Что означает собака в русской культуре
Образ собаки в русском фольклоре «Собачьи сказки»
Новые публикации
Популярные статьи
заметки о собаках / Образ собаки в русском фольклоре «Собачьи сказки»
Русская культура всегда отличалась богатством, самобытностью, противоречивостью, многогранностью и насыщенностью. В ней смешались ветхозаветные и апокрифические воззрения, устные предания, наследие языческого прошлого, идеи Христианства, вливания чужих иноплеменных культур и жизненный опыт многочисленных поколений. Из этого многокомпонентного сплава постепенно выковывалось совершенно уникальное отношение русского человека к живой природе, Матери-земле, диким и домашним животным.
В настоящей статье мы намеренно не будем касаться столь сложных и неоднозначных культурных аспектов, как, например, место собаки в восточнославянской языческой традиции, или двойственность русской ритуальной «песьей брани», или отношение к собаке в рамках традиций Православного Христианства. Это темы для отдельных глубоких исследований. А ограничимся мы только одним слоем, но зато отражающим все самые положительные черты этого животного – русским фольклором. А самая показательная и самая богатая часть фольклора – это, безусловно, народные сказки. Вот о них и поговорим поподробнее.
Для начала следует отметить, что практически все сказочные собаки – исключительно положительные существа, и их основные функции – спасать героев, помогать и поддерживать их, а также предсказывать события будущего.
Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», где сюжет обыгрывает незаслуженное отношение мачехи к падчерице и ее попытки самым жестоким образом избавиться от последней, собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости (она точно знает, какая из девушек вернется из лесу с подарками, а какая без оных). И никакими взятками в виде пирогов и блинов, никакими уговорами, угрозами и побоями не заставить ее изменить свое собачье мнение («Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину замуж не берут»).
Еще один важный, имеющий глубокие корни мотив – способность собаки, в силу своей тонкой организации, видеть нечистую силу и охранять от нее хозяина. К примеру, собака охотника из сказки «Леший» за версту учуяла нечистую силу, «шерстью ощетинилась» и вовремя предупредила хозяина об этом. Такова и собака Двоеглазка (черная и с двумя белыми пятнами под глазами), которая всюду высматривает разную нечисть, где бы она не схоронилась. Таков и сказочный пес Ярчук с волчьим зубом в пасти и в компании с двумя гадюками, яростный гонитель чертей и ведьм.
Сказка «Волк и собака» (в других вариантах вместо волка выступает медведь) демонстрирует нам, каким благодарным существом она является, как всегда платит добром за добро. Волк помогает собаке вернуть расположение хозяина, а собака, в свою очередь, зовет волка на свадьбу и щедро угощает его.
Ну и, наконец, ценность собаки как незаменимого помощника в хозяйстве тоже довольно часто и разнообразно обыгрывается в различных сказках. Например, в сказке «Барин и собака» довольно забавно и с истинно народным юмором повествуется о том, как мужик, случайно убивший посохом чужую собаку, вынужден был занять ее место и исполнять ее службу – стеречь дом от воров.
Если просуммировать все изложенное выше, то можно с легкостью сделать очевидный вывод: собака в качестве сказочного персонажа русской фольклорной традиции выступает существом в высшей степени высоконравственным. Безыскусный и ясный образ этого замечательного животного, наделенного многими добродетелями и положительными чертами, вопреки всему поднимается выше многих религиозных и культурных условностей, которые в течение долгих веков прививались русскому народу.
Стражи духов. Как древних славян в страну смерти провожали псы-привидения
Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.
Культу собаки — двадцать тысяч лет
Фото © Public Domain
Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец «лопаточек» изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль «выбивалки» заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.
Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.
Проводник в страну смерти
Фото © Public Domain
В «Энциклопедии белорусской мифологии» есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.
Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.
В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.
Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: «старший брат Цербера» сопровождает бога смерти Аргуса.
