Что означает слово смоковница

СМОКОВНИЦА

Смотреть что такое «СМОКОВНИЦА» в других словарях:

смоковница — сикомор, фиговое дерево, фига, смоква, инжир, черничие, ягодичина Словарь русских синонимов. смоковница см. инжир Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов

СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, смоковницы, жен. (бот.). 1. Дерево сем. тутовых с плодами, напоминающими винную ягоду или фигу, то же, что сикомор в 1 знач. (иначе библейская смоковница). 2. Инжир, дерево из сем. тутовых, с опадающей листвой и с плодами, известными… … Толковый словарь Ушакова

смоковница — (неправильно смоковница) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир … Современная энциклопедия

СМОКОВНИЦА — то же, что инжир … Большой Энциклопедический словарь

Смоковница — Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные… … Библейская энциклопедия Брокгауза

СМОКОВНИЦА — (смоктать?), плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или | инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках. | Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, б.ч. вишня и слива. Смоквин плод. Ис. смоковный, ничий, от смоквы.… … Толковый словарь Даля

Смоковница — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СМОКОВНИЦА — Бесплодная смоковница. Книжн. 1. О бесплодной женщине. 2. О ком л., чья деятельность бесплодна. ШЗФ 2001, 19; БТС, 73. /em> Из Евангельской легенды. БМС 1998, 535. Под своей смоковницей. Книжн. О доме, месте, где можно отдохнуть. /em> Смоковница… … Большой словарь русских поговорок

смоковница — ы; ж. 1. Южное плодовое дерево с жёсткими шероховатыми, опадающими на зиму листьями; инжир, фиговое дерево. 2. Африканское дерево из рода фикусов сем. тутовых с твёрдой древесиной и съедобными плодами. ◊ Бесплодная смоковница (см. Бесплодный). *… … Энциклопедический словарь

Источник

Смоковница, смоквы

а) Ранние смоквы ( Песн. II, 13 ) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса ( Иер. XXIV, 2 ). Так пр. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, говорит он ( Ос. IX, 10 ). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пр. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть ( Наум. III, 12 );

б) Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве, и их можно хорошо сохранять;

в) Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше, чем первые, продолговатые и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв ( I Цар. XXV, 18 ). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но, кроме того, они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пр. Исаия сказал: возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (ц. Езекии), и он выздоровел ( 4Цар. XX, 7 ).

Проклятие смоковницы Спасителем ( Мк. XI, 13–21 ) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта, несомненно, была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Но каждый будет сидеть под своею
виноградною лозою и под своею смоковницею,
и никто не будет устрашать их,
ибо уста Господа Саваофа изрекли это
Михей 4:4

Смоковница обыкновенная (смоква, 400 видов), инжир, фига (фиговое дерево) или Винная ягода (лат. Ficus carica) — субтропическое листопадное растение, рода Фикус, семейства Тутовые. Густолиственное дерево, древесина пористая, используется для различных изделий и как топливо. Стволы изогнуты, искривлены, широко раскидает ветви (даёт много тени).

Главная ценность – сладкие съедобные плоды желтого, черно-синего, фиолетового и черного цвета, в зависимости от сорта; Судей 9:11: «Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?».

С одной смоковницы можно собрать до 100 кг плодов; внутри спелый плод имеет мякоть розового или красноватого цвета (как у арбуза, внешне зеленый, а внутри красный). Спелые плоды инжира не подлежат транспортировке, их перевозят в сушенном или вяленом виде (имеют желтый цвет).

См.
Родина смоквы Малая Азия, распространена в странах Средиземноморья, Кавказа, одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее. Выращивалась первоначально в Аравии, Финикии, Сирии, Египте. Смоква под именем «фига» упоминается в Библии, Адам и Ева использовали фиговый лист для прикрытия наготы. В ранненеолитическом поселении Гилгал в долине реки Иордан (Израиль) обнаружили многочисленные сохранившиеся остатки плодов смоквы (инжира) возрастом 11200–11400 лет; здесь же были найдены семена овса, дикого ячменя и желуди.

В первых переводах Библии на русский язык употреблялись термины «смоква (плод, дерево), смоковница (дерево)».

1) Существующая этимология

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Смоква, смоковница, цслав., ст.-слав. смокы, род. п. смокъве sykon, sykomorea (Супр.), болг. смоква, сербохорв. смоква, словен. smokev, польск. smokwa. Напротив, чеш. smokva «фига, смоква», в.-луж. smokwa – то же представляют собой неологизмы; см. Кипарский 222.

Заимств. из гот. smakka «фига, смоква» или *smakko, буквально «вкусный плод»; см. Уленбек, AfslPh 15, 491; Стендер-Петерсен 363 и сл.; Кнутссон, GL. 44 и сл.; Ле;ве, KZ 39, 325; Шварц, AfslPh 41, 125; Пайскер 92. Слав. слово скорее всего получено из балканогерм., едва ли через фрак. посредство, вопреки Кипарскому. Гот. smakka ср. с нов.-в.-н. sсhmесkеn «приходиться по вкусу», лит. smaguriai мн. «лакомства» (Клюге–Ге;тце 151; Торп 526).
••
(Иллич-Свитыч («Этимол. исследования по русск. языку», М., 1962, стр. 71 и сл.), напротив, пола; гает, что слав. *smoky исконно и развивало знач. «сочная ягода» > «смоковница». – Т.)

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. РАН, М., 2000

Смокы, смоковь, смоква. 1) Смоковница, фиговое дерево, инжир. Суща подь смокъвию видЪх тя. (Ио. 1:48), Остр. ев., 1057 г. … 2) Плод смоковницы, инжир, фига. Вино же и смокви до десятого месяца емлют… Флавий, Полон Иерусал. XVI-XI вв.

б) Национальный корпус русского языка

* Библия. Судьи: «11 И рече имъ смоковница: єда уставивши мою сладость и плодъ мой благій, пойду владети древами».

* История Иудейской войны Иосифа Флавия: «финици же и знои любять. и растоуть имъ, и смоковница и масличиє акы лесъ. соуть аєрьска».

3) Обобщение и вывод

На иврите смоковница, смоква, фиговое дерево – ТЕНА (теина); как предполагает автор Еврейского и халдейского этимологического словаря (библейского) О.Н. Штейнберг название происходит от термина АНА наклоняться, поникнуть, склоняться (широко раскидывает ветви, стволы искривлены).

Следовательно, термины «смоква, смоковница» не принадлежат лексикону Библии и скорее всего искусственные, созданные в ходе переводов библейских текстов. Подобные термины: в украинском, белорусском, боснийском, болгарском, македонском, румынском, сербском и хорватском языках. В странах, где было сильное влияние латыни (католичество), используется термин «фига».

Данный факт говорит о конфессиональном (территориальном) разделе, по языку богослужения, католичество-православие. Произошёл примерно в X-XI вв., когда начали формироваться национальные государства (епархии), языки и литературы.
* Какое-то слово-понятие иврита, дающее точную характеристику дереву или плоду, переводчиками Библии было взято за основу. Из этой основы образовано новое слово-понятие в церковно-славянском языке, откуда оно попало в региональные языки Восточной Европы.

Таким образом, обобщив сведения о смоковнице и о смокве, мы приходим к нескольким логическим выводам:

— смоковница – фруктовое дерево, основная ценность – съедобный и вкусный плод;
— древесина смоковницы не имела ценности в строительстве и в столярном производстве; хотя её использовали в Израиле как строительный материал, дерева не хватало.

Целесообразно рассмотреть термин «смоква» как обозначение съедобного плода имеющего значение для питания человека. Любой плод пригодный для питания человека может быть назван по его форме, содержанию (вкус), а также по цвету (выделен из ряда других подобных плодов).

Мы выяснили, что внешне зрелая смоква (плод) имеет несколько цветов: желтый, черно-синий, фиолетовый и черный; это разнообразие цветов не позволяет выделить один (главный) признак по внешней окраске плода. С другой стороны мякоть (внутренность) плода имеет практически один цвет – красно-розовый.

Следовательно, если мы найдём в лексиконе иврита термин, указывающий на красно-розовый цвет, и совпадающий с графикой и фонетикой слова «смоква», то это будет соответствовать действительности (верно, то, что соответствует действительности).

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, напишем слово без огласовок, без гласных букв – СМОКВА = СМКВ, выделим корень слова – С.М.К. + В; у нас моментально выявляется соответствующий термин иврита.
* СМОКВА = СМОК + ВА = иврит С.М.К., САМАК, СОМЕК быть красным, румяным; алеть, краснота; САМУК красный, покрасневший, румяный + В (Б) внутри.

б) Библейский образ

* Откровение святого Иоанна Богослова 6:13: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».

* Смоковница в Библии имеет два смысла, добрый и дурной; недозревшие смоквы – непригодны в пищу человеку (обладают сильным слабительным свойством); в переносном смысле любой предмет непригодный для использования.

Таким образом, мы выделили главный признак созревшего плода смоквы – он красный внутри, данный факт отвечает действительности – спелая смоква внутри красная. Термин «смоква» является транслитерацией слова-понятия иврита С.М.К., САМАК, передача слов посредством другого алфавита.

Термин «фига», применяемый в западных европейских языках, очевидно прямое заимствование ивр. ПАГ, ПАГА незрелый плод, незрелая смоква. В тексте Песни Песней используется термин ивр. ФАГЕИА неспелая смоква; в письме без огласовок выглядит как – ивр. Ф.Г.И., т.е. – ФИГА.
Cловарь Стронга (pусский). Hомер Стронга: H6291: Слово: (ивр. ПАГ) неспелая смоква.

Источник

Этимология слова смаковница

Этимология смоковницы на иврите
«Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, напишем слово без огласовок, без гласных букв – СМОКВА = СМКВ, выделим корень слова – С.М.К. + В; у нас моментально выявляется соответствующий термин иврита.
* СМОКВА = СМОК + ВА = иврит С.М.К., САМАК, СОМЕК быть красным, румяным; алеть, краснота; САМУК красный, покрасневший, румяный + В (Б) внутри.»» [3]
СМОК – smok/smaga – смок/смага (слав.), дым, дымный, чёрный, созревшие плоды смоковницы сине-чёрные.
«Термин «фига», применяемый в западных европейских языках, очевидно прямое заимствование ивр. ПАГ, ПАГА незрелый плод, незрелая смоква. В тексте Песни Песней используется термин ивр. ФАГЕИА неспелая смоква; в письме без огласовок выглядит как – ивр. Ф.Г.И., т.е. – ФИГА.
Cловарь Стронга (pусский). Hомер Стронга: H6291: Слово: (ивр. ПАГ) неспелая смоква.» [3]
ПАГ > pag > vkus – вкус (слав.)(редукция v/p, k/g, пропуск s)
Инжир – ingir > jagodnij – ягодный (слав.)(инверсия ingir, замена j/r, пропуск d)
Фига – ficus > vcus/kus – вкус/кус (слав.)(редукция v/f; редукция k/f, s/c)
Смоковница в русском языке имеет 3 смысла:
Смак – smak > vkusnij – вкусный (слав.)(инв. smak, пропуск v, перест. s/m, замена n/m))
Cмоква – smokva > smagovaj/smuglaj – смаговый/смуглый (слав.), т.е. цвет созревшей смоквы
Cмоква > s-makovka – с маковку (слав.)(пропуск k), т.е. плод смоковницы похож на купол колокольни

Источник

Смоковница: что это? Почему Иисус проклял смоковницу?

Что означает слово смоковница. Смотреть фото Что означает слово смоковница. Смотреть картинку Что означает слово смоковница. Картинка про Что означает слово смоковница. Фото Что означает слово смоковница

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Смоковница. Толкование Блж. Феофилакта Болгарского

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Смоковница

Смоковница — дерево, дающее плоды, которые мы все хорошо знаем: это — инжир. Как мы знаем из Библии, смоковницы росли еще в древние времена. Инжир родом из Малой Азии и Средиземноморья.

Что означает слово смоковница. Смотреть фото Что означает слово смоковница. Смотреть картинку Что означает слово смоковница. Картинка про Что означает слово смоковница. Фото Что означает слово смоковница

Значение смоковницы в Библии

Встречаясь в Ветхом и Новом Завете, смоковница несла, скорее, положительное значение, хотя именно листьями смоковницы прикрывались Адам и Ева после грехопадения. И все же выражение «жить под виноградником и смоковницей» означало иметь мир и достаток (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Целительные свойства смоковницы восхвалялись, а для учителей Израиля дерево было символом мудрости.

Итак, смоковница являла собой образ:

Для Господа его смоковницей и садом, который он возделывал, был народ Израиля.

В Новом Завете мы читаем о смоковнице в период, предшествующий казни Христа на Голгофе. Последние дни своей земной жизни Иисус проводит с учениками в Иерсуалиме. Иисус ночует на Елеонской горе. Мы узнаем, что происходит в одно утро, когда Иисус возвращается из пригорода:

«По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19)

Неужели Иисус проклял дерево лишь за то, что на нем не нашлось плодов? Суть этой истории гораздо глубже. Многих возмущает тот факт, что Христос погубил дерево. Разве Господь не жизнеподатель? Как же Он может уничтожать живое дерево?

Что означает слово смоковница. Смотреть фото Что означает слово смоковница. Смотреть картинку Что означает слово смоковница. Картинка про Что означает слово смоковница. Фото Что означает слово смоковница

Почему Иисус проклял смоковницу

Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.

В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны…

Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на «не сезон» там могли бы найтись и плоды. Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других «смоковниц», но «плоды» так и не появились. Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво. Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.

Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *