Что значит слово мозаика
Мозаика
Пол Большого дворца в Константинополе. 5 в. Фрагмент.
Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.
разновидность монументальной живописи, древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.
Мозаика с морскими существами. 2–1 вв. до н. э. Помпеи
Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм, домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытесняться фреской. В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшая масляную живопись. В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).
«Императрица Феодора со свитой». Мозаика. 6 в. Церковь Сан-Витале. Равенна
В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля– в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.
Мозаика
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам)
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М. является Инкрустация. М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М. — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря (См. Гелатский монастырь), 12 в.), Древней Руси (М. 11—12 вв. в Софийском соборе (См. Софийский собор) и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. — созданная в 14—15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60—70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.
Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. — М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.
«Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.
Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968.
Е. М. Аблин, А. А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962.
Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.
«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.
Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. до н. э.
Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.
МОЗАИКА
Смотреть что такое «МОЗАИКА» в других словарях:
Мозаика — (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов… … Художественная энциклопедия
МОЗАИКА — (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
мозаика — Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 • • • Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества
Мозаика — (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
МОЗАИКА — МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля
мозаика — См. картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 • … Словарь синонимов
мозаика — и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС 1. Мозаик сочинение из разных небольших штук на гипсовом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Мозаика — – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в основном для украшения зданий … Словарь строителя
мозаика — (устарелое мозаика), род. мн. мозаик … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
МОЗАИКА — см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
МОЗАИКА — (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия
МОЗАИКА
Смотреть что такое «МОЗАИКА» в других словарях:
Мозаика — (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов… … Художественная энциклопедия
МОЗАИКА — (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
мозаика — Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 • • • Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества
Мозаика — (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
МОЗАИКА — МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля
мозаика — См. картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 • … Словарь синонимов
мозаика — и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС 1. Мозаик сочинение из разных небольших штук на гипсовом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Мозаика — – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в основном для украшения зданий … Словарь строителя
мозаика — (устарелое мозаика), род. мн. мозаик … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
МОЗАИКА — см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
МОЗАИКА — (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия
Мозаика
Содержание
История
Древний Восток
История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.
Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)
К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия). [1]
Античность
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)
Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Ранние христиане и Византия
Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Средневековая Европа
Рококо
В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.
Ислам
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.
Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.
Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов
Мозаика в России
Древнерусские мозаики
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Мозаика в России Нового времени
Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.
Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».
Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [2]