Что означает сравнение в литературе

Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии
двух пред­ме­тов или состо­я­ний.

Узнаем, что такое срав­не­ние в рус­ском язы­ке. Приведём при­ме­ры срав­не­ния из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между неко­то­ры­ми пред­ме­та­ми и явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти мож­но уста­но­вить урав­ни­тель­ные отно­ше­ния, что явля­ет­ся слож­ной зада­чей для писа­те­ля. Но в этой необыч­но­сти и заклю­ча­ет­ся вся сила срав­не­ния как сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма в худо­же­ствен­ной речи. Сравнение сооб­ща­ет явле­нию или поня­тию то осве­ще­ние, такой отте­нок смыс­ла, какой наме­рен при­дать ему писа­тель.

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Сравнение явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи, как и сле­ду­ю­щие образ­ные сред­ства:

Использование срав­не­ния дела­ет вос­при­я­тие речи мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей или чита­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции.

Способы создания сравнения

Сравнения созда­ют­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

На Красной пло­ща­ди, буд­то сквозь туман веков, неяс­но выри­со­вы­ва­ют­ся очер­та­ния башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быст­рее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

На небе непре­рыв­но вспы­хи­ва­ли неяр­кие, длин­ные, слов­но раз­ветв­лён­ные мол­нии. Они не толь­ко вспы­хи­ва­ли, сколь­ко тре­пе­та­ли и подёр­ги­ва­лись, как кры­ло уми­ра­ю­щей пти­цы. (И.С. Тургенев)

Из пере­руб­лен­ной ста­рой берё­зы гра­дом лили­ся про­щаль­ные слё­зы. (Н.А. Некрасов)

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди. Последние ска­зоч­ным виде­ни­ем воз­ни­ка­ли на вод­ной гла­ди, и, зача­ро­ван­ный осле­пи­тель­ной кра­со­ты мира­жом, я сидел часа­ми, наблю­дая засле­зив­ши­ми­ся от вол­не­ния гла­за­ми, как эти явив­ши­е­ся как буд­то из сказ­ки суще­ства кру­жат вда­ли, а затем так же вне­зап­но, как и поло­же­но при­зра­кам, исче­за­ют (М. Алексеев).

Сильнее кош­ки зве­ря нет.(И.А. Крылов)

Пирамидальные топо­ля похо­жи на тра­ур­ные кипа­ри­сы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гро­за с воз­душ­но­го стол­ба, обра­зу­ю­ще­го набу­ха­ю­щее белое обла­ко, похо­жее на кочан цвет­ной капу­сты (З. Ауст).

Родина подоб­на огром­но­му дере­ву, на кото­ром не сосчи­тать листьев. И все, что мы дела­ем доб­ро­го, при­бав­ля­ет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Безумных лет угас­шее весе­лье
Мне тяже­ло, как смут­ное похме­лье.
Но, как вино, печаль минув­ших дней
В моей душе чем стар­ше, тем силь­ней.

Сравнения широ­ко при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии при­ро­ды:

Внизу, как зер­ка­ло сталь­ное,
Синеют озе­ра струи,
И с кам­ней, бле­щу­щих на зное,
В род­ную глубь спе­шат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Раньше был он звон­кий, точ­но пти­ца,
Как род­ник, стру­ил­ся и зве­нел,
Точно весь в сия­нии излить­ся
По сталь­но­му про­во­ду хотел.
А потом, как даль­нее рыда­нье,
Как про­ща­нье с радо­стью души,
Стал зву­чать он, пол­ный пока­я­нья,
И про­пал в неве­до­мой глу­ши.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэ­тич­ность.

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

Узнаем, чем срав­не­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.

Источник

Что такое сравнение в литературе, его виды и примеры употребления

Что такое сравнение в литературе?

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературеРис. 1. Краткое определение литературного термина сравнение

В любом сравнении есть объект сравнения и средство сравнения. Объект сравнения – предмет, который сравнивают. Средство сравнения – предмет с которым сравнивают. Например в следующем отрывке слово “анчар” является объектом сравнения, а “грозный часовой” – средством сравнения.

Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин)

Видео

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Существительные в творительном падеже

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

Слова «похожий» и подобный»

Зачем нужны сравнения в литературе

Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.

Вот художественный текст, в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как стеснительная девушка укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».

А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!

Примеры сравнений из художественной литературы

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Сравнения широ­ко при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии природы:

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэтичность.

Что означает сравнение в литературе. Смотреть фото Что означает сравнение в литературе. Смотреть картинку Что означает сравнение в литературе. Картинка про Что означает сравнение в литературе. Фото Что означает сравнение в литературе

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

Узнаем, чем срав­не­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.

Источник

Сравнение в поэзии

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «

в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

е) выражение различных эмоций и чувств:

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье

«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

Источник

Сравнение

Сравнение (в литературе) — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов («как», «будто», других сравнительных союзов); это стилистический приём, троп, т.е. сравнение считается лексическим средством выразительности.

Примеры:

Примеры из литературы:

«И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит».
«Что ты спишь, мужичок?», А. В. Кольцов

«В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй».
«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб

«И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги
,
и тонкие, как певчий слух«.
«Молитва», Т. Ю. Кибиров

Способы образования сравнения

Сравнение в русском языке образуется:

Какие существуют виды сравнения?

Некоторые лингвисты выделяют два вида сравнений (прямое / косвенное). Однако возможно это не так, существует несколько различных мнений.

Прямое сравнение (либо «с союзами«) образовывается при помощи сравнительных союзов (например: как, словно, будто). Например:

Косвенное сравнение (либо «без союзов«) — образование при помощи творительного падежа. Например: улепётывал зайцем.

Развёрнутое сравнение

Развёрнутое сравнение — автор указывает на несколько общих признаков, и сравнивая, он развивает свою мысль в целые предложения. Таким образом создаётся и передаётся более яркий образ.

«Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом
,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом
.

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!»
«Как над горячею золой. «. Ф. И. Тютчев

Источник

Что такое сравнение в литературе

Сравнение в литературе используется для придания образу яркости, выразительности, наглядности. В его основе лежит сопоставление объектов друг с другом. Примеры применения этого приёма обнаруживаются в художественных произведениях со времён античности, но это не исключает его использования и в повседневной речи:

Литературоведы-сторонники придания термину троп широкого значения причисляют к тропам и сравнение. Остальные причисляют его к художественным приёмам или риторическим фигурам, оставляя в числе тропов только иронию и разновидности метафоры и метонимии.

Виды сравнений

Филологическая классификация выделяет два основных вида. В дополнение к ним отмечаются, согласно разным источникам, два и более типов сопоставлений.

Помимо перечисленных, в работах исследователей упоминаются:

Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…

(А. Барто, Игра в стадо)

Прямое

Прямое сравнение – это привычный в литературе и в быту вид. Выражается с помощью сравнительных союзов.

Часто употребляемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, утратив при этом запятую перед сравнительным союзом:

В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного оборота или входят в состав сказуемого. Предложения, содержащие сказуемое со сравнением, не требуют постановки запятой перед сравнительным союзом.

Косвенное

Этот вид вместо союзных оборотов использует беспредложную форму творительного падежа существительного. Взаимозаменяем с прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа использованного существительного.

Бессоюзное

Бессоюзное сравнение включено как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употреблённого в той же роли, не присоединяется сравнительным союзом, чем и объясняется название.

Отрицательное

В основе этого вида лежит не сопоставление, а противопоставление. Отрицательными вариантами богата народная поэзия, из которой они перекочевали в авторские произведения, стилизованные под народный стиль, в том числе в детскую литературу.

Не лед трещит, не комар пищит – это кум да куме судака тащит.

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет…

Примеры сравнения из художественной литературы

Как говорилось выше, сравнения встречаются ещё в произведениях античной литературы, а развёрнутые даже получили второе название в честь Гомера, хотя в его произведениях использованы и другие виды.

Слаще пчелиного мёда текли с языка его речи.

Сравнениями насыщены тексты произведений русского фольклора, в том числе былин.

(Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Авторская литература не обошла стороной этот приём, добавляющий выразительности и прозе, и стихам.

Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.

(А. Пушкин, Медный всадник)

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

Развёрнутым сравнением Руси со скачущей тройкой завершает первый том «Мёртвых душ» Гоголь.

Произведения XX и начала XXI веков также отдают дань сравнениям.

(Б. Окуджава, Песенка об Арбате)

Сравнение – литературный приём, делающий художественный образ зримым и ярким, и представить себе литературу лишенной этого богатства невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *