Что означает слово собеседники 3 класс
СОБЕСЕДНИК
Смотреть что такое «СОБЕСЕДНИК» в других словарях:
Собеседник — Тип еженедельная газета Формат А3 Издатель ИД «Собеседник» Главный редактор Юрий Пилипенко Основана февраля 1984 Язык русски … Википедия
собеседник — См … Словарь синонимов
СОБЕСЕДНИК — СОБЕСЕДНИК, собеседника, муж. Участник беседы, разговора, лицо, беседующее с кем нибудь. Интересный собеседник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
собеседник — сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. Перекричать собеседника2 ЛЗ Тот, кто беседует с кем либо, участник разговора. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; В. п.… … Морфемно-словообразовательный словарь
собеседник — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? собеседника, кому? собеседнику, (вижу) кого? собеседника, кем? собеседником, о ком? о собеседнике; мн. кто? собеседники, (нет) кого? собеседников, кому? собеседникам, (вижу) кого? собеседников … Толковый словарь Дмитриева
Собеседник — м. Тот, кто беседует, разговаривает с кем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
собеседник — собеседник, собеседники, собеседника, собеседников, собеседнику, собеседникам, собеседника, собеседников, собеседником, собеседниками, собеседнике, собеседниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
«Собеседник» — общественно политический публицистический еженедельник, ориентированный на молодёжную аудиторию, с 1984 (основан как приложение к «Комсомольской правде»), Москва. Учредитель (1998) Журналистский коллектив «Собеседника» … Энциклопедический словарь
собеседник — собес едник, а … Русский орфографический словарь
Что означает слово собеседник 3б?
Что означает слово собеседник 3б.
Оно обозначает человек который ведёт стобой разговор то есть беседу.
Это человек с которым ты разговариваешь.
Подобрать однокоренные слова :Общение ;Доверительный ;Исследование ;Собеседник ;Контакт?
Подобрать однокоренные слова :
Есть ли окончание в слове собеседники?
Есть ли окончание в слове собеседники.
Приставочным способом образовано слово : снижать ; собеседник ; смолчать?
Приставочным способом образовано слово : снижать ; собеседник ; смолчать.
Запишите по содержанию текста короткие побудительные предложения о том как можно расположить к себе собеседника?
Запишите по содержанию текста короткие побудительные предложения о том как можно расположить к себе собеседника.
Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.
Называйте собеседника по имени (или имени отчеству).
Терпеливо и внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.
Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны и говорите ему комплименты – «золотые слова».
Разбор слова собеседника по составу?
Разбор слова собеседника по составу.
Назовите способ образования слова СОБЕСЕДНИК?
Назовите способ образования слова СОБЕСЕДНИК.
Разобрать как часть речи слово собеседника?
Разобрать как часть речи слово собеседника.
Разбор слова собеседнику по составу?
Разбор слова собеседнику по составу.
Словообразовательный разбор со словом собеседник?
Словообразовательный разбор со словом собеседник.
Урок русского языка в 3 классе на тему «Собеседники. Диалог»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
3 класс. Русский язык. Урок 2. Дата: 5.09.17
Тема: Собеседники. Диалог.
Цель: повторить признаки и типы текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и составлять разные типы текстов; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по алгоритму написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Словарная работа
— Из отрывков прочитанных произведений выпишите слова с непроверяемым написанием. Подчеркните орфограммы.
Лечу я на своем коне,
Насос и клей всегда при мне.
Случится с камерой беда —
Я починю ее всегда.
Чтоб ботинки жили дружно,
Их поставить рядом нужно,
Посмотреть на них и, если
Их носочки будут вместе,
Надевай смелей на ноги —
Не поссорятся в дороге.
Где ночует ветерок?
У развилки трех дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
Как распустилась? Ты рада теплу?
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
Крошка сын к отцу пришел,
Осень. Дожди. Плохая погода.
Завтра хлынет дождик быстрый.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
— Прочитайте слова. Назовите выделенную орфограмму. (Всегда, вместе, ветерок, здравствуй, сегодня, погода, завтра, приветливо.)
— Как можно проверить написание этих слов? ( Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя.)
— Запишите еще три слова с непроверяемым написанием.
2. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием
— Какие орфограммы есть в словах «сады» и «привет»? ( Безударные гласные.)
— Как проверить эти безударные гласные? (В слове «сады» безударная гласная проверяется словом «сад», в слове «привет» гласная не проверяется, ее надо запомнить.)
— Сравните слова «здравствуй» и «поздно». Какие орфограммы есть в этих словах? ( Непроизносимые согласные.)
— Можно ли проверить их написание? (В слове «здравствуй» непроизносимую согласную проверить нельзя, ее надо запомнить, в слове «поздно» — можно, проверочное слово «опоздать».)
Итак, написание одних слов надо запомнить (это слова с непроверяемым написанием), других — можно проверить (это слова с проверяемым написанием).
— Спишите слова в два столбика: в первый — слова с непроверяемым написанием, во второй — с проверяемым написанием.
Сидит, макушка, радостно, завтра, солнце, здесь, потом, привет.
(Проверка. Ученик читает слово, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Самоопределение к деятельности
— Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? (Ответы учащихся.)
— Ответ каждого из вас на мой вопрос о 1 сентября — это небольшой текст.
— Прочитайте вопрос, который задает Совенок, в учебнике на с. 7. Это тема нашего урока.
Работа по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте строки из стихотворения Валентина Берестова «Первое сентября».
(По заданиям. Коллективно.)
(Учащиеся составляют предложения по вопросам упражнения.)
— Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения? (Имена нарицательные пишутся со строчной буквы, собственные — с заглавной.)
(Учащиеся записывают: мальчик Петя Иванов, подруга Галя Сидорова, учительница Нина Петровна.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельно после предварительного разбора по шагам.)
К какому тексту подходит заглавие «Золотая осень», а к какому — «Поздняя осень»?
(Проверка. Ученик читает предложение, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Какого типа текст вы записали? (Описание.)
Вспомните, какие еще типы текстов существуют. ( Повествование, рассуждение.)
Что такое текст? ( Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Их объединяет общая тема.)
Что такое тема текста? ( Тема — основное содержание текста, то, о чем в нем говорится.)
Что такое главная мысль текста? ( Главная мысль — это самое важное в тексте.)
(Учитель раздает детям распечатки текстов.)
Прочитайте, определите тип текста. ( 1. Описание. 2. Рассуждение. 3. Повествование.)
Волчье лыко цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Рас полагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков- цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.
К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.
Волчье лыко становится все более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как отдельную ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, ведь оно небольшое.
Подведение итогов урока
— Какие типы текстов вы знаете?
— Какие орфограммы вспомнили на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Что хотели изменить?
(Учитель предлагает подсчитать число плюсов в тетради, отмечает детей, набравших наибольшее их количество.)
Технологическая карта урока русского языка Собеседники.Диалог 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Технологическая карта урока
Мир общения. Повторяем – узнаем новое.
Показать разницу между диалогом и спором (пререканием).
1. научиться различать диалог и спор;
2. способствовать развитию связной речи, языковой интуиции, обогащению словаря учащихся, научиться аргументированно отвечать и доказывать своё мнение;
3. приобрести навыки использования слов речевого этикета (вежливых слов), воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.
Проявлять интерес к изучению темы;
Воспринимать одноклассников как членов своей команды;
Быть толерантным к мнению других и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание в соответствии с планом, выполнять учебные действия в соответствии с правилами, учитывать характер ошибок, вносить коррективы, ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные УУД: слушать мнение партнера в рамках учебного диалога, адекватно использовать речь для представления результата, использовать термины, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Познавательные УУД: различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать свое мнение, вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета, определять тему беседы и обосновывать свое мнение, определять структуру письма и обосновывать свое мнение.
Предметные: формулировать правила позитивного диалога, строить диалог, используя вежливые слова, различать выражения, относящиеся к диалогу и спору.
Диалог, спор (пререкание).
1. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение; 2016г.
2. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф. Климановой и др.(«Перспектива»), 3 класс. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. М.: Вако.
Комплект наглядных пособий «Слова с непроверяемым написанием».
Аудиоприложение ( CD ) к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.
Другие формы работы:
Технологическая карта урока русского языка
Мотивация к учебной деятельности
Цель: подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
На уроке русского языка продолжают работать по разделу: «Мир общения. Повторяем – узнаём новое», желают друг другу успехов, хорошего настроения.
Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, настойчивость в достижении цели
Актуализация опорных знаний
Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи
Совместное открытие нового знания
Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: создание условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с проверкой
Цель: организация самостоятельной работы
Включение нового знания в систему знаний и повторений
Цель: повторить и закрепить знания о диалоге, споре, речевом этикете
Рефлексия учебной деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию, самоанализ и самооценку учениками собственной учебной деятельности
сочинение Мой лучший друг
Учебник русского языка, с.10 (правило)
Учебник русского языка, с.9,упр.10
Карточки с планом сочинения
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания.
Активизируют- ся знания о вежливых словах, необходимые для изучения новой темы
Организация диалога, вместе с учителем формулируют тему и цель урока
Определяют форму общения, обосновывают своё мнение, дополняют диалог вежливыми словами, выслушивают и учитывают мнение партнёра при работе в паре
Работают в паре с взаимопровер кой, дополняют текст словами речевого этикета, объясняют смысл пословицы
Отвечают на вопросы учителя, подведение итога, самооценка
Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний:
1)Работа по чистописанию:
Найти одинаковый звук в словах: лимон, ива, индюк, иней ( и ) Какой звук обозначает эта буква? (гласный) Списать, продолжив закономерность: и ии и ии
Прочитать запись на доске: дети, в, идут, осенью, школу
Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких человек, при котором происходит обмен высказываниями).
С какой целью люди вступают в диалог? (Они хотят узнать, рассказать или объяснить что-то, побудить собеседника совершить какое-то действие.)
Какой должна быть речь собеседника? (Вежливой, доброжелательной.)
Учитель предлагает ситуацию: попросить дать почитать книгу разными способами.
— Представьте такую ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали почитать ему интересную книгу. Он может попросить об этом разными способами.
— О чём мы будем говорить на уроке? ( Мы будем говорить о диалоге и споре, или пререкании)
— Какая же цель нашего урока ? (Показать разницу между диалогом и спором.)
Назовите главное правило беседы, которое предлагает профессор Самоваров. (Беседовать с людьми нужно доброжелательно, внимательно относиться к их словам. Только тогда собеседники смогут понять друг друга).
Организация работы по учебнику (с.9,упр.10), рассматривают собеседников на рисунках, определяют форму общения, обосновывают своё мнение, используют в качестве доказательства высказывания из текста.
(1 рисунок: осуждают собеседника, обижаются, злятся, не умеют договориться, кричат, хмурятся.
2 рисунок: слушают друг друга, говорят спокойно, терпеливо, хотят понять друг друга, дают совет, убеждают).
Выполняется тренировочное упражнение, используется интерактивная доска, нужно правильно распределить дощечки с выражениями по деревьям: диалог, спор. (Диалог: я уважаю твою точку зрения, разреши объяснить, что я думаю об этом, видно, что ты много думал об этом. Спор: не говори глупостей, лучше помолчи, лучше меня послушай). Приложение 1
Организация работы с последующей самопроверкой (с.10,упр.12). Слова распределяют на группы в соответствии с формами диалога (позитивный, негативный) и записывают в два столбика . (Слова для выбора: согласие, обида, ссора, улыбка, крик, уважение, злость, терпение, понимание, доброе слово).
Дополняют текст вежливыми выражениями из слов для выбора, читают текст по ролям.
-Мне очень нужен учебник. Буду тебе благодарен , если ты одолжишь его мне до завтра.
