Что означает слово всевышний
Значение слова «всевышний»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВСЕВЫ’ШНИЙ, яя, ее (церк.). Стоящий выше всего существующего (эпитет бога).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
всевы́шний
1. религ. превосходящий всех ◆ Он, министр, пороха подослать никак не может и даже не надеется вовремя подослать, но зато уповает на помощь всевышнего бога, о каковом своем уповании уведомляет Меншикова. Е. В. Тарле, «Павел Степанович Нахимов», 1802–1855 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Нет, мой повелитель! Нет, мой всевышний аллах! Василий Ян, «Чингиз-хан», 1939 г. (цитата из НКРЯ)
2. религ. относящийся к Богу, Всевышнему ◆ Созданное всевышним промыслом здание мира мыслилось совершенным, а принесенная на Голгофе искупительная жертва наполняла всё сиянием вечной жизни. Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Но престола всевышнего нет, и никто не возносится… Всё на земле, из земли и в землю. С. Н. Сергеев-Ценский, «Лесная топь», 1905 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «А ведь это тебя, Василь Федотыч, всевышняя рука сюда привела… я уже с жизнею прощался, ― Ящиков-то моему говорит. ― Только я Миколу-угодника вспомнил, враз слышу твой бубенец на выручку» Л. М. Леонов, «Русский лес», 1950–1953 г. (цитата из НКРЯ)
Всевы́шний
1. церк. стоящий выше всего существующего (эпитет бога) ◆ Пошёл на шлюпку, оступился и теперь пред лицом Всевышнего. М. А. Бестужев, «Дневник плавания по Амуру», 1857 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вытяжение (существительное):
Всевышний
Смотреть что такое «Всевышний» в других словарях:
всевышний — всевышний … Орфографический словарь-справочник
всевышний — См … Словарь синонимов
ВСЕВЫШНИЙ — ВСЕВЫШНИЙ, всевышняя, всевышнее (церк.). Стоящий выше всего существующего (эпитет бога). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВСЕВЫШНИЙ — ВСЕВЫШНИЙ, его, муж. (В прописное). У верующих: торжественное наименование Бога. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Всевышний — Всев’ышний одно из имен Бога, показывающее его превосходство над всем … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Всевышний — м. то же, что Бог I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
всевышний — 1. всевышний, всевышние, всевышнего, всевышних, всевышнему, всевышним, всевышнего, всевышних, всевышним, всевышними, всевышнем, всевышних 2. всевышний, всевышняя, всевышнее, всевышние, всевышнего, всевышней, всевышнего, всевышних, всевышнему,… … Формы слов
Всевышний — Всев ышний, его (Бог) … Русский орфографический словарь
всевышний — всев ышний … Русский орфографический словарь
Всевышний — Р. Всевы/шнего (Бог) … Орфографический словарь русского языка
Значение слова « Всевышний »
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Д.Н. Ушакова
ВСЕВЫ́ШНИЙ, всевышняя, всевышнее ( церк. ). Стоящий выше всего существующего (эпитет бога).
В словаре Синонимов
вседержитель, бог; предвечный, вездесущий, небесный, всемогущий, всемилостивый, божий
В словаре Синонимов 2
прилбог, господь, создатель, творец, вседержитель, отец небесный, царь небесныйвысшее существо, управляющее миром
В словаре Синонимы 4
бог, божий, вседержитель
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. всевы́шний,
всевы́шние,
всевы́шнего,
всевы́шних,
всевы́шнему,
всевы́шним,
всевы́шнего,
всевы́шних,
всевы́шним,
всевы́шними,
всевы́шнем,
всевы́шних
2. всевы́шний,
всевы́шняя,
всевы́шнее,
всевы́шние,
всевы́шнего,
всевы́шней,
всевы́шнего,
всевы́шних,
всевы́шнему,
всевы́шней,
всевы́шнему,
всевы́шним,
всевы́шний,
всевы́шнюю,
всевы́шнее,
всевы́шние,
всевы́шнего,
всевы́шнюю,
всевы́шнее,
всевы́шних,
всевы́шним,
всевы́шней,
всевы́шнею,
всевы́шним,
всевы́шними,
всевы́шнем,
всевы́шней,
всевы́шнем,
всевы́шних,
всевы́шен,
всевы́шня,
всевы́шне,
всевы́шни,
всевы́шнее,
повсевы́шнее,
всевы́шней,
повсевы́шней
Всевышний
Всевы́шний ( Быт.14:19 ) — имя Божие, равно принадлежащее Отцу, и Сыну, и Святому Духу, символизирующее бесконечную возвышенность Бога над творением.
Если Бог возвышен над Творением, то не означает ли это, что Он не присутствует в преисподних местах, в адовых безднах?
Возвышенность Бога над творением ( Ис.66:1 ), в том числе над адом, следует понимать не пространственно, а духовно.
Пространственно Бог присутствует везде ( Пс.138:6-10 ), хотя и не зависит от условий пространства. Если бы Бог отсутствовал в аду, этим бы ознаменовалось, что зло может создавать тайные лакуны, ограничивающие присутствие и владычество Отца и Сына и Святого Духа. Из этого бы следовало, что Бог — не бесконечен, что Он — не абсолютный, не всесовершенный Дух.
Возвышенность Бога означает Его безмерное превосходство над миром, как видимым, так и невидимым. В отношении же адовых сил это превосходство проявляется ещё более остро и выразительно.
Если Бог именуется Всевышним, то не следует ли из этого, что Он, будучи выше любых наших представлений о Нём, не подлежит положительным описаниям и, следовательно, познанию?
Будучи бесконечным, Бог, конечно же, не может быть всецело охвачен никакой ограниченной мыслью. В этом отношении Он и действительно выше любых человеческих представлений о Нём. Однако это не значит, что Он — абсолютно непознаваем. У святых отцов существует немало аналогий, опровергающих миф об абсолютной непознаваемости Бога.
Например: если человек не способен выпить целое озеро, из этого не следует, что он не может утолить жажды, выпив, глоток; если человек, войдя в прекрасный сад, не в силах съесть всех его плодов, из этого не следует, что он не в состоянии утолить голод, съев несколько из них.
Точно также следует относиться и к богопознанию. Мы не в силах познать Бога во всей полноте, однако можем познавать Его отчасти, насколько Он сам открывается нам и насколько мы способны принять Его Откровение).
Богопознание подразумевает два направления: отрицательное (апофатическое) и положительное (катафатическое) (см.: Что такое катафатическое и апофатическое богословие?).
В рамках первого направления человек постигает истины о том, Кем (или Каким) Бог не является. Например; Он не является обусловленным временем, поэтому мы называем Его Вечным; Он не зависит от условий пространства, и мы называем Его Неизмеримым.
В рамках второго направления мы познаём Бога посредством подобий и аналогий, прибегая к известным понятиям: Бог есть Любовь, Он — милосерден, праведен и т. д. Учитывая же, что Бог есть Всевышний, что Он — беспределен, мы понимаем, что Он есть не просто Любовь, но Сверх-любовь, не просто милосердный, но Сверх-милосердный и т. д.