Что означает слово сияющий царственный шатер
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
Разделы: Литература
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Выбирая путь анализа лирического текста, обращаюсь к статье М.Л.Гаспарова: «Первый, верхний уровень – идейно-образный. В нем два подуровня: во-первых, идеи и эмоции; во-вторых, образы и мотивы. Второй уровень, средний, – стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика; во-вторых, синтаксис. Третий уровень, нижний – фонический, звуковой».
Стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» объединяет не только художественное пространство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить.
А.С.Пушкин в «Путешествии в Арзрум» рассказывает об увиденном им чудесном зрелище: «…белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками». Увиденная картина настолько поразила поэта своей неземной красотой, что о ней он рассказывает и в стихотворении «Монастырь на Казбеке».
На первый взгляд, это описательное пейзажное стихотворение. Но любое описание Поэта не ради описания. Стихи всегда диктовались ему теми или иными обстоятельствами. Не исключение и это стихотворение. Внимательный читатель увидит мысли и чувства поэта, стоит только пристальнее всмотреться, вдуматься, и мы увидим гораздо больше, чем можно было заметить сначала.
На мой взгляд, композиция стихотворения позволяет об этом говорить. Стихотворение состоит из двух строф: первая строфа представляет развернутое обращение, столь характерный прием для А.С.Пушкина, вторая строфа дает возможность узнать мысли и чувства поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который позволяет неторопливо вглядываться в картину, нарисованную Пушкиным.
Вырисовывается четкий ритмический рисунок: определенное чередование закрытых и открытых слогов, наличие пиррихиев во всех строках, кроме первой и одиннадцатой. Стихотворение обрамлено в интонационное кольцо: первая и последняя строки представляют полные четыре стопы с закрытым слогом, две первые и две последние строки имеют парную рифму. Но форма неотделима от содержания, раскрыть глубину которого позволяют языковые средства, подчиненные художественной задаче: создать картину, эмоционально воздействующую на читателя.
Первая строфа стихотворения рисует величественный вид Казбека, возвышающегося над семьей гор. Пушкин использует прием скрытого сравнения с оценочным эпитетом: царственный шатер, сияющий вечными лучами, развернутого сравнения: монастырь…как в небереющий ковчег… В стихотворении использованы старославянские слова сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья, библейское слово ковчег, придающие высокое торжественное звучание всему стихотворению. Возникает ассоциация: монастырь – это тот самый библейский ковчег, который явился спасительным убежищем. От кого же и от чего хочет спастись, «скрыться» лирический герой? Может быть, от жизненных невзгод? Может быть, надо посмотреть более широко – стремление жить духовной жизнью, не стесненной внешними условиями? Так сильно, страстно его желание – стремление к «вожделенному берегу». Здесь поэт прибегает еще к одному языковому средству – антитезе: ущелье – вольная вышина. Ущелье – символ несвободы, замкнутого пространства, вышина – символ высокого, свободы.
Это стихотворение хорошо слышится: символ свободы, воли звуки светлые, звонкие (л, в, б), символ несвободы звуки (с, т, щ), твердость, незыблемость Казбека в последовательном использовании звука а : Казбек, царственный, шатер.
Ощущение парения монастыря в воздухе передает повторение слогов с не: небе, реющий, ковчег. Повторение о передает высокое звучание и, кстати, объединяет первую и последнюю строки стихотворения, т.е., на мой взгляд, придает завершенность тексту: высоко, гор, Бога.
Интересно стихотворение и на синтаксическом уровне.
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит. Глаголы несовершенного вида подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения. Вторая строфа состоит из трех предложений: первое, назывное, далекий вожделенный берег! Два последующих предложения выражают страстное желание лирического героя подняться, скрыться. Желание выражено глаголами в форме условного наклонения: подняться б, скрыться б. Все три предложения восклицательной интонации, что является свидетельством силы чувства лирического героя.
Лермонтов с первой строки также указывает место, то есть определено художественное пространство – Кавказ. Поэт, родившийся в России, был влюблен в Кавказ, который, казалось, передал поэту свой мятежный дух. И в этом стихотворении Лермонтова мы видим страстное стремление героя достичь высоты, которая возможна только степным орлам. Стихотворение имеет разную интонационную окраску. Первая строфа рисует грустную картину: на скале одинокий деревянный крест, воздвигнутый в незапамятные времена каким-то мужественным человеком: добраться туда можно только степному орлу. Конечные рифмы дополняются открытыми слогами, что поддерживает грустную интонацию, неспешный ритм размышления, создаваемый амфибрахием.
Для чего на таком высоком недоступном месте воздвигнут крест? Его видно с далеких холмов. Он символ несгибаемого духом человека. Здесь огромную роль играет художественная деталь. Мы не видим самого распятого Христа, но «кверху подъята рука» – и перед нами вся история страдания взошедшего на Голгофу.
Лирический герой, так же, как и лирический герой Пушкина стремится оторваться от земли, но он ищет не покоя, им владеет бунтарское желание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия. Это желание Лермонтов выразил, используя аллитерацию: бы, бытия, бурею, братом. В последней строфе резко меняется интонация. Синтаксический строй уже другой: настоящее время знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить сменяется глаголами повелительного наклонения, но в форме условного.
Сила чувств героя передана с помощью восклицательных знаков. Употребление наряду со словами высокого стиля протекло, подъята, взойти, бытия слова более низкой стилистической окраски схватить играет роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.
Анализируя стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале», мы приходим к выводу, что увиденная картина вызывает ответное чувство героя, который стремиться от земного к небесному, но каждый преследует свою цель.
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
Разделы: Литература
Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; иллюстрации с видами Кавказа; тексты стихотворений.
Ход урока
1-й этап
Сообщения заранее подготовленных учащихся “Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова” с одновременным показом слайдов презентации, подготовленной учителем.
2-й этап
Чтение стихотворений “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале”.
Выявление первого читательского восприятия:
– Понравились ли стихотворения?
– О чем эти стихотворения?
– Какие картины вы мысленно рисуете, читая эти стихотворения?
– Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С.Пушкина? Похожи ли герои этих двух стихотворений или в них больше различия?
Словарная работа
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять – подъемлю, подъятый ( устар. высок.) то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование; 2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.); 2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре; 2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег – (устар.) то же, что берег.
(Все значения слов взяты по словарю Ожегова.)
3-й этап
Наблюдения над текстами стихотворений
Объекты наблюдения | Стихотворение А.С.Пушкина (1829 год) | Стихотворение М.Ю.Лермонтова (1830 год) | |
Экспозиция в стихотворении – вступление, место, где разворачивается лирическая картина | Казбек – одна из горных вершин Кавказа. Лирическая картина создается при помощи метафоры: вершина Кавказа – “царственный шатер”, который сияет вечными лучами. Эта развернутая метафора включает в себя 2 выразительных эпитета: царственный (шатер) и вечными (лучами). Создается торжественная, величественная картина: вечная, незыблемая, где величественный шатер – высокая, величавая, горделивая вершина Казбека | Место, где разворачивается лирическая картина: теснина Кавказа – тесное ущелье; скала – высоко, “туда долететь лишь степному орлу” У Пушкина – прямое указание – “высоко”, у Лермонтова через образ орла – сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства. Этот прием позволяет сделать картину выразительной, более развернутой, чем у Пушкина. Но сочетание “теснина” и образ орла создают тяжелую, мрачную, невеселую картину. | |
Лирический образ | Образ монастыря создается при помощи сравнений: монастырь – “как в небе реющий ковчег”; глагол “парит” создает ощущение легкости, воздушности монастыря; складывается впечатление, что это просто видение, призрак, который видится лирическому герою | Образ креста Создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся” Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься. | |
Вопросы самому себе | Кто построил монастырь высоко в горах “ за облаками”? С какой целью он построен? | Кто поставил крест на высокой скале, по какому случаю? Может быть, там кто – то похоронен? Образ “черного креста” вызывает беспокойство, тревогу. | |
Лирический герой | Лирический герой желает подняться в этот монастырь, обозначенный метафорой “вольная вершина”. Эпитет “вольная” здесь звучит как противопоставление несвободе, может быть внутренней несвободе. Но лирический герой ничего не говорит о том, что он будет делать в этом монастыре, в этой заоблачной келье, в соседстве бога. По нашим представлениям – бог – высоко в небе, откуда он следит за деяниями людей; Поэтому – “высоко в горах” – “в соседстве бога” Лирический герой хочет спрятаться, скрыться, но от чего? | Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту. Герой обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Молитва и слезы – очищают душу (от греха?); возрождают (через страдание, слезы) к новой жизни (катарсис – очищение); Вожделенный брег – желанный берег, куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом море. Как известно, море – символ человеческой жизни. | Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать. Чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, способным преодолевать все трудности. |
Эмоциональная окраска | Эмоционально насыщенное стихотворение, во второй строфе – сразу три восклицательных предложения | Всего одно восклицательное предложение | |
Цветовые характеристики | Краски: голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь | Краски: темные, черные, серые – теснина тесное, темное, черное ущелье; черный крест. Эти цвета создают мрачный фон. | |
Синтаксические конструкции | Обращение к Казбеку; Внутренний монолог лирического героя. Сложные синтаксические конструкции с их обособленными определениями, обстоятельствами | Повествование от первого лица Можно сказать, что это монолог лирического героя | |
Стихотворный размер | Ямб – живой, подвижный. Как и хорей – любимый стихотворный размер Пушкина. | Трехсложный размер – амфибрахий, неторопливый, но также живой, экспрессивный. | |
Настроение читателя | У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое | Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности. |
4 этап
Создание письменного высказывания на основе наблюдений над стихотворением
И Пушкин, и Лермонтов бывали на Кавказе, он стал для них источником поэтического вдохновения.
Стихотворения “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале” написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество; а Лермонтов( если судить по дате, которую, впрочем, ставят со знаком вопроса) еще подросток, шестнадцатилетний подросток, со своим сложным внутренним миром – но все – таки ещё не сформировавшийся подросток, для которого характерны незрелость, может быть напускная бравада, нагнетание чувств и красок.
Поэтому стихотворения отличаются и настроением и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа. У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный (“величественный”) шатер.
Стихотворение “Монастырь на Казбеке” эмоционально насыщенное, использование высокой книжной и устаревшей лексики делает стихотворение ещё более торжественным. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя герой, кК и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в “вольной вышине”. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни.. Значит, было в его жизни то, что мешало чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.
У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, он хочет освободиться от “ цепи бытия”. Крест для него становится символом очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
5-й этап. Рефлексия
6-й этап. Домашнее задание
Доработать сочинения по стихотворениям (1-й вариант), написать ответ на вопрос: “Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова”.
Урок литературы на тему «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» «(10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы. 10 класс
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».
образовательные : формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
развивающие : развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
воспитательные : воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
иллюстрации с видами Кавказа;
репродуктивный (слово учителя);
исследовательский (анализ стихотворения);
творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
иллюстрирование художественных произведений;
работа со словарем;
создание связного текста.
Опережающее индивидуальное задание.
Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).
История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.
История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).
Выявление первого читательского восприятия.
Понравились ли вам стихотворения?
О чем эти лирические произведения?
Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?
Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?
Какое настроение передается читателю?
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять (устар. высок.) – подъемлю, подъятый то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование;
2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);
2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;
2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;
2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег (устар.) – то же, что берег.
Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)
«Монастырь на Казбеке»
Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?
Крест – символ несгибаемого духом человека.
Орел – символ сильной, выносливой силы.
Монастыря – символ спасительного убежища.
Ущелье – символ несвободы, замкнутое пространство.
Вышина – символ свободы.
Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.
Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?
Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья ; библейское слово: ковчег – придают торжественное звучание всему стихотворению.
Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы – и с бурею; повтор слов.
Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющий вечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье – вольная вершина ; анафора, риторическое обращение.
Слова какой части речи преобладают?
В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.
Зато много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.
Монастырь – это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.
Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.
Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?
теснина Кавказа (тесное ущелье) – скала.
Казбек – одна из горных вершин Кавказа.
Ущелье – заоблачная келья.
Как выражено художественное время в стихотворении?
Повествование ведется от первого лица.
Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.
В первом предложении звучит обращение к Казбеку.
Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.
Первое предложение – риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».
В последнем предложении стоят знаки завершения – (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она – внутри души, а не дарована извне.
Играют ли поэты звуками?
Как построены (композиция) стихотворения?
Стихотворение состоит из трех катренов.
Условно можно разделить на две части:
Первые два катрена – описание креста на скале; последний катрен – эмоциональный отклик лирического героя.
Стихотворение состоит из двух строф:
Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);
Каким стихотворным размером написаны стихотворения?
Какая рифма и рифмовка?
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками» ).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка « парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму « лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму « ковчег-брег ». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – « парит ».
Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.
Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.
Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.
Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы
Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.
У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.
Оцените свое участие на уроке?
Что удалось вам на уроке, что не удалось?
Что было интересно на уроке? Что не понравилось?