-Спасибо большое! Приложение 2
Знакомятся со стихотворением В.Орлова «Кто первый», объясняют, почему взрослый собеседник хочет перевести спор в диалог. Прочитать пословицу и объяснить: «Умей сказать, умей и смолчать». ( Записать пословицу в тетради по памяти)
Чем различаются спор и диалог?
(Диалог-это беседа двух или нескольких лиц, цель диалога-достичь взаимного понимания при обмене информацией. Спор-это диалог, при котором собеседники не умеют слушать друг друга и потому не могут достичь взаимного понимания). Какие слова речевого этикета полезны в разговоре? Какой этап урока понравился больше всего?
Закончить предложение: Мне важно уметь правильно вести диалог, потому что…
Закончить предложение: Я…(очень, не очень) доволен (-льна) результатом своей работы, которое сделал (-а) сам (-а).
Написать текст о своём друге (своей подруге), используя план:
2.Хорошие качества друга, которые он проявляет в общении.
3.Почему вы считаете его другом.
Пример: Моего друга зовут Антон. Мы познакомились с ним в первом классе. И вот уже три года очень хорошо дружим. Антон тактичный, сдержанный. Слушает меня всегда внимательно, говорит спокойно, уважает мою точку зрения. В трудную минуту предлагает свою помощь. Мы с ним интересно проводим в свободное от уроков время: играем в разные игры, гуляем на улице, дурачимся. Мне повезло, что есть такой друг как Антон.
умение структурировать знания
Оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других
Что означает слово собеседники русский язык 3 класс
Урок. Русский язык. 3 класс.Собеседники. Диалог
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Т ехнологическая карта урока русского языка 3 класс программа «Перспектива» «Собеседники. Диалог».
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс. Раздел: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое».
Тема урока : Собеседники. Диалог. Тип урока : комбинированный
Цель урока : обобщить знания об основных функциях общения;
продолжить формирование умения вести диалог, используя впечатления детей, с опорой на рисунки.
предметные ориентироваться в учебнике и тетради, понимать условные обозначения; понимать, что такое текст; уметь применять на практике изученные правила ; метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; делать выводы о значении общения в жизни человека; оценивать и контролировать свои действия; личностные: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, проявлять уважительное отношение к родному языку.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Мотивация к деятельности и актуализация знаний
* Орг. момент. Задает вопросы о готовности к уроку (Какой у нас урок? Что мы должны проверить прежде, чем начнём урок? Как сидим? Слушаем? Работаем? Все ли готовы?)
*Предлагает рассмотреть учебник, лежащий на парте.
* Предлагает ответить на вопрос
-Кто напомнит правила обращения с учебником?
*Знакомит учащихся с новым учебником с помощью вопросов:
-Кто может назвать авторов учебника? (Климанова Людмила Федоровна и Бабушкина Татьяна Владимировна)
Какие задания вам хотелось бы выполнить?
— Зачем человеку нужно знать родной язык? *Предлагает прочитать, что говорит Самоваров об этом. Задает вопрос
— Как учебник поможет нам в изучении родного языка?
Что значит учиться?
*Организует работу с условными обозначениями на 2 странице учебника.
*Контролируют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.
*Вспоминают и формулируют правила.
*Отвечают на вопросы, называют понравившиеся задания.
*Читают обращение профессора Самоварова.
*Размышляют и отвечают на вопрос
*Читают и делают вывод о необходимости много учиться, чтобы знать русский язык.
*Отвечают. (Сделать 2 шага:понять, чего не знаю и как добыть необходимые знания)
*Предполагают, что условные обозначения помогут ориентироваться в учебнике и понимать задания. Находят условные обозначения в учебнике.
2.Организация познавательной деятельности.
*Предлагает прочитать название раздела на с.4, тему урока и затем рассмотреть с.4 с.5 и предположить чем мы будем заниматься на уроке. Предлагает вспомнить, что такое текст?
*Предлагает рассмотреть упражнение № 1 на с. 4 и ответить на вопросы:
Как найти нужное упражнение в учебнике? Где написано задание к упражнению? Где записаны вопросы к упражнению? Предлагает определить порядок выполнения упражнения. Подумать и ответить на вопрос: что такое беседа, диалог? Собеседники?
*Предлагает поработать в тетрадях. Для чего просит напомнить, с чего мы начинаем работу в тетради.
*Открывает задание для чистописания на интерактивной доске.
*Вывешивает по одному словному слову на доску (на магнитах) и просит определить значение слова, попробовать заменить его синонимом.
*Предлагает продолжить работу в тетради и обратиться к упр.2 (учебник с.5). *Предлагает составить алгоритм работы.
*Просит поднять руку тем ребятам, кто может выполнить это упражнение самостоятельно.
*Предлагает остальным прочитать задание к упражнению №3. Задает вопрос
–Кто догадался, где мы сможем найти ответы на вопросы? Предлагает детям ответить на два вопроса упражнения (мальчики про Ваню, девочки про Аню)
*Предлагает поработать в парах. Придумать текст о любимой игрушке по плану и оценить, как справились с этим заданием.
*Рассматривают упражнение, формулируют порядок его выполнения и отвечают на вопросы.
*Один из учащихся напоминает, что сначала мы выполняем разминку для рук, а затем выполняем чистописание, записываем словарные слова.
*Выполняют разминку для рук, затем две строки чистописания.
*Рассуждают о значении слов, ищут синонимы, выписывают словарные слова из учебника в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы).
*Дети выполняют физ.упражнения.
*Находят упражнение, читают задание и вопросы.
*Учащиеся составляют план выполнения упражнения.
*Дети, поднявшие руки записывают № упражнения и выполняют его.
*Читают задание к упражнению 3. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнение. Один у доски.
*Работают в паре. Каждый придумывает свой текст о любимой игрушке по плану
( 1. Название игрушки. 2. Внешний вид игрушки.3. Почему она любимая), рассказывает соседу по парте. Оценивают текст друг друга (рисуют шкалу оценочную карандашом на поле в тетради)
3.Рефлексия и подведение итога урока
-С каким учебником познакомились, кто его авторы.
-Что нового узнали на уроке?
-Для чего нужна речь?
-Каким должно быть общение?
-Что было интересно? Трудно?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке (с опорой на вопросы учителя), обмениваются впечатлениями.
Заканчивают предложения, написанные на доске:
Я … (очень, не очень) доволен(_льна) результатом своей работы, которое сделал(_а) сам(_а).
Доп. материал: правила работы с учебником и тетрадью.
Диагностика достижения планируемых результатов: придумать текст по плану и озаглавить его (работа в паре)
Урок русского языка в 3 классе на тему «Собеседники. Диалог»
3 класс. Русский язык. Урок 2. Дата: 5.09.17
Тема: Собеседники. Диалог.
Цель: повторить признаки и типы текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и составлять разные типы текстов; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по алгоритму написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Словарная работа
— Из отрывков прочитанных произведений выпишите слова с непроверяемым написанием. Подчеркните орфограммы.
Лечу я на своем коне,
Насос и клей всегда при мне.
Случится с камерой беда —
Я починю ее всегда.
Чтоб ботинки жили дружно,
Их поставить рядом нужно,
Посмотреть на них и, если
Их носочки будут вместе,
Надевай смелей на ноги —
Не поссорятся в дороге.
Где ночует ветерок?
У развилки трех дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
Как распустилась? Ты рада теплу?
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
Крошка сын к отцу пришел,
Осень. Дожди. Плохая погода.
Завтра хлынет дождик быстрый.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
— Прочитайте слова. Назовите выделенную орфограмму. (Всегда, вместе, ветерок, здравствуй, сегодня, погода, завтра, приветливо.)
— Как можно проверить написание этих слов? ( Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя.)
— Запишите еще три слова с непроверяемым написанием.
2. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием
— Какие орфограммы есть в словах «сады» и «привет»? ( Безударные гласные.)
— Как проверить эти безударные гласные? (В слове «сады» безударная гласная проверяется словом «сад», в слове «привет» гласная не проверяется, ее надо запомнить.)
— Сравните слова «здравствуй» и «поздно». Какие орфограммы есть в этих словах? ( Непроизносимые согласные.)
— Можно ли проверить их написание? (В слове «здравствуй» непроизносимую согласную проверить нельзя, ее надо запомнить, в слове «поздно» — можно, проверочное слово «опоздать».)
Итак, написание одних слов надо запомнить (это слова с непроверяемым написанием), других — можно проверить (это слова с проверяемым написанием).
— Спишите слова в два столбика: в первый — слова с непроверяемым написанием, во второй — с проверяемым написанием.
Сидит, макушка, радостно, завтра, солнце, здесь, потом, привет.
(Проверка. Ученик читает слово, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Самоопределение к деятельности
— Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? (Ответы учащихся.)
— Ответ каждого из вас на мой вопрос о 1 сентября — это небольшой текст.
— Прочитайте вопрос, который задает Совенок, в учебнике на с. 7. Это тема нашего урока.
Работа по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте строки из стихотворения Валентина Берестова «Первое сентября».
(По заданиям. Коллективно.)
(Учащиеся составляют предложения по вопросам упражнения.)
— Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения? (Имена нарицательные пишутся со строчной буквы, собственные — с заглавной.)
(Учащиеся записывают: мальчик Петя Иванов, подруга Галя Сидорова, учительница Нина Петровна.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельно после предварительного разбора по шагам.)
К какому тексту подходит заглавие «Золотая осень», а к какому — «Поздняя осень»?
(Проверка. Ученик читает предложение, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Какого типа текст вы записали? (Описание.)
Вспомните, какие еще типы текстов существуют. ( Повествование, рассуждение.)
Что такое текст? ( Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Их объединяет общая тема.)
Что такое тема текста? ( Тема — основное содержание текста, то, о чем в нем говорится.)
Что такое главная мысль текста? ( Главная мысль — это самое важное в тексте.)
(Учитель раздает детям распечатки текстов.)
Прочитайте, определите тип текста. ( 1. Описание. 2. Рассуждение. 3. Повествование.)
Волчье лыко цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Рас полагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков- цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.
К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.
Волчье лыко становится все более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как отдельную ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, ведь оно небольшое.
Подведение итогов урока
— Какие типы текстов вы знаете?
— Какие орфограммы вспомнили на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Что хотели изменить?
(Учитель предлагает подсчитать число плюсов в тетради, отмечает детей, набравших наибольшее их количество.)
Мир общения Собеседники. 2 класс (урок 1).
Предлагаем вашему вниманию конспект урока по теме: «Мир общения Собеседники».
Основные задачи урока:
Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники
1) Определение роли общения в жизни людей:
Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают.
Виды речи
Речь бывает устная и письменная.
Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.
Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.
В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.
Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.
Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.
В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.
Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?
Еще поговорим о видах речи по материалам учебника 2 класса по программе «Школа России».
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
Также различают монолог и диалог.
Как отличить диалог от монолога?
Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.
Отрывок из сказки Терем-теремок
Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?
Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).
О происхождении слов
Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т.д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.
Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа — «два», Моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».
Упражнение: Рассмотрите рисунки.
По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?
Кто такие собеседники?
Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?
Прочитаем сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4) из учебника по русскому языку по программе Перспектива.
Речь профессора Самоварова
А что можно узнать о человеке по его речи?
Упражнение из учебника по программе Школа России: Прочитай строки из стихотворения «Кем быть?» В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский — Кем быть?
Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).
Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?
Работа со словами речевого этикета
Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).
Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?
Упражнение из учебника Школа России.
Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
1.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся. Определение вида речи
Составьте подпись к каждому рисунку. Что вы использовали: слова или предложения?
Составьте и запишите одно-два предложения к любому рисунку.
И на по следок из учебника по программе Планета знаний:
Главное в нашей речи — слово. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи. любого действия, любого предмета. Оно позволяет человеку думать о чем угодно, рассказывать, рассуждать. (По Г.Юрмину)
Проверьте свои знания, пройдя тест по данной теме: