Что означает слово любопрение
Вопрос 1079: 3 т.
Любопрение – что это такое?
Фил.1:15-16 – «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз Моих». Фил.2:3 – «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Любопрение означает любовь к спорам. Согласно Слова Божия, если двое спорят между собой, а один из них отстаивает истину, то он не спорит, а свидетельствует. Спорит незнающий. Мрк.9:16 – «Он спросил книжников: о чем спорите с ними»? Иоан.6:52 – «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою»? Деян.23:9 – «Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу». Деян.28:29 – «Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою».
Споры не нужны, и в спорах истина не рождается. 1Тим.6:5 – «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Тит.3:9 – «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны». Такие люди очень ограниченны в знаниях и переполнены самомнением. О чем бы ни заговорил, они всё знают, но никогда ни в одном деле их не найдешь, даже в том, которое оспаривают. Они просто теоретизируют, как наш диакон. Но не проповедуют, не занимаются с людьми, избегают тех, кто знает Священное Писание, очень сильны в сборе криминала и на подсматривание, а сами гниют и гниют на своих дрожжах. Ни одного дельного совета, даже житейского, того, который можно было применить с пользой для дела, они дать не могут. Прит.18:2 – «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум». Сир.8:4 – «Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его».
Сир.11:9 – «Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников». Любопрительных людей интересует не истина, она им совсем не нужна, а собственное их мнение, которое никто, кроме его жены, не поддерживает.
ЛЮБОПРЕНИЕ (См. также МНОГОСЛОВИЕ, МОЛЧАНИЕ, ПРАЗДНОСЛОВИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, СТРАСТИ)
Избегай любопрения и спора (Антоний Великий). VI, 23.
Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком-либо зле (авва Исаия). VI, 163.
Расположение к спору и распре низвращает все здание добродетелей, наводит помрачение на душу, закрывает от нее свет евангельских заповедей. За этой страстью последуют разные виды греха: последует за нею отвержение терпения, последует за нею увлечение тщеславием. Что ни представляет любопрительность праведным и Божественным, представляет ложно (авва Исаия). VI, 216.
Расположение к спорам и распрям, или любопрительность рождается от следующих пороков: от пустословия, от ухищренного многословия, от лицемерного слова, произносимого с целью человекоугодия, от дерзости, от двуличности, от желания настоять на своем слове. Этими пороками низвращается душа беспощадно. Она делается бесплодною от усвоения их себе (авва Исаия). VI, 217.
Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия (авва Исаия). VI, 221–222.
Сказывали о авве Иоанне, что он, пришедши в церковь скита и услышав там, что некоторые из братий спорили между собою, возвратился к келии своей, обошел ее три раза, и после этого взошел уже в нее. Видели это некоторые из братий и спросили его: почему он поступил так. Он отвечал: мой слух был запечатлен словами спора: я прохаживался, чтобы очиститься, и уже в безмолвии сердца взойти в келию (Иоанн Колов). VI, 294.
Если случится между тобою и ближним какое-либо неприятное слово, и ближний начнет отказываться от этого слова, утверждая, что он не говорил его, то не войди в словопрение с ним, не скажи: ты сказал, потому что он этим очень смутится (Изречения безымянных старцев). VI, 391.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ЛЮБОПРЕНИЕ
1. От каких пороков рождается расположение к спорам и распрям?
Расположение к спорам и распрям или любопрительность рождается от следующих пороков: от пустословия, от ухищренного многословия, от лицемерного слова, произносимого с целью человекоугодия, от дерзости, от двуличности, от желания настоять на своем слове. Этими пороками низвращается душа беспощадно. Она делается бесплодною от усвоения их себе. (Авва Исаия).
2. Чем пагубна для человека страсть любопрения?
Руководящийся смиренномудрием отсекает свою волю в кротости и праведности евангельской, боясь любопрения, как змея. Расположение к спору и распре низвращает все здание добродетелей, наводит помрачение на душу, закрывает от нея свет евангельских заповедей. Позаботься устранить из себя эту проклятую страсть, которая примешивается к добродетелям, вкрадывается в человека под видом правды и губит его. Господь наш Иисус Христос не прежде взошел на крест, как по отлучении Иуды из сонма учеников: и человек, если не истребит из себя этой гнусной страсти, то не возможет преуспевать в служении Богу. За этою страстию последуют разные виды греха: последует за нею отвержение терпения, последует за нею увлечение тщеславием. Живет в душе любопрительного и высокомудрого все, что ненавидит Бог. Что ни представляет любопрительность праведным и Божественным, представляет ложно. (Авва Исаия).
3. Как поступали святые Отцы, когда слух их был запечатлен словами спора?
Сказывали о авве Иоанне, что он, пришедши в церковь Скита и, услышав там, что некоторые из братий спорили между собою, возвратился к келлии своей, обошел ее три раза, и после этого взошел уже в нее. Видели это некоторые из братий и спросили его: почему он поступил так. Он отвечал: мой слух был запечатлен словами спора: я прохаживался, чтоб очиститься, и уже в безмолвии сердца взойти в келлию.
Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Фил. 2:3
Свт. Иоанн Златоуст
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
«Ничего не делайте по любопрению». Апостол внушает затем и излагает способ, как этого достигнуть. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию». Вот что, как я всегда говорю, составляет причину всех зол; вот откуда брани и ссоры, откуда клеветы и препирательства, откуда охлаждение любви, – когда мы пристрастимся к славе человеческой, когда сделаемся рабами чести, воздаваемой толпой. Раб славы не может быть истинным рабом Божьим. Итак, скажут, как же можем мы избегнуть тщеславия? Ты еще нам не показал пути. Слушай следующее: «но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». О, какое предложил он правило, исполненное всякого любомудрия, и какое руководство для нашего спасения! Если ты предполагаешь, говорит, что другой лучше тебя и уверишься в том; а еще более, если не на словах только, но и совершенно убежден в том, и честь ему воздаешь, – то не будешь чувствовать неудовольствия, видя, что другой почитает того, кому ты воздаешь честь. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим, – что означает великое превосходство, – и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть (другого) почитаемым; даже, если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его лучшим себя; бранить ли тебя он станет, – снесешь; зло ли какое причинит, – стерпишь молча. Когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя, то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Тем, которые гораздо выше, никто не завидует, потому что каждый думает, что высшим все принадлежит.
Здесь (апостол) поучает держаться такого расположения духа. Если же, говорит он, и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе, то представь, какая это будет двойная стена благодушия.
Беседы на послание к Филиппийцам.
Свт. Феофан Затворник
ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще
«Потребовал Апостол единодушия; теперь говорит, как достигнуть его» (святой Златоуст).
Ничтоже по рвению или тщеславию. – Рвение, когда кто рвется из всех сил, чтоб опередить других; разжигает же его к этому тщеславие. «Рвение, – вот что есть. – Когда кто говорит: понатужусь, чтоб не превзошел меня тот-то и тот-то. Материю такой ретивости выставляет Апостол тщеславие. Кто ищет славы человеческой, чего-чего не делает он для достижения ее» (блаженный Феофилакт).
Тщеславие разжигает больше и больше отличаться тем, чем думает кто славу людскую заслужить. Как это только имеется в виду, то взглянуть на сторонних людей и некогда, отчего нередко задевают их за живое: вот и оскорбление и разлад. «Я всегда говорю, – говорит святой Златоуст, – что это причиною всех зол. Отсюда брани и ссоры, отсюда клеветы и любопрения, отсюда охлаждение любви, когда любим славу человеческую, когда бываем рабами чести, воздаваемой народом. Ибо раб славы не может быть рабом Божиим. – Как же можем мы избегнуть тщеславия? Слушай следующее: но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще. Какое исполненное всякого любомудрия правило и какое руководство для нашего спасения предложил он! Если ты представляешь, говорит, что другой лучше тебя, и уверишь себя в том; а еще более, если не говоришь только это, но и совершенно убежден в том и честь ему воздаешь: то не будешь чувствовать неудовольствие, видя, что другой почитает его. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим (что означает великое превосходство), и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть другого почитаемым; даже если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его. лучшим себя. Бранить ли он тебя станет, снесешь; зло ли какое причинит, стерпишь молча. Ибо когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя; то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Ибо тем, которые гораздо выше, никто не завидует; поелику каждый думает, что высшим все принадлежит. — Так будет, если ты смиренно расположен в отношении к другому. Когда же и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе; то представь, что из сего составится сугубый оплот для взаимного снисхождения. Пока ты считаешь другого достойным почтения и он – тебя в равной мере; то не произойдет никогда ничего неприятного. Ибо если такое поведение со стороны одного сильно истребит всякую раздражительность, то, при взаимном таком расположении, кто разрушит такую твердыню? Ни сам диавол. Потому что составится тройное укрепление, четверное и больше. Ибо смиренномудрие есть причина всего доброго».
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Исаак Сирин
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Вопрос. Если достиг кто сердечной чистоты, что служит ее признаком? И познает ли когда человек, что сердце его достигло чистоты?
Ответ. Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. Ибо как исполниться слову апостольскому, по которому должны мы всех равно от искреннего сердца честию больших себе творить, если не будет сказанного, что доброе око не узрит зла (см.: Авв. 1:13)?
Слова подвижнические. Слово 21.
Прп. Ефрем Сирин
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Прп. Иоанн Пророк
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Когда ты пойдешь куда-нибудь с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою, — тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо апостол говорит: друг друга честию больша себе творяще.
Руководство к духовной жизни. Вопрос 336.
Прп. Исидор Пелусиот
Ст. 3-5 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе
Замечательна и ясна апостольская мысль. Но если она тебе кажется глубокою и неудобопонятною, то попытаюсь объяснить ее вкратце. Апостол, побуждая к смиренномудрию и сказав: друг друга честию больша себе творяще, присовокупил: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Фил. 6-7).
Посему, если Он не был равен Отцу, если только, оттого, что был послушливым повелению Большего, сделал Он то, что Им соделано, то излишен пример. Если же равен, как и действительно равен, то сказанное совершенно соответствует и прямо относится к смиренномудрию. Если бы быть равным почитал Он для Себя неожиданным приобретением, то не смирил бы Себя, чтобы унижение не сделалось предосудительным, не задело достоинство.
Но поскольку равен был по естеству, и высокое рождение Ему принадлежало по существу, а не было даровано по благости, то не отказался смирить Себя. Ибо раб, даже получивший свободу и удостоенный всыновления, почитая достоинство сие похищенным или нечаянным обретением, не согласится исполнить дело служителя. Настоящий же сын, у которого благородство и достоинство прирожденные, не откажется исполнить что-либо подобное, так как вовсе не может быть места никакому подозрению. Для первого прежнее рабство порождает подозрение о низости его; по отношение же к другому прирожденное благородство не допускает и родившегося подозрения; первый может лишиться всыновления, а другой никогда не утратит прирожденного благородства и достоинства.
Письма.
Прп. Нил Синайский
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Письма на разные темы. Доместику Димитрию.
Прав. Иоанн Кронштадтский
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
О, апостоле Христов! Испроси ты нам у Бога благодать обращаться нам так друг с другом. Мы, к несчастию, все тщеславны и горды: не любим возвышать пред собою других, а пред другими – себя. Даруй ты нам эту заботливость об общей пользе.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию
Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение (έριθεία). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем?
но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Теперь апостол показывает нам путь, которым мы можем избежать тщеславия, и предлагает спасительное для нас учение. Если, говорит, ты представишь себе, что другой не просто больше тебя, но чрезмерно тебя превосходит и, по великому смирению, убежден будешь, что это подлинно так, то ты его всячески будешь почитать. Поступая так, ты не огорчишься, когда увидишь, что и другие его почитают, даже если бы он стал тебя поносить или бить, ты терпеливо перенесешь; потому что ты, признав его высшим себя, не будешь и завидовать ему; потому что зависть бывает к равным, а не к тем, за которыми мы признали преимущество. И тот, в свою, очередь, будет думать, что ты превосходнее его, и вот настанет между вами полный мир.
Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.
Марий Викторин
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя
Павел говорит: ничего не делайте по любопрению. Ведь многие по необходимости или по собственному желанию предаются любопрению. Павел и в том, и в другом случае называет это любопрением, стремясь, чтобы к нему не было ни необходимости, ни желания, потому что и то и другое порочно. Иные (люди) впадают в любопрение из любви, иные же таковы, что склонны к нему по природе. Поэтому тут добавлено: ничего не делайте по любопрению.
Комментарий на Послание к Филиппийцам.
Лопухин А.П.
Ст. 3-4 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других
Для достижения полного единения в мыслях и любви необходимо отрешиться от любопрения, т. е. от склонности действовать по личным выгодам (eriqeia) и от тщеславия или пустохвальства (kenodoxia). – Почитайте один другого высшим себя. В этом проявляется смирение. Но будет ли во всяком случае справедливо унижать себя перед другими? Быть может, я и на самой деле выше по достоинствам, чем мой ближний? Призыв Апостола нужно понимать, конечно, в том смысле, что каждый из нас всегда должен думать о себе так: «Я не исполнил своей задачи, не осуществил всех заключающихся в моей натуре возможностей. Если я и сделал больше, чем другой, то, может быть, для этого у меня было более побуждений со стороны и я, быть может, мог сделать гораздо более, чем другой, кто осуществил все, на что он имел силы». – Но каждый и о других. Апостол говорит здесь не против любви человека к себе самому, но против узкого эгоизма, который из-за своих интересов совершенно не хочет видеть нужды ближнего.
Толковая Библия.
Что означает слово любопрение
ответа по темам:
Споры не нужны, и в спорах истина не рождается. 1Тим.6:5 – «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Тит.3:9 – «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны». Такие люди очень ограниченны в знаниях и переполнены самомнением. О чем бы ни заговорил, они всё знают, но никогда ни в одном деле их не найдешь, даже в том, которое оспаривают. Они просто теоретизируют, как наш диакон. Но не проповедуют, не занимаются с людьми, избегают тех, кто знает Священное Писание, очень сильны в сборе криминала и на подсматривание, а сами гниют и гниют на своих дрожжах. Ни одного дельного совета, даже житейского, того, который можно было применить с пользой для дела, они дать не могут. Прит.18:2 – «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум».Сир.8:4 – «Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его».
Сир .11:9 – «Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников». Любопрительных людей интересует не истина, она им совсем не нужна, а собственное их мнение, которое никто, кроме его жены, не поддерживает.