Что означает слово lego
Что такое «Лего»? Значение слова, перевод
Задумывались ли вы о том, что такое «Лего» и сколько этих самых кирпичиков на всей планете? Сотни миллиардов! И по сей день эта компания остается на пике популярности среди производителей детских игрушек. Кстати, в 21 веке конструктор «Лего» стал продаваться еще больше благодаря расширению целевой аудитории: компания стала выпускать продукцию для взрослых и для девочек. Примечательно, что дизайн бренда не изменился с 1958 года. Эта статья расскажет читателю, что такое «Лего» и как эта компания взобралась на вершину бизнес-Олимпа.
Как все начиналось
Вот мы и узнали, что обозначает слово «лего». Кстати, это, наверное, особый ход многих известных фирм – называть компанию аббревиатурой из двух слов, к примеру «LG» (Life is good – жизнь хороша).
Что такое «Лего», или Как бренд стал известным
После экспериментов с деревом и первых выпусков пластмассовых игрушек компания «Лего» пришла к скрепляющимся пластмассовым деталям. Идея создания принадлежит одному из работников фабрики.
Сначала Оле не поверил в успех такого выпуска, но запустил новинку в производство. Именно так слово «лего» стало нарицательным, это было уже не просто имя, это целая вселенная игрушек, с которой знаком каждый ребенок.
1930-1999-е гг. – выход на рынок
Изобретательный сын Оле Кристиансена еще в 1954 году осознал потенциал скрепляющихся кирпичиков. Так на свет появилась следующая идея: дети ведь могут собирать из блоков «Лего» абсолютно что угодно. К 1967 году ассортимент продукции составил 218 разных предметов (не включая цветовые вариации). С тех пор оборот в производстве стал около 18 миллионов долларов в год.
Как только разработка игрушек была запатентована, наступило время заняться усилением бренда. Для начала открыли центр отдыха в Дании под названием Legoland. Неудивительно, что после такой раскрутки в первый же сезон около 600 тысяч человек посетили его.
В 1980 году около 70 процентов семей в Западной Европе с детьми до 14 лет имели хотя бы один набор из продукции «Лего». Однозначно, это стало грандиозным успехом компании.
В следующие 20 лет было запущено несколько новых проектов: серия детских книг и детский журнал под названием Lego Club Magazine («Журнал любителей «Лего»). И только в 1999 году «Лего» был назван продуктом века (согласно версии журнала Fortune Magazine), хотя в компании было все не так уж гладко.
Культурный сдвиг 1999-2000 годов
В продолжение долгих 67 лет «Лего» создавали соединяющиеся блоки. Причем все это осуществлялось без каких-либо комментариев, предложений и идей со стороны покупателей. Это объясняется вескими причинами.
Во-первых, работа с детьми и для детей на европейском рынке – дело непростое, ведь главным правилом является строгое подчинение требованиям безопасности. Например, если ребенку вдруг захочется съесть кирпичик, ответственность за это понесут не родители, а производители товара. Даже если бы они прислушивались к предложениям со стороны юных «строителей», родители детей могли пожаловаться на воровство детских идей.
Во-вторых, лишь в 21 веке потребители и компании-производители стали устанавливать контакт между собой. «Виновником» такого прорыва является отчасти всемирная сеть Интернет. Так, компания «Лего» совершенно неожиданно для себя выяснила, что практически незнакома со своим покупателем. С большим трудом руководство компании пришло к решению наконец прислушаться к заявлениям маркетологов о том, что надо работать со своей целевой аудиторией. Как оказалось, охотнее и чаще всего в конструкторы играют не дети, а их родители!
Lego для взрослой аудитории
В то время, пока разработчики ломали голову над тем, как привлечь к продукции большее количество детей, продукт собрал целую армию взрослых поклонников «Лего». Это активное сообщество создавало различные форумы, сайты, группы, через которые люди обсуждали и продавали собранные шедевры.
Руководство компании даже не представляло, как подойти к работе с такой категорией клиентов.
Удивительно, но компания упустила из виду огромный платежеспособный сегмент. Взрослые с большим удовольствием строили поезда, города и целые миры из конструкторов Lego. Эта категория игроков тратила на покупку кирпичиков гораздо больше, чем семьи с детьми (рекорд составил 53 тысячи долларов в год). Этот факт сыграл немаловажную роль в становлении компании. Вся эта шумиха с взрослыми фанатами соединяющихся кирпичиков привела к тому, что компания стала запускать и дорогие наборы. К примеру, Star Wars Millenium Falcon, который состоит из 5 000 блоков, а его стоимость составляет 550 долларов.
