Что означает сравнительное преимущество
Routes to finance
Сравнительное преимущество и абсолютное преимущество (Декабрь 2021).
Определение: Сравнительное преимущество заключается в том, что страна производит товар или услугу для более низких альтернативных издержек, чем другие страны. Стоимость возможностей измеряет компромисс. Страна со сравнительным преимуществом не всегда является лучшей в производстве чего-то. Преимущества покупки их товара или услуги просто перевешивают недостатки. Это означает, что товар или услуга имеют низкие альтернативные издержки для импорта других стран.
Например, страны-производители нефти имеют сравнительные преимущества в отношении химических веществ. Это потому, что нефть обеспечивает дешевый источник материалов для химических веществ по сравнению со странами без него.
В результате Саудовская Аравия, Кувейт и Мексика хорошо конкурируют с химическими производственными фирмами США. Их альтернативные издержки низкие. Это делает их химикаты менее дорогими. Это потому, что многие сырые ингредиенты производятся в процессе ликеро-водочного завода. (Источник: «Надежный рост и шаблон сильного доллара для цен на импорт и экспорт», Бюро статистики труда.)
В прошлом сравнительные преимущества имели место больше в товарах и редко в сфере услуг. Это потому, что товары легче экспортировать. Но телекоммуникационные технологии, такие как Интернет, облегчают экспорт услуг. Это включает в себя центры обработки вызовов, банковские услуги и развлечения. (Источники: «Сравнительное преимущество», «Бюро статистики труда».
«Сравнительное преимущество» Financial Times.
Теория сравнительного преимущества
Экономист восемнадцатого века Дэвид Рикардо создал теорию сравнительных преимуществ. Он утверждал, что страна более активно стимулирует экономический рост, сосредотачиваясь на отрасли, в которой она обладает наибольшим сравнительным преимуществом.
Например, Англии удалось изготовить дешевую ткань. Португалия имела правильные условия для производства дешевого вина.Рикардо предсказал, что Англия перестанет делать вино, а Португалия перестанет делать ткань. Он был прав. Англия зарабатывала больше денег, торгуя своей одеждой для вина Португалии, и наоборот. Это стоило бы Англии, чтобы сделать все необходимое вино, потому что у него не было климата. Португалия не имела производственных возможностей для изготовления дешевой ткани.
Поэтому они оба выиграли от торговли тем, что они произвели наиболее эффективно.
Эта теория сравнительных преимуществ стала обоснованием для соглашений о свободной торговле. Рикардо разработал свою теорию борьбы с торговыми ограничениями на импортируемую пшеницу в Англии. Он утверждал, что не имеет смысла ограничивать недорогую и высококачественную пшеницу из стран с правильным климатом и почвенными условиями. Англия получила бы большую ценность за счет экспорта продуктов, требующих квалифицированной рабочей силы и техники. Он мог бы получать больше пшеницы в торговле, чем мог бы расти сам по себе.
Теория сравнительных преимуществ объясняет, почему торговый протекционизм не работает в долгосрочной перспективе. Политические лидеры всегда находятся под давлением своих местных участников, чтобы защитить рабочие места от международной конкуренции путем повышения тарифов. Но это лишь временное решение.
В долгосрочной перспективе это наносит ущерб конкурентоспособности страны. Это позволяет стране тратить ресурсы на неудачные отрасли. Это также заставляет потребителей платить более высокие цены на покупку отечественных товаров.
Дэвид Рикардо стал успешным биржевым маклером, который составил 100 миллионов долларов в сегодняшних долларах. Прочитав «Богатство народов» Адама Смита, он стал экономистом. Он был первым, кто указал, что значительное увеличение денежной массы создает инфляцию. Эта теория известна как монетаризм. Он также разработал закон уменьшения предельных доходов. Это одна из самых важных концепций в микроэкономике. В нем говорится, что в производстве есть точка, в которой увеличение производства больше не стоит дополнительных затрат на сырье. (Источник: «Дэвид Рикардо», EconLib.)
Все это дает У. С. предприятиям дешевые природные ресурсы и защиту от наземного вторжения. Самое главное, разнообразие населения обеспечивает большой рынок тестов для новых продуктов. Это помогло Соединенным Штатам стать мировым лидером в области банковского, аэрокосмического, оборонного оборудования и технологий. Более подробно см. «Четыре основных дела, которые Соединенные Штаты хорошо производят и как« Силиконовая долина »имеет инновационное преимущество Америки.
Сравнительное преимущество против абсолютного преимущества
Просто потому, что у страны есть абсолютное преимущество в отрасли, это не значит, что это будет ее сравнительное преимущество. Это зависит от того, каковы торговые возможности. Скажите, что у соседа нет масла, но много сельхозугодий и пресной воды. Сосед хочет обменять много еды в обмен на нефть. Теперь первая страна имеет сравнительные преимущества в нефти. Он может получить больше еды от своего соседа, торгуя им за нефть, чем он мог бы производить сам по себе. (Источники: «Абсолютное преимущество», «FT. Com Lexicon». «Сравнительное преимущество и абсолютное преимущество», «Shmoop. Com». «Абсолютное преимущество в торговле», Study. Com.
Что это я ans to You:
Как женщины могут действительно получить преимущество: преимущество женщины
Хотят работать дальше? Если вы женщина, эти три совета помогут вам преодолеть воспринимаемые недостатки, взяв на себя ответственность за ваши преимущества. Смотри как.
Конкурентное преимущество: определение, методы 3 Портера
Современная теория портфолио Определение: что такое MPT?
Как современная теория портфеля (MPT) используется с инвестициями? Изучите определение, применение и критику этого популярного стиля инвестирования.
Сравнительное преимущество
Всю рыночную экономику можно свести к двум ключевым догматам: во-первых, благодаря невидимой руке рынка даже действия, совершаемые из корысти, в общем и целом полезны для общества; во-вторых, экономический рост — это не игра с нулевой суммой, когда на каждого победителя приходится проигравший. Эти аксиомы интуитивно кажутся неверными, особенно последняя. Обычно люди считают, что, если кто-то становится богаче, толще или здоровее, это происходит за счет других людей, которые становятся беднее, тоньше или больнее.
Возьмем две страны, скажем, Португалию и Англию. Предположим, они торгуют друг с другом двумя товарами, вином и тканью, причем в Португалии то и другое производят с меньшими издержками, чем в Англии. Португальская ткань дешевле английской вдвое, португальское вино — впятеро.
Экономисты скажут, что в производстве этих товаров у Португалии есть абсолютное преимущество. На первый взгляд правило разделения труда — каждый специализируется в том, что получается у него лучше других, — решения не дает. Можно сделать вывод, что Англия неконкурентоспособна и обязана смириться с постепенной потерей благосостояния. На деле это не так.
Если Англия бросит все ресурсы на производство ткани, а Португалия сосредоточится на виноделии, вместе эти страны будут производить больше ткани и вина, чем, если бы их производила одна Португалия. Излишек вина португальцы будут обменивать на английскую ткань. Это так потому, что в нашем примере у Англии есть сравнительное преимущество в производстве ткани, в отличие от виноделия, которое здесь куда менее эффективно, чем в Португалии. Создатель теории сравнительного преимущества экономист Давид Рикардо использовал данный пример в своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), произведя революцию в экономической науке. Теория Рикардо поначалу кажется нелогичной — мы привыкли считать, что, когда люди соревнуются, всегда есть победители и проигравшие. Однако закон сравнительного преимущества доказывает, что когда государства торгуют друг с другом, то выиграть в итоге могут все участники сделки.
Причина в том, что любая страна располагает ограниченным числом людей, которые могут выполнять определенную работу ограниченное количество времени. Даже если Португалия может в теории производить что-то дешевле, чем Англия, ей не по силам производить дешевле вообще всё: время, потраченное на производство, скажем, тканей, португальцы уже не могут потратить на производство вина или чего-то еще.
«Назовите мне один принцип во всех общественных науках, который одновременно и верен, и нетривиален» Станислав Улам, математик
Хотя принцип сравнительного преимущества чаще всего применяется к международной экономике, он ничуть не менее важен и в малом масштабе. В главе о разделении труда мы вообразили бизнесмена, который талантливее своих работников во всем — от управления до уборки офиса. Теперь мы можем использовать понятие сравнительного преимущества, чтобы объяснить, почему бизнесмену лучше заниматься самым выгодным делом (управление) и оставить прочие, менее доходные, занятия своим работникам.
Торговля всегда свободна?
Разработанную Рикардо теорию сравнительного преимущества обычно приводят как аргумент в пользу свободной торговли, обосновывая ею отказ от пошлин и квот в отношении импортируемых товаров. Утверждают, что при свободной торговле с другими странами — даже теми, которые на бумаге производят товары и услуги эффективнее, — государство может заработать больше, чем если оно закроет свои границы.
Однако ряд людей, включая Хиллари Клинтон и известного экономиста Пола Сэмюэльсона, указывал на то, что при всей элегантности идея Рикардо неприменима к сегодняшнему, куда более сложному, миру экономики. Рикардо создавал свою теорию в начале XIX века, когда существовали действенные ограничения на вывоз капитала (наличности и активов) за рубеж. Мир изменился: сегодня бизнесмен может одним нажатием клавиши переместить активы, которые стоят миллиарды долларов, с одного конца мира на другой.
Бывший президент General Electric Джек Уэлч часто говорил, что «у каждого завода должен быть свой корабль». Уэлч имел в виду, что в идеале бизнес должен иметь возможность переместить любую фабрику туда, где затраты на работников, материалы и налоги минимальны. Сегодня этот сценарий, видимо, стал реальностью: компании уже не привязаны к конкретной стране, как это было в эпоху Рикардо, они переводят работников и финансы куда пожелают. В итоге, говорят некоторые экономисты, зарплаты резко уменьшаются, а граждане некоторых стран живут беднее, чем их соседи. Есть и контраргумент: страна, бизнес которой перекочевал за рубеж, получает выгоду от большей прибыли этих компаний, распределяемой среди инвесторов, и более низких цен в магазинах.
«Сравнительное преимущество. Истинность этого принципа с точки зрения логики математику доказывать не нужно; его нетривиальность проверена на тысячах важных и умных людей, которые так и не сумели понять эту теорию — и не поверили в нее, когда им ее объяснили» Пол Сэмюэльсон, американский экономист, в ответ математику Станиславу Уламу
Другие экономисты доказывают, что сравнительное преимущество — это весьма упрощенная теория, подразумевающая, например, что каждый рынок абсолютно конкурентоспособен (в реальности этому мешают внутренний протекционизм и монополии), что существует полная занятость и что уволенные работники без труда найдут работу, на которой будут столь же продуктивны. Часть экономистов подмечает, что если бы каждая страна специализировалась на конкретной области, как предлагает теория сравнительных преимуществ, то экономическое разнообразие существенно сократилось бы, а значит, страны стали бы очень чувствительны к перемене обстоятельств — скажем, к внезапному снижению спроса на их товары. В Эфиопии 60 % экспорта — это кофе, и падение спроса на этот продукт за рубежом или плохой урожай могут обернуться тотальной бедностью.
Так или иначе, большинство экономистов уверены, что сравнительное преимущество — по-прежнему одна из самых важных и фундаментальных экономических концепций. Она лежит в основе международной торговли и глобализации, доказывая: страна может процветать пуще прежнего, если не станет замыкаться в своих границах.
Сравнительные преимущества в действии
Возьмем две страны среднего размера, А и Б. Они торгуют обувью и зерном, и производство обоих товаров в стране А эффективнее. При этом страна А производит 80 бушелей зерна на человеко-час по сравнению с 30 бушелями страны Б, но всего 25 пар обуви на человеко-час по сравнению с 20 парами обуви страны Б. Иначе говоря, у страны Б есть сравнительное преимущество в производстве обуви.
Обе страны не трудятся сверхурочно, однако благодаря использованию сравнительного преимущества они вместе могут произвести значительно больше — и в итоге каждая получит больше выгоды.
Сравнительное преимущество перестает быть таковым лишь в случае, если два товара, производство которых в данной стране эффективнее, производятся с наибольшей эффективностью в той же пропорции, что и в другой стране. На практике это настолько маловероятно, что, по сути, невозможно.
Что такое сравнительное преимущество?
Опубликовано 17.07.2021 · Обновлено 17.07.2021
Сравнительное преимущество – это экономический закон начала 1800-х годов, который демонстрирует, почему протекционизм (или меркантилизм, как его тогда называли) не нужен в свободной торговле. Популяризованный Давидом Рикардо, сравнительное преимущество утверждает, что свободная торговля работает, даже если один партнер по сделке имеет абсолютное преимущество во всех сферах производства, то есть один партнер делает продукцию дешевле, лучше и быстрее, чем его торговый партнер.
Основное опасение стран, вступающих в свободную торговлю, заключается в том, что они будут превосходить страны с абсолютным преимуществом в нескольких областях, что приведет к импорту, но не к экспорту. Сравнительное преимущество предусматривает, что страны должны специализироваться на определенном классе товаров для экспорта, но импортировать остальные, даже если страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам.
Ключевые выводы
Откуда взялось сравнительное преимущество
Суть этого закона можно проиллюстрировать на простом примере. Представьте, что вы не только талантливый краснодеревщик, но и опытный краснодеревщик. На создание шкафа у вас уходит день, на то, чтобы нарисовать картину. В местной экономике картины продаются по 400 долларов, а шкафы – по 350 долларов. У вашего соседа такие же навыки, но у него уходит полтора дня, чтобы построить шкаф, и три дня, чтобы закончить картину. У вас есть абсолютное преимущество перед своим соседом в обеих сферах, так что вы должны попытаться превзойти его по всем параметрам, верно? Неправильный.
Вот почему: если вы будете переключаться между рисованием и изготовлением мебели в течение шестидневной рабочей недели, вы получите три картины и три шкафа стоимостью 2250 долларов. Если бы ваш сосед работал по тому же графику, он изготовил бы одну картину и два шкафа на сумму 1100 долларов. Всего будет произведено четыре картины и пять шкафов: всего девять производственных единиц. Если, однако, вы решите сосредоточиться на живописи, той области, где у вас есть наибольшее сравнительное преимущество и наибольшая прибыль, и оставите столярное дело своему соседу, случится что-то волшебное. Вы будете производить шесть картин стоимостью 2400 долларов в неделю, в то время как ваш сосед изготовит четыре шкафа стоимостью 1400 долларов, в результате чего всего будет 10 производственных единиц. В реальном выражении и вы, и ваш сосед были бы богаче благодаря специализации – и местная экономика – одна производственная единица, тем лучше.
Сравнительное преимущество и свободная торговля
Экономисты на протяжении столетий были необычайно единообразными в защите политики свободной торговли, и причина тому – сравнительные преимущества. Теория предполагает, что общее экономическое благосостояние во всех странах улучшается, когда страны сосредотачиваются на тех отраслях, в которых они имеют наибольший опыт и успех, а также наименьшие альтернативные издержки.
Чтобы объяснить альтернативные издержки, мы ответим на этот вопрос: почему игроки НБА не косят газоны сами? Якобы игроки НБА сильнее и быстрее своих ландшафтных дизайнеров и могли бы делать это более эффективно. Однако игроки НБА могут максимизировать свою ценность и продуктивность, сосредоточившись на баскетболе, а не тратя энергию на газонокосилку; альтернативная стоимость слишком высока. Вместо этого баскетболист и ландшафтный дизайнер специализируются и торгуют, используя деньги в качестве промежуточного представления своей производительности.
Сравнительное преимущество говорит о том, что страны должны вести себя аналогичным образом. Рабочие в Соединенных Штатах имеют относительно высокий уровень образования и относительно продвинутые средства производства; это делает их очень продуктивными. Однако это не обязательно означает, что американские рабочие должны производить все, что нужно американским потребителям. Вместо этого максимальная эффективность и производительность могут быть достигнуты за счет специализации в областях с наименьшими альтернативными издержками и торговли с другими странами.
Политика свободной торговли
Политика свободной торговли в своей самой истинной форме выступает за полное отсутствие ограничений на импорт (таких как отказ от субсидирования экспортных отраслей. Сторонники свободной торговли утверждают, что ограничения на торговлю делают всех потребителей, даже американцев, беднее, чем они были бы в противном случае.
Суть аргумента заключается в преимуществах сравнительного преимущества. Когда рабочие одной страны специализируются там, где у них самые низкие альтернативные издержки, эти отрасли достигают экономии за счет масштаба и вводят новшества. Увеличение производства вызывает снижение цен. Американские потребители видят, что их реальная стоимость жизни снижается, когда дешевые иностранные товары сочетаются с более дешевыми отечественными товарами. В результате улучшается уровень жизни.
Как бы сокращенно это объяснение ни было, оно подчеркивает академические аргументы в пользу открытых международных рынков. Например, во время промышленной революции 19- го века Великобритания поддерживала сравнительные преимущества, по существу передавая выращивание продовольствия на аутсорсинг (импортируя зерно, мясо, сыр, вино и т. Д.) И уделяя особое внимание производству товаров на экспорт, став, таким образом, мастерской мировой экономики. мир на десятилетия. А в сегодняшней все более международной экономике эта теория становится еще более актуальной (см.
Почему нет полной свободной торговли?
Если экономисты – которые редко соглашаются – почти всегда поддерживают свободную торговлю, почему в мире нет открытой торговли между странами? Причин много, но самая важная из них – это то, что экономисты называют погоней за рентой. Погоня за рентой происходит, когда одна группа организовывает и лоббирует правительство для защиты своих интересов.
Скажем, например, производители американской обуви понимают и соглашаются с аргументом о свободной торговле, но они также знают, что более дешевая иностранная обувь отрицательно скажется на их узких интересах. Даже если рабочие будут наиболее продуктивными, переключившись с производства обуви на производство компьютеров, никто в обувной промышленности не захочет потерять работу или увидеть снижение прибыли в краткосрочной перспективе. Это желание побуждает сапожников лоббировать, скажем, специальные налоговые льготы на свою продукцию и / или дополнительные пошлины (или даже полный запрет) на иностранную обувь. Существует множество призывов сохранить американские рабочие места и сохранить освященное веками американское ремесло, хотя в конечном итоге американские рабочие станут относительно менее производительными, а американские потребители – относительно беднее из-за такой протекционистской тактики.
Сравнительное преимущество побуждает страны вести настоящую свободную торговлю и специализироваться в областях, в которых они обладают наибольшим опытом и наибольшим успехом, вместо того, чтобы пытаться защитить слабые отрасли от иностранной конкуренции путем введения защитных тарифов, которые в противном случае подавляют производство, что приводит к общему росту производства. богатство. Выгоды от сравнительного преимущества уменьшаются, когда отечественная промышленность субсидируется или когда иностранная промышленность облагается импортными тарифами.
Абсолютные и сравнительные преимущества
АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (absolute advantage)— преимущество, которым обладает страна, способная, используя данный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов. Это понятие можно проиллюстрировать на примере двух стран (А и В) и двух благ (X и У).
Рассмотрим физический выпуск благ X и У на данный расход факторов:
Страна А может произвести либо 100Х, либо 100У; страна В при тех же затратах производит либо 180Х, либо 120У. Очевидно, что производство страны В абсолютно более эффективно, чем производство страны А, так как страна В выпускает оба блага в большем количестве.
На первый взгляд торговля между этими странами лишена смысла. Однако целесообразность международной торговли определяется сравнительными преимуществами, а не абсолютными, поскольку, даже если страна В в состоянии произвести оба блага в большем объёме, она может извлечь выгоду из специализации на выпуске продукта X, где она обладает большим преимуществом.
ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (theory of international trade) — часть экономической теории, посвященная исследованию факторов, определяющих международную торговлю, специализацию и выгоды, получаемые от них.
Теория рассматривает способы влияния различий между странами (с точки зрения затрат производства и структуры спроса) на объём, продуктовую и территориальную структуру международной торговли, а также на размер и распределение выгод торговли.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат. Эта концепция иллюстрируется ниже для случая двух стран (А и Б) и двух товаров (X и У).
Одинаковый объём ресурсов в обеих странах позволяет им производить либо товар X, либо товар У. Из таблицы видно, что страна Б абсолютно более эффективна, чем страна А, так как она может произвести большее количество как товара X, так и товара У. Однако именно сравнительные преимущества, а не абсолютные преимущества определяют, выгодна торговля или нет.
Сравнительные преимущества возникают потому, что предельные альтернативные затраты одного товара, выраженные в единицах другого товара, различны в разных странах (см. теория соотношения факторов производства хекшера —олина ).
В таблице показаны физический выпуск товаров X и У при данных затратах факторов производства и альтернативные затраты производства X, выраженные в единицах У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы X в стране А равны 1У, а в стране Б равны 2 / 3У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы У в стране А равны IX, а в стране Б равны 1 1 / 2Х.
Соотношение альтернативных затрат
Страна Б имеет сравнительное преимущество в производстве товара X, так как она в состоянии произвести его с меньшими затратами факторов производства, чем страна А, ведь альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара X составляют лишь 2 /зY в стране Б, тогда как в стране А они равны 1У.
Зато страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Y, так как она способна производить его с меньшими относительными затратами факторов производства, чем страна Б: альтернативные затраты производства дополнительной единицы товара Y равны всего лишь 1X, тогда как в стране Б они составляют 1 1 / 2 Х .
Поэтому обе страны повышают своё экономическое благосостояние в том случае, если они специализируются (см. специализация) на выпуске того товара, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество (см. выгоды торговли как иллюстрацию этого важного положения). Величина выгод от торговли для каждой из стран будет зависеть от реальных условий торговли, при которых они согласны обмениваться товарами X и У.
Основная посылка данной концепции заключается в том, что объём факторов производства, а отсюда и сравнительные преимущества, «фиксированы». Однако в динамике сравнительные преимущества могут значительно изменяться. К этим изменениям могут привести многие обстоятельства, в частности:
(а) реализация правительством страны структурных программ, приводящих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая, на первый взгляд, обладает сравнительным преимуществом в предложении первичных продуктов (вроде хлопка и пшеницы), может, несмотря на это, отказаться от них или сместить акценты в экономическом развитии, осуществив индустриализацию и получив сравнительное преимущество в производстве промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью;
(б) перелив капитала между странами, передача технологий и перемещение производства транснациональными компаниями. Например, Малайзия получила сравнительное преимущество в производстве натурального каучука лишь после того, как британские предприниматели создали там плантации каучуковых деревьев, вложив в них свои средства.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) — форма разделения труда, при которой каждый индивид или фирма концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Если индивид специализируется на одной работе, то он, вероятно, добьётся гораздо большей эффективности, чем при попытке быть мастером на все руки. Специалист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышают профессиональную квалификацию. Кроме того, не теряется время при переходе от одной работы к другой. По этим причинам производительность работника благодаря специализации становится выше.
На макроуровне специализация позволяет экономической системе использовать ограниченные ресурсы более эффективно и вследствие этого производить и потреблять большее количество товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.
Этот фундаментальный принцип можно проиллюстрировать, ради простоты полагая, что в экономике действуют всего два человека, А и Б, которые производят и потребляют только два блага, X и У. Допустим, что А имеет границу производственных возможностей, представленную на рис. 118 отрезком между точками (12, 0) и (0, 6). Таким образом, для А производство X вдвое эффективнее, чем производство У (коэффициент альтернативных затрат ∆У/∆Х равен 1/2). Допустим, что он желает потреблять блага в одинаковых количествах. В таком случае он выберет точку А pc = (4, 4) на границе производственных возможностей.
Для В, наоборот, границей производственных возможностей служит отрезок от (6, 0) до (0, 12). Продукт У он производит вдвое эффективнее, чем продукт X (коэффициент альтернативных затрат равен 2). Допустим, что он также желает потреблять блага в одинаковых количествах и выбирает точку В рс = (4, 4) на своей границе производственных возможностей.
Теперь предположим, что между А и В возможен обмен и каждый из них может специализироваться на производстве того блага, которое он производит более эффективно. На рис. 118в представлена граница производственных возможностей новой производственной системы. Теперь А может произвести 12 единиц блага X, а В — 12 единиц блага У, и каждый из них может потреблять по 6 единиц каждого из благ (ранее недоступные точки А с на рис. 118а и В с на рис. 1186).
Таким образом, специализация приводит: (а) к выигрышу в производстве , так как теперь производится 12 единиц каждого блага, а не 8, как было до специализации, и (б) к выигрышу в потреблении , так как в результате специализации и обмена А и В могут потреблять теперь большее количество обоих благ. Так, А потребляет 6 единиц блага X, которые он сам произвёл, и обменивает оставшиеся 6 единиц X на 6 единиц блага У. Подобно этому, В потребляет 6 единиц блага У, которые он произвел, а остальные 6 единиц блага У обменивает на равное количество блага X.
РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) (Ricardo, David) — английский экономист, который в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества (трудовая теория ценности). Рикардо предполагал, что какой бы ни была процветающей экономика, заработная плата никогда не поднимется выше стоимости средств существования. Если рабочие становятся более обеспеченными, они имеют больше детей, и после того, как эти дети вырастают, это дополнительное предложение труда понижает заработную плату («железный закон заработной платы»).
Рикардо считал, что капиталисты также много не выигрывают от экономического прогресса, так как конкуренция снижает цены их продуктов и выплата заработной платы урезает их прибыль. Он рассматривал землевладельцев в качестве единственных пожинателей плодов экономического прогресса, так как в условиях ограниченного количества плодородной земли и растущего населения, которое необходимо накормить, доход землевладельцев в виде ренты будет увеличиваться, а ценность их земли будет расти. Растущая рента увеличивает затраты на производство продуктов питания, и рабочие для приобретения этих продуктов нуждаются в большей заработной плате, которая уничтожает прибыль капиталистов. Теория Рикардо использовалась нарождающимся промышленным классом в борьбе за свободную торговлю и уничтожение высоких тарифов на импортируемое зерно, чтобы снизить цену продовольствия и заработную плату.
ТЕОРИЯ ПОДОБИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference/similarity theory) — объяснение международной торговли промышленными изделиями, в основе которого лежит потребительский спрос на разнообразие товаров. Примером может служить экспорт автомобилей из Великобритании с одновременным импортом автомобилей из Германии в Великобританию.
Теория постулирует, что отечественные производители специализируются в производстве продуктов, пользующихся спросом у большинства отечественных потребителей, но они также способны поставлять свою продукцию в другие страны, где она пользуется спросом у меньшего количества потребителей. С другой стороны, спрос на те продукты, которые требуются меньшинству потребителей страны, может быть вполне удовлетворён импортом из тех стран, в которых на эти изделия предъявляет спрос большинство потребителей. Так как класс товаров, пользующихся спросом, зависит от уровня дохода на душу населения, большая часть обменов промышленными изделиями происходит между странами со сходной отраслевой структурой, каждая из которых экспортирует и импортирует в основном схожие товары. Разнообразие готовых изделий, доступных потребителям, благодаря торговле увеличивается, и выгоды, получаемые от торговли, растут, но не из-за снижения цен, как предполагается теорией сравнительного преимущества, а вследствие расширения свободы потребительского выбора.
ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (intra-industry specialization) — специализация различных фирм на определённых продуктах внутри одной отрасли (см. специализация ). Например, в текстильной промышленности одна фирма может специализироваться в производстве дорогих мохеровых костюмов, а другая — в производстве дешёвой рабочей одежды. Специализация даёт возможность обеим фирмам использовать экономию от масштаба в производстве, понижая таким образом цены, и удовлетворять потребительский спрос на большое разнообразие продуктов.
ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ТОРГОВЛЯ (intra-industry trade) — ситуация, когда фирмы действуют внутри одной отрасли, но в разных странах, специализируясь на производстве (см. специализация ) определённых продуктов и участвуя в международной торговле. Например, в текстильной промышленности британская фирма может специализироваться в производстве и экспорте дорогих мохеровых костюмов, в то время как другая фирма на Тайване может специализироваться на производстве и экспорте дешёвой рабочей одежды. Таким образом, Великобритания может экспортировать текстильную продукцию на Тайвань и в то же время импортировать текстильную продукцию из Тайваня.