Что означает слово шайтан у мусульман
Значение слова «шайтан»
1. В мусульманской мифологии: злой дух, дьявол. Не дух коварства и обмана Манил трепещущим огнем, Не очи злобного шайтана Светилися в ущелье том. Лермонтов, Измаил-Бей.
2. Прост. Употребляется как бранное слово. Пестерь долго смотрел в упор на Маркушку и наконец проговорил: — Што ты, шайтан, долго не помираешь? Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. Директор сначала сделал вид, что испугался, а потом вздохнул с облегчением. — Уф, шайтан вы этакий! Вот обрушился на меня! Гладков, Клятва.
[Тюрк. шайтан из араб.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Шайтаны могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»). «Слово шайтан синонимично библейскому термину сатана».
Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочестивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам. По сей день они мешают людям совершать молитвы и учат людей колдовству и магии. Они заставляют человека забывать Аллаха и подбивают совершать греховные поступки под видом благочестивых. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека с пути, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.
Для того чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обречены на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).
ШАЙТА’Н, а, м. [тюрк. sajtan с араб.]. Чорт, дьявол.
Кто такой шайтан? Это дьявол, злой дух в мусульманской мифологии. Происхождение термина до сих пор остается предметом дебатов. Считается, что это слово произошло от древнесемитского «гайтан», которое переводится как «противник». Следовательно, шайтан является непримиримым врагом человечества.
Злой дух в исламе
Выше говорится о том, что шайтан – это дьявол в исламском богословии. Это существо враждебно настроено по отношению к Аллаху и людям, которых он сотворил. Оно обладает множеством сверхъестественных способностей, в том числе и возможностью трансформации. Шайтан может принимать человеческий облик, превращаться в животное. Он создан из огня и дыма, обладает устрашающей внешностью, которая описывается по-разному в различных источниках.
Шайтан – это существо, главной целью которого является причинение вреда человечеству. Он не позволяет людям совершать хорошие дела, подталкивает их к плохим поступкам. Это создание совращает праведников, вынуждает становиться на путь греха и не сворачивать с него.
Вечная война
Испокон веков злые духи вынуждают человечество совершать ошибки, грехи. Шайтан способен подтолкнуть к неправильному пути даже безгрешного пророка. Скажем, много столетий назад его жертвой стал праведник Юсуф, прославившийся благодаря своим благим деяниям, помощи несчастным и обездоленным.
Кто такой шайтан? Это существо, которое заставляет людей забывать про Аллаха и его наставления. Под его влиянием они перестают возносить молитвы, обучаются колдовству, совершают магические ритуалы. Шайтан и ангел – спутники каждого человека. Они ведут сражение за сердца и души, которое не прекращается вот уже на протяжении многих столетий. Если злобной сущности удается одержать победу, человека охватывают негативные чувства. Он становится жертвой зависти, ненависти, гнева, отдается на волю своим слабостям, развращается. Грешник отворачивается от Бога, а его ангел бессилен помочь ему вернуться на праведный путь. Вырваться из лап шайтана удается лишь немногим.
Шайтан – это джинн
Нельзя не рассказать и о происхождении злых духов. Считается, что шайтан – это джинн, который некогда был верен Богу, отличался скромностью и набожностью. Сам Аллах приблизил это существо к себе, однако оно не сумело оценить эту милость по достоинству. Джинн стал жертвой собственной гордости, именно из-за гордыни его изгнали с небес. Конечно же, шайтан озлобился на Аллаха и всех подданных, которые остались его преданными слугами. Именно это заставляет его сбивать верующих с истинного пути.
Мусульманские богословы до сих пор ведут дебаты о том, что представляют собой шайтаны. Часть ученых считает их злыми духами, которым предстоит вечное пребывание в огненном аду. Другие предпочитают называть их строптивыми и лишенными истинной веры джиннами. В доисламской Аравии было принято рассматривать этих существ в качестве проводников, которые помогают устанавливать связь с потусторонним миром.
Кто такой Иблис
Выше рассказывается о значении слова «шайтан», но кто же такой Иблис? Бытует мнение, что это всего лишь одно из имен дьявола. Однако официальная версия гласит, что Иблис – идейный предводитель злых духов, их прародитель. Этому существу подчиняются все шайтаны, разбросанные по миру. Излюбленные места Иблиса – кладбища и руины, также часто можно встретить его в банях и на рынках. Удивительно, но он является творческим созданием, с уважением относится к поэзии, музыке, танцам.
В Коране содержится запись о том, что некогда Иблис ослушался Аллаха, что и стало причиной всех его несчастий. Всевышний приказал своему некогда преданному слуге пасть ниц перед первым человеком, которого он сотворил. Конечно же, речь идет об Адаме. Дерзкое существо не покорилось этому желанию, за что и было низвергнуто с небес без права на возвращение.
