Смотреть что такое «ПРЕПОДОБНЫЙ» в других словарях:
преподобный — святой Словарь русских синонимов. преподобный прил., кол во синонимов: 4 • непорочный (22) • … Словарь синонимов
ПРЕПОДОБНЫЙ — ПРЕПОДОБНЫЙ, преподобная, преподобное (церк.). В православной церкви эпитет т.н. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРЕПОДОБНЫЙ — ПРЕПОДОБНЫЙ, ая, ое. Определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми. П. Сергий Радонежский. П. Серафим Саровский. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Преподобный — Преподобные в православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. Также в православии служит обращением к священнослужителю в иерейском сане. «Преподобный» значит «весьма подобный», т.е. достигший подобия… … Википедия
Преподобный — святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский) … Православный энциклопедический словарь
преподобный — I. ПРЕПОДОБНЫЙ ая, ое. У христиан: почитаемый святым угодником, праведником (определение, прибавляемое обычно к именам монахов и пустынников). Преподобный Сергий Радонежский. II. ПРЕПОДОБНЫЙ ого; м. В христианстве: святой угодник, праведник,… … Энциклопедический словарь
Преподобный — так называют монаха или монашествующее лицо, достигшее святости, являющееся образцом монашеской жизни и монашеского делания. Преподобный – это тот, кто ведет духовно нравственную жизнь, следуя Заповедям Христа … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
преподобный — I ая, ое. У христиан: почитаемый святым угодником, праведником (определение, прибавляемое обычно к именам монахов и пустынников) Преподобный Сергий Радонежский. II ого; м. см. тж. преподобная В христианстве: святой угодник, праведник, который,… … Словарь многих выражений
Преподобный — в христианской церкви название святого из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавшего высшее нравственное достоинство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
преподобный — препод’обный (2Пар.6:41 ) сан священника в русской православной церкви (приложен к еврейским священникам) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
1) Это междометия да и нет ( угу и не-а ).
2) Во фразе расставить все точки надi перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).
3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).
4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.
А) И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Который там натура скрыла;
Б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
В) Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Пригреты теплым солнышком,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
Г) Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.
2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.
3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.
4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.
Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.
Слова чешского языка
Значения этих слов
Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.
Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.
Ср. русск. важный,вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.
Ср. русск. хрупат ь ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском’.
Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.
6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?
Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)
В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный : 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.
Фраза допускает разные истолкования:
А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.
Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.
Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.
1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).
Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.
Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.
Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
1. Обе стороны подписали консенсус.
4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.
5. Журналисты владеют большой толикой информации.
1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.
2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.
3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.
4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.
5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.
История топора такова по житию святого пустынника:
Дьявол постоянно строил козни святому старцу, желая его бегства из пустыни. Враг послал на него людей, крестьян разбойников, которые, встретив преподобного в лесу, стали требовать от него денег, будто бы получаемых им от приходящих к нему мирян.
Старец отвечал, что он ни от кого не получает денег. Но они не поверили, и один из злодеев бросился на батюшку, но сам упал. Серафим обладал великой телесной силой и, с топором в руках мог бы защищаться против трех разбойников. Но он вспомнил слова Спасителя: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52); и, опустив топор, сложил крестообразно на груди руки и кротко сказал: – Делайте, что вам надобно.
Один злодей, подняв топор, так сильно ударил старца обухом топора по голове, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. Преподобный Серафим в беспамятстве упал. Злодеи продолжали яростно бить его обухом топора, поленьями, руками и ногами. Наконец, заметив, что он не дышит и считая его мертвым, они связали ему веревками руки и ноги, намереваясь бросить тело его, для сокрытия своего преступления, в реку; сами же бросились в келью старца за предполагаемой добычей, но, тщательно пересмотрев перебрав и переломав все в кельи, ничего не нашли, кроме святой иконы и нескольких картофелин.
Тогда они пришли в страх и раскаянье, что убили, без всякой пользы для себя, святого, нестяжательного человека Божьего, и бросились бежать. Между тем Серафим, очнувшись и кое-как развязав себе руки, вознес к Богу молитву о прощении своих убийц и с трудом дополз до своей кельи, где провел всю ночь в жестоких страданиях. На другой день с величайшим трудом добрел он в обитель во время литургии. Вид его был ужасен: волосы были смочены кровью, спутаны и покрыты пылью и сором, лицо и руки избиты, уши и уста запеклись кровью, несколько зубов было вышиблено.
На вопросы ужаснувшейся при сем зрелище братии старец молчал, но, попросив к себе настоятеля, старца Исайю, и монастырского духовника, поведал им о случившемся. И вот, к злорадству дьявола, Серафим принужден был остаться в монастыре. Нестерпимо страдал он и лежал еле живой, не принимая никакой пищи. Так прошло восемь суток.
Тогда, отчаявшись за его жизнь, послали за врачами, которые, освидетельствовав Серафима, нашли, что голова у него проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело по разным местам покрыто многими смертельными ранами, и удивлялись, как старец мог остаться в живых после таких повреждений. Здесь очевидно проявилось чудесное покровительство Божие над святым.
Для совещания о том, что лучше предпринять к облегчению страданий старца, братия собрались в его кельи. В тоже время послали за настоятелем. И вот, – в ту минуту, когда оповестили, что настоятель идет, преподобный Серафим забылся и уснул тонким, легким, спокойным сном. Во сне увидел он дивное видение, подобное тому, какое видел некогда ранее, когда, еще в бытность свою послушником лежал в смертельной болезни.
К нему подошла Пресвятая Богородица, в царской порфире, окруженная небесною славою; за Ней шли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Остановясь у одра, Пресвятая Дева перстом правой руки показала на больного и, обратясь Пречистым Ликом Своим в ту сторону, где стояли врачи, произнесла: – Что вы трудитесь? Потом, обратясь опять лицом к старцу Серафиму, произнесла: – Сей – от рода Моего!
После этого, видение, которого присутствовавшие и не подозревали, кончилось, – а когда настоятель вошел в келий, больной снова пришел уже в себя. Отец Исайя стал настоятельно и с любовью уговаривать его воспользоваться советами и помощью врачей.
Но больной, несмотря на отчаянное свое положение, после стольких забот о нем к удивленью всех твердо отвечал, что теперь он не желает никакого пособия от людей, умоляя настоятеля позволить ему предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице. Настоятель принужден был исполнить желание старца, который от дивного Божественного посещения в продолжение нескольких часов находился в несказанной, неземной радости.
Потом старец успокоился и почувствовал облегчение от болезни и постепенное возвращение сил. Немного времени спустя, он уже встал с постели, начал немного ходить по кельи и вечером подкрепился пищею. С того же самого дня он опять стал понемногу предаваться своим духовным подвигам.
Так святой достиг великого духовного совершенства пострадав до смерти за свое пустынножительство. Его победа над дьяволом была полной.
А разбойники пришли к покаянию. Их дома, полные награбленными вещами, сгорели от молнии, а они потрясенные Божьим судом, пришли и просили на коленях их простить. Помещик их хотел наказать преступников, но старец строго запретил ему, и сказал, что их следует простить, иначе старец покинет свою обитель.
Свидетелем тех событий остался топорик преподобного Серафима.
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
2. В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки надi? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.
1) Это междометия да и нет (угу и не-а).
2) Во фразе расставить все точки надi перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).
3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).
4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.
за ответ на первый вопрос – 2 балла;
за ответ на второй вопрос – 1 балл;
за ответ на третий вопрос – 2 балла;
за ответ на четвертый вопрос – 2 балла за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание на гортань, голосовые связки, смычку.
Итого: максимум – 10 баллов.
3. В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё. Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше решение.
А) И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Который там натура скрыла;
Б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
В) Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Пригреты теплым солнышком,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
Г) Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.
2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.
3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.
4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.
Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.
Итого: максимум – 8 баллов.
Слова чешского языка
Значения этих слов
Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.
Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.
Ср. русск. важный,вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.
Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями’, грабеж, грабитель.
Ср. русск. хапать ‘хватать’
Ср. русск. хрупать ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском’.
(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)
0, 5 балла – за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.
Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.
Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает – как надлежит, следует, принято, должно; подобающий – такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств; бесподобный – тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: : чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный), уподобить – сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо.
Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре-: очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности. Сочетание преподобный топор истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный.
3 балла – истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.
2 балл – объяснение выражения преподобный топор.
6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?
Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)
В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный: 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.
Фраза допускает разные истолкования:
А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.
Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.
В) Заурядность Подзатылкиной – ее единственное положительное качество.
Указание на многозначность прилагательного – 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях – 1 б., определение значений прилагательного – 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры – 1 б., истолкование разных смыслов фразы – 3 б.
7. Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями.
Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.
1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).
2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье.
3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т. п.) образовано только одно слово – гостинодворец.
Оценка: За правильное распределение всех 10 слов – 10 б.
8. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна(свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович?
А) Человеческие имена (Лисафья, Хавронья, Михайло), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые антропонимам (Котофей – Тимофей, Дорофей, Досифей, Петушайло – Михайло) в русских сказках выполняли функцию персонификации. Они подчеркивали иносказание, аллегорический смысл сказки.
Б) Слово Иванович в именованиях животных условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович, как и украинское по происхождению слово батькович, способно замещать любое отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество.
В) Слово Иванович наделяет животных русской национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в «Русских сказках» : «Жили-были Иванычи – замечательный народ! Что с ними не делай – ничему не удивляются!»
Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.
Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.
Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) – 1 б.,
Определение функции персонификации – 1 б.,
Роль в создании иносказательности сказки – 1 б.,
Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) – 2 б.
9. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:
«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).
Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».
Итого: максимум – 10 баллов.
10. Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.
1. Обе стороны подписали консенсус.
2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.
3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.
4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.
5. Журналисты владеют большой толикой информации.
Ответ: 1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.
2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.
3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.
4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.
5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.