Что означает слово вепрь
Значение слова вепрь
вепрь в словаре кроссвордиста
вепрь
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. дикий кабан, дикий свиной самец.
Перм. вят. домашний кабан. порос. Легченый назыв. боров, кнур, хряк, нохрок.
вологодск. деревянная форма, остав, в котором бьют глиняную печь. Веприца ж. дикая свинья, самка. Вепренок м. илистар. вепричищ м. дикий поросенок, дикое порося. Веприй, вепревый, принадлежащий, свойственный вепрям; веприный, относящийся к ним. Веприна ж. кабанина, мясо вепря. Вепринец м. растение Buglossum (Anchusa?).
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я. м. То же, что кабан (в 1 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Дикая свинья, кабан (обычно в мифах, сказаниях и т.п.).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
старинное русское название кабана.
Мифологический словарь
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вепрь»:
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Ве́прь:
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вепрь»:
Примеры употребления слова вепрь в литературе.
Даже Боняк, что сопел за столом, как вепрь, и тот смягчил свою гордость.
Коротышка Эст, по прозвищу Везунчик, первый и к тому же единственный сын Главы Вепрей, совершенно не походил на грозных секачей ни видом, ни свирепостью и не претендовал абсолютно ни на что, кроме разнообразных плотских удовольствий.
У Вепря был замученный вид, он был уже стар, ему приходилось труднее всех.
Схенея и беотийской царевны Климены, охотница, участница похода аргонавтов, охоты на калидонского вепря.
Богиня Артемида, разгневанная тем, что Ойней забыл, принести ей жертвы, послала огромного вепря, опустошавшего калидонские поля.
Валерий Платонович бодрился, не подавал вида, что ему расхотелось гулять по лесопарку, пытался даже насвистывать веселую мелодию, однако мысли о возможности встретить полудикого вепря не давали покоя.
Манавидан фаб Ллир, Какмври, слуга Артура, и Гвингелли схватили короля вепрей за все четыре лапы и опустили его голову под воду, а два главных охотника, Мабон, сын Модрона, и Кинедир Уиллт, зашли с разных сторон и схватили ножницы и бритву.
Аки вепри свирепые и львы рыкающие сплелись, алчут поживы и крови, и чья рука бросит миротворящую ветвь оливы меж ними?
Ринулся он сквозь передних, могучестью вепрю подобный, Горному вепрю, который и псов и младых звероловцев Всех, обращаяся быстро, легко рассыпает по дебри,- Так Теламона почтенного сын, Аякс благородный, 285 Бросясь, рассыпал легко сопротивных густые фаланги, Кои уже окружили Патрокла и сердцем пылали В стены градские увлечь и великою славой покрыться.
Тогда-то и стало известно, сколько времени провел сэр Ланселот у сэра Блианта и сэра Селиванта, при каких обстоятельствах он с ними повстречался и как расстался с ними, раненный вепрем, и как отшельник залечил его страшную рану, и как он, в конце концов, попал в город Корбеник.
В гуще особенно бурного водоворота конницы и легких отрядов Марий, бросившийся со своими тяжеловооруженными копейщиками к белому бунчуку, и отряд Сердика застыли в схватке, словно пара сцепившихся клыками вепрей, а летучие эскадроны Медрота тем временем снова устремлялись в нашу сторону.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: vepr’
Задом наперед читается как: ьрпев
Вепрь состоит из 5 букв
Лесной ВЕПРЬ подрывает ее, и полевой зверь объедает ее
(Псалтирь 79:14)
1) Терминология – кабан, вепрь, дикая свинья
а) Разночтения Библии
Приведенный в эпиграфе стих из Псалтыри (и зооним ВЕПРЬ) отсутствует в еврейской Библии, существует ещё около 145 разночтений в Псалтыри, которые объясняют разными обстоятельствами: «Что же могло быть причиной такого предпочтения Псалтири в переводе LXX (70 толковников, греческий перевод Библии) еврейскому и другим переводам? Главную причину, коей объясняется сие предпочтение, составляет ПОВРЕЖДЕНИЕ еврейского чтения. Однако оно не было единственной причиной, но за сим повреждением скрывалось еще другое начало, которым можно объяснить в св. отцах такое исключительное уважение к Псалтири по LXX Толковникам, ибо некоторые из них ставят в одном достоинстве еврейский и LXX, а держатся LXX» (Протоиерей С. Терновский. Толкование особых изречений в церковной Псалтыри, излож. по руководству Св. Отцов церкви, М., 1891).
Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: ВЕПРЬ пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.
б) Дикий кабан в европейских языках
Соответствующее греческое понятие: agriochoiros кабан, agriochoirous дикий; латин.- apro, aper кабан и aprum дикий кабан; термин встречается у римского комедиографа Плавта (254-184 до н.э.) в пьесе «Касина»: «In saltu uno duos APROS capere» (В одном лесу поймать двух вепрей)».
2) Термин ВЕПРЬ (свинья, ДИКИЙ кабан) в русских переводах и летописании
а) Национальный корпус русского языка
— Термин СВИНЬЯ
Употребляется в I Новгородской летописи (XIV в.), в Повести временных лет (XII в.), термин «кабан» фиксируется с XVI века (название озера).
— Термин ВЕПРЬ
Наставление Марка Подвижника о духовной жизни, (IV век)
1:15: «Юношеская плоть, утучненная разными яствами и винопитием, делается подобно ВЕПРЮ, готовому на заклание».
— Александрия – древнерусский перевод «Александрии» Псевдокаллисфена
Повествуюет о походах Александра Македонского, перевод не позже XIII в.:
«моужь косматъ, яко ВЕПРЬ, и оужасохомс;, вид;вше такова животна».
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1980, 1996
КАБАН, 1. Кабан, дикая свинья (с 1673 г.); 2. Домашняя свинья, самец (с 1603).
СВИНЬЯ ДИКАЯ. «Есть (на берегах Иордана) же тростие много, болонья имать яко Снов рЪка, звЪрь мног тут и свинии ДИКИЕ бещисла много». Х. Дан. игум. 1113 г.
Термин «свинья» употребляется в русских церковных документах с 1057 г., Остромирово евангелие.
в) Поучение Владимира Мономаха
Литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
«Тура мя 2 метала на роз;х и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинъ ногами топталъ, а другый рогома болъ, ВЕПРЬ ми на бедр; мечь оттялъ».
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *veprь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. вепрь, укр. вепер, белор. вепер, болг. вепър, сербохорв. вепар, чешск. vepr, словацк. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapr, н.-луж. japr, полабск. vipr. Родственно латышск. vepris «кастрированный боров», veprelis «грязнуля (о ребенке)», лит. местн. н. Vepriai, далее, вероятно, лат. vepres «терновый куст», др.-инд. vapati «выпускает семя». Также сравнивают слав. veprъ с лат. aper, др.-в.-нем. ebur «вепрь».
б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Вепрь общеслав. Скорее всего, того же корня, что и латышск. vepris «боров», лат. vepres «терновник». В таком случае животное было названо по своей колючей щетине.
4) Обобщения и выводы
а) Изучив «свиную» терминологию, мы обнаружили, что она непосредственно связана с переводом библейских терминов, первые письменные источники Киевской Руси применяют дублирующие друг друга термины – «ВЕПРЬ» и «СВИНИИ ДИКИЕ».
б) В греческой и латинской «свиной» терминологии также просматривается совмещение понятий СВИНЬЯ и ДИКАЯ.
в) Понятие «ВЕПРЬ» фиксируется в восточноевропейских языках, латинское APER зарегистрировано в Вульгате, Псалом 79:14 (дикий кабан, кабан из леса).
5) Образы иудаизма и этимология иврита
а) В иврите
Кабан обозначен как ХАЗИР БАР – вепрь, кабан, ДИКИЙ кабан; досл. свинья вне поселения: в поле, лесу, т.е. дикая. В Ветхом завете термин ХАЗИР (свинья) употреблен в Псалме 80:14 (Вестминстерский кодекс), в Новом Завете (на еврейском языке) применен у Матфея 7:6, Марка 5:16 и 2-е Петра 2:22.
в) Образный мир Библии
Бытие 16:12: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих».
Иов 6:5: «Ревет ли дикий (ПЭРЭ) осел на траве? мычит ли бык у месива своего?».
Осия 8:9: «Они пошли к Ассуру, как дикий (ПЭРЭ) осел, одиноко бродящий».
Бытие 16:12, речь идет об Измаиле: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него».
Иов 11:126 «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому (ПЭРЭ) осленку».
Иов 24:5: «Вот они, как дикие (ПЕРАИМ множ.) ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их».
Иов 39:5: «Кто пустил дикого (ПЭРЭ) осла на свободу, и кто разрешил узы онагру».
Исаия 32:14: «ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких (ПЕРАИМ множ.) ослов и пасущихся стад».
г) Этимология иврита
ВЕ (БЕ) – в иврите предлог: в, внутри, как, в виде; пишется В, читается Б + ПРЕ, ПРИ = корень П.Р., ПЭРЭ дикарь, дикий осел, онагр; ПИРИ дикий.
Таким образом, очевидно, что термин ВЕПРЬ образован от еврейских терминов ВЕ +ПЭРЭ – дикий (кабан, свинья); т.е. как дикий кабан; библейские образы, значение и грамматика иврита совпадают с русским понятием ВЕПРЬ.
Вепрь
Царство: | Животные |
Тип: | Хордовые |
Подтип: | Позвоночные |
Класс: | Млекопитающие |
Инфракласс: | Плацентарные |
Отряд: | Парнокопытные |
Подотряд: | Нежвачные |
Семейство: | Свиньи |
Род: | Кабаны |
Вид: | Кабан |