Аллах постановил, что Иблис должен испытать ужасные муки, однако коварному злому духу удалось выторговать себе отсрочку. Его наказание было отложено до Страшного суда. На Иблиса была возложена миссия сбивать праведников с истинного пути, чем и занимаются его преданные подданные-шайтаны. Лишь те, которым удается сопротивляться его воле, смогут избежать Страшного суда. Следовательно, человечество проходит своеобразную проверку.
Библейская история
Кто такой шайтан? Это тот, кому удалось совратить Адама и его вторую половину. Именно злой дух повинен в том, что первые люди, сотворенные Богом, вкусили плод с запретного дерева. Именно с этого и начались все беды человеческого рода.
Как его отогнать
Конечно же, на протяжении многих веков люди интересовались вопросом о том, как избавиться от преследования злых духов. Считается, что защитить человека от шайтана, позволить ему победить его может один лишь Бог. Призывая на помощь Аллаха, мусульмане произносят формулу «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», а также читают священные тексты Корана.
Разумеется, тот, кто обращается к Богу за защитой, должен обладать истинной верой. В противном случае одолеть шайтана, обратившись за поддержкой к Всевышнему, не удастся.
Со злыми духами связан ритуал, согласно которому бросают камни при хадже. Считается, что так когда-то поступал пророк Ибрахим, который пытался избавиться от следующего за ним по пятам Иблиса. Благодаря этому ему удалось не сойти с праведного пути.
Альтернативные значения
Какое значение слова «шайтан» также известно? Нередко его употребляют в качестве ругательства. В данном случае оно означает «черт». Чаще всего данное слово используется по отношению к людям, которые позволяют себе недостойные поступки, пытаются заставить других свернуть с истинного пути.
Что такое шайтан? Злой дух – существо, которому испокон веков отводится важная роль в верованиях и мифологии. Стоит ли удивляться тому, что в его честь получили свое название многие географические объекты. К примеру, именно так называется озеро, которое находится на юге Кировской области, а также остров в озере Иткуль.
Кто такой шайтан? В чём отличие между джиннами и шайтанами?
Всевышний Аллах относительно джиннов ниспослал в Коране целую суру, которая имеет соответствующее название. Нет никаких сомнений, что их существование является истиной, в которой должен быть убежден каждый мусульманин.
Некоторые заблудшие полагают, что джинны — это некая злая сила, а поэтому они не имеют своей сущности. Подобное мнение является явным заблуждением, поскольку Аллах сказал в Коране:
وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ
«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (15:27)
Из аята понимается, что джинны являются творениями Аллаха, которые имеют свою сущность и живут своей жизнью. Это подтверждается и историей об Иблисе, который был одним из джиннов.
Уместно также упомянуть об отличии шайтанов и джиннов. Некоторые люди путают эти понятия, что не является правильным.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«Так Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112)
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
«…от зла искусителя отступающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей» (114:4-6)
Из этих аятов мы понимаем, что шайтанами могут быть как люди, так и джинны, а объединяет их неверие и ослушание Аллаха.
Слово шайтан также применяется в арабском языке и к непокорным животным, которые ослушаются своего хозяина. Поэтому неправильно называть всех джиннов шайтанами, по причине того, что среди джиннов есть и покорные Аллаху мусульмане. Так, Аллах говорит в Коране, приводя слова джиннов о самих себе:
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого» (72:11)
قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا
هْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا
«Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”»» (72:1-2)
Поэтому не всякий джинн является шайтаном, как и не всякий шайтан является джинном. На это нужно обращать внимание!
Как шайтан говорит с человеком?
Одним и самых больших и самых опасных врагов мусульманина является шайтан. Шайтаны – это невидимые нам создания Всевышнего. Целью их существования является совершение всевозможного зла. Несомненно одно – они не способны ни на что благое.
Шайтаны, как известно, сотворены из огня. Этот факт стал для иблиса (главного шайтана) основным аргументом для якобы своего превосходства над Адамом (мир ему). Те, кого мы называем шайтанами – это иблис и его потомство.
Когда Всевышний Аллах сотворил Адама и приказал всем совершить перед ним поклон, иблис отказался выполнить этот приказ, сославшись на то, что он сотворён из огня, а человек (Адам) – из глины.
С той поры шайтан стал главным врагом верующего человека, поэтому борьба с ним продолжается на протяжении всей истории человечества. В ходе этой борьбы шайтан прибегает к всевозможным хитростям и уловкам, чтобы сбить человека с истины.
Он ни в коем случае не покажет человеку истинные цели своих действий и никогда не скажет: «Я твой враг, я буду вводить тебя в заблуждение, и моя цель – привести тебя в Ад».
Наоборот, шайтан постоянно внушает человеку свои наущения, скрывая даже своё существование. Человек, не осознающий присутствие шайтана, считает его наущения собственными мыслями, рождающимися у него в голове.
В достоверных хадисах передаётся, что шайтан очень близок к человеку, более того, он может проходить по кровеносным сосудам человека и внушать ему дурные мысли, когда он пребывает в состоянии беспечности (гафлат).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الانسان مجْرى الدَّم
«Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека подобно крови». (Бухари, 3281; Муслим, 2175)
Однако, когда верующий поминает Всевышнего, шайтан отступает от него, а когда он в гафлате, шайтан очень близок к нему, более того, он передвигается внутри его тела, как кровь.
Действуя таким образом, шайтан изучает все привычки и желания человека и работает над тем, как украсить запретные желания для его ока. Шайтаны, так же, как и ангелы, могут знать, в чём человек сомневается и к чему он больше склоняется, к добру или злу. Учитывая всё это, он и внушает человеку свои наущения.
Кроме того, шайтан способен заставить человека поверить в правильность этих мыслей. И таким образом, человек, сам того не осознавая, полностью оказывается под контролем шайтана.
Однако этого врага, способного внушать наущения человеку, можно нейтрализовать, читая священный Коран и прося нашего Создателя, Который является и создателем и хозяином шайтана, предостеречь нас от него.
Если кто-то осознаёт, что стал целью наущений шайтана, ему следует неуклонно выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, так как наущения шайтана не производят никакого воздействия на того, кто поминает Аллаха.
Этот важный секрет Всевышний Аллах раскрывает в Коране:
وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ ۚ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُوا فَإِذَا هُمْ مُبْصِرُونَ
(смысл): «А если коснётся тебя, о Мухаммад, какое-нибудь наваждение (васвас) от шайтана, то обратись за защитой к Аллаху, ведь, поистине, Он – слышащий все твои речи, знающий все твои деяния». (сура Аль-А‘раф: 200)
Всевышний Аллах в этом аяте призывает не только Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но и всех нас прибегнуть к Его защите. Лучше всего делать это, произнеся известное выражение: «А‘узу би-Ллахи мина-ш-шайтани-р-раджим» (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана).
Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишён этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу би-Ллахи», обращается к Аллаху с просьбой о защите.
Он это делает, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие. Произносить «А‘узу би-Ллахи» необходимо в состоянии хузура (искренне и с присутствием сердца). Недостаточно просто произносить это устами, с отвлечённым сердцем.
Таким образом шайтан вредит нам, внушая свои наущения, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу би-Ллахи» в состоянии хузура, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей.
Указывая на то, как победить шайтана, шейх Саид-Афанди Аль-Чиркави в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» приводит следующую историю.
Некий талиб (студент) из Хорасана отправился в Ирак в поисках религиозных знаний. Там он обучался у разных учёных и выучил наизусть четыре тысячи хадисов. В конце учебы, когда он попросил у своего учителя разрешения вернуться домой, учитель спросил у него: «Научить тебя изречению, которое лучше для тебя, чем все заученные тобою хадисы?»
Ученик пожелал узнать это изречение, и учитель спросил его: «Обитает ли у вас там иблис?»
Ученик ответил утвердительно. Учитель спросил ещё: «Вселяет ли он в ваши сердца васвас?»
Опять получив утвердительный ответ, учитель спросил: «Что же вы с ним делаете?» – «Мы отгоняем от сердца шайтана, то есть васвас, который он вселил в наши сердца». «А если он вновь придет к вам?» – «Мы опять прогоним его».
Тогда учитель научил его: «Когда этот враг Аллаха вредит вам, вселяет васвас в ваши сердца, отвлекая вас от поклонения Аллаху, не старайтесь отогнать его, не увлекайтесь этим, а ведите себя так, словно находитесь рядом с чабаном, при котором злая овчарка.
Если кто-то станет самостоятельно защищаться от этой овчарки, будет отгонять её, не прибегая за помощью к чабану, что же из этого выйдет? Овчарка станет бросаться на него и не успокоится, пока его не искусает.
Таким образом, учитель учит ученика постоянно обращаться к Аллаху для защиты от шайтана, подобно человеку, который обратился к чабану за защитой от злой овчарки.
Да защитит Аллах нас, особенно наши сердца, уста и разум, от шайтана, как Он защитил Пророка Айюба (мир ему).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Шайтан
Шайтаны могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»). «Слово шайтан синонимично библейскому термину сатана».
Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочестивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам. По сей день они мешают людям совершать молитвы и учат людей колдовству и магии. Они заставляют человека забывать Аллаха и подбивают совершать греховные поступки под видом благочестивых. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека с пути, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.
Для того чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «А’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обречены на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).