Что означает слово русь
Что означает слово русь
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.
Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.
Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».
Что означает название «Русь»?
Россия, Русь, Древнерусское государство, Киевская Русь – привычные и родные нашему слуху названия. Но почему русских людей называют «русскими», откуда взялся термин «русь» и что он обозначал? Ученые не пришли к единому мнению до сих пор. Сегодня, дорогой читатель, мы изложим несколько наиболее любопытных, по мнению автора, версий с разной степенью доказательной базы, которые предлагают историки и лингвисты, отвечая на поставленный вопрос.
…Приходится констатировать, что происхождение имени «Русь» продолжает оставаться столь же загадочным, как и двести лет назад.
И. Н. Данилевский
Версия речная
Долгое время «классической» точкой зрения на происхождение термина «русь» считалась версия, связанная с названием реки Рось, и вообще то, что условно назовем «речной тематикой». Версия эта получила распространение еще в XIX веке. Был выдвинут тезис о том, что в праславянском языке реки назывались «руса». Вывод напрашивается красивый. Но это славянское слово сохранилось в языковой памяти только в русском языке в слове «русло». «Речная тематика» получила развитие в названиях топонимов – например, река Рось (правый приток Днепра) с впадающими в нее Роськой и Росавой. А поскольку восточные славяне селились вдоль рек, то пришедшие варяги так их и прозвали – «русь». В данном случае термин, служащий для обозначения этноса, со временем перерос в термин, обозначающий территорию (страну), где этот этнос проживал. Однако эта версия оказалась не вполне состоятельной (хотя некоторые продолжают придерживаться ее), поскольку лингвисты, указывая на особенности законов развития языка, утверждают, что переход звука «о» в звук «у» практически невозможен. Прибавим к этому и то, что летописцы XI–XIII веков включали в состав Русской земли, правда в узком смысле, вполне конкретные города. А в скандинавских источниках термин «русь» вообще не фигурирует.
Н.К. Рерих. «Заморские гости». 1901 г.
Версии иностранные
Михаил Ломоносов был убежден в истинности гипотезы, согласно которой термин «русь» эволюционировал из названий воинственных сарматских племен роксоланов и росомонов, а сами русы были их потомками. Также предпринимались попытки найти корни в крымских топонимах, которые остались от германских племен готов: Россотар, Рукуст и др. Проблема в том, что не только лингвисты не могут без натяжек связать эти названия с «русью», но и письменных исторических источников, которые могли бы подкрепить эту версию, нет. Аналогичная проблема обстоит с финно-угорским словом ruotsi (славяне проживали рядом с финно-уграми), этимологию которого лингвисты не могут убедительно объяснить.
Г.И. Семирадский. «Похороны знатного руса в Булгаре». 1883 г.
Существует любопытная версия, согласно которой участники походов, представлявшие собой скандинавские интернациональные объединения гребцов, именовали себя robs (некий жаргонизм). Вот славяне совместно с финно-уграми переименовали их на свой лад – «русь». Но и тут нет никаких крепких доказательств.
Версия социальная
Это относительно молодая и популярная версия. Ее сторонники не рассматривают понятие «русь» в качестве этнонима, но предлагают исходить из функции обозначения определенной социальной группы. В письменных источниках ясно проглядывается отличие «руси» от «людей». Если вспомнить понятие «полюдье» – процесс сбора дани/налога, – то получается, что «люди» – это те, с кого дань собирают, а «русь» – те, кто эту дань собирает. Любопытно, что в современном языке мы употребляем слово «человек» исключительно в единственном числе, а в качестве множественного используем слово «люди», хотя закономерно предположить, что логично говорить «человеки». Финно-угры долгое время применяли названия со словом «русь», чтобы обозначать народы, собиравшие с них дань, а также собственную знать. А среди самих финно-угров образовалась народность с названием ljudi («люди»).
Но и эта версия, при всех своих достоинствах, позволяющих согласовать большинство противоречий в ранних письменных источниках, имеет недочеты, а именно она не объясняет, почему в некоторых текстах «русь» стоит в одном ряду с другими словами, обозначающими названия этносов.
В заключение добавим, что если историки так и не смогут прийти к единому мнению о происхождении термина «русь», то это никак не скажется на нашей любви к Отечеству.
Русь (Русская земля) – название государственно-политического образования восточных славян IX – XIII в. создавших древнерусское государство. Тогда, понятие «Русь» относилось не столько к названию целого народа, сколько к обозначению территорий — земель и княжеств. Термин «Русь» прочно закрепился за северо-восточными территориями бывшего древнерусского государства и стал основой понятия «русские». Уже в начале 12 в. под термином «Русская земля» понимались все славянские племена, населявшие Восточную Европу.
По данным 11-12 вв., в состав Русской земли, кроме крупных городов Киев, Чернигов и Переяславль, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были исконные племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, сюда входили некоторые земли уличей и вятичей.
В начале 13 в. название Русь, Русская земля стали применяться к северо-восточным землям Древнерусского государства: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-татарского завоевания 1237-41 термин «Русь» закрепился за этой территорией, хотя в памятниках 13-14 вв. он встречается со значением более широким, имеющим в виду все земли, населённые восточными славянами. Уже в 13 веке и позднее, когда связь между различными территориями Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь.
Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».
Знаменитый русский историк XIX века Д. И. Иловайский писал: «Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге». От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.
Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Таким образом, Ф.Кнауэр считает, что «. имя народа Русь чисто славяно-русского происхождения» и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.
…и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ
людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа
Исход 18:25
Русь (древнерус. Роусь) — историческое название земель Киевской Руси, с XII века, имя переходит и на удельные княжества, с XVI—XVII вв. этноним Русь употребляется в форме Рос(с)ия, позже этот термин становится официальным.
В сер. XVI в. появляется термин «Святая Русь», возникновение которого связывают с возвышением Московского княжества, что соответственно потребовало религиозно-философского осмысления, старец псковского монастыря Филофей в письме московскому князю Василию III обосновал это явление следующим образом:
«два убо Рима падоша (Рим и Константинополь), а третий стоитъ (Москва), а четвертому не быти. … да в;сть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския в;ры снидошася въ твое ЕДИНО царство: ЕДИНЪ ты во всей поднебесной христианом царь».
Таким образом, в представлениях деятелей того времени сформировался программный лозунг развития Московской Руси, в лексике отмечен постепенный переход от термина Русь (ограниченная территория) к термину РОССИЯ («единая в поднебесной» по Филофею). А как же иначе, Бог – един (ивр. АДОНАЙ), следовательно, и наместник его на земле ЦАРЬ, тоже должен быть АДОНом (хозяином, властелином), иудаизм – религия ЕДИНСТВА?
Справочник «Русский язык XI-XVII вв.», Академия Наук. М., 1997.
Всея РОСИА царь и великий князь (об Иване IV), Сильв. Послан., 1553.
РОССИЯ (РОСИЯ), термин, очевидно, делится на два корня – РОСС + ИЯ (некоторые думают, что это окончание) = ивр. И, ИА краткое написание имени Бога в текстах, Господь; Россия – это ведь страна Бога, Русь Святая (кто-то полагает иначе?), мы определились с одним термином – нам осталось узнать СМЫСЛ понятия РОСС.
2) Ирма Хайнман «Еврейская диаспора и Русь», Иерусалим, 1983
Автор на основании изучения арабских, еврейских и византийских источников и трактовок понятий на основе иврита, приходит к выводу, что «Русь» являлась крупной торгово-военной и религиозной организацией объединения еврейских купцов «Радания», которая осуществляло торговые операции в бассейнах Средиземного, Черного и Каспийского морей. Эта «корпорация» средневековья имела сухопутные маршруты, с запада на восток через Прагу и Киев, к IX в. «Русью» были освоены торговые пути по Днепру и Волге с выходом в Балтийское море и Скандинавию; Ибн Хордадбек зафиксировал существование в IX в. международной организации еврейских купцов «Радания».
Используя различные источники, И. Хайнман проводит анализ имени «РОС», она считает, что свидетельства арабского историка Ибн–Руста (X) можно считать обобщенными сведениями о «Руси» и позволяют локализовать это торговое сообщество в IX-X вв. на Таманском полуострове.
— Живут на острове, окружность острова 3 дня пути, остров окружен озером (Азовское море называли – озеро Меотида).
— Остров покрыт лесом и болотами, нездоров и сыр.
Дельта р. Кубань до сих пор представляет 180 км полосу, сплошь покрытую озерами и болотами; стоит наступить ногой на землю, и она трясётся, по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Этот признак характерен для региона и в наше время, на реке Кубань, Таманском и Керченском полуострове – грязевые вулканы, они извергают грязевые массы, особенно много Г. В. в дельте рек (БСЭ., т. 7, с. 418.);
— Имеют царя (каган Русь); набеги на славян совершают на кораблях, торгуют людьми, которых продают хазарам и болгарам.
КОХЕН (КОГЕН), КОГАНИ ;;;;;; священник (высокая должность, пост, сан); мы знаем, что титул «каган» связан с выполнением в первую очередь сакральных обязанностей (кн. Владимир именовался каганом).
— Пашен не имеют, имущества (недвижимости) не имеют; промысел единственный – торговля соболями и мехами; чистоплотны, добры к приезжим, вооружены сулейманскими мечами, набеги и битвы совершают на кораблях, лошадьми не пользуются (та же специализация и в Киевской Руси).
И. Хайнман считает, что религиозный состав крымских торговых диаспор был пестрым: одни состояли в иудеях, часть была эллинизированна, существовало также много сект: караимы (VIII в.), самаритяне и другие. Еврейские общины являлись очагами распространения христианства, они составляли ядро сформировавшейся в Северном Причерноморье в VI-VII вв. военно-торговой организации «Русь», которая позже распространила свое влияние на всю Восточно-Европейскую долину, и сыграли решающую роль при формировании Киевской Руси.
Итак, израильский историк И. Хайнман определила регион базирования Черноморской Руси – Крым и Таманский полуостров (также место дислокации болгар), указала на торговые связи «Руси» с болгарами, и что особенно важно она использовала для объяснения общественных явлений древнееврейский язык – иврит.
Происхождение имя «Русь» И. Хайнман связывает с ивр. РАША злодей, так называли евреев отвергавших иудаизм в пользу язычества.
С точки зрения философии любое явление содержащее ЗЛО, носителем которого являются материальные объекты, в первую очередь люди, влечет за собой наступление ХАОСА и беспорядка в мире, что приводит в конечном итоге к разрушению самого субъекта действия – НОСИТЕЛЯ ЗЛА. Выводы мудрецов Талмуда и философская трактовка явления ЗЛА – совпадают, очевиден факт заимствования идей иудаизма.
3) Этимология иврита и образы иудаизма
а) Иврит
Итак, Русь на Днепре НЕ РАСПАЛАСЬ, следовательно, термин не может быть «ЗЛОДЕЙСКИМ», содержать в себе понятие «ЗЛА», наоборот он должен быть – ОРГАНИЗУЩИМ и СОЗИДАТЕЛЬНЫМ, указывать на новое социальное иудеохристианское ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ.
Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».
РУСЬ, РОССЫ = ивр. РОШ руководить, глава, голова, вершина, князь, начальник, правитель, вождь, первый, высший.
РОСС+ИЯ = РОШ (правитель) + ИА (Бог) = правитель осуществляющий управление территорией на основе доктрины иудеохристианства (правитель по воле Бога, от Бога); собственно РУСКАЯ ИДЕЯ – МОНАРХИЯ + БОГ (православие), позже прибавили НАРОД.
Так как в международных языках того времени (греческом и латинском) не было буквы «Ш», в международном праве и дипломатии (документах) соответственно оформилось имя – РОС, РОСС; при транслитерации с иврита на другие языки буква иврита ШИН, СИН (Ш-С) передавалась через сдвоенное «СС» или «С».
На территории Киевской Руси за классом администраторов закрепилось имя – РОСЫ, РОССЫ; при появлении городов и концентрации населения (водный путь «из варяг в греки» способствовал централизации, усвоению единой идеологии и терминологии), имя перешло на формирующуюся народность – Русь.
б) Образ РОШ в книгах Библии
Исход 6:25: «Вот НАЧАЛЬНИКИ (РОШ) поколений левитских, по семействам их».
Исход 18:25: «и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа».
Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».
Второзаконье 29:10: «Все вы сегодня стоите пред лицеем Господа Бога вашего, начальники (РОШ) колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне».
3 Цар. 8:1: «Тогда созвал Соломон старейшин Изралиевых и всех начальников (РОШ) колен»; и т.д.
Таким образом, проведя исследования терминов Русь и Россия, мы выявили ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ код (смысл), философско-идеологическое значение этих терминов.
Русь – региональное военно-торговое объединение на Днепре, организованное Хазарским каганатом и еврейскими общинами Крыма и Тамани (филиал, колено Руси Крымской), как пограничная и перевалочная зона (пункт) в общей торговой системе Европа – Азия, около 840 года. Первоначально, ПРАВИТЕЛЕЙ (РОШ) очевидно назначал хазарский каган (иудаизм и иврит), при Святославе Игоревиче, в связи с распадом Хазарского каганата (экологическая катастрофа, наводнение?) территория Поднепровья в 969 г. выделилась в самостоятельное княжество.
Терминология иврита и образы иудаизма «ВЫПИРАЮТ» из русского языка настолько очевидно, что оставить это явление без объяснения – невозможно; неизвестный автор в анонимном сборнике «Еврейские мелодии», очень тонко подметил «КРАМОЛЬНУЮ» проблему:
«Нам осмыслить народов призвание
помогает имен их звучание.
Каковое порой сообщает явно больше, чем кто-то желает.
Имена, имена, имена,
вам завидная доля дана:
ведь как часто по виду имен
узнаём мы, кто с чем сопряжен». …
«Ядовитей, чем стрелы слова;
ведь жидовским же Рош – «Голова»
нарекалась Росс-ия сама …».