Что означает слово мономах
Мономах
Смотреть что такое «Мономах» в других словарях:
МОНОМАХ — (греч.). Единоборец, прозвание, данное великому князю Владимиру, давалось народом и другим царям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОМАХ греч. monomachos; этимологию см. Мономахия. Единоборец.… … Словарь иностранных слов русского языка
Мономах — так назывались византийский император Константин IX и великий князь Киевский Владимир Всеволодович … Биографический словарь
мономах — сущ., кол во синонимов: 1 • единоборец (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мономах — – противоморозная добавка NaNO2. Применяется в качестве противоморозной добавки к бетонам, в производстве строительных конструкций, ингибитора для защиты от атмосферной коррозии. Бесцветная светло желтая или с зеленоватым оттенком… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Мономах — Владимир Мономах Владимир II Всеволодович Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты Виктор Васнецов, 1848 … Википедия
Мономах — так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МОНОМАХ — (Владимир М.; см. ВЛАДИМИР) В санях сидя, отправляясь путем всея земли. Поучение Владимира Мономаха детям Эпгрф. Ахм940 (269) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
мономах — Прозвище великого князя Владимира является заимствованием из греческого, где это слово означает единоборец … Этимологический словарь русского языка Крылова
Мономах — Моном ах, а: Влад имир Моном ах, ш апка Моном аха … Русский орфографический словарь
мономахія — ї, ж. Те саме, що єдиноборство … Український тлумачний словник
МОНОМАХ
Смотреть что такое «МОНОМАХ» в других словарях:
Мономах — так назывались византийский император Константин IX и великий князь Киевский Владимир Всеволодович … Биографический словарь
мономах — сущ., кол во синонимов: 1 • единоборец (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мономах — – противоморозная добавка NaNO2. Применяется в качестве противоморозной добавки к бетонам, в производстве строительных конструкций, ингибитора для защиты от атмосферной коррозии. Бесцветная светло желтая или с зеленоватым оттенком… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Мономах — Владимир Мономах Владимир II Всеволодович Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты Виктор Васнецов, 1848 … Википедия
Мономах — прозвище великого князя Владимира (1113–1125 гг.). Из греч. Μονομάχος – фам. визант. рода, собственно единоборец … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Мономах — так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МОНОМАХ — (Владимир М.; см. ВЛАДИМИР) В санях сидя, отправляясь путем всея земли. Поучение Владимира Мономаха детям Эпгрф. Ахм940 (269) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
мономах — Прозвище великого князя Владимира является заимствованием из греческого, где это слово означает единоборец … Этимологический словарь русского языка Крылова
Мономах — Моном ах, а: Влад имир Моном ах, ш апка Моном аха … Русский орфографический словарь
мономахія — ї, ж. Те саме, що єдиноборство … Український тлумачний словник
МОНОМАХ
Мономах
Монома́х
прозвище великого князя Владимира (1113–1125 гг.). Из греч. Μονομάχος – фам. визант. рода, собственно «единоборец».
Смотреть что такое МОНОМАХ в других словарях:
МОНОМАХ
так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович (см.).
МОНОМАХ
МОНОМАХ
Мономах — так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович (см.).
МОНОМАХ
МОНОМАХ(греч.). Единоборец, прозвание, данное великому князю Владимиру, давалось народом и другим царям.Словарь иностранных слов, вошедших в состав рус. смотреть
МОНОМАХ
Мономах – противоморозная добавка NaNO2. Применяется в качестве противоморозной добавки к бетонам, в производстве строительных конструкций, ингибит. смотреть
МОНОМАХ
1) Орфографическая запись слова: мономах2) Ударение в слове: Моном`ах3) Деление слова на слоги (перенос слова): мономах4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
МОНОМАХ
(Владимир М.; см. ВЛАДИМИР) В санях сидя, отправляясь путем всея земли. Поучение Владимира Мономаха детям Эпгрф. Ахм940 (269)Синонимы: единоборец
МОНОМАХ
Мономах сущ.муж.одуш. (1) ед.род. тени давно усопших исполинов — Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.1812.
МОНОМАХ
власна назва, імен. чол. родуМономахвід слова: мономімен. чол. родумат.моном
МОНОМАХ
имя собств., сущ. муж. родаМономахот слова: моном сущ. муж. родамат.моном
МОНОМАХ
Ударение в слове: Моном`ахУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: Моном`ах
МОНОМАХ
МОНОМАХ
МОНОМАХ
МОНОМАХ (Владимир М.; см. ВЛАДИМИР) В санях сидя, отправляясь путем всея земли. Поучение Владимира Мономаха детям Эпгрф. Ахм940 (269)
МОНОМАХ
• Тяжела ты, шапка Мономаха (Т)Синонимы: единоборец
МОНОМАХ
Прозвище великого князя Владимира является заимствованием из греческого, где это слово означает «единоборец».
