Что означает созыв в госдуме
Государственная дума РФ: выборы и полномочия Госдумы, депутаты и зарплаты
Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции РФ.
В настоящее время действует Государственная Дума VII созыва, избранная 18 сентября 2016 года. В ней представлены фракции политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Следующие выборы в ГД РФ должны пройти в 2021 году.
История Госдумы
Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.
В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.
При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.
Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.
Полномочия Госдумы
Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:
Принимает федеральные законы
Назначает и освобождает от должности председателя Центробанка
Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов
Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека
Может обращаться в Конституционный суд РФ
Заслушивает ежегодные отчеты правительства о результатах работы
Решает вопрос о доверии правительству РФ
Выборы в Госдуму: когда и как выбирают депутатов
В настоящее время Государственная дума избирается на пять лет (до принятия в 2008 году поправок в Конституцию срок полномочий депутатов составлял лишь четыре года).
Выборы действующей в настоящее время Госдумы VII созыва состоялись в сентябре 2016 года. Следующие выборы в Думу должны пройти в 2021 году.
Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Один и тот же человек не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации).
Депутаты Госдумы
Зарплаты в Госдуме: сколько получают депутаты
Среднемесячная зарплата депутата Госдумы в 2018 году составляла 399,3 тысяч рублей до уплаты подоходного налога. То есть «на руки» народный избранник получает в среднем 347,4 тысяч рублей, сообщалось на сайте Государственной Думы. При этом в соответствии с указом президента от 27 февраля 2015 года заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%, подчеркивалось на сайте Думы.
Депутатская пенсия зависит от стажа. Те, кто проработал в Госдуме 5-10 лет, получают пенсию в 46 тысяч рублей. Депутаты, проработавшие более 10 лет, получают 63,5 тысячи рублей.
«Без гнева и пристрастия»: эксперты оценили состав и потенциал Госдумы VIII созыва
В пресс-центре ТАСС сегодня, 13 декабря, прошла презентация экспертного доклада «Портрет Государственной думы VIII созыва». Про особенности избирательной кампании-2021, о сходстве и отличиях новоизбранного депутатского состава от предыдущего рассказали авторы исследования директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, директор Центра политического анализа Павел Данилин и депутат Госдумы, один из основателей интегрального рейтинга КПД ГД Дмитрий Гусев.
Доклад подготовлен на основании количественного и качественного анализа состава Госдумы VII и VIII созывов, а также экспертных интервью.
По мнению экспертов, в России сформировалась зрелая политическая система, и федеральный парламент за прошедшую пятилетку продемонстрировал высокий уровень взаимодействия с правительством, уверенную поддержку инициатив президента страны, оперативную реакцию на серьёзные вызовы — это касается, в первую очередь, ситуации с коронавирусной инфекцией.
Вместе с тем, профильные специалисты отмечают объективные недостатки в работе Госдумы: популистские и безответственные заявления некоторых депутатов, голосование за слабо проработанные законопроекты, в результате чего Совету Федерации и президенту Владимиру Путину приходилось возвращать документы в нижнюю палату парламента.
Части депутатов в погоне за самопиаром явным образом отказывало чувство меры. Они забывали о том, что депутатские полномочия не являются синонимом безнаказанности, и снятие неприкосновенности с коммуниста Валерия Рашкина уже в новом созыве Госдумы это явно продемонстрировало.
Нынешняя избирательная кампания была более непредсказуема, нежели прошедшие на волне «крымского консенсуса», и, по мнению авторов доклада, чрезмерно зарегулированные выборы 2016 года.
Иллюстрация: скриншот трансляции пресс-центра ТАСС.
Появление пятой парламентской партии — «Новые люди» — эксперты считают наиболее ярким примером, доказывающим высокую конкурентность голосования. Пока рано говорить о принципиальных отличиях парламента восьмого созыва от предшественников, но следует отметить несколько важных деталей.
Во-первых, заметно снизилось число депутатов с научными степенями — это говорит о том, что в парламенте стало больше людей «от земли», нежели теоретиков, и об исчезновении в политической элите «моды» на кандидатские и докторские диссертации.
Во-вторых, уровень доходов «новых» депутатов почти в два с половиной раза выше, чем у «старых». Значит, активно продвигаемая либеральными СМИ теория о том, что из-за усиления вертикали власти успешные и обеспеченные люди больше не идут в депутаты, не имеет под собой ни малейшего основания. Наоборот, состоявшиеся в жизни люди становятся парламентариям.
В-третьих, среди народных избранников — победители конкурсов «Лидеры России» и «Лидеры России. Политика». И создаваемые данными конкурсами социальные лифты успешно работают, а система подготовки компетентных управленческих кадров демонстрируют свою эффективность.
Иллюстрация: скриншот трансляции пресс-центра ТАСС.
От нового состава Государственной Думы, в связи с возросшей в соответствии с поправками в Конституцию ролью законодательной власти, в экспертном сообществе ожидают большей ответственности перед избирателями, профессиональной работы над законопроектами, более высокого уровня парламентской дискуссии и продуктивного взаимодействия с институтами гражданского общества и экспертным сообществом.
Павел Данилин, Алексей Мартынов и Дмитрий Гусев, отвечая на вопросы ведущего, сообщили, что продолжат регулярно оценивать депутатов Государственной Думы sine ira et studio (без гнева и пристрастия — Ред.) и надеются, что подготовленные рейтинги и рекомендации позволят повысить качество работы парламента, донесут до общества и СМИ объективную картину работы народных избранников.
Статус и полномочия, порядок формирования и Регламент Государственной Думы
Списки депутатов
История Государственной Думы
История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.
В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.
В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.
На пороге восьмого созыва. Как менялась Госдума за последние 28 лет
Первый созыв, 1993 — 1995
В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.
При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.
Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.
Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.
Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.
За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Второй созыв, 1996 — 2000
Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.
По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.
Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.
Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.
Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.
Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.
После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.
Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.
Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.
Третий созыв, 2000 — 2003
Третий созыв Госдумы — это начало президентской эпохи Путина, что заметно повлияло на состав нижней палаты парламента и её деятельность.
В палату третьего созыва прошли шесть партий и блоков.
Формально эти выборы выиграла партия “КПРФ”, но сразу после неё с небольшим отставанием шёл блок “Единство”, которую в декабре 2001 года реорганизовали в “Единую Россию”. Для Кремля, который лишь за несколько месяцев до выборов в спешном порядке создал своё избирательное объединение, это был успех.
В 2001 году движения “Единство” поглотила ОВР, и в Думе сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций “Единство”, ОВР, депутатских групп “Регионы России” и “Народный депутат”.
“Единая Россия” стала контролировать большинство голосов. Это был последний созыв, когда хотя бы на начальном этапе работы палаты все представленные в Думе политические силы были вынуждены считаться с мнением оппонентов и искать союзников для принятия решений, потому что ни одна из фракций не имела большинства.
Принятые Думой законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны: законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета федерации, о политических партиях и многом другом.
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный “Яблоком”.
Всего за период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом подписано свыше 700.
Четвёртый созыв, 2003 — 2007
В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.
Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.
Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».
Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.
И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.
Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.
Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.
Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.
Пятый созыв, 2007 — 2011
В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.
“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.
В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.
Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.
Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.
Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.
Шестой созыв, 2011 — 2016
В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.
В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.
Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.
Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.
Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.
Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
Седьмой созыв, 2016 — 2021
Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.
Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.
Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.
Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.
Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.
В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.
За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.
Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.
Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.
Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).
Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.
И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.
Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.
Восьмой созыв, с 2021
О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.
К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.
Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.
В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.
Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.
Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.
Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.