Что означает слово сущий церковного языка

Сущий

Су́щий – имя Божье явлен­ное Моисею ( Исх.3:14 ), ука­зы­ва­ю­щее на само­быт­ность Бога, то есть на то, что Он имеет жизнь в Самом Себе, а также на Боже­ствен­ное бытие как на истинно суще­ству­ю­щую вечную и неиз­мен­ную реаль­ность.

По свой­ству «само­быт­ность» Бог прин­ци­пи­ально отли­чен от всех Своих тво­ре­ний в том, в част­но­сти, отно­ше­нии, что они имеют пер­во­при­чину своего бытия не в себе, а «вовне» — в Боже­ствен­ном воле­изъ­яв­ле­нии, в Боже­ствен­ном твор­че­ском дей­ствии, — и их бытие зави­сит от воли Божией, а также от есте­ствен­ных зако­нов, все­воз­мож­ных фак­то­ров, усло­вий и обсто­я­тельств. Бог же суще­ствует в силу самого факта Своего суще­ство­ва­ния, не завися ни от кого и ни от чего ни по при­чине Своего бытия, ни по Своему бытию.

Имя Сущий соот­вет­ствует еврей­скому Яхве́ и гре­че­скому «ό ών» (эти три гре­че­ские буквы на иконах впи­сы­вают в нимб Спа­си­теля), кото­рое упо­ми­на­ется чаще, чем другие имена Бога (впер­вые в Быт.2:4 ). Это имя также упо­треб­лено и в первой из 10-ти вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей ( Исх. 20:2,3 ).

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Изра­и­ле­вым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что ска­зать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Изра­и­ле­вым: Сущий послал меня к вам ( Исх.3:13-14 ).

Святые Отцы и учи­тели Церкви пре­иму­ще­ственно обра­щали вни­ма­ние на это послед­нее место и заме­чали, что имя Сущий есть при­лич­ней­шее имя Божие:
а) потому что Бог в Себе самом заклю­чает все­це­лое бытие, как бы неко­то­рое без­пре­дель­ное и без­гра­нич­ное море сущ­но­сти;
б) потому что Бог суще­ствует от самого Себя и через Себя, а все прочие суще­ства полу­чили бытие свое от Него;
в) потому что Бог суще­ствует так, что срав­ни­тельно с Ним все прочие суще­ства как бы не суще­ствуют.
мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков)

Из Боже­ствен­ного Откро­ве­ния мы пости­гаем, что Бог есть “Сущий”. Это озна­чает, что только Бог суще­ствует самым полным и совер­шен­ным обра­зом. Бог есть Сущий, или Тот, Кто есть; так Сам Бог назвал Себя Моисею ( Исх.3:14 ). По древ­не­ев­рей­ски это Имя Божие есть Ягве. В Имени Божием содер­жатся все основ­ные свой­ства Божии. Назы­вая Себя Сущим, Бог тем самым ука­зы­вает нам, что Он есть Бог явля­е­мый и позна­ва­е­мый, что Он есть Свет и Жизнь.
епи­скоп Алек­сандр Семе­нов-Тянь-Шан­ский

Источник

Словари

Подлинный, истинный, самый настоящий.

Существующий, имеющийся в наличии.

СУ́ЩИЙ, сущая, сущее.

1. Имеющийся, существующий (первонач. прич. наст. вр. от быть; книжн. устар.). «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык.» Пушкин.

2. в знач. сущ. сущее, сущего, ср. То, что имеет бытие, что существует (книжн. устар., филос.). Сущее и должное.

1. Имеющийся, существующий (устар. высок.). Сохранить всё сущее (сущ.) на Земле.

2. перен. Истинный, самый настоящий. Сущая правда. Сущие пустяки.

СУЩИЙ, прич., гл. быть. Довольны сущими. евр. всем тем, что и как есть.

| Истый, истинный, подлинный, настоящий, или

| весьма схожий, точный. Это сущая истина. Кулаки сущие мошенники. Сущий, вылитый он, две капли воды. Сущее дело делай, а не пробавляйся пустяками. Сущик новг.-кир. баской, красивый, милый. Существо ср. тварь, все живое, всякая особь, самик, из царства животного, от наливняка до человека, и наконец всякое духовное бытие, как личность.

| Существо, ·в·знач. силы, качественых, основных начал, свойств. Сущность заключается не в личности, а в наличности, чтобы выиграть тяжбу. Дело, по сущности, пустое, да оно важно последствием своим. В сущности, по существу дела, ты прав, да побочные случайности все дело исказили. Сущность ядов двояка: острая и одурная. Сущный, существеный, составляющий существо, сущность вещи; главный, важнейший, основной, коренной.

1) устар. Имеющийся в действительности, существующий.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. (Пушкин).

2) перен., разг. Настоящий, подлинный, истинный.

Какая у меня арапка для услуг, курчавая! горбом лопатки! Сердитая! все кошечьи ухватки! Да как черна! да как страшна! Ведь создал же господь такое племя! Черт сущий. (Грибоедов).

су́щее сущ., вездесу́щий

Заимствовано из старославянского языка (сы, сѫшти). Является действительным причастием настоящего времени от сѫтъ (3 л. мн. ч. от быть).

1. Устар. Имеющийся в действительности, существующий.

2. Разг. Настоящий, подлинный, истинный. С-ая правда. С-ие пустяки. С-ая ерунда!

Имеющийся в действительности, существующий.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Пушкин, Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

Однажды утром, проснувшись, Крамольников совершенно явственно ощутил, что его нет. Еще вчера он сознавал себя сущим; сегодня вчерашнее бытие каким-то волшебством превратилось в небытие. Салтыков-Щедрин, Приключение с Крамольниковым.

То же, что бытие (в 1 знач.).

Настоящий, подлинный, истинный.

Сущая правда. Сущие пустяки.

Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником. Чехов, Попрыгунья.

На дворе был сущий ад. Телешов, На тройках.

1. Имеющийся в действительности, существующий.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык. // Пушкин. Стихотворения //

2. Подлинный, настоящий.

Даю вам честное, благородное слово, что все это сущая правда. // Лермонтов. Герой нашего времени //

су́щий, су́щая, су́щее, су́щие, су́щего, су́щей, су́щих, су́щему, су́щим, су́щую, су́щею, су́щими, су́щем, су́щ, су́ща, су́ще, су́щи, посу́щее, посу́щей

прил., кол-во синонимов: 28

Syn: настоящий, истинный (редк.), истый (кн.)

Заимствовано из старославянского, где представляет собой действительное причастие настоящего времени глагола быти.

Заимств. из ст.-сл. яз. Является действит. прич. наст. времени от глагола быти. См. быть.

Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. сы, сС«шти ὤν, οὖσα (Супр.). Отсюда произведено существо́. Праслав. *sont-, стар. лит. sañt, дееприч. «будучи» (Мейе-Вайан 206); см. подробнее суть I.

[. ] Пушкин возражает против произвольного, неоправданного и излишнего употребления церковнославянизмов, но допускает «счастливое», удачное их применение, необходимое для выражения тех или иных оттенков мысли или для создания колорита эпохи. Одно и то же славянское выражение употребляется Пушкиным в разных сочетаниях, в разных стилях и в зависимости от словесного окружения получает разный смысл. Для иллюстрации многообразия употреблений и осмыслений одного и того же славянизма в языке Пушкина может служить слово сущий.

(О формах слова // Виноградов. Избр. тр.: Исследования по русск. грамм., с. 42).

Источник

Глава 13. я есмь сущий.

ГЛАВА 13. «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исход 3: 14).

Итак, Моисей под руководством Бога продолжает разрабатывать план по привлечению евреев в союзники: «Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте» (Исход 3:16).
К этому стиху комментарии, что называется, излишни.
«И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед» (Исход 3:17).
Безусловно, перед нами творчество жрецов, описывающих в виде Божественного обещания уже свершившееся событие – завоевание еврейскими племенами плодородных земель Ханаана.
Современным людям, страна «текущая молоком и медом» известна под названием Палестина. Так, по имени плиштим, в русской транскрипции филистимлян – народа, занявшего в XII веке до н. э. южное побережье Ханаана, а потом через двести с лишним лет изгнанного царем Давидом – ее назвал греческий историк Геродот. В обиход это название, по имени несуществующего народа, много позднее, в конце первого века нашей эры, ввели римляне. Сделано это было специально, после многократных иудейских восстаний, чтобы истинное название стерлось из памяти людей. С этой же целью был разрушен Иерусалим, а земля, на которой он стоял, перепахана. А потом отстроен новый город под названием Элиа Капитолина. Обычная римская практика – стирать с лица земли все, что ненавистно.

«И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему» (Исход 3:18).
Первая часть стиха – план Моисея, одобренный Богом: опираясь на сподвижников, потребовать у фараона трон. Вторая часть – желание уйти в пустыню для принесения жертв Богу – версия, сочиненная авторами Торы, поэтому в своих комментариях мы практически не будем больше касаться ее.
«Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою» (Исход 3:19).
Ни Моисей, ни Бог не сомневаются, что фараон так просто не уступит. Кстати, тут важно отметить, что Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, или в другой транскрипции – Менефты, сына и преемника Рамсеса Второго.
«И простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками» (Исход 3:20-21).
Про чудеса мы будем говорить дальше. А вот по поводу «милости в глазах египтян» и смысла выражения «пойдете не с пустыми руками» следует разбираться. Но сначала прочитаем последний стих в этой главе:
«Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исход 3:22).
Этот абзац вызывает наиболее горячие споры среди исследователей, которые недоумевают, как мог Бог, с одной стороны, обещать, что египтяне сами отдадут свое золото и серебро, с другой, велеть обобрать их.
Если рассматривать происходящие события с точки зрения жрецов, как версию об изначальном желании уйти из Египта, то, в самом деле, покажется наивным и нелепым, чтобы египтяне одолжили своим рабам драгоценности. Если же перед нами описание попытки захвата власти, то получается, Бог дает добро на вооруженное восстание, при котором бывшие рабы обберут своих господ. А это значит, что Моисей не исключает и такого развития событий.
Ранее говорилось о частых восстаниях в Египте. Но может быть, сейчас самое время привести свидетельства очевидцев подобных событий, чьи воспоминания найдены в древних папирусах, относящихся к тому времени. В одном из них, египетский богач, по имени Ипувер, сообщает: «Бедные люди стали обладателями богатства, в то время, как еще недавно они не имели даже сандалий, теперь они владеют сокровищами. Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником опахала. Тот, кто не имел даже лодки, стал владельцем кораблей. Тот, кто не имел даже куска хлеба, стал владеть закромами. Тот, кто спал прежде без жены из-за бедности, находит теперь знатных женщин».
Не кажется ли вам, что в свете подобных картин становятся более понятными слова «о милости в глазах египтян» и «не пустых руках»?

Источник

Сущий

Сущий. [. ] Пушкин возражает против произвольного, неоправданного и излишнего употребления церковнославянизмов, но допускает «счастливое», удачное их применение, необходимое для выражения тех или иных оттенков мысли или для создания колорита эпохи. Одно и то же славянское выражение употребляется Пушкиным в разных сочетаниях, в разных стилях и в зависимости от словесного окружения получает разный смысл. Для иллюстрации многообразия употреблений и осмыслений одного и того же славянизма в языке Пушкина может служить слово сущий.

В «Станционном смотрителе» повествователь говорит: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса». В рукописном тексте первоначально вместо сущий написано было: «истинный мученик». Слово сущий вносит более разговорную, но не общелитературную, а несколько чиновничью окраску, вполне соответствующую образу рассказчика повести «Станционный смотритель» – титулярного советника (т. е. мелкого чиновника).

В «Борисе Годунове» наивный патриарх замечает чудовскому игумену по поводу замысла Григория стать царем на Москве: «Ведь это ересь, отец игумен». – «Ересь, святый владыка, сущая ересь». Здесь слово сущий – принадлежность церковного языка (Орлов А. С. Язык русских писателей, 1948, с. 47). А вот в «Памятнике» сущий, употребленное как старославянское причастие в значении «существующий», – «И назовет меня всяк сущий в ней язык» – придает стилю торжественность и многозначительность.

(Виноградов. А. С. Пушкин – основоположник русского литературного языка // Известия АН СССР, ОЛЯ. – М.; Л., 1949, т. 8, вып. 3, с. 192–193).

Семантическое наполнение формы может изменяться и качественно и количественно. При резком смысловом сдвиге некоторые формы отрываются от тех слов, с которыми они прежде были спаяны (ср., например, дальний и дальнейший). Смешение языков и диалектов также выражается в обособлении отдельных форм слов и последующем превращении их в слова (ср. историю слова сущий, употребляемого ныне в немногих фразеологических сочетаниях: сущая правда, сущее наказание, сущие пустяки и т. п. ; ср. историю частицы знай, восходящей к народной форме третьего лица настоящего времени: знае – знает (см.: Будде, Очерк, с. 123); ср., например, у Крылова в басне «Крестьянин и работник»: «Знай колет: всю испортил шкуру»).

(О формах слова // Виноградов. Избр. тр.: Исследования по русск. грамм., с. 42).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Значение слова «сущий»

Что означает слово сущий церковного языка

1. Устар. Имеющийся в действительности, существующий. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Пушкин, Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Однажды утром, проснувшись, Крамольников совершенно явственно ощутил, что его нет. Еще вчера он сознавал себя сущим; сегодня вчерашнее бытие каким-то волшебством превратилось в небытие. Салтыков-Щедрин, Приключение с Крамольниковым.

3. Разг. Настоящий, подлинный, истинный. Сущая правда. Сущие пустяки.Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником. Чехов, Попрыгунья. На дворе был сущий ад. Телешов, На тройках.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СУ’ЩИЙ, ая, ее. 1. Имеющийся, существующий (первонач. прич. наст. вр. от быть; книжн. устар.). Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. Пушкин. 2. в знач. сущ. су́щее, его, ср. То, что имеет бытие, что существует (книжн. устар., филос.). Сущее и должное. 3. перен. Истинный, подлинный, самый настоящий (разг.). — Неправда ли, г-н исправник? — Сущая правда, ваше превосходительство. Пушкин. Сущее наказание (см. наказание). Сущие пустяки. Сущая безделица. — Да как черна! да как страшна. Чорт сущий! Грибоедов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

су́щий (прилагательное)

1. разг. подлинный, истинный, самый настоящий ◆ — Сущая правда, ваше превосходительство, — отвечал совершенно смутившийся исправник. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. ◆ Это сущий вздор: не правда ли, мой верховный визирь? О. И. Сенковский, «Большой выход у Сатаны», 1832 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Уж не воображаете ли вы, что это сущая безделка, — говорил всегда Калиостро. Загоскин, «Искуситель», 1838 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тьфу вы, женщины! Сущее божеское наказание! Что раз вошло им в голову — ну, хоть тресни! Тургенев, «Холостяк», 1849 г. (цитата из НКРЯ)

2. устар. существующий, имеющийся в наличии ◆ Великое затруднение причиняет всем сущим на сцене бюст Мольера, которому никто не может найти приличного места, подобно тому, как правительство не знало, в каком углу Парижа поставить ему памятник. Анненков, «Письма из-за границы», 1841—1843 гг. (цитата из НКРЯ) ◆ И я был, коли хотите, в известной степени прав, потому что брал человека, изолированного от всего, вне его сущего. Салтыков-Щедрин, «Противоречия», 1847 г. (цитата из НКРЯ)

су́щий (причастие)

1. устар. прич. наст. вр. от быть ◆ Всё сущее имеет и энергию действования, каковою и самосвидетельствуется его реальность; а что не способно действовать, то и не реально ― как сказано святыми отцами: «только небытие не имеет энергии». П. А. Флоренский, «Иконостас», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово сущий церковного языкаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: небезупречный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *