Что означает слово культура 4 класс орксэ кратко
Культура и религия
Урок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4–5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Культура и религия»
Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
Предлагаем вам уже знакомую игру «Подбери слово». Как вы думаете, что такое культура?
Как мы с вами видим, сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. А если быть ещё точнее, культура — это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.
Древнейшим предметом культуры стал обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнём позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приёмам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы.
То есть то, что человек меняет и создаёт в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В середине XVII века в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все посещают церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря: “Христос воскресе!” Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян… Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».
Обратим внимание и на то, что даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия».
Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до нашей эры Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere, который можно перевести как «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление», что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, который можно перевести как «связывать», «соединять», поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Подобным же образом понимал существо религии и Блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare и трактуют этот термин следующим образом: «Религия — это мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям».
Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет поведение и образ жизни человека, его мировоззрение.
Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и культуру.
Истоки русской культуры — в православной религии. Само же слово «православие» — это перевод с греческого языка слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный», «правильный». Слово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них — «прославление», другое же — «учение», «мнение». Значит слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение».
Но вернёмся к истокам. Например, слово «спасибо» — это сокращённое пожелание «Спаси, Бог». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя — кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— Работай! За тебя люди молятся!
Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу — оно равносильно молитве «Спаси, Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Мы всегда считали это слово просто культурным, оказывается, у верующих людей это маленькая молитва.
В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое культура?
2. Что такое религия?
3. Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
Конспект урока по ОРКСЕ на тему: «Культура и мораль»(4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Культура и мораль.doc
Конспект урока по модулю
«Основы светской этики»
тема «Культура и мораль»
Подготовила учитель начальных классов :
МОУ «Средняя школа №38»
Основы светской этики
Тема урока: «Культура и мораль»
Культура – это та веревка, которую
можно бросить утопающему…
Важно не то, долго ли,
а правильно ли ты прожил.
(Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – русский религиозный философ и ученый;
Сенека, Люций Аней (или Сенека младший) – ( ок. 4 до н.э.-65 н.э.), римский писатель).
Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.
познакомить с историей возникновения понятия культура и мораль,
различными видами культуры;
проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.
актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
способствовать развитию понимания системы норм и ценностей, позволяющей регулировать поведение людей.
1. Знать различия понятий культура и мораль.
2. Иметь представление о культурных ценностях разных народов.
3. Понимать разницу между духовной и материальной культурой.
4. Уметь объяснять, почему возникла мораль.
Понимание что означает слово «культура», как возникла мораль, чем отличается природа от культуры.
Понимание значения морали, культуры. Знание основных моральных норм.
Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Соотносить понятия культуры, материальной и духовной культуры, морали.
Умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием.
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми.
Понимание роли культуры в формировании личности каждого человека, осознание себя как творения и творца культуры.
Формирование ценностного отношения к культурному наследию, в том числе, к морали.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, тест, презентация к уроку, сказка «Красота души».
Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
(Нарисуйте солнышко, а настроение мы ему нарисуем в конце урока )
Учитель: А сейчас мы немного поиграем!
Детям предлагается назначить встречу с другом на 12, 15, 18 часов. Вы должны назначить три встречи с разными людьми на это время. Например: “Маша, ты свободна в 12 часов?” “Да, свободна”-назначаем встречу. Итак, надо назначить ёщё две встречи. Все готовы. Когда я говорю: “Без пяти 12”, вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с двумя другими встречами.
(Темы: О погоде. О любимом мультфильме, который смотрели. Об увлечениях.)
Учитель: Я наблюдала за вами в ходе игры: Вы, молодцы! Вы быстро нашли собеседника для каждой встречи, были очень общительны! Мне понравилась культура вашего общения с одноклассниками.
-Поднимите руки, те, кому понравилось общаться с кем-либо из ваших одноклассников.
Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить на уроке.
Мы любим книги читать, рисовать,
Музыку слушать, на инструментах играть.
Песня, театр, кино, фольклор-
Какой увлекательный подбор!
Без этих ценностей обществу не прожить,
Культурным человечеству без них не быть.
Тема урока «Культура и мораль».
3.Работа по теме урока
а) Как понимаете слово «культура»?
Какого человека можно назвать культурным?
Что значит культурно вести себя?
Почему человек поступает так или иначе?
Вы многое уже по этой теме знаете. А как вы думаете все или нет?
На какие вопросы вы хотели получить сегодня ответы по этой теме?
Некоторые из ваших вопросов совпадают с планом учебника.
Откройте учебник на с.8 и прочитайте план урока. (Один ученик читает вслух)
Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.
Задайте вопросы к 1 абзацу, ко 2 абзацу.
Прочитайте про себя 3 абзац.
-Чем она отличается от естественной природы? Прочитайте.
-Почему важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран?
б) Рассмотрите схему на экране. Слайд 5
На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)
Найдите в следующем абзаце, что включает в себя материальная и духовная культура?
Материальная культура ( Слайд 6-7)
Существую различные виды духовной культуры. Дальше на экране открывать по очереди: правовая, политическая, мораль. (Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)(Слайд 8-14)
2.Работа с понятием мораль.(Слайд15-16)
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»
б) Выполнение заданий.
— Сейчас потренируемся в умении определять те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.
4.Закрепление изученного материала
Работа с художественным текстом. Беседа по сказке.
Красота души. М.А. Андрианов
Скучно было стоять Цветку целый день на одной ножке посреди клумбы возле дома. Но в один из дней на него села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Он стал жаловаться Бабочке, как часто ему бывает одиноко. И она решила поселиться недалеко от Цветка, чтобы рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она бывала. Теперь цветок каждый день, раскрыв лепестки, радостно встречал свою подругу.
Однажды к цветку подошел мальчик и хотел его сорвать. Цветок задрожал от страха и…. предложил мальчику поймать его прекрасную подругу. Мальчик сходил домой за сачком, спрятался и стал поджидать Бабочку. Бабочка летела высоко в небе, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:
— Бабочка, скорей лети ко мне, я так давно тебя жду, я соскучился.
Бабочка радостно полетела к Цветку и оказалась в сачке, напрасно она билась крыльями и пыталась вырваться. Ее спасло то, что мальчику она не понравилась, и он сам выбросил ее. Она взлетела и увидела, что ее любимый Цветок сломан – мальчик не заметил его и наступил ногой. Бабочка долго плакала над своим другом:
— Это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек.
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы назвали поступок Цветка?
Как поступил Цветок по отношению к Бабочке?
А может быть, Цветок поступил правильно, ведь он спасал свою жизнь? (на ответ «да»: если он поступил правильно, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой?)
Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой?
Как называется система норм и ценностей, регулирующих поведение человека?
5. Проверка знаний по теме.
выполнил (а) учени__ ________________________
А. в Древней Греции
Г. в Древнем Египте
Б. правила поведения
Г. предметы человеческого труда
Духовная культура –это
А. предметы материального мира
Правила поведения человека в обществе определяют
Б. технические нормы
Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что понятия Культура и мораль неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.
Какая была тема урока? На какие вопросы получили ответы?
С каким настроением вы уйдете с урока?.
(Нарисуйте настроение вашему солнышку)
Подберите пословицы о моральных правилах и запишите их в тетрадь.
Губин, В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия /В.Д.
Выбранный для просмотра документ Культура и мораль.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура – «возделывание, воспитание, образование» Культура – все материальные и духовные ценности, созданные человеком и обеспечивающие его жизнедеятельность
В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1. хлебопашество, земледелие 2. образованность ХIX век Россия
Результат человеческой деятельности, включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком; Материальная культура
2. Природные объекты, используемые человеком. Материальная культура
Духовная культура Представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права От мыслей и знаний людей зависят их поступки. Духовная культура
Существует много видов духовной культура: 1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве); 2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе); 3. мораль – особый вид духовной культуры Духовная культура
Политическая культура Это ценности и жизненные идеалы людей в государстве
Правовая культура Законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения.
Мораль (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение) Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным. Мораль
Мораль морально аморально Уважать родителей Предавать Выполнять обещания Трусить Помогать нуждающимся Жадничать Не воровать Проявлятьжестокость Не убивать Клеветать Лицемерить
ответы к тесту 1 2 3 4 А Г В А Оценка результата 4+ оценка «5» 3+ оценка «4»
Презентацию подготовила : учитель начальных классов Шаманина И.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №38» Г.Петрозаводск
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основы светской этики
Тема урока: «Культура и мораль»
Культура – это та веревка, которую
можно бросить утопающему…
Важно не то, долго ли,
а правильно ли ты прожил.
(Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – русский религиозный философ и ученый;
Сенека, Люций Аней (или Сенека младший) – ( ок. 4 до н.э.-65 н.э.), римский писатель).
Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.
Задачи:
Виды деятельности: беседа,устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельнаятворческая работа, рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, тест, презентация к уроку, сказка «Красота души».
Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему » Что такое культура. Культура и религия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N 400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«Что такое культура.
Культура, религия и мораль».
Выполнила учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Макарова Юлия Аркадьевна
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.
— личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Мотивация учебной деятельности.
Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы
— Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:
[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]
— А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.
[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]
-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
III Работа в группах.
— Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.
— Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.
Кто всем угождает, тот никому не угодит.
Кто завидует, тот страдает.
Кто ищет, тот находит.
Кто много болтает, тот беду накликает.
Кто на чужое зарится, тот своего лишается.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто спрашивает, тот учится.
Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.
Кто терпелив, тот удачлив.
— Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.
IV Работа по теме урока.
Материал для учителя.
Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.
Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.
V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока
Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки
Приведите пример того, что религия определяет поведение и образ жизни человека.
Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.
— Оцените урок и свою работу на уроке.
Литература и источники:
М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013
О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014