Что означает слово литургия в музыке
Литургия
Н. Д. Успенский.
Полезное
Смотреть что такое «Литургия» в других словарях:
Литургия — Литургия. Лютеранская церковь. ЛИТУРГИЯ (греческое leitourgia общественная служба), 1) в православной церкви божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛИТУРГИЯ — (греч. leiturgia, от leitos общественный, и ergon дело, труд). Богослужение в православной церкви, в котором совершается таинство св. евхаристии; обедня, служба в воспоминание всей земной жизни Иисуса Христа. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИТУРГИЯ — (греч. общественная служба ). 1) В православной церкви Божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см.… … Большой Энциклопедический словарь
литургия — См … Словарь синонимов
Литургия — (от litoV общий и ergon дело) название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
литургия — ЛИТУРГИЯ, обедня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛИТУРГИЯ — (греч. leiturgia) в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия снаряжение триеры. Была… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИТУРГИЯ — ЛИТУРГИЯ, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛИТУРГИЯ — ЛИТУРГИЯ, и, жен. 1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии. 2. Цикл духовных песнопений … Толковый словарь Ожегова
ЛИТУРГИЯ — жен. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящийся. Литургиарий муж. книга служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или совать, совершать… … Толковый словарь Даля
Литургия — христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Музыкальная энциклопедия
Смотреть значение Литургия в других словарях
Литургия — ж. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящ. Литургиарий м. книга-служебник, описание.
Толковый словарь Даля
Литургия — литургии, ж. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.
Толковый словарь Ушакова
Литургия — — в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки, например, содержание участников гимнастических состязаний.
Исторический словарь
Литургия Верных — третья часть литургии, называемая так потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные. Ее можно подразделить на следующие части: 1) перенесение честных.
Исторический словарь
Литургия Оглашенных — вторая часть литургии, называемая так потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные.
Исторический словарь
Литургия Преждеосвященных Даров — вид литургии, во время которой не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е. освященными прежде, на предыдущей литургии.
Исторический словарь
Литургия Св. Отец — — в церковном искусстве особая композиция, располагавшаяся, как правило, в нижнем регистре росписей алтарной абсиды средневекового православного храма и включавшая.
Исторический словарь
Литургия — 1
Советская историческая энциклопедия
Значение слова «литургия»
[От греч. λειτουργία — служба, отправление какой-л. должности]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛИТУРГИ’Я, и, ж. [греч. liturgia] (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
литурги́я
1. истор. общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии)
2. религ. главное христианское церковное богослужение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выпархивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «литургия»
Синонимы к слову «литургия»
Предложения со словом «литургия»
Цитаты из русской классики со словом «литургия»
Сочетаемость слова «литургия»
Какой бывает «литургия»
Понятия со словом «литургия»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «литургия»
Внизу, под гирляндами лампад, греки начинали служить литургию.
Как-то в воскресенье, набрав за пазуху орехов, он вошёл в церковь во время литургии и стал бросать орехи, пытаясь так погасить свечи.
Там совершал литургию сам патриарх, одетый в святительские ризы.
Значение слова литургия
Словарь Ушакова
литург и я, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(греч. leiturgia — служба, богослужение) — главное богослужение в православной и католич. церквах. У католиков называется мессой (от лат. missa — отпускание) по фразе, которой богослужение объявляется оконченным — «Ite, missa est». Л. в христианстве появилась еще в эпоху античности. Ядро ее составляет таинство евхаристии. Сформировалась л. путем добавления к таинству др. ритуальных действий, молитв, песнопений. В различных церквах в поздней античности и Раннем Средневековье создавались свои образцы л. (Антио-хия, Александрия, Константинополь, Рим, Карфаген и т. д.). В конечном счете в визант. церкви утвердились литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. В католич. церкви в ходе унификации обрядности, связанной с установлением в зап. христианстве главенства рим. пап, единственной формой л. стала рим. месса. Особую роль в этом сыграло распоряжение франкского короля Пипина Короткого, обязавшего в 754 г. всех подвластных ему епископов пользоваться только рим. литургич. книгами.
