Что означает слово смерд в древней руси
Смерд
Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д.
Содержание
История
Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).
В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.
Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).
Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.
Этимология слова
Уничижительный глагол — смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание — обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности. [источник не указан 263 дня] В некоторых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили «по-чёрному» — печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.
Значение слова «смерд»
1. В древней Руси: крестьянин-земледелец, находившийся в феодальной зависимости.
2. Устар. Презрительное название крепостного крестьянина, а позднее простолюдина, человека незнатного происхождения. — Это Оська рядский, — отвечает он мне, — ишь раззевался смерд этакой! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Простая, необразованная баба, кухарка, смерд — и вдруг позволяет себе такие слова и поступки! Чехов, Женское счастье.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СМЕРД, а, м. (истор.). 1. В древней Руси — крестьянин-земледелец. || Впоследствии — презрит. обозначение крепостного крестьянина (в устах помещика, представителя власти). 2. Простолюдин, незнатный человек, в противоп. князю, дружиннику.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ознаменоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такие смерды в Древней Руси?
Древняя Русь – название государственного образования славян с IX по XII вв. Это период от начала объединения племён до масштабного монголо-татарского набега, завершившегося длительным игом.
Условное деление древнерусского общества
Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.
Знать
Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.
Свободное население
Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.
Зависимое население
В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.
История происхождения термина
Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.
Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».
На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.
Кто же такие смерды?
Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».
Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).
Смерд имел собственность:
Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.
Смерд и холоп: сходства и различия
Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.
Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.
Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.
Различия в разных регионах Древней Руси
В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.
Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.
Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян
Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.
К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.
В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.
Смерд
Смотреть что такое «Смерд» в других словарях:
смерд — смерд, а … Русский орфографический словарь
смерд — смерд/ … Морфемно-орфографический словарь
Смерд — Смерд свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д. Содержание 1 История 2 Этимология слова 3 Литература … Википедия
смерд — черная кость, крестьянин, плебей, простолюдин, мужик, кухаркин сын, земледелец, чумазый Словарь русских синонимов. смерд см. плебей Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
СМЕРД — СМЕРД, смерда, муж. (ист.). 1. В древней Руси крестьянин земледелец. || Впоследствии презр. обозначение крепостного крестьянина (в устах помещика, представителя власти). 2. Простолюдин, незнатный человек, в противоп. князю, дружиннику. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
СМЕРД — СМЕРД, а, муж. В Древней Руси: крестьянин, земледелец. Свободные смерды. Закабаление смердов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СМЕРД — Пыхачов, св. 1557. А. Ф. I, 149. Смерд Иванов сын Плещеева, московский дворянин. 1563. Гр. и дог. I, 489 … Биографический словарь
смерд — смерд, а; мн. смерды, ов … Русское словесное ударение
Смерд — м. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.). 2. перен. Человек незнатного происхождения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
СМЕРД — старинное название свободного крестьянина, в отличие от холопа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
смерд — іменник чоловічого роду, істота у стародавній Русі залежний селянин; людина незнатного походження зневажл. іст., арх … Орфографічний словник української мови
Древняя Русь
Само существования двух точек зрения на этот вопрос говорит, что данные сохранившихся летописец и иных документов не дают однозначного ответа на вопрос о статусе смердов. Особенно неясны летописные данные, где применение данного термина может носить не юридический, но риторический характер.
Наиболее интересна датируемая примерно тем же временем, что и предыдущая, грамота № 410. Среди ряда должников в ней упомянуты трое смердов. Имя одного из них не читается из-за дефекта бересты, остальных зовут Доман и Братьша. Их имена в целом ряду других, связанные с ними суммы, по-видимому, никак не коррелируют с их статусом. С другой стороны, уже само упоминание, что именно они в этом ряду смерды, делает весьма уязвимой широко распространенное отождествление смерда с крестьянином или сельским жителем вообще. Наконец, обращает внимание, что оба из сохранившихся имен смердов опять-таки славянские, как и у уже упоминавшегося Жизнобуда.
Это последнее упоминание смердов в берестяных грамотах.
Что же выясняется из сведений о смердах в берестяных грамотах Новгорода?
Данные берестяных грамот о смердах не укладываются ни в первую, ни во вторую версию объяснения этого социального термина. Смерды не могут рассматриваться, как обобщающее название крестьянства, иначе Братьша, Доман и их оставшийся для нас безымянным сотоварищ не были бы отмечены среди прочих персонажей долговой записи именно как смерды. С другой стороны, то, что смерды могли выступать, в качестве тяжущейся стороны или должника, делает затруднительным отнесение их к категории лично зависимых. Не находит потверждение и версия о связи смердов с каким-либо иноэтничным элементом.
К сожалению, на вопрос об основании, по которому людей относили к социальной группе «смерды», изучение берестяных грамот ответа не дало.
Использована работа А.А. Зализняка Древненовгородский диалект, М.: Языки славянской культуры 2004