Такие изменения в маркетинговом потенциале взрослых поклонников поразили компанию. Наступило время выстраивать взаимоотношения с клиентами всех возрастов, переходить на новый уровень сотрудничества. «Лего» необходимо было стать чем-то большим, чем заурядным производителем детских конструкторов.
Другими словами, появилась задача сплотить и объединить всех фанатов, будь то увлеченные взрослые или заботливые родители. Так всемирно известная компания стала производить не только игрушки, но и развивать воображение многих людей.
Сеть представителей в 2005 году
Теневая реклама в 2006 году
В этом году компания наняла популярное дизайнерское агентство Blattner Brunner для создания серии рекламных плакатов с тенью. Смысл заключался в том, что «Лего» пробуждает воображение и фантазию. Таким образом, реклама с тенью данной продукции стала одной из самых гениальных кампаний в истории.
Наборы от CUUSO (2008 год)
Прислушиваться к идеям фанатов – это одно, а вот применять на практике – совсем другое. В 2008 году CUUSO, являвшийся японским партнером компании, провел онлайн-голосование для выбора самой популярной идеи нового набора. Модель, которая набрала 10 тысяч голосов, была запущена в производство. Это оказался набор, созданный по мотивам одноименного фильма «Назад в будущее».
Редизайн сайта в 2011 году
В 2011 году было сделано обновление сайта, появились микросайты для отдельных продуктов наподобие «Властелина колец», «Принцесс Диснея», «Звездных войн» и «Супергероев». Каждый из таких микросайтов включает в себя разделы онлайн-игр, видео, тесты и опросы. Теперь преданные фанаты могут заниматься каким-то любимым делом (общаться, играть, делиться контентом) без перехода на сторонние источники.
Линия «Друзья» для девочек (2012)
До этого времени компания не особо интересовалась нуждами девочек, хотя в далекие 60-е и выпускала мебель для кукол. Однако только в 2012 году «Лего» обратили внимание на женскую целевую аудиторию.
Именно так появились первые девчачьи наборы конструкторов. Это были не просто блоки розового цвета, а конструкторы, разработанные с учетом работы женской логики. Такие наборы позволяют создавать что-то более гибкое и изящное.
Фильм Lego (2014)
Решающим аккордом глобальной стратегии стал полнометражный фильм. Общемировые кассовые сборы составили 400 млн долларов. И хоть данная кинолента не получила «Оскара», она, однозначно, привлекла к себе внимание общественности. После ее выхода твиты компании стали набирать десятки тысяч лайков.
Компания Lego не останавливается в развитии до сих пор. Почти во всех уголках мира можно наткнуться на ее офис. Примечательно, что прибыль от продаж увеличилась за последние десять лет в 4 раза. Несомненно, бренд еще удивит нас очередным новшеством. В этой статье мы разобрали не только значение слова «лего», но и постепенный рост компании из года в год, что, несомненно, показывает нам, что в этом мире нет ничего невозможного, если вы обладаете достаточной ловкостью рук и богатым воображением. Такие истории вдохновляют.
История LEGO, или как рождался самый известный бренд в мире игрушек
Бренд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек. Даже более известным, чем Hasbro и кукла Barbie. Но мало кто знает, что датская компания начинала свою историю, как обычный производитель деревянных изделий. А первые игрушки LEGO были и вовсе выполнены из дерева.
Однако компания сумела вырасти до такого объема, что ее знаменитые конструкторы стали копировать другие фирмы-пираты, которые выпускали похожие наборы игрушек пачками. А ведь Сет Годин как-то сказал: «Если вас копируют, то это означает, что вы действительно сделали что-то замечательное».
Детство… деревянные игрушки
История LEGO ведет свое начало с 1932 года, когда Оле Кирк Кристиансен основал в Дании компанию по производству товаров для повседневного обихода. Продукцию Оле делал из дерева, при этом изначально основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски, спрос на которые резко упал в период мирового финансового кризиса.
Нужно было искать новую нишу. И Оле разглядел ее в производстве деревянных игрушек, так как спрос на них не ослабевал даже в тяжелые с финансовой точки зрения времена. Главным помощником Оле уже в то время был его сын, который трудился вместе с отцом с 12 лет.
Начав выпуск игрушек, Кристиансен начал искать название для своей компании. Он дал задание всем работникам фабрики предложить свой вариант названия. Предложений было много, но в итоге выбрали то, что придумал сам основатель – слово LEGO, которое происходило от двух других – Leg и Godt, которые вместе означают «играть хорошо». Несколькими годами позже основатель узнал, что сама фраза «LEGO» на латыни означает «я учусь» или «я складываю». Очевидно, что осознание этого серьезно повлияло на будущую историю компании.
Хотя, говорить о том, что над названием думала вся компания слишком уж громко. Трудилось в LEGO тогда всего 7 человек, увлеченных плотников, получающих огромное удовольствие от создания новых вещей. И они уже тогда заботились о качестве продукции. Над их рабочими местами возвышалась надпись, повешенная на стену Оле Кристиансеном: «Только лучшее является достойным».
К 1936 году компания уже имела в своем распоряжении набор из 42 различных игрушек. При этом все они уже тогда были далеко не самым дешевым удовольствием (сейчас LEGO стоит, как и раньше достаточно дорого). При этом компания все еще продолжала заниматься производством не только игрушек, но и другой продукции из дерева.
В 40-е годы в истории компании произошло много изменений. Во-первых, сгорела ее единственная фабрика. Сразу же после восстановления стало ясно, что теперь LEGO будет заниматься только игрушками. Рост персонала продолжался все эти годы и достиг к 1943 году 40 человек, а ровно через год Кристиансены наконец зарегистрировали компанию официально, назвав ее «LegetOjsfabrikken LEGO Billund A/S».
В 1947 году происходит знаменательное событие, которое навсегда перевернуло историю компании. LEGO получает права на разработку английского психолога Mr. Hilary Harry Fisher Page’а. Собственно, это был небольшой пластиковый кубик, который мог соединяться с другими подобными деталями, благодаря чему можно было даже собрать какую-то небольшую конструкцию, которая, впрочем, в то время еще не особо располагала возможностями крепления, а потому так же быстро распадалась, как и собиралась. Но это старт. Сыну Оле Готфриду к тому моменту уже было 30 лет, и он не меньше отца занимался делами компании. Готфрид понимал, что будущее именно за такими игрушками.
В LEGO стали постепенно отходить от дерева, в пользу пластмассы. Поэтому Кристиансены приобретают в этом году крупнейшую в Дании форму для отливки пластика, которая позволяет им поставить производство таких игрушек на поток (надо сказать, что за эту форму датчанам пришлось выложить целых 30 тысяч местных крон, что очень немало, учитывая, что очень дорогая игрушка тогда стоила 36 крон).
В конце 40-х годов у компании было в наличии около 200 различных моделей пластиковых и деревянных игрушек. Но LEGO еще был вовсе не тем, каким мы его знаем сегодня. Кубики, права на которые получила компания LEGO, пока еще были не пригодны для полноценного конструктора. А потому не выпускались. Вплоть до 1958 года, когда (уже) руководитель компании Готфрид Кристиансен не запатентовала систему строительных элементов из кубиков. Это была абсолютно новая система, позволявшая гораздо прочнее соединять между собой детали конструктора. Теперь он мог называться именно так. Конструктор.
Впрочем, до появления знаменитых кубиков LEGO при руководстве Готфрида произошло еще одно важнейшее событие. В 1955 году был выпущен тематический набор игрушек LEGO. Это был прообраз того, что мы увидим через много лет, когда компания станет выпускать свои популярнейшие тематические серии (космос, город, рыцари, ковбои и так далее). Первые наборы стали пользоваться огромной популярностью.
Новое будущее бренда LEGO
В 1960 году сгорает цех компании, занимавшийся производством деревянных игрушек под брендом LEGO. В компании пришли к выводу, что не будут возобновлять их производство, а отремонтированный цех займется пластмассой. К тому моменту LEGO уже продавала во многих странах мира 50 своих наборов конструктора. А в 1962 году была открыта частная авиакомпания LEGO. Конструкторы начали возить в США.
Несомненно, выход на этот сверхприбыльный рынок стал очень важным событием для датчан, старавшихся увеличить сбыт своих игрушек во всем мире. Через 2 года после открытие своей взлетно-посадочной полосы LEGO начинает поставлять в своих наборах конструкторов небольшую инструкцию по сборке, в которой указывается, что нужно сделать, чтобы собрать модель, изображенную на упаковке. Уже скоро инструкции станут неотъемлемой частью каждого набора в LEGO.
Кроме того, в это время компания начинает более тщательно вести работу с клиентами, благодаря чему повышается качество конструкторов. LEGO была одной из тех фирм, которые спрашивали у клиента — что ему нужно. И только потом приступали к разработке товара. Такое сотрудничество вылилось в появление сверхуспешного проекта – набора железной дороги из конструктора LEGO.
Надо ли говорить, что к середине 60-х годов на основной фабрике LEGO работало более полутысячи человек.
Но на этом компания не перестала эволюционировать. В 1967 году на свет появился кубик ДУПЛО, ставший ключевой фигурой в одноименном наборе для детей младшего возраста. Пока проходили операции по патентованию новой разработки компании, в ней уже вовсю думали об открытии парка LEGOLAND, который появился в Дании спустя год после появления ДУПЛО, в городе Биллунд.
Кроме того, компанию LEGO в этом году оценили еще и критики. Она удостоилась премии лучшей игрушки года в Люксембурге. Но это еще было начало становления компании, завоевывающей детские сердца…
Стремительное развитие ассортимента LEGO
Если говорить про продукцию LEGO тех лет, то может показаться, что компания ориентировалась исключительно на представителей мужской половины человечества. Это не совсем верно, так как продукция для девочек в ассортименте LEGO тоже была. Например, в 70-е годы выпускались кукольные домики с мебелью. А проект Дупло и вовсе был одинаково рассчитан и на девочек, и на мальчиков. Хотя, конечно, даже сегодня большая часть продукции LEGO создается с уклоном на мужскую аудиторию. И это не дискриминация, просто конструкторы они любят больше.
В 1973 году был разработан знаменитый логотип LEGO, который сегодня известен большинству людей на планете. После появления нового логотипа компания стала открывать производство и за пределами Дании. Первой страной, принявшей у себя фабрику LEGO, стала горная Швейцария.
К 1977 году компанию LEGO возглавлял уже внук Оле Кристиансена Кельд. К тому времени LEGO уже выпускала множество различных наборов на любой вкус, среди которых были даже в какой-то мере технические решения. В это время появились наборы, содержащие фигурки с подвижными конечностями. Именно в 1979 года появляется первый по-настоящему тематический набор LEGO, который положит начало классификации продукции компании вплоть до сегодняшнего дня – это будет набор LEGOLAND Space. Космос станет лишь началом для LEGO. Но очень успешным началом.
Ассортимент LEGO рос не по дням, а по часам. Но главное – потребители обожали продукцию этой компании. Она была действительно оригинальной, привлекательной, интересной. В 1980 году любители LEGO выразили любовь к компании, построив огромную башню в 13,1 метра из этого конструктора. Впечатляет, не правда ли? Но не стоит думать, что это самая высокая башня, созданная из LEGO. Вовсе нет! В конце 90-х годов в Москве была построена башня из LEGO в 24,88 метра. Она вошла в книгу рекордов Гиннесса.
Успех космического, и некоторых других наборов LEGO был ошеломляющим. Но еще больше компания получила от набора «Замок», который был выпущен в 1984 году. Тема средневековья оказалась очень популярной среди поклонников продукции LEGO. В этом же году были показаны экспериментальные модели из набора Lego. Уже через 2 года проект получил серьезное развитие, став в некотором роде проводником школьников в мир знакомства с роботами. Этот набор специально разрабатывался в учебных целях, но снискал большую популярность во всем мире, несмотря на цену и сложность.
В конце 80-х новые наборы LEGO появлялись постоянно. Кроме того, развивался и развлекательный парк компании. В 1986 году LEGO стала поставщиком игрушек королевского двора Дании. Почетное звание, которое является лучшей рекламой.
В 1990-е годы LEGO будет успешно продаваться во всем мире, который наводнится многочисленным подделками, вроде Atko. Тем не менее, они все будут отличаться от оригинала своим гораздо более низким качеством (что, правда, будет подтверждено и ценой).
Сейчас компания LEGO находится на стадии выхода из затяжного кризиса. Простые игрушки потеряли свою привлекательность в связи с повсеместным распространением компьютерных игр. Кроме того, датская компания некоторое время назад стала настоящей жертвой диверсификации. Стали появляться парфюмерные наборы LEGO, одежда, и многое другое, что сильно мешало бренду и приносило лишь убытки, которые в 2003 году составили порядка 300 миллионов долларов. К тому же у компании был поставлен не очень эффективно процесс производства, из-за чего она теряла деньги, не минимизировала по максимуму издержки. Для того чтобы исправить эту плачевную ситуацию в LEGO пригласили CEO Йоргена Виг Кнудсторпа, который сразу же взялся за дело.
Во-первых, он перевел производство в более дешевые страны. Во-вторых, отказался от убыточных бизнесов и новшеств в компании. Кроме того, Йорген обратил серьезное внимание компании на сеть интернет, где она может получать новые идеи от своих клиентов.
Дела у LEGO пошли на поправку. И хочется верить, что компания вернет себе былую славу, не схоронившись под тяжестью компьютерных игр.
Из истории происхождения LEGO
Бренд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек. Даже более известным, чем кукла Barbie. Но мало кто знает, что датская компания начинала свою историю, как обычный производитель деревянных изделий. А первые игрушки LEGO были и вовсе выполнены из дерева.
Как появилось слово LEGO
Отцом знаменитых сегодня во всем мире игрушек LEGO является некий плотник из Дании, Ол Кирк Кристиансен, который в далеком 1932 году открыл свой маленький бизнес по производству столярных изделий. Тогда основным производством в его мастерской было изготовление лестниц и гладильных досок.
В том же году мастер Кристиансен принял решение дополнительно производить и детские игрушки из дерева.
Как LEGO набирало популярность
Целых 15 лет бизнес Кристиансена процветал и развивался, а деревянные игрушки LEGO радовали детишек Дании. Но эволюция и технический прогресс не стоят на месте и наступила необходимость модернизации производства игрушек. Так, в 1947 году игрушки LEGO появились в пластмассовом исполнении.
А через два года, в 1949 году появился и первый прототип пластмассовых кирпичиков LEGO. В то время эти кирпичики назывались Automatic Binding Bricks. С тех пор игрушки LEGO стали набирать популярность не только в Дании. К концу 50-х годов прошлого столетия LEGO стало самым популярным развлечением для европейских детей.
С тех пор и до наших дней игрушки LEGO постоянно модифицируются, дорабатывается дизайн, совершенствуются компаненты. И что примечательно: с момента появления самого первого кирпичика LEGO (в 1949 году) все элементы LEGO до сих пор остаются совместимы. Так, если Вы возьмете игрушки LEGO, выпущенные в 1960 году и в 2011-м, детали из наборов LEGO для малышей и детали из наборов LEGO для подростков, то Вы сможете построить из всего этого что-нибудь полноценное целое.
Компания LEGO сегодня
Компания LEGO издавна располагается в городе Беллунде (Дания). Территория, занимаемая производством и офисными помещениями, достигает 210 тыс. кв.м! В компании работает более 8000 человек, основная их часть трудится на родине LEGO, в Дании. Кроме того, офисы компании LEGO расположены во всех частях нашей планеты, в т.ч. в США, в Швейцарии, в Бразилии, в Южной Корее.
Непосредственно производство грушек LEGO территориально располагается в нескольких местах: в Дании, в Чехии, в Швейцарии, в Китае, в Австрии и в Венгрии.
Купить игрушки LEGO сегодня можно в 130 странах мира. Свыше 300 млн детей со всего земного шара играют в LEGO. А производство LEGO достигает 20 млрд деталей в год!
Несколько фактов о компании Лего:
Когда из мелких деталей вырастают дворцы, орбитальные станции, а комнаты наполняют пираты, принцессы, миллиардеры и воры, и дети и взрослые, чьими руками это создано, наполняются счастьем. Фантазия не имеет границ, когда возможности безграничны – это могло бы стать девизом компании.
Информацию подготовила Дмитриенко Татьяна Владимировна,
Последний семейный бренд Дании: история плотника Оле Кирка Кристиансена, основавшего Lego Group
Воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок
Lego Group — совсем нетипичный европейский бренд. Наряду с L’Oreal, Zara, Ritter Sport и еще буквально десятком именитых торговых марок он входит в немногочисленную группу европейских компаний, не распроданных потомками великих основателей и остающихся в руках членов их семей. Дети, внуки, а теперь уже и правнуки Оле Кирка Кристиансена не балуют прессу скандалами и публичными выяснениями отношений. С 2004 года компания пользуется услугами наемных менеджеров для операционного управления. Благодаря блестящим маркетинговым решениям и жесткому руководству, пережив несколько кризисов, в 2018 году Lego Group вновь задекларировала рост прибыли до 10,8 млрд датских крон. Как скромный плотник из маленькой датской деревушки создал компанию, занимающую почти 10% мирового рынка игрушек — в материале «Реального времени».
Оле Кирк Кристиансен — отменный плотник и овдовевший отец четверых сыновей
Оле Кирк Кристиансен родился 7 апреля 1891 года в небольшой деревне Фильскове, к северу от датского города Биллунд, на западе страны, и стал десятым ребенком в семье обычных фермеров — Йенса Нильса Кристиансена и Кирстин Андерсен. Он получил образование до средней школы, а в 14 лет поступил работать на фабрику, где освоил столярное и плотницкое дело. Известно, что несколько лет Оле Кристиансен прожил за границей в поисках лучшей доли. Он в качестве плотника работал в Германии и Норвегии, где и повстречал будущую супругу Кирстину Серенсен. В начале 1917 года они вместе возвращаются в родную Данию.
В 1932 году, в разгар Великой депрессии, Оле Кристиансен теряет работу и перевозит семью в Биллунд, довольно крупный торговый город. Там он открывает небольшую плотницкую мастерскую. Основной приток прибыли он получал за счет продажи деревянных лестниц и гладильных досок, спрос на которые резко упал во время мирового финансового кризиса. Вскоре умирает жена Оле Кристиансена, Кирстин, оставив ему на воспитание четверых сыновей: Йоханнеса, Карла Георга, Готфрида и Герхарда. Сам Оле Кристиансен больше никогда не женится.
Оставшемуся без стабильного источника дохода с малолетними сыновьями Оле Кристиансену пришлось срочно искать новую нишу, чтобы спасти свой маленький бизнес. И он быстро нашел ее — в производстве деревянных игрушек, спрос на которые, как ни странно, продолжал оставаться неизменно высоким даже в трудные для всей Европы и мира экономические времена. Основным помощником Оле был его третий сын Готфрид Кирк Кристиансен, который сразу же после смерти матери, в возрасте 12 лет, начал работать вместе с отцом.
Дом Кристиансенов и столярная мастерская
Запустив производство игрушек, Кристиансены начали искать название для своей компании: всем работникам мини-мастерской (их на тот момент было всего шесть) было поручено предложить свои варианты. По официальной легенде, наградой за самый успешный вариант должна была стать бутылка отличного домашнего вина, и выиграл ее сам Оле, составив аббревиатуру «Lego» из датских слов «leg» и «godt», вместе означающих «играть хорошо» либо «хорошо играй» (в источниках информация разнится).
Крупнейшая в Дании машина для литья пластмасс
К 1936 году компания имела хорошую клиентскую базу, ассортимент из 42 различных деревянных игрушек и начала расширять штат. 40-е годы стали временем коренных изменений для фирмы, повлиявших на всю ее дальнейшую историю. В 1942 году сгорели единственная фабрика и склад Кристиансенов, но довольно быстро мастерская была восстановлена. Американский писатель Ренсом Риггз в своей книге «Ментальная нить» писал, что к 1943 году количество работников предприятия достигло 40 человек. Год спустя, в 1944 году, Оле Кирк Кристиансен официально зарегистрировал компанию, назвав ее «LegetOjsfabrikken Lego Billund A/S».
В 1947 году Оле наткнулся на прототипы британской игрушки под названием «Строительные блоки Kiddicraft», которые были разработаны и запатентованы в Великобритании основателем Kiddicraft Хилари Фишером Пейджем. У деталек были колышки сверху и полые днища, что позволяло детям соединять их, создавая сложные конструкции. Идея «конструктора» понравилась Кристиансену, через несколько лет он начал пробовать изготавливать свои игрушечные строительные блоки. Правда, первые «конструкторы» Lego были совсем не похожи на современные наборы: во-первых, они изготавливались из дерева, во-вторых, деталям не хватало специальных трубок внутри, которые значительно улучшают стабильность построенных из них конструкций.
Кроме того, казалось, что мир еще не был готов к пластиковым игрушкам: как писал Ренсом Риггз, их продажи в начале 50-х годов были в лучшем случае посредственными. Тем не менее Lego постепенно начала отходить от деревянных изделий, переключаясь на яркие пластики. В 1947 году семья Кристиансен приобрела самую большую литьевую машину в Дании, что позволило им начать массовое производство пластиковых игрушек. Оле Кирк Кристиансен не застал расцвета своей компании, большинство заслуг по созданию мирового бренда Lego, гениальных и прорывных для своего времени маркетинговых стратегий биографы приписывают сыну Оле — Готфриду Кирку Кристиансену.
Патент Lego-кирпича и создание «Вселенной Lego»
Сын Оле, Готфрид, с детства был причастен к бизнесу отца. В 1950 году он был назначен младшим вице-президентом на тот момент уже вполне развитой компании. Именно Готфриду принадлежит идея превращения блоков Lego в единую «систему игры». В 1953 году Lego начала продавать полные наборы конструктора, а в 1954 году компания получила товарный знак для своего продукта — Lego Mursten. Компания официально запустила Lego System of Play в 1955 году, игрушечный мир Lego состоял из 28 различных комплектов и восьми игрушечных автомобилей.
Современный кирпич Lego с системой соединения шпильки и трубки был запатентован в 13.58 28 января 1958 года. Это была совершенно новая технология, которая позволяла соединять детали конструктора намного прочнее. К слову, технология с тех пор не менялась, поэтому, теоретически, конструкторы Lego 58-го года и его современные воплощения полностью совместимы.
11 марта 1958 года в возрасте 66 лет умирает основатель Lego Оле Кирк Кристиансен, руководство семейным бизнесом сразу же берет на себя Готфрид, который в последние годы и так взял на себя большую часть операционного управления компанией. В то же время компания Lego решает продавать все «не кирпичные» продукты Lego под торговой маркой Bilo fix.
Удар молнии: второй пожар и окончательный разрыв с деревом
4 февраля 1960 года в здание, в котором располагалась деревянная мастерская Lego, попала молния, производство выгорело дотла. Но к тому моменту пластиковые игрушки Lego уже продавались во всей Дании и многих странах Европы, готовились соглашения об импорте конструкторов в Америку, пластик обеспечивал практически всю прибыль компании, поэтому было решено не возобновлять производство деревянных игрушек и сосредоточиться исключительно на пластиковых.
В 1962 году Lego начинает импортировать свои игрушки в США. Доступ к новому прибыльному рынку был очень важным событием для датской компании, которая стремилась увеличить продажи в мире. Спустя 2 года Lego начал прилагать краткие пошаговые инструкции по сборке моделей, изображенных на упаковке, к своим конструкторам. Каждый раз, приобретая новую упаковку Lego-кирпичей, юные «строители» могли собирать из одних и тех же деталей совершенно разные модели, что значительно подстегивало продажи. Вскоре инструкции по сборке стали неотъемлемой частью каждого конструкторского набора Lego.
В 1963 году ацетат целлюлозы, материал, который ранее использовался для изготовления строительных блоков Lego, был заменен АБС-пластиком, применяемым до сих пор. АБС-пластик не токсичен, менее подвержен обесцвечиванию и деформации материала, он оказался более устойчивым к агрессивной среде и теплу, чем ацетат целлюлозы. Детали конструктора Lego, изготовленные из АБС-пластика в 1963 году, и сейчас сохраняют форму. Качество игрушек Кристиансенов, огромная палитра ярких расцветок и оригинальных вариаций конструкторов вскоре сделали марку очень популярной.
К середине 60-х годов на главном заводе Lego, по данным официального сайта, работало более 500 человек, и компания продолжала развиваться. Первые наборы Lego были проданы в США в 1961 году. К 1966 году был налажен выпуск наборов, с помощью которых дети могли построить множество видов зданий и транспортных средств, воспроизвести в миниатюре городские улицы или гоночные трассы. Увеличенная версия конструктора, Duplo, предназначенная для малышей, была добавлена в ассортимент в 1967 году. Через год Lego представила проект Technic для детей старшего возраста и подростков.
В течение всех лет, находясь у руля семейного бизнеса, Готфрид Кристиансен старательно развивал свою идею «системы игры», объединяя все свои игрушки в небольшую «вселенную». Уже при нем Lego начала проводить опросы своей целевой аудитории, выявляя ключевые достоинства и недостатки своих наборов. В конце 60-х Готфрид решил, что Lego пора выходить из игрушечного в реальный мир. 7 июня 1968 года Lego открыл свой первый парк развлечений Legoland, он был построен на территории 59 гектаров в Биллунде и сразу стал центром притяжения для детей всей Дании. К слову, в 1990-х и 2000-х годах Lego продолжит строить сеть таких парков по всей Европе и Америке.
Знаменитый логотип Lego — белые начертания с черной и желтой обводкой на красном фоне — был разработан в 1973 году. В 1974 году состоялось открытие первого завода Lego за пределами Дании — в швейцарской Бааре.
Внук Оле у руля — третье поколение Кристиансенов в Lego
В 1979 году Готфрид Кристиансен передает бразды правления Lego своему сыну Кьельду Кирку Кристиансену, который будет руководить компанией до октября 2004 года. На его счету тоже есть несколько нововведений, определенно принесших Lego долю выручки и лояльности маленьких покупателей. В том же 79-м компания выпускает свой первый по-настоящему тематический набор — Legoland Space. Успех космического набора подтолкнет дизайнеров Lego к созданию многих сотен различных тематических коллекций. К слову, в 2008 году компания даже запустит специальный интернет-ресурс Lego Ideas, пользователи которого смогут предлагать новые идеи для тематических наборов конструктора. Авторам воплощенных идей компания выплачивает 1% роялти.
Еще одной заслугой Кьельда как руководителя Lego стало появление Lego Minifigure — миниатюрных пластиковых фигурок персонажей, которые вскоре после выпуска в 1978 году заселили миры Lego. В то же время компания открывает новую линию игрушек Lego Technic. Правда, игрушками эти наборы можно назвать с натяжкой: помимо обычных конструкторских деталей, Lego Technic включали шестеренки, болты и штифты, благодаря которым стало возможным создание более продвинутых моделей с более сложными техническими функциями. В некоторые наборы серии позже были включены даже маленькие электродвигатели. Ближе к 90-м Lego начал выпускать наборы для конструирования роботов с собственной программной платформой Lego Mindstorms.
При Кьельде Кристиансене Lego также сделало первые шаги в мир онлайн-развлечений. В 1997 году была презентована первая видеоигра Lego. С конца 90-х компания начинает активно выпускать тематические коллекции, посвященные персонажам известных фильмов: появляются наборы Lego Star Wars, Harry Potter Lego, SpongeBob SquarePants и десятки других.
Кризисные волны против крепкой кирпичной кладки. Новейшая история Lego
В то же время, осознав всю серьезность положения компании, с поста генерального директора Lego Group уходит Кьельд Кирк Кристиансен, внук основателя датской империи игрушек. Впервые за 72 года существования компании компанию возглавляет наемный менеджер не из числа членов семьи Кристиансен — Йорген Виг Кнудсторп. Как пишет обозреватель Marketing Journal Тодд Вейр, новый генеральный директор полностью переориентировал стратегию компании.
Йорген Кнудсторп. Фото vc.ru
В первую очередь, он перенес некоторые производства из Европы в страны с более низкими затратами, был закрыт крупный завод Lego в Швейцарии. В настоящее время конструкторы Lego в основном производятся в Дании, Венгрии и Чехии, но производственные мощности имеются также в Мексике. Кнудсторп распродал убыточные зарубежную недвижимость и другие активы, лицензировал парки Legoland, оптимизировал работу и сократил их расходы. Он также настоял на запуске отрасли производства программного обеспечения, интерактивных игр и цифрового дизайна внутри группы компаний. Итогом этих преобразований стал огромный успех фильмов Lego и новых линеек продуктов компании, основанных на продуктах Star Wars и Disney.
4 сентября 2017 года победная серия последнего десятилетия Lego была нарушена. Компания Lego объявила о падении прибыли и сокращении продаж, а также увольнении 1 400 сотрудников. В октябре того же года на должность генерального директора Lego Group был принят бывший исполнительный директор Danfoss Нильс Кристиансен (однофамилец, не родственник семейства основателей компании). Тогда в официальном релизе компания заявила, что потери дохода связаны с создавшейся более конкурентной средой, в которой Lego приходится соперничать не только с традиционными конкурентами — Mattel и Hasbro, но и с технологическими гигантами.
По данным BBC, в 2018 году компании снова удалось вернуться к росту. Прибыль увеличилась на 4% — до 10,8 млрд датских крон, а продажи выросли на 4% — до 36,4 млрд датских крон. Lego Group до сих пор контролируется семьей Кристиансен и ее фондами.
Материал написан на основе данных официального интернет-сайта Lego Group.