Изгоняли из собак духов
Фото © Public Domain
Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.
А в России под Тамбовом в 1900 году в местных «Епархиальных ведомостях» был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.
Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.
Нечистое животное и служитель дьявола
Фото © Public Domain
Собака — символ… А что, собственно, символизирует собака? 21 января 2012 | Категории: Для новичков
Собака всегда была близка к людям: многие народы увековечили ее многогранный образ в культуре. Образ собаки описан в мифах Древнего Египта и Месопотамии, Индии и Скандинавии, Древней Греции и Рима, Японии, Китая, Южной Америки, Древней Руси, Северных и других народов мира.
В культурах мира собака олицетворяет как положительные качества: верность, откровенность, надежность, защиту; так и отрицательные: гнев, безудержность.
Давайте узнаем, как относились к этому животному в разных культурах.
Собака в Месопотамии
В клинописях четвертого тысячелетия до нашей эры, говорится о псе, у которого было четыре желтых глаза. Он охранял мост в потусторонний мир.
Собака в Египте
Собака была воплощением одного из общеегипетских божеств — бога Анубиса. Древние египтяне верили, что собака — очень важный персонаж загробного мира. Египетский бог Анубис, охранявший вход в загробный мир, выглядел он как человек с собачей головой. Анубис провожал души в зал суда. Там взвешивал их сердца, чтобы узнать, какой была душа усопшего.
Собака в Индии
Охотничий пес был спутником бога Индры — главы пантеона, бога-громовержца. Этот четырехглазый пес олицетворял Яму, бога мертвых.
Собака в Скандинавии
В кельтской мифологии собаки обычно были охранниками. Существует миф о Кухулине, убившем собаку чародея-кузнеца Кулина. Кухулин должен был исполнять обязанности собаки на протяжении семи лет — пока не подрастет замена погибшему псу.
Собака в Греции
Обложка фильма «Цербер»
В греческой мифологии упоминается трехглавый пес Цербер с шевелящимися на шее змеями. Цербер сторожил выход из царства мертвых Аида.
Собака в Японии и Китае
Пи Яо — восточная собака-лев
В Китае верили, что Красная Небесная Собака Тьен-ку воплощала энергию ян и помогала отпугивать злых духов. Но, когда собака переходила в стадию инь, она была охранником ночных часов и символизировала катастрофу, разрушение. В такие периоды собака становилась бешенной и кусала Солнце или Луну.
Пес породы акита-ину — Хатико — стал воплощением верности в восточных странах. После смерти хозяина как много лет подряд он каждый день возвращался на железнодорожную станцию, не теряя надежды, что в один прекрасный день хозяин вернется.
Собака у ацтеков
В пантеоне ацтеков был Ксолтль — бог Заходящего Солнца и Смерти. У него была голова собаки, также он покровительствовал собакам.
Собака у северных народов
У этих народов сложился богатый фольклор, который связан с «призрачными» псами. В шаманских верованиях коряков вход в мир усопших охраняется псами. Эскимосы верили, что скалящаяся собака сторожит ворота подводного мира Такакапсалука.
Согласно верованиям, алтайский шаман после смерти встречал собаку, которая сторожит подземное царство Эрлик Хана. Среди народов Сибири до сих пор существует обычай хоронить рядом с умершим человеком пса и шкуру оленя.
Собака на Руси
Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый волк»
Образ собаки имел самые разнообразные значения по всему миру:
В изобразительном искусстве собака символизирует верность, меланхолию, часто — отлично развитое обоняние. В живописи собака символизирует супружескую верность, когда она лежит на полу у ног дамы.
В геральдике тоже используется образ собаки как символ верности. Пес может изображаться сидя или стоя.
В мировой истории знак собаки использовался в разные периоды. В античной Греции философы-киники, последователи Сократа, выбрали собаку символом своих учений. Один из представителей этой философской школы, Антисфен, говорил, что жить нужно «подобно собаке», а именно в согласии с природой. Философы-киники были анархистами древности: они отвергали государство, политические институты. Семью и собственность считали ненужной обузой. Киники отрицали науку и культуру. Они проповедовали максимальную независимость от общества и довольствие малым.
Современный символ в адресах электронной почты — @
В наше время знак «собака» используется в адресах электронной почты @. Это типографский символ, который первоначально использовался в платежных документах.Этот символ был размещен на клавиатурах печатных машинок и потом перекочевал на клавиатуру компьютера.
Никто не знает, как именно появилось название «собака». Но существует версия, согласно которой на мониторах компьютеров серии ДВК (1980-е годы) «хвост» изображения символа @ был очень коротким, и это придавало ему сходство с нарисованной схематически собачкой.
Согласно другой версии, название «собака» произошло от компьютерной игры Adventure. По ее сюжету игрока сопровождал пес, который обозначался символом @.
Современные знаки с изображением собак
Гуляя по улице, мы встречаем знаки с изображением собак. Эти знаки несут в себе различные послания.
Всем известен знак с перечеркнутым псом на дверях магазинов и кафе:
Знак «Осторожно! Злая собака»:
«Объект охраняется служебными собаками»:
Сегодня пес остается символом верного друга и охранника. Это животное — одно из немногих, которое способно любить, и заслуживает нашей любви.
Образ собаки в русской литературе
Мировая литература как таковая богата упоминаниями о собаках, и если обратить внимание на русскую литературу, в ней мы найдем множество произведений об этих животных, множество упоминаний о них. Чехов, Куприн, Достоевский, Есенин, Тургенев и др., бывало, сосредотачивались на образе собак в своих произведениях. Так, само собой, хочется начать с «Муму» и «Каштанки», а также разобрать второстепенные, но сильные роли собак у Достоевского и других писателей.
Чаще всего собаки в произведениях русских писателей обречены на трагическую судьбу, какая часто касается и человеческих героев в большинстве произведений. Вместе с этим существует различие между изображением этих питомцев у нас и на западе: если особенностью собак, изображенных Джеком Лондоном или Сетон-Томпсоном, можно назвать активность, то в нашей литературе собака редко показана в самостоятельном активном действии, чаще всего она жертва какого-либо действия, выражающая трагизм бытия. Но есть и исключения: например, «Собачье счастье» Куприна, а также некоторые другие произведения.
Описание собак, их занятий, особенности повествования о них со временем меняются. Если раньше порода не упоминалась вовсе, то в 19 веке персонажи становятся более разнообразными, описывается порода, к сторожевой службе добавляется охота и даже «внутренний мир», который писатели начинают описывать уже позже. Особенности исторической эпохи и литературных течений при желании также можно отследить по изменению образов собак. Так Гоголь дает емкое описание щенка в «Мертвых душах», а Толстой в «Анне Карениной» через собак рассказывает о времяпрепровождении и чертах некоторых героев. Данная тенденция со временем меняется: через образ собаки показывается не просто досуг или особенности героя, но его действие, его поступки, его судьба. Здесь можно упомянуть как раз «Муму» Тургенева. И с этого момента начинается попытка проникнуть во внутренний мир собаки, увидеть ее глазами жизнь. И хоть Достоевский не сосредотачивается в «Братьях Карамазовых» на видении собакой окружающего, но через происшествие с собакой и Колей Красоткиным происходит, можно сказать, взросление мальчика, наступает показательный для него момент. Так Достоевский поддерживает традицию в литературе, давая героям проявить себя через присутствие животных.
К началу двадцатого века человек и собака в русской литературе начинают существовать фактически на равных. А ко времени Серебряного века образ собаки возвратился к своему началу: стал символом и знаком, не потеряв при этом достигнутого, продолжая быть теперь уже самостоятельным персонажем.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Что означает собака в русской культуре
Древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного.
К наиболее древним символическим представлениям относятся:
В некоторых легендах утверждается, что из-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.
Во многих традициях собака связана с женским началом и вегетативными функциями, ассоциируясь с землёй, водой, сексуальностью и подсознанием. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Чёрная собака. Обычно собака считается лунным животным (наряду с зайцем и ящерицей), хотя в Древнем Египте и Шумере она солярна.
Как посредник между мирами собака — спутник всех посланников богов, охотниц и Богинь-Матерей, лунных божеств и богов разрушения. Очень часто она — спутник божественных целителей. В ряде традиций собаки напрямую соотносятся с богами. Иногда собака сопровождает также Доброго Пастыря. Рудимент этих представлений — кошки и собаки как приближённые слуги ведьм, представляющие их в качестве насылателей дождя.
Преданность, защита, бдительность — относительно поздний пласт символики собаки, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. Плиний старший в своей «Натуральной Истории» приводит немало случаев, свидетельствующих о собачьей верности; много их оставило и Средневековье. Поскольку собаки считаются «духовидцами», они служат животными, предупреждающими человека о незримых для него опасностях и отпугивающими демонов и вредоносных духов. В древности вместо пса на пороге дома помещали его изображение, наделяемое магическим значеним как оберег отвращающий от дома зло.
Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху.
Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света.
На Востоке считается нечистым и воровским животным.
Содержание
Часто напрямую ассоциируется с богами.
У многих племён собака — культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям.
Древневавилонские изображения сохранили датируемые 2200 г. до н. э. образы напоминавших мастифов собак рядом с воинами.
Собака является составной частью символики Богини-Матери. Собаки воспринимались в тесном контакте с душами умерших: в древности в Центральной Азии и Персии тела умерших скармливали собакам. Этот обычай породил доминирующие у семитов и мусульман представление о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном.
В шумеро-семитской мифологии ассоциируется несущими зло (злобными, демоническими) существами, скорпионом, змеёй и рептилиями.
Шакалообразная дикая собака является формой проявления бога мёртвых Анубиса; выступает также проводником душ в потустороннем мире. Собакоголовыми, кроме Анубиса, нередко изображаются Птах и Тот.
Атрибут Великой Матери, Аменти.
На египетских фресках часто изображались собакоголовые люди — обычно в сценах, где они убивали врагов, или ведут связанных пленных.
Античные авторы двойственно характеризуют собак, упоминая
Согласно Плутарху, собаки символизируют «консервативное, бдительное, философское начало в жизни».
Апулей говорит: «Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочерёдно то чёрной, то золотой,- означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами».
Двойственность собаки проявляется в её причастности одновременно к жизни и к смерти:
Превыше всех прочих достоинств греки ценили в собаке верность. Гомер в «Одиссее» описывает, как Аргус, некогда красивый и разумный пёс, один-единственный раз не узнал своего хозяина, сразу же вернувшегося с войны, а когда узнал-таки, то умер от радости.
Собаками (греч. κύων) оскорбительно называли последователей философа Диогена, намекая на их агрессивную грубость. Впоследствии наименование киники (κῠνικοί) стало более актуальным как подходящее обозначение для их роли стражей морали.
Атрибут (посвящены, сопровождают, спутники):
Майра — собака Икара, помогала другу последнего Эригону в поисках его отца. Хотя поиски и оказались тщетными (собака привела сына к могиле отца), боги наградили пса верность бессмертием — он стал Проционом (альфа в созвездии Малого Пса).
В мифе об Актеоне псы Артемиды разорвали его за случайное лицезрение нагой богини в купальне с нимфами; согласно «дополненью» к мифу, именно с тех пор собаки воют на луну.
В Древнем Риме прежде всего ценились собаки крупные и сильные, которых привозили из Локонии и из Молоссов.
Собаки посвящены домашним богам-ларам, а также Юпитеру-Вседержителю, как охранители семейного покоя.
В сохранившихся римских домах и виллах перед входами в атриумы (прихожие) часто выложенны (мозаичные, из майолики или камешков) слова «cave canem» — лат. «берегись собаки».
В кельтском искусстве собаки символизируют милосердие и ассоциируются с целительными водами. Они — спутники многих божеств, покровительствующих охоте и врачеванию, а также воинов и героев. Охотничьи и боевые собаки, будучи в большом почёте, служат своеобразной эмблемой рыцарства, а слово «собака» считается похвалой. «Пёс Куллана» — имя главного персонажа из преданий т. н. «ольстерского цикла» (вариант: «Цу Хуланн» — кельт. «пёс из Хуланна»).
В народной традиции собака выступает в роли защитника женщин и детей.
Возможный прообраз «собаки Баскервилей» — призрачный пёс с огромными когтями в древних поверьях Северной Англии. Этот чудовищный пёс появляется только ночью, и увидеть его — к смерти.
Собака — животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с кошкой.
Собака и кошка как домашние животные метафорически соотносятся с парой диких зверей — волком и медведем. Собака выступает символическим соответствием волку. Волка считают собакой лешего, Св. Георгия или Св. Саввы. Соотнесённость собаки и волка проявляется в сербской легенде о сотворении собаки Богом, а волка — дьяволом. Наряду с известными быличками о заклятии колдуном человека на определённый срок в волка существуют аналогичные рассказы и о заклятии человека в собаку. Сходство обнаруживается и в оберегах от волка и от собаки при встрече с ними.
Пара собака и кошка фигурирует во многих словесных формулах, в поверьях, легендах и т. п. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи произносят заклинание:
Собака и кошка сопоставляются по принципу мужской — женский, например в русской поговорке: «Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе». В белорусской корильной песне с бесхвостым псом сравнивают холостого мужчину, а по русскому поверью, тот, кто любит кошку, будет жену любить. Русские говорят:
Собака и кошка часто объединяются или, наоборот, противопоставляются друг другу в представлениях о чистоте или нечистоте этих животных. Русские, например, считают: «Собака не то, что кот, животное нечистое». При этом распространён взгляд на собаку как на друга человека. У болгар собака благословенное животное, а кошка — проклятое:
Собака и кошка имеют отношение к грому. Русские верят, что чёрные собака и кошка оберегают дом от молнии, но и считают опасным присутствие их в доме во время грозы. Поляки и македонцы выгоняют собаку и кошку из дома во время грозы, полагая, что они притягивают молнию и что они тем опаснее, чем длиннее у них хвосты. Подобные воззрения обусловлены способностью чёрта обращаться в этих животных.
Собаку и кошку роднят и черты домашнего покровителя, сближающие их с лаской. Украинцы отождествляют с лаской последнего, тринадцатого щенка в помёте, который после того, как женщина целый год держала его у себя за пазухой, становится злым и способным защищать от ведьмы. По польскому поверью, чёрные собака, кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от нечистой силы, по русскому — от грозы и вора. Украинцы верят, что счастье в дом приносит приблудная собака. У восточных славян нередки рассказы об обращении домового в собаку. В таком виде его можно увидеть в углу двора на Пасху. Выбор масти скота, определяемый чаще всего домовым или окраской ласки, диктуется иногда и цветом шерсти собаки или кошки: какой масти собаку или кота встретит хозяин во время обхода своей усадьбы в Чистый четверг, такой масти следует держать скот (у украинцев). Под основание дома закапывают живых собаку и кошку той масти, какой желают иметь скотину (у русских). Домовой в виде большой собаки, увиденный на чердаке после пасхальной заутрени, сам говорит, какой масти скотину нужно держать (у украинцев).
В легендах собака выступает культурным героем (трикстером), наделённым острым умом и склонным к проказам; изобретатель (похититель) огня. В шаманизме — посланник духов леса.