Что означает слово путана

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Когда-то, в далекие студенческие годы, бегали и мы на дневные сеансы (билеты были дешевле), чтобы посмотреть новый фильм. Конечно же, посмотрели лирическую комедию незабвенного Эльдара Рязанова «Девушка без адреса».

Это было в 1957 году.

Чего один Зраст Гарин, сыгравший роль дедули этой девушки, стоит! Талант! (кадр из фильма, взят в Интернете).

Этому герою (вахтеру из райсовета), учинившему допрос с пристрастием внучке, и принадлежит крылатое выражение:

«Ты что, в постановках играла? В самодеятельной художественности

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Это новое слово в русском языке: оно появилось в 90-е годы века прошлого (где-то даже упоминается конкретный 1997 год, но, думаю, это случилось чуть раньше) в связи с тем, что наряду с привычными женщинам Страны Советов блеклыми журналами «Работница» и «Крестьянка» и чуть более красочным, так как шёл и в зарубежные страны, журналом «Советская женщина», прославляющими женщину-труженицу, стали издаваться журналы яркие, красочные, затрагивающие самые разные жизненные темы, остававшиеся за рамками журнальных публикаций советского периода, наполненные светскими сплетнями и фотографиями известных людей, в чью личную жизнь почему-то многим хотелось заглянуть хотя бы сквозь щёлку, и ни слова не писавшие о героинях производства – как промышленного, так и сельскохозяйственного. Такие журналы стали называться глянцевыми, гламурными, и эти прилагательные вместе с существительным ГЛАМУР прочно вошли в наш лексикон уже в веке нынешнем.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Гламур – лексема иноязычная. В английском языке это слово – glamour – многозначное, поэтому в разных словарях языка русского мы видим разные его переводы:

Все эти переводы, а также существительные ГЛЯНЕЦ, ИЗЫСК стали синонимами лексемы ГЛАМУР.

Происхождение этой лексемы объясняется в Словаре иностранных слов, согласно которому английское glamour восходит к французскому glamour, где имеет те же самые значения, что и в заимствовавшем эту лексему английском, а так как в большинстве словарей при толковании данной словарной единицы идёт ссылка на слово английское, то в наш язык оно пришло именно из английского языка.

Толковать словарные единицы можно с помощью синонимов, их я уже назвала немало, а можно и описательно. Тот же словарь иностранных слов даёт такое определение:

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Большой толковый в качестве основного даёт явно негативное толкование и добавляет к нему более нейтральное, пока не выделяя цифрами 2 значения:

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

ГЛАМУРОМ называют также современную молодёжную субкультуру, связанную с окружением себя дорогими вещами, роскошью, постоянными походами по магазинам, которые называются не иначе как шопингом, посещением дорогих ресторанов, ночных клубов и пр.

Википедия так объясняет происхождение данной лексемы:

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

В любом случае ГЛАМУР нынче связан с «работой на публику», с демонстрацией собственного материального благополучия, престижа.

Очень быстро лексема ГЛАМУР обзавелась в русском языке словами-родственниками: гламурный, гламурность, гламурно и жеманным гламурненько. Появился даже глагол гламурничать и его особые формы: гламурничающий, гламурничавший, гламурничая, которые уже есть в Интернете, но пока отсутствуют в словарях.

Источник

Женщина, которая любит секс: почему слово «шлюха» не должно быть ругательством

Я уехала из России в 15 лет. Сначала была английская глубинка, потом Нью-Йорк и Сингапур, и вот уже почти три года я живу в Берлине. Но только здесь я осознала, до какой степени я зажата. Мое понимание человеческой сексуальности и интимности было очень ограниченным.

Берлин и его жители сильно повлияли на мою сексуальность: ну в каком городе еще можно настолько свободно жить и экспериментировать, как здесь? На нескольких первых вечеринках я чувствовала себя как под колпаком, будто я инопланетянин на празднике жизни.

Голые женщины танцевали под техно, как будто завтра не существует; в углу группа геев устроила групповушку; кто-то целовался на полу прямо рядом со мной — и среди них я, белая пушистая забитая зайчишка, которая даже не знает, что она любит и не любит в сексе, и борется с проблемным отношением к своему телу.

Как-то грустно и неполноценно чувствуешь себя в такие моменты. Поэтому я решила изучать свою сексуальность. Это стало моей «новогодней резолюцией» 2018 года — и началом моего блогерства.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Пока мы в Берлине изучаем свои тела и потребности, наслаждаемся жизнью, собой и друг другом, в России всё еще спорят, сколько сексуальных партнеров может позволить себе женщина, чтобы не «испортиться».

Я уже не помню, когда в последний раз использовала слово «шлюха» в качестве оскорбления — как способ унизить другую женщину и показать мое превосходство. Но я прекрасно помню, что это слово было в ходу в моей школьной компании, причем девчонки использовали его чуть ли не чаще, чем ребята. А одна из поездок классе в седьмом так вообще закончилась ссорой с моей лучшей подругой: она назвала меня шлюхой, я оскорбилась и мы не разговаривали пару недель.

С той поездки прошло больше десяти лет, и мое отношение к слову «шлюха» изменилось довольно сильно — я даже раздумывала, не набить ли мне его как татуировку. Сейчас, если я и произношу слово «шлюха», то в исключительно положительном смысле.

Моя единственная цель — донести до читателей, что можно и нужно мыслить критически и переосмыслять установки, которые мы впитали с молоком матери и передачами Дмитрия Нагиева.

«Плейбой» и «шкура»: как язык поляризует общество

Человечество испокон веков использует язык как способ отделить «их» от «нас». Когда дело касается различных проявлений сексуальности, именно язык поляризует общество: миром правят гетеросексуальные мужчины, для них есть слово «нормальные». Все остальные — «другие», эдакие сексуальные изгои.

После публикации классического феминистского труда «Второй пол» Симоны де Бовуар прошло семьдесят лет, но женщины по-прежнему считаются «другими». Общество оценивает их исключительно по критериям, созданным мужчинами.

Добродетели мужчин часто рассматриваются как универсальные: слово «мужественность» употребляют как синоним храбрости и стойкости — то есть для обозначения универсальных человеческих достоинств. Слово «женственность» означает только феминность, а достоинством является исключительно женским и исключительно в классическом значении «приятная для мужчины женщина».

«Женские» добродетели по-прежнему связаны с устаревшими моральными кодексами: «скромная», «порядочная», «негулящая» — все эти эпитеты в основном описывают сексуальное поведение, как будто это основной показатель ценности женщины как личности.

Посмотрим, какие качества сексуальности считаются достоинствами мужчин и женщин.

У мужчины сексуальное мастерство и множественные «победы» на этом поле боя зачастую рассматриваются как маркеры мужественности и успешности. Популярные прозвища для сексуально активных мужчин боготворят их поведение: «плейбой», «казанова», «любитель женщин» — всё это комплименты, не просто оправдывающие, но и поощряющие поведение мужчины. Они синонимичны подтверждению статуса «настоящего мужика» и прочим одобряющим социальным поглаживаниям эго.

Женщине разрешено покорять сердца — но не дай бог ей прославиться победами в постели. Если ее описывают как умелую любовницу, она почти «вне закона».

Женское высокое либидо и наличие одновременно нескольких сексуальных партнеров скорее вызовет оценку «беспорядочность», чем восхищение и зависть.

Какими словами называют сексуально активных женщин? «Шлюха», «шкура», «потаскуха» и менее заряженным, но всё равно далеко не позитивным медикализирующим и стигматизирующим «нимфоманка». Такие слова сразу же указывают или на моральный облик женщины и ее нравственность, или на серьезную болезнь, ненормальность. Их используют далеко не для возвышения женской личности, как в случае с мужчинами.

Не странно ли, что для социального одобрения женской сексуальной раскрепощенности вообще нет слов?

Получается, активная сексуальность мужчин — это не только приемлемо, но и поощряемо, но женщин по-прежнему критикуют за самые разные проявления сексуальности. Особенно чувствительной точкой оказываются взаимоотношения с мужчинами: например, если у женщины есть несколько партнеров, ее скорее осудят, чем такого же мужчину; а когда мужчина изменяет постоянной партнерше в моногамных отношениях, виновата будет тоже женщина, потому что «недодала».

В игре с такими правилами женщины просто не могут победить!

«Шлюха»: слово-наказание для непослушных женщин

Около 10 лет назад на Западе появился термин «слатшейминг»: от английского slut («шлюха») + shaming («стыдить»). В русском языке нет отдельного термина или подходящего перевода, но зато есть контекст для его использования и социальный запрос от женщин — поэтому пару лет назад слово «слатшейминг» плотно вошло и в русский язык.

Слатшеймингом называют преднамеренную агрессию по отношению к женщине, которая должна смутить, унизить, запугать или пристыдить ее. Чаще всего — за действия, поведение, образ жизни, мысли, фантазии и одежду, которые являются свободным проявлением женской свободы и/или сексуальности, но идут вразрез с патриархальными нормами общества.

Необязательно даже совершать какие-то действия сексуального характера — женщин слатшеймят просто за открытое выражение своей сексуальной идентичности.

Впрочем, клеймо «шлюха» можно получить за всё что угодно:

В подростковых компаниях «наказывать» этим статусом могут как девочек с рано проснувшейся сексуальностью, так и слишком независимых, дерзких девушек.

Как ни парадоксально, неприступных для мальчишеских ухаживаний школьниц одноклассники тоже могут дразнить «шлюхой» — ведь это так здорово ударяет по самооценке и «сбивает спесь»!

Во всех этих ситуациях есть простая логика: словом «шлюха» очерчиваются рамки традиционной роли женщины в патриархальном обществе — и выход за них наказуем.

Но почему мы так боимся этого слова?

Не просто обзывательство, а разрешение на насилие

Слатшейминг может казаться исключительно сиюминутной речевой агрессией. Но язык имеет большую силу: слатшейминг навязывает определенную оценку личности женщины и претендует на исчерпывающее описание ее как человека.

Превалирующая властвующая группа, в данном случае патриархальное и сексистское общество, использует слатшейминг, чтобы вернуть всё на привычные ей места.

Это способ заявить, что у женщины нет тех прав, что есть у мужчины, — права на сексуальную свободу и самостоятельное распоряжение своим телом.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Таким образом, когда женщину называют шлюхой (а тем более, когда это заклинание произносится коллективно той группой, к которой она принадлежит, неважно, школьный класс это или твиттер-тусовка), то сила общественного консенсуса «забирает» у нее моральное право на автономию тела.

Кроме того, вся сложность ее человеческой личности сводится к плоскому образу — она становится объектом.

Статус «шлюха» дает сигнал социальной группе, что теперь женщина лишена права на собственное тело: она вела себя плохо — и теперь ее телом может распоряжаться каждый. Эта установка может проявляться в одних обществах как буквальное благословение на побивание камнями, в других — на демонстрацию неуважения к личности.

Поэтому слатшейминг — это не просто обзывательство. Это методичный и целенаправленный способ лишения прав и фактически подстрекательство к агрессии, в том числе физической, по отношению к человеку. После того как женщина получила клеймо шлюхи, ее может быть незазорно оскорблять или даже избить.

Ну и конечно, считается, что проститутку «невозможно» изнасиловать, потому что ей отказано в границах и возможности сказать «нет».

По сути, именно это подразумевается в знаменитом «сама виновата»: если женщина проявляет сексуальность, она становится объектом, а не личностью, поэтому ее границ нельзя нарушить, их просто нет.

Что значит переосмыслить слово «шлюха»

Язык — это живой и подвижный конструкт, который развивается и меняется вместе с общественной мыслью. Никто не может закрепить значение слова навсегда. В России этот эффект заметен в общественных дискуссиях о феминитивах, на Западе же меняются коннотации слова «шлюха».

Читайте также:

Оно переживает перерождение во многом благодаря активисткам и современной фемповестке, одна из основных задач которой — вернуть женщинам право на их тела и сексуальность.

Осознание собственной телесности и сексуальности, а также их использование в своих собственных интересах — активная позиция западной женщины. Она манифестирует себя через сексуальность именно как активный субъект, как человек познающий и действующий. Таким образом, женщина перестает быть пассивным членом общества: она становится активным его участником со своими требованиями и нуждами — в том числе сексуальными.

Это уже не первый раз, когда угнетенное меньшинство возвращает свою автономию посредством языка. Например, в гей-комьюнити похожая ситуация происходит со словом «педик» (faggot), которое раньше считалось ругательством. На данный момент, конечно, нет однозначного ответа, можно ли его использовать, но дискурс существует, а дискуссия продолжается. Здесь же можно вспомнить и о n-word в черном комьюнити, которое на данный момент принадлежит эксклюзивно темнокожим людям, а белый человек, использующий это слово, будет сразу освистан и пристыжен.

Читайте также:

Нетрудно заметить, что во всех трех примерах речь идет об угнетаемых группах — по признаку гендера, ориентации и расы. «Шлюха», «педик» и n-word были введены в обиход доминирующей группой (мужчинами, гетеросексуалами, белыми), чтобы подорвать доверие к людям, выходящим за рамки норм сексистского, гетеронормативного и белого мира, — и дегуманизировать их.

Как женщины присваивают себе слово «шлюха»

Феминистки третьей волны начали кропотливую работу по переосмыслению слова «шлюха», но в начале 1990-х это были единичные и довольно маргинальные случаи. А сейчас, на гребне четвертой волны феминизма, прецеденты в поп-культуре стали встречаться чаще, да и публика созрела. Например, Бейонсе со своей women-empowerment-повесткой не могла бы собирать стадионы по всему миру, если бы не панк-группы начала 1990-х.

Музыка. В начале 1990-х фронтвумен Bikini Kill и знаковая икона Riot Grrrl Кэтлин Ханна выступала с написанным помадой на животе словом «шлюха». Таким образом артистка заявила о своей нетерпимости к тому, что женщин унижают за проявление их сексуальности, и в том числе заявила о пережитом опыте изнасилования и харассмента. Вообще, Кэтлин Ханна сделала очень много для фемдвижения и одной из первых среди публичных персон начала работу по переосмыслению слова «шлюха».

Bikini Kill поют строчки: Feminist! Dyke! Whore! I’m so pretty…

Когда слово «шлюха» выносится в название вместе с таким философским прилагательным, как «этичная», это привлекает внимание и заставляет взглянуть на слово «шлюха» под другим углом.

Активизм. Если выбирать из всех активисток, которые продвигают свои мысли через интернет, то я совершенно точно остановлю свой выбор на прекрасной датчанке, которую можно найти в инстаграме под ником @Scandinaviandreamgurl.

После изнасилования Амели начала активно бороться за права женщин на сексуальность и саморепрезентацию без оглядки на архаичные патриархальные правила. Начиналось всё с блога в инстаграме, а сейчас она активно лоббирует закон о насилии в датском парламенте.

На самом деле таких прецедентов в поп-культуре намного больше, но моей задачей было только показать, что и переосмысление слова, и активная политическая позиция могут существовать совершенно в разных ипостасях.

К сожалению, всё это примеры с «загнивающего Запада». Просто потому, что там гендерное право несколько лучше развито, чем в странах СНГ. Но и на постсоветском пространстве видны подвижки к прогрессу. Даже не очень однозначно нашумевшая (и печальная) история Дианы Шурыгиной подтверждает это движение.

Чем это отличается от объективизации

И все-таки что на Западе, что в России для большинства людей слово «шлюха» до сих пор значит «грязная женщина, которая заслуживает, чтобы ее стыдили и нападали на нее». Медийное пространство пропитано представлениями о том, какой должна быть «настоящая» женщина, и единственное, что молодые девушки знают о «шлюхе», так это то, что они хотят быть ею в последнюю очередь.

Статус шлюхи — это, пожалуй, всё еще самое страшное, что может случиться с женской репутацией.

Так какого же черта тогда существуют целые общественные движения, которые используют слово «шлюха», пытаясь дать ему вторую жизнь, лишенную стигмы и стыда, наполненную гордостью и самосознанием? Почему даже моей скромной персоне пришла в голову идея набить татуировку «Шлюха»? Почему, когда мой партнер говорит мне, что я та еще шлюшка, это меня не оскорбляет — наоборот, моя самооценка растет от этого?

Всё дело, как обычно, во власти: у кого она есть и как ее используют. Сейчас слово «шлюха» изымается из активного словаря «мужчины-моралфага», который использует его, что оскорбить или лишить авторитета какую-либо женщину, и перекочевывает в активный словарь самих женщин, которые громко говорят о своей сексуальности и не стыдятся ее.

Благодаря этому власть перераспределяется: слово лишается своей негативной коннотации и силы, потому что перестает эксклюзивно принадлежать опрессорам и начинает использоваться угнетенной группой людей по отношению к самим себе.

Вот пример двух всем знакомых медийных фигур: Бейонсе в наши дни и Бритни Спирс образца ранних 2000-х.

У певиц больше сходств, нежели различий: конвенционально красивая внешность, сексуализированный образ, эротические танцы и откровенные наряды. Но при этом образ юной Бритни Спирс и торговля ее медийной «невинностью» — вечный памятник эксплуатации женской сексуальности. А Бейонсе воспринимается через призму наделения женщин силой и возможностями. Почему?

Секси-образ Бритни составлялся посредством и для «мужского взгляда», тогда как Бейонсе использует свою сексуальность для продвижения неудобных мужчинам идей, таких как, например, равноправие и свобода самовыражения, в том числе сексуального.

В сознании большинства слово «шлюха» до сих пор обладает силой контролировать сексуальность женщин и наказывать их. Но мы можем взять это слово и переосмыслить его, подарить ему новое прочтение.

Дело не просто в том, чтобы вернуть это слово в активный словарь, а в том, чтобы использовать его осознанно — как инструмент политической борьбы, с целью обезоружить его карательный смысл.

Чтобы это сделать, нужно перестать использовать это слово как ругательство, не поддаваться на провокации людей, которые втягивают вас в публичную травлю с помощью слова «шлюха», и научиться произносить его с искренним восхищением.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Общество так лицемерно: оно хочет меня сексуализировать, чтобы я была похожа на Бритни Спирс, но в как только я беру свою сексуальность в свои руки и осознанно использую ее ради своего удовольствия, желая быть похожей на Бейонсе, то же общество критикует, унижает и обесценивает меня.

Источник

Значение слова «путано»

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

ПУ́ТАНО. Нареч. к путаный (в 1 и 2 знач.). Первым подозвал [штабс-капитан] к столу Ковальского. Тот подошел нерешительно, путано отвечал, делая вид, что не понимает, чего от него хотят. Трифонов, Нетерпение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пу́тано

1. разг. будучи беспорядочно перевитым, переплетенным; спутанно

2. перен. разг. петляя (о дороге, улице, следах и т.п.)

3. перен. разг. замысловато, затейливо (о шрифте, почерке и т.п.)

4. перен. разг. так, что трудно разобраться, понять; не ясно

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путанаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ксенофоб (существительное):

Синонимы к слову «путано&raquo

Предложения со словом «путано&raquo

Цитаты из русской классики со словом «путано»

Понятия, связанные со словом «путано»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «путано&raquo

Социал-демократы дрогнули, не выдержав бескомпромиссности и напора г-жи президента, и стали путано объяснять, что референдум носил совещательный характер и ничего ещё окончательно не решено.

Раненые говорили путано, неясно, боясь открыть нижегородцам всю правду.

О самом себе он рассказывал сбивчиво и несколько путано. Он – немец, но с гитлеровским режимом порвал, сейчас гражданин одного из южноевропейских государств.

Источник

Это такая женщина, которая делает вид, что она любит, и получает за это деньги. Есть люди, которые не умеют любить и не знают, как сделать, чтобы их любили. Когда кто-то из них чувствует, что одиночество становится для него невыносимым, он отправляется к проститутке, чтобы она сделала вид, что любит его, после чего он дает ей деньги и уходит по-прежнему один.

Подобные ответы заставляют ребенка размышлять и не создают в его сознании запретных зон, тайна которых не дает ему покоя.

Разбивайте проблемы на простые элементы, чтобы ребенку было легче их понять.

Побуждайте малыша давать полные ответы. Не удовлетворяйтесь ответами односложными. Пусть ребенок повторяет новые слова, которые он слышит от вас, и объясняет вам их значение.

Делайте явные ошибки. Чтобы малыш лучше усвоил новые понятия, употребите их сначала правильно, а затем неправильно; если он не заметил ошибку, обратите на это его внимание. Например: «Человек очень скуп: он отдал нищему все деньги, которые были у него в кошельке!» Ребенок счастлив, реагируя на такое явное противоречие. Кроме того, подобные упражнения способствуют обогащению словарного запаса и развитию логики.

Ребенок должен понять свои ошибки. Когда малыш говорит что-либо неправильно, не ограничивайтесь простой констатацией его ошибки. Объясните, что привело к ней. Понять свои ошибки — наилучшее постижение логики.

Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, впрочем, как и вашу радость от того, что вы узнали что-то новое. Если он расспрашивает вас о каком-либо историческом персонаже или мифологическом герое, о котором вы ничего не слышали, скажите: «Ой, я этого не знаю! Давай посмотрим в словаре». Ищите ответ вместе с ним. Покажите ребенку, как вы ищете, потом быстро прочтите статью про себя и расскажите ему самое интересное. Если вы не находите в словаре нужного имени, объясните это малышу и скажите, что придется спросить такого-то человека или посмотреть там-то и там-то.

Оставляйте ребенку свободное время, чтобы он мог поразмышлять и привести в порядок свои новые знания.

Исчерпывающие ответы. Разговаривая с ребенком, просите его ответить на поставленный вопрос исчерпывающим образом. Например:

Чем корова отличается от курицы?

Корова покрыта шерстью, она дает молоко, у нее есть рога, четыре ноги…

Курица покрыта перьями, она несет яйца, у нее есть крылья, две ноги…

Продолжите этот список, пока все различия не будут исчерпаны.

Упражнения в логике

Для начала познакомьте ребенка с признаками и характеристиками предметов, которыми он сможет потом оперировать по правилам логики.

Цвета и геометрические формы (см. главу «Первый год жизни»).

Пять чувств. Малыш должен осознать разницу между понятиями «видеть», «слышать», «осязать», «обонять» и «воспринимать на вкус». Выберите несколько разных предметов и попросите ребенка определить с помощью пяти органов чувств, чем они отличаются.

Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т. д. Что касается понятия «слева» и «справа», выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря «справа», сожмите его правую руку или ногу; произнося «слева», дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Позже, если ребенок будет заниматься гимнастикой или танцами, завяжите ему ленточку на правой щиколотке и правом запястье. Когда он хорошо запомнит, с какой стороны находится левая, а с какой — правая сторона его тела, покажите ему, что, когда вы стоите напротив него, ваша левая сторона находится против его правой. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т. д.

N.B.Упражнения, описанные ниже, предназначены для детей в возрасте от двух до шести лет. Вы сами должны выбрать момент, когда приступить к ним. Все зависит от уровня развития вашего ребенка.

Объединение двух или нескольких признаков предметов. Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур (каждой по пять) пяти различных цветов и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т. д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место.

Антонимы. Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам. Вот небольшой перечень таких слов, который поможет вам:

Медленный, как… (кто, что) быстрый, как…

сухой, как… мокрый, как…

Существует противопоставление, которое следует выделить особо: естественный и искусственный. Пусть малыш отметит, что именно вокруг него естественное, природное, а что сделано руками человека.

Для него нужен…? Спросите у ребенка, например, «для чего нужен рот?» Возможные ответы: «Для того, чтобы есть, пить, говорить, смеяться, улыбаться, кусать».

Или: «Что делает птица, автомобиль, кран?»

Родственные связи (на примере вашей семьи). Объясните малышу термины родства. Задавайте ему при этом шуточные вопросы: «Кто твой дядя. А кто брат твоего отца. Конечно! Это один и тот же человек!» Затем предложите ему обнаружить те же связи в знакомых семьях или среди героев книги.

Календарь. Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив. [32] Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, поднимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т. д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев. [33]

Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к означенному знакомству).

Последовательность названий или цифр. Ребенок легко выучивает любой ряд следующих друг за другом названий, букв или цифр. Но ему трудно найти в нем место для какого-нибудь одного его элемента. Чтобы помочь малышу в этом, вырежьте карточки из картона и напишите на каждой одну цифру (от 0 до 10) или день недели, или месяц, или букву. Научите ребенка расставлять карточки в нужном порядке и отвечать, между какими двумя членами ряда находится та или иная цифра, буква и т. д. Когда он будет хорошо справляться с этим, имея весь ряд перед глазами, спрячьте карточки и предложите малышу ответить на те же вопросы по памяти. (Вы, конечно, должны показывать ему карточки в тех случаях, когда он затрудняется с ответом.)

Название классов понятий, объединенных общим признаком. Есть два типа упражнений.

Первое упражнение:вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом:

Кукла, мячик, кубики — ИГРУШКИ

Желтый, оранжевый, фиолетовый — ЦВЕТА

Камилла, Жюли, Пьери — ИМЕНА

Стул, шкаф, стол — МЕБЕЛЬ

Молоко, вода, кофе — НАПИТКИ

Апельсин, яблоко, банан — ФРУКТЫ

Рубашка, брюки, шорты — ОДЕЖДА

Молоток, отвертка, пила — ИНСТРУМЕНТЫ

Второе упражнение: вы называете пять слов, четыре из которых принадлежат к одному классу понятий, а пятое — к другому. Спросите у ребенка, какое слово здесь лишнее и почему:

Кошка, собака, голубь, лошадь, корова — голубь

Груша, яблоко, тюльпан, клубника, вишня — тюльпан

Лимонад, бутерброд, чай, молоко, вода — бутерброд

Анри, Пьер, Поль, Жан, Селина — Селина

Розовый, зеленый, синий, машина, желтый — машина

Кукла, кровать, шкаф, стол, кресло — кукла

Если ребенок не может справиться с заданием, помогите ему и объясните, почему именно этот ответ правильный. С самыми маленькими лучше начать с картинок.

Логическое формулирование. Чтобы помочь ребенку научиться логически мыслить, поиграйте с ним в такую игру:

Что делают коровы? — Они едят.

Слова, выражающие отношения: «больше чем», «меньше чем», «столько же, сколько» составляют базу любого сравнения. Вводите их применительно к словам, обозначающим количество, длину, толщину, высоту, вес, и вообще ко всем словам, обозначающим размеры предметов. «Что больше, а что меньше?»; «Где меньше кубиков, чем…?»; «Кто такого же роста, как…?»

Поиск недостающего предмета. Три различных предмета (ложка, карандаш, стакан) расставьте или разложите перед ребенком. Попросите его закрыть глаза, уберите один из предметов и спросите малыша, чего не хватает. Постепенно увеличивайте число предметов.

Копирование и повторение форм. Спички разложите так, чтобы они образовали какую-нибудь геометрическую фигуру или несложный рисунок. Попросите ребенка скопировать то, что вы сделали. Когда это начнет у него легко получаться, дайте малышу посмотреть на выложенные вами фигуры, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти. Увеличивайте число спичек, усложняя фигуры.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путанаЧто означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Другой вариант. Нарисуйте домик, не перегружая рисунок подробностями. Пусть он будет как можно проще, например, на первом этаже — дверь справа и окно слева, на втором — два окна. Ребенок должен повторить рисунок, ничего не забыв. Эта игра возможна на основе любого простого рисунка. Чтобы малыш мог воспроизвести его по памяти, сначала дайте ему скопировать ваш рисунок, а затем уберите его.

Развитие воображения с помощью геометрических фигур. Подумайте вместе с ребенком, что можно нарисовать, используя в качестве основы круг: рожицу, яблоко, тарелку и т. д. Потом возьмите другую базовую фигуру.

Тетради логических игр. Когда ребенок освоится с карандашом и научится раскрашивать, купите тетрадку с веселыми логическими упражнениями. Очень важно, чтобы они были понятны и по форме, и по содержанию.

«Почему? — Потому что…» Ребенок задает гораздо меньше очень умных вопросов, чем принято считать. Зачастую он спрашивает то, что ему уже хорошо известно, и нас это, разумеется, раздражает. Если такой вопрос последует, спросите его в свою очередь: «Почему?» (вас это не утомит!), и он с удовольствием покажет вам, что он знает ответ. Давая ему возможность сделать это самому, вы увеличиваете его веру в себя. Похвалите малыша за правильный ответ. Тогда ваши нервы не пострадают, а он будет удовлетворен и гораздо быстрее перестанет развлекаться подобным образом.

Модель «Почему? — Потому что…» побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям. Но нужно, чтобы вы показали ему дорогу к неизвестному:

Знаешь ли ты, почему исчез солнечный лучик? — Потому что тучка закрыла небо. А знаешь, почему машина едет, хотя я и не завела мотор? — Потому что дорога идет под горку

и т. д. Вы, конечно, вызовете тем самым множество интересных вопросов, для ответа на которые у вас может не оказаться ни времени, ни сил. Скажите об этом ребенку и пообещайте, что обязательно дадите ответ позже. ДЕРЖИТЕ СВОЕ СЛОВ0! Извинитесь, если вы забыли о своем обещании. И тот факт, что вы заставляете его ждать (только не надо делать это слишком часто!), придаст в глазах ребенка особую ценность вашему ответу. Отвечая на его вопросы, ориентируйтесь на максимум умственных способностей ребенка.

«Если… — то…» Эта игра помогает в развитии дедуктивных методов мышления, играющих столь важную роль в логике и математике (они лежат в основе алгебры). Выработайте у себя привычку сравнивать вещи таким образом: «Если эта стена зеленая, то и этот карандаш тоже зеленый! Если это — книга, то и это — тоже книга! Если эта кукла большая, то вот эта — совсем небольшая!»

СЧЕТ

В основе всех вычислений лежит счет, поэтому у ребенка в первую очередь и следует развивать способность считать. Но «считать» означает, с одной стороны, знать названия чисел, а с другой — понимать суть самого процесса счета. Как всегда, если знание предшествует пониманию, ребенок быстрее пойдет вперед. С полутора лет малыш начинает извлекать для себя пользу из самых первых упражнений, при условии, что вы не будете спешить.

Числа от 1 до 10. Считайте вслух (громко и четко), прежде чем что-либо сделать: потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Старайтесь делать это хотя бы раз в день. Скоро ребенок сможет назвать числа от 1 до 10. Но это вовсе не означает, что он научился считать. Просто, когда он поймет, что такое счет, он сможет сконцентрировать все внимание на сути выполняемых действий, не слишком напрягая память, поскольку цифры он уже запомнил.

Считать что-либо должно стать столь же обычным делом, как и говорить. Ритуалы, связанные с приемом пищи, представляют для этого наибольшие возможности. Считайте тарелки, ножи, кусочки мяса, ложки каши… Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки считать вместе с вами. А чтобы он лучше понял, что счет — не просто забавная абракадабра, поставьте перед ним тарелку и положите рядом с ней три одинаковых предмета. Скажите ребенку, чтобы он по одному клал предметы в тарелку и одновременно считал их. Помогите ему, если это необходимо. «Ты видишь, здесь три кубика, в тарелке три кубика! А теперь посмотрим, сколько их будет на этот раз…» Дайте ему два кубика и начните игру сначала. Когда он хорошо выучит числа один, два и три, добавьте четвертый кубик, и так далее.

Числа больше 10. Когда ребенок (обычно в возрасте трех лет) научится пересчитывать предметы, он будет делать все большие и большие успехи. И потому необходимо, чтобы вы все время опережали его. Как только он сможет сосчитать до 10, познакомьте его со следующим десятком, описанным выше способом. Можно также пропеть числа на знакомый малышу мотив (например, песни «Как мне маме объяснить…»). Когда он сможет сосчитать некоторое количество предметов, купите, например, фасоль, и пусть он считает фасолины, перекладывая их из одного сосуда в другой. Дайте ему кружку, в которую вы будете прибавлять несколько фасолин (или шариков) каждый день. Когда их число дойдет до 50, возьмите другую кружку и скажите: «В твоей кружке 50 фасолин. А следующие фасолины ты будешь класть в другую кружку!» Это позволит вам как-нибудь «убедиться», что в первой кружке по-прежнему 50 фасолин. В следующий же раз вы можете сосредоточиться на идущих далее числах, имея возможность не начинать весь счет с нуля.

Ноль. Объясните ребенку, что такое ноль. Это очень важно, так как при переходе к символам ноль вам понадобится, чтобы записывать числа после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее, — совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?» Вы можете быть уверены, что он никогда не забудет, что такое ноль!

Считать, дотрагиваясь. Когда ребенок как следует научится считать предметы, перекладывая их из одного сосуда в другой, покажите ему вашу руку с растопыренными пальцами и попросите пересчитать пальцы, дотрагиваясь до них. Вы можете помочь малышу, двигая пальцем, который он должен потрогать.

Потом предложите ему сосчитать расположенные перед ним предметы, дотрагиваясь до каждого из них. Необходимо, чтобы он понял, что должен по одному разу дотронуться до каждого предмета. Это нелегко, потому-то и желательно начинать упражнения в пересчете, перекладывая предметы из одного сосуда в другой. Наконец, научите его считать предметы, изображенные на картинках в книге.

Обратный счет — очень важное упражнение, так как ребенок не научится вычитать, если он не умеет «считать назад». Тем не менее, подождите, чтобы он освоил счет до 30 (по крайней мере), прежде чем начать эту новую игру. Иначе вы запутаете его. Вся процедура обучения подобна аналогичной процедуре для обычного счета. Когда малыш научится считать в обратном порядке (от 10 до 1), начинайте считать с 11, потом с 12, и так далее. Обратный счет от 20 до 10 часто представляет для ребенка наибольшую трудность, ну а когда он встречается с теми цифрами, которые уже узнал при счете от 10 до 1, дело идет гораздо лучше.

Счет до заранее заданного числа. Нужно научить ребенка считать до заранее заданной цифры. Положите перед малышом горсть фасолин и попросите отсчитать 3 из них. Когда он поймет это, попросите его сделать несколько кучек фасолин — например, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если ребенок справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд. Попросите его отсчитать (дотрагиваясь до них, но, не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Наконец, проделайте то же упражнение, считая предметы, изображенные в книге. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.

N.B. Чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Приведенные выше многочисленные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой — научить его считать разными способами. В результате он начнет считать все, что его окружает. Поощряйте это его стремление. Ежедневные упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.

Поочередный счет. Когда малыш хорошо выучит названия чисел, поиграйте с ним в поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т. д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т. д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером, и т. д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.

Четные и нечетные числа. Чтобы объяснить ребенку это понятие, возьмите две тарелки и горсть фасолин:

Это твоя тарелка, а это — моя. Вот две фасолины. Можешь ли ты положить столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь положить одну фасолину в свою тарелку и одну — в мою. Теперь вот тебе три фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое. Нет! В одной тарелке оказывается две фасолины, а в другой — одна. Видишь, оказывается, число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным), а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным). Посмотрим теперь, как ведет себя 4…

Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте с ним в поочередный счет, при этом один из вас будет называть нечетные числа, а второй — четные.

Цифры в их графической форме. Прежде чем показать ребенку абстрактные символы, обозначающие числа, нужно, чтобы он научился хорошо считать. В противном случае он уподобится большинству из нас (а это нежелательно!): счет будет означать для него лишь игру абстрактными символами. Представьте себе человека, для которого слова «банан», «стул», «ботинок» ассоциируются исключительно с их письменной формой, а не с конкретными предметами. Такой человек в действительности ничего не знал бы об окружающем его мире, и его знакомство с языком было бы поверхностным и бесполезным. Как он напоминает всех тех, кто в ужасе замирает при слове «математика». Такие люди знают символы, но не поняли по-настоящему, зачем они нужны и что символизируют!

Как и в случае с алфавитом, есть дети, которых очень увлекает процедура придания имени абстрактному символу. Они моментально выучивают цифры, достаточно их несколько раз им показать. Но есть и другие дети, которые, умея хорошо считать, не могут запомнить, какая цифра соответствует какому числу. Потому что это им неинтересно! Вот игра, которая должна им понравиться.

Сначала покажите малышу рисунок с тремя первыми цифрами. Когда он их выучит, вознаградите его, включив в игру четвертый персонаж. По-прежнему используйте только вопросительную форму. Только в этом случае число будет называть он, а не вы. Когда ребенок выучит цифры с маленькими рисунками, покажите ему те же цифры, но без рисунков. Напомните малышу текст, если он его забудет. Таким способом даже самый упрямый ребенок быстро выучит цифры. НО ПЕРЕХОДИТЕ К ЦИФРАМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН НАУЧИТСЯ НАЗЫВАТЬ ЧИСЛА И СЧИТАТЬ!

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путанаЧто означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Сложение

Какое число идет дальше? Когда ребенок хорошо освоит поочередный счет, спросите его: «Какое число стоит после цифры З?» Вначале малыш будет вынужден начать считать вслух. Не мешайте ему, пока он испытывает в этом необходимость. Затем скажите, что считать нужно про себя.

Чехарда с числами. После того как ребенок освоит первую игру, предложите ему вторую: «Теперь мы будем играть в чехарду с числами. Я говорю 3, а ты прыгаешь через следующее число и называешь то, которое идет за ним. То есть ты перепрыгиваешь через 4 и говоришь 5 (произносите 3 обычным голосом, 4 — высоким, 5 — обычным). Это очень интересно!».

Промежуточный символ между предметом и цифрой. Как говорит Энгельман, это поможет ребенку хорошо понять, что такое символ.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Каждая точка обозначает одну кошку. Покажите ребенку, что точки могут символизировать любой предмет: деревья, человечков, дома. Потом положите перед ним несколько фасолин и предложите нарисовать столько точек, сколько фасолин лежит на столе (большой фломастер позволит малышу рисовать точку, прижимая стержень к бумаге только один раз; если ребенок еще не может выстроить точки в ряд, нарисуйте их сами под его диктовку). Затем возьмите такое же количество других предметов, например вилок. Пусть малыш нарисует столько точек, сколько вилок он видит. Сравните число точек, изображающих фасолины, и число точек, обозначающих вилки. Заставьте ребенка убедиться, что количество нарисованных точек равно количеству предметов. Так он поймет, что точки могут изображать любые предметы: важно только их число.

Сложение. Покажите ребенку принцип сложения с помощью фасолин:

Положи в одну кучку 3 фасолины, а в другую — 2… Молодец! Теперь сложи их, то есть пересчитай все вместе. Готово. Получается…? Прекрасно! Итак, можно сказать, что 3+2=5. Это и называется сложением!

Сложение в обыденной жизни. Обратите внимание ребенка на то, что в повседневной жизни часто приходится прибегать к сложению: например, в случае прихода гостей на столе прибавляются приборы для них; когда становится холодно, надевают дополнительный свитер… Назовите малышу все слова, которые напоминают о сложении — о том, что что-то прибавляется: «добавлять», «покупать», «получать»…

Знаки «+» и «-» Когда ребенок научится прибавлять с помощью фасолин, возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем три точки.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Сосчитай эти точки. Их 3. Смотри внимательно, я прибавила 2 точки, их стало…5. Молодец! Теперь запишем пример сложения, как мы это делали с фасолью! У нас 3 фасолины, нарисуй 3 точки, а теперь, напишем плюс— это такой маленький крестик! Итак, 3 плюс 2(нарисуй две точки) равно… (равно— это две черточки одна над другой), а теперь посмотрим, сколько получилось:

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Да! Получается пять!

Впоследствии ребенок легко заменит точки цифрами, которые к тому времени выучит. Как только он начнет путаться в счете, возвращайтесь к системе точек.

Сложение двух одинаковых чисел. Покажите малышу, сколько будет 1 + 1, 2 + 2, 3 + 3 и т. д. на пальцах или с помощью фасолин. Когда он хорошо поймет это, регулярно возвращайтесь к данным примерам и давайте ему возможность проверять, так ли это, до тех пор, пока он чувствует в том необходимость.

При сложении самое большое число — это ответ. Обратите на это внимание ребенка, чтобы он понял, что вычитание есть сложение наоборот.

Алгебра. Научите малыша решать «странные примеры на сложение». То есть: 4 + … = 8, … + 3 = 5, и т. д. Когда он справится с этой задачей, замените… буквой: 4 + А = 8. А =?

Сам факт, что вы просите ребенка воспринимать сложение не в привычной форме, а в какой-то иной, готовит его к занятиям вычитанием, которое есть всего лишь сложение наоборот.

«Если… — то». Возвратитесь к игре, которая уже описана в главе «Логика».

Вот 4 + А = 8.

Если 4 + 4 = 8, то А = 4.

А если А = 4, то А + А = 8!

Используйте способ «если…, то…» для операций всех типов: «Если 3 + 2 = 5, то 3 + 2 4», и т. д.

N.B. Не выходите за пределы малых чисел, важно, чтобы ребенок ПОНЯЛ операции. Побуждайте его объяснять вам, почему получается именно так.

Вычитание

Обратный счет — основа вычитания. Поиграйте с ребенком во все те игры, где вы считали в обычном порядке, но теперь считайте в обратном порядке:

1. считайте вслух при выполнении обычных житейских дел: перед тем, как включить телевизор или погасить свет, капая лекарство, и т. д.;

2. положите перед ребенком несколько предметов и попросите сосчитать их. Теперь, когда он знает, сколько их всего, попросите его убирать по одному предмету, считая назад до нуля;

3. та же игра, но вы предлагаете малышу считать назад до того числа, которое вы заранее задали;

4. считайте назад по очереди: вы говорите 10, он говорит 9, вы говорите 8, он говорит 7 и т. д. В эту игру можно играть втроем.

В вычитании первое число всегда самое большое. Усваивая этот закон, а также то, что при сложении самое большое число — это ответ, ребенок поймет: вычитание — это сложение наоборот. Например, 3+2=5 и 5–2=3 — это одни и те же числа, но в другом порядке! Выберите три числа (подходящих) и дайте ребенку задание придумать с ними пример на сложение. Затем вместе с малышом проверьте ответ, используя фасолины. После этого попросите ребенка придумать пример на вычитание с теми же числами. Правильность ответа он также должен проверить с помощью фасолин.

Предложите ребенку сделать упражнение типа:

6 + 4 = 10

10 — 6 =?

Покажите малышу, что когда в примере на вычитание есть два числа, таких же, как в примере на сложение, третья цифра в обоих примерах также будет совпадать. ВНИМАНИЕ! Объясните это ребенку только после того, как вы с ним проведете многочисленные проверки данного факта на фасолинах. Он должен усвоить это не как магическую формулу, а как результат своего опыта.

Если малыш путается в вычитании, используйте точки:

5 — 2 = 3

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Умножение

Принцип умножения можно объяснить с помощью серий квадратиков. Возьмите лист бумаги в клеточку и превратите примеры на умножение в несколько колонок. Например:

2 x 3 =

3 x 3 =

Объясните ребенку, что 2 х 3 означает 2 колонки по 3 квадратика. Попросите его сосчитать квадратики и написать ответ.

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Таблица умножения. К ее изучению можно переходить, когда малыш поймет принцип умножения. Для этого надо объяснить каждую таблицу (умножение на 2, на 3 и т. д.) с помощью квадратиков. Можно пропеть ее также в виде песенки. Предпочтительнее начинать с таблицы умножения на 1, затем на 10, на 2, а потом в обычном порядке, закончив все таблицей умножения на 0, которая очень развлечет вашего ребенка. Не торопитесь и обязательно рисуйте колонки с квадратиками: ребенок должен понять, что он делает.

N.B. Здесь я как будто противоречу своему принципу: «Сначала нужно знать, чтобы затем суметь понять», но противоречие это кажущееся. Согласно Стелле Барук, в области математики существует некий подход, который, к несчастью, свойствен не только ученикам, но и немалой части учителей (и, может быть, будущему учителю вашего ребенка). Заключается он в том, что здравый смысл и понимание своих действий рассматриваются как что-то, не имеющее отношения к математике. Нас воспитали именно так, и для нас тоже велик соблазн приобщить своих детей к «фокусам», не объясняя им, что в данном случае происходит. Поэтому я считаю, что надо сосредоточить усилия на понимании сути дела и лишь потом заставить поработать память. Впрочем, если ваш ребенок обладает хорошо тренированной памятью, он легко выучит таблицу умножения.

Тысяча и миллион — числа, которые трудно себе представить, но которыми столь часто пользуются. Возьмите 1 м 2 миллиметровки, обведите его по периметру, приколите на стену и скажите ребенку: «Здесь миллион маленьких квадратиков!» Внутри обозначьте тонкой красной линией тысячу квадратиков (10х100) и объясните, что 1 000 000 равен 1 000 х 1 000 квадратиков.

Деление

Деление — это умножение наоборот. Подобно тому, как, объясняя принцип вычитания, вы повернули сложение «задом наперед», так в данном случае «переворачиваете» умножение. Вы показываете ребенку деление типа

8 : 2 =

Что означает слово путана. Смотреть фото Что означает слово путана. Смотреть картинку Что означает слово путана. Картинка про Что означает слово путана. Фото Что означает слово путана

Сосчитай квадратики… получилось 8. Молодец! Видишь, они разделены на две колонки. Теперь посчитай, сколько квадратиков содержит одна колонка: 4. Очень хорошо! Итак, 8 : 2 = 4! Если квадратиков больше, используйте бумагу в клеточку.

Объясните малышу, что здесь сохраняются те же принципы, что в сложении и вычитании: при умножении самое большое число — это ответ, деление же начинается с наибольшего числа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *