действия могут расцениваться в виде мошенничества. В остальном ограничений не предусматривается.
После возврата средств клиент получает на счет полную сумму с учетом списанной комиссии. Если платеж совершен, подтвержден и исполнен банком, то отменить его будет намного сложнее. В любом случае вопросы аннулирования транзакции после ее совершения решаются через банк. Никакой кнопки для ручной отмены операции — нет.
Отмена исполненного платежа
В пользовательском соглашении Сбербанк изначально указывает, что подтвержденную и выполненную операцию отменить не получится. При вводе разового кода, полученного из смс-сообщения, клиент подтверждает свое согласие на обработку и выполнение операции.
Банк по такого рода поручениям не несет никакой ответственности. Ввод разового кода или cvv-кода приравнивается к вводу пин-кода. Это означает, что ответственность банка касается только исполнения транзакции и поступления средств по назначению. Проверить статус платежа можно тем же самым образом, что описан выше:
Если рядом с операцией отображается такой статус, значит, что отменить ее уже не получится даже при помощи сотрудников банка. Сбербанк не имеет права списывать средства со счетов своих клиентов без соответствующего решения суда. Поэтому обращаться в банк не будет смысла.
В пользовательском соглашении указано, что в таких случаях необходимо обращаться непосредственно к получателю средств. Если перевод осуществлялся по номеру телефона, то отменить платеж в Сбербанк Онлайн получится при прямом взаимодействии с получателем. К нему можно обратиться следующими способами:
Все зависит от того, захочет ли получатель возвращать средства, полученные по ошибочной операции. Сбербанк как-либо повлиять на этот процесс не сможет. Если получатель неизвестен, и в истории отображается только номер карты, необходимо действовать другим способом.
Когда получатель неизвестен
Если после совершения операции клиент видит только платежные реквизиты, то обратиться к получателю ошибочного перевода он, естественно, не сможет. Поэтому Сбербанк в данном случае предлагает клиентам обратиться в любое отделение банка, заполнить обязательное заявление, чтобы направить официальное уведомление получателю ошибочного перевода.
Отправитель должен заполнить заявление и в просительной форме указать на возврат ошибочно переведенных средств. Отправляет заявление непосредственно Сбербанк. Требовать какую-либо дополнительную информацию о получателе нет смысла. Сбербанк не имеет права без согласия клиента разглашать персональную информацию. Для банка это серьезное нарушение, поэтому заполненное заявление организация отправляет самостоятельно, за подписью клиента (отправителя платежа).
Если получатель средств никак не отреагирует на сообщение, поступившее от Сбербанка, либо ответит отказом на подобное сообщение, значит, средства вернуть не получится. Если отправитель будет иметь контакты получателя, отказывающего в возврате средств перевода, то разрешение вопроса можно перенести в суд.
Трудности с возвратом в большинстве случаев бывают, если получатель — физическое лицо. С юридическими лицами, как правило, подобных проблем не бывает, если организация дорожит своей репутацией. Более того, в истории операций указываются реквизиты компании, по которым легко можно вычислить ее контакты и обратиться туда напрямую или же через Сбербанк.
Если средства списались автоматически
Клиенты Сбербанка часто прибегают к специальному функционалу, когда система автоматически списывает средства за те или иные услуги. Это опция называется автоплатежом. То есть, клиент не подтверждает каждый раз совершение подобной операции, значит, средства вернуть можно. Логичная, но неправильная точка зрения.
По такого рода операциям клиент подтверждает транзакцию единожды — когда настраивает автоматический платеж в системе. Это подтверждение распространяется на все последующие автоплатежи, и Сбербанк нести за них ответственности не будет. Следовательно, отменить и такие операции после их исполнения уже не получится. Исключение — при прямом взаимодействии с получателем перевода.
Если клиент обнаружил несанкционированное списание средств, то ему следует немедленно обратиться в службу поддержки Сбербанка для последующего решения вопроса. Операции, совершенные без ведома клиента, и без автоматического подтверждения, отзываются в следующем порядке:
Последний вариант возможен, если речь идет о несущественной сумме. Перед тем, как отозвать обратный платеж в Сбербанк онлайн, рекомендуется проверить соблюдение всех правил безопасности использования банковской карты. При обнаружении банком каких-либо нарушений основных правил пользования картой, отмена ошибочного платежа будет невозможной.
Отмена платежа через процедуру chargebacks
Если перевод совершается посредством технологии card to card (с карты на карту), то отменить операцию можно только способами, описанными выше. Когда перевод отправляется на приобретение товара или оплату какой-либо услуги, можно воспользоваться процедурой chargebacks. Переводится как “обратный платеж”, который совершается не банком-эмитентом, а непосредственно платежной системой. Оно возможна к применению в любом российском банке, и используется в следующих случаях:
Такая процедура предусматривается по большинству карт Visa или MasterCard. У Сбербанка возврат такого перевода может по времени составлять до 120 банковских дней. Многое зависит от того, в каком банке обслуживается интернет-магазин, и по какой из причин используется процедура chargebacks. Также большое значение имеет, к какой из систем принадлежит карта, на которую требуется вернуть средства.
Что означает статус «Ожидает подтверждения» в Сбербанке Онлайн?
У всех транзакций, осуществляемых через веб-банкинг, есть определённые стадии состояний. В предлагаемой Вашему вниманию статье мы разберём вопросы: что означает статус «Ожидает подтверждения» в Сбербанке Онлайн, как подтвердить или отменить операцию, какие есть ограничения?
Что означает статус ожидания подтверждения транзакции?
На каждом этапе реализации трансфера денег в веб-банкинге в автоматическом режиме осуществляется проверка. Иногда бывает так, что результатом проверочного мероприятия становится статус “Ожидает подтверждения в контактном центре”.
Всего есть несколько причин для остановки операции. Из них наиболее частая – превышение суточного или месячного лимитов. Такие ограничения устанавливаются для всех транзакций, проводимых через Сбер Онлайн.
К другим причинам относятся:
Во всех этих случаях проблема с допподтверждением решается путём обращения в сбербанковский колл-центр.
Примечание 1. Исключительной является ситуация с техническими сбоями, однако после возобновления нормальной работы системы транзакцию всё равно нужно завершить и без подтверждения тут не обойтись.
Действия в связи с операцией
Что можно сделать в обстоятельствах, которые требуют подтверждения транзакции? Как следует поступить?
Как подтвердить банковский перевод денег в контактном центре?
Алгоритм действий здесь очень простой. Нужно просто позвонить в техподдержку по номерам:
Перед разговором с оператором следует подготовить некоторые данные, такие как:
Когда специалист колл-центра удостоверится, что Вы – истинный властелин карты, операция подтвердится.
Примечание 2. Если у кредитно-финансовой организации возникнут подозрения по части мошенничества, платёжный инструмент могут заблокировать.
Как отменить?
Отмена действия в случае ошибки или по ещё какой-то причине возможна.
Через веб-банкинг можно самостоятельно отозвать транзакцию, если текущие статусы – “Исполняется банком” или “Ожидается обработка”. Порядок:
После этих нехитрых манипуляций состояние сменится на “Прервано”.
Можно ли что-то сделать при статусе “Исполнен”? Да, хотя тут всё решает время. Следует немедленно позвонить в банк (на горячую линию) и запросить отмену перевода/оплаты. Если действовать быстро, шанс отменить нежелательное действие есть.
Существующие лимиты
Все ограничения определены Сбербанком заранее. Настройки, выставленные по умолчанию, можно менять в личном кабинете онлайн-банкинга.
Примечание 3. Трансферы между своими картами и счетами не лимитируются.
Операции, которые мы приведём ниже, подтверждаются стандартным паролем из SMS.
До 1 000 000 в день:
Более подробные сведения можно получить из соглашения и при консультации в офисе или по телефону.
Какие ещё есть статусы платежей?
Полный список возможных статусов:
Знать эти описания будет не лишним, т.к. это даёт представление о возможных действиях, которые можно предпринять при необходимости.
Заключение
Подтвердить операцию весьма просто. Для этого нужно лишь позвонить в контактный центр Сбербанка. В большинстве же случаев это не нужно, поскольку, как правило, пользователи редко превышают существующие лимиты по переводам.
Статусы платежа при переводе через Сбербанк онлайн
Совершая операции в «Сбербанк Онлайн», в режиме реального времени можно отслеживать состояние заявки. Как реагировать, и что делать, когда видишь статус платежа «Отклонено банком» или «Подтвердите в контактном центре» рассказывается в этой статье.
Как оказалось, не всё так просто со статусами платежа, и существует не только знакомый всем статус «исполнен», но и ряд других, о которых мы хотели бы сегодня вам рассказать.
Статус платежа в «Сбербанк Онлайн»
Статус платежа «Черновик»
Это означает, что вы не завершили операцию перевода средств и заявка, заполненная полностью или частично, перешла в шаблон платежа/перевода.
Посмотреть список созданных шаблонов и завершить перевод средств по ним можно через раздел «мои шаблоны».
Статус платежа «Принято к исполнению»
Данный статус появляется в процессе перевода средств через Сбербанк Онлайн. Чаще всего, присваивается на 10-30 секунд, пока происходит исполнение операции банком. После, операции присваивается статус «исполнено».
Стоит отметить, что статус «исполняется банком» ещё позволяет отменить операцию. Если вы передумали переводить деньги, зайдите в отчёт по операции и нажмите кнопку «отменить». В этом случае деньги переведены не будут.
Статус платежа «Исполнен»
Однако данный статус ещё не гарантирует, что средства уже пришли получателю. Пример я уже приводил из личного опыта, когда срок перевода с карты Сбербанка на карту Газпромбанка затянулся на целых 9 дней. Но это скорее исключение, чем правило.
Статус платежа «Подтвердите в контактном центре»
Нередко такой статус присваивается операции при совершении операции из-за границы. Срабатывает система защиты от несанкционированных переводов, если вы всегда переводили деньги, находясь в России, и тут вдруг пытаетесь сделать перевод из-за рубежа.
В таком случае все равно придется пройти проверку в колл-центре. Операторам можно позвонить также и на номер 900. Серьезная проблема, как подтвердить платеж в контактном центре Сбербанка, возникает при отсутствии денег на счете телефона, а также при нахождении в роуминге.
В первом случае, если стал действовать запрет на исходящие звонки, позвонить со своего номера все же не удастся. Возможно, уже не получится и пополнить счет телефона, чтобы восстановить его работоспособность. Во втором случае, даже если деньги на счете абонента есть, они, скорее всего, быстро закончатся в попытке дозвониться в call-центр.
Статус платежа «Отказан»
Данный статус означает, что операция выполнена быть не может. Чтобы узнать причину отказа, наведите курсор на статус. Чаще всего данный статус выходит при неверно введённых данных для получателя средств. Например, неверно введён номер при оплате мобильной связи, неверно введён номер договора и т.д.
Статус платежа «Отклонено банком»
Следует попробовать повторить операцию позднее или обратиться в контактный цент Сбербанка.
Статус платежа «Заявка была отменена»
Означает, что вы отменили заявку на совершение операции до её исполнения. Как упоминалось ранее, до присвоения операции статуса «исполнено», вы можете нажать кнопку «отменить» и прервать исполнение платежа.
Иные статусы платежного поручения в «Сбербанк Онлайн»
Проверить статус платежа в «Сбербанк Онлайн» можно в разделе «История операций».
Помимо вышеуказанных значений, можно обнаружить и такие:
Настройка функции подтверждения операций в колл-центре
Подтвердить статус операции через call-центр необходимо и тогда, когда сам пользователь установил такое ограничение. Данное требование не будет распространяться только на переводы между собственными счетами и тем транзакциями, что совершаются по шаблонам, подтвержденным в колл-центре.
Как установить такое ограничение в «Сбербанк Онлайн»:
Подтверждение установления ограничения также можно обнаружить в разделе «История операций Сбербанк Онлайн». Если ограничены переводы и платежи, то изменить их суточные лимиты самостоятельно уже не получится. Отключение такого ограничения возможно только через контактный центр.
Как перевести крупную сумму, минуя call-центр
В «Сбербанк Онлайн» можно отключить опцию, благодаря которой система запрашивает дополнительное подтверждение перевода через call-центр. В «Настройках» в том же разделе «Подтверждение переводов…» нужно дезактивировать опцию «Подтверждение переводов на карты и счета других людей и организаций». Здесь в графе «Суточный лимит на переводы и платежи» указывают максимальную сумму, что можно будет переводить со счета сверх установленных банком лимитов. Изменения подтверждаются посредством СМС-кодов.
Значение статуса платежа в «Сбербанк бизнес Онлайн»
Также есть статусы подписания, присваиваемые на этапе подписания документа. В таком случае в Сбербанке статус платежа может быть:
Знание значений статусов обработки поможет своевременно исправить ситуацию:
Заключение
Мы рассмотрели все основные статусы, которые могут быть присвоены вашему переводу, совершаемому через Сбербанк Онлайн. Как правило, проблемы с переводом возникают по причине неправильно введённых данных или технических сбоев.
Подозрительные операции клиентов с точки зрения банков
Ниже представлена подборка материалов, в которых описаны операции по счетам, вызывающие подозрения у банков. Кроме того, рассказано, на каких правовых основаниях они прибегают к указанным отказам, комиссиям и блокировкам. Если в конкретной ситуации окажется, что подобных оснований нет, то отказ банка в выдаче наличных средств, переводе их на другой счет или расторжении договора будет являться незаконным. Такие ситуации проиллюстрированы в подборке судебными решениями.
Подозрение в отмывании доходов = отказ в банковской операции
В статье 7 Закона о противодействии отмыванию доходов описаны права и обязанности банка в рамках исполнения данного закона.
В пункте 11 этой статьи сказано, что банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой у сотрудников банка в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
С 30 января 2021 года пункт дополнен положением о том, что решение об отказе в исполнении операции может принять либо руководитель банка либо специально уполномоченное на это должностное лицо. Кроме того установлено, что если кредитная организация отказывается провести платеж, как подозрительный, она обязана пояснить причины отказа в течение 5 рабочих дней (Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ). Ранее причины принятия таких решений можно было узнать только по запросу. Срок, в течение которого банк обязан рассмотреть документы, подтверждающие законность операции, снижен с 10 до 7 рабочих дней.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Указанная выше норма оставляет за банками право самим определить критерии, по которым они будут считать операции подозрительными.
Таким образом, им предоставлена большая свобода усмотрения.
Единственное, что ее сдерживает – разработанное Банком России Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля банка (в нем есть список причин для подозрений), а также многочисленные Методические рекомендации Центробанка о том, по каким дополнительным признакам выявлять сомнительные операции клиентов.
Основной список признаков сомнительных операций
В Положении № 375-П описаны требования к правилам внутреннего контроля банка (ПВК).
Один из ключевых пунктов, который часто применяется на практике, – пункт 6.3.
В нем сказано, что факторами, по отдельности или по совокупности влияющими на принятие банком решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, могут являться:
а) систематическое и/или в значительных объемах совершение клиентом операций, имеющих признаки необычных сделок, указанные в приложении к данному Положению (см. выдержку в таблице ниже), или признаки, включенные банком в ПВК дополнительно к указанным в приложении:
б) неоднократное применение банком к клиенту мер по предотвращению операций, в отношении которых у банка возникали подозрения, что они производятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, при этом клиентом (его представителем) не представлялись документы и информация, подтверждающие очевидный экономический смысл и очевидную законную цель проводимых операций, либо на основании представленных документов и информации банк затруднился сделать однозначный вывод об экономическом смысле и законной цели операций;
в) действия или бездействие клиента, препятствующие банку завершить обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
г) иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией.
Таблица «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (выдержка)»
Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели |
Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее уставом |
Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ |
Отказ клиента (его представителя) от предоставления запрошенных банком документов и информации, которые необходимы банку для выполнения требований законодательства в сфере действия Закона № 115-ФЗ |
Излишняя озабоченность клиента (его представителя) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации госорганам |
Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики |
Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (его представитель) |
Сложности, возникающие у банка при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление им сведений, которые невозможно проверить |
«Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П
Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2012 № 23744
Данное Положение уже содержит список более или менее конкретных причин считать операцию клиента подозрительной. На практике именно они и используются банками для отказа в перечислении средств или в их выдаче наличными.
Тем не менее последней фразой в п. 6.3: «Иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией» Положение все равно оставляет генерацию окончательного списка таких причин за каждым конкретным банком. В помощь им Центробанк выпускает многочисленные Методические рекомендации.
Каких клиентов относят к категории повышенного риска
Центробанк РФ разработал для банков Методические рекомендации о том, как выявлять и пресекать сомнительные операции, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противоправные действия.
В целях отнесения клиентов к категории повышенного риска ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на следующие признаки, характеризующие их деятельность:
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»
Утверждены Банком России 21.07.2017 № 18-МР
«Вестник Банка России», № 63, 27.07.2017
Если на основании данных критериев у банка возникают подозрения, что компания уклоняется от уплаты налогов, выводит денежные средства за рубеж или занимается отмыванием преступных доходов, то банк вправе:
Таким образом, наибольшие риски для компаний влечет слишком низкая доля налогов из всех платежей по счету, а именно ниже 0,9 процента (ранее этот критерий составлял 0,5 процента). Поэтому бухгалтеру нужно быть готовым предоставить банку налоговые декларации, документы об уплате налогов и объяснить причины столь низкой доли.
Также обращаем внимание на то, что ЦБ РФ в Методических рекомендациях от 12.02.2021 № 1-МР сообщил об увеличении числа попыток ОД/ФТ при помощи исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании средств по неисполненной сделке. Банкам рекомендовано анализировать, какой процент налогов или других обязательных платежей уплачивается в бюджет со счета, используемого для указанных целей. ЦБ ссылается на Методические рекомендации от 02.02.2017 № 4-МР, согласно которым данный показатель не должен быть менее 0,5% от дебетового оборота. Если условие не выполняется, банк должен доложить о подозрительной операции в Росфинмониторинг.
Банки усиливают контроль за снятием наличности с корпоративных карт
Центробанк рекомендует банкам контролировать операции клиентов по снятию наличных денег с корпоративных дебетовых карт. По мнению регулятора, систематическое проведение таких операций компаниями (ИП) может свидетельствовать о легализации доходов, полученных преступным путем.
В этой связи банкам предписано считать лимит 100 тыс. рублей максимальным размером наличности в рублях для снятия клиентами с корпоративных карт в течение одного дня.
Кроме того, признаками неблагонадежных клиентов являются следующие:
«Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт»
Утверждены Банком России 21.07.2017 № 19-МР
«Вестник Банка России», № 63, 27.07.2017
Основная рекомендация для компаний, которая напрашивается исходя из этого документа, – чаще расплачиваться самими корпоративными банковскими картами, а не снимаемыми с них наличными, тем более если с карты ежедневно обналичивается более чем по 100 тыс. рублей.
Контроль за снятием и зачислением наличных на счет ужесточается
Закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ с 10 января 2021 года усиливает контроль за финансовыми операциями.
Документ, в числе прочего:
Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля»
Подозрительные операции с НДС, из-за которых могут заблокировать счет
Центробанк направил банкам согласованные с ФНС РФ признаки подозрительных операций с НДС.
По мнению чиновников, это схема транзакций, при которой преобладающая часть средств зачисляется на банковский счет клиента с выделением НДС, а списывается им в пользу контрагентов без данного налога.
По мнению налоговиков, такие операции зачастую совершаются клиентами в целях либо полного ухода от уплаты НДС, либо его намеренного занижения путем получения вычета и возмещения по налогу. В связи с этим банкам рекомендовано еженедельно анализировать транзакции клиентов на предмет выявления подобных операций.
Критичное соотношение зачисления и списания НДС
Введен числовой ориентир: доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае 100-процентного списания денег со счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на счет с учетом налога), должна составлять не менее 20 или 10 процентов дебетового оборота (в зависимости от ставки НДС, которая применяется к соответствующим операциям по реализации).
В дальнейшем при анализе платежей банк может изменить соотношение с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.
Самые рискованные виды денежных переводов
Отмечено также, что видами переводов с превалирующим списанием со счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налогов в бюджет, являются:
Самые рискованные отрасли экономики
Выбраны следующие отрасли экономики, где описанная схема может применяться наиболее часто:
1) сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами и стройматериалами;
2) переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом;
3) переводы в сфере строительства;
4) переводы в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
5) переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
6) переводы в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.
Последствия выявления подозрительных операций
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджет либо занижения сумм этих платежей банкам рекомендуется:
В случае непредставления запрошенных документов либо сомнений в их достоверности, а также если у клиента в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о нем, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по счету (когда такое право предусмотрено в договоре банка с клиентом).
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»
Утверждены Банком России 16.02.2018 № 5-МР
Международные признаки подозрительных клиентов, операций и счетов
Россия с 2003 года является членом международной группы, разрабатывающей меры борьбы с отмыванием денег (FATF). С 2017 года началась глобальная оценка нашей системы борьбы с финансовыми преступлениями со стороны наших иностранных партнеров.
В связи с этим банкам приходится внимательно всматриваться в своих клиентов.
Центробанк опубликовал рекомендации 13 глобальных кредитных организаций по оценке рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции.
Пристального внимания достойны:
Отдельно проанализируют контрагентов из государств с повышенным уровнем взяточничества и коррупции (черный список FATF), а также регионы, граничащие с санкционными странами, расположенные от них в непосредственной близости, а также те, у кого могут быть возможности для обхода штрафных режимов.
Чиновников (национальных и иностранных) и их представителей вообще относят к партнерам, представляющим повышенные коррупционные риски. Им обеспечен углубленный мониторинг.
С особой осторожностью банки должны предоставлять займы под проекты капстроительства, разработку природных месторождений, развитие объектов госинфраструктуры и другие подобные цели. Эти направления учитывают как потенциально коррупционные.
Безопасность услуг по открытию счета без личного присутствия клиента или привлечение третьей стороны также нуждается в дополнительной проверке.
Для контроля за соблюдением рекомендаций, ведением баз клиентов, проведением усиленных проверок, поиском подозрительных операций, обслуживанием соответствующих данных и для обучения персонала осторожности банки обязаны выделить независимого сотрудника или отдел.
Всем сотрудникам должна быть предоставлена возможность сообщать о подозрительных фактах на условиях анонимности. Более того, в политике банка должна быть прописана личная ответственность каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации от угроз, возникающих в связи с отмыванием денег. Для этого банки должны постоянно актуализировать методы контроля своих партнеров.
Информационое письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64 «О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ» (вместе с «Руководством по программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции. Вольфсбергская группа»)
Обратим внимание на один из признаков высокого риска по оценкам международных экспертов- статус госчиновника получателя финансовых услуг или его родственников. С января 2019 года действуют методические рекомендации ЦБ РФ по установлению наличия у бенефициарных владельцев клиентов статуса публичного должностного лица (№ 33-МР от 27.12.2018).
Банкам разрешили отказывать в обслуживании из-за подозрительного IP-адреса
Центробанк ввел новый фактор для оценки риска клиента. Теперь подозрения банков будет вызывать совпадение IP-адреса устройства контрагента с устройством лица, которому уже присвоен статус подозрительного. Такая поправка внесена в Положение № 375-П.
Среди других поправок:
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4758-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2018 № 50657
Вступило в силу 21.04.2018
Официальный сайт Банка России,10.04.2018
Как рассматривается жалоба на банк, отказавшийся проводить операцию
Центробанк утвердил правила того, как он будет рассматривать жалобу клиента на банк, который отказал ему в проведении операции или в открытии счета. К данной процедуре можно будет прибегнуть после обращения в сам банк и получения от него отказа в отмене своего решения (то есть после соблюдения своего рода претензионного порядка ЦБ выступит в роли арбитра).
Полезная информация для организации состоит в следующем.
Что указать в заявлении:
Что прикладывать к заявлению:
Способы отправки заявления:
Срок принятия решения
Общий срок для вынесения решения по заявлению – 20 рабочих дней со дня обращения.
Плюс еще 3 рабочих дня отведено на отправку решения заявителю.
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2018 № 50658
Вступил в силу 21.04.2018
Официальный сайт Банка России, 10.04.2018
Банк не вправе блокировать счет без доказательств отмывания доходов
Общество обратилось в арбитражный суд с иском, содержащим требования:
Суд удовлетворил эти требования, установив следующее.
Банк в одностороннем порядке приостановил оказание услуг, связанных с удаленным доступом к расчетному счету. Компании было сообщено, что операции по расчетному счету приостановлены по инициативе службы безопасности банка.
В суде представители банка заявили, что в отношении операций данной компании у банка возникли основания полагать, что сделки могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Совершенные по счету операции, подпадают, по мнению банка, под критерии транзитных операций.
Статья 858 ГК РФ допускает ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, только в случаях, предусмотренных законом.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Пунктом 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлено: если у работников кредитной организации на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее 3 следующих рабочих дней обязан направить в Росфиннадзор сведения о подобных операциях.
При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ банк осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
Доказательства соблюдения п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в отношении компании банк не представил.
Более того, он не предоставил организации возможность объяснить спорное «сомнительное» платежное поручение – не затребовал у нее документы для проведения проверки.
Таким образом, банк не предъявил доказательства в обоснование наложенных на расчетный счет истца ограничений применительно к нормам ст. 858 ГК РФ. Следовательно, права клиента по распоряжению денежными средствами на счете были ограничены без достаточных к тому оснований.
На основании изложенного исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, – резюмировали судьи.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 № 09АП-46134/2016
Банк не вправе расторгнуть договор, если операции обычные, очевидные и не запутанные
Банк отказал предпринимателю в переводе средств с его счета, открытого на ИП, на другой счет, открытый на него как на физлицо. Одновременно уведомил бизнесмена о расторжении договора банковского счета.
В качестве основания для своих действий в банке сослались на п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ о противодействию отмыванию доходов.
ИП обратился в суд с двумя требованиями – признать незаконными:
1) одностороннее расторжение договора – суд его удовлетворил;
2) отказ в исполнении платежных поручений – в удовлетворении данного требования судьи отказали.
Выяснилось, что платежных поручений было два:
Суд решил, что оснований для расторжения договора у банка не было, поскольку предприниматель предоставил все затребованные у него документы. Банк же не предъявил доказательства того, что распоряжения ИП были запутанными, неочевидными, не имели реальной цели, а наоборот, преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем (п. 6.3 Положения, утв. Банком России 02.03.2012 № 375-П).
Что касается требования о признании действий банка незаконными, то ИП избрал ненадлежащий способ защиты. Банк является коммерческой организацией, спорные правоотношения сложились в рамках исполнения гражданско-правового договора и не вытекают из публичных отношений, а поэтому действия банка не могут оспариваться по правилам ч. 1 ст. 198 АПК РФ (о признании незаконными действий госорганов и должностных лиц).
В этом случае нарушенные права кредитора подлежат защите путем присуждения к исполнению обязательства в натуре, что означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося у него гражданско-правового обязательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.03.2018 № Ф05-21569/2017
Комиссия за непредставление документов в связи с транзакцией – незаконна
Такое решение вынесли судьи по иску компании к банку «Возрождение», в котором она обслуживалась.
Фирма требовала взыскать с банка необоснованное обогащение в виде комиссии, списанной с ее счета.
В течение 2016 года на ее счет поступили 9,6 млн рублей от разных контрагентов. Для квалификации данных операций банк запросил у фирмы документы, обосновывающие поступление средств на счет, а также сведения об активах общества, трудовых и производственных ресурсах, необходимых для ведения деятельности.
При этом тарифная политика банка включала пункт на случай, если клиент игнорирует запросы и препятствует проведению банком контрольных мероприятий. Для таких организаций была предусмотрена специальная 13-процентная комиссия от проводимой по счету суммы, но не более 1 млн рублей.
Документы от компании не поступили, и при закрытии ее счета (по инициативе клиента) и переводе средств в другой банк с фирмы была удержана указанная комиссия в размере 250 тыс. рублей.
Фирма пошла в суд и выиграла его во всех трех инстанциях.
Судьи сочли ничтожным условие тарифов банка о спорной комиссии, поскольку клиент не был ознакомлен с ним и не выражал своего согласия.
Фактически комиссия была использована как мера ответственности, ведь дополнительных услуг, обусловленных подозрениями в адрес компании, банк не оказывал и каких-либо трат, связанных с исполнением антиотмывочного законодательства, не понес. Однако Закон № 115-ФЗ не дает банкам права вводить повышенное комиссионное вознаграждение в качестве самостоятельной меры безопасности.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2018 № Ф01-6237/2017
Есть и другие примеры аналогичных дел:
Однако в судебной практике есть и примеры разрешения подобных споров в пользу банков.
Один из них рассмотрел Верховный Суд РФ, вынося Определение от 31.07.2017 № 303-ЭС17-9234.
Организация обратилась в суд с иском к банку о возврате на расчетный счет 516 тыс. рублей, списанных им в качестве комиссии за совершение операции, имеющей признаки необычной сделки, а именно:
По мнению компании, установление и списание банком такой комиссии незаконно: банк в одностороннем порядке внес изменения в свои тарифы – включил в них 15-процентную комиссию за операции, имеющие признаки необычной сделки в соответствии с Законом № 115-ФЗ.
Судьи проанализировали операции, вызвавшие сомнения банка, и лишь в отношении одной из них с выводами учреждения не согласились. Из полумиллионной комиссии компании присудили вернуть 23 тыс. рублей. В остальном служители Фемиды решили, что действия банка не были произвольными, он действовал в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
Перевод физлицу от юрлица и снятие денег по частям – основание для блокировки счета
Гражданин обратился в суд с иском к Сбербанку России, указав, что на его имя в банке открыт счет, на который от ООО поступила предоплата по договору купли-продажи автомобиля в размере 6 млн рублей. В этот же день он снял со счета 1,5 млн рублей, а остальные 4,5 млн рублей банк заблокировал, сославшись на подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.
По просьбе сотрудника банка гражданин представил договор купли-продажи автомобиля по цене 6,3 млн рублей, ПТС и платежное поручение, однако все равно получил уведомление об отказе в выполнении операции по выдаче наличных. Банк сослался на то, что договор купли-продажи не предусматривал внесения предоплаты, а гражданин по-прежнему был указан в ПТС в качестве собственника.
Тогда гражданин спустя месяц составил с ООО акт приема-передачи автомобиля, и в ПТС собственником автомобиля было зарегистрировано общество. Однако и это не помогло: банк отказался выдавать наличные со счета.
Городской суд признал действия банка незаконными.
Он сослался на недоказанность банком оснований рассматривать требуемую истцом операцию с денежными средствами как подозрительную, а также на нарушение банком требований о направлении в уполномоченный государственный орган сведений об этой операции.
Однако областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении иска.
Верховный Суд РФ его поддержал.
В качестве правого оправдания действий банка судьи указали на п. 11 и 12 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
В них сказано, что банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, по которым не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного закона, а также в случае, когда у сотрудников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 этой статьи не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности банка.
Фактическими обстоятельствами, позволившими банку применить данные нормы, послужили:
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2018 № 59-КГ17-18
Похожее дело Верховный Суд РФ рассмотрел несколькими днями ранее: на счет физлица поступил перевод от юрлица в размере более 55,5 млн рублей с назначением платежа «Средства на личное потребление».
На следующий день гражданин попытался снять наличными 55,2 млн рублей. Банк отказал, потребовав документы, подтверждающие происхождение данных средств и экономический смысл операции. При этом рекомендовал отправить средства обратно – в тот банк, который их перевел.
Суд решил, что отказ банка является правомерным и соответствует ст. 7 Закона № 115-ФЗ, так как:
Иногда банковская политика безопасности заходит дальше государственной
Финансирование терроризма и легализация преступных доходов – международные проблемы. Россия участвует в их предотвращении и ликвидации наряду с другими странами.
При этом изобретательность криминальных элементов вынуждает как иностранные, так и российские госслужбы постоянно совершенствовать систему контроля финансовых операций, которые проводятся через банки.
Для этого российский законодатель в лице:
В результате данных мер банкам на сегодняшний день позволено самостоятельно выбирать, кого обслуживать, а кому отказывать в проведении операций. Причем требований со стороны законодателей уже настолько много, что банки не всегда успевают их выполнять и берут инициативу в свои руки.
Отклоняются операции даже формально чистых клиентов
Банк может отказать клиенту в операции, даже если он не значится в черном списке.
Связано это с тем, что процедура включения подозрительного клиента в список неблагонадежных для банков утомительна.
Поэтому, чтобы не обременять себя подобными хлопотами, кредитные учреждения предпочитают отказывать клиенту в осуществлении операции, не сообщая о нем в Росфинмониторинг.
Причины отказа не раскрываются. Банки объясняют это тем, что подобное информирование является прямым нарушением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Однако с 30 марта 2018 года законодатель это табу ликвидировал, и теперь банки должны сообщать клиентам причины отказа в операции.
В результате клиент, хотя и не значится в черном списке, получить банковскую услугу не может.
Выяснить, в чем дело, можно только опытным путем. Единственное, что остается, ‒ это попытаться открыть счет в другом банке. Если и там последует отказ, то лицо действительно оказалось в черном списке.
И здесь подстерегает другая опасность: процедуру реабилитации клиенту придется проходить в каждом отказавшем ему в открытии счета банке.
Решить эту проблему могло бы взаимодействие ЦБ и Росфинмониторинга, но пока законодательно такой порядок не урегулирован.
Вскрыта новая схема вывода средств со счетов компаний
Банкиры рассказывают, что стали чаще встречаться случаи, когда компании переводят средства со своих счетов или списывают их под видом «компенсаций при увольнении сотрудников по соглашению сторон».
Возросшая частота таких списаний и их величины вызывают подозрение банков: таким образом компании, по всей видимости, прикрывают обналичивание и вывод средств. Организации расплачиваются за это уплатой максимум 13 процентов в виде подоходного налога с указанных сумм.
Банкиры предупреждают, что такие операции могут быть квалифицированы по антиотмывочному закону как сомнительные и быть заблокированы (в противном случае претензии к самому банку могут предъявить Центробанк и налоговая служба).
Статья Е.С.Чапис, редактора журнала «Время Бухгалтера»
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу