Что значит понятие система обществознание 10 класс
Что значит понятие система обществознание 10 класс
Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что означает понятие «система»?
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
7. Каковы основные черты социального института?
Основными чертами социального института являются:
— социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
— наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
— любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
— социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
8. В чём значение институциализации?
Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 2
1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
Если рассматривать общество как целостную систему, то главным его качеством я бы назвала наличие социальных отношений. Члены общества не только живут вместе, они постоянно взаимодействуют. Каждый человек подстраивает свои действия и свое поведение под действия и поведение других людей.
Социальные общества не являются чем-то статичным, наоборот, они постоянно меняются. Все члены общества осознают наличие/присутствие других людей и так или иначе реагируют на них, подстраивая свое поведение.
Любое общество представляет собой бесконечную череду социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликты и т.д. Эти процессы порождают целую сеть социальных отношений, которые и составляют основу любого общества.
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
Систем в обществе очень много. От политических до социальных. Если же рассматривать общество как единую систему, то наибольшее влияние общество оказывает на природу и на социум( мировое общество в целом). Наименее заметно воздействие системы с технической средой. Люди пока всерьез не воспринимают возможные технические проблемы, которые могут просто привести к вымиранию человечества. Влияние на окружающую среду, последние годы стало очень заметно. Глобальное потепление, подъем мирового океана. Общество на эти вызовы пока только отвечает собраниями и заседаниями. Про социальную среду, просто нечего сказать. В мировом сообществе такой бардак, что маленькая КНДР, может уничтожить цивилизацию в целом
5. Что такое социальный институт?
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
Вообще можно выделить 4 основные группы институтов
2) политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
4) институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.
7. Каковы основные черты социального института?
наличие социальных норм, регулирующих поведение людей
наличие людей, занимающихся какой-либо деятельностью
наличие учреждений и средств для реализации этой деятельности
наличие организации (определенная иерархия)
8. В чём значение институциализации?
1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
Российское общество за первые два десятилетия XXI века сильно изменилось. В начале века казалось, что экономическая ситуация в стране после отказа от плановой экономики СССР пойдёт на рост, что укрепится национальная валюта и в стране вырастет уровень жизни. Надежды большинства населения Российской Федерации не оправдались. Повальная нищета, рост инфляции, рост цен, падение рубля и жуткое социальное расслоение на беднейшие и богатейшие слои населения. В начале и середине нулевых наблюдался определённых рост, который затем пошёл на спад, а к 2017 году ушёл в пике.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Для начала определим черты социального института:
— совместная деятельность больших масс людей
— деятельность для удовлетворения потребностей
— устойчивые формы организации жизни общества
— регулируется обычаями и традициями
На примере института образования:
— устойчивые формы организации и поведения: «учиться хорошо», «проявлять любовь к знаниям, к новому»
— регулируется обычаями, школьными и университетскими традициями, собранные в Устав
— совместная учебная деятельность больших масс людей
— учеба удовлетворяет социальные и культурные потребности
— есть здания, учебные учреждения и символика
Общество как система
Урок 22. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как система»
Вспомним ещё раз основные определения, которые вы давали термину общество.
Вот как раз о том, что именно включает в себя общество, как часть материального мира, мы и поговорим. И выясним, почему общество является системой, и какие качества ему, как системе, присущи.
В общем, примеры можно приводить ещё очень долго. Что же означает это слово?
Приведём в качестве примера человеческий организм. Это сложная система. Она состоит из различных органов: сердце, мозг, желудок, печень, мышцы. Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.
Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что включает в себя общество как система?
Между индивидами и социальными общностями возникают многообразные общественные отношения. Для удобства изучения, анализа их принято делить на 4 большие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из них включает в себя множество элементов.
Экономическая сфера связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Используют различные орудия и предметы труда. Привлекают финансовые ресурсы. Вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера включает в себя отношения между различными общностями людей. Мы уже называли некоторые из них. У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или не происходит. Тогда возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти самые установившиеся порядки.
Политическая сфера охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти. Она удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности. Деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом. Политические интересы и политические организации. Способы участия граждан в политической жизни.
К духовной сфере относят представления людей об окружающем мире. Обычаи, традиции, верования. Философские воззрения. Художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования.
Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.
Важнейшим элементом общественной системы являются социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию. Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.
Но порой кардинальные перемены происходят буквально на глазах. Ваши родители, знакомые старшего возраста могут многое рассказать о тех политических и экономических изменениях в стране, свидетелями которых они были. Что же касается технического прогресса и тех изменениях, которые он вызывает в организации производства и быта, то тут и спрашивать никого не надо. Вы сами можете выступить в качестве рассказчиков.
Социальные изменения достаточно часто непредсказуемы.
На планете присутствуют в качестве наблюдателей сотрудники земного Института экспериментальной истории. Они глубоко убеждены в существовании объективных закономерностей исторического развития. Хотят выяснить, с какими особенностями они будут проходить в местном государстве Арканар. Но всё происходит совсем не так, как предполагалось. В результате переворота устанавливается тоталитарная теократическая диктатура. Осуществляется тот вариант развития, который практически был невероятен. Кстати, в повести очень много и других интересных линий. Может быть, вам стоит её прочитать? Или посмотреть один из двух вариантов экранизации?
Однако, несмотря на определённую непредсказуемость развития, на возможность серьёзных кризисов, перехода от порядка к хаосу, отката назад, общество достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы. Перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.
Презентация 10 класс «Общество как сложная система» Обществознание
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Что такое «общество» в широком смысле? Что такое «общество» в узком смысле? Что называют «общественными отношениями»? Приведите примеры отличия человека от животного? Что такое «коллектив»? __________________ 6. Вспомните и запишите известные вам вспомогательные общественные дисциплины, что конкретно они изучают? Система оценивания: 6 из 6 – «5» 5 из 6 – «5» 4 из 6 – «4» 3 из 6 – «3» 2 из 6 – «2» 1 из 6 – «2» 0 из 6 – «2»
Тема урока: «ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА». Философская литература определяет понятие «общество» как «динамическую систему». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться. Система – в переводе с греческого – целое, составление из частей. Системами являются: Вселенная; Культура отдельного народа; Деятельность человека;
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: Общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. МАКРОСИСТЕМА ОБЩЕСТВА как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности: Материально – производственная (экономическая); Социальная; Политическая; Духовная. Каждая из этих сфер имеет собственное сложное строение и сама является сложной системой. _________________________________________________________________ Приведите примеры для каждой.
Любая из существующих сфер общества, является по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Иными словами общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ Наличие разнокачественных элементов: Материальные: Технические устройства; Учреждения. Идеальные: Ценности; Идеи; Традиции.
ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК. Человек имеет способность: Ставить цели; Осуществлять свою деятельность. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные. Регресс Прогресс Стагнация
Социальные институты Общественные потребности Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Институт семьи и брака Потребность в безопасности и социальном порядке Политические институты, государство Потребность в средствах существования Экономическиеинституты, производство Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров Институты образования, науки и культуры Потребность в решении духовных проблемсмысла жизни Институт религии
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 2 учебника; Конспект; Работа с документом на странице 23 – 24 учебника, ответить на вопросы к документы письменно.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1522855
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Термины и понятия по обществознанию 10 класс
Абсолютная истина – исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Складывается из суммы от носительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отраже ние действительности.
Авторитаризм – система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик.
Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять или прекращать их, то есть реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с ор ганами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполни тельных органов с государственными и негосударственными хо зяйственными, социально-культурными объединениями, пред приятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.
Базис — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу.
Бюджетная система – это органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты, контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.
Бюджетно-финансовая политика – система обоснования, разработки и реализации совокупности мер, направленных на достижение общенациональных целей в экономической сфере финансовыми средствами и методами (бюджетными и налоговыми).
Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)
Валовой национальный продукт (ВНП) – ВВП + сумма чистых доходов из-за границы
Владение — возможность иметь что-либо (собственность).
Волюнтаризм — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.
Восприятие — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.
Гипотеза — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за.определенный период. Утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.
Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде цен ных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организа ций. Внешний долг образуется за счет займов у других прави тельств, международных финансовых и хозяйственных организа ций.
Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Делимитация границы – процесс определения договорной границы.
Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений фи нансовой политики государства, призванное обеспечить ста бильное развитие экономики.
Демократия — политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Дискриминация — умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.
Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.
Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Императивный мандат — право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий
Индивид — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивидуальность — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право вых норм внутри какой-либо отрасли права.
Интеграция — объединение
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Истина — подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.
Исторические закономерности — общие черты, присущие группе исторических явлений.
Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.
Критерии истины — оценочные характеристики степени со ответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев ис тины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
Конституционный строй — система социальных, экономи ческих и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовы ми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государ стве конституции.
Конституция — основной закон государства.
Консенсус — согласие без формального голосования
Коллективизм — принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности
Косвенная (представительная) демократия — возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах
Культура — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на пример, культура труда, культура потребления, правовая культу ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.
Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при нимаемых ею законодательных актов и решений.
Личность — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к ми ру и с миром, к себе и с самим собой.
Личные неимущественные отношения – это отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении брака и расторжении брака, отношения между родителями детьми по воспитанию и образованию детей и др.
Маргиналы — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.
Метод правового регулирования – это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.
Ментальность, менталитет — устойчивый способ мировосприятия, характер ный для больших групп людей (этносов, наций, социальных сло ев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения
Многопартийность — существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений для изучения внешних свойств и признаков изучаемого объекта.
Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Наличные деньги – те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот, а также личные платежно-расчетные операции; это металлические и бумажные деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде.
Налог — обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.
Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвра щение инфляции.
Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.
Народные массы — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Научная теория — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.
Научное познание — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе.
Научно-техническая революция (НТР) — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Нации — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.
Нормативная подсистема политической системы общества — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Норма морали — правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.
Норма позитивного регулирования – норма права, которая устанавливает права и обязанности творческого, организующего характера, направленная на регулирование правомерного поведения.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Общественные объединения — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.
Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, вклю чающая все способы и формы человеческого общения’, часть ма териального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Объективная истина — достоверное знание, независимое от пристрастий и интересов людей.
Обычай — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — не соответствующее требованиям социальных норм.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Отрасль права — систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.
Парламентаризм — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
Партийная система — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть
Политическая система общества – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества.
Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.
Познание — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Политическая идеология — система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения).
Политическая коммуникация — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
Политическая культура — комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.
Политическая партия — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Политические права — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны
Политическая система — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.
Политическая система общества — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политические нормы — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы или устанавливаемые различными политическими организациями нормы.
Политические права — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.
Политический статус — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.
Политическое правление — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.
Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.
Право – это совокупность (система) норм, то есть правил поведения людей в обществе, которая представляет собой действенный регулятор общественных отношений; единая система норм, которые обязательны для всех лиц, находящихся на территории государства
Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовой статус личности — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.
Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
Предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
Представление — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Престиж — оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Приватизация — процесс передачи государственной собственности в частное пользование.
Прогресс — направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному
Производство – это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.
Производительность труда — количество товара, произведённого в единицу времени.
Производительные силы — средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила.
Производственные отношения — отношения людей в процессе производства
Пролетариат — наемные рабочие, лишенные средств производства
Рабочая сила — люди с их умениями, навыками и способностями.
Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть возраста 18 лет.
Революция — переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти
Религиозные нормы — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Республика – это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.
Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Самопознание — познание личностью своих собственных возможностей, качеств.
Самореализация — претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.
Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода человека — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.
Семейные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Собственность — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.
Сословия — большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).
Социология — наука о законах становления, развития, функционирова ния общества в целом.
Социальная мобильность — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.
Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.
Социальная стратификация (структура) — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.
Социальные нормы — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
Социальный статус — положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
Страты — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.
Тип (сущность) государства – совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность
Труд — целесообразная деятельность человека, направлен ная на создание с помощью средств труда материальных и духов ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери альных благ.
Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Уровень жизни — показатель обеспеченности населения не обходимыми для комфортного и безопасного существования то варами, услугами и условиями жизни.
Фатализм – вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.
Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах.
Фондовый рынок — рынок ценных бумаг.
Форма государства – способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима
Формация — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
Функции государства — основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития
Характер — отличительная особенность, свой ство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устой чивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.
Цель — идеальный образ результата.
Цена — денежное выражение стоимости.
Ценности — специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Цивилизация — 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации — этап общественного развития.
Экономика — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования.
Экономическая культура — система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности; уровень и качество экономических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание тради ций и норм, регулирующих экономические отношения.
Экономические права — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Эмпирическое описание — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.
Этносы (народы) — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.