Л. представляет собой сложное драматизированное действие; в основе ее символики — земная жизнь Иисуса Христа, особенно его крестная жертва, открывшая людям путь к спасению. В религ. жизни людей Средневековья л. занимала центр, место и воспринималась как важнейшая часть ритуализированной жизни человека. И хотя подавляющее большинство верующих не знало латыни, на которой совершалась месса, она оказывала глубокое эмоциональное воздействие. К л. следовало тщательно готовиться, и многие люди, ощущая свою греховность, опасались подходить к причастию. В средние века ритуал л. был строго зафиксирован в литургич. книгах, в которых устанавливалось, в какой день и какие отрывки из Библии следует читать, какие молитвы произносить. Таким образом был создан годовой литургич. цикл. Существенным нововведением было появление в X в. в мессе органной музыки.
Лит.: Wierusz-Kowalski J. Liturgika. Warszawa. 1956.
Культурология. Словарь-справочник
христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса).
Античный мир. Словарь-справочник
государственная повинность в греческих полисах, которую несли богатые граждане и метеки: они должны были оплачивать определенные государственные расходы. Различали два вида л.: обычная и чрезвычайная. К первой принадлежали хорегия (оплата хоров для театральных спектаклей), архифеория (финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники), гимнасиархия (содержание гимнасиев); к другой относилась триерархия (содержание экипажа корабля и уход за кораблем). Введение л. преследовало две цели: ослабить противоречия между богатыми и бедными, а также укрепить оборонное могущество государства за счет частных лиц.
Православие. Словарь-справочник
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – важнейшее христианское богослужение, на котором не только возносятся молитвы и песнопения к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная бескровная жертва Тела и Крови Христовых за спасение всех людей – живых и умерших. Для теснейшего соединения с Господом Спасителем и достижения через это вечной жизни (см. Ин. 6, 53-54) Тело и Кровь Христовы предлагаются на литургии верующим для вкушения. Отсюда таинственная бескровная жертва называется «Таинством Причащения». А так как жертва эта соединяется с благодарственным воспоминанием неизреченной любви Господа к роду человеческому, то она называется еще «Евхаристией», или «Благодарением». Часто литургию попросту называют «Обедней». Обедня – народное название. Называется она так потому, что во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза, Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и совершается она всегда перед обедом. Слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело». В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось литургией. А само Таинство Причащения – «вечерей», «вечерей любви», «вечерей Господней» и «таинственной вечерей», а иногда «трапезой» и «преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками перед Своими страданиями (см. Мф. 26, 20-30; Мк. 14, 17-26; Лк. 22, 14-39). «Вечерей любви» Таинство Причащения называлось еще и потому, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т.е. ужин для всех, на который состоятельные христиане, движимые христианской любовью, приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.
Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной вечери накануне Его страданий и смерти на Кресте во искупление всего человечества: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; ср. 1 Кор. 11, 24-25). Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это Таинство в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Современный чин Божественной литургии сложился не сразу. При апостолах совершение Евхаристии сопровождалось чтением Слова Божия, пением священных песнопений, поучениями и молитвами. Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для литургии и на все дальнейшие времена. Но самый чин Божественной литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был записан, а передавался через устное предание, – из предосторожности, чтобы язычники не узнали тайн христианского богослужения. Письменное изложение переданной от апостолов литургии началось лишь не ранее III в. Вследствие этого в разных Церквах невольно являлись некоторые разности в чине литургии, хотя основные и существенные части ее и оставались всегда неизменными. Так, например, были чины литургии: литургия с именем апостола Иакова, литургия с именем евангелиста Марка, литургия, записанная в Постановлениях Апостольских, и др. В IV в., когда христианство восторжествовало над язычеством и когда в среде самого христианства стали особенно обнаруживаться ереси и расколы, появилась настоятельная потребность объединить все существовавшие в разных Церквах чины литургии, ввести однообразие и единство в совершении ее и тем предохранить ее от всяких произвольных и злонамеренных искажений и добавлений, в особенности со стороны еретиков. Это и выполнили отцы Церкви: свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст. Свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, упорядочил литургию устной формы, написав единый чин Божественной литургии. В основу этой литургии он положил литургию апостола Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее. Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, еще более сократил чин этой литургии. Авторитет этих составителей и достоинство их трудов были причиной того, что их чины быстро распространились по всему Востоку и устранили потребность в составлении новых. Впоследствии оба чина литургии были дополнены лишь немногими новыми песнопениями и молитвами.
Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: 14 января, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в сочельники перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, или в самые дни этих праздников, когда сочельник (навечерие) бывает в субботу или воскресенье. 16 раз в году (по средам и пятницам каждой седмицы Великого поста, кроме Beликой Пятницы, в четверг на пятой неделе, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) совершается Литургия Преждеосвященных Даров. До 592 г. она совершалась по устному преданию, а потом была записана Григорием Двоесловом, папой Римским. На этой литургии освящение Даров не происходит, и причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей полной литургии.
Бывают определенные дни в году, в которые не положено совершать литургию, а именно: в среду и пятницу Сырной седмицы, в понедельник, вторник и четверг всех шести седмиц Великого поста (кроме четверга пятой седмицы) и в Великую Пятницу. Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Совершается она в следующем порядке. Сначала через особое священнодействие приготовляются вещества для Таинства Евхаристии из принесенных даров – хлеба и вина и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – небесной и земной (проскомидия), потом приготовляются верующие к Таинству (литургия оглашенных), потом совершается само Таинство и верующие причащаются Тела и Крови Христа Спасителя (литургия верных).
Проскомидия – слово греческое и в переводе означает «принесение». Такое название проскомидия получила от обычая древних христиан приносить вещество, необходимое для совершения литургии (вино и хлеб). Веществом для Таинства Евхаристии служили и служат хлеб пшеничный, чистый, квасной и красное виноградное вино. Иисус Христос и апостолы для Таинства Евхаристии употребляли квасной хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок. Вино употребляется красное потому, что красный цвет напоминает цвет крови. В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода (см. Ин. 19, 34). Из принесенных даров предстоятель, т.е. священник, отбирал наилучшие для совершения Таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих трапез после богослужения. Священнослужитель молился за жертвовавших христиан и за их близких, живых и умерших.
С течением времени, когда упразднена была братская трапеза, эти приношения прекратились, однако в Церкви сохранился обряд, напоминающий этот древний обычай. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные пшеничные хлебы с изображением Христа, Святой Троицы, Богородицы, святых или Креста Господня. Этот хлеб называется просфорою (в переводе с греческого – «приношение»). Она круглая и состоит из двух частей (верхней и нижней) в ознаменование того, что в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. На верхней части просфоры с изображением креста имеется надпись ИС ХР – НИ КА, т.е. Иисус Христос – Победитель. На проскомидии священнослужитель вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь вместе с просфорами, за принесших их и за их сродников и близких, живых и умерших. Вынутые частицы кладутся на дискос и в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами, при этом священник молится словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною», а просфоры возвращаются тем, кто их подал.
Наша Святая Православная Церковь для совершения Таинства Евхаристии употребляет пять просфор в воспоминание чуда, которое сотворил Христос, насытив пятью хлебами пять тысяч человек.
Поскольку проскомидия есть не что иное, как приготовительная часть к самой литургии, то с ней Церковь соединила воспоминание о первоначальной жизни Христа. Как первоначальная жизнь Иисуса Христа от рождения до выхода Его на проповедь протекала в неизвестности, в полной сокровенности от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых дверях и задернутой завесе, тайно, незримо от народа, а для молящихся во время совершения проскомидии читаются часы.
Вторая часть Божественной литургии называется литургией оглашенных потому, что при совершении ее вместе с верными могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к Крещению. В древности на ней присутствовали также кающиеся, отлученные от Святого Причащения за тяжкие грехи, а также еретики, иудеи и язычники. Содержание этой части литургии – учительное, огласительное, так как в состав ее входят преимущественно чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Эта часть Божественной литургии соответствует жизни Иисуса Христа посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины. Она посвящена воспоминаниям о жизни, учении и деятельности Иисуса Христа со времени крещения Его Иоанном Крестителем до торжественного входа Его в Иерусалим, т.е. посвящается воспоминаниям евангельских событий, протекавших около трех с половиной лет. Вся она проникнута духом евангельской радости. Христос приходит в мир и приносит ему благую, радостную весть о Царствии Божием, об открытых вратах в новый мир красоты и света, в жизнь с Богом.
Третья часть Божественной литургии называется литургией верных, так как на ней, по древнему чиноположению, имели право присутствовать только крещеные (верные). Литургия верных состоит в принесении Богу жертвы хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии, творимой в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Священнодействия этой литургии посвящены воспоминаниям о входе Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания ради нашего спасения, о Тайной вечере, о Его страданиях и смерти, о Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо.
В состав этой литургии входят следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верных к присутствию при совершении Евхаристии, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, приготовление верных к причащению и причащение, благодарение за причащение и, наконец, благословение на выход из храма.
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, в настоящее время принято служить три различных чинопоследования: литургию Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого и литургию Преждеосвященных даров. В первые века христианства существовали и другие разновидности литургии, которые в наши дни вышли из употребления. Литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого, по преданию, составлены на основе древней литургии апостола Иакова. Со временем они развивались и дополнялись, однако их построение в общих чертах оставалось практически одинаковым. Различия между литургией Иоанна Златоуста и Василия Великого касаются только молитв, читаемых во время евхаристического канона. В чине литургии Василия Великого используют более продолжительные молитвы, а хор вместо «Достойно есть» поет «О Тебе радуется». Из-за этого литургия Василия Великого более продолжительная по времени. Во время Великого поста по субботам и воскресеньям совершают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургию Иоанна Златоуста совершают в обычные дни, а литургию Василия Великого – только в дни, предусмотренные Уставом. Чин литургии подразделяют на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных, на которой не разрешается присутствовать некрещеным и оглашенным.
Помимо литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, во время Великого поста по средам и пятницам служат литургию Преждеосвященных даров. Этот чин служат также по четвергам пятой недели Великого поста и в Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду на Страстной седмице. В последовании литургии Преждеосвященных даров нет евхаристии, а причащение производят Преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных даров введен Григорием Двоесловом по подобию литургии, совершаемой в некоторых восточных странах. Ее служат вкупе с вечерней, на ней не бывает проскомидии и она состоит из двух частей: литургии оглашенных и литургии верных. На литургии оглашенных поют стихиры на «Господи воззвах», «Свете тихий» и читают паримии. Затем после молитвы Ефрема Сирина читают Евангелие. Литургия верных начинается входом с Преждеосвященными дарами и пением «Ныне силы. » (вместо «Херувимской»). Затем после пения «Отче наш», причащения священников и мирян читают псалом 33 и бывает отпуст. Чин Преждеосвященной литургии Преждеосвященных даров очень древний, поэтому он сильно отличается от привычной нам литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Последние две отличить друг от друга может только человек, часто посещающий церковь.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Христианское церковное богослужение.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG liturgy)
служение Богу, приносимое верующими.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЛИТУРГИЯ, и, ж.
1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии.
2. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
| прил. литургический, ая, ое. Ранние литургические молитвы (заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка.
• Литургическая драма средневековое религиозное представление, входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от λιτός — общий и εργον — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам (XI, 18-34) видно, что при апостолах Л. соединялась с «вечерями любви», или агапами (см.). Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил молитвы и благодарение так долго, как мог и сколько позволяло время. Писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л. импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы «новые молитвы» не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян. II, 42-46, XX, 7-12; Иак. II, 1-9; 1 Кор. X, 14-22, XI, 18, XIV) видно, что Л. совершалась уже тогда «по чину», хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всею церковью, что первые чинопоследования Л. составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний список Л. абиссинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение «Л. верных» от «Л. оглашенных». Во времена Иринея и Оригена (174-254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Л. «апостольских постановлений», содержащаяся в VIII-й их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть, и к более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л., получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого числа лиц, научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф. Смирнов, «Богослужение в век апостольский», Киев, 1873, и «Христианское богослужение в первые три века», К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись на Востоке Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе — Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л., сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Л. галиканская, испанско-готфская и др. Западные Л., даже римская до Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже язык Л. западной был большею частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. Василия Вел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список — VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшись общеупотребительною у греков, была принята также церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к «эфиопам» в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л. Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработка одной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее — Л. Василия Великого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Л. под именем Л. константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени.
Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году, кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершается Л. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать в известные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десять раз в году — в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления и в день памяти Василия — 1 января. Л. может быть совершаема лишь в храме и только в исключительных случаях — в обыкновенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления относительно Л. и Св. Даров изложены в «Учительном известии», печатаемом в конце «Служебника», и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля в питейных домах. О Л. у лютеран и протестантов — см. Лютеранство, Протестантство.