МОНОМАХ
прозвище великого князя Владимира (1113–1125 гг.). Из греч. – фам. визант. рода, собственно «единоборец».
МОНОМАХ
«Добрый страдалец за Русскую землю»: почему имя Владимира Мономаха стало символом великокняжеской власти
В истории Руси Владимир Мономах известен как талантливый политик, полководец и писатель. Детство он провёл в Переяславле-Южном при дворе своего отца Всеволода Ярославича. В 1078 году Всеволод Ярославич занял киевский престол. Владимир получил во владение Чернигов, а затем Переславль. 4 мая 1113 года Владимир Мономах стал Великим Киевским князем. За годы правления ему удалось возглавить несколько удачных походов против половцев, разорявших русские земли, и на несколько десятилетий остановить их набеги, а также на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц.
«Крестовый поход в степь»
Со второй половины XI века половцы беспрестанно совершали набеги на русские земли. Будучи ещё князем Переяславля, Владимир задался целью объединить военные силы русских князей, чтобы вместе противостоять половцам. Для этого было необходимо прекратить княжеские междоусобицы из-за уделов. Начало «примирительной» политики Владимир положил на Любечском съезде 1097 года. Окончательно сплотить силы враждующих князей ему удалось в начале 1103 года на съезде у Долобского озера недалеко от Киева.
Владимир Всеволодович настаивал на выступлении войска весной, однако Великий Киевский князь Святополк Изяславич не хотел отрывать крестьян от посевных работ. Тогда Владимир произнёс короткую, но пламенную речь: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль».
Слова Мономаха убедили русских князей, и весной 1103 года дружины выступили в степь. Решающее сражение произошло 4 апреля на реке Сутени недалеко от Азовского побережья. За несколько часов русским воинам удалось одержать первую большую победу в степи. На несколько лет набеги половцев на Русь прекратились, однако вскоре вспыхнули с новой силой. Тогда Владимир Мономах предпринял новый поход против половцев.
В феврале 1111 года дружины русских князей выступили из Переславля. У ворот города был поставлен большой крест, отправлявшихся на битву воинов благословлял епископ. В походе войско сопровождали священники.
«Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока», — пишет на страницах книги «История России с древнейших времён до конца XVII века» историк Андрей Сахаров.
К концу марта русские дружины впервые достигли сердца Половецкой земли — города Шарукань недалеко от Дона. Спустя несколько часов после начала решающей битвы у притока Дона на реке Сальнице половцы бежали.
По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгения Пчелова, победу удалось одержать благодаря организаторскому и военному таланту Владимира Мономаха.
«Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII века стала левым флангом общего наступления Европы на Восток», — писал Сахаров.
Непродолжительный расцвет государства
4 мая 1113 года после смерти Святополка Изяславича «златой» киевский престол занял его двоюродный брат Владимир Мономах.
«Через несколько дней после похорон Святополка Изяславича в Киеве вспыхнул мятеж — горожане разграбили двор тысяцкого, напали на евреев-ростовщиков. Была опасность, что мятеж, вызванный, вероятно, непопулярной политикой князя, разгорится ещё больше. Киевские бояре пригласили на престол княжившего тогда в Переславле Владимира Мономаха, поскольку он пользовался большой известностью на Руси и был авторитетным князем. По принципу наследования он также являлся одним из кандидатов на вакантный киевский стол. Судя по летописному сообщению, после вокняжения Мономаха в Киеве мятеж прекратился», — пояснил Пчелов в беседе с RT.
Сразу после вступления на престол Владимир Мономах принял меры, ограничивающие произвол ростовщиков. Так, великий князь принял устав, согласно которому сумма выплачиваемых по кредиту процентов не должна превышать 20% в год.
За время своего правления Мономаху удавалось поддерживать духовное и политическое единство Руси. «добрым страдальцем за Русскую землю» называет его автор Ипатьевской летописи.
По мнению историков, великий князь выработал нравственную систему, отражённую не только в его сочинениях, но и в его политике. В принятии решений Владимир Всеволодович руководствовался христианскими заповедями, которые он трактовал в «Поучении» — духовном завещании, обращённом к собственным сыновьям и другим русским князьям. Воспринимая князей как своих братьев не только по кровному, но и по духовному родству, Мономах стремился построить новое политическое здание Русского государства на принципах всепрощения и братолюбия.
«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех», — писал Владимир Мономах в своём «Поучении».
Помимо духовного завещания киевского князя до нас дошло пронизанное необыкновенным чувством христианского всепрощения письмо, отправленное Мономахом его врагу, князю Олегу Черниговскому.
«Наверное, это отчасти идеализированный образ. Как и всякий живой человек, Владимир не всегда соответствовал тому высокому идеалу, который сам создавал в своих сочинениях и к которому так стремился. Но он создал этот идеал — создал для себя и других, он искренне стремился достичь его, а это величайшая редкость и для политика, и для человека», — пишет в своей книге «Владимир Мономах» историк Алексей Карпов.
По мнению исследователей, Владимиру Мономаху благодаря его непререкаемому авторитету удалось на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц. Однако после его смерти Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.
«Политического единства Руси не было уже с середины XI века. Мономах был главным среди других князей, поскольку Киев считался главным княжеским столом. А дальше всё зависело от личности и авторитета князя. Владимир Мономах таким авторитетом, безусловно, обладал. Его потомки обладали им, очевидно, в меньшей степени», — отметил Пчелов.
Спор о «шапке Мономаха»
С именем Владимира Всеволодовича связана одна из самых известных регалий великокняжеской власти, так называемая шапка Мономаха. Однако никакого отношения к Великому Киевскому князю она не имеет. По словам Пчелова, за Владимиром закрепилось прозвище «Мономах» потому, что по матери он являлся потомком византийской династии Мономахов. В переводе с греческого Мономах означает «единоборец».
Впервые шапка Мономаха упоминается в казне московских князей при Иване Калите. В 1317 году его старший брат, Великий князь Московский Юрий Данилович, женился на Кончаке, сестре золотоордынского хана Узбека. Как считают некоторые историки, расшитая золотом шапка была свадебным подарком московскому князю от Узбека.
По мнению Пчелова, бесспорным является факт, что головной убор был сделан на Востоке, однако как он попал на Русь, остаётся неизвестным.
«Этот венец считался самым древним и самым почитаемым среди русских регалий. Именно шапкой Мономаха венчался первый русский великий князь, прошедший торжественную церемонию в Успенском соборе Кремля, в 1498 году — Дмитрий Иванович, внук Ивана III. С тех пор все великие князья и цари венчались на царство этой шапкой», — отметил Пчелов.
По словам историка, в конце XV века шапка стала считаться византийским подарком, якобы переданным на Русь Владимиру Мономаху от византийского императора Константина Мономаха вместе с другими регалиями.
«Таким образом, Русь становилась как бы символической преемницей Византийской империи, а русские цари получали наследие византийских императоров. Всё это соответствовало формировавшейся тогда идее о Москве как о Третьем Риме», — подытожил Пчелов.
Мономах
Мономах
Владимир Мономах Владимир II Всеволодович | ||
Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты Виктор Васнецов, 1848 | ||
| ||
---|---|---|
1113 — 19 мая 1125 | ||
Предшественник: | Святополк II | |
Преемник: | Мстислав I Великий | |
Рождение: | 26 мая 1053 | |
Смерть: | 19 мая 1125 | |
Похоронен: | Софийский собор в Киеве | |
Династия: | Рюриковичи | |
Отец: | Всеволод Ярославич | |
Супруга: | 1) Гита 2) Ефимия | |
Дети: | сыновья: Мстислав I Великий, Изяслав, Святослав, Роман, Ярополк II, Вячеслав, Юрий Долгорукий и Андрей дочери: Евдоксия, Евфимия и Агафья |
Содержание
Начало деятельности
Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха). В юности был князем Ростова (1066—1073), в 1073—1078 правил в Смоленске. В 1073 заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов.
В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же сел на Черниговский престол.
Организатор антиполовецкого союза при Святополке
Великое княжение
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошел в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов.
Писатель
Сочинения Владимира Мономаха дошли до нас в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи. Они являются ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. Под общим названием «Поучение» летописец объединил три литературных произведения: собственно «Поучение» (в котором выделяется подробный рассказ Владимира детям о своей жизни — «пути и ловы», то есть военные походы и охоты), «Письмо Олегу Святославичу», написанное около 1093, и заключительную «Молитву». В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость. «Поучение» — сложный памятник, складывавшийся в несколько этапов; работу над ним автор, по-видимому, начал в 1101 году во время поездки в Ростов (се ныне идоу Ростовоу), после тревожной встречи с послами и размышлений о своей жизни, а в окончательную форму облёк после 1117 г. (года упоминаемого в нём похода на Ярослава Святополчича). Среди литературных источников «Поучения» — библейские тексты, богослужебный корпус, апокрифы, прочая византийская литература (в том числе, по-видимому, тогда ещё не переведённая).
Характеристика
Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли 3/4 территории Древнерусского государства; княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Михайловского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
Владимир Мономах о том, как быть хорошим князем
Взгляд на то, каким должен быть русский князь и как должны строиться его отношения с другими князьями и со своей администрацией, Владимир Мономах изложил в сочинении под названием «Поучение».
Владимир Мономах осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают первостепенное политическое значение, и судьба Русского государства в огромной мере зависит от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках государственную власть. Мономах говорил: «Не следует проливать кровь того, кто причинит нам зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней».
Власть — это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д.
В своем «Поучении» Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием.