Что означает слово маккаби
Маккаби
В конце XIX века зародилось движение еврейских спортивных клубов, которые в 1912 г. были объединены в Палестине в Маккавейскую федерацию (от Маккавеев). В 1921 г. был создан Всемирный союз Маккаби.
В Израиле Маккаби — наиболее частое, наряду с Хапоэлем, названия спортивных клубов.
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Маккаби» в других словарях:
Маккаби (баскетбольный клуб — Маккаби (баскетбольный клуб, Тель Авив) У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби Тель Авив. Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl … Википедия
Маккаби (баскетбольный клуб) — Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl, Евролига УЛЕБ Основан 1932 Зал Nokia Arena (11000 мест) … Википедия
Маккаби Тель-Авив (баскетбольный клуб) — Маккаби (Тель Авив) Играет в Ligat HaAl, Евролига УЛЕБ Основан 1932 Зал Nokia Arena (11000 мест) … Википедия
Маккаби (футбольный клуб — Маккаби (футбольный клуб, Хайфа) Маккаби Полное название Футбольный клуб «Маккаби» Хайфа Основан 1913 … Википедия
Маккаби Ахи (футбольный клуб — Маккаби Ахи (футбольный клуб, Назарет) Маккаби Ахи Полное название Футбольный клуб Назарета «Маккаби Ахи» (ивр. מועדון כדורגל מכבי אחי נצרת) Основан 1967 Стадион … Википедия
Маккаби Ирони — Маккаби Ирони … Википедия
Маккаби Тель-Авив — «Маккаби» Тель Авив баскетбольный клуб из Тель Авива. «Маккаби» Тель Авив футбольный клуб из Тель Авива. «Маккаби» Тель Авив спортивное общество из Тель Авива. См. также Маккаби … Википедия
Маккаби Бнот Ашдод (баскетбольный клуб) — Маккаби (Бнот Ашдод) מכבי בנות אשדוד Цвета Желтый и Синий Основан [[1991 год в спорте|1991]] Город Ашдод … Википедия
Маккаби (футбольный клуб, Нетания) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби. Маккаби (Нетания) … Википедия
Маккаби (баскетбольный клуб, Тель-Авив) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маккаби. Маккаби (Тель Авив) Цвета Желтый и Синий Основан 1932 Город Тель Авив … Википедия
Йеhуда Маккаби (Иуда Маккавей)
Содержание
«Маккаби»
Биография
Восстание против Антиоха Эпифана
На начальном этапе восстания Иеhуда следовал тактике постоянного нанесения противнику неожиданных ударов из засады, избегая решительного сражения. Уже в самом начале Иеhуде удалось разбить небольшой отряд сирийцев под командой Аполлония; большое значение имел его успех в битве при Бет-Хороне (к северо-западу от Иерусалима), в которой Маккаби разбил отряд сирийского военачальника Серона. Выбор поля сражения и искусное размещение тех сил, которыми располагали повстанцы, обнаружили блестящий полководческий талант Иеhуды.
В еще большей мере военные способности Маккаби проявились в сражении, в котором приняли участие значительные регулярные силы сирийцев под руководством опытного военачальника Горгия. Благодаря быстрому ночному переходу Иеhуда ускользнул от Горгия, намеревавшегося захватить противника в его лагере, а затем, в то время как Горгий искал повстанцев в горах, неожиданно атаковал сирийский лагерь у Эммауса (южнее Бет-Хорона); Горгий с остатками своих войск был вынужден отступить на приморскую равнину.
Поражение Горгия сделало очевидным для сирийцев, что речь идет о серьезной и затяжной войне. Против Маккаби во главе значительных военных сил выступил царский наместник Лисий.
Освобождение Иерусалима
В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) Иеhуде удалось разбить численно превосходящие силы противника и открыть путь на Иерусалим. Войдя в город, он совершил очищение оскверненного Храма, в котором затем, после трехлетнего перерыва, была восстановлена традиционная служба.
Проведенное по этому поводу восьмидневное празднество (164 г. до н. э.) отмечается с тех пор ежегодно с 25-го кислева по третье (или второе) тевета как праздник обновления Храма — Ханука. Освобождение Иерусалима и возобновление храмовой службы было первым шагом на пути к независимости страны.
Дальнейшее освобождение Земли Израиля
Известия о нападениях на еврейские поселения в Гиладe (Заиорданье) и Галилее заставили Иеhуду Маккаби выступить на север. Он отправил своего брата Шимона в Галилею, а сам вместе с другим своим братом, Ионатаном, направился в Гилад, где разбил аравийских кочевников, осаждавших укрепленные города евреев. Затем, двинувшись на юг, Иеhуда нанес поражение идумеям, после чего взял Хеврон и, спустившись к морю, направился к Иерусалиму. Там он осадил в городской крепости Акра сирийский гарнизон.
Конфликт с Лисием
Лисий и молодой царь Антиох Эвпатор, сменивший умершего Антиоха Эпифана, привели на помощь осажденным сильное войско; сирийские силы вошли в Иудею с юга и осадили Бет-Цур. Маккаби выступил навстречу неприятелю, но, потерпев поражение около Бет-Зхарии, вернулся в Иерусалим. Взяв Бет-Цур, сирийцы подошли к Иерусалиму и осадили Иеhуду на Храмовой горе.
Положение осажденных было крайне трудным, однако ситуация неожиданно изменилась: до сирийского лагеря дошло известие, что Филипп, бывший главнокомандующим при Антиохе Эпифане, намеревается захватить власть в Сирии. Лисий предложил Иhуде компромисс, на который тот согласился: эдикты Антиоха Эпифана, направленные на эллинизацию еврейской религиозной жизни, отменялись и религиозная свобода евреев была восстановлена.
Внутренний раздор
Однако завершение борьбы за религиозную свободу не принесло стране внутреннего мира: после заключения соглашения в стране началась борьба между поборниками религиозной ортодоксии во главе с Маккаби и проэллинистическими кругами. Усиление первых заставило эллинистическую партию искать покровительства у нового царя Сирии Деметрия I.
Деметрий отправил в Иудею войска под предводительством Бакхида. Сирийские войска овладели Иерусалимом. Правителем Иудеи был назначен видный военачальник Никанор. Несмотря на военные успехи, сирийцы были готовы пойти на компромисс, однако Иеhуда решил продолжать борьбу. Военные действия возобновились, и в 161 г. до н. э. (13 адара) в сражении у Адассы (в русс. трад. Хадаши ; в 9 км к северу от Иерусалима) Иехуда Маккавей одержал победу над силами Никанора и вновь занял Иерусалим. В память об этой победе было установлено ежегодное празднование «Дня Никанора».
Стремясь к достижению полной политической независимости, Иеhуда Маккаби направил послов в Рим. В 161 г. до н. э. между Иудеей и Римской республикой был заключен договор, согласно которому Рим поддерживал дружественный нейтралитет с Иудеей, и, следовательно, де-юре признавал Иудею как суверенное государство.
Через несколько месяцев после поражения Никанора Деметрий послал в Иудею новые силы под командой Бакхида. На этот раз сирийские силы настолько превосходили численно войска Иеhуды, что большинство его воинов покинуло поле боя, предложив ему последовать их примеру и отложить сражение до более благоприятной ситуации.
Смерть Иеhуды
Однако Иеhуда решил принять сражение, произошедшее возле Эласы (около Бет-Хорона), где он и оставшиеся верными ему воины пали в бою. Тело Иехуды Маккавея было увезено с поля боя его братьями и погребено в Модиинe. Один из величайших еврейских полководцев, Иеhуда Маккаби стал символом вождя-героя, отдавшего жизнь за свободу своего народа в борьбе против чужеземного ига. Источником сведений о жизни Иеhуды Маккаби являются книги Маккавеев и Иосиф Флавий.
Маккаби (больничная касса)
Медицинское страхование и медицина
Больничная касса Леумит; קופת חולים מכבי
Содержание
История больничной кассы Макаби
Макаби была основана в 1941 году как альтернатива профсоюзной кассе Клалит. Она обслуживала пациентов в больших городах Израиля и практически не была представлена на периферии.
В 1962 г. больничные кассы Оцар hа-роф’им (основана в 1942 г.) и Шилоах (основана в Хайфе в 1950 г.) образовали больничную кассу Асаф, которая в 1975 г. объединилась с кассой Макаби.
С начала 1990-х годов, Макаби стала второй по численности застрахованных пациентов больничной кассой Израиля. В начале XXI века Макаби приобрела сеть частных клиник Асута.
В 2004 году в ней было застраховано 1,609,900 человек. В 2013 году количество членов Макаби приближается к 2 миллионам человек (около 25% населения).
Особенности кассы Макаби
Макаби, как правило, не нанимает врачей на работу, а заключает договора с самостоятельно практикующими врачами и другими специалистами. Они могут принимать больных как в отделениях Макаби, так и в собственных кабинетах. При этом те же врачи могут иметь договор и с другими больничными кассами, принимая у себя и их членов.
В Макаби не бывает забастовок медицинского персонала; этот факт используется для рекламы, особенно во время забастовок в Клалит и Леумит.
Член кассы, которому нужно попасть на приём к врачу, заказывает очередь по телефону или через интернет, выбирая из списка любого врача, который подходит ему по времени и месту. Так же заказываетсяочередь на медицинские процедуры. Лаборатории принимают больных, как правило, без предварительной записи, причём простые анализы (крови и т.п.) можно сдать в любом отделении, независимо от места проживания пациента.
Компьютерная сеть Макаби охватывает всех её членов. С начала XXI века Макаби стремится снабдить всех своих членов входом в её интернетовский сайт.
Аптеки Макаби (более 600) как правило крупные, не привязаны к каждому отделению, а находятся в местах наиболее ожидаемого спроса (например, рядом с региональными отделениями кассы). В них многие товары дешевле, чем в частных аптеках, и можно записывать цену товаров на счёт, с которого платятся членские взносы. Компьютерная система аптек использует программы для предотвращения продажи людям протвопоказанных им лекарств.
Что означает слово маккаби
На следующий день к родителям Марика зашла двоюродная сестра мамы Мирьям. Она пригласила их на ханукальный вечер, который ее клуб организовал специально для новых репатриантов.
— Но ведь мы не новые репатрианты, — сказала мама.
— Ну, может быть, еще надумаете вернуться. Мы приглашаем не только тех, кто приехал насовсем, но и просто любознательных туристов. Сейчас у моих подруг по клубу гостят несколько симпатичных семей из Франции. И репатрианты из России там тоже будут, хотя в нашем районе их немного. Пойдемте! В клубе обычно бывают интересные вечера, с танцами. Л уж ханукальные пончики у нас пекут просто замечательные! Вам, наверное, уже надоели пончики из магазина и с уличных лотков?
И родители с бабушкой весело отправились в клуб тетушки Мирьям.
Марик вопросительно посмотрел на дедушку, ожидая, что тот сразу же откроет заветный сундук и достанет волшебный светильник. Однако дедушка не спешил.
Из-за прозвища сына священника Матитьягу Хасмонея восстание стало называться «восстанием Маккавеев». Но называли его и «восстание Хасмонеев», по родовому имени его первого предводителя.
Л сейчас посмотрим, с чем познакомит нас Волшебная Ханукия на этот раз.
— Похоже, Волшебная Ханукия расскажет о сражении под Эмманусом. Так греки называли Хамат, маленький городок в Иудее.
Тут на стене-экране что-то замелькало, закружилось, и Марик с дедушкой очутились в горах.
— Ой, дедушка, мы, наверное, опять попали в прошлое! — воскликнул мальчик.
Они спрятались в пещере. Мимо промчались всадники на лошадях.
Когда топот стих, дедушка махнул Марику рукой, и они отправились в ту же сторону.
Вскоре их взорам предстал лагерь. На пологом склоне расположились люди в еврейской одежде. В руках они держали мечи и зажженные факелы. Они внимательно слушали вождя, восседавшего на коне.
— Друзья! Вы должны быть мужественными и равнодушными к любой опасности и не бояться смерти! Будем сражаться так, чтобы в храбром бою вернуть себе свободу. Лишь тогда мы сможем жить счастливо, служить Всевышнему и хранить Его законы и обычаи! Если мы не выстоим, враги, убив нас, истребят наших близких, поработят и осквернят наш народ!
Марик так и впился глазами в вождя восстания, стараясь получше его запомнить.
Воины загудели, выражая свою готовность бороться за свободу. Вдруг послышался цокот копыт и в лагере появился еще один верховой. Это был разведчик с донесением.
Вождь приказал тихо покинуть лагерь, оставив зажженные огни, и повел своих людей тайными тропами в обход войска Горгия.
Йегуда застал своих врагов врасплох. Обойдя Горгия, он неожиданно напал на лагерь Никанора. Завязалось сражение.
Марик с дедушкой спрятались за большой гранитный валун и стали наблюдать.
Повстанцы одерживали верх над превосходящими силами противника.
— Что, получили?- крикнул Марик, совсем позабыв про опасность и вырываясь из рук дедушки.
А в это время Маккавеи продолжали громить лагерь Никанора. При виде их группа безоружных людей, расположившаяся особняком в лагере, стала разбегаться, побросав свои тяжелые мешки.
Воины Маккавея развязали один из мешков и высыпали содержимое на землю. Золотые монеты со звоном падали на камни.
И вдруг неизвестно откуда выскочили два греческих воина и, обезумев, побежали прямо на них, размахивая мечами.
Но волчок попал в трещину на камне и не завертелся, застрял!
Бегущие греческие воины были уже в пяти шагах от путешественников во времени, их безумные лица и обнаженные мечи не предвещали ничего хорошего.
— Давай, дедушка, запускай! — с ужасом завопил сообразивший что к чему Марик.
Тут серебряный волчок-совивон наконец закрутился.
Поле битвы и греки с мечами исчезли. Дедушка с внуком очутились в своей комнате.
Марик наконец опомнился от страха.
Дедушка Йося еще несколько раз прошелся взад-вперед по комнате и немного успокоился.
Ханука 2021: когда отмечается, история Маккавеев, традиции, почему зажигают восемь свечей
Ханука — это еврейский праздник света и чуда, он отмечается зимой, как правило, незадолго до наступления новогоднего периода по европейскому календарю. События Хануки описаны в исторических источниках, им посвящены известные произведения искусства. Отголоски тех далеких событий есть даже в славянском народном календаре. Подробности — в материале ФАН.
Когда отмечается Ханука в 2021 году
Ханука отмечается восемь дней (почему, расскажем ниже). В 2021 году праздник начнется вечером в воскресенье, 28 ноября, и продлится до вечера понедельника, 6 декабря.
История праздника
Ханука — это праздник, связанный с историческими событиями, происшедшими во II веке до нашей эры, во времена правления царя Антиоха IV Епифана. Этот царь происходил из династии Селевкидов, продолжателей политики Александра Македонского в деле эллинизации Азии. В религии и культуре, исповедовавшейся Селевкидами, присутствовали тенденции, опиравшиеся на языческие представления, идущие из Древней Греции и Древнего Рима. При правлении Антиоха в Иудее стал намечаться отход от религиозных канонов иудаизма, что возмущало богобоязненных ревнителей веры.
Отход от религии вызвал недовольство жителей Иудеи, и против Антиоха вспыхнуло восстание. Во главе восставших встал Матитьяху (Матфей), представитель древней и уважаемой династии Хасмонеев. Матитьяху вместе с сыновьями ушел в горы, которые хорошо знал, за ним последовали его сторонники. Повстанцы начали партизанскую войну против правительственных войск, и довольно долго им сопутствовал успех — в Израиле до сих пор можно найти пещеры, в которых повстанцы скрывались от преследователей.
После смерти Матитьяху восстание продолжилось под руководством его сына Иехуды (Иуды) по прозвищу Маккавей (что на иврите означает «молот»). По традиции всех руководителей и участников того восстания с тех пор называют Маккавеи (Маккаби).
Сам праздник Ханука связан с одной из наиболее успешных операций Маккавеев в 164 году до н. э.: взятия штурмом Храмовой горы Иерусалима. Согласно легенде, когда восставшие вошли в Храм, святилище оказалось разграбленным и оскверненным. Для освящения главного молитвенного дома иудеев требовалось зажечь Менору — золотой семисвечник, который, согласно Библии, был у евреев со времен Исхода, а затем занял свое место в иерусалимском Храме как главная святыня и символ иудаизма. Для горения Меноры использовалось специальное чистое храмовое масло, на изготовление и доставку которого требовалось не менее восьми дней.
Обыскав святилище, восставшие нашли маленький кувшин с чистым ритуальным маслом, но этого масла могло хватить только на один день горения. Многие убеждали Иуду Маккавея потерпеть восемь дней, чтобы все сделать по правилам, но он решил довериться божьей воле и все-таки зажег Менору. Как уже догадались читатели, Господь явил чудо, и Менора, в которой масла было всего на один день, горела все восемь дней. За это время новое чистое масло было изготовлено и доставлено в Храм, и Менора продолжила гореть без перерыва.
В память об этом чуде и празднуется Ханука, само это слово на иврите означает «освящение», «очищение», «обновление».