Что означает слово паралипоменон в библии
Паралипоменон
Полезное
Смотреть что такое «Паралипоменон» в других словарях:
ПАРАЛИПОМЕНОН — (греч.). Выпущенное, пропуск, добавления к какому либо сочинению. Этим именем называются две библейские книги, составляющие дополнения к книгам царств: хроники в Библии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАЛИПОМЕНОН — ПАРАЛИПОМЕНОН, две книги Ветхого Завета, дополнение книг Цар. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
паралипоменон — сущ., кол во синонимов: 1 • летопись (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Паралипоменон — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Паралипоменон — назв. двух исторических книг Библии, которые в еврейской Библии, а за ней и в Вульгате, называются летописью и помещаются вслед за книгами Царств. Название это греческое (παραλειπομενων), усвоенное в греческом переводе Библии семидесятью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Паралипоменон, книги — см. Книги Паралипоменон … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПАРАЛИПОМЕНОН, 1–2 КНИГИ — канонич. ПИСАНИЯ ВЗ, входящие во 2–й цикл *Исторических книг (см. ст. ХРОНИСТ). Евр. название книг, Диврей хаямим, можно перевести как «дела (минувших) дней». Греч. название ParaleipТmenon означает «Пропущенное». По–видимому, переводчики, давшие… … Библиологический словарь
Паралипоменон, 1 и 2 книги — Паралипомен’он, 1 и 2 кн’иги (евр. летописи, греч. упущение, добавление) 13 я и 14 я книги Ветхого Завета, 8 я и 9 я книги в ряду исторических книг (см. Библия). Иероним в Вульгате назвал их Хрониками. Изложение истории в этих книгах… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Толковая Библия
Толкование на Первую книгу Паралипоменон
О книгах Паралипоменон
Если время происхождения кн. Паралипоменон может быть установлено сравнительно точно, то вопрос об авторе их не подлежит определенному решению. Талмуд, большинство раввинов, учители церкви, напр. блаж. Феодорит и многие западные экзегеты – Эйхгорн, Ланге, Геферник, Михаэлис, Кейль и др., считают писателем кн. Паралипоненон Ездру. В доказательство этого они ссылаются главным образом на тождество их заключения с началом кн. Ездры, а также на замечаемое в этих двух книгах сходство как в отдельных словах и названиях различных предметов, так и в целых повествованиях. Именно, в той и другой книге встречаются генеалогические таблицы ( 1Пар.1:1–9:1 ; 1Ездр.7:1 ), описание устройства богослужебного чина и всего к нему относящегося ( 1Пар 23.1 и т.д.; 1Ездр.7:1–10:1 ), тожественные персидские названия чаши ( 1Пар 28.17 ; 1Езд 1.10 ), драхмы ( 1Пар 29.7 ; 1Езд 2.69 ) и т.п. Но так как эти данные не содержат прямых указаний на авторство Ездры, а других лиц, которым можно было бы усвоить составление кн. Паралипоменон, Библия не знает, то некоторые исследователи и оставляют вопрос об их авторе открытым.
Содержание кн. Паралипоменон и их отношение к другим ветхозаветным книгам, по преимуществу к кн. Царств. Со стороны содержания кн. Паралипоменон разделяются на две, отличные одна от другой по характеру, части. Первая – генеалогическая обнимает девять начальных глав 1-ой книги и заключает в себе родословные от Адама таблицы древних народов, а затем евреев, особенно колен Иудова, Вениаминова и Левиина с некоторыми историческими и географическими замечаниями. Во второй части, обнимающей остальные главы первой книги и всю вторую, излагается после рассказа о смерти Саула ( 1Пар 10 ) история царствования Давида ( 1Пар 11.1 – 29:1 ), Соломона ( 2Пар 1.1 – 9:1 ) и преемников его до возвращения иудеев из плена по указу Кира ( 2Пар 10.1 – 36:1 ). В первой части кн. Паралипоменон совпадает по преимуществу с кн. Бытия и И. Навина, из которых заимствованы некоторые отделы (см. ниже в объяснениях), во второй – до 43 раз с книгами Царств. Но при всем сходстве с последними, сходстве иногда буквальном, кн. Паралипоменон представляют по сравнении и значительные особенности. Главнейшие из них состоят в пропусках и прибавлениях. Именно в кн. Паралиломенон обходятся царствование Саула, за исключением только рассказа о его смерти, и все известия из правления Давида, касающиеся Саула и его потомков, как-то: скорбь Давида о смерти Саула и Ионафана, казнь убийцы Саула, воцарение Иевосфея, сына Саулова, и происшедшая из-за этого междоусобная война, окончившаяся смертью Иевосфея ( 2Цар 1.1 – 4:1 ), милости Давида Мемфивосфею ( 2Цар 9.1 ) и выдача гаваонитянам семи потомков Саула для умилостивления Господа по случаю голода. Далее в кн. Паралипоменон опущены известия, касающиеся семейной жизни Давида и Соломона и вообще частных отношений обоих царей: рассказы об упреках Мелхолы ( 2Цар 6.20–23 ), о прегрешении Давида с Вирсавией ( 2Цар 11.2–12,25 ), о кровосмешении Аммона и о вызванных им событиях до возмущения Авессалома и его смерти ( 2Цар 13.1 – 20,1 ), о старческой слабости Давида, заговоре Адонии, помазании Соломона и о предсмертном тайном завещании Давида Соломону ( 3Цар 1.1 – 3,1 ), о браке Соломона на дочери фараона ( 3Цар 3.1 ), о мудром суде Соломона ( 3Цар 3.16–28 ), о придворных чиновниках и расходах по содержанию дворца ( 3Цар 4.1–6,14 ) и о постройке этого последнего ( 3Цар 7.1–12 ), о грехопадении Соломона с его последствиями ( 3Цар 11.1 ). Из рассказов кн. Царств о государственных делах Давида пропущена известие о войне с филистимлянами ( 2Цар 21.15–17 ), а из событий после соломоновского времени замолчена вся история десятиколенного царства, и о его царях рассказано настолько, насколько они соприкасались с царством Иудейским. Взамен этих пропусков в кн. Паралипоменон встречается немало прибавлений, восполняющих пробелы в истории иудейского народа. Одни из них касаются войн и других предметов частного характера, другие богослужения. К первым принадлежат список мужей, пришедших к Давиду в Секелаг, когда он укрывался от Саула ( 1Пар 12.1–22 ); список воинов, провозгласивших Давида в Хевроне царем ( 1Пар 12.23–40 ); известие о сооружении Соломоном медного моря, медных столбов и сосудов для храма из той меди, которую Давид взял от Адраазара ( 1Пар 18.8 ), о поражении Авессою идумеев в долине Мелох ( 1Пар 18.12 ), о найме аммонитянами для войны с евреями сирийцев за 1000 талантов ( 1Пар 19.6 ); список войск Давида, их предводителей, начальников колен и придворных должностных лиц ( 1Пар 27.5–34 ); рассказ о коннице и богатствах Соломона ( 2Пар 1.14–17 ), о его походе против Емов-Сувы ( 2Пар 8.3 ), о построении Ровоамом укрепленных городов, о левитах и о благочестивых людях, перешедших при Иеровоаме из десятиколенного царства в Иудею, о женах и детях Ровоама ( 2Пар 11.5–23 ), о войне Авии с Иеровоамом и о поражении последнего ( 2Пар 13.3–20 ), о вторжении в Иудею Сусакима египетского ( 2Пар 12.9–15 ), о деятельности Асы по укреплению своего царства и победы его над эфиоплянином Зараем ( 2Пар 14.3–14 ), об обличении Асы пророком Хананиею ( 2Пар 16.7–10 ) и погребении его останков ( 2Пар 16.13–14 ), о благочестии Иосафата, его войне с аммонитянами, моавитянами и другими дикими народами, устроении им своих сыновей и убиении их его преемником Иорамом ( 2Пар 17.2–18, 20.1–30, 21.2–4 ), о грозном письме пророка Илии к Иораму ( 2Пар 21.11–20 ), о нашествии филистимлян, болезни Иорама и его смерти (Ibid.); о войне Озии с филистимлянами, аравитянами, постройке им городов ( 2Пар 26.6–18 ), о войне Иофама с аммонитянами и его постройках ( 2Пар 27.4–6 ), о несчастной битве Ахаза с Факеем израильским и о тяжелых при нем временах для царства Иудейского ( 2Пар 28.5–25 ), о богатствах Езекии ( 2Пар 32.27–30 ), о пленении Манассии, его покаянии и освобождении от плена ( 2Пар 33.11–17 ). К известиям богослужебного характера принадлежат: список левитов, которые несли ковчег завета ( 1Пар 15.2–28 ); хвалебная песнь Давида при перенесении ковчега на Сион, список левитов, назначенных на служение при скинии ( 1Пар 16.4–43 ); распоряжения Давида относительно построения храма ( 1Пар 22.1 ); разделение левитов для служения при храме ( 1Пар 23.1 – 26:1 ); последние распоряжения Давида в присутствии старейшин ( 1Пар 28.1–29 ); описание светильников, столов и дворов при храме ( 2Пар 4.6–9 ); пение и игра левитов при освящении храма ( 2Пар 5.12–14 ); описание медного амвона, на котором молился Соломон ( 2Пар 6.12–13 ); поглощение жертв и всесожжений упавшим с неба огнем ( 2Пар 7.1–3 ); жертвоприношение Соломона и чреды священников и левитов при их служении