Что означает слово пушкина
Тайные коды Пушкина
Пушкин поясняет, что пророками не становятся, их назначают с уровня системы глобального над-государственного правления человечеством.
Пушкин всегда очень тонок и никогда не позволил бы себе писать бессмысленные пошлые шутки в отсутствие глубочайшего мировоззренческого смысла. Суть «Гавриилиады» в том, что к зачатию мифологического Христа имели отношение три персонажа этого произведения. Напомним слова Марии:
«Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, Архангелу и Богу».
Христос нес информацию от Бога, давал ее людям напрямую и учил тому, как построить Царство Божие на Земле. Кроме того, к формированию образа Христа, не реальной личности, а как явления, в том виде в каком он дошел до нас с вами, приложили руку церковные уровни, которые символизирует второй персонаж, Архангел Гавриил. Все разноликие церкви, опираясь на имя Христа, сформировали свою корпорацию, безбедно функционирующую уже две тысячи лет при любых режимах.
Особняком в этом ряду стоит Православие, как стремление славить правду, праведность, справедливость. И наконец, третья сила, Змей-искуситель – это сатанисты, которые с крестами на знаменах пролили море человеческой крови, сжигали людей на кострах, и все это тоже делалось под прикрытием имени Христа.
Пушкина много раз пытались перевести на английский язык, среди них был и В. Набоков, но безуспешно. Набоков подвел итог своей работе словами: «Золотая клетка осталась, а птичка улетела». Фраза, которая совершенно точно отражает суть на уровне того самого второго смыслового ряда. В пушкинских стихах помимо красоты рифмы – «золотой клетки», есть второй смысловой ряд, который пропадает при переводе.
Дело в том, что лексика русского языка она особая и то, что у нас откладывается на бессознательном уровне, невозможно трансформировать на английский или какой-то другой язык. Например, «Людмила», под образом которой Пушкин всегда понимал «люд милый», многонациональный русский народ. Даже если вы этого не знаете, для вас это все равно созвучные однокоренные слова и бессознательно эта связь будет существовать, а в английском языке слово Людмила подобных бессознательных ассоциаций не вызовет.
Фауст:
Что там белеет? Говори
Мефистофиль:
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: Она
Недавно вам подарена.
Фауст:
Всё утопить.
Казначей:
Чтоб счастье поскорей распространить на свете,
Мы отпечатали сейчас билеты эти:
По десять, тридцать есть, затем по пятьдесят…
Император:
И эти лоскутки, как деньги, захотят
Взять воинство моё и мой придворный штат?
Дивлюсь! Пусть будет так, коль это всё не ложно.
Мефистофель:
Да, вместо золота билетик – сущий клад…
Именно эта логика Мефистофеля и работает против России в наши дни. Если кто-то начинает печатать бумажные деньги и за них забирать у другой страны реальные товары, то, сколько бы этих товаров не производилось, бумагу напечатать всегда проще. Одна из давно прочитанных мною американских книг по экономике заканчивалась жизнеутверждающе: «К счастью, мы умеем печатать доллары быстрее, чем арабы и русские качать нефть». Поэтому, печатающие «билетики» всегда будут на глобальном уровне управлять теми, кто их по непониманию принимает как обычный товар в товарообменных операциях. До того, как стали выпускаться деньги в бумажной форме, они были всегда реальным товаром – зерно, золото, серебро, а если и выпускалась банкнота, то это было не более чем нота банка о наличии у её владельца товара инварианта, хранящегося в банке.
А.С. Пушкин, хотя и в другом ракурсе, но говорит о тех же самых экономических проблемах, связанных с непониманием грабительской функции мировых денег.
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет».
В нынешних условиях функцию золота выполняет доллар. Пушкин утверждает, что когда есть простой продукт: нефть, лес, газ, то доллары не нужны. Просто эти продукты следует продавать за свои деньги. И тогда спрос на ваши деньги сделает страну богатой, а товар будет меняться на товар, а не на свежеотпечатанные фантики. Пушкин жестоко осуждает ростовщичество («Бесенок под себя поджав свое копыто, крутил ростовщика у адского огня…»), а вот слова «простой продукт» выделены им лично. Сегодня в учебниках не учат тому, как государство богатеет. В отличие от Пушкинских экономов вы можете познать лишь механизмы обогащения отдельной корпорации, компании или предпринимателя.
Какое будущее Пушкин пророчил России?
Мудрые мысли Пушкина. Словарь
К 175-летию со дня смерти А. С. Пушкина
Каждое слово Пушкина драгоценно.
Д. Мережковский
АМБИЦИЯ.
Мы все глядим в Наполеоны. (Евгений Онегин).
Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. (Евгений Онегин).
АНЕКДОТ.
Дней минувших анекдоты. (Евгений Онегин).
АФОРИЗМ.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание. (Метель).
БАНАЛЬНОСТЬ.
Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка. (Евгений Онегин).
БЕДА.
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. (Друзьям).
БЕСПРАВИЕ.
Народ безмолвствует. (Борис Годунов). Выражение употребляется в значении: бесправное положение народа.
БЕССМЕРТИЕ.
Ах! Ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. (В альбом Илличевскому).
БЕССМЫСЛИЦА.
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
БИТВА.
Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (Песнь о вещем Олеге).
БЛАГОДАТЬ.
Нет ни в чём вам благодати, С счастием у вас разлад, И прекрасны вы некстати, И умны вы невпопад. («Нет ни в чем вам благодати. »).
БЛАЖЕНСТВО.
Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел. («Евгений Онегин»).
БОЖЕСТВО.
Без божества, без вдохновенья… (К*** «Я помню чудное мгнове-нье…»).
БРАК.
Брак холостит душу. (Письмо Вяземскому П. А., не позднее 24 мая 1826 г.).
ВДОХНОВЕНИЕ.
Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впе-чатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. (Осень).
ВЕК.
С веком наравне. (Чаадаеву).
ВКУС.
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ВЛАСТИТЕЛЬ.
Властитель дум. (К морю).
ВЛАСТЬ.
Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мёртвых. (Борис Годунов).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (Борис Годунов).
ВНИМАНИЕ.
Сладостное внимание женщин – почти единственная цель наших усилий. (Арап Петра Великого).
ВОЛЯ.
На свете счастья нет, но есть покой и воля. («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. »).
ВООБРАЖЕНИЕ.
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. (История села Горюхина).
ВОСПИТАНИЕ.
Слишком жестокое воспитание делает из них [воспитанников] палачей. (О народном воспитании).
ВОСТОРГ.
Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии). (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
ВЫМЫСЕЛ.
Над вымыслом слезами обольюсь. (Элегия. «Безумных лет угасшее ве-селье…»).
ГАРМОНИЯ.
Поверил я алгеброй гармонию. (Моцарт и Сальери).
ГЕНИЙ. См. Просвещение.
ГЛУПЕЦ.
Должно стараться иметь большинство голосов на своей стороне: не оскорбляйте же глупцов. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ГОРДОСТЬ.
Что за аристократическая гордость, дозволять всякому негодяю швырять в вас грязью. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
ГОСТЬ.
Каменный гость. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: страшный гость.
ГРАММАТИКА.
Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (Заметки и афоризмы разных годов).
ДЕКАБРИСТЫ.
Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. («Во глубине сибирских руд. »).
ДОВОЛЬСТВО. См. Воображение.
ДОЛГОТЕРПЕНИЕ.
Нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности. Со слов А.П.Керн («Воспоминания о Пушкине»).
ДОРОГА. См. Банальность.
ДРУГ.
Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже! (Евгений Онегин).
Иных уж нет, а те далече. (Евгений Онегин).
Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. (Чаадаеву. «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…»).
ЕВРОПА.
В Европу прорубить окно. (Медный всадник).
ЖИЗНЬ.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? («Дар напрасный, дар случайный. »).
Земная жизнь в болезни, в нищете, В печалях, в старости, в неволе. будет раем В сравненье с тем, чего за гробом ожидаем! (Анджело).
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (Элегия. «Безумных лет угасшее веселье…»).
ЗАБОТА.
Жизни мышья беготня. (Стихи, сочиненные во время бессонницы). Цитата употребляется в значении: ежедневные будничные заботы.
ЗАВИСИМОСТЬ.
Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать: для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи. (Из Пиндемонти).
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.).
ЗАВИСТЬ.
Зависть — сестра соревнования, следственно, из хорошего роду. (Заметки и афоризмы разных годов).
ЗЛОСЛОВИЕ.
Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы. (Гости съезжались на дачу).
ЗНАТОК.
С ученым видом знатока. (Евгений Онегин).
ЗОЛОТО.
Все куплю, — сказало злато; Все возьму, — сказал булат. (Золото и булат).
ИСКУССТВО.
Главное достоинство искусства есть польза. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
По строгим правилам искусства. (Евгений Онегин).
ИСТИНА.
Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. (Александр Радищев).
ИСТОРИЯ.
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбину. (Борис Годунов).
Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).
От Ромула до наших дней. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: начинать повествование издалека.
КАРАМЗИН.
Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. (История русского народа).
Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — русский писатель, публицист и историк.
КЛЕВЕТНИК.
Клеветник без дарованья Палок ищет он чутьем, А дневного пропитанья Ежемесячным враньем. (Эпиграмма. «Клеветник без дарованья…»).
КОМЕДИЯ.
Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
КРАСОТА.
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. («Евгений Онегин»).
Гений чистой красоты. (К*** «Я помню чудное мгновенье…»).
Красота дело вкуса. (Гости съезжались на дачу).
КРАТКОСТЬ. См. Точность.
КРИТИКА.
Где нет любви к искусству, там нет и критики. (О критике).
Критик смешивает вдохновение с восторгом. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
Кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями. (О критике).
Презирать критику значит презирать публику. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных. (О журнальной критике).
Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы вообще. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
Это уж не ново, это было уж сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но все уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий уже ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. (Об обязанностях человека).
ЛАКЕЙ.
Лакей сиди себе в передней, А будет с барином расчет. («Надеясь на мое презренье…).
ЛЕНЬ.
Мы ленивы и нелюбопытны. (Путешествие в Арзрум).
ЛУКАВСТВО.
Лукавый царедворец. («Борис Годунов»).
ЛОМОНОСОВ.
Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (Путешествие из Москвы в Петербург).
ЛЬСТЕЦ.
Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить И в подлости осанку благо-родства. («Сказали раз царю, что наконец…»).
ЛЮДИ.
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. (Евгений Онегин).
О люди! Все похожи вы На прародительницу Эву: Что вам дано, то не влечет; Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу, Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай. (Евгений Онегин).
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха! (Полководец).
МГНОВЕНИЕ.
Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. («Если жизнь тебя обманет…»).
МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ.
Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. (Евгений Онегин).
МЕЧТА.
Мечтам и годам нет возврата. («Евгений Онегин).
Мечты поэта, историк строгий гонит вас» (Герой).
МОЛОДОСТЬ.
Вольнее птицы младость. (Цыганы).
Здравствуй, племя младое, незнакомое! («Вновь я посетил…»).
И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть. («Брожу ли я вдоль улиц шумных. »).
Когда легковерен и молод я был. (Черная шаль).
Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана. (Евгений Онегин).
МОСКВА.
Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! (Евгений Онегин).
МУДРОСТЬ.
Воды глубокие Плавно текут, Люди премудрые Тихо живут. («Воды глубокие…»).
Есть время для любви, Для мудрости – другое. (Фавн и пастушка).
МУЖЧИНА.
В некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Бога, создавшего их не женщинами. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
МУЗА.
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспоривай глупца. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »).
Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. (Евгений Онегин).
МЫСЛЬ.
Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности. (Об обязанностях человека).
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Арап Петра Великого).
Что же и составляет величие человека, как не мысль. (Путешествие из Москвы в Петербург).
НАДЕЖДА.
В надежде славы и добра. (Стансы).
Разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке). Выражение употребляется в значении: разбитые надежды.
НАРОД.
Народ, как дети, требует занимательности, действия. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
НАРОДНОСТЬ.
Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. (О народности в литературе).
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ.
Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались? (Письмо К. Ф. Рылееву, 25 января 1825 г.).
НЕВИННОСТЬ.
Невинность есть лучшее украшение молодости. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
НЕЛЕПОСТЬ.
Нелепость, как и глупость, подлежит осмеянию общества. (Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной).
НЕОПЫТНОСТЬ.
К беде неопытность ведет. (Евгений Онегин).
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ.
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. (Полтава).
НЕСЧАСТЬЕ.
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. ( Письмо П. В. Нащокину, март 1834 г.).
НРАВ.
Отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).
ОБМАН.
Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! (Признание).
ОБЫЧАЙ.
Обычай — деспот меж людей. (Евгений Онегин).
ОДНООБРАЗНОСТЬ.
Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хотя, может быть, и глубокомысленного. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ОПЫТ. См. Просвещение.
ОСТРОУМИЕ.
Остроумием называем мы способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения. (О втором томе «Истории русского народа» Полевого).
ОТКРОВЕННОСТЬ.
Откровенные, оригинальные выражения простолюдинов повторяются и в высшем обществе, не оскорбляя слуха, между тем как чопорные обиняки провинциальной вежливости возбудили бы общую улыбку. (О новейших блюстителях нравственности).
ОТРИЦАНИЕ. См. Сомнение.
ОТЧИЗНА.
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (К Чаадаеву).
ОШИБКА.
Ошибаться и усовершенствовать суждения свои сродни мыслящему созданию. Бескорыстное признание в оном требует душевной силы (Письмо А. А. Бестужеву, 24 марта 1825 г.).
ПАМЯТНИК.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »).
ПАТРИОТ.
Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некото-рое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ПАТРИОТИЗМ.
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. (Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 г.).
ПЕРЕВОДЧИК.
Переводчики — почтовые лошади просвещения. (Заметки и афоризмы разных годов).
ПЕРЕМЕНА.
Охота к перемене мест. (Евгений Онегин).
С корабля на бал. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: резкая перемена обстоятельств.
ПЕТЕРБУРГ.
Москва девичья, а Петербург прихожая. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ПЕЧАЛЬ.
Долгая печаль не в природе человеческой, особенно женской. (Арап Петра Великого).
ПЕЧАТЬ.
Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всераз-рушительного действия типографического снаряда. (О цензуре).
ПИР.
Пир во время чумы. (Название драматических сцен А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: беспечная жизнь во время какого-либо бедствия.
ПОЭТ.
Все поэты – Любви мечтательной друзья. (Евгений Онегин).
И неподкупный голос мой Был эхом русского народа. (К Н. Я. Плюсковой).
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. (Поэт и толпа).
Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. (Поэт и толпа).
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. (Поэт).
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы. (К другу стихотвор-цу).
ПРАВДА.
Нет правды на земле, Но правды нет и выше. (Моцарт и Сальери).
ПРАЗДНОСТЬ.
Гуляка праздный. (Моцарт и Сальери).
ПРЕДАНИЕ.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. (Руслан и Людмила).
ПРЕДКИ.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Неуважение к предкам есть первый признак дикости безнравст-венности. (Гости съезжались на дачу).
ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
Печной горшок тебе дороже, Ты пищу в нем себе варишь. (Поэт и толпа).
ПРИВЫЧКА.
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. (Евгений Онегин).
ПРИЛИЧИЕ.
Чувство приличия зависит от воспитания. (О статьях кн. Вяземского).
ПРИМЕР.
Его пример другим наука. (Евгений Онегин).
ПРОВИДЕНИЕ.
Сквозь магический кристалл. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: о провидении, проникновении в будущее.
ПРОЗА.
Лета к суровой прозе клонят. (Евгений Онегин).
ПРОСВЕЩЕНИЕ.
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. («О, сколько нам открытий чудных…).
ПРОСТОТА.
Не мудрствуя лукаво. (Борис Годунов). Употребляется в значении: просто, без затей.
ПУБЛИКА.
Искренно признаюсь, что я воспитан в страхе почтеннейшей пуб-лики и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени. (Письмо к издателю «Московского вестника»).
ПУШКИН.
Ай да Пушкин! ай да сукин сын! (Письмо П. А. Вяземскому, около 7 ноября 1825 г.).
РАВНОДУШИЕ.
Добру и злу внимая равнодушно. (Борис Годунов).
РАДОСТЬ.
Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь. (Цыганы).
РАЗБОЙНИК.
Братья-разбойники. (Заглавие поэмы А. С. Пушкина).
РАЗГОВОР.
Какова компания, таков и разговор. (Писатели, известные у нас под именем аристократов. ).
РЕВНОСТЬ.
Да, да, ведь ревности припадки – Болезнь так точно, как чума, Как черный сплин, как лихорадка, Как повреждение ума. (Евгений Онегин).
РИФМА.
Рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. (Домик в Коломне).
РИФМОПЛЕТ.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. (К другу стихотворцу).
РОДИНА.
Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. («Два чувства дивно близки нам. »).
Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог. (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).
РОМАН.
Роман требует болтовни. (Письмо А. А. Бестужеву, май – июнь 1825 г.).
РОССИЯ.
От финских хладных скал до пламенной Колхиды. (Клеветникам России). Выражение цитируется как характеристика безграничных просторов России.
РУКОПИСЬ.
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. (Разговор книгопродавца с поэтом).
САМОЛЮБИЕ.
Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, — наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным че-ловеком чем бы то ни было: мнениями, чувствами, привычками — даже слабостями и пороками. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. См. Долготерпение.
СЕМЬЯ. См. Зависимость.
СЕРДЦЕ.
Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность. (Заметки и афоризмы разных годов).
Сердце в будущем живет. («Если жизнь тебя обманет…»).
СКАЗАНИЕ.
Еще одно последнее сказанье, И летопись окончена моя. (Борис Году-нов). Цитата употребляется в значении: последнее замечание, послед-нее слово.
СКРЯГА.
Скупой рыцарь. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение упот-ребляется в значении: скупец, скряга.
СКУКА.
Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. (Письмо К. Ф. Рылееву, вторая половина мая 1825 г.).
СЛАВА.
Обманчивей и снов надежды, Что слава? Шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца? (Разговор книгопродавца с поэтом).
Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. (История русского народа).
Что слава?— Яркая заплата На ветхом рубище певца. (Разговор книгопродавца с поэтом).
СЛЕЗЫ.
Девица плачет, что роса падет; Взойдет солнце, росу высушит. (Борис Годунов).
СЛУЧАЙ. См. Просвещение.
СМЕЛОСТЬ.
Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план об-ширный объемлется творческой мыслью. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
СМЕРТЬ.
Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал И милых жен лобзаний не достоин. («Мне бой знаком — люблю я звук мечей. »).
СМЕСЬ.
Какая смесь одежд и лиц, Племен, наречий, состояний. (Братья-разбойники).
СОВЕСТЬ.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (Борис Годунов).
СОЛНЦЕ.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Вакхическая песня).
СОМНЕНИЕ.
Дух отрицанья, дух сомненья. (Ангел).
СОН.
В объятиях Морфея. (К Дельвигу). Выражение употребляется в значении: спать.
Не ужинать — святой закон, кому всего дороже сон. (Сон).
СОРАТНИК.
Птенцы гнезда Петрова. (Полтава). Выражение употребляется в значении: ближайшие соратники какого-либо видного государственного деятеля.
СОРЕВНОВАНИЕ. См. Зависть.
СОЧИНЕНИЕ.
Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
СПОКОЙСТВИЕ.
Быть славным — хорошо, Спокойным — лучше вдвое. (К другу сти-хотворцу).
СПОР.
И грянул бой, Полтавский бой! (Полтава). Цитата употребляется в качестве характеристики шумного спора или ссоры.
Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. (Капитанская дочка).
ССОРА.
Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор; Бранитесь — только осторожно. (Руслан и Людмила).
СТАРОСТЬ.
И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!». (Евгений Оне-гин).
СТИХИ.
И выстраданный стих, пронзительно-унылый, Ударит по сердцам с неведомою силой. (Ответ анониму).
СТРАСТЬ.
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. (Цыганы).
СУЕВЕРИЕ.
Как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. (Капитанская дочка).
СЧАСТЬЕ.
А счастье было так возможно, Так близко. («Евгений Онегин»).
ТАЙНА.
Не надобно все высказывать — это есть тайна занимательности. (Письмо П. А. Вяземскому, 6 февраля 1823 г.).
ТАЛАНТ.
Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! (Полководец).
ТОЧНОСТЬ.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не слу-жат. (О прозе).
ТРУД.
Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда. (Цыганы).
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. См. Истина.
УВАЖЕНИЕ.
Уважен хочешь быть, умей других уважить. (О г-же Сталь и о г. А. Муханове)
УЖИН.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. (Заметки и афоризмы разных годов).
УПОЕНИЕ.
Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю. (Пир во время чумы).
УЧЕБА.
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. (Евгений Оне-гин).
ХРАБРОСТЬ.
Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу. (Руслан и Людмила).
ХРИСТИАНИН.
Ныне христиане стали скупы: деньгу любят, деньгу прячут, мало Богу подают. (Борис Годунов).
ХУДОЖНИК.
Взыскательный художник. (Поэту).
ЧЕЛОВЕК.
Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он? («Была пора: наш праздник молодой…»).
ЧИН.
Он чином от ума избавлен. (Евгений Онегин).
Чины не дают ни честности плуту, ни ума глупцу, ни дарования за-дорному мараке. (Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем).
ЧУВСТВО.
Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней. (Евгений Онегин).
ШУМ.
О чем шумите вы, народные витии? (Клеветникам России). Цитата употребляется для характеристики бурных споров и дискуссий.
ШУТ.
Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.). «Ниже» в переводе с архаичного русского языка «даже».
ШУТКА.
Острая шутка не есть окончательный приговор. (Заметки и афоризмы разных годов).
Шутка, вдохновенная сердечной веселостию и минутной игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие, смешивая ее с нравоучением (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
ЭГОИЗМ.
Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежно-стью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ЭСТЕТИКА.
Прекрасное должно быть величаво. (19 октября. «Роняет лес багряный свой убор…»).
Прекрасное есть подражание изящной природе. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
ЯЗЫК.
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).