Что означает слово сорокоуст
Значение слова «сорокоуст»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сорокадневное поминовение включает в себя как церковное, совершаемое во время Литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими людьми к умершему либо специально нанятым христианином.
СОРОКОУ’СТ, а, м. (церк.). В православной церкви — молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сорокоу́ст
1. религ. у православных — ежедневное молитвенное поминовение умершего в течение сорока дней после смерти
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мостить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).
Что такое сорокоуст и зачем его заказывать в храме
Цифре «сорок» придают сакральное значение в религии. Дело в том, что оно довольно часто встречается в священном писании. К примеру, пророк Моисей по преданию именно сорок лет водил иудеев по пустыне. Иисус именно столько суток обучал Апостолов, погружая их в тайны Царства Божьего. Славно известный старец Зосима говорил всем и каждому, что «седьмины и сороковины» проходят сквозь всю историю существования человечества. И именно ими её можно измерить. Первые Апостолы стали родоначальниками обычая оплакивать усопших на протяжении сорока дней, что также описывается в Библии. Однако молиться принято и за живых. В этом случае цифра сорок также играет ключевую роль.
Сорокоустом принято называть таинство или молебен, который совершается ежедневно на протяжении сорока дней. При этом осуществляется изъятие частиц из просфоры. Затем каждую из них погружают в Кровь Христову, по завершении литургии. Священник на протяжении всего процесса читает молитвы. Таким образом, приносится своеобразная жертва Богу от всех людей, которые поминались в литургии: и живых, и безвременно ушедших.
Чтобы заказать сорокоуст нужно прийти в церковь. Сделать это можно в любой день календаря. В этом случае нет никаких ограничений или табу. Исключение составляют лишь дни Великого поста. В этот период литургии проводят исключительно по субботам и воскресеньям. Сорокоусты бывают «О здравии» либо «Об упокоении». Понятие «здравие» более широкое, чем многим видится. Здесь речь идёт не только о физическом, но и о духовном покое, а также финансовом благополучии.
Ввиду активного внедрения интернета во все сферы жизни, многие тематические порталы обеспечивают возможность заказать сорокоуст посредством сети Интернет.
Что означает слово сорокоуст
Прошло довольно много времени (несколько лет), и вот однажды я зашла в один известный московский храм, чтобы подать там записочки, а заодно заказать и сорокоуст. Протягивая записочки, уточнила, что, мол, заказные (мы всегда заказные подавали, т.к. могли себе такое позволить. А чем она отличалась от простой, как-то не интересовалась. Конечно что-то подсказывало мне, что заказная лучше, раз дороже. Всем нам ведь хочется лучшего. В ту пору меня это ничуть не смущало, и даже более, доставляло удовлетворение возможностью выбора).
И вот протягиваю я так сказать свои заказные требы, а мне в ответ: – У нас нет разницы, заказные или простые. У нас все простые, и за всех одинаково молятся. Меня словно с небес на землю опустили, да к тому же так ощутимо, с силою встряхнули… Стало стыдно, аж до самых кончиков волос… А ведь и вправду чем я отличаюсь от других? Ну, хотя бы вот от той старенькой бабушки, которая одета в простенькое пальтишко? Которая на свою скромную пенсию может подать только простую записочку и поставить недорогую свечу… Чем я отличаюсь от нее, и чем же я лучше, что бы обо мне молились усиленно по заказному?! С тех пор стала подавать только простые записки, даже там где были и те и другие…
Мы перед Богом все равны… Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Если сердце твое хочет пожертвовать на храм Божий, сотвори сие в тайне… При каждой обители есть церковные кружки, куда каждый из нас может положить свою лепту. Господь все видит, наши помыслы, воздвигаемые в уме, наше сердце…, ничто не сокрыто…
Алексей, Если быть честной до конца, возвращаясь мысленно в тот день и в ту ситуацию, то в начале в моем сердце возникло негодование, как же так…, что они себе позволяют…, везде такие требы совершают, а они нет! Осознание правильности происходящего пришло позже… Было совершено очевидно, что гордость присущая многим из нас глубоко пустило корни в моем сердце. С трудом, смирив свою гордыню, я подала простые записки, попросив оформить еще требу – сорокоуст о здравии… Какого же было мое удивление, когда я услышала в ответ, что сорокоуст бывает только о упокоении, а о здравии – это веяние нового века, … О здравии можно подавать на Литургию, но не как не на сорокоуст!
С той поры много воды утекло… Знаю, что во многих храмах принимают оба сорокоуста, а во всемирной информационной сети все священство словно сговорившись на вопросы православных христиан о правильности назначения сорокоуста, дают один ответ, что его можно заказывать как о здравии, так и упокоении. Что это незнание, нечаянное заблуждение или осознанная ложь… А быть может еще одна треба необходимая для «религиозного прейскуранта»…
Вы только на минуту представьте как это страшно – за живого человека поставить свечу на канун о упокоении… Такое возможно только в черной магии, когда хотят совершить страшное зло, навредить душе… Чем же в таком случае отличается сорокоуст?
От осознания происходящего, мои ЛЮБОВЬ и ВЕРА, нисколько не умалятся и не поколеблются. Потому что я знаю, что не Господь все это придумал, а человек… Никто не без греха, как это не прискорбно.
В Нагорной проповеди Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом… Никто не вправе обличать другого или указывать ему на его «неправильное» поведение;
И все же апостол Павел, призывает нас увещевать друг друга и обличать провинившихся перед всеми. «Братия! Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплотных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть; посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 10-14).
Православная Жизнь
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).