Что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста
«Основы здорового образа жизни студента»
121. Что означает социально-психологическая адаптация для становления личности специалиста?
• интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения
122. Что относится к скрытым трудностям обучения в вузе?
• обстоятельства студенческой жизни, кажущиеся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект
123. Что такое должная величина МПК (ДМПК)?
• средние значения нормы для данного возраста и пола
124. Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)?
• состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов
125. Что такое оздоровительная тренировка?
• система физических упражнений, направленных на повышение физического состояния до безопасного уровня, гарантирующего здоровье
«Практические основы физического воспитания»
126. В какой части самостоятельного тренировочного занятия изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие волевых и физических качеств?
• в основной части
127. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?
• в подготовительной
128. В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также развития волевых и физических качеств занимающихся?
• в основной
129. Как быстро с возрастом теряется гибкость?
• быстрее других физических качеств
130. Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?
• влияют отрицательно
131. Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?
• относительная сила мышц
132. Какой вид спорта может отрицательно повлиять на формирование осанки?
• езда на велосипеде
133. Какой метод развития выносливости в основном направлен на повышение функциональных возможностей сердца и является небезопасным для организма?
• интервальный метод тренировки
134. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?
• комбинированный
135. Какой учет тренировочной нагрузки позволяет анализировать показатели тренировочных занятий?
• текущий учет
Научная электронная библиотека
Гордашников В. А., Осин А. Я.,
6.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
Становление личности профессионала осуществляется через его:
Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.
Подготовку специалиста к деятельности сложного, экстремального и неординарного характера важно осуществлять особым образом. Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами. Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:
1. взаимодействие личности со средой («Л-С»):
2. возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;
3. возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;
4. появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций (ЗР) у человека;
5. осуществление защитного адаптационного поведения (АИ) по снижению или снятию дезадаптационного состояния;
6. снижение или снятие противоречия между личностью и средой, транение КС (рисунок 6.5.).
Рисунок 6.5. Последовательные составляющие процесса профессиональной адаптации.
Эти элементы процесса профессиональной адаптации могут быть представлены последовательно в следующем виде:
Адаптационный процесс может принять иной ход и оказаться неуспешным. В таком случае противоречие во взаимодействии «Л-С», КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит «запуск» нового адаптационного процесса с определёнными коррективами.
Профессиональная адаптация специалиста обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:
В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.
Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:
Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.
Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом профессиональной адаптации специалиста.
Рисунок 6.6. Виды профессиональной адаптации в зависимости от областей деятельности специалиста.
В профессиональной адаптации молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации.
Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).
Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:
1. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:
2. особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;
3. осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;
4. специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:
Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста
в первую очередь зависит от его личностных и других психологических особенностей. Одной из особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности.
Как бы человек не готовился к будущей профессии, до определённого момента он ещё студент, а в следующий момент он уже специалист (врач, педагог, инженер и др.). У него меняется всё: и способы бытия, и приёмы деятельности, и характер общения. Неполное соответствие образа будущей деятельности действительности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Необходимо не только сформировать у студентов адекватный образ специальности и профессиональной деятельности, но и подготовить их в соответствии с этим образом (привить вкус и любовь к своей профессии, развить стремление совершенствоваться в специальности, наращивать свой профессионализм и др.).
Индивидуально-психологические и психотипические особенности молодых специалистов оказывают влияние на успешность профессиональной адаптации. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к самому себе, сотрудникам и руководителям, избранной профессии, своим служебным обязанностям. Очевидно, что эти отношения могут быть или позитивными, или негативными (В.А.Сластенин, В.П. Каширин, 2001).
В этом отношении определённый интерес представляет типология социогенов личности, разработанная М.Е.Литваком. Он выделяет 4 сферы отношений, ориентации личности:
Совокупность и своеобразие этих отношений составляют социоген личности, её базовую психологическую мозаику или психологический тип, определяющий поведение и деятельность молодого специалиста (М.Е. Литвак). Основные личностные особенности специалистов, особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от типов отношений представлены в таблице 6.2.
Основные особенности личности специалистов
и их психологической адаптации к профессиональной деятельности
Психологическая адаптация
Психологическая адаптация
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации».Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным. Мы будем рассматривать где эти понятия отождествляются.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.
Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного,ближайшего социального окружения человека:
За последнее десятилетие резко изменилась социальная ситуация в стране, изменилась география страны, что привело к возникновению межнациональных конфликтов и войн.
В настоящее время ситуация не только не стабилизировалась, а, напротив, обострилась. Набирают силу фашистские организации, пропагандирующие законы силы и разрушения. Подобные организации, наряду с криминальными структурами, охотно рекрутируют подростков в свои ряды.
На фоне «дефицита позитивного взаимодействия с подростками взрослых» (Д. И. Фельдштейн) это явление набирает устрашающие обороты.
Пропаганда насилия и сексуального раскрепощения усугубляет течение подросткового кризиса. «Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей — тревожности, страха, неуверенности, одиночества. В настоящее время это углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции детей по отношению к взрослым. Взрослый мир приблизился (сейчас ребенок может смотреть те же кинофильмы, что и взрослый). Мальчики могут накачивать свои мускулы, а девочки заботиться о сексуальной привлекательности. Почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, но одновременно взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения детства, которые являются тяжелой потерей для него». Все вышесказанное можно отнести к достаточно широкому описанию негативного влияния социально-экономической ситуации на развитие личности подростка. Но было бы большой ошибкой рассматривать социальную ситуацию развития только с этой стороны. На данный момент существуют и неоспоримые положительные моменты для становления личности подростка. Это большой доступ к учебной информации, реформа системы образования, в которой наметились тенденции воспринимать ученика не как пассивный объект педагогического воздействия, а как активного субъекта учебно-воспитательного процесса.
Во многих школах в настоящее время подросток, переходящий в старшее звено, имеет возможность выбрать то направление обучения, которое соответствует его познавательным интересам и интеллектуальным возможностям, — профильное обучение.
Современный подросток имеет возможность попробовать себя в различных видах социальной деятельности — школьное самоуправление, молодежный парламент и др. Участие в различных молодежных сообществах дает возможность не только удовлетворить основные социальные потребности возраста, но и расширить поведенческий репертуар, что способствует успешной адаптации в обществе.
Одной из важнейших задач современной школы, наравне с учебными задачами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации ученика.
Подростковый возраст является одним из сложных возрастных этапов развития личности, этот возраст является важным этапом в процессе становления личности, в нем появляется внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, стремление занять активную социальную позицию в пространстве межличностного общения. Деятельность подростка направлена на усвоение норм взаимоотношений и расширение социальных связей.
Современная ситуация развития обостряет проблему социальной адаптированности подростков в период школьного обучения. Напряжения адаптационных механизмов требует ситуация перехода с одной ступени обучения на другую (из средней школы в старшую, Психологическая адаптация является одним из ведущих механизмов, обеспечивающих социализацию личности и ее целостное формирование.
Под психологической адаптацией мы понимаем процесс активного взаимодействия индивида и социальной среды, в результате чего происходят позитивные изменения личности, ее установок и поведенческих стереотипов, конечным итогом этого процесса является состояние адаптированности.
Психологическая адаптированность — это наличный уровень внутриличностной адаптированности, который представлен поведенческим аспектом, личностными особенностями и эмоциональной уравновешенностью.
Одним из показателей благополучного развития школьника-подростка является его успешная адаптация к учебной деятельности и образовательному учреждению — школе.
С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.
Е. В. Руденский, рассматривая явление школьной дезадаптации, отмечает, что, несмотря на наличие признаков, характеризующих вполне самостоятельный феномен, школьную дезадаптацию «корректнее» рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.
Таким образом, рассматривая проблему психологической адаптации школьников, мы должны учитывать, что в ее структуру входит школьная адаптация. С одной стороны, понятие «психологическая адаптация» шире понятия «школьная адаптация» и школьная адаптация является частью социально-психологической адаптации. С другой стороны, без психологической адаптации не может быть полноценной школьной адаптации. Таким образом, эти понятия взаимосвязаны.
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации школьников возможно через создание школьной социально-психологической службы
Психолого-педагогическая диагностика социальной адаптации. Выявление дезадаптации.
Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Диагностическое обследование не является самоцелью, а как правило, служит для решения каких-либо практических или исследовательских задач.Поэтому предварительно необходимо ответить на вопрос: для чего проводится диагностика, для чего будут использоваться полученные данные? Это может быть сбор информации для консультирования, мониторинга адаптации, построения прогноза, а также для исследовательских целей. Поставленные цели определяют предмет диагностики
Чаще всего,предмет диагностики это:
– уровень адаптированности в настоящий момент времени,
– нарушения адаптации,
– индивидуальные особенности адаптации,
– особенности протекания процесса адаптации,
– адаптивный потенциал конкретной личности.
При диагностике нарушений адаптации обычно изучают такие параметры, как
отклоняющееся поведение, уровень напряжения, фрустрированности, переживание стресса, показатели цены адаптации. Если предметом диагностики становятся индивидуальные особенности адаптации, то рассматриваются стили адаптации, предпочтение определённых стратегий адаптации и т. д.
Особенности протекания процесса адаптации исследуются через отслеживание происходящих в процессе адаптации изменений: фиксируются динамика общего эмоционального состояния человека, степень его информированности о ситуации и характер активности, направленной на её преобразование. Отмечаются возможные нарушения процесса адаптации (такие, как пропуск этапа, фиксация на определённой стадии процесса и др.).
Адаптивный потенциал личности определяется через оценку продуктивности
используемых стратегий и диагностику выраженности таких личностных характеристик, которые необходимы для успешного прохождения различных этапов процесса адаптации и способствуют построению продуктивного взаимодействия с окружающей средой (например, гибкость, толерантность, коммуникабельность и др.).
Критерии адаптации (описание модели А. А. Реана)
При изучении адаптации личности выделяют два основных критерия адаптации: внешний и внутренний.
Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление». Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха, внешнего благополучия. Внешний критерий обычно определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды.
Внутренний критерий отражает общее психическое состояние, чувство
удовлетворённости, комфорт, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги.
Адаптация по внешнему критерию характеризуется высокой успешностью, формальным достижением благополучия, но сопровождается выраженной неудовлетворённостью и психоэмоциональным напряжением. Адаптация по внешнему критерию связана с так называемой «ценой адаптации». Цена адаптации – это объём внутренних психологических ресурсов, затраченных на приспособление к среде. Цена адаптации повышается, когда в процессе адаптации превалирует ориентация на внешний критерий и при этом игнорируются внутренние потребности личности.
Признаками адаптации по внутреннему критерию являются невысокая успешность, иногда – даже отклоняющееся поведение, но на фоне положительной тональности индивидуального настроения.
Полная дезадаптация констатируется тогда, когда человек переживает неудовлетворённость, показывает высокую степень психоэмоционального напряжения и при этом не достигает даже среднего уровня стандартов успешности и благополучия, принятых в окружающей его социальной среде.
Системная адаптация предполагает высокую успешность, которая при этом сопровождается субъективным чувством удовлетворённости. Системная адаптация тесно связана с понятием самореализации. Именно нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет возможности самореализации и соответственно высшую форму адаптации.
Адаптационные процессы совершаются по мере возрастного развития. Л. И. Божович отмечает, что психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Социально-педагогическая адаптация школьников обусловлена как классом первичных, индивидуально-типических (половозрастными, конституционными и другими свойствами) и вторичных (психодинамических, психомоторных) индивидных свойств, так и психическими состояниями, свойствами и характеристиками личности, уровнем интеллекта, эффективностью деятельности. Прогноз адаптации, как правило, осуществляется на основании изучения отдельных аспектов, компонентов целостной структуры личности человека.
Социально-педагогическая адаптация это эмоционально – чувственное приспособление психики подростка при включении его в новые социальные условия.
Адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность.
Степень адаптированности подростка определяется характером его эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и дезадаптированность.
Адаптационный потенциал определяет характер имеющихся способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей подростка
Психологическая готовность к школьному обучению Курылева О. Н., Суконкина С. Г. Психологическая готовность к Школьному обучению Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Музыкально-психологическая сказка о дружбе Музыкально – психологическая сказка о дружбе. Вы замечали, в жизни привычной Случается что-то, порой, необычное: Сердечко, вдруг, замирает.
Психологическая акция ко Дню психолога в ДОО. Ко Дню психолога я приурочила проведение психологической акции «Сундучок радости». На столах при входе в детский сад расставила яркие коробки.
Психологическая диагностика 5 классы. Диагностика 5 классы Ф. И___ Класс___ Дата___ Проба на внимание. Инструкция: «Прочитай этот текст.
Психологическая игра «Природа и мы» Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. Задачи: развивать экологическое мышление, творческое.
Психологическая игра «Созвездие» Большая психологическая игра для детей 6-7 лет «Созвездие» Цель: Создать условия для сплочения коллектива. Предоставить детям возможность.
Психологическая служба ДОУ (из опыта работы) Современное дошкольное образование требует от педагогов-психологов активного включения в воспитательно-образовательный процесс, в котором.
Психологическая защита детей в семье Отношения воспитателей и детей во многом зависят от индивидуального характера и тех, и других. Есть педагоги, которые справляются, скажем.