Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Органическая неполноценность.

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Дети, страдающие каким-либо заболеванием с раннего возраста, заняты в основном преодолением органических страданий, поэтому в них сложно пробудить социальный интерес, ощущение своего вклада в жизнь. Следствием этого будет более ярко выраженное ощущение своей неполноценности.

К органическим недостаткам могут относиться:

·слабость, болезненность;

·неуклюжесть, косолапость, другие признаки моторного недоразвития;

·инфантильные дефекты вроде косоглазия, глазных тиков и пр.;

·уродства и признаки внешней дегенерации;

·леворукость;

·недостатки конституции: малый или слишком большой рост, кривые или иксообразные ноги;

·недостатки органов чувств: близорукость, тугоухость и др.;

·заикание и другие речевые дефекты;

· рвота, ночное недержание мочи, ненормальности стула и т.д.

К этой же области могут быть отнесены любые недомогания или признаки, за которые ребенок подвергался отвержению, обидам, насмешкам или наказаниям.

2. Отвергнутые дети.

Избалованные дети.

Три неблагоприятные ситуации детства могут привести к формированию ошибочного, патологического стиля жизни. Кроме того, они способствуют превращению нормального чувства недостаточности в комплекс недостаточности.

По мнению А. Адлера, для такого превращения необходимы три составляющие:

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Неподготовленность человека к ее разрешению.

3. Уверенность в собственной неспособности решить проблему.

Тема 5. Социальный интерес, определение, этапы развития. Определение социального интереса как процесса и по объектной направленности.

Социальный интерес.

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Следуя за развитием взглядов А. Адлера, можно заметить, что идея социального интереса постепенно начинает занимать доминирующее положение по сравнению со стремлением к саморазвитию.

В настоящее время, последователь А. Адлера Х. Ансбачер, предлагает рассматривать социальный интерес с двух позиций:

— как направленность на объект.

С точки зрения направленности на объект социальный интерес может использовать три вида объектов.

1. Субсоциальные объекты. Это могут быть неодушевленные предметы, виды деятельности, это могут быть профессии или хобби. Интерес человека к этому виду объектов не связан с его собственным Я, скорее это можно назвать познавательным интересом, который формирует у человека базу: знания и опыт, для последующего развития социального интереса и его направленности на второй вид объектов.

2. Социальные объекты. К ним относится все живое. Интерес к ним формируется позднее и проявляется посредством умения принять позицию другого, ценить жизнь во всех ее проявлениях.

3. Супрасоциальные объекты. Интерес к ним позволяет выйти за пределы собственной личности, идентифицируясь со всем живым, миром, Вселенной в целом. А. Адлер назвал это «тесным союзом с жизнью как целым».

Тема 6. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.

Источник

Социальный интерес. Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья.Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» — показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.

Источник

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

1. Субсоциальные объекты — неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты — это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. — 1991. — Vol. 47. — № 1. — P. 82-85) [В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.]

Принадлежности (ощущение принадлежности к группе или группам).

Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

Помощь (готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям).

«Ты здесь дома» (ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми).

Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

Щедрость (готовность поделиться тем, что тебе принадлежит).

Общности (ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих тебя во многом похожим на них).

Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

Участие (присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней).

Вера в других (чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее).

Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

Уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт).

Мужество быть несовершенным (ощущение того, что делать ошибки естественно и что не надо стараться всегда быть «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях).

Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

Сотрудничество (стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы).

Ощущение себя человеком (ощущение себя частью всего человечества).

Компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов).

Оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить).

Эмпатия (умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства).

Ободрение (способность мотивировать других людей).

Преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы).

Источник

Социальные интересы

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на сознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Удовлетворение этой потребности связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир.

Интерес сопровождается эмоциональной захваченностью. Человек испытывает субъективную приятность в связи с интересом.

Понятие интереса является базовым для многих наук, изучающих человека (психология, социология, философия, политология, культурология)

И. Кант дал научное определение «интереса».

«Интерес определяет волю»

Альфред Адлер впервые произнес два слова «социальный интерес»

«Чувство солидарности, связанность человека с человеком»

Социальный интерес – соотносится к потенциальной врождённой способности человека разделять чувства других людей. Других людей ( в широком смысле) к человечеству в целом. Это качество развивается только в социальном окружении.

Социальный интерес проявляется в различных формах:

1. Готовность человека к сотрудничеству, даже если это опасно для жизни

2. Склонность человека отдавать больше, чем требовать

Главная задача жизни по Адлеру, быть общественным по природе.

Человеку, проявляющему социальный интерес свойственна готовность:

· К вкладу в общее благосостояние

· К проявлению доверия

Субъектами социальных интересов:

· Индивид – как представитель социальной группы

· Общество – сложная социальная система

Основные характеристики социального интереса:

· Факт принадлежности интереса определенному социальному субъекту (обществу, классу, социальной группе, отдельному человеку)и осознания его этим субъектом.

· Интерес любого социального интереса (личности, нации), связанный с его положением в обществе.

Интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Источник

Социальные интересы индивидов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный интерес: сущность и классификация

Социальный интерес в современной науке представляет собой достаточно многогранное понятие. Оно подразумевает под собой внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию, а также в достижении намеченной о четко обозначенной цели.

По сути, интерес – это потребность, которую индивид удовлетворяет в процессе своей деятельности. Сущностная особенность интереса заключается в том, что необходимо реализовать данную потребность посредством объективного включения субъекта (в нашем случае индивида или более широкой социальной группы) в общественные отношения с другими индивидами и широкими социальными группами.

Социальный интерес – понятие обширное, поэтому в него входят следующие структурные элементы:

Таким образом, все эти элементы направлены на обозначение и конкретизацию целей, выборов специфических методов по ее достижению и непосредственно сам процесс реализации.

Интересы можно классифицировать по нескольким основным критериям:

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный интерес человека

В каждой социальной группе поддерживаются свои собственные интересы, которые зависят от специфики группового развития и динамики, культуры и ценностей внутри нее. Интересы человека имеют в своей основе именно их потребности. Но они направлены не столько на предмет потребности, сколько на те общественные условия, которые благоприятствуют, или наоборот, препятствуют удовлетворению потребности и интереса человека. Прежде всего это касается материальных ресурсов, духовных благ, которые обеспечивают то самое удовлетворение потребностей.

Интересы людей должны удовлетворять интересы социальной группы. Таким образом, такие интересы называются социальными. Их смысл заключается в сохранении или в постепенном преобразовании уже имеющихся учреждений, порядков, норм, взаимодействий и коммуникаций, от которых напрямую зависит процесс распределения благ и услуг, в которых нуждается группа.

Интересы лежат в основе целенаправленной деятельности человека. Интерес, по сути, это еще и нужда, потребность. Потребности проявляются в желании овладеть чем-либо, что будет необходимо в дальнейшем поддержании жизнедеятельности организма как самого индивида, так социальной группы и всего общества. По своей сути интерес является инициатором, мотиватором, в каком-то смысле самым настоящим побудителем активности человека в условиях, которые или благоприятствуют удовлетворение потребности, или мешают этому.

Сущность понятия «интерес»

Интерес можно без сомнения назвать настоящей причиной и главной движущей силой, которая помогает производить процессы социального развития. Интерес – это осознанная потребность, которая сознательно формируется обществом для достижения конкретных целей. Именно осознание интереса и, соответственно, потребности, а также тесная связь с личными целями или общественным сознанием позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни индивида.

Социальный интерес может проявляться сразу в нескольких формах. Во-первых, как готовность человека к активному и осознанному сотрудничеству, даже если это может угрожать состоянию его здоровья и жизни в целом. Во-вторых, еще одна форма интереса – склонность человека отдавать больше, чем получать взамен. Чаще мы может отказаться от каких-то благ, будь то материальные или духовные интересы, чтобы удовлетворить какой-то конкретный (например, покупка желанной дорогостоящей вещи).

Человек, который проявляет интерес, обладает некоторыми специфическими чертами. Он готов быть несовершенным, вкладывать общее благосостояние ради той маленькой, но очень важной для него цели, которая может круто изменить его жизнь. Заинтересованный человек более доверчив, он чаще остальных проявляет заботу и сострадает, стремится отдать больше, чем имеет, может пожертвовать самым дорогим, даже своей жизнью или здоровьем. Эти проявления эмоций некоторые исследователи трактуют как манипулирующее поведение ради достижения собственной цели, но здесь не стоит делать это понимание универсальным, потому что каждый человек – индивидуален, и не всем свойственно проявление подобных эмоций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *