Что означает слово копье 5 класс история
Копьё
Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.(но не более 50 см.)
Содержание
История копья
Простейшее копье первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось.
Hasta
Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.
Острога (на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.
Сравнительно поздно, всего 12-17 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости и разделились на метательные и рукопашные.
Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.
В случае, если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.
Довольно поздно, — всего несколько тысяч лет назад, — уже при переходе к оседлости, кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида, — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз чтобы охватить рукой) и длинный (до 200 см). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.
Разновидности копий
Копья пехоты
Против пехоты
Против конницы
За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4,5 кг, однако, точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания.
В бою с пехотой пикой не наносили ударов, — её просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, — только так её можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами (что стало обычным с конца XV века) тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики (что было важно при продавливании ею вражеских доспехов) и несколько увеличить её эффективную длину.
В XVII веке, после появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2,5 кг, — но имела значительно большего размера наконечник — с парой дополнительных лезвий (выполняющих функцию перекладины) — и противовес, — что делало её удержание более удобным. Однако, и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.
Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала, — предпосылки для её принятия возникали, лишь когда основную тяжесть борьбы с кавалерией начинали брать на себя мушкетеры. С конца же XVII века легкие пики уже стали стремительно вытесняться штыками. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение, — в виду нехватки ружей.
За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае.
Кавалерийские копья
Скоро македонцы придумали, как использовать в кавалерийском бою и сариссы. Удерживать сариссу длиной 420 см можно было только взяв наперевес, и, в этом случае, отдача от удара приходилась в горизонтальной плоскости. Не имея стремян, всадник был обречен на падение, но этого не происходило, так как сарисса привязывалась кожаными ремнями к седлу, — ремни поглощали отдачу.
С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции — вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырёхгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.
С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше, и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.
Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица, что, когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами, этот принцип был сохранен, — пистолеты XVI—XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.
На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и, нередко, изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.
В культуре
«Копья» (исп. Las lanzas) — второе название знаменитой картины испанского живописца Диего Веласкеса «Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda), посвященной одному из эпизодов Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции).
Символизм копья
Копьё — символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копьё в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьём или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьём. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьём, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Эмблемой победы служит копьё Индры — индуистского бога войны. В Китае копьё является атрибутом многих второстепенных богов.
Копьё — один из символов мировой оси.
Значение слова «копьё»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Обычное копьё состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
копьё I
3. спорт. спортивная дисциплина, вид соревнований, связанные с метанием этого снаряда ◆ Запланированные неудачи в беге 100 метров и эстафете 4 × 100 м и незапланированный провал в тройном прыжке россиянки компенсировали победой Печёнкиной и призовыми местами Феофановой, Зыкиной, Татьяны Шиколенко (копьё), Елены Задорожной (3000 м) и Натальи Садовой (диск). Сергей Подушкин, «Звёзды континентов», Россиянки выиграли Кубок мира по лёгкой атлетике // «Известия», 22 сентября 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
копьё II
1. устар. лицевая сторона монеты (название употреблялось при игре в орлянку)
2. разг. собир. в сочетаниях типа »[[без копья]], [[ни копья]], [[нет ни копья]]» : копейка, копеечка; деньги ◆ За работу в этом лагере не платили ни копья (в Усть-Ижме хоть тридцать рублей в месяц Шухов получал). Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исповедоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова копье
Копье в словаре кроссвордиста
копье
Большой современный толковый словарь русского языка
2. ср. устар. Лицевая сторона монеты, на которой изображался орел или вензель (это название обычно употреблялось при игре в орлянку).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
2. ср. устар. Лицевая сторона монеты, на которой изображался орел или вензель (это название обычно употреблялось при игре в орлянку).
Толковый словарь Ефремовой
Толковый словарь русского языка Ушакова
копья, мн. нет, ср. (простореч. устар.). Сторона монеты, на к-рой был изображен орел (это название употр. при игре в орлянку). Ни копья (нет) (простореч.) – ни копейки денег. У меня не осталось ни копья.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
Это — копье индоевропейского бога света и мудрости: священное копье Гунгнир, принадлежащее скандинавскому Одину, копье Ассал кельтского Луга, Тришула индуистского Шивы…
КОПЬЕ
копье
ст.-слав. копиѥ λύγχη, болr. ко́пе, сербохорв. ко̀пље, словен. kорjе̑, чеш. kорí, слвц. kорijа, польск. kорjа, н.-луж. kорjе. От копа́ть (см.). Ср. лтш. kарāns «тяпка», греч. κοπίς «тесак, кинжал», д. в.-н. hерра, ср.-в.-н. hерре «серп, кривой нож»; см. Цупица, GG 114; Бернекер 1, 566; Мейе, Ét. 385; Хирт, РВВ 24, 271; Буазак 493; М.–Э. 2, 158.
Смотреть что такое КОПЬЕ в других словарях:
КОПЬЕ
в простейшем своем виде заостренная палка. Для большей твердости заостренного конца он иногда обжигается на огне (в Австралии, Меланезии, Америке, у др. смотреть
КОПЬЕ
КОПЬЕ
копьё 1. с.spear, lance метание копья — javelin throwing биться на копьях ист. — tilt, joust ♢ ломать копья (из-за) — break* a lance (over) 2. с.ни ко. смотреть
КОПЬЕ
КОПЬЕ
КОПЬЕ
КОПЬЕ
В С. К. упоминается 5 раз. Игорь, призывая отправиться в поход, восклицает: «Хощу бо. копіе приломити конець поля Половецкаго» (С. 6). Упоминается К. как символ воинского воспитания: куряне «подъ трубами повити, подъ шеломы възлел ѣ яны, конець копія въскръмлени» (С. 8). Упоминается К. в изображении боя: «Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы половецкыя» (С. 12); «. гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ пол ѣ незнаем ѣ среди земли Половецкыи» (С. 17). Последнее употребление слова К. — «копіа поютъ» (С. 37) неясно по смыслу и вызвало различные догадки и поправки. Кроме того, в С. дважды говорится о древке К. — стружии.
Слово К. широко употреблялось в разного рода метафорич. оборотах. В их ряду находится и призыв Игоря приломить К. «конець поля Половецкаго», т. е. принять бой с половцами. С фразеол. оборотом «взять град копьем» (см. в ПВЛ под 971 и 1097, в Ипат. лет. под 1237 и 1240 и др.) соотносимо в С. упоминание, что Всеслав Брячиславич «дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго» (С. 35). Комментируя это место, Д. С. Лихачев писал: «Всеслав Полоцкий не взял Киев „копием“ — он только „доткнулся“ его, всего семь месяцев пробыв киевским князем в 1068 г. Он взял его не военной силой, но и не мирным путем, придя к власти через восстание киевлян» (Устные истоки. С. 76).
«Конец копия» (ср. «конець копія въскръмлени») — обычное для яз. Киевской Руси выражение. Ср., напр., в Ипат. лет. в статьях 1151 и 1153 упоминание, что в тумане было «не видити до конець копья» (С. 435 и 466). По мнению Ф. Я. Приймы, в рассматриваемом месте С. «слово „конец“ выполняет. функцию предлога: вскормлены, находясь „конець копья“, „возле копья“, „с копья вскормлены“» (Болгарские параллели. С. 56).
Новое направление в истолковании текста было открыто А. И. Смирновым. Защищая возможность видеть здесь изображение «поющих копий» (по его мнению — метательных копий), он посчитал наряду с этим, что слова «на Дунаи» должны быть отнесены к плачу Ярославны, причем Дунаем, по его мнению, названа «река вообще», как это явствует из нового упоминания Дуная в самом плаче (О Слове. II. С. 124). Это деление текста принял В. Н. Перетц и большинство последующих комментаторов и переводчиков.
КОПЬЕ
Смотреть что такое КОПЬЕ в других словарях:
КОПЬЕ
в простейшем своем виде заостренная палка. Для большей твердости заостренного конца он иногда обжигается на огне (в Австралии, Меланезии, Америке, у др. смотреть
КОПЬЕ
КОПЬЕ
копьё 1. с.spear, lance метание копья — javelin throwing биться на копьях ист. — tilt, joust ♢ ломать копья (из-за) — break* a lance (over) 2. с.ни ко. смотреть
КОПЬЕ
КОПЬЕ
КОПЬЕ
КОПЬЕ
В С. К. упоминается 5 раз. Игорь, призывая отправиться в поход, восклицает: «Хощу бо. копіе приломити конець поля Половецкаго» (С. 6). Упоминается К. как символ воинского воспитания: куряне «подъ трубами повити, подъ шеломы възлел ѣ яны, конець копія въскръмлени» (С. 8). Упоминается К. в изображении боя: «Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы половецкыя» (С. 12); «. гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ пол ѣ незнаем ѣ среди земли Половецкыи» (С. 17). Последнее употребление слова К. — «копіа поютъ» (С. 37) неясно по смыслу и вызвало различные догадки и поправки. Кроме того, в С. дважды говорится о древке К. — стружии.
Слово К. широко употреблялось в разного рода метафорич. оборотах. В их ряду находится и призыв Игоря приломить К. «конець поля Половецкаго», т. е. принять бой с половцами. С фразеол. оборотом «взять град копьем» (см. в ПВЛ под 971 и 1097, в Ипат. лет. под 1237 и 1240 и др.) соотносимо в С. упоминание, что Всеслав Брячиславич «дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго» (С. 35). Комментируя это место, Д. С. Лихачев писал: «Всеслав Полоцкий не взял Киев „копием“ — он только „доткнулся“ его, всего семь месяцев пробыв киевским князем в 1068 г. Он взял его не военной силой, но и не мирным путем, придя к власти через восстание киевлян» (Устные истоки. С. 76).
«Конец копия» (ср. «конець копія въскръмлени») — обычное для яз. Киевской Руси выражение. Ср., напр., в Ипат. лет. в статьях 1151 и 1153 упоминание, что в тумане было «не видити до конець копья» (С. 435 и 466). По мнению Ф. Я. Приймы, в рассматриваемом месте С. «слово „конец“ выполняет. функцию предлога: вскормлены, находясь „конець копья“, „возле копья“, „с копья вскормлены“» (Болгарские параллели. С. 56).
Новое направление в истолковании текста было открыто А. И. Смирновым. Защищая возможность видеть здесь изображение «поющих копий» (по его мнению — метательных копий), он посчитал наряду с этим, что слова «на Дунаи» должны быть отнесены к плачу Ярославны, причем Дунаем, по его мнению, названа «река вообще», как это явствует из нового упоминания Дуная в самом плаче (О Слове. II. С. 124). Это деление текста принял В. Н. Перетц и большинство последующих комментаторов и переводчиков.