в храме ( 2Пар 8.13–16 ); восстановление законного культа при Асе вследствие речи пророка Азарии ( 2Пар 15.1–15 ), – при Иосафате ( 2Пар 19.1 ); идолопоклонство после смерти Иоддая, обличительная речь пророка Захарии и ее последствия ( 2Пар 24.15–22 ); уничтожение идолопоклонства при Езекии ( 2Пар 29.1 – 31:1 ) и при Иосии ( 2Пар 34.3–7, 35.2–19 ). Все указанные случаи уклонений кн. Паралипоменон дают полное право считать их, по крайней мере в области дополнений и пропусков, независимыми от кн. Царств. Но самостоятельность в этом отношении заставляет предполагать, что и параллельные отделы кн. Паралипоменон не извлечены из кн. Царств, как думают Ветте и Шрадер. За это ручается между прочим различие в плане и распределении однородного материала в данных книгах (Ср. 1Пар 10.1 и 1Цар 31.1 ; 2Пар 2.1 ; и 3Цар 5.15–32 ). Не представляя компиляции кн. Царств, кн. Паралипоменон составлены на основании общих с ними источников, откуда и их взаимное сходство. Что же касается различия, то оно объясняется тем, что автор Паралипоменон пользовался неизвестными писателю кн. Царств источниками, которые цитируются им в конце царствования каждого царя (записи Самуила-прозорливца, пророков Иафана и Гада; записи Нафана, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иедо; книга царей иудейских и израильских).
Цель написания книги. Как видно из представленного очерка отношения кн. Паралипоменон к кн. Царств, они излагают не историю народа еврейского, но историю одного двухколенного царства и притом в самых блестящих ее моментах, ознаменованных расцветом теократии. Именно, автор с особенною любовью останавливается на царствовании благочестивых царей – Давида, Соломона, Асы, Иосафата, Иоаса, Езекии и Иосии, отмечает предпринимаемые ими меры к поднятию истинного богопочитания; равным образом и из дел других царей описывает по преимуществу те, которые имели отношение к религии. Показателем такого или иного состояния последней служил культ. Отсюда у автора пространные описания богослужебного чина, должностей левитов и их служения. В полном соответствии с этим находится у автора замалчивание темных периодов теократии – времен упадка истинной религии, каковыми являются последние годы правления Соломона и все время царствования последних послепленных царей. Излагая историю теократии за время от Давида до плена вавилонского и отмечая параллельно ее состоянию состояние государства, – успехи при соблюдении религии и неудачи при ее нарушении ( 2Пар 12.12, 13.18, 14.2–5, 17.3–5, 21.12–15 и т.п.), автор хотел показать своим современникам, как Бог награждает за верность Себе и наказывает за измену, и тем внушить им чувства страха и верности закону Иеговы.
Паралипоменон
Изначально книга Хроник — единая книга; её деление на две части впервые встречается в Септуагинте, откуда оно перешло в другие переводы Библии; начиная с XV века, это деление принято и в изданиях еврейской Библии (Танаха). В Танахе книга Хроник упоминается как заключающая раздел Писаний, и это место она занимает в большинстве рукописей и в печатных изданиях Библии. Однако в ряде манускриптов книга Хроник открывает раздел Писаний. В Септуагинте книга Хроник помещена среди исторических книг, после книги Царей. Этот порядок был принят Вульгатой, откуда он перешёл в некоторые современные переводы Библии.
Мишна (Иома 1:6) сообщает, что книга Хроник была среди тех книг, которые читали первосвященнику перед наступлением Йом-Киппур, чтобы тот случайно не заснул и не был за это отстранён от участия в храмовой церемонии.
Содержание
Название
Время написания
Написание книги закончено в период с 468 по 455 гг., в период между выходом Ездры из Вавилона на седьмом году правления персидского царя Артаксеркса І Долгорукого (468 году до н. э.) и до прихода в Иерусалим Неемии (455 г. до н. э.). [источник не указан 541 день]
Содержание книги
Первые 9 глав книги Паралипоменон перечисляется родословная от Адама, затем Евреев. Всю остальную книгу первой и всю вторую рассказывается история правления Иудейских царей до возвращения из рабства. Сначала рассказывается о смерти Саула (первого иудейского царя), затем рассказывается о Давиде (X век до н. э.), Соломоне (сыне Давида) и о других их преемниках.
Книга Паралипоменон излагает историю Израиля со времени царя Давида (X век до н. э.) до падения Иудейского царства в правление царя Седекии (Цидкияһy) (VI век до н. э.). Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования книги, которая завершается выдержкой из эдикта Кира, заимствованной из книги Ездры.
Книгу Хроник можно подразделить на три основные части:
Первая книга Паралипоменон
По описываемой в ней эпохе совпадает с книгами Царств, составлена из отрывочных летописей, вероятно, Ездрой.
Книги Библии номер 14 — 2 Паралипоменон
Написание завершено: ок. 460 г. до н. э.
Охваченное время: 1037—537 гг. до н. э.
Первоначально 1-я и 2-я Паралипоме́нон составляли одну книгу.
Книги Паралипоменон
I. НАЗВАНИЕ И МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
К.П. [евр. дивре хайямим, «Речи/coбытия дня» ]. Вульгата (как и рус. Синод. пер.) заимствовала из Септуагинты название «Паралипоменон», что означает «упущенное» (в книгах Царств). Принятое в зап.-европ. традиции заглавие «Книги Хроник» восходит к Иерониму, решившему, что здесь речь идет о хрониках всей Свящ. истории. Его примеру последовал М.Лютер. Деление К.П. на 1-ю и 2-ю книги берет начало от Септуагинты, которая являлась ориентиром для Вульгаты и которой (с 1448 г.) руководствовались иудеи. В евр. Библии К.П. завершают ВЗ. Так было уже при Иисусе, поскольку Он считает Захарию ( 2Пар. 24:20–22 ) последним ветхозаветным мучеником ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ).
II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
К.П. излагают историю народа Израиля от сотворения мира до конца вавил. пленения. Первый отрезок (до начала царствования Давида) представляет собой список следующих одно за другим имен ( 1Пар. 1–9 ). О Давиде и его преемниках рассказано более подробно (гл. 11–29). Однако и здесь на передний план выступают не историч. события, а израил. богослужение: храм, жертва, священники, левиты, певцы, закон. Далее повествуется только о Южном царстве – Иудее. Северное царство не принимается во внимание, поскольку оно отпало от дома Давида и от богослужения в Иерусалиме. В жизнеописаниях Давида и Соломона больший акцент, по сравнению с книгой Царств, делается на положит. моменты. Так, напр., отсутствуют упоминания о прелюбодеянии Давида ( 2Цар. 11 ) и об идолопоклонстве Соломона ( 3Цар. 11 ).
1) введение ( 1Пар. 1–9 ); родословия от Адама до патриархов колена Иуды и других израил. колен и далее, включая тех, кто вернулся из вавил. плена;
2) деяния Давида ( 1Пар. 10–29 ): после смерти Саула ( 1Пар. 10–29 ) следует воцарение Давида ( 1Пар. 11:12 ), перенесение ковчега завета в Иерусалим и замысел строительства храма для хранения ковчега ( 1Пар. 13–17 ), воен. успехи ( 1Пар. 18–20 ) и первые приготовления к строит-ву храма ( 1Пар. 21–29 );
3) деяния Соломона ( 2Пар. 1–9 ): мудрость и богатство Соломона, строительство храма;
4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена ( 2Пар. 10–36 ). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. ( 2Пар 36 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом).
III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400–350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, которые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Т.о., можно предположить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии.
IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ
Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: «Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства – Иудеи, которого нет в книгах Царств и. историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками». Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возможно, в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских ( 2Пар. 16:11 ; 2Пар. 25:26 ; 2Пар. 28:26 ; 2Пар. 32:32 ); книгу царей израильских и иудейских ( 2Пар. 27:7 ; 2Пар. 35:27 ; 2Пар. 36:8 ); книгу царей израилевых ( 1Пар. 9:1 ; 2Пар. 20:34 ); записи царей израилевых ( 2Пар. 33:18 ); (толкования) к книге царей ( 2Пар. 24:27 ); летопись царя Давида ( 1Пар. 27:24 ); записи Самуила-провидца ( 1Пар. 29:29 ); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар. 9:29 ); записи Гада-прозорливца ( 1Пар. 29:29 ); пророчество Ахии Силомлянина ( 2Пар. 9:29 ); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца ( 2Пар. 12:15 ; 2Пар. 13:22 ); записи Ииуя, сына Анания, которые внесены в книгу царей израилевых ( 2Пар. 20:34 ); писания Исаии, сына Амоса, пророка ( 2Пар. 26:22 ); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских ( 2Пар. 32:32 – так в МТ); записи Хозая ( 2Пар. 33 – в одной из греч. рукописей ВЗ – «записи провидцев»); песни Плача Иеремии ( 2Пар. 35:25 ). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники.
V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ
Родословия в начале К.П. восстанавливают связь современного автору поколения с праотцами и патриархами. Они доказывают, что и вернувшиеся из плена иудеи должны иметь долю в обетованиях, полученных отцами веры. Однако наследство обязывает. Подчеркивая, что цари Иудеи много сделали для установления и сохранения истинного богослужения, автор хочет пробудить и поощрить рвение вернувшихся домой иудеев к Закону и богослужению. Для этого он выделяет благословение преданных Богу и на историч. материале показывает, что неверный Богу не может избежать наказания. Этой духовно-назидат. т.зр. объясняются выбор сюжетов, излагаемых в К.П., отличия от изложения Книг Царств, а также то, что в них подчеркивается ветхозаветное благочестие в жизни царей и народа. Такая религ. целевая установка не дает совр. критикам права подвергать сомнению историч. достоверность повествования. Однако из-за того, что способ рассмотрения событий, принятый автором К.П., во многом отличается от подходов авторов более ранних историч. книг ВЗ, возникают определ. трудности для понимания.
Толковая Библия
Толкование на Вторую книгу Паралипоменон
Что касается целей книг Паралипоменон, то, основываясь на неточном названии этих книг у LXX-ти ( Παραλειπόμενα – «опущенные» или «забытые»), цель эту нередко видели в том, чтобы представить дополнение к другим историческим книгам Ветхого Завета, в частности – относительно 2 Паралипоменон – к 3 и 4 книгам Царств, или же дать сокращенное изложение их содержания. В действительности, однако, в книге Паралипоменон нередко повторяются повествования, довольно подробно описанные и прежде, иногда же совсем опускаются и важные исторические известия. Скорее, держась еврейского названия книг Паралипоменон, следует видеть в них анналы или летописи преимущественно религиозного, теократического, богослужебного характера: идея теократии и культа Иеговы – господствующая идея книг Паралипоменон, отсюда особенная подробность повествования о царях благочестивых, и подобная же подробность в описании различных учреждений в общественном богослужении, в замечаниях о священном Левиином колене и отдельных родах его. Религиозно-теократическая идея, господствующая в кн. Паралипоменон дала основание блаж. Иерониму сказать: «Книга Паралипоменон, т.е. ἐπιτομή (сокращение) древних документов, такова, что, если кто, не зная ее, захочет присвоить себе знание писаний, тот смеется сам над собою. В каждом почти имени и в каждом соединении слов затрагиваются пропущенные в книгах Царств истории, и излагаются бесчисленные евангельские вопросы». («Письмо к Павлину. Об изучении Свящ. Писания». Творения блаженного Иеронима Стридонского в русском переводе ч. 3, Киев, 1894, с. 83). Важное практическое значение в жизни возвратившегося из плена иудейства могли иметь помещенные в 1 Паралипоменон I-IX гл., родословные еврейские таблицы, дававшие возможность точного разбора, кто происходит от священного колена и кто мирянин ( 1Ездр. 2:59–63 ; Неем. 7:61–65 ). Еще более важное значение должны были иметь замечания религиозно-культового свойства в воссоздании религиозно-богослужебной жизни иудейства при построении второго Иерусалимского храма. Всего же важнее, что в кн. Паралипоменон веет тот же божественно-возвышенный дух, что и в других священных книгах (ср., напр., ( 2Пар. 6:18 ) и ( Деян. 7:48 ) и др.).
Святоотеческие толкования на кн. Паралипоменон – блаженного Феодорита и св. Ефрема Сирина, Из западных ученых – прежних: Калмета, Клерика, Корнелия а Ляпиде, – новых: Берто (1873), Кейля (1870) и др. В русской литературе о кн. Паралипоменон см. митр. Киевск. Арсения. Введение в Свящ. книги Ветхого Завета (Киев 1873), проф. А. А Олесницкого. Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений отцов и учителей Церкви (Спб. 1894); его же, Государственная летопись царей иудейских или книги, забытые ( Παραλειπόμενα ). Труд Киев. Дух, Акад. 1879, №№ 8 и 12; проф. прот. А. С. Царевского, Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон (Киев 1878); проф. П. А. Юнгерова, Происхождение и историчность книг Паралипоменон, Правосл. Собеседн. 1905, сентябрь; Истолковательные примечания – у проф. Гуляева, Исторические книги Ветхого Завета (Киев